Список литературы:
1. Практическая психология образования: учебное пособие / Под редакцией И.В. Дубровиной. - 4-е изд.СПб.: Питер, 2004. - 592 с.: ил.
2. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. -М.: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с. - (Серия «Практическая психология»).
3. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учеб. пособие для вузов / Под ред. М. Пассольта. - М.: Академия, 2004. - 157 с.: ил.
ЭКСКУРСИЯ КАК ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
© Павлова Н.В.1
ФГБОУ ВПО «Северо-Восточный государственный университет»,
г. Магадан
В статье представлено обоснование практической значимости экскурсий как вида коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими легкую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения). Выявляется ценностный аспект влияния экскурсий на развитие коммуникативной компетенции учащихся данной категории. Представлено авторское видение реализации разработанной методики формирования коммуникативных умений у младших школьников с легкой умственной отсталостью через специально организованные воспитательные занятия (экскурсии).
Ключевые слова: ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), легкая умственная отсталость, интеллектуальные нарушения, коммуникативные умения, коммуникативная компетенция, внеурочная деятельность, практическая деятельность, коммуникативная деятельность, коррекционно-раз-вивающие занятия, экскурсия, общение.
В современном российском обществе бурно идет процесс модернизации образования, разрабатываются и реализуются Федеральные государственные стандарты образования. Так, приказом Министерства образования и
1 Магистрант по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психолого-педагогическое сопровождение детей в дефектологическом образовании». Научный руководитель: Леонова О.А., д.п.н., профессор.
науки Российской Федерации от 19.12.2014 года утвержден Федеральной государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вводит обязательность создания особых условий для реализации образовательных потребностей, характерных для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, к которым относятся в том числе и:
- овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации [6].
Таким образом, требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) непосредственно диктуют необходимость организации эффективной работы по формированию коммуникативной компетенции детей с легкой умственной отсталостью.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предлагает достаточно четкую формулировку направленности социально-коммуникативной области развития обучающихся с легкой умственной отсталостью. Данная область направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [3].
Для реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) каждой образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, необходимо выработать определенные механизмы организации как урочной, так и внеурочной деятельности учащихся.
Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривают применение
таких разнообразных форм организации внеурочной деятельности как экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно-полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, походы, фестивали, сю-жетно-ролевые, театрализованные игры, психологические тренинги, групповые занятия.
В связи с тем, что коммуникативные потребности, знания и умения у учащихся 1-4 классов, имеющих интеллектуальные нарушения, не формируются без специально организованного обучения и воспитания, то соответствующим образом построенный коррекционно-развивающий воспитательный процесс в образовательном учреждении может благотворно влиять на ребенка, способствовать формированию коммуникативной компетенции.
Практическая деятельность учащихся младших классов является одним из видов специально организованных коррекционно-развивающих занятий. Практическая деятельность - такая деятельность детей, которая направлена на получения собственного жизненного, коммуникативного опыта в социальной среде.
Практическая деятельность включает в себя экскурсии в различные общественные и культурно-досуговые места, социально-значимые дела (трудовые десанты, помощь пенсионерам, благоустройство посёлка и т.д.).
Многолетняя практика школ и педагогические исследования позволили установить, что значительным потенциалом в формировании у школьников умений и навыков обладают именно экскурсии.
В настоящее время школьные экскурсии рассматриваются как одно из перспективных направлений педагогической практики. Многие исследования в области общей и специальной педагогики показывают, что использование экскурсий дает существенные результаты в процессе обучения детей, формируют познавательный интерес, способствуют овладению учащимися различными умениями, в том числе и коммуникативными. Однако в педагогической науке недостаточно внимания уделяется роли экскурсий в формировании коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В специальных (коррекционных) школах формирование коммуникативных умений подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. Формирование коммуникативных умений у учащихся начальных классов выступает перед школой как задача первостепенной важности, так как они являются основой эффективности процесса социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу и воспроизводство им социальных связей и социального опыта [2]. Коммуникативная активность ребенка выступает как предпосылка социальной активности, которая в свою очередь является важным качеством социального индивида и формируется в процессе его социализации, через освоение социальных ролей, приобретение коммуникативной компетенции.
Мы понимаем коммуникативную компетентность как целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. общению, достигающему цели и эмоционально благоприятному (психологически комфортному) для участвующих сторон. Стихийно, само по себе, такое взаимодействие у детей с интеллектуальными нарушениями не возникает, для этого необходимо создание специальной обучающей среды. Поэтому, как отмечают психологи и педагоги, в младшем школьном возрасте следует включать сформированный у детей сенсорный опыт в построение более сложных познавательных процессов, причем таким образом, чтобы практическая деятельность была необходимым звеном в протекании этих процессов. Коммуникативная деятельность школьников представляет существенное условие для формирования навыков межличностного общения и личности растущего человека.
Экскурсия - коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих с учебной или культурно-просветительной целями; часто сочетается с элементами туризма [1].
На наш взгляд, систематическое проведение экскурсий будет иметь большое познавательное и воспитательное значение, способствовать развитию коммуникативных умений учащихся с легкой степенью умственной отсталости. На экскурсиях учащиеся смогут закрепить на практике многие теоретические знания, что будет способствовать процессу перевода их в умения и навыки.
Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, в котором осуществляется взаимодействие воспитателя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в социальной среде (памятники истории и культуры, памятные места, природа, организации населенного пункта, магазины и др.). Для эффективности экскурсии особое значение имеет понятность и доступность её материала для восприятия учащими с интеллектуальными нарушениями.
В словарях русского языка понятие «общение» рассматривается как «взаимоотношения, деловая дружеская связь». В практической деятельности человека имеют место два вида общения - прямое и косвенное. Экскурсия относится к форме прямого общения. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи.
Экскурсия, как форма прямого общения, предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант может при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивать человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигается необходимая организация и единство действий учащихся, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.
Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых. Практически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности экскурсовода и экскурсантов, взаимодействие между взрослым и детьми. Основа экскурсии как педагогического процесса является правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов [4].
В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах: как самостоятельная форма воспитания и обучения; как форма организации культурного досуга, воспитательной работы; как часть тематического цикла; как мероприятие по одному из направлений воспитательной работы (патриотическое, трудовое, эстетическое воспитание); как часть процесса формирования всесторонне развитой личности; и в том числе - как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами окружающей социальной жизни [1].
Следует отметить, что экскурсию как форму коррекционно-развиваю-щей деятельности в рамках реализации методики формирования коммуникативных умений у учащихся младших классов с легкой умственной отсталостью следует применять как часть цикла занятий и мероприятий различной направленности, взаимосвязанных между собой цепочкой последовательно отрабатываемых моделей поведения школьников. А последовательная, систематическая и целенаправленная воспитательная работа в свою очередь будет способствовать приобретению детьми с интеллектуальными нарушениями вербальных и невербальных навыков общения, сохранению устойчивого психологически благоприятного микроклимата в группе сверстников, развитию способности устанавливать межличностные контакты и вступать в отношения с другими людьми [5].
По нашему мнению, данным образом организованная внеурочная деятельность учащихся младших классов с легкой умственной отсталостью сделает эффективным не только процесс формирования коммуникативных умений, но и будет способствовать социальной интеграции обучающихся. Такая система должна и может стать необходимым компонентом всего воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении, так как направленна на формирование индивидуально-личностных качеств и социальных (жизненных) компетенций обучающихся с интеллектуальными нарушениями, поможет сформировать у детей с умственной отсталостью социально значимые ценностные установки.
Список литературы:
1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник. - 5-е изд. - М.: Советский спорт, 2004. - 216 с.
2. Мальковская Т.Н. Социальная активность школьника. - М., 1978. -184 с.
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): 1, 2 варианты АООП. - УО.-11.12.2015: п. 2.2.6: Программа внеурочной деятельности.
4. Райков Б.Е. Методика и техника проведения экскурсий: учебное пособие. - М.: Наука, 2004.
5. Строганова Л.В. Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками: учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 112 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1590.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
© Сычева Л.П.1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный государственный университет», г. Магадан
В статье раскрываются понятия «инклюзивное образование», «дети с ограниченными возможностями здоровья» и классификация детей с ОВЗ. А также специфика образования дети с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном пространстве, которая будет способствовать формированию у них жизненной компетенции.
Ключевые понятия: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья.
К сожалению, число детей с ограниченными возможностями здоровья, не уменьшается, а увеличивается. Этому способствует ослабление естественного отбора, связанное с развитием медицины, и патогенные факторы цивилизации: техногенные катастрофы, алкоголизм, наркомания и др. Согласно статистике, в настоящее время в России насчитывается около двух
1 Магистрант магистратуры по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль «Организация инклюзивного образования» кафедры Общей и социальной педагогики. Научный руководитель: Макоедова Г.В., к.п.н.