The Newman In Foreign Policy №37 (81), июнь-июль 2017 г.
УДК 378.14
ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 5 - 6 КЛАССОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Иванова Е. А. магистрант II курса ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
В статье обосновывается необходимость работы над коммуникативными умениями учащихся основной школы с лёгкой умственной отсталостью в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.
Ключевые слова: коммуникативные умения, федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Современные тенденции в образовательной политике задают новый вектор развития логопедической помощи детям с умственной отсталостью. В соответствии с требованиями специального стандарта одним из направлений коррекционной логопедической работы является формирование коммуникативных умений, которые должны обеспечить успешное школьное обучение и социальную адаптацию школьников с умственной 137 отсталостью. [Козырева, 2016, с. 63].
Для оценки сформированности
коммуникативных умений школьников с лёгкой умственной отсталостью нами было проведено исследование в 5-6 классах сельских школ Шушенского района.
Основываясь на требованиях ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, мы определили состав коммуникативных умений, которыми должны овладеть учащиеся 5 - 6 классов с лёгкой умственной отсталостью. К ним относятся умение слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; умение договариваться, приходить к общему решению, убеждать друг друга; умение учитывать разные мнения, уважать иную точку зрения.
Для диагностики коммуникативных умений мы использовали методики, предложенные коллективом научных сотрудников лаборатории специального и инклюзивного образования МГПУ (г. Москва), адаптированные в соответствии с возможностями умственно отсталых учащихся.
Опираясь на представление о коммуникации как структурно-уровневом образовании, состоящем из мотивационного, операционного и рефлексивного компонентов, мы разделили диагностические задания на соответствующие содержательные блоки: изучение мотивационного компонента коммуникации; изучение
коммуникативных умений, направленных на взаимодействие, сотрудничество; изучение умений речевой коммуникации.
При изучении мотивационного компонента мы определили коммуникативные склонности учеников (негативное отношение к общению или стремление к общению и т.д.), уровень самооценки речи, причины речевой инактивности учеников. Данный компонент оценивался посредством модифицированных методик «Оценка
коммуникативных склонностей» (Головей Л. А.), «Контроль состояния речи» (Лоскутов В. В.).
При оценке сформированности
коммуникативных умений, направленных на взаимодействие, была использована методика «Кто прав?» (автор Е.Л. Черкасова), позволяющая оценить умение принимать иные точки зрения. При изучении коммуникации как сотрудничества оценивалось умение договариваться, убеждать друг друга, умение контролировать друг друга по ходу выполнения задания, реагировать на замечания партнёра. Для этого были использованы методики «Совместное рисование» (автор А.Г. Асмолов), «Ковёр» (автор Р. В. Овчарова). При изучении состояния речевой коммуникации оценивалось умение слушать и вести диалог, задавать вопросы в зависимости от ситуации общения, излагать своё мнение, осознанно использовать речевые и неречевые средства для выражения своих мыслей в соответствии с задачей коммуникации. Для оценки этого блока умений были использованы методики «Переговоры» (автор И.А. Емельянова), «Так и не так» (автор Е.Л. Черкасова).
Современные исследования показывают, что дети с умственной отсталостью при переходе на основной уровень образования испытывают особые трудности при овладении коммуникативными умениями. [Черкасова, 2016, с.20]. Качественный анализ диагностических заданий проведённого нами эксперимента в основных школах Шушенского района подтверждает данное утверждение.
В ходе исследования были выявлены следующие особенности сформированности коммуникативных умений умственно отсталых учащихся 5-6 классов: большинство школьников не учитывают мнение других; затрудняются вступить в коммуникацию; в диалоге участвуют формально: не пытаются доказать свою позицию, не приводят доводов и аргументов, в диалоге не происходит взаимодействия его участников; при выполнении заданий, требующих совместной работы, школьники не пытаются договориться о предстоящих действиях, не вступают в контакт друг с другом, действуя автономно; демонстрируют элементы невербальной
коммуникации; не могут прокомментировать свои действия; речь одержит аграмматизмы.
Результаты проведённого эксперимента показали, что 70% умственно отсталых школьников не могут реализовать потребность в общении, так как у них не сформированы коммуникативные умения, необходимые для эффективного участия в коммуникации.
The Newman In Foreign Policy №37 (81), июнь-июль 2017 г.
Проведенное исследование подтвердило необходимость поиска эффективных путей формирования коммуникативных умений школьников 5 - 6 классов с нарушением интеллекта.
Список сокращений:
1.ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Источники и литература:
1. Брюховских Л.А. Нейропсихологический метод в диагностике речевых нарушений // Инновационное развитие современной науки: по материалам Научно-практической конференции г.Уфа. 31 .01.2014 в 9 ч., Ч 9./ отв.ред. А.А Сукиасян.-Уфа: РИЦ БашГУ,- 2014, С.53-58.
2. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. 2014. №1. С.112-115.
3. Козырева О.А. Актуальное нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №4. 2016. С. 58-64.
4. Сырвачева Л.А. Изучение и коррекция психомоторных и сенссорных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. А. Сырвачева, Н.А. Гавриленко // «Современное общество, образование и наука»: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 25 июня 2012 г.: в 3 частях. Часть 3; Минобразования и науки Рос. Федерации. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука - Общество», 2012. - С. 25 -27
5. Сырвачева Л.А. Программа по развитию психомоторных и сенсорных процессов у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Л. А. Сырвачева, Н.А. Гавриленко // «Наука и образование в жизни современного общества»: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. 29 октября 2012 г.: в 12 частях. Часть 5; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука - Общество», 2012. - С. 27 -31
6. Сырвачева Л.А. Психологические аспекты адаптации детей с ОВЗ в процессе инклюзии // Школьный логопед. 2014. № 4. С 58-72.
7. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.- М.: Национальный книжный центр, 2016. - 144 с.
138
«ГУМАНИТАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» УКРАСИЛА ФОРУМ АНТИТЕРРОР В КРАСНОЯРСКЕ
Площадку высоко оценили сотрудники Администрации Губернатора Красноярского края и пожелали удачи ребятам в дальнейшей работе на пути становления такого общества, когда больше не будет необходимости применять силу.
Второй день форума «Антитеррор.
Современные системы безопасности» был отмечен особой
повесткой дня.
Дипломаты площадки «Гуманитарная безопасность» обсуждали
противодействие героизации нацизма. Выступили с разных позиций и открыли новую картину внутреннего раскола Совета безопасности. В каждой стране-участнице есть проблемы, связанные с проявлениями рассизма и ксенофобии в обществе, популярности нацистских идей среди молодежи.
АНТИТЕРРОР
современные
системы
безопасное™
к)
Ссылка на фото второго https://vk.com/album-34462212 244260418
дня