«Лучше синица в руках, чем журавль в небе» - «Лучше одна перепёлка в руках, чем сотня в небе».
«Дитя не заплачет - мать не разумеет» - «Мать не даст грудь ребёнку, пока он не заплачет».
«Там, где тонко, там и рвется» - «Верёвка рвется там, где она тонка».
«Добрая слава лежит, а плохая по дорожке бежит» - «Плохая слава волчьей рысью бежит».
«Спереди - мужик, сзади - баба (о попе)» - «Спереди посмотреть, похож на мужчину, сзади посмотреть, похож на женщину».
«Терпи казак - атаманом будешь» - «Терпеливый солдат офицером стал».
«Капля дёгтя бочку меда портит» - «Капля грязи испортила лохань меда».
«Нет дыма без огня» - «Нет дыма там, где нет огня...».
А такая русская пословица, как «Учение - свет, а неученье - тьма» напрямую калькируемая ингушами «Дешар - сердало, ца дешар - боадо» в свою очередь восходит к немецкой традиции [8].
Пословицы и поговорки нередко состоят из одного предложения. Часто они состоят из двух частей, одна из которых играет вспомогательную роль для обоснования другой части, заключающей в себе основной смысл. Например, «Коня выбирай по галопу, а человека - по его спокойствию» («Говра чоаболах къоастае, саг сабарах къоаставе»). Первая часть пословицы выполнят подручную роль через сравнение (параллелизм) ко второй части, являющейся основной выразительницей идеи пословицы.
Некоторые пословицы состоят из нескольких взаимосвязанных частей. К примеру, пословица, состоящая из четырех частей: «Умерла сестра - окна нет; умер брат - упала стена; умер отец - крыша обрушилась; умерла мать - рухнул весь дом». Пословица состоит из четырех частей, из которых первые три призваны высветить основной смысл, заключенный в четвертой части - главной в семье является мать. Надо отметить, что ингушские пословицы более часто
Библиографический список
высоко отзываются о матери, нежели об отце семейства. Случается, что некоторые пространного содержания пословицы пытаются охарактеризовать, к примеру, жизнедеятельность человека в его разные возрастные периоды: «Мужчина двадцатилетний похож на волка - шустрый, ищущий; сорокалетний похож на барса - мужественный, все хватает и не упускает, шестидесятилетний и старше уже похож на медведя - сонливый лежебока».
Придерживаясь традиции русской фольклористики, к своду пословиц и поговорок мы присоединили, в доступной нам мере, свод загадок, являющихся гимнастикой ума, и тестами на сообразительность.
В настоящее время изменилось отношение к народному фольклору. Создаются детские и взрослые фольклорные ансамбли, на уроках дисциплин эстетического цикла стали изучать произведения народного фольклора. Используя все это, учитель воспитывает эстетические чувства, учит детей мыслить образами, формирует у школьников интерес к высокой художественной культуре.
В традициях ингушского фольклора включены ингушские произведения назидательного воспитательного характера, которые представлены притчами, пословицами и поговорками.
Все они в ингушском фольклоре названы одним термином «кица». Тематика их самая разнообразная, употребляются они в речи при самых различных ситуациях. Ярко выраженная дидактическая сторона этих жанров - поучение. Данный свод народной мудрости имеет большое эстетическое и воспитательное значение. Приведенные в работе «кицы» и загадки никак не являются исчерпывающими, но все же они дают представление о мудрости, веками накопленной в народе.
Сегодня воспитательный потенциал ингушского народного фольклора не просто значителен, но и очень перспективен. Фольклор своего народа является верным средством познания эстетического воспитания жизни для учащихся школ.
1. Семенов Л.П. Мальсагов Заурбек Куразович (Биогарфическая справка). Литературная энциклопедия. Москва, 1932; Т. VI: 747-748.
2. Корзун В.Б., Мальсагов Д.Д., Ошаев Х.Д. основные этапы развития чечено-ингушской советской литературы. Очерки истории чечено-ингушской литературы. Грозный: ЧИКИ, 1963.
3. Дахкильгов И.А. Антология ингушского фольклора. Т. 10. «Притчи, пословицы, поговорки, кицаш». Нальчик: ООО «Тетрограф», 2012.
4. Дахкильгов И.А. Мудрые наставления наших предков. Нальчик, 2002.
6. Столович Л.Н. Философы России XIX столетий. Биографии, идеи, труды. Москва, 2002.
7. Дзарахова З.М.-Т. Этнокультура как основание формирования национального самосознания ингушей. Диссертация доктора ... педагогических наук. Махачкала, 2007.
8. Танкиев А.Х. Об эстетических и этических терминах ингушского языка. Духовные башни ингушского народа. Сборник статей и материалов о народной культуре. Саратов: Региональное приволжское издательство, 1997.
9. Раджабов И.М., Саутиева Ф.Б. Совершенствование концепции эстетического воспитания школьников средствами фольклора. Мир науки, культуры, образования. 2018; 1 (68): 304 - 305.
10. Саутиева Ф.Б. Роль народного творчества в повышении эстетического воспитания школьников. Мир науки, культуры, образования. 2018; 2 (69): 290 - 291.
11. Батыгова А.Б. Концепт «красота» в английском, русском и ингушском языках. Студенческий электронный научный журнал. 2019; 5 (49).
References
1. Semenov L.P. Mal'sagov Zaurbek Kurazovich (Biogarficheskaya spravka). Literaturnaya 'enciklopediya. Moskva, 1932; T. VI: 747-748.
2. Korzun V.B., Mal'sagov D.D., Oshaev H.D. osnovnye 'etapy razvitiya checheno-ingushskoj sovetskoj literatury. Ocherki istorii checheno-ingushskoj literatury. Groznyj: ChIKI, 1963.
3. Dahkil'gov I.A. Antologiya ingushskogo fol'klora. T. 10. «Pritchi, poslovicy, pogovorki, kicash». Nal'chik: OOO «Tetrograf», 2012.
4. Dahkil'gov I.A. Mudrye nastavleniya nashih predkov. Nal'chik, 2002.
6. Stolovich L.N. Filosofy RossiiXIXstoletij. Biografii, idei, trudy. Moskva, 2002.
7. Dzarahova Z.M.-T. 'Etnokul'tura kakosnovanie formirovaniya nacional'nogo samosoznaniya ingushej. Dissertaciya doktora ... pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2007.
8. Tankiev A.H. Ob 'esteticheskih i 'eticheskih terminah ingushskogo yazyka. Duhovnye bashni ingushskogo naroda. Sbornik statej i materialov o narodnoj kul'ture. Saratov: Regional'noe privolzhskoe izdatel'stvo, 1997.
9. Radzhabov I.M., Sautieva F.B. Sovershenstvovanie koncepcii 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov sredstvami fol'klora. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 1 (68): 304 - 305.
10. Sautieva F.B. Rol' narodnogo tvorchestva v povyshenii 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 2 (69): 290 - 291.
11. Batygova A.B. Koncept «krasota» v anglijskom, russkom i ingushskom yazykah. Studencheskij 'elektronnyj nauchnyjzhurnal. 2019; 5 (49).
Статья поступила в редакцию 31.03.19
УДК 379.8
Simonyan M.S., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Social and Cultural Activities, Krasnodar State Institute of Culture
(Krasnodar, Russia), E-mail: mger22@yandex.ru
Panarina M.A., 2rd year student, Department of Social and Cultural Activities, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia),
E-mail: panarina_marija@mail.ru
TOUR AS PART OF TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS IN THE FRAMEWORK OF PREPARATION OF MANAGERS OF WELFARE ACTIVITY. The
article reveals one of the topical issues of modern education in higher education, suggesting practice-oriented orientation. The basis of the research is the process of preparing undergraduate students in the direction of training 51.03.03 "Socio-cultural activities" in the framework of the study of disciplines "Excursion service in socio-cultural activities". The study highlights professional competencies and skills (oratorical, communicative, organizational, analytical, search and research, creative), which are formed by bachelor students in the process of studying the designated discipline, as well as the technologies, forms and means of reinforcing the theoretical knowledge gained during the implementation practical tasks. An innovative and creative approach to the study of practice-oriented disciplines, which was introduced at the Krasnodar State Institute of Culture in teaching of managers of socio-cultural activities, creates competitive and popular personnel in the field of culture. This experience can be implemented in other universities of culture.
Key words: socio-cultural activities, sightseeing service, tour, professional competence and skills, technology, social and cultural activities.
М.С. Симонян, канд. ист. наук, доц. каф. социально-культурной деятельности, Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, Е-mail: mger22@yandex.ru
М.А. Панарина, студентка 2 курса каф. социально-культурной деятельности, Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, Е^: panarina_marija@mail.ru
ЭКСКУРСИЯ КАК ЧАСТЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрывается одна из актуальных проблематик современного образования в высшей школе, предполагающей практикоориентированную направленность. В основе данной статьи лежит процесс подготовки студентов-бакалавров по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» в рамках изучения дисциплин «Экскурсионный сервис в социально-культурной деятельности». В исследовании выделены профессиональные компетенции и навыки: ораторские, коммуникативные, организаторские, аналитические, поисково-исследовательские, творческие, - которые формируются у студентов-бакалавров в процессе изучения обозначенной дисциплины, а также технологии, формы и средства, способствующие закреплению полученных теоретические знания при реализации практических заданий. Инновационный и творческий подход при изучении практикоориентированных дисциплин, который внедрён в Краснодарском государственном институте культуры при подготовке менеджеров социально-культурной деятельности, формирует конкурентоспособные и востребованные кадры в сфере культуры. Данный опыт может быть внедрен и в других вузах культуры.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, экскурсионный сервис, экскурсия, профессиональные компетенции и навыки, технологии социально-культурной деятельности.
В современном мире социально-культурная деятельность активно развивается и совершенствуется: появляются новые формы мероприятий и методы их проведения [1, с. 3]. Одной из эффективных и информативных форм, которая сегодня претерпевает различные изменения и приобретает современные модификации, является экскурсия. Экскурсия - это форма социально-культурной деятельности, представляющая собой аудиовизуальный процесс восприятия окружающего мира, заключающийся в передаче информации об объекте или явлении экскурсоводом участникам экскурсии с целью реализации познавательной и рекреативной функций. Благодаря своей информативности и простоте восприятия экскурсии пользуются большим спросом у разновозрастной аудитории, не только как способ рекреации, но и как особый вид познавательной деятельности: туристические экскурсии, школьные уроки-экскурсии и т. д. Кроме того всё большее распространение в наше время получают променад-спектакли - особая, инновационная форма экскурсий, которая не только позволяет эффективно передавать зрителям информационное содержание программы, но воздействовать на их эмоциональный фон. В Южном федеральном округе таким проектом стал «Голос города», который реализуется в четырёх городах региона. Популярность и востребованность «Голоса города» и мероприятий подобного формата также является доказательством того, что современные формы экскурсий пользуются большим спросом среди потребителей социокультурных услуг.
Подготовка студентами экскурсий в пределах Краснодарского края способствует воспитанию чувства гордости и патриотизма за многовековое культурное наследие России, а также помогает популяризации отечественных мест боевой славы, памятников и других отечественных достопримечательностей [2, с. 15].
Социально-культурная сфера очень подвижна и изменчива, поэтому в ней довольно быстро меняется мода на мероприятия различных форматов. Однако, даже самый современный социокультурный проект имеет в своём основании одну или несколько классических форм социально-культурной деятельности. В этой связи будущим специалистам важно в рамках образовательной программы, по которой они проходят обучение, получить знания не только об инновационных практиках досуговой сферы, но и об, уже апробированных формах, которые в дальнейшем могут быть преобразованы во что-то качественно новое. Для этого в рамках образовательной программы студенты-бакалавры Краснодарского государственного института культуры по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» изучают специальные дисциплины, дающие им возможность познакомиться с различными формами социально-культурной деятельности и их современными модификациями [3, с. 279]. Одной из таких дисциплин является «Экскурсионный сервис в социально-культурной деятельности». В рамках этой дисциплины студенты не только знакомятся с теоретическим содержанием образовательного модуля, но и учатся применять полученные знания в процессе практической деятельности. Во время освоения дисциплины обучающиеся изучают все аспекты экскурсии как формы социально-культурной деятельности, они формируют у себя профессиональные компетенции, которые необходимы для успешного трудоустройства и работы в организациях социокультурной сферы.
Экскурсия - многоаспектный и многоэтапный процесс, во время которого студент может не только получить практические навыки, но и расширить свой кругозор, так как для составления и проведения экскурсии необходимо изучить большое количество информации об объектах и явлениях, которые будут являться частью экскурсии. Также обучающийся получает знания о подготовке и проведении экскурсии, её особенностях. Во время подготовки, проведения и анализа уже проведенной экскурсии у студентов формируются следующие профессиональные компетенции и навыки: ораторские, коммуникативные, организаторские, аналитические, поисково-исследовательские, творческие.
В рамках дисциплины «Экскурсионный сервис в социально-культурной деятельности» каждый студент Краснодарского государственного института культуры разрабатывает и проводит экскурсию по городу и по территории ВУЗа. Таким
образом, у обучающихся появляется возможность примерить на себя роль не только организатора экскурсии, но и экскурсовода. Одной из главных задач экскурсовода является объяснение и описание объектов и явлений во время экскурсии, поэтому для него важно обладать навыками ораторского искусства. Экскурсовод должен уметь оценивать, понимать аудиторию, привлекать её внимание, подстраиваться под её особенности и настроения, интерпретировать любую информацию и делать её простой, интересной и понятной для любых слушателей, для этого ему необходимо знать типы аудиторий и их особенности, а также методики работы с каждой. Кроме того экскурсовод должен владеть красивой, грамотной и чёткой речью, которая приятна и понятна для восприятия, для этого необходимо освоение орфоэпических и грамматических норм, а также постоянное пополнение лексикона [4, с. 26]. Богатый словарный запас необходим не только для того чтобы придать речи насыщенность и выразительность, но и для возможности использования синонимов, благодаря которым происходит интерпретация информации для конкретной аудитории, это позволяет сделать понятнее и интереснее передать содержание экскурсии. Сформированные в рамках экскурсионной деятельности навыки ораторского искусства помогут студентам не только успешно осваивать специальные учебные дисциплины, но и продуктивно осуществлять в дальнейшем свою профессиональную деятельность.
На всех этапах реализации экскурсии организатору необходимы развитые и обширные коммуникативные навыки, которые позволят не только общаться с аудиторией, но с людьми и учреждениями, имеющими отношение к подготовке и проведению экскурсии. Организатор экскурсии должен уметь презентовать не только себя, но и свой проект, для того чтобы заинтересовать и убедить спонсоров, возможных партнеров и аудиторию, в оригинальности и востребованности предлагаемого социокультурного продукта. Так как в настоящее время конкуренция в сфере досуга очень высока, то организатор экскурсии должен обладать умением убеждать, подбирая при этом обоснованные и исчерпывающие аргументы в защиту своего проекта. В современном мире с каждым днём возрастает влияние глобализации на общество, вследствие чего активно развивается международный туризм, который невозможно представить без развитой экскурсионной индустрии. Поэтому важно, чтобы специалист, работающий в социокультурной сфере, владел одним или несколькими иностранными языками, поэтому в учебный план студентов, обучающихся по программе «Социально-культурная деятельность» включён английский язык, что позволяет студентам расширить свои профессиональные возможности. В рамках практического освоения дисциплины «Экскурсионный сервис в социально-культурной деятельности» студенты могут подготовить экскурсию на английском языке и провести её для иностранных студентов Краснодарского государственного института культуры, тем самым расширив и углубив свои знания языка. Также коммуникативные навыки необходимы организатору экскурсий для осуществления обратной связи с аудиторией, так как это необходимо не только для осуществления анализа проделанной работы, но и для поддержания интереса потребителя к конкретному производителю социокультурных услуг. При этом важно использовать не только прямую, но и опосредованную коммуникацию: телефон, социальные сети, электронная почта и мессенджер, так как это позволит добиться наибольшей эффективности.
Большое значение в современной социокультурной сфере играет рекламная кампания, которая может сыграть одну из ключевых ролей в обеспечении популярности и окупаемости любого мероприятия, практика экскурсионной деятельности позволяет студентам наравне с другими компетенциями отработать также свои навыки рекламирования социокультурного продукта. Кроме того что при этом они могут воспользоваться уже приобретенными теоретическими знаниями, у них есть возможность проконсультироваться с практикующими специалистами социально-культурной деятельности, которые преподают в Краснодарском государственном институте культуре, что позволит избежать каких-либо ошибок и качественнее интегрировать теоретическую информацию с практической деятельностью. Также стоит отметить, что практика экскурсионной деятельности
открывает возможность молодым специалистам поработать со спонсорами, которые оказывают проекту финансовую либо материальную поддержку с целью рекламы. Так как в сложившейся социально-экономической ситуации в Российской Федерации сфера культуры имеет недостаточное финансирование, организации и учреждения культуры вынуждены прибегать к помощи инвесторов, благотворительных организаций и спонсорам. Последние в свою очередь обращают большое внимание на то, какую рекламу может предложить им учреждение за оказанную поддержку, поэтому формирование рекламной компетенции необходимо для менеджера социально-культурной деятельности.
Как уже отмечалось выше, экскурсия - это сложный и многоаспектный процесс, который требует работы не одного специалиста, поэтому необходима качественная организация деятельности создателей проекта на протяжении всех этапов. Необходимо осуществить грамотное распределение обязанностей в зависимости от профессиональных и личностных качеств исполнителей и обеспечить своевременный контроль выполнения всех операций. Кроме того организация предполагает планирование всех этапов проведения экскурсии, учитывая при этом особенности и возможные форс-мажорные ситуации, которые могут возникнуть, а также способы их оперативного разрешения. Также организаторские навыки пригодятся и при непосредственном проведении самой экскурсии, так как она предполагает довольно большую аудиторию. Организаторские навыки нужны студентам не только для эффективного и успешного освоения учебной программы и выполнения практических заданий, но и для дальнейшей профессиональной деятельности в качестве менеджеров социально-культурной деятельности.
Подготовка и реализация мероприятия в рамках экскурсионной деятельности способствует развитию у студентов аналитических навыков. Качественный и своевременный анализ позволяет выявлять проблемные поля ещё на этапе планирования и подготовки экскурсии и находить наиболее оптимальные пути для их исправления. Кроме того организатору экскурсии необходимо уметь анализировать рынок социально-культурных услуг: выявлять существующее предложение и спрос, особенности и потребности аудитории, современные тенденции и перспективы их развития. Подбор тематики и маршрута экскурсии следует осуществлять только после многогранного анализа вышеперечисленных параметров, что позволит в достаточной большой степени предсказать востребованность и актуальность проекта у потенциальной аудитории. Также способность анализировать позволит организатору экскурсии выбрать наиболее подходящие методики и тактики для разработки экскурсионной программы в конкретных условиях и в определенный промежуток времени, а анализ аудитории поможет разработать программу, сбалансированную по содержанию и времени проведения. Большую роль в организации любых мероприятий играет анализ, проведенный после реализации проекта и направленный на выявление его сильных и слабых сторон, так как это позволяет учитывать допущенные ошибки в будущем и интегрировать успешные методики и тактики в общую теоретико-практическую базу социально-культурной деятельности. Это в дальнейшем позволит не только выстраивать наиболее грамотный процесс организации, но и разрабатывать новые инновации формы, опираясь на полученный опыт.
Подготовка и разработка проекта экскурсии невозможна без поисково-исследовательской работы, которая начинается уже на этапе выбора тематики будущей экскурсии. Для выбора актуальной и интересной темы, которая подходит для полноценного раскрытия в формате экскурсии, необходимо исследовать большое количество информации из различных источников, спрос аудитории, возможности и особенности организации. Кроме того поисково-исследовательские навыки необходимы для подбора достоверной интересной и новой для потенциальной аудитории информации. Важную роль в подготовке материала играет первоисточник, поэтому большее внимание нужно уделить архивным документам, данным археологических раскопок и научной литературе, так как это поможет качественнее раскрыть исследуемую проблему. Работа с этими источниками требует определенных теоретических знаний и практических навыков та-
Библиографический список
ких как: владение понятийным аппаратом по конкретной теме, умение работать с библиотечными каталогами и электронными базами данных, понимание специфики работы архивов и т.д. При подготовке передвижной экскурсии поисково-исследовательская компетенция необходима для построения насыщенного и нестандартного маршрута, который сможет удовлетворить запросы потребителей социокультурных услуг.
Экскурсионная деятельность, как и любая другая форма социально-культурной деятельности невозможна без творческого подхода, который обеспечивает создание не только интересного, но и уникального продукта, который будет выполнять социально значимые функции и при этом сможет заинтересовать обширную аудиторию. Творчество в любом его проявлении позволяет сделать любое мероприятие ярче и красочнее. Благодаря творческому подходу можно найти новые формы, через которые возможна наиболее точная передача замысла автора. Оригинальный и нестандартный социокультурный продукт имеет больше шансов выдержать конкуренцию на современном рынке досуговых мероприятий и является более привлекательным для потребителя. Поэтому важно, чтобы организатор экскурсии мог видеть необычное в обычном и, при помощи доступных ему материальных и нематериальных средств раскрывать это аудитории, передавая ей определенную смысловую нагрузку и обеспечивая удовлетворение её культурно-досуговых потребностей. Также творческий подход необходимо использовать для проведения рекламной кампании, которая, не смотря на обилие в современных СМИ рекламного контента, сможет привлечь внимание потенциального потребителя и обеспечить достаточную аудиторию для реализуемого проекта. Таким образом, «во время подготовки экскурсии и решения возникающих задач, обусловленных особенностями этой формы социально-культурной деятельности, современной индустрии досуга и спроса аудитории, у студентов формируются творческое видение предметов и объектов» [5, с. 6], что, безусловно, важно в работе специалиста данной сферы.
Во время подготовки экскурсии студенты-бакалавры учатся внедрять в свою практическую работу технологии социально-культурной деятельности, которые представляют собой совокупность приёмов и методик, обеспечивающую интеграцию теоретических знаний и практических навыков для достижения генеральных целей социально-культурной деятельности. К основным технологиям относятся: социализирующая, творческая и коммуникативная, а уже из них выделяются прикладные, все они активно используются в рамках современной экскурсионной деятельности. Особой популярностью пользуются интерактивные, игровые, культуро-творческие, образовательные и рекреационные технологии. Внедрение различных приёмов и методик социально-культурной деятельности позволяет придать индивидуальный облик мероприятию, сделать его целостным и добавить большей динамики, а также интенсивнее воздействовать на более широкую аудиторию.
Кроме того студентам предлагается закрепить полученные теоретические знания в рамках практической реализации проекта экскурсии, для них организуются посещения различных экскурсионных программ и мероприятий для ознакомления с существующими методиками и тактиками проведения мероприятий подобного формата. Это позволяет студентам не только изучать современный социокультурный рынок, но и учиться анализировать и выявлять сильные и проблемные аспекты любого мероприятия, что также способствует накоплению профессионального опыта и развитию критического мышления.
Для подготовки специалиста, который сразу после окончания ВУЗа сможет успешно осуществлять свою профессиональную деятельность, необходима образовательная программа, которая будет интегрировать в себе преподавание обширных теоретических аспектов и обеспечение широкой базы для практической деятельности. Поэтому важно, чтобы в учебном плане содержалось достаточное количество практикоориентированных дисциплин, позволяющих студентам получать профессиональный опыт и необходимые для дальнейшей работы навыки. Это обеспечит подготовку конкурентоспособных и востребованных кадров в сфере культуры.
1. Лях О.А., Лиханова В.В. Инновации в экскурсионной деятельности Cyberleninka.ru: научная электронная библиотека «Киберленинка». Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/innovatsii-v-ekskursionnoy-deyatelnosti-1
2. Курило Л.В. Основы экскурсионной деятельности: учебное пособие. Москва, 2012.
3. Симонян М.С., Панарина М.А. Выставочная деятельность как фактор формирования профессиональной компетентности студентов-бакалавров по направлению подготовки социально-культурная деятельность. Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2018; Вып. 61.; Ч. 1: 279 - 282.
4. Долженко Г.П. Экскурсионное дело в высших учебных заведениях: история и методика обучения: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2011.
5. Симонян М.С. Рабочая программа учебной дисциплины «Экскурсионный сервис в социально-культурной деятельности». Краснодар, 2015.
References
1. Lyah O.A., Lihanova V.V. Innovacii v 'ekskursionnoj deyatel'nosti Syberleninka.ru: nauchnaya 'elektronnaya biblioteka «Kiberleninka». Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/innovatsii-v-ekskursionnoy-deyatelnosti-1
2. Kurilo L.V. Osnovy 'ekskursionnoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Moskva, 2012.
3. Simonyan M.S., Panarina M.A. Vystavochnaya deyatel'nost' kak faktor formirovaniya professional'noj kompetentnosti studentov-bakalavrov po napravleniyu podgotovki social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Yalta, 2018; Vyp. 61.; Ch. 1: 279 - 282.
4. Dolzhenko G.P 'Ekskursionnoe delo v vysshih uchebnyh zavedeniyah: istoriya i metodika obucheniya: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu, 2011.
5. Simonyan M.S. Rabochaya programma uchebnojdiscipliny «'Ekskursionnyjservis v social'no-kul'turnojdeyatel'nosti». Krasnodar, 2015.
Статья поступила в редакцию 28.03.19
УДК 371
Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Moscow region,
Russia); Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru
Nikulina Ya.S, MA student, Gzhel State University (Elektroizolyator, Moscow region, Russia), E-mail: ni-ku-li-na@yandex.ru
SCHOOL AS THE COORDINATOR OF THE INCREASE OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF A FAMILY. The article attempts to identify problems of interaction between family and school at the present stage, to identify the role of school as a coordinator of this interaction; to identify ways, including the use of information resources for effective cooperation with the family and constructive dialogue within interests of the child, his development and self-determination. The authors conclude that an essential prerequisite to establishing partnerships family and school is the information platform for interaction. Information should be qualitative and accessible. Only in this case it is an important factor in the involvement of parents in school life. School website, e-diary/log becomes an important information resource for parents, and for school-lever coordination in collaboration with the families. Information openness and transparency is the key to building confidence among all the participants in the educational process.
Key words: coordinator, educational potential, partnership, efficiency, development, information resources, constructive dialogue, self-determination, family, school, child, personality, interaction.
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. каф. психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», Московская область,
п. Электроизолятор; проф. кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,
Е-mail: yunna_sorokopud@mail.ru
Я.С. Никулина, магистрант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» Московская область, п. Электроизолятор,
Е-mail: ni-ku-li-na@yandex.ru
ШКОЛА КАК КООРДИНАТОР ПОВЫШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ
В данной статье сделана попытка обозначить проблемы взаимодействия семьи и школы на современном этапе, обозначить определённую роль школы как координатора данного взаимодействия; наметить пути, в том числе, использование информационных ресурсов, для эффективного сотрудничества с семьей и конструктивного диалога с ней в интересах ребёнка, его развития и самоопределения. Авторы делают выводы о том, что одной из важнейших предпосылок установления партнёрских отношений семьи и школы является информационная платформа взаимодействия. Информация должна быть качественной и доступной. Только в этом случае она - важный фактор участия родителей в школьной жизни. Школьный сайт, электронный дневник / журнал становится важным информационным ресурсом для родителей, а для школы - рычагом координации во взаимодействии с семьями. Информационная открытость и прозрачность-ключ к установлению доверия между всеми участниками образовательного процесса.
Ключевые слова: координатор, воспитательный потенциал, партнерство, эффективность, развитие, информационные ресурсы, конструктивный диалог, самоопределение, семья, школа, ребёнок, личность, взаимодействие.
Школа как авторитарное явление теряет свою актуальность. В настоящее время ей нужно приспосабливаться к новым социальным реалиям, искать новые пути и формы взаимодействия с общественным организациям и, прежде всего, с семьей. Являясь самым активным субъектом по воспитанию и обучению детей, школа должна использовать воспитательный потенциал семь как немаловажный ресурс своей педагогической деятельности. Педагоги и родители нацелены на решение одной задачи: воспитание и развитие личности, способной к самореализации в постоянно меняющемся социо-культурном пространстве. Обретение социального опыта ребёнком, формирование нем жизненно важных качеств для самоопределения возможно только при тесном и активном взаимодействии всех участников образовательного процесса, когда ни одна из сторон не является лишь пассивным объектом взаимодействия. Только при условии объединения воспитательный усилий семьи и школы можно успешно решить поставленную задачу [1].
Известно, что семья закладывает основы духовного и физического становления ребёнка, его личностного развития в раннем детстве и в последующие школьные годы. Безусловно влияние и социальных условий, бытового окружения, различных общественных организаций. Но организующим центром современной воспитательной работы школы, семьи и общественности должна выступать школа. Об этом свидетельствует ряд факторов, вот некоторые из них:
- школа дает необходимый уровень образования учащимся в соответствии с современными запросами;
- школа обеспечена квалифицированными педагогами, способными влиять на учащихся и их родителей;
- дети выполняют учебную работу в школе (большая часть времени), затем дома, когда родители заняты в сферах производственной деятельности и их традиционные контакты с детьми ослабевают [2].
Все названное определяет главенствующую роль школы, её первостепен-ность воздействия на воспитание детей и повышение педагогической культуры их родителей. Вот почему школа должна выступать координирующим центром, объединяющим деятельность семьи и школы [3].
От школы зависит эффективность взаимодействия педагогов и родителей обучающихся в деле воспитания личности гражданина России.
Разработанный и внедренный стандарт нового поколения (ФГОС), основанный на неразрывном единстве учебной и внеурочной деятельности, ориентированной на духовно-нравственное развитие ребёнка, предполагает интеграцию усилий семьи и школы для успешной реализации задач их сотрудничества в деле воспитания и обучения.
Процесс воспитания длителен, непрерывен, поступателен и имеет свои стадии, в каждой из которых ряд определенных проблем. Назовем некоторые из важнейших проблем совместной воспитательной работы семьи и школы:
1. Осмысление целей и содержания учебно-воспитательной работы школы и семьи. Родители, как и педагоги, должны осознать, что цель воспитания -всестороннее развитие личности.
2. Стимулирование активности учащихся в своем личностном развитии. Дети, родители которых поддерживают благоприятную психологическую атмосферу в семье, показывают пример высокой нравственности, более интенсивно развиваются в интеллектуальном и духовно-нравственных планах.
3. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Родители по мере взросления своих детей излишне опекают их, лишая самостоятельности, что является причиной разногласий и недопониманий в семье, негативно влияющих на качество образования [4].
Для решения вышеперечисленных проблем важно строить взаимодействие родителей и учителей на принципах гуманизма и партнерства, способствующих эффективности сотрудничества в деле воспитания детей.
Учитывая уровень развития учащихся, запросы и интересы семьи, школы, осуществляя партнерскую деятельность способствует формированию воспитательной среды, когда:
- проводит совместные мероприятия и праздники, спортивные соревнования, субботники, благотворительные акции, конкурсы для детей и их родителей, которые сплачивают коллектив;
- привлекает родителей к выработке общей стратегии деятельности образовательной организации и семьи; к созданию Программы совместной работы, повышая при этом культуру взаимодействия родителей и педагогов; находя новые формы для сотрудничества;
- выстраивает сотрудничество «дети-учителя-родители» в рамках процесса равноправия всех участников, носящего развивающий характер;
- обеспечивает свободный досуг родителей на уроке в любое удобное для них время, а не только в общепринятые Дни открытых дверей, что, безусловно, позволяет родителям сохранить интерес к школьной жизни ребёнка, а педаго-гам-лучше узнать ребёнка и типы семейного воспитания;
- проводит родительские собрания, лектории, встречи с администрацией, беседы с целью помочь родителям найти правильные методы воспитания, а не только с целью информации об успеваемости и поведении [5].
Особенно важным взаимодействие семьи и школы остается в решении проблем детей «группы риска» (отставание в учебе, пропуски уроков, нарушение правил поведения). Для определения причин неуспеваемости ребёнка с целью корректировки своей деятельности педагоги и родители должны найти взаимопонимание, стать единомышленниками, выработать единые требования в интересах ребёнка и его успешности. Индивидуальные встречи, совместные обсуждения, подключения социо-психологической службы становятся наиболее значимыми в работе школы с семьей «трудных» детей [6].