Курина В. А. Особенности профессиональной подготовки студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в вузе культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № S6. - 0,2 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2017/470075.htm.
ДРТ 470075 УДК 378.147
Курина Вера Алексеевна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурных технологий ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры», г. Самара kurina06@mail.ru
Особенности профессиональной подготовки студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в вузе культуры
Аннотация. В статье представлен практический опыт организации образовательного процесса подготовки студентов по направлению «(Социально-культурная деятельность»; показаны результаты всех осуществляемых на факультете видов работ и обозначена востребованность выпускников направления «Социально-культурная деятельность».
Ключевые слова: профессиональное образование, уровни подготовки, социально-культурная деятельность, учебный процесс, научная работа, творческий потенциал, результативность, организаторские способности.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Развитие мирового сообщества в настоящее время характеризуется возрастающей ролью образования, которое активно влияет на его состояние и определяет экономические и социальные основы всей человеческой цивилизации и отдельных государств. Современная система образования представлена четырьмя уровнями:
- среднее профессиональное образование;
- высшее образование — бакалавриат;
- высшее образование — специалитет, магистратура;
- высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации [2] и может рассматриваться как непрерывное образование, образование в течение всей жизни.
Эти уровни подразумевают соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты.
Самарский государственный институт культуры (СГИК) осуществляются все перечисленные уровни. В структуре СГИК действуют пять факультетов, каждый из которых решает актуальные проблемы учебно-воспитательного процесса, связанные с созданием методического обеспечения профессиональной подготовки, разработкой содержательных аспектов, выбором, отвечающих современным требованиям, форм, методов и средств обучения. Для предоставления возможностей получения необходимых знаний, умений, профессиональных навыков, интересующих человека компетенций необходима система признания полученного образования независимо от форм и объемов его получения.
Факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий осуществляет подготовку по нескольким направлениям, одним из которых является Социально-культурная деятельность. Необходимо отметить, что социально-культурная деятельность - одно из самых востребованных практикой направлений подготовки: по научным прогнозам, до 2020 года потребность в профессионалах социально-культурной сферы будет последовательно возрастать.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ББГ»! 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный >курнал
Курина В. А. Особенности профессиональной подготовки студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в вузе культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № S6. - 0,2 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2017/470075.htm.
В структуру обучения студентов по указанному направлению подготовки (уровень бакалавриата) входят такие дисциплины как Технологические основы социально-культурной деятельности, Педагогика досуга, Теория и история социально-культурной деятельности, Социально-культурная работа за рубежом, Основы менеджмента социально-культурной деятельности, Социально-культурное проектирование, Рекреационная география и др.
Специфика деятельности сотрудника социально-культурной сферы заключается в его участии в различных видах деятельности, имеющих духовно-нравственную основу. Объектами профессиональной деятельности выпускников могут быть:
1) туристские фирмы,
2) гостиницы и отели,
3) общеобразовательные школы,
4) учреждения дополнительного образования,
5) средства массовой информации.
Направление подготовки Социально-культурная деятельность реализуют на факультете две кафедры: социально-культурных технологий и менеджмента и экономики культуры.
Учебный процесс обеспечивают квалифицированные преподаватели - профессора и доценты, специалисты, способные сформировать предусмотренные ФГОС ВО компетенции. Разработанные учебные программы, фонды оценочных средств, методическое обеспечение читаемых дисциплин позволяют эффективно организовать учебно-воспитательный процесс и самостоятельную работу студентов.
В целях подготовки высококвалифицированных кадров кафедры социально-культурных технологий и менеджмента и экономики культуры реализуют активную научно-исследовательскую работу со студентами. Студенты направления подготовки Социально-культурная деятельность регулярно выступают с докладами на внутриву-зовских и межвузовских конференциях. Кафедрой социально-культурных технологий организована работа студенческого экскурсионного бюро.
В рамках обозначенного направления подготовки студенты активно занимаются общественной работой, участвуют в проведении различных мероприятий: среди них городские праздничные мероприятия, внутривузовские мероприятия («День знаний», «Посвящение в студенты»); посещают профессиональные туристические выставки, кинофестивали, встречаются с выдающимися деятелями культуры и искусств, участвуют в ежегодном конкурсе на лучший студенческий экскурсионный проект «Мой край», а также выступают на ежегодных конференциях, интернет-олимпиадах, представляют работы на конкурсы различных уровней, многие из которых отмечены дипломами, грамотами и медалями. Особое место в студенческой жизни занимает волонтерская работа, которая проводится и внутри учебного заведения и в городских мероприятиях.
При обучении данному направлению студенты получают не только теоретические знания, но и практические навыки. Особое внимание уделяется социально-культурному проектированию. Студенты разрабатывают анимационные программы, праздничные мероприятия, социальные акции, бизнес-проекты и пр. Кроме того, обучающиеся кафедры социально-культурных технологий разрабатывают проекты экскурсий, такие как: «Знакомьтесь, академия», «По шоколадным местам Самары», «Самарские памятники нового времени», «Самара музейная», «Куйбышевский район. Из истории в современность», «Самарское купечество», автобусная обзорная экскурсия по городу «Самара вчера, сегодня, завтра» и др.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Курина В. А. Особенности профессиональной подготовки студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в вузе культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № S6. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470075.htm.
В настоящее время кафедра социально-культурных технологий обладает хорошим творческим потенциалом и ресурсной базой для этого. Студенты кафедры принимают активное участие в фестивале «Новое поколение экскурсоводов», в областном конкурсе «Листая истории страницы».
Создание и продвижение на туристский рынок тематической пешеходной экскурсии, особенно востребованной в настоящее время в рамках городского пространства, имеют свои определенные особенности. Так, в тематической экскурсии темообразую-щим фактором могут выступать культурное событие, явление, персона или объекты [1 ].
На кафедре сложилось много добрых традиций, одна из которых - ежегодная коллективная поездка студентов и преподавателей кафедры на Этнографический фестиваль «Волжские забавы» в село Дубовый Умет Волжского района.
Результативность всех видов деятельности являются достижения студентов. Отличившиеся своими научными, организаторскими, творческими достижениями обучающиеся получают именные стипендии, стипендии Губернатора и стипендии Учёного совета института.
Выпускники факультета культурологии, социально-культурных и информационных технологий востребованы в культурном пространстве не только региона, но и далеко за пределами России. Они возглавляют учреждения культуры и их структурные подразделения, являются ведущими сотрудниками, лауреатами профессиональных конкурсов, имеют ученые степени, ученые и почетные звания, награды. Сфера трудоустройства наших выпускников обширна. В неё входят министерства культуры, губернские и городские думы, агентства социокультурных технологий, средства массовой информации, национально-культурные центры, администрации муниципальных образований, туристические агентства, музеи, библиотеки, книготорговые и издательские фирмы, информационно-аналитические и кадровые службы банков, крупных корпораций и предприятий, органов внутренних дел, образовательные организации (вузы, колледжи, училища, школы), международные структуры аэропортов, таможен, переводческие бюро, международные издательства.
Ссылки на источники
1. Барабанова Н. А., Бурхетьева М. Ю. Специфика тематической пешеходной экскурсии по музыкальным местам Самары // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S14. -С. 1-7. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76163.htm.
2. Википедия. -UR: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Vera Kurina,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Socio-cultural Technologies, Samara State Institute
of Culture, Samara
kurina06@mail.ru
Features of professional training of students of direction of training Socio-cultural activities in the University culture
Abstract. The article presents the practical experience of organization of educational process of training students in the field of Socio-cultural activities; shows the results of all ongoing faculty work and indicated a demand for graduates of the direction of Socio-cultural activities.
Key words: vocational education, levels of education, socio-cultural activities, educational process, scientific work, creativity, productivity, organizational skills.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Курина В. А. Особенности профессиональной подготовки студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в вузе культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № S6. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470075.htm.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 22.03.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 27.03.17
Принята к публикации Accepted for publication 27.03.17 Опубликована Published 29.03.17
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Курина В. А., 2017
www.e-koncept.ru
977230412017340