Научная статья на тему 'Экономико-социальные аспекты и перспективы региональной жилищной политики Ростовской области'

Экономико-социальные аспекты и перспективы региональной жилищной политики Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ИПОТЕКА / СУБСИДИИ / ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / АВАРИЙНОЕ И ВЕТХОЕ ЖИЛЬЕ / ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исмаилов М. И.

В статье анализируются перспективы строительной отрасли в свете ориентиров жилищной политики и программных решений регионального уровня за счет социальной ипотеки Идея социальной ипотеки в том, чтобы максимально улучшить условия предоставления кредита на квартиру, сделав покупку жилья доступной для тех, кто на рыночных условиях взять кредит не может.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-социальные аспекты и перспективы региональной жилищной политики Ростовской области»

Полезным также может оказаться опыт дополнения структуры субъектов аграрно-финансового рынка, представленную преимущественно банковской системой, кредитными союзами, обществами взаимного кредитования, кредитными кооперативами сельских жителей, что вследствие возросшей конкуренции может удешевить кредиты, предотвратить утечку из села финансовых ресурсов, что будет способствовать установлению естественно-репродуктивного режима воспроизводственного процесса в АПК.

Эти меры заставят банки еще более интенсивно искать конструктивные финансовые схемы, технологии, сценарии и варианты сохранения и расширения своей ниши на рынке финансовых услуг для предприятий АПК.

Важно подкрепить эти меры направленной политикой протекционизма отечественных сельхозпроизводителей, для чего необходимо бюджетное дотирование импорта технологий, оборудования, семян, гербицидов, ветпрепаратов до уровня цен, доступных для товаропроизводителей АПК.

Для совместных (с иностранным капиталом) предприятий АПК, выпускающих импортозаменяющую продукцию для внутреннего рынка необходимо отменить на 3 года все виды налогов с последующими льготным (50%) налогообложением и снять импортные пошлины на продукцию производственно-технического назначения, ввозимую для производства импортозаменяющих товаров.

Наряду с использованием этих новационных схем финансовой поддержки сельхозпроизводителей АПК стратегическим направлением кредитной политики сохраняется инвестиционное кредитование объектов АПК в рамках инвестиционной программы региона.

Вместе с тем, представляется целесообразным предусмотреть в создаваемом при правительстве КБР залоговом фонде концентрацию ликвидных активов в целях снижения инвестиционных рисков финансовокредитным организациям, принимающим участие в долгосрочном кредитовании. Причем, определенный объем денежных средств должен закладываться в расходную часть бюджета края для компенсации банкам убытков, связанных с несвоевременным исполнением обязательств инициаторов проекта перед кредитными учреждениями.

Считаем также необходимым предусмотреть трехстороннее Соглашение о предоставлении налоговых льгот между предприятием, органом исполнительной власти и банком. Это повысит взаимную ответственность предприятий и банка за своевременную реализацию инвестиционного проекта, даст определенные гарантии кредитным учреждениям со стороны Правительства РФ.

В целом, создание благоприятного инвестиционного климата с принятием инвестиционного законодательства значительно улучшит ситуацию в АПК.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бор М.З., Пятенко В.В. Стратегическое управление банковской деятельностью. М. Приор. 1995. С. 27

2. Базаров Е., Кашубо Н. Натурализация налоговых недоимок предприятий АПК.//: Экономика и управление. 1999. № 10. С. 45-50.

3. Сагайдак Э., Урусов В. Ценовое и финансово-кредитное регулирование а АПК// Экономика и управление 1999, № 4. С. 53-54

ЭКОНОМИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШОНАЛЬНОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИСМАИЛОВ М.И.

РГЭУ «РИНХ», соискатель кафедры «Региональная экономика и природопользование»,

344006, г. Ростов-на-Дону ул. Б.Садовая ул. 69.

В статье анализируются перспективы строительной отрасли в свете ориентиров жилищной политики и программных решений регионального уровня за счет социальной ипотеки Идея социальной ипотеки в том, чтобы максимально улучшить условия предоставления кредита на квартиру, сделав покупку жилья доступной для тех, кто на рыночных условиях взять кредит не может.

Ключевые слова: жилищная политика; социальная ипотека; субсидии; жилищный фонд; аварийное и ветхое жилье; программные мероприятия

Коды классификатора JEL: I 97, L 98

В современных условиях одной из важнейших стратегических государственных задач является решение жилищной проблемы. Вопрос формирования рынка доступного жилья относиться к числу приоритетных направлений социально-экономического развития страны. Особое внимание к вопросам ипотечного кредитования в России обусловлено демографическими проблемами. Данные социологических обследований пока-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

зывают [5], что жилищная проблема стоит перед 61% российских семей, которые в той или иной степени не удовлетворены жилищными условиями, при этом каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет 1570 млн. кв.м., а ее удовлетворение требует увеличение жилищного фонда на 46%. [3]

Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике в настоящее время доступны лишь ограниченному кругу семей с высокими доходами. Среди причин низкого платежеспособного спроса на жилье следует выделить неразвитость институциональной инфраструктуры в долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, высокий уровень рисков и издержек на этом рынке [1].

Одним из важнейших факторов, позволяющих оценивать качество жизни населения региона, являются темпы и объемы жилищного строительства. Самый высокий среди регионов округа уровень строительства жилья на душу населения в 2002 году наблюдался в Астраханской области - 0,51 кв.м. Далее следуют Краснодарский край - 0,29 кв. м, Ростовская область - 0,23 кв. м, Ставропольский край - 0,22 кв.м. Средняя цена на недвижимость в Ростовской области составляет 300-350 USD за 1 кв. м. Цены на элитное жильё в центре Ростовам 450-550 USD за 1 кв. мм [6]. Более высоким уровнем цен среди регионов ЮФО в силу своего географического положения отличается Краснодарский край.

Ростовская и Волгоградская области среди регионов ЮФО характеризуется более высокими по сравнению с первичным рынком ценами на вторичном рынке жилья. Это связано с высоким уровнем развития строительных компаний на их территории и преимущественным строительством недорогого типового жилья. В настоящее время, Ростовская область характеризуется недостаточными объемами строительства жилья повышенной комфортности.

Строительный комплекс Ростовской области характеризуется существенным изменением структуры производства работ. На фоне резкого снижения промышленного строительства отмечается стабильный рост в секторе строительства жилья. В целом строительный комплекс более чем на 80% восстановил утраченный по сравнению с дореформенным уровнем потенциал, а по уровню жилищного строительства превысил показатели 1990 года [3].

Объем выполненных работ в отрасли в период последние десять лет вырос в 3 раза. Объем инвестиций, направленных в отрасль, увеличивался более высокими темпами и за аналогичный период вырос в 7,3 раза [2].

Развитие отрасли в последнее время характеризуется падением рентабельности производства на 5,8%. Строительная отрасль Ростовской области характеризуется высоким уровнем износа основных фондов и низкой скоростью обновления производственных мощностей.

На жилищное строительство в последние годы приходится около 75% всего объёма строительных работ в Ростовской области. Данная тенденция связана с динамичным развитием рынка коммерческого жилья в областном центре. Так, общее количество сделок купли-продажи жилья в г. Ростове в выросло по отношению к 1998 г. в 2,5 раза.

Особенно большим спросом пользуются квартиры в новых многоквартирных домах. Перспективы развития жилищного рынка, по данным риэлторов Ростовской области [5] в настоящее время связаны с растущей потребностью в качественном улучшении жилищных условий большого числа ростовчан, достигших успехов в карьере или бизнесе (на данную категорию приходится до 60% сделок). Другой многочисленной категорией покупателей (продавцов) нового жилья всё в большей степени становятся иногородние граждане, покупающие жильё для детей - студентов, поступивших в Ростовские ВУЗы (15% сделок), а также жители северных регионов РФ (до 10% сделок).

Наряду с наличными деньгами населения значительную роль в инвестировании строительства жилья продолжают играть безналичные средства органов власти и предприятий, покупающих квартиры для своих сотрудников. Доля безналичных средств и взаимозачётов институциональных инвесторов составляет до 25% от общего объёма городского рынка жилья.

Строительство жилья является одним из приоритетных предметов инвестирования для местных банков, т.к. окупаемость в этой сфере деятельности достаточно высокая (от 6 до 20 месяцев). Рентабельность строительства жилья оценивается в размерах от 10% (в крупнопанельном домостроении) до 30% в монолитном.

Общий объём ввода жилых домов в Ростовской области в 2002 году составил 1017,6 тыс. м2 и она вышла по данному показателю на второе место в ЮФО (после Краснодарского края) опередив Волгоградскую и Астраханскую области.

Важным стимулом для развития строительного комплекса Ростовской области является наличие местной сырьевой базы, позволяющей полностью удовлетворять спрос региональной индустрии в основных строительных материалах: песке, щебне, глинах для производства кирпича, природного камня и др.

Развитие строительной отрасли Ростовской области имеет высокие перспективы и способно обеспечить рост местной промышленности строительных материалов региона.

Основными приоритетами развития строительной индустрии в области являются:

• Развитие ипотечного кредитования как способа расширения спроса на жильё.

• Развитие рынка жилищного строительства в гг. Таганроге, Волгодонске и Новочеркасске, уровень доходов населения, которых приближается к ростовскому уровню.

• Строительство бизнес инфраструктуры.

• Строительство развлекательной инфраструктуры.

В среднесрочной перспективе предполагается решить следующие задачи:

• увеличить объемы строительства жилья к 2010 году в 1,8 раза по сравнению с 2006 годом;

• выйти к 2010 году на среднероссийский уровень по обеспеченности жильем на 1 человека - 22,5 кв. м;

Социальные аспекты жилищной политики Ростовской области связаны с решением вопросов по отселению населения из аварийного жилищного фонда и развития социальной ипотеки.

По состоянию на 1 октября 2004 года около 146 тыс. человек (3,3 процента населения Ростовской области) проживало в жилищном фонде, признанном непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Из них более 10,5 тыс. человек проживало в аварийном жилищном фонде.

Жилищный фонд, признанный непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, имелся в 59 муниципальных образованиях Ростовской области, в том числе аварийный жилищный фонд в 44 муниципальных образованиях, аварийный жилищный фонд, грозящий обвалом -в 14 муниципальных образованиях. Суммарная площадь непригодного для проживания, аварийного и подлежащего сносу или реконструкции жилищного фонда составляла 1864,9 тыс. квадратных метров.

Основной удельный вес в структуре непригодного для проживания, аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу или реконструкции, занимал непригодный для проживания жилищный фонд, или 92,8 процента, аварийный жилищный фонд составлял 7,2 процента, или 134,6 тыс. квадратных метров, из которого 16,18 тыс. квадратных метров составлял жилищный фонд, грозящий обвалом.

В муниципальных образованиях решение проблемы переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, усложнено отсутствием жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда для переселения граждан, в том числе жилых помещений маневренного фонда [3]. В связи с этим необходимо определить конкретные меры по переселению граждан, проживающих в жилищном фонде, признанном непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, ускорить внедрение новых рыночных экономических и финансовых механизмов при решении поставленных задач.

Основным критерием эффективности программы переселения из ветхого и аварийного жилья является количество семей, переселенных из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Другое направление жилищной политики представлено проектом «Социальная ипотека». По состоянию на 01.01.2007, в городе Ростове-на-Дону принято на квартирный учет и признано нуждающимися в улучшении жилищных условий 15164 семей, каждый 33 житель города.

Социально-ориентированная жилищная политика, проводимая в городе, позволила в период 2000 -2006 годы улучшить жилищные условия за счет различных источников финансирования 5610 семьям, ориентировочная оценка стоимости улучшения жилищных условий превышает 5,0 млрд. рублей. Кроме того, при содействии Администрации города, за 2000-2006 годы гражданам было предоставлено за счет различных источников около 6 000 ипотечных кредитов для приобретения жилья.

Все используемые программы социальной ипотеки являются вариациями следующих подходов:

1. Дотирование процентной ставки по ипотечному кредиту.

2. Безвозмездная субсидия на часть стоимости жилья и ипотечный кредит.

3. Продажа жилья по себестоимости либо ниже рыночной стоимости.

Проект «Социальной ипотеки», реализуемый в г. Ростове-на-Дону, на основании принятой городской целевой программы «Улучшение жилищных условий граждан с использованием средств муниципальной поддержки и ипотечных кредитов на 2007-2010 годы» от 16.10.2007 года.

Целью программы является нормативно-правовое закрепление принципов, сроков реализации, объемов, системы программных мероприятий и субъектов поддержки, оказываемой за счет бюджетных средств муниципального образования города Ростова-на-Дону одиноким гражданам и семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Основными принципами реализации данной программы являются:

• добровольность участия в программе;

• нуждаемость участников программы в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством;

• возможность для участников программы реализовать свое право на получение поддержки за счет бюджетных средств при улучшении жилищных условий в рамках данной программы только один раз;

• расчет размера субсидии на основе норматива стоимости 1 м2 общей площади жилья по городу Ростову-на-Дону;

• привлечение собственных средств участников программы, средств ипотечных жилищных кредитов, а также безвозмездных или заемных средств предприятий и организаций для приобретения жилья.

Предоставление бюджетных субсидий для оплаты части стоимости приобретаемого жилья направлено на выравнивание дисбаланса между размером необходимых для приобретения жилья средств и размером суммы собственных средств и/или жилищного кредита, который может быть предоставлен гражданину кредитной организацией (ОАО «ИИАР») исходя из уровня его платежеспособности. Раз-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

мер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, устанавливается в следующих размерах: для одиноких граждан - 33 кв.м., для семьи 2 человека - 42 кв.м., семьи численностью 3 и более человек - по 18 кв.м. на каждого.

Бюджетная субсидия предоставляется участнику программы при условии приобретения (строительства) жилья на территории города Ростова-на-Дону, общая площадь которого больше установленной учетной нормы площади жилого помещения на соответствующую семью, то есть более 10 кв.м. общей площади жилья на каждого члена семьи. Приобретаемое жилое помещение должно оформляться в собственность участника программы, а в случае, если участником программы является семья - в общую собственность.

Основными источниками финансирования программы являются:

- бюджетные средства;

- средства банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты (займы), используемые для кредитования участников программы на цели приобретения (строительства) жилья;

- средства участников программы, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого (строящегося) жилья.

Предполагаемый общий объем финансирования программы составляет 2102,9 млн.рублей (в том числе 2008-371,9, 2009-589,4, 2010-954,1).

Эффективность реализации программы и использования выделенных бюджетных средств будет обеспечена за счет:

- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;

- прозрачности использования бюджетных средств;

- единого порядка расчета размера и предоставления субсидии;

- адресного предоставления бюджетных средств;

- привлечения участниками программы собственных и кредитных (заемных) средств для приобретения жилья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулова Т.А. Сравнительный анализ реализации основных моделей ипотечного кредитования в России.

2005. № 12. С. 52-57.

2. Балтина А.М., Кравцов, В.И. Создание системы финансирования строительства жилья социального найма за счет бюджетных средств // Финансы и кредит. 2006. № 12. С. 54.

3. Викторов М., Кощеев В., Грахов В. Национальный проект по жилью: факторы реализации // Экономист. 2007. № 1. С. 56.

4. Козориз Т. Особенности ипотечного кредитования в России. // Экономика и жизнь. 2005. № 20 (537) июнь.

5. ЛазароваЛ.Б. Что влияет на развитие ипотечного жилищного рынка // Банковское дело. 2006. № 1. С. 45.

6. Придвижкин С.В. Эволюция территориальных программ жилищного финансрвания // Финансы и кредит.

2006. № 24. С. 65.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ и борьба с коррупцией в регионе

КОЧЕСОКОВА З.Х., ЯХЬЯЕВ Т.Л.

Кочесокова З.Х.,Нальчикский филиал Краснодарского университета мВД России, доцент кафедры

экономических дисциплин, г.Нальчик, ул. мальбахова 123; Яхьяев Т.Л., Нальчикский филиал Краснодарского университета мВД России, студент, г.Нальчик, ул.

мальбахова 123.

В статье разработаны методические подходы предупреждения экономической преступности, позволяющие создание информационной системы процесса принятия решений, направленные на борьбу с коррупцией в регионе.

Ключевые слова: коррупция; теневая экономика; регион; предупреждение Коды классификатора JEL: О 17, R 58

Среди множества острейших социально-экономических и политических проблем, стоящих перед современной Россией приоритетное место занимает коррупция, которая в последние годы превратилась в явление, представляющее особую угрозу национальной безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.