ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 Том 8 № 4
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ: МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
В.В. СОРОКОЖЕРДЬЕВ,
кандидат экономических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет,
e-mail: [email protected]
Т.Е. ГВАРЛИАНИ,
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой налоги и налогообложение Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
e-mail: [email protected]
Л.Л. ИГОНИНА,
доктор экономических наук, профессор, доцент, Институт экономики, права и гуманитарных специальностей,
e-mail: [email protected]
З.М. ХАШЕВА,
доктор экономических наук, проректор, Южный институт менеджмента, e-mail: [email protected]
В сообщении проанализированы экономические и правовые аспекты стратегии со-циохозяйственного развития современной России, рассмотренные на Международной научно-практической конференции «Экономико-правовые аспекты стратегии модернизации России — механизмы обеспечения конкурентоспособности и качественного экономического роста», проходившей в период с 7 по 10 октября 2010 г. в г. Сочи; в обсуждении данных проблем участвовали ученые и специалисты, представляющие, прежде всего,
Юг России, а также различные регионы страны, ближнее и дальнее зарубежье.
Ключевые слова: модернизация, экономическая политика, правовое регулирование, конкурентоспособность, качественный экономический рост, социохозяйствен-ная стратегия, правовое государство
The article contains analysis of economic and legal aspects ofstrategy of social and economic development in modern Russia which were considered on International scientific and practical conference "Economic and legal aspects of modernization strategy of Russia: mechanisms of providing competitiveness and qualitative economic growth" which was held from 7th to 10th of October, 2010 in Sochi; scientists and specialists took part in discussion of these problems and theyfirst of all represented the southern region of Russia and also represented different regions of the country, neighbouring and distantforeign countries.
Keywords: modernization, economic policy, legal regulation, competitiveness, qualitative economic growth, social and economicstrategy, jural state
В период с 7 по 10 октября 2010 г. в г. Сочи (Адлер) проходила международная научнопрактическая конференция «Экономико-правовые аспекты стратегии модернизации России — механизмы обеспечения конкурентоспособности и качественного экономического роста»; она состоялась при организационном и научно-методическом содействии со стороны Южного научного центра РАН, Центрального экономико-математического института РАН, Южной секции содействия развитию экономической науки Отделения общественных наук РАН. Помощь в проведении и финансировании мероприятия осуществляли ведущие образовательные и общественные центры Юга России, в том числе: Институт экономики и внешнеэкономических связей ЮФУ, Кубанский государ-
© В.В. Сорокожердьев, Т.Е. Гварлиани, Л.Л. Игонина, З.М. Хашева, 2010
ственный аграрный университет, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагу-рова, Южный институт менеджмента, Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, Краснодарское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Основным организатором конференции выступил Краснодарский региональный общественный благотворительный фонд «Научно-образовательные инициативы Кубани».
Данная конференция является очередной в ряду других и ежегодно проводится под эгидой КРОБФ «Научно-образовательные инициативы Кубани» в г. Сочи с 2005 г. Традиционно в центре рассмотрения данных научных форумов находятся экономические и правовые аспекты стратегии социохозяйственного развития современной России, в обсуждении которых участвуют как известные ученые и специалисты, так и широкий круг обществоведов, бизнесменов, научной молодежи, представляющих, прежде всего, Юг России, а также различные регионы страны, ближнее и дальнее зарубежье.
Открывая конференцию, президент КРОБФ «Научно-образовательные инициативы Кубани» В.В. Сорокожердьев выразил благодарность ее участникам, организаторам и спонсорам, сообщил о том, что в работе данного форума приняло участие более ста ученых-обществоведов, бизнесменов, сотрудников общественных организаций, в том числе более 30 докторов наук, представляющих более 20 городов и регионов России, ближнее и дальнее зарубежье. Это подтверждает тот факт, что проблемы, обсуждаемые на конференции, являются актуальными и вызывают большой интерес у научной общественности, что, в свою очередь, является важным условием для глубокого научного анализа различных аспектов модернизации российской экономики и ее качественного преобразования с учетом специфических условий различных территорий страны.
В приветственном обращении к участникам конференции председатель ее программного комитета, член-корреспондент РАН, зам. директора ЦЭМИ РАН Г.Б. Клейнер высоко оценил накопленный опыт в проведении данных конференций ее организаторами, а также большой потенциал ее участников, который продолжает возрастать год от года, что свидетельствует о высокой эффективности данных научных форумов, широком и, одновременно, углубленно предметном подходе в анализе актуальных проблем формирования стратегии современного развития России, возникающих на стыке экономики и права.
В ходе пленарных заседаний, проходивших 7-8 октября, было заслушано 19 докладов. В своем докладе на тему «Системная организация экономики» член-корреспондент РАН, зам. директора ЦЭМИ РАН Г.Б. Клейнер акцентировал внимание на том, что для успеха проводимых в стране масштабных преобразований необходим системный подход, предусматривающий формирование соответствующей теории модернизации экономики (на основе модернизации экономической теории).
На основе авторской базовой типологии экономических систем (последние делятся на 4 типа: среды (а), процессы (в), проекты (у) и объекты) были проанализированы их пространственновременные и энергетические ресурсы, что позволило сформулировать следующие выводы:
— экономическая деятельность осуществляется в виде функционирования экономических систем, организованных в экономические тетрады;
— устойчивое развитие экономики возможно при наличии в экономике систем всех четырех типов, способных заменить выработавших свой временной или пространственный ресурс членов тетрады;
— «консервативная модернизация» связана, с одной стороны, с активизацией и увеличением числа проектных систем при сохранении устойчивых связей в структуре тетрад;
— необходимо легитимизировать как все четыре вида систем, так и группировку их и тетрады. Это требует соответствующего правового обеспечения;
— использование ресурсов пространства и времени также должно получить правовую аранжировку.
Д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории ЮФУ, главный редактор журнала «TERRA ЕС0№Ш1Си5» (Ростов-на Дону) О.Ю. Мамедов в докладе «Модернизация — политический инструмент экономического роста» подчеркнул, что объявленная цель общественного развития на видимый период, обозначенная как «модернизация», всколыхнула все общество, что подтверждает тот факт, что сегодня практически всеми ощущается потребность в коренных, кардинальных переменах в экономике, политике и идеологии. При этом модернизация как ускоренное развитие происходит не во всех сферах общества и экономики, а в их отдельных секторах, которые дают резкий прирост и становятся, так сказать, «локомотивами» всего народного хозяйства. Такой селективный подход в условиях господства бюрократии всегда чреват административным выбором модернизируемых сфер и отраслей экономики. В условиях России содержание такого поворота сводится к следующему: «политическая вертикаль» обернулась гипертрофией «экономической вертикали», существенно ослабившей всю экономику, которая сегодня нуждается в развитии «экономической горизонтали», поскольку только на уровне «экономической горизонтали» возможна конкурентная среда. К этому сводится сущность современной модернизации российской экономики.
Д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории СПбГУ (Санкт-Петербург) Ф.Ф. Рыбаков в докладе «Экономическая промышленная политика как условие модернизации» рассматривал данные проблемы как в масштабах страны, так и на региональном уровне на основе анализа
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 Том 8 № 4
ТЕRRА ECONOMCUS ^ 2010 Том 8 № 4
петербургского опыта разработки промышленной политики, осуществление которой опирается на Закон «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга» (принят 13 мая 2009 г.). Исходя из данного рассмотрения, основными направлениями осуществления модернизационных мер должны стать привлечение инвестиций, техническое перевооружение и развитие инженерной инфраструктуры; формирование кластеров и производственных зон; кадровое и маркетинговое обеспечение.
В своем докладе «Конкурентоспособность современного бизнеса: инновационная основа и финансовые регуляторы» д.э.н., профессор ИНЭП (г. Краснодар) Л.И. Игонина сформулировала вывод о том, что, несмотря на ряд продуктивных мер, осуществленных в ходе реализации национальных проектов и программы модернизации, в практике стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности не прослеживается определенной системы. Такое положение требует разработки общенациональной системы технологических приоритетов, с учетом которых следует ввести специальный налоговый режим. Для разных групп приоритетов размеры налоговой поддержки могут быть различными в зависимости от их значимости: от максимальной — для критических и прорывных приоритетов до минимальной — для разработок, не входящих в указанные приоритеты. Результатом таких мероприятий станет снижение общего налогового бремени на инновационную сферу российской экономики, повышение мотивации частного бизнеса к инновационной деятельности и повышение его конкурентоспособности.
Доклад д.э.н., профессора, зав. кафедрой экономики и управления на предприятии СКГТУ (г. Пятигорск) С.С. Слепакова «Центр восьмого федерального округа России и его место в стратегическом развитии макрорегиона» был посвящен наиболее актуальным аспектам формирования нового макрорегиона, дееспособность которого во многом ассоциируется с оценкой успешности всей программы модернизации. При этом основным ресурсом для формирования центра данной территории, на взгляд докладчика, наряду с укреплением регионального бюджета столь же значимым является развитие местных бизнес-структур в отраслях финансов, туризма, сервиса, инфраструктуры, производства продовольственных и непродовольственных товаров, необходимых сферам курорта и рекреации, а также местному населению.
В докладе «Текущий финансовый и экономический кризис: системный кризис неолиберального капитализма», представленном профессором Массачусетского университета (США) Д. Котцем сфому-лирован вывод о том, что критический дисбаланс финансовой, а затем приозводственной и социальной сферы в странах с различным уровнем развития свидетельствуют о том, что мы видим нечто большее, чем просто серьезный финансовый кризис и серьезную рецессию, т.е. речь идет о кризисе самой неолиберальной формы капитализма. Способность данной формы стимулировать рост выпуска производства и прибылей, кажется, достигла своего предела. Еще одна экспансия, в рамках существующей неолиберальной модели, потребует нового имущественного «пузыря» еще более массивного, чем тот, который сформировался. Это, в свою очередь, потребует самого серьезного нерыночного вмешательства в рамках новых, более гармоничных и социально ориентированных социально-экономических отношений при значительном росте влияния государства и общественных институтов.
С точки зрения д.э.н., профессора Уральского федерального университета (г. Екатеринбург) И.А. Майбурова, представившего доклад «Формирование налоговых стимулов инновационного развития России», очевидно, что необходимо усиление регулирующей функции российской налоговой системы в первую очередь за счет включения в нее действенных налоговых льгот инновационной направленности, которые бы формировали адресные стимулы экономическим агентам. Это может быть осуществлено и за счет применения хорошо зарекомендовавших себя в мировой практике стимулов, таких как налоговые каникулы, уменьшение ставок налога на прибыль, уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, уменьшение подлежащей уплате суммы налога на прибыль (налоговый кредит), отсрочка уплаты налога на прибыль и ряда других.
К.ю.н., профессор Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия (г. Краснодар) Б.К. Мартыненко посвятил свой доклад на тему «Пути борьбы с коррупцией в России в современных условиях» проблеме борьбы с коррупцией в современной России. Автор подчеркивает, что коррупция в России тесно взаимосвязана с процессами неконтролируемого «первоначального накопления» капитала и почти анархического становления бюрократического капитализма, в которые втянуты многие представители верховной власти и значительная часть правоохранительных структур страны. Именно это обстоятельство является главным препятствием для успешной борьбы с коррупцией. Однако с данным негативным явлением нужно и можно бороться. Поскольку антикоррупционная политика встречает сопротивление на разных уровнях властной иерархии, потребуется постоянный пересмотр мер борьбы с коррупцией, чтобы выявить неэффективные меры, отказаться от них и заменить их на более действенные.
Д.э.н., профессор Московского государственного университета, сопредседатель Программного комитета (г. Москва) А.В. Бузгалин в своем докладе «Стратегия опережающего развития: социальноэкономические и институциональные вызовы» акцентировал внимание на том, что для России актуально и возможно не догоняющее, а опережающее развитие в эпоху перехода к обществу, основанному на знаниях, и включающее такие основные составные части, как использование знаний как
ключевого ресурса, наличие креатосферы как основной сферы его производства (как аналога производства средств производства индустриальной экономики), проведение модернизации способами, характерными для эпохи постиндустриализма — на основе креатосферы. Достичь этого, на взгляд автора, в рамках капиталистической (в том числе и неолиберальной) доктрины принципиально невозможно — нужно организационное содействие «выращиванию» социализма.
В докладе д.э.н., профессора, зав. кафедрой экономической теории СПбГУ (г. Санкт-Петербург)
В.Т. Рязанова «Перспективы глобализации и регионализации в посткризисный период» были отражены противоречия и перспективы проведения модернизации в России в контексте мирохозяйственных тенденций. На взгляд автора, мировой кризис был во многом спровоцирован произошедшей революцией дерегулирования, которая характеризовалась падением эффективности государственного регулирования, революцией в финансовой и информационной сферах, сокращением прибыльности предпринимательского сектора, крахом социалистической системы. Наиболее вероятные перспективы взаимодействия процессов глобализации и регионализации здесь видятся в усилении процессов деглобализации, а также — в возвращении рынка под контроль и регулирование государства.
На взгляд д.э.н., профессора Финансового университета при правительстве РФ М.А. Альпидов-ской, выступившей с докладом «Политическая экономия как теоретическая основа эффективного решения современных социально-экономических проблем», необходимо наличие некой теоретикометодологической базы общей экономической науки. Нужно также учитывать, что радикальные экономические и политические изменения, происходящие в нашей стране последние 25 лет, а также современный глобальный системный экономический кризис, требуют кардинального изменения организации учебного процесса. Речь идет о формировании модели образования, позволяющей применять широкие знания к объективному анализу современных социально-экономических проблем.
В условиях, когда внешняя и внутренняя среда проведения бюджетной деятельности постоянно подвержена изменениям, для минимизации возможных негативных ее воздействий, как утверждает в своем докладе «Управление бюджетными рисками в целях обеспечения финансовой безопасности региона» д.э.н., профессор ВолГУ (г. Волгоград) Л.В. Перекрестова, наиболее целесообразно использовать ситуационное управление рисками в бюджетной сфере. Данный подход в управлении бюджетными рисками позволяет определить первоначальные условия исполнения бюджета и желательный сценарий его исполнения. Выделяются те риски, которые являются нежелательными в складывающейся ситуации и требуют снижения их негативного влияния. В то же время поддерживаются благоприятные условия для реализации тех рисков, которые в данной ситуации позитивно сказываются на устойчивости бюджета и бюджетной эффективности.
В представленном докладе «Инновационный центр «Сколково» как детерминант модернизации России» к.ю.н., зам. начальника отдела правового управления администрации Краснодарского края, сопредседатель Оргкомитета конференции П.В. Каленский акцентировал внимание на том, что модернизация страны — это одна из основных идей ее политической элиты, отвечающая духу времени. И хотя общество еще не до конца осознало ее актуальность, что отчасти объясняется отсутствием четко обозначенного содержания этой модернизации, необходимость качественных изменений в экономике России — первостепенное условие сохранения государственного суверенитета. В связи с этим особую важность приобретают масштабные проекты по продвижению передовых технологий, каким является создание инновационного центра «Сколково», который должен стать прообразом города будущего, крупнейшим испытательным полигоном новой экономической политики.
Д.э.н., профессор, зав. кафедрой «налоги и налогообложение» СГУТиКД (г. Сочи) Т.Е. Гварлиани в своем докладе «Региональные аспекты налоговой политики в условиях модернизации» ометила, что последствия мирового кризиса привели к тому, что бюджет РФ из профицитного стал дефицитным, назрела острая необходимость в подготовке специальной программы правительства РФ по развитию доходного потенциала бюджетной системы в объемах, позволяющих обеспечить ее долгосрочную сбалансированность и устойчивость. Разработанные автором подходы реформирования системы прямого налогообложения региона на примере Ростовской области основаны на выработке критериев четкой видовой дифференциации налогов, усилении регулирующей роли федеральных прямых налогов, закреплении в них доли муниципальных территорий, восстановлении инвестиционной льготы (налог на прибыль), увязке системы стандартных вычетов с уровнем прожиточного минимума, инфляции, что позволит территориям значительно увеличить доходную часть бюджетов.
Проблемы обеспечения национальной конкурентоспособности на основе опыта различных стран явились главным предметом анализа доклада «О мировом опыте обеспечения национальной конкурентоспособности», который представил д.ф.-м.н., профессор, ведущий научный сотрудник Центра новых информационных технологий МГУ (г. Москва) В.К. Захаров. В данном контексте особую значимость приобретают не только экономические, но и внеэкономические, проводимые с помощью государства меры по обеспечению хозяйственных и социальных целей.
Принципиальное соотношение мотиваций субъектов предпринимательской деятельности, а также конфликт их мотиваций, по мнению д.э.н., профессора СПбГУНиПТ (г. Санкт-Петербург) Н.А. Шапиро, выступившей с докладом «Мотивационные риски субъектов предпринимательской деятельности», вписывается в принципал-агентскую модель наиболее успешно, чем в другие извест-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 Том 8 № 4
ТЕRRА ECONOMCUS ^ 2010 Том 8 № 4
ные модели. В условиях модернизации это позволяет соблюсти необходимый баланс исполнительской дисциплины и креативности.
В докладе д.э.н., профессора, зам. главного редактора журнала «TERRA ЕС0№Ш1ГО5» В.В. Воль-чика (г. Ростов-на Дону) «Поведенческие аспекты эволюции института собственности» сделан акцент на важнейших противоречиях и перспективах решения одной из наиболее сложных задач модернизации страны — формирования основополагающих институтов инновационного общества.
Доклад на тему «Модернизация региональных экономических систем современной России» д.э.н., профессора, зав. кафедрой экономики Южного института менеджмента (г. Краснодар)
A.А. Ермоленко был посвящен анализу становления региональных экономических систем в условиях ускоренной модернизации страны.
Андреева Л.Ю., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Экономика и финансы» Ростовского государственного университета путей сообщения в своем докладе «Проектирование мультиполярной финансовой архитектуры в условиях посткризисного развития глобальной экономики» указала на необходимость взвешенного подхода к реформированию финансовой системы, которая явилась действительной причиной экономического кризиса, но, в то же время, и в наибольшей мере пострадала от него.
В ходе работы конференции состоялось заседание «круглого стола» на тему «Мировой и отечественный опыт обеспечения национальной конкурентоспособности и динамичного социохозяй-ственного развития (ведущий — профессор, директор института политических исследований, зам. председателя комитета Государственной Думы РФ, сопредседатель Программного комитета конференции С.А. Марков (г. Москва), а также заседания двух проблемных секций: «Финансовые инструменты и регуляторы стимулирования развития конкурентоспособного бизнеса и роста благосостояния населения» и «Условия и институты формирования и проведения системной и ответственной экономической политики».
Выступая перед участниками «круглого стола», С.А. Марков подчеркнул необходимость творческого осмысления задач модернизации и активного участия в их реализации. Причем, по его мнению, наиболее значимыми являются проблемы социальной и политической реорганизации общества, чем решение сугубо технологических и экономических задач. С.А. Марков также подробно ответил на вопросы аудитории. На данном заседании выступили с сообщениями по актуальными проблемам социохозяйственной модернизации страны Г.Б. Клейнер, Ф.Ф. Рыбаков, В.Т. Рязанов,
B.В. Сорокожердьев.
В работе секции «Финансовые инструменты и регуляторы стимулирования развития конкурентоспособного бизнеса и роста благосостояния населения» приняло участие 38 человек, было заслушано 10 докладов, состоялась плодотворная дискуссия по актуальным проблемам модернизации финансовой системы. Д.э.н., профессор ИНЭП (г. Краснодар) Л.И. Игонина, открыла заседание и отметила, в частности, инновационность основ конкурентоспособности современного бизнеса и роль государства в их формировании, в том числе — путем использования финансовых регуляторов. К.э.н., доцент Туапсинского филиала РГМУ П.А. Продолятченко рассмотрел вопросы государственного регулирования процентных ставок по привлекаемым депозитам коммерческих банков; к.э.н., доцент ИНЭП (г. Краснодар) С.А. Рощектаев, сделал сообщение на тему «Развитие муниципальных кредитных рынков в условиях модернизации экономики России»; д.э.н., профессор УФУ (г. Екатеринбург) И.А. Майбуров, проанализировал в своем докладе особенности налоговой политики России и инвестиционно-инновационное направление налогового стимулирования; к.э.н., доцент ЮФУ (г. Ростов-на Дону) Э.А. Челышева выступила с сообщением, посвященным проблеме формирования концепции налоговой безопасности; к.э.н., докторант ЮФУ (г. Ростов-на Дону) Д.А. Артеменко проанализировал актуальные направления модернизации механизма налогового администрирования; к.э.н., доцент ВолГУ Г.Я. Чухнина рассмотрела влияние налоговых льгот на уровень дохода бюджета региона; к.пед.н., профессор ВолГУ Н.М. Романенко выступил с сообщением на тему «Модернизация финансово-кредитного обеспечения профессионального образования в России»;
C.Р. Лобов, аспирант СГУТиКД (г. Сочи) рассмотрел налоговый инструментарий обеспечения и повышения уровня налоговой безопасности; Д.Н. Готаидзе, аспирант СГУТиКД (г. Сочи) проанализировал эффективность выездных налоговых проверок; А.С. Палаткин, аспирант СГУТиКД (г. Сочи) выступил с сообщением на тему «Особенности государственного регулирования рынка гостиничных услуг: проблемы и перспективы его развития в г. Сочи».
В работе секции «Условия и институты формирования и проведения системной и ответственной экономической политики» приняло участие 17 человек. Всего было заслушано шесть докладов. Основными докладчиками выступили: А.В. Андреева к.э.н., РГУПС (г. Ростов-на Дону) — «Особенности модернизации финансовых институтов в условиях финансового кризиса», С.С. Кураков, аспирант РГУПС (г. Ростов-на Дону) — «Новые технологии регулирования рисков на рынках финансовых услуг», И.Г. Айба, аспирантка Абхазского государственного университета — «Социальноэкономическая составляющая экономической безопасности Республики Абхазия», А.Т. Акопян,
аспирантка КубГАУ (г. Краснодар) — «Модернизация экономики России», И.А. Михайлова, преподаватель РГУПС (г. Ростов-на Дону) — «Модернизация интеграционных стратегий операторов глобального финансового рынка», Г.А. Крятова, к.э.н., доцент Армавирского механико-технологического института (филиала КубГТУ) — «Факторы и механизмы модернизации российской экономики».
Большинство докладчиков затронули тему модернизации институциональной структуры экономики в условиях модернизации. Большинство из них отметили, что в условиях длящегося экономического кризиса особое значение приобретает анализ факторов экономической нестабильности через призму формирования новых институтов и проведения мер государственной экономической политики. Был также проанализирован страноведческий аспект институциональных изменений в контексте обеспечения устойчивого развития и экономической безопасности. Особое внимание уделялось изучению современных финансовых институтов в контексте проблематики регулирования рисков.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 Том 8 № 4