набирающий сегодня обороты мировой системный экономический кризис - обстоятельство объективное, обусловленное не только кризисом перепроизводства или перенакопления, но и перепотребления, еще более острого по возможным проявлениям и последствиям. Экономические условия господствующего ныне способа производства неминуемо вызывают неравномерное развитие отдельных составных частей теперь уже глобализированной экономики. Это объясняется принципами эгоцентризма, заложенными в основе государственной политики развитых экономик Запада.
Современная социохозяйственная ситуация, сложившаяся в России, на взгляд автора доклада, предполагает активизацию серьезных теоретико-методологические разработок проблем социально-экономического развития современного общества с учетом бесплодности и бесперспективности либерального подхода в организации общества и экономики.
По итогам конференции организована подготовка к опубликованию сборника статей по основным направлениям работы конференции, а также коллективной монографии, где размещаются материалы, представленные наиболее авторитетными ее участниками. Для подтверждения практической апробации представленных на конференции результатов научных исследований ее участникам были выданы соответствующие свидетельства.
ПРАВОВЫЕ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ
В.В. Сорокожердьев,
Х.А. Константиниди, М.А. Воробьева
Приоритетные экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России в различных сферах и отраслях национального хозяйства были рассмотрены на прошедшей Международной научно-практической конференции «Проблемы достижения экономической эффективности и социальной сбалансированности: императивы, правовые и хозяйственные механизмы», прошедшей в период 25-26 апреля 2014 г., в г. Краснодаре, в Краснодарском филиале Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Ведущими организаторами данной конференции выступили Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации и Краснодарский региональный общественный благотворительный фонд «Научно-образовательные инициативы Кубани».
Существенный вклад в обеспечение научного уровня и представительности конференции, а также в организационное и научно-методическое обеспечение ее проведения внесли такие авторитетные учреждения, как Центральный экономико-математический институт (ЦЭМИ) РАН, Международный союз экономистов и предпринимателей «Круг Кондратьева» (Франция) и Международная
© Сорокожердьев В.В., Константиниди Х.А., Воробьева М.А., 2014 г.
политэкономическая ассоциация (Москва). Активную общественную поддержку в проведении конференции оказали Краснодарская региональная просветительская общественная организация «Общество "Знание"», Краснодарское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».
В работе конференции приняли участие представители экономической науки высшей школы из ряда авторитетных вузов России и Южного макрорегиона, а также правоведы, социологи и бизнесмены. Общее количество участников составило 60 человек, в том числе более 40 докторов и кандидатов наук. В ходе работы конференции состоялось пленарное заседание, а также, помимо основной дискуссии по обсуждению докладов, заслушанных на пленарном заседании, прошел ряд заседаний секций по следующим темам: «Приоритеты и механизмы формирования эффективной и сбалансированной модели социохозяйственного развития России», «Становление правовой системы российского государства в посткризисный период», «Потенциал и перспективы становления финансовой сферы экономики». Состоялось заседание круглого стола на тему «Проблемы модернизации и новой индустриализации экономики в условиях технологического перелома в мировом хозяйстве».
В начале пленарного заседания с докладом на тему «Стратегия опережающего развития: вызовы налоговой и финансовой системам» выступил д.э.н., профессор А.В. Буз-галин (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва). В частности, анализируя ход реформ в России, он отметил, что, несмотря на ряд очевидных успехов, в последние годы реформы испытывают серьезное торможение, при этом возникают новые нерешенные проблемы развития налогово-финансовой системы страны, которые тяжелым бременем ложатся на экономику и социальную сферу. Сложность нынешнего положения российских финансов проявляется прежде всего в том, что банковская система не обеспечивает дешевого и доступного кредитования бизнеса, а фондовый рынок - необходи-
мых ресурсов для долгосрочного финансирования инвестиций, притом что действующая налоговая система в большей мере поощряет крупный бизнес и угнетает его малые формы (в том числе и за счет жесткого налогового администрирования). Также крайне неэффективно действует механизм формирования доходов и налогообложения населения. Но данное положение, в свою очередь, является следствием государственного волюнтаризма и засилья коррупционных группировок, возникающих при сращивании бюрократических и привилегированных бизнес-структур в управлении экономикой и в непосредственной организации экономической деятельности. Соответственно финансово-налоговая политика будет эффективна только как инструмент промышленной и социальной политики, а для реального и промышленного секторов следует вводить сегментированные налоги, зависящие от роли предприятий в национальной экономике.
В докладе на тему «Противоречия и потенциал развития финансовой системы России» д.э.н., профессор Л.Л. Игонина (зав. кафедрой «Экономика и финансы» Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Краснодар) акцентировала внимание на том, что роль финансовой системы России в ресурсном обеспечении развития реального сектора и социальной сферы определяется ее структурно-функциональными характеристиками, которые детерминированы как внутренними факторами, заданными спецификой модели экономической эволюции, так и внешними, возникающими в результате включения в глобальные процессы. В основу методологии анализа, использованной в докладе, положена модель оценки финансового развития экспертов Мирового банка, которая включает индикаторы «финансовой глубины»: инклю-зивности, устойчивости и эффективности финансовых институтов, рынков и операций.
На взгляд автора доклада, современной российской монетарной политике присущи эндогенный характер, обусловленный качественной зависимостью от внешнеэкономи-
Сорокожердьев В.В., Константиниди Х.А., Воробьева М.А.
ческих факторов и шоков, устойчивая ориентация на сжатие денежного предложения и модификация трансформации сбережений в инвестиции. Особенности текущей бюджетно-налоговой политики проявляются в более низкой доле перераспределения ВВП, чем в развитых странах, и бюджетных расходов, направляемых на поддержку экономики и социальной сферы, уравнительном налогообложения при игнорировании рентного характера доходов, недейственности инвестиционных и экологических льгот, введении бюджетного правила, предполагающего приоритеты резервирования, а не инвестиционного использования дополнительных доходов, росте заимствований на внутреннем и внешнем рынке.
В связи с этим изменение сложившейся ситуации требует разработки целеориентиро-ванной системы программных мер на основе комплексного подхода, выбора соответствующих инструментов финансовой политики (денежно-кредитной, валютной, процентной, бюджетной, налоговой, ценовой и пр.) и их встраивания в комплементарные технологии макроэкономической политики при ее достоверной оценке во взаимосвязи с ролью в достижении поставленных целей.
Доцент, к.э.н. Х.А. Константиниди (начальник управления государственных программ администрации Краснодарского края, зав. кафедрой «Менеджмент и маркетинг» Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Краснодар) сделал доклад на тему «Формирование инвестиционной привлекательности Краснодарского края в контексте региональной экономической политики». В ходе изложения докладчик разносторонне обосновал положение о том, что социально-экономическое развитие Краснодарского края осуществляется на основе стратегического планирования в соответствии с утвержденной в регионе стратегией социально-экономического развития. Стратегия отражает стоящие перед краем цели и задачи, в ней указаны основные векторы развития. На основе стратегии в крае сформирована программа социально-
экономического развития региона, в которой определена структура основных направлений, сформирована система целевых показателей.
Важнейшим инструментом реализации программы социально-экономического развития края являются целевые программы, действующие на Кубани, которые с 2014 г. трансформируются в государственные программы развития Краснодарского края. Таким образом, в Краснодарском крае сформирована система стратегического планирования с интегрированным инструментарием реализации мероприятий, направленных на комплексное решение задач по достижению приоритетных целей развития региона.
В современных условиях первостепенное значение приобретает привлечение инвестиций (как иностранных, так и отечественных) в экономику Краснодарского края. В связи с этим одним из приоритетных стратегических направлений развития Краснодарского края, согласно принятой Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 г., является совершенствование системы продвижения конкурентных преимуществ Краснодарского края и целенаправленное привлечение потенциальных инвесторов на основе использования передовых маркетинговых технологий.
В.В. Сорокожердьев, к.э.н. (президент Краснодарского регионального общественного благотворительного фонда «Научно-образовательные инициативы Кубани», Краснодар) представил доклад на тему «Трансформация стратегии социохозяйственного развития России: теневые и реальные аспекты». Докладчик обратил внимание на то, что проводимая в России в настоящее время экономическая политика испытывает серьезный кризис, который в целом негативно отражается на состоянии хозяйства и общества. Это положение в полной мере подтверждается весьма болезненным преодолением экономического кризиса 2008-2009 гг., медленным восстановлением хозяйства в последующие годы и особенно такими процессами, как фактический переход в рецессию и последовательная утрата кон-
курентных позиций в мировой экономике. Во многом такое положение дел объясняется превалированием в проводимой в стране экономической политике теневых механизмов, что в свою очередь позволяет определенным властно-коммерческим структурам навязывать экономические и социальные цели, которые идут вразрез с действительными интересами общества. Выход из сложившейся ситуации видится в развитии разнообразных форм социального партнерства, позволяющих использовать творческий потенциал бизнеса и гражданского общества.
В докладе д.э.н., профессора С.И. Берлина (заместителя директора Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Краснодар) на тему «Особенности функционирования рекреационной экономики в Краснодарском крае» нашли отражение проблемы реформирования и модернизация экономического механизма в современной России применительно к рекреационной сфере, в рамках которой особую актуальность приобретает вопрос о границах рынка рекреационных услуг. С одной стороны, сокращение платежеспособного спроса и падение уровня жизни ведут к тому, что многие виды рекреационных услуг становятся недоступными для значительного числа потенциальных потребителей, с другой стороны, рекреационные услуги приносят трудно измеримый, но очевидный социальный эффект, являясь составной частью процесса воспроизводства рабочей силы. На взгляд автора доклада, экономико-правовые границы рынка в сфере рекреационных услуг определяются финансово-экономической политикой государства в вопросах регулирования рекреационной экономики и характером социальной политики.
В докладе также отмечается, что на современном этапе реформирования и модернизации система управления развитием рекреационной сферы в России не достигла должной динамики развития. Однако прямое и косвенное воздействие государства на рекреационную сферу несомненно и проявляетс, прежде всег, в формировании нормативно-правовой
базы для осуществления рекреационной деятельности. При этом наиболее сложной проблемой реализации разработанной концепции государственного регулирования рекреационной экономики является формирование целевых инвестиционных ресурсов.
Доцент, д.э.н. О.Н. Бабурина (зав. кафедрой «Менеджмент и маркетинг» Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Новороссийск) посвятила свой доклад теме «Поступательное развитие трансграничных регионов России: Краснодарского края и Республики Крым в контексте черноморского экономического сотрудничества». В нем освещены наиболее актуальные аспекты реализации стратегии модернизации России, связанные с развитием территорий, прежде всего на Юге России. На взгляд автора доклада, активизация многостороннего экономического сотрудничества стран - участниц Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) может стать одним из факторов поступательного развития трансграничных регионов Юга России - Краснодарского края и нового субъекта Российской Федерации - Республики Крым. Территория стран ЧЭС не только является важнейшим геополитическим центром современного мира, но и обладает огромным рекреационным и туристическим потенциалом. В настоящее время каждое государство этого региона самостоятельно продвигает свои услуги на мировой рынок. Однако этих усилий уже оказывается недостаточно, чтобы конкурировать со странами, специально интегрированными, в том числе для увеличения туристского потока. В связи с этим предлагается консолидировать усилия причерноморских стран для позиционирования Черного моря как единого туристского пространства и формирования единого черноморского туристического бренда.
В совместном докладе к.э.н., доцента Г.М. Мишулина (Кубанский государственный технологический университет) и к.э.н., доцента Дудника Д.В. (Российская академия правосудия, Краснодар) «Экономико-правовые методологические проблемы модернизации
российского образования» нашли отражение актуальные проблемы методологии модернизации высшего образования в Российской Федерации. Авторы отметили, что эти проблемы возникли как следствие отсутствия дифференцированного подхода к формированию правовых и экономических условий для реализации, с одной стороны, потребности граждан в высшем образовании, а с другой - государственных и общественных целей развития. Приведены авторские подходы к использованию организационных, экономических и правовых инструментов для разрешения обозначенных проблем.
Авторы доклада отмечают, что в настоящее время в соответствии с принципами государственной политики РФ в сфере образования происходят масштабные изменения, связанные с ее адаптацией к новым социально-экономическим условиям, складывающимся под воздействием в первую очередь факторов глобализации. Качественного изменения всей системы современного образования также требуют научно-технический прогресс, трансформация экономических, производственных и социальных отношений и развитие новых образовательных технологий. Рассматривая основные направления государственной политики в сфере образования как определенную «пирамиду» целей, приоритетов и задач, в которой повышение конкурентоспособности национальной экономики является связующим звеном, авторы доклада предлагают считать первоочередной задачей внедрение предложенного механизма в сферу экономического и технико-технологического направления образования как составляющих, интеграция которых позволит реализовать ряд государственных приоритетов.
По итогам конференции опубликован сборник статей по основным направлениям ее работы, а также коллективная монография с материалами, представленными ее наиболее авторитетными участниками. Для подтверждения практической апробации представленных на конференции результатов научных исследований ее участникам были выданы соответствующие свидетельства.
КОНФЕРЕНЦИИ, СИМПОЗИУМЫ, СЕМИНАРЫ, КОНКУРСЫ