Научная статья на тему 'Экономика России до и после вступления в таможенный союз: перспективы развития'

Экономика России до и после вступления в таможенный союз: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ИНТЕГРАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / WORLD ECONOMIC CRISIS / INTEGRATION / CUSTOMS UNIONS / COMMON ECONOMIC SPACE / RUSSIAN FEDERATION / ECONOMY / INDUSTRIAL PRODUCTION STRUCTURE / TURNOVER OF FOREIGN TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ромасенко Татьяна Николаевна

В данной статье рассматривается состояние и динамика развития экономики России до и после вступления в таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном. Дана общая оценка деятельности таможенного союза в сфере экономики. Оценены перспек-тивы развития экономики России. Представлены основные направления экономическо-го сотрудничества России с государствами-членами таможенного союза, а также выяв-лены основные преимущества и проблемы, с которыми столкнутся страны-участницы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the Conditions and dynamics of Russian economic development before and after entering the Customs Union with Byelorussia and Kazakhstan. Common es-timation of Customs Unions works in economic. Spheres are given Prospects of Russian eco-nomic developments are estimated. Main tendencies of Russian economic partnership with Customs Unions member-states are presented and also main advantages and problems, which member-states may face, are displayed.

Текст научной работы на тему «Экономика России до и после вступления в таможенный союз: перспективы развития»

Т.Н. Ромасенко

ЭКОНОМИКА РОССИИ ДО И ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Аннотация

В данной статье рассматривается состояние и динамика развития экономики России до и после вступления в таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном. Дана общая оценка деятельности таможенного союза в сфере экономики. Оценены перспективы развития экономики России. Представлены основные направления экономического сотрудничества России с государствами-членами таможенного союза, а также выявлены основные преимущества и проблемы, с которыми столкнутся страны-участницы.

Annotation

The article deals with the Conditions and dynamics of Russian economic development before and after entering the Customs Union with Byelorussia and Kazakhstan. Common estimation of Customs Unions works in economic. Spheres are given Prospects of Russian economic developments are estimated. Main tendencies of Russian economic partnership with Customs Unions member-states are presented and also main advantages and problems, which member-states may face, are displayed.

Ключевые слова

Мировой экономический кризис, интеграция, таможенный союз, единое экономическое пространство, Российская Федерация, экономика, структура промышленного производства, внешнеторговый оборот.

Key words

World economic crisis, integration, customs unions, common economic space, Russian Federation, economy, industrial production structure, turnover of foreign trade.

Экономический кризис, начавшийся в 2008-м г., повлиял на структуру промышленного производства России: резко выросла доля топливноэнергетического и химико-металлургического комплексов при сокращении доли машиностроения. Наибольшие ухудшения произошли в наукоемкой промышленности, инвестиционном и сельскохозяйственном машиностроении, в легкой промышленности и производстве промышленных товаров.

Серьезные разрушения произошли в научно-техническом потенциале страны, который является главным источником современного экономического роста (доля промышленных предприятий, ведущих разработку и внедрение нововведений, снизилась в России (меньше 10%), а в развитых странах она превышает 70%). Интенсивность инновационной деятельности в обрабатывающей промышленности упала до 1%, а уровень инновационной продукции снизил-

2011 № 3

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

ся до 10% [2]. Это, в свою очередь, повлекло резкое снижение конкурентоспособности национальной экономики и утрату значительной части потенциала экономического роста.

Ежегодный пересмотр Индекса глобальной конкурентоспособности ВЭФ (Всемирный экономический форум) дает возможность проанализировать изменение положения страны в рейтинге конкурентоспособности: Россия находится на 63-м месте между Шри-Ланкой и Уругваем (табл. 1).

Главная проблема российской экономики - зависимость от экспорта сырьевых ресурсов. Экономика России продолжает скатываться в сырьевую составляющую, которая уже достигает

свыше 70% экспорта.

Значительный перевес доли сырьевого сектора в структуре экономики не позволяет полноценно развивать конкурентные преимущества, «все макроэкономические расчеты по межотраслевому балансу говорят о том, что чем больше мы экспортируем сырья, прежде всего, нефти и газа, тем ниже темпы нашего экономического развития» [5]. Однако в своей речи на 100-й сессии Международной организации труда 20.06.2011 Председатель Правительства РФ В. Путин заявил, что в ближайшие 10 лет Россия войдет в пятерку крупнейших экономик мира, а ВВП на душу населения будет увеличен на 44% - с 19,7 до 35 тыс. дол.

Таблица І.Изменение положения стран в рейтинге конкурентоспособности к 2011-му г._______________________________________________

Место рейтинге

Страна 2010 2009 2008 2007

Швейцария 1 1 2 2

Швеция 2 4 4 4

Сингапур 3 3 5 7

США 4 2 1 1

Германия 5 7 7 5

Япония 6 8 9 8

Финляндия 7 6 6 6

Нидерланды 8 10 8 10

Дания 9 5 3 3

Канада 10 9 10 13

Шри Ланка 62 79 77 82

Россия 63 63 51 58

Уругвай 64 65 63 65

Источник: ВЭФ

В этой связи значимость проблемы повышения конкурентоспособности отраслей российской экономики приобретает все большую актуальность. Возникает необходимость поиска эффективных путей повышения внешнеэкономической активности и развития конкурентоспособности российских товаров на современном этапе. В этих условиях именно развитие таможенного союза (ТС) Белоруссии, Казахстана и России будет способствовать укрепле-

нию производственного потенциала России, его качественному обновлению и созданию предпосылок для более активного выхода передовых предприятий на мировой рынок.

Перед Российским государством стоит ключевая цель, заключающаяся в осуществлении стремительного прорыва во всех приоритетных отраслях экономики. Разработанная Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020-го года [4] является ориентиром

для разработки концепций и программ социально-экономического развития

России, отдельных секторов и регионов.

У России есть определенные конкурентные преимущества, которые можно развить: комплекс нанотехнологий, биотехнологий, основанных на генной инженерии и молекулярной биологии, и информационно-коммуни-

кационных технологий (на предыдущей длинной экономической волне сектор информационно-коммуникационных технологий рос в среднем на 20% в год). На фоне всеобщей стагнации этот комплекс производств растет в среднем на 35% в год [5]. Из всего набора производств сохраняется лидерство в атомной промышленности. К отраслям, несущим направления нового технологического уклада, относятся: ракетокосмический комплекс и самолетостроение. Вкладывая в данные направления, за счет их ускоренного развития можно будет «вытащить» всю экономику.

При этом интеграционные группировки (ВТО, ЕврАзЭС, СНГ и ТС) служат инструментом экономического роста. Правительством России были сделаны важные шаги в направлении международной интеграции как по линии таможенный союз - единое экономическое пространство (ЕЭП), так и в вопросе присоединения к ВТО.

Создание ЕЭП предполагает достижение объединившимися в экономический союз государствами высокой степени единства и согласованности их экономических действий, использование единой валюты, введение единых таможенных пошлин, то есть создание общего рынка и выход на единые правила движения факторов производства. При этом ключевым элементом экономического взаимодействия является развитие торговли - это этап, который позволяет унифицировать торговые процедуры. С этой точки зрения очень важным этапом является экономический союз, который позволяет унифициро-

вать определенные элементы политики и бюджетной сферы, а также является новым этапом для вступления в валютный союз, который невозможен без развития эффективной финансовой системы.

Экономический смысл интеграции в рамках ТС состоит в объединении национальных экономик в один воспроизводственный комплекс. Это предполагает не только устранение межгосударственных таможенных и прочих барьеров, но и согласование между заинтересованными странами конечных целей социально-экономического развития и выработку согласованных направлений структурной, инновационной, внешнеэкономической и социальной политики. Страны-участницы получат колоссальный экономический эффект от ликвидации таможенной границы [6].

По расчетам Российского института народнохозяйственного прогнозирования РАН [8] в денежном выражении к 2015-му году прибыль России от создания ТС оценивается в 400 млрд. дол., а Беларуссии и Казахстана - по 16 млрд. дол. Государства - члены ТС за счет интеграционного фактора получат дополнительно около 15% прироста ВВП к 2015-му г. Предполагается, что за счет увеличения рынка, установления общих правил ведения бизнеса страны-участницы получат дополнительный прирост ВВП на 1-2% в год [9].

Совершенно очевидно, что от слаженности, взаимопонимания и взаимной поддержки стран-участниц ТС зависит не только успех интеграционных процессов в России, Беларуссии и Казахстане, но и в целом на всем пространстве СНГ. И здесь ведущая роль по праву принадлежит российской стороне. В частности, казавшиеся непреодолимыми разногласия по поводу пошлин на энергоносители, были преодолены в рабочем порядке. В Белоруссию в текущем году может быть поставлено

21,7 млн. т нефти [10]. В обмен на беспошлинные поставки нефти белорусская сторона будет перечислять в российский бюджет весь объем экспортных пошлин на вывозимые с ее территории за пределы ТС нефтепродукты. Экспортная пошлина на белорусскую нефть собственной добычи (около 1,7 млн. тонн) будет поступать в бюджет Белоруссии. При этом Россия формально недополучит около 2 млрд. дол. Однако, как предполагается, выигрыш в среднесрочной перспективе окажется несоизмеримо выше.

В целом интеграция России в ТС выгодна и имеет ряд преимуществ. Прежде всего, это серьезнейший стимул для взаимной торговли, обусловленный отсутствием таможенных барьеров, дополнительных затрат на таможенные процедуры, на оформление таможенных деклараций. Беспошлинно перемещаются товары и собственного производства, и иностранные, выпущенные в свободное обращение одной из стран-участниц ТС. Уже есть первый эффект от тамо-

женного союза, рост взаимной торговли идет примерно с темпом 15% в год. Рост общего товарооборота ТС к 2010-му году составил одну треть. С 1-го июля 2011-го года, помимо общего рынка товаров, появился общий рынок услуг, общий рынок капитала и общий рынок труда. Следующий шаг - разработка общей стратегии развития (для чего подписано соглашение по координации макроэкономической политики),

«...формирование Евразийского экономического союза, который будет объединять не только рынки, но и планы, перспективы прогнозы и стратегии развития. Именно здесь ожидается максимальный эффект, который оценивается примерно в одну треть от валового продукта» [5].

Сегодня в рамках развития ТС происходит становление общего рынка товаров, рабочей силы и капиталов трех стран. ВВП таможенного союза составляет 1 триллион 658,2 миллиарда дол. (табл. 2).

Таблица 2.Население, ВВП стран таможенного союза, Украины, Киргизии [17]

Страна Население ВВП (номинал) На душу

млн. чел Итого На душу населения ППС($)

(млрд. $) населения ($)

Казахстан 16,47 138,43 8882,97 12602,87

Россия 141,90 1465,08 10437,49 15836,75

Киргизия 5,48 4,62 863,65 2248,46

Белоруссия 9,47 54,71 5800,43 13909,33

Украина 45,78 136,42 2999,63 6711,61

Итого 219,10 1799,25 5796,84 10261,80

ТС 167,84 1658,22 8373,63 14116,32

Согласно прогнозам Всемирного банка темпы роста российского ВВП в 2011-му году ожидаются на уровне 4,2%. По мнению Минэкономразвития, рост ВВП в 2011-м году составит 3,4%, инфляция снизится до 5-6%, инвестиции возрастут на 8,8%, то есть российская экономика будет медленно, но вер-

но выползать из кризисного состояния [18].

В сфере валютно-финансовых отношений с 1-го сентября 2010-го г. применяется Соглашение об установлении и применении в ТС порядка зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин [15]. С момента вступления в силу данного Соглашения

за сентябрь-декабрь 2010-го года в бюджет РФ зачислено 7887 млн. дол. США. По сравнению с соответствующим периодом 2009-го г. прирост поступлений ввозных таможенных пошлин в бюджет РФ составил 33%.

Ключевой наблюдаемый экономический эффект - это подъем внешнеторгового оборота ТС (рис.1).

Поступившие в секретариат комиссии статистические данные по вза-

имной торговле государств-членов таможенного союза позволили оценить динамику взаимной торговли государств-членов ТС за 2008-2010 годы, в том числе выявить изменения в динамике показателей за периоды до и после введения в действие единой системы таможенного регулирования на Единой таможенной территории ТС.

Рис.1. Внешнеторговый оборот России в 2001-2010 гг. (млн. дол. США)

Ниже (табл. 3) представлены

данные о динамике и структуре взаимной торговли между странами-членами ТС в 2010-м году по сравнению с предыдущими (2007-2009) годами. Из приведенных данных видно, что подавляющая доля взаимной торговли товарами приходится на взаимную торговлю между Россией и Республикой Белоруссией.

Основу взаимной торговли товарами собственного производства стран

- членов ТС составляют сырьевые товары (на их долю приходится свыше 45% всего объёма их внешнеторгового оборота), на втором и на третьем месте -продукция сельского хозяйства и продовольственные товары (12%), машины и оборудование (8%) соответственно.

Рост суммарного годового внешнеторгового оборота ТС по сравнению с

2009-м годом - на 32,8% [2]. При этом во всех государствах-членах ТС с момента возникновения таможенного сою-

за к концу 2010-го года произошел резкий подъем экспорта и был преодолен июньский спад (рис. 2).

В целом внешнеторговый оборот России постоянно растет. С 2001-го по 2010-й гг. он увеличился в 3,4 раза. В 2010-м г. доля экспорта составила 63,4%, импорта - 36,6%.

Превышение экспорта над импортом в структуре внешнеторгового оборота формирует положительное сальдо торгового баланса России: в 2010 г. оно составляло 167,5 млрд. дол. США, за последние 10 лет его объем возрос в 1,76 раза [17].

Есть основания ожидать, что товарная структура внешнеторгового оборота стран - членов ТС под воздействием снятия таможенных барьеров и возможного сокращения сроков грузоперевозок будет существенно диверсифицирована и к 2015-му году до половины представлена новыми видами товаров.

Таблица З.Динамика и структура оборота взаимной торговли

между странами — членами ТС (по методологии Евростата)

Годы 2007 2008 2009 2010

л о д я ч а Доля, % млн. дол Доля, % При рос т % млн. дол Доля, % При- рост % млн. дол Доля, % При- рост %

Поставки по ввозу товаров, всего 29 486,4 100 37 270,20 100 26,4 26 177,4 100 -29,8 29 042,5 100 10,9

В том числе поставки:

РФ в РБ 17 205 58,3 23 604 63,3 37,2 16 717 63,9 -29,2 17 408 59,9 4,1

РФ в РК 11 920 40,4 13 301 35,7 11,6 9 147 34,9 -31,2 11 165 38,4 22,1

РБ в РК 361,4 1,2 365,2 1,0 1,1 313,4 1,2 -14,2 469,5 1,6 49,8

Поставки по вывозу товаров, всего 13 667 100 16 984 100 24,3 10 316 100 -39,3 17 240 100 67,1

В том числе поставки в:

РФ из РБ 8 879 65,0 10 585 62,3 19,2 6 714 65,1 -36,6 9 727 56,4 44,9

РФ из РК 4 659 34,1 6 228 36,7 33,7 3 547 34,4 -43,0 7 161 41,5 101,9

РБ из РК 129 0,9 171 1,0 32,6 55 0,5 -67,8 351,7 2,0 539,5

Общий объем поставок 43 153,40 100 54 254,2 100 27,7 36649, 4 100 -32,5 46 282,2 100 26,3

В том числе общий объем взаимных поставок:

РФ-РБ 26 084 61,4 34 059 62,8 30,6 23 431 63,9 -31,2 27 135 58,6 15,8

РФ-РК 16 579 37,4 19 679 36,3 23,7 12 830 35 -34,8 18 326 39,6 42,8

РБ-РК 361,4 1,2 537 1,0 4,7 388,3 1,1 -27,7 821,2 1,8 111,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТС в общ. об. взаим. пост. СНГ 123 300 44 78 900 46,5 -36

Рис. 2. Структура внешнеторгового оборота в 2001-2010 гг.

Однако следует отметить, что, наряду с полученными в связи с созданием ТС выгодами, имеются и проблемы, с которыми сталкиваются государства-члены таможенного союза: отсутствие обеспечения полноты охвата статистической информации (отсутствие единых баз данных ТС, единого информационного пространства на Единой таможенной территории); увеличение конкуренции на внутреннем рынке; отсутствие таможенного контроля со стороны России на внешних границах ТС (контроль осуществляет лишь белорусская и казахстанская стороны) и увеличение соответственно возможностей для масштабной товарной интервенции.

Ряд рисков при вступлении России в ТС связаны с перемещением российских фирм-импортеров, таможенных складов и рынка услуг по таможенному оформлению в Казахстан, где ниже внутренние налоги, а также - с усилением потока китайских товаров через территорию Казахстана. Кроме того, упрощение процедур контроля, в том числе транспортного между странами-участницами ТС, несет риск контрабанды наркотиков [16].

Но, несмотря на существующие риски, преимущества имеют достаточный перевес. Таможенный союз крайне важен для повышения экономической активности в сферах совместной деятельности стран-участниц. Его функционирование для России обеспечит положительное развитие секторов экономики, увеличение сумм таможенных платежей и расширение рынков сбыта продукции.

Первые месяцы функционирования ТС показали, что, несмотря на множество проблем, создание ТС трех государств стало важным фактором ускорения интеграционных процессов на всем пространстве СНГ, обеспечения экономической стабильности и устойчивого развития на Евразийском континенте. Данный интеграционный проект

стал первым этапом формирования ЕЭП в рамках ЕврАзЭС. Фактически создается крупный общий рынок, изначально настроенный на сотрудничество и дальнейшее расширение, делающее экономику всех его участников более устойчивой. А это значит, что уже сегодня можно будет говорить о возникновении нового мощного конкурента в международных экономических отношениях.

Библиографический список

1. May, В. Экономическая политика 2010-го года: в поисках инноваций. Глобальный кризис в 2010-м году / В. Мау // Вопросы экономики. - 2011. -№2. -с. 4.

2. Таможенный союз: альтернативный

путь интеграции в мировую экономику. Режим доступа: http://stop-

vto.ru/2011/05/08/tamozhennyiy-soyuz-alternativnyiy-put-integratsii-v-mirovuyu-ekonomiku/.

3. Режим доступа:

http: //www.doinqbusiness.orq/rankiqs.

4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020-го года «Инновационная Россия -2020». - Москва, 2010.

5. Диалог с Михаилом Хазиным. Выживут ли ЕС и ЕЭП? Режим доступа: http://rbctv.rbc.ru/archive/dialogue/text/56 2949980385570.shtml.

6. Глазьев, С.Ю. Таможенный союз. Аспекты формирования единой таможенной территории / С. Ю. Глазьев // Международная экономика. 2010. -№ 4. - с. 43-48.

7. Кожанков, Ю.А. Таможенный союз -

итоги первого года и его дальнейшее развитие / Ю. А. Кожанков // Таможенные, экономические и правовые аспекты функционирования таможенного союза: сборник материалов IV Международной молодежной научно-практической конференции. - Ростов-н/Д: Российская

таможенная академия, Ростовский филиал, 2011.

8. Официальный сайт Института народнохозяйственного прогнозирования РАН - Режим доступа: http://www.ecfor.ru

9. Таможенный союз: альтернативный путь интеграции в мировую экономику.

- Режим доступа: Ы1р:/^ор-

vto.ru/2011/05/08/tamozhennviv-sovuz-altemativnviv-put-integratsii-v-mirovuvu-ekonomiku/.

10. Возобновление поставки российской нефти в Белоруссию // Таможенный союз. Таможенное регулирование. - 2011.

- № 2. - С.21.

11. Омельченко, С. Таможенный союз -это актуально / С. Омельченко // Таможенное регулирование и таможенный контроль. - 2010.- №1. - с.4-5.

12. Кобякова, А. Преимущества и проблемы таможенного союза / А. Кобяко-ва // Таможенное регулирование и таможенный контроль.- 2010.- №4. -с. 2231

13.Суздальцев, А.И. Политика впереди экономики: риски и перспективы таможенного союза / А.И. Суздальцев //Россия в глобальной экономике.-

2010.-№ 6.

14.Соглашение об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20. 05.2010 - Режим доступа: http://www.tsouz.ru.

15.Слюсарь, Н. Этапы большого пути /

Н. Слюсарь // Таможенное регулирование и таможенный контроль. 2010. -№1. - с. 15-17.

16. Заворотный, Д. Экспертное мнение: Таможенный союз. - Режим доступа :http://www.puchk0v.net/publicatшns/cu stoms-union/articles/opinions.html.

17. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации -http://info.minfin.ru/export import.php.

http://www.catback.ru/news/11011013374

8.htm

Bibliographic list

1. Mau, V. Economic Policy of 2010: in search of innovations. Global Crisis in 2010 / V. Mau // Economy questions. -

2011. - № 2. - р. 4.

2. Customs Union: Alternative Way of Integration in World Economic. - Mode of access:

//http://stopvto.ru/2011/05/08/tamozhennyi

y-soyuz-alternativnyiy-put-integratsii-v-

mirovuyu-ekonomiku/.

3. Mode of access:

http: //www.doinqbusiness.orq/rankiqs.

4. Strategy of Russian Federations Innovative Development for the period up to 2020 year “Innovative Russia-2020”. - Moscow, 2010.

5. Dialogue with Michael Khazin. Will EU and EES Survive? - Mode of access: http://rbctv.rbc.ru/archive/dialogue/text/56 2949980385570.shtml.

6. Glaziev, S.U. Custom’s union. Aspects of Forming a Single Custom’s Territory /

S.U. Glaziev // World Economy. - 2010. -№ 4. - р. 43-48.

7. Kozhankov, J.A. Customs Union - Results of the first Year and its further Development / J.A. Kozhankov // Customs, Economic and Legal Aspects of the Functioning of the Customs Union: Proceedings of the Four the International Youth Scientific Practical Conference. - Rostov-on-Don : Russian Customs Academy, Rostov Brand, 2011.

8. Official website of the Institute of Economic Fore-casting RAN. - Mode of access: http://www.ecfor.ru.

9. Customs Union: Alternative way of in-

tegration in the World Economy. - Mode of access: http://stop-

vto.ru/2011/05/08/tamozhennyiy-soyuz-alternativnyiy-put-integratsii-v-mirovuyu-ekonomiku/.

10. Resumption of Russian Oil deliveries to Belarusian // Customs Union. Customs regulation. - 2011. - № 2. - р. 21.

11. Omelchenko, S. Customs Union - is an actual theme / S. Omelchenko // Customs

regulation and customs control. -2010 - №

l.-p. 4-5.

12. Kobyakova, A. Benefits and Problems of the Customs Union / A. Kobyakova // Customs regulation and customs control. -

2010-№4. - p. 22-31.

13. Suzdaltcev, A.I. Politics is ahead of the economic: Risks and Prospects of the Customs Union / A.I. Suzdaltcev // Russia in Global Economy. - 2010 - № 6.

14. Agreement of the Establishment and Application of the Customs Union of the Order of Enrollment and Distribution of Customs Duties (other Duties, Taxes and Charges with Equal Effect) 20.05.2010. -Mode of access: http://www.tsouz.ru.

15. Slusar, N. Stages of the long Way / N.S. Slusar // Customs regulation and customs control. -2010-№ 1. - p. 15-17.

16. Zavorotnui, D. Experts Opinion: Customs Union. - Mode of access: http://www.puchkov.net/publications/custo ms-union/articles/opinions.html/

17. Official website of the Ministry finances Russian Federation - Mode of access:

http://info.minfin.ru/export import.php.

18. Mode of access:

http://www.catback.ru/news/! 1011013374

8.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.