УДК 330.356
Ф. Н. Шайхутдинова
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕХИМИИ ГОСУДАРСТВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Ключевые слова: нефтехимия, Таможенный союз, интеграция, внешняя торговля.
Рассматриваются основные этапы создания Таможенного союза, рынок нефтехимии государств Таможенного союза и перспективы дальнейшей интеграции.
Keywords: petrochemistry, Customs union, integration, foreign trade.
The main stages of creation of the Customs union, the market of petrochemistry of the states of the Customs union and prospect of further integration are considered.
Соглашения о Таможенном союзе между Беларусью, Казахстаном и Россией были подписаны главами правительств государств в январе 2007 года, в октябре того же года главы государств подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.
Формирование Таможенного союза шло в соответствии с утвержденным планом действий. К 1 января 2010 года были созданы необходимые правовые условия для начала его функционирования. Функции внешнеторгового регулирования были переданы Комиссии Таможенного союза.
В соответствии с международными договорами с этого момента полномочия Комиссии стали распространяться на изменение ставок ввозных таможенных пошлин; ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза; установление тарифных льгот и тарифных квот; определение системы тарифных преференций; введение мер нетарифного регулирования.
С 1 июля 2010 года Комиссии были переданы полномочия по проведению расследований и иных процедурных действий, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза в отношении товаров, происходящих из иностранных государств.
6 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза. Заработала единая система таможенного регулирования на таможенной территории трех стран. Приняты нормативные документы по таможенному администрированию, включая единые правила декларирования товаров, уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы.
Применяются единые правила определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров. Организовано ведение таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств-членов.
Применяется порядок взимания косвенных налогов во взаимной торговле в Таможенном союзе и формируется практика обмена между налоговыми органами трех государств информацией в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов.
Действует Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисле-
ния и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие). Ввозные таможенные пошлины зачисляются на единый счет уполномоченного органа того государства-члена, в котором они подлежат уплате. Уплаченные пошлины распределяются в бюджеты трех стран согласно нормативам распределения: Беларусь - 4,7%, Казахстан - 7,33%, Россия - 87,97%.
С 1 июля 2011 года полностью снят таможенный контроль на внутренних границах между Беларусью, Казахстаном и Россией. Все виды таможенного контроля
и оформления перенесены на внешнюю границу Таможенного союза. Завершено формирование единой таможенной территории.В пределах единой таможенной территории свободно перемещаются товары, транспортные средства Таможенного союза и третьих стран после их выпуска для внутреннего потребления на территории любого государства-члена.
К концу 2011 года сформирована договорно-правовая база Таможенного союза, которая насчитывает свыше 70 международных договоров и более 900 решений Комиссии Таможенного союза. Важнейшим направлением работы стала деятельность по разработке и принятию технических регламентов Таможенного союза, которая явилась ключевым элементом формирования единого рынка без технических барьеров с едиными требованиями к безопасности товаров и унифицированной базой стандартов. Согласованная политика в этой области позволяет в равной степени обеспечить безопасность для граждан продукции, попадающей на единый рынок Таможенного союза, а также стимулировать технологическое развитие предприятий трех государств.
На сегодняшний день Евразийской экономической комиссии, начавшей функционировать 2 февраля 2012 года, переданы все необходимые полномочия в этой сфере.
К началу октября 2012 года принят 31 технический регламент Таможенного союза, определяющий требования к безопасности обращающейся на единой таможенной территории продукции - машинам и оборудованию, топливу, пиротехническим изделиям, парфюмерно-косметической продукции, продукции легкой и пищевой промышленности и т.д.
16 июля 2012 года Совет Евразийской экономической комиссии утвердил новую редакцию Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и Единого таможенного тарифа Таможенного союза с учетом условий присоединения России к Всемирной торговой организации. По предварительным расчетам при переходе на новую редакцию Единого таможенного тарифа средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины будет снижена с 9,6 до 7,8%.
Создание Таможенного союза означает появление единого рынка для 170 млн. потребителей, на котором применяются нормы единого Таможенного кодекса, действуют Единый таможенный тариф, единая система внешнеторгового и таможенного регулирования, осуществляется единое техническое регулирование. Уже сегодня мы можем наблюдать конкретные результаты его функционирования.
Суммарный объем внешней торговли государств Таможенного союза с третьими странами за январь-август 2012года составил 613,2 млрд.долл. США. Стоимостной объем экспорта по сравнению с январем - августом 2011 года в текущих ценах увеличился на 6,2%, или на 23 млрд. долл. США. Объем взаимной торговли государств - членов Таможенного союза составил в январе - августе 2012 года 45,6 млрд. долл. США, увеличившись на 10,8% по отношению к уровню января- августа 2011года [1].
Нефтехимия традиционно является определяющим в интеграционных процессах государств Таможенного союза (ТС).
Таблица 1 - Взаимная торговля стран ТС в январе - августе 2012 года, (доля,%)
Продукция Экспорт из Республики Беларусь Экспорт из Республики Казахстан Экспорт из Российской Федерации
Экспорт на территорию стран ТС 100,0 100,0 100,0
Топливо, нефть и продукты их переработки 1,2 13,2 50,4
Продукция химической и связанной с ней отраслей пром -ти 2,5 6,3 4,8
Пластмассы и изделия из них; каучук и резиновые изделия 7,9. 0,8 3,7
Как видно из таблицы 1, основная доля экспорта России в страны ТС составляет нефть и нефтепродукты.
Необходимо отметить, две важные особенности стран Таможенного союза в области нефтехимии.
1. Страны по-разному обеспечены основными видами сырья для топливно-энергетической и химической отрасли.
2. При создании Таможенного союза государства имели различный уровень промышленного потенциала.
В торговых отношениях между государствами ТС в нефтехимии можно отметить следующее:
- Россия остается одним из главных рынков сбыта для производителей Беларуси и Казахстана, при этом значительные объемы, в основном топливно-энергетических ресурсов, экспортируются соседям; наблюдается сырьевая зависимость экспорта у Российской Федерации;
- Беларусь традиционно ориентирована на Россию, которая остается одним из главных экспортных рынков, но что касается нефти и газа, то собственных ресурсов недостаточно;
- в Казахстане ситуация обратная — изобилие собственного сырья, как углеводородного, так и минерального, при этом, если сектор неорганической химии развит достаточно, то нефтехимический — практически отсутствует. Следует отметить, что среди трех стран ТС доля химической продукции в общем экспорте самая высокая именно у Казахстана — 6,3% (по данным за 9 месяцев 2012 года). Но более 90 % в этом объеме приходится на продукты неорганической химии. Аналогичная структура экспорта наблюдается и в поставках из Казахстана в третьи страны;
- взаимные поставки химической продукции и связанных с ней отраслей промышленности во всех странах, входящих в ТС, составляют менее 10% от объемов экспорта.
Необходимо отметить, что казахстанские углеводороды в виде сырья в больших объемах экспортируются. Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, занимая в мировом рейтинге 15-е место по подтвержденным запасам нефти. Согласно данным Министерства нефти и газа Казахстана, общие прогнозные извлекаемые ресурсы углеводородного сырья в стране составляют 17 млрд. тонн, из них 8 млрд. приходится на казахстанский регион Каспийского моря.
Основные запасы нефти в Казахстане (более 90%) сконцентрированы на 15 крупнейших месторождениях: Тенгиз, Кашаган, Карачаганак, Узень, Жетыбай, Жанажол, Каламкас, Кенкияк, Каражан-бас, Кумколь, Бузачи Северные, Алибекмола, Прорва Центральная и Восточная, Кенбай, Королевское. Дальнейшему наращиванию ресурсного потенциала нефтегазовой отрасли Казахстана способствует проводимое республикой широкомасштабное изучение участков недр в акватории Каспийского и Аральского морей. Перспективы поиска нефти и газа связывают с неизученными глубокопогруженными структурами в Прикаспийской впадине, Приаралье, а
также с выявленными в результате региональных сейсмических работ объектами в северном, центральном и южном Казахстане [2].
Согласно статистическим данным, в Казахстане в 2012 году было добыто сырой нефти 66,462 млн. тонн (падение на 1,9% к уровню 2011 года), газового конденсата —12,749 млн. тонн (прирост 3,7%), 40,090 миллиарда кубометров природного газа (прирост 1,5%).
Углеводородное сырье внутри страны перерабатывается на трех нефтеперерабатывающих и трех газоперерабатывающих заводах, однако о глубокой переработке сырья пока говорить не приходится. По оценкам экспертов, глубина переработки нефти на казахстанских НПЗ составляет около 4550%. Высок выход мазута, значительная часть которого сжигается, используется для выработки тепла и электроэнергии. Низок выход и высокооктанового бензина, поэтому около 40 % потребностей внутреннего рынка в данном виде топлива покрывается за счет поставок из России.
Так как с учетом имеющихся возможностей оперативно исправить ситуацию с насыщением внутреннего рынка топливными ресурсами, в частности бензинами, не удается, правительство страны рассматривает возможность переработки казахстанской нефти в высокооктановый бензин по толлинговой схеме на одном из китайских нефтеперерабатывающих заводов.
Большие надежды правительство возлагает на модернизацию существующих НПЗ и увеличение их суммарных мощностей к 2016 году до 17,5 миллиона тонн в год, что позволит полностью обеспечить потребности республики в автомобильном и авиационном топливе.
Для дальнейшего развития нефтехимической отрасли в Казахстане принята Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010-2014 гг., которая стала главным стратегическим документом.
Основные проекты в сфере нефтехимии в программе:
- производство дорожных битумов на Актау-ском заводе пластических масс;
- строительство комплекса по производству ароматических углеводородов на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе;
-строительство интегрированного газохимического комплекса в Атырауской области.
Кроме того, Правительством принята Концепция развития нефтехимической и химической промышленности Казахстана до 2015 года и 15-летний генплан. Развитие нефтехимии может стать действенным механизмом диверсификации во взаимодействии с российскими нефтегазовыми компаниями.
В настоящее время Белоруссия добывает на своей территории порядка 1,7 млн. тонн нефти, 4 млн. тонн азербайджанской нефти получает согласно заключенному с Венесуэлой своповому соглашению и основная масса — более 22 млн. тонн «черного золота» — поступает в республику из России.
Углеводородное сырье внутри страны перерабатывается на двух нефтеперерабатывающих заводах: ОАО «Нафтан» в Новополоцке и ОАО «Мо-зырский нефтеперерабатывающий завод».
В ОАО «Нафтан» реализуется Программа реконструкции и модернизации «Нафтан 2010 -2015», который предполагает осуществление ряда проектов, направленных на увеличение мощностей по первичной переработке нефти до 12 млн. тонн в год; снижение выхода топочного мазута до 6-8 %; обеспечение соответствия качества выпускаемой продукции действующим и перспективным требованиям стран Европейского Сообщества; развитие инфраструктуры (резервуарные парки, сети межцеховых коммуникаций, энерговодоснабжение); мероприятия по улучшению энергообеспечения предприятия и снижению энергопотребления. По окончании реализации Программы ОАО «Нафтан» выйдет на уровень современных предприятий с глубиной переработки не менее 92 %. В настоящее время в ОАО «Нафтан» в стадии реализации находятся 22 крупных инвестиционных проекта. Ведутся работы по строительству установки первичной переработки нефти АТ-8, установки низкотемпературной изомеризации «Пенекс», вакуумного блока установки «Висбрекинг». Начаты работы по реализации проекта по строительству установки замедленного коксования [3].
Проект строительства комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков, установки вакуумной перегонки мазута и комбинированной установки по производству высокооктановых добавок к бензинам завершается в ОАО "Мозырский НПЗ", что также позволит переработать по 12,5 млн. тонн нефти в течение года. Более 10 лет предприятие работает в составе компании "Славнефть" (Россия-Беларусь), которой принадлежит 42,25% акций предприятия.
Ярким примером интеграционных процессов стран Таможенного Союза является договоренности Белоруссии и Казахстана о совместной реализации проекта строительства нефтехимического предприятия по производству ПЭТ материалов на основе терефталевой кислоты, с использованием казахского параксилола в Могилеве. Стоимость проект около 700 млн. долл. США, совместное инвестирование [4].
Продолжается работа по дальнейшей реализации договоренностей Таможенного Союза.
Министерство энергетики РФ подготовило проект Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к нефтеперерабатывающим, неф-тегазохимическим и газоперерабатывающим комплексам» (далее - Технический регламент). Данный документ разработан во исполнение подпункта «в» пункта 2 поручения Президента РФ Д.А. Медведева от 29.03.2010 № Пр-839 об обеспечении принятия нормативных правовых актов, регламентирующих требования к нефтеперерабатывающим производствам, основные требования к техническим устройствам по проектированию объектов нефтепереработки и нефтехимии, а также порядок проведения анализа риска на этапах проектирования, строительства и
эксплуатации объектов нефтепереработки и нефтехимии.
Минэнерго России выступило с инициативой разработки Технического регламента в рамках Таможенного союза в связи с принятием Соглашения Таможенного союза «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» от 18 ноября 2010 года и отменой Программы разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 6 ноября 2004 года № 1421-р. Предложение Минэнерго России было поддержано казахстанской стороной и согласовано Координационным Комитетом по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер Комиссии Таможенного союза.
Проект Технического регламента подготовлен в соответствии с основными принципами технического регулирования в Таможенном союзе. Требования Технического регламента будут распространяться на страны Таможенного союза, включая Российскую Федерацию.
Объектом технического регулирования в проекте Технического регламента являются нефтеперерабатывающие, нефтегазохимические и газоперерабатывающие комплексы (далее - перерабатывающие комплексы), а также связанные с ними процессы проектирования (включая инженерные изыскания), строительства, реконструкции, монтажа, эксплуатации (включая техническое обслуживание, текущий ремонт), капитальный ремонт, консервации и ликвидации.
Проект Технического регламента устанавливает требования к перерабатывающим комплексам в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей), а также обеспечения энергетической эффективности.
Проект Технического регламента также устанавливает:
- правила идентификации перерабатывающих комплексов для целей применения проекта Технического регламента;
- правила и формы оценки соответствия перерабатывающих комплексов требованиям проекта Технического регламента.
Требования к объектам, входящим в состав перерабатывающего комплекса, могут устанавливаться другими техническими регламентами Таможенного союза. При этом данные требования не могут противоречить требованиям проекта Технического регламента [5].
Сотрудничество стран Таможенного Союза регулируется Соглашением о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов, предусматривающим неприменение государствами - членами Еди-
ного экономического пространства во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин в отношении нефти и нефтепродуктов. При этом уплата таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты при вывозе с единой таможенной территории Таможенного Союза определяется отдельными двухсторонними соглашениями стран-участниц. Соглашение также определяет условия доступа к услугам по транспортировке нефти, предусматривает унификацию норм и стандартов на нефть, информационный обмен сведениями о добычи, импорте, экспорте и внутреннем потреблении нефти [1].
С целью дальнейшего углубления интеграционных процессов в области нефтехимии Таможенного Союза президент России Владимир Путин на пресс-конференции по итогам заседания Высшего евразийского экономического совета 24 октября 2013г. в Минске сделал заявление, что Россия готова отменить экспортные пошлины на нефтепродукты для стран Таможенного союза: « Мы понимаем, что для наших партнеров важно исключить это изъятие, связанное с нефтепродуктами, с нефтью и так далее. Мы готовы. Для нас это потеря бюджета, но мы готовы это сделать.
Но мы рассчитываем на то, что и партнеры пойдут нам навстречу, убирая те изъятия, которые для них, как они считают, важны. Это требует определенного времени. Нурсултан Абишевич Назарбаев сегодня предложил формулу, казахстанские наши партнеры предложили, что мы к какому-то времени согласуем сроки и движение по направлению этих изъятий. Мы согласились, мы считаем, что это здравый, профессиональный подход», - сказал он.
Таким образом, интеграция стран членов Таможенного Союза обусловлена насущными проблемами повышения конкурентоспособности стран-участниц в быстро глобализирующемся и, одновременно, регионализирующемся мире.
Литература
1. Евразийская экономическая комиссия. Годовой отчет 2012 // www.eurasiancommission.org
2. Ким С. Казахстанская нефтехимия: и ныне там/ С.Ким// The Chemical Journal. - 2013. № 4-С.31-35
3. Деловая газета// Интернет ресурс http://pronedra.ru/oil/2013/07/09/postavki-nefteproduktov-is-belorussii
4. Райская М.В. Проектирование организационно-управленческих инноваций на предприятии инновационной инфраструктуры/ М.В.Райская, И.В.Кулагина// Вестник Казанского технологического университета. -2013.-№2 - С. 242-243
5. Шайхутдинова Ф.Н. Авилова В.В., Парфирьева Е.Н., Биктагиров И.А. Инновационные аспекты в повышении квалификации и переподготовки кадров предприятий и организаций Республики Татарстан в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию // Вестник Казан. технол. ун-та, № 14.- Казань: Изд-во КНИТУ, 2012.
© Ф. Н. Шайхутдинова - к.х.н., доцент каф. экономики КНИТУ, Flura_kzn@mail.ru.