Экологический туризм и рекреационное природопользование
Ю.С. Самохин
Экономика
экологически-ориентированных мероприятий туристско-рекреационного комплекса: концепция и принципы реализации
Отсутствие экономической логики в комплексных исследованиях природно-эколо-гических и социокультурных явлений развития туристского сервиса заслоняет концептуальную роль экологии как фактора социально-экономической эффективности туризма и рекреации. Исходя из того, что туризм - это бизнес, а рекреация - это инфраструктура туристского бизнеса, автор обосновывает пути повышения его экономической эффективности через выработку ряда принципов сочетания туризма и рекреации с экологически ориентированными мероприятиями.
Ключевые слова: экономика туризма, туристский сервис, экология, туризм, рекреация, экологически-ориентированные мероприятия.
Нет нужды подробно описывать очевидную для каждого наблюдателя тенденцию: постоянно возрастающая роль туризма в развитии регионов Российской Федерации. Одновременно все отчетливее просматриваются препятствующие развитию регионов социально-экономические, социально-экологические и социально-культурные инерционные механизмы современного общества. Во многом увязшие в традиционных, принятых еще в советское время, подходах и к организации, и к экономике туристской отрасли, исследователи и эксперты, специализирующиеся на социально-инфраструктурных проектах, никак не могут выйти на осмысление экономически обусловленного единства
туризма, рекреации и экологии. Распыляются средства и силы, но результатив- ф ^ ность бизнес-процессов на основании этих проектов остается очень низкой. | &
Причины такого положения дел в недостаточной разработанности принци- | ^ пов организации туристско-рекреационной деятельности в современной Рос- о ^ сии. Туризм и рекреация как целостное культурное экономико-географическое § | и социально-инфраструктурное явление только в последнее время становится о § объектом пристального внимания специалистов. Сказывается отсутствие эко- | ^ номической логики в комплексных исследованиях природных и социокультур- §■ ных составляющих развития туризма, что и заслоняет концептуальную роль и экологической составляющей в туризме и рекреации. Даже при переходе к программам, аналогичным «дорожной карте» (Roadmap) [2], в которой экономически обусловленный контекст позволяет вносить изменения в зависимости от ситуации, с использованием вариативности и интерактивности, долгосрочный прогноз экономической эффективности рассматривается без экологической подосновы. Экологическая подоснова экономики туризма представлена в усеченном виде, как «экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны» [6], вкупе с развитием так называемого «экологического туризма».
Но экология, в контексте туризма, выходит за рамки туристско-рекреацион-ного природопользования, природоохранной деятельности и «экологического туризма». Экология - это отрасль права, а значит, и фактор эффективности экономики туризма [4]. Это находит отражение и в стратегических документах, и в нормативных правовых актах, обеспечивающих благоприятные условия для экологической модернизации инфраструктурного обеспечения туризма рекреации. Развитие туристской отрасли в рамках сферы обслуживания, наряду с иными отраслями активного природопользования, предусматривают формирование новых подходов к проектированию, строительству и эксплуатации объектов туризма, экологически безопасных, с использованием ресурсосберегающих и энергоэффективных технологических решений.
Другими словами, на современном этапе экология фактически становится важнейшим условием успешного продвижения туристского продукта к потребителю и требует внимания, наряду со всем комплексом компонентов туристского бизнеса, включая туристские формальности, транспорт, сервис, анимацию и т.п. Экологическое состояние туристского продукта на рынке определяет интерес потребителя, тем самым формирует спрос, а значит и эффективность бизнеса. Это, в свою очередь, прямо влияет на состояние существующей туристской инфраструктуры и строительство новых объектов туристского сервиса. Туристский сервис как компонент инфраструктурного каркаса территории
¡ь § §
О
О
начинает определять уровень ее туристско-рекреационного освоения, что, в конечном итоге, становится залогом создания рабочих мест в инфраструктурной сфере. Круг взаимовлияния замыкается, остается выяснить экономический потенциал экологически ориентированных мероприятий туристско-рекреаци-онного комплекса.
Рыночные условия, сложившиеся в России, даже при регулирующем законодательстве и монополизме крупных игроков в ряде отраслей хозяйства, включая транспорт и связь, оставляют не только элементы конкуренции, но также особый тип географического (пространственного) разделения труда. В плановом хозяйстве советского периода идея преодоления «перекосов» в территориальном освоении, стремление к умозрительной «равномерности» опиралось на экстенсивный тип присвоения ресурсов с преобладанием пространственно-территориальной логики поддержки неосвоенных пространств СССР. Но в настоящее время, когда участники рынка озабочены эффективностью бизнеса, в туризме и рекреации наметилось изменение подхода к природопользованию, что сопровождается рациональным, в смысле рентабельности произведенных затрат, а значит, интенсивным типом присвоения ресурсов с преобладанием инфраструктурной логики, на котором фактически основан экологический подход [3].
То есть углубление интенсивности природопользования позволяют использовать потенциал туризма и рекреации при формировании популярных ныне особых экономических зон туристско-рекреационной направленности с широким применением методологии экологического менеджмента и маркетинга. Это обеспечит согласованное регулирование развития туристско-рекреационной сферы со стороны государства, региональных и местных властей, а также проведение на этой основе специальной «туристско-рекреационной политики», призванной обеспечить баланс интересов туристов, бизнеса и местного населения, представителей разных социальных групп, приверженцев различных видов отдыха, с учетом так называемых «зеленых технологий» в туристской индустрии.
Включение экологического менеджмента при формировании региональных туристско-рекреационных систем на основе оценки природных ресурсов и социально-экономических условий развития тесно примыкает и к методологии развития территории в условиях рынка. При этом экологическое состояние территории представляется важнейшим фактором создания долгосрочных, комплексных, многомерных туристско-рекреационных программ на всех региональных уровнях. Иными словами, в экологической логике туристско-рекреационной деятельности сложным образом соединяются глобальные и локальные тенденции, с одной стороны, инвестиционной активности бизнеса, а с другой - потребительской активности населения.
Далее мы хотим ходим охарактеризовать и сформулировать ряд ведущих ш ^ принципов использования экономического потенциала экологически-ориенти- | & рованных мероприятий туристско-рекреационного комплекса. I ^
Для начала необходимо осознать категорию, именуемую принципом, кото- о ^ рый в контексте настоящей работы понимается как основание некоторой сово- § | купности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства о § к действиям [5]. Принцип как своего рода точка зрения на проблему позволяет | ^ раскрыть один из ее ключевых аспектов. Правильно простроенные принципы §■ позволяют определить линию поведения, действия, последовательность шагов. и В конце концов, комплекс принципов определяет подход к экономической проблематике экологически-ориентированных мероприятий туристско-рекре-ационного комплекса.
Современная экономика требует инвестиций, но без учета экологического фактора программирование инвестиционной активности субъектов туристско-рекреационной отрасли невозможно. В туризме и рекреации инвестиционная активность определяется региональным (территориальным) спросом, основа которого в модели развития данного региона, данной территории [7]. Проектирование модели регионального развития, опирающейся на туристско-рек-реационный потенциал территории, должно не просто опираться на интересы жителей, но должно быть понятно и им, и руководству региона. Первый принцип, обеспечивающий экономическую перспективу экологических мероприятий туристско-рекреационный комплекса, предполагает ясно очерченные меры, обеспечивающие качество жизни населения, инфраструктуру, рабочие места и т.п. пути (направления) социального и экономического подъема на уровне тактических и стратегических решений.
В этой связи необходимо вспомнить, что первый пик развития туризма и рекреации, скажем, в Европе выпал на период «Великой депрессии» 1930-х гг., когда началось сужение числа потребителей туристского продукта из-за дороговизны услуг коммерческого туризма. В противовес коммерческому туризму получил распространение туризм социальный. Именно социальный туризм (это было, по-видимому, осознано не сразу), оказался истинным локомотивом развития современной туристской отрасли в Европе, которая не только имеет развитую туристско-рекреационную инфраструктуру, но также обеспечена исключительно активным туристским потребителем. Социальный туризм характеризуется приемлемым качеством услуг и сравнительно невысокой их стоимостью. Одной из форм социального туризма стал так называемый «экологический туризм», который, с точки зрения эколога, включает изучение природной и культурной среды и имеет цель улучшения состояния этой среды. Это указывает на необходимость, в контексте нашей темы, руководствоваться принципом нацеленности на интеграцию социального и экологического туризма.
ш ш Но в туристском бизнесе экологический туризм является, как и прочие виды
го о ^ "
^ туризма, услугой, обеспечивающей получение прибыли на рынке туристского |й §8 сервиса. Что же является «продуктом» в экологическом туризме, если в наиболее социально ориентированных его формах инфраструктура и сервис мини-| мальны? Ответим. Продуктом в экотуризме является живая природа, которая § ^ превращается в товар на рынке только в условиях соответствия этого «товара» ^ с= экологическим запросам потребителя. А запросы потребителя в рекреационной деятельности на природно-экологических объектах, в свою очередь, неразрывно увязаны с понятием «качества жизни» населения, которое одновременно является показателем ее уровня. Чем доступнее возможность рекреационной деятельности, тем выше уровень качества жизни. Опираясь на природно-экологический фонд, в тесном взаимодействии с существующей инфраструктурой, региональные и муниципальные власти способны сделать рекреационную деятельность доступной для широких слоев населения. Соответственно, учет баланса взаимного интереса туристского сервиса и экологически безупречного состояния окружающей среды позволяет сформулировать принцип взаимозависимости экономики и экологически ориентированных мероприятий в рамках туристско-рекреационного комплекса.
Наращивание интенсивности туристско-рекреационного освоения предполагает повышенную антропогенную нагрузку на природные и селитебные (сложившиеся городские) ландшафты. Туризм становится не только фактором инфраструктурного развития территории, но также может стать фактором до некоторой степени деструктивным. То есть сравнительная острота экологической ситуации в ряде регионов России требует от инициаторов туристско-рекреационного освоения направить усилия на учет степени устойчивости природных и природно-антропогенных комплексов к рекреационным нагрузкам, в соответствии с характером рекреации и количеством рекреантов. А кроме этого, следует указать, что геоэкологическое состояние природной среды отражается на качестве рекреационных ресурсов, что, в свою очередь, определяет их потребительскую перспективу. Поэтому экологический принцип в обеспечении экономической эффективности экологически ориентированных мероприятий - важнейшее условие сохранения устойчивости туристско-рекреационного комплекса.
Следует учитывать, что, с точки зрения геоэкологии, существует два подхода к использованию рекреационных ресурсов, имеющих пространственную подоснову (прежде всего ландшафтов): биоцентрический (экологический) и антропоцентрический (в данном случае - ресурсный) [3].
Суть экологического подхода заключается в приоритете сохранения максимально естественного, первоначального состояния ландшафта. Территории с такими функциями строго охраняются, выделяются в заповедные зоны
с организацией наблюдений за их состоянием, разрабатываются экологические ш ^ нормы и правила их использования. В туристской отрасли значение таких тер- § & риторий невелико. | ^
Более перспективен для туристской отрасли ресурсный подход. Этот подход о ^ для активного развития туристско-рекреационной деятельности предполагает § | выделение территории, при освоении которой ставится задача ее сохранения о § и развития как ресурса туризма, что обеспечивает
сохранение рекреационной ^ привлекательности данной местности и ее потребительской ценности. Дру- Ц гими словами, ресурсный подход определяет еще один принцип - сохранение и объектов живой и неживой природы как ресурса рекреации и туризма. В этом заключаются различия и определенная общность экологического и ресурсного подхода к экономической перспективе экологически ориентированных мероприятий в рамках туристско-рекреационного комплекса.
Хотя экологическую проблематику принято понимать в естественнонаучном плане, однако перспективы полноценной рекреации без объектов историко-культурного наследия выглядят неполно. По аналогии с природными турист-ско-рекреационными ресурсами, безусловного внимания и собственного подхода требуют культурно-исторические ресурсы, комплекс которых, кроме того, что преимущественно расположен в местах расселения, также как и природоохранная деятельность, требует инвестиций, ибо объекты истории и культуры без специальной поддержки могут быть утрачены или потеряны для рекреации в силу ветхости. Таким образом, экономика экологически ориентированных мероприятий в рамках туристско-рекреационного комплекса, с учетом сказанного, предполагает использование принципа сохранения объектов истории, духовной и материальной культуры как ресурса рекреации и туризма.
Использование вышеизложенных принципов определяет общность объектов имеющегося и перспективного инфраструктурного развития территории. Это позволяет продуктивно учитывать, с одной стороны, географию транспорта, а с другой - географический рисунок сложившейся рекреации (объекты природы, истории и культуры, размещение, питания и т.п.). Географическая подоснова транспорта и рекреации, как и всякое географическое явление, обычно из множества как будто хаотичных экономических и социальных связей легко складывается в закономерно обусловленную социальную структуру. Локальные центры и перекрестки путей формируют пространственные ядра, которые, в свою очередь, образуют зоны и районы (пространственную иерархию). Именно это указывает на необходимость учитывать в экономике экологически ориентированных мероприятий принцип соответствия туристско-рекреационного комплекса инфраструктурной логике территории. Иными словами, экологически ориентированные мероприятия туристско-рекреационного комплекса должны быть когерентны развитию инфраструктуры территории их проведения.
ш ш В заключение отметим, что в контексте экологической проблематики туризм
rn О S
s |е:е широко использует природную и культурную среды и, поскольку высокое >s =1° качество состояния среды обеспечивает прибыль, то туризм как бизнес имеет i S§ цель улучшения состояния этих сред. Это еще раз подтверждает важнейший тезис настоящей работы: туризм - это бизнес, а рекреация - это инфраструктура s ра туристского бизнеса. Таким образом, сочетание туризма и рекреации в эко-^ с= логически ориентированных мероприятиях наиболее оптимально и экономически эффективно.
Библиографический список
1. Бондаренко И.В. Реинжиниринг бизнес-процессов - переосмысление бизнеса // Das Management. 2011. № 1. URL: http://progressive-management.com.ua/statyi-avtora/reengmermg-busmess-process?tmpl=component&prmt=1(дата обращения: 29.03.2016).
2. Котова Н.Н., Валещук М.В. Дорожная карта - инструмент принятия стратегических решений // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Сер. «Экономика и менеджмент». 2015. Вып. 1. Т. 9. С. 112-117.
3. Кочуров, Б.И. Экодиагностика и сбалансированное развитие: Учебное пособие. М.; Смоленск, 2003.
4. Львов Л.А. Экология и экономика: краткая концепция экологического развития // Organizmica. 2007. № 10 [58]. URL: http://www.organizmica.org/archive/410/eie. shtml (дата обращения: 29.03.2016).
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд. М., 1997.
6. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года № 941-р.
7. Чернявский Ю.В. Туристско-рекреационный ресурсный потенциал как фактор социально-экономического развития региона (на примере Волгоградской области): Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2011.