УДК 338.48
08.00.00 Экономические науки
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
Гусев Андрей Александрович
заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., профессор
AuthorID 725005
Сочинский научно-исследовательский центр РАН Сочи, Россия
Показывается экономическая значимость рационального использования природных ресурсов, предназначенных для оздоровления населения. Раскрываются особенности трех видов туризма: экологического, природного и краткосрочного. Предлагается модернизация инфраструктуры туризма с учетом повышения энергоэффективности зданий, потребления «зеленой» энергии и органической продукции сельского хозяйства, экологически безопасной переработки твердых коммунальных отходов. Такая модернизация является обеспечивающим условием развития оздоровительной рекреации всех типов. Показывается связь туризма с совершенствованием инструментов экологизации производства и налогообложения. Дается анализ особенностей образования и использования туристской ренты в рамках реструктуризации налогообложения
Ключевые слова: ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ, МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИЗМА, ИНСТРУМЕНТЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ТУРИСТСКАЯ РЕНТА
Рок 10.21515/1990-4665-134-069
UDC 338.48 Economic sciences
ENVIRONMENTAL BASICS OF HEALTH TOURISM DEVELOPMENT
Gusev Andrei Aleksandrovich Honored Science Worker of Russian Federation Dr.Sci.Econ., Professor AuthorID 725005
Sochi Research Center of the RAS, Sochi, Russia
The article shows the economic significance of rational usage of natural resources for the benefits of population. The peculiarities of the three types of tourism are expressed: ecological, natural and short. The article proposes the modernization of tourism infrastructure considering the energy efficiency of buildings, consumption of "green energy" and organic agriculture, environmentally safe recycling of municipal solid waste. Such modernization provides a condition for the development of wellness and recreation of all types. The article shows the link between tourism and the improvement of the tools for cleaner production and taxation. It gives the analysis of the characteristics of the formation and use of the tourism resource rents as part of the restructuring process of taxation
Keywords: HEALTH TOURISM, TOURISM INFRASTRUCTURE MODERNIZATION, TOOLS FOR CLEAR PRODUCTION AND TAXATION, TOURISM RENT
В «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, в качестве приоритетной задачи намечены меры по формированию эффективной конкурентоспособной и экологически ориентированной модели развития экономики, обеспечивающей наибольший эффект при сохранении природной среды, ее рациональном использовании и минимизации негативного воздействия на окружающую среду [7].
Однако, около 15% территории России по экологическим показателям находится в критическом состоянии, почти 60% городского населения проживает в местах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, более 40% населения страны сталкивается с проблемой качества питьевой воды [9]. Кроме того, имеется 30-50 тыс. случаев дополнительной смерти из-за загрязнения воздуха; 47700 га занято свалками, 769 тыс. га лесов гибнет ежегодно [2].
Отмеченные негативные явления являются следствием того, что у нас на практике распространен принцип нежесткого учета экологического фактора при принятии хозяйственных решений, что свидетельствует о подчиненной роли экологии по отношению к экономике. Решение же вышеуказанной приоритетной задачи нацеливает на необходимость перехода к новому принципу действий в направлении достижения паритета экономических и экологических ценностей общества как одному из важнейших условий устойчивого развития. Реализация такого принципа - новое стратегическое качество во взаимоотношениях Общества и Природы, что по сути отражает новый экологический императив развития экономики.
В рамках данного императива важно рациональное использование природных ресурсов, предназначенных для оздоровления населения посредством туризма. На долю которого приходится около 10% мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов [10].
Туризм связан с развитием особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Одной из задач здесь является расширение возможностей использования ООПТ с учетом социального и экономического развития тех регионов, где они будут находиться. В современном мире ООПТ активно вовлекается в сферу экологического туризма. Исходя из значимости ООПТ для поддержания экологической стабильности территорий, здоровой среды для жизни людей и необходимости соблюдения дозированной нагрузки на
особо охраняемые объекты природы, экологический туризм должен быть регулируемым. Кроме этого, он несет эколого-просветительскую и воспитательную функции, связанные с бережным отношением к природе. Как отмечалось на заседании Госсовета РФ по вопросам экологии [2], потенциально наши заповедные территории способны принять около 20 млн. человек в год, однако существующая инфраструктура позволяет привлечь только 2 млн. человек. Средств государства для создания соответствующей инфраструктуры недостаточно, поэтому целесообразно привлекать частные средства, в том числе через концессионные соглашения. Это позволит развить экологический туризм, например, на Байкальской природной территории, Горном Алтае, на Кавказе и к 2025 году увеличить посещаемость национальных парков в три раза. С другой стороны, инфраструктурные проекты окажут положительное влияние на занятость местного населения. Развитие ООПТ с туристской направленностью приводит к необходимости совершенствования законодательства об особо охраняемых территориях. Здесь следует отметить, что в мировом масштабе экологический туризм растет ежегодно на 20%, что в 6 раз быстрее роста туристской отрасли в целом [4]. Кроме вышеуказанных функций ООПТ важно отметить: воспроизводство биоресурсов, предоставление экосистемных услуг прилегающим территориям [5].
Более распространенным видом туризма, в отличие от экологического, является природный туризм, использующий рекреационные ресурсы для обеспечения отдыха как средства поддержания и восстановления трудоспособности и здоровья людей. Здесь стоят проблемы модернизации инфраструктуры туризма с учетом повышения энергоэффективности зданий, а также потребления «зеленой» энергии и органической продукции сельского хозяйства, экологически безопасной переработки твердых коммунальных отходов. Использование «зеленой» энергии - альтернатива применения «чадящих» котельных. Решение указанной комплексной про-
блемы целесообразно отразить в законодательстве о развитии регионов ту-ристско-рекреационной направленности.
Использование рекреационных ресурсов природного туризма направлено на относительно длительный период оздоровления людей (например, две-три недели в году). Сопряженным рекреационным ресурсом, связанным с кратковременным и более частым их использованием, являются городские парки. По мнению Ф. Сен-Марка [8], общественный парк в центре города намного полезнее загородного леса такой же площади вследствие большей посещаемости и возможности получить разрядку для тех, кто не имеет достаточно сил и средств для поездки за город. Важным направлением здесь служит озеленение городского пространства как средства увеличения кислорода, необходимого для повышения качества жизни городских жителей, число которых постоянно растет. При этом необходимо улучшение экологической обстановки в городах с учетом применения наилучших доступных технологий в промышленности и на автотранспорте, включая переход на использование возобновляемой энергетики.
Решение проблемы эколого-экономической модернизации видится в распространении идеи экологизации производства на экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов. Их прибыль должна быть уменьшена на величину экологических обязательств предприятий по компенсации ущерба, вызванного загрязнением среды в результате хозяйственной деятельности. Сейчас платежи за загрязнение окружающей среды не отражают полной величины экономического ущерба от загрязнения. Необходим полный учет экологических издержек в экономических показателях деятельности предприятий. Под экологическим издержками понимается сумма природоохранных затрат и экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. При этом экономический ущерб является важной составляющей экологических издержек. В современных условиях эко-
номический ущерб при заниженных платежах, с одной стороны, проявляется где-то за «за воротами предприятия-загрязнителя» и слабо сказывается на его коммерческой эффективности. С другой стороны, он проявляется как отрицательная экстерналия и приводит к необходимости компенсации отрицательных внешних эффектов, например, к дополнительным затратам на лечение и медицинское обслуживание населения, на возмещение потерь чистой продукции в сельском и лесном хозяйствах и т.п. Следует отметить, что учет экстерналий (внешних эффектов) впервые исследовал Пигу [7]. Введение платежей за загрязнение окружающей среды на базе экономического ущерба превращает их во внутренние издержки и будет напрямую отражаться на коммерческой эффективности предприятия, способствуя внедрению действенных природоохранных технологий. Преобразование действующих платежей превращает их в «налог пигувианского типа».
Существующие платежи за использование природных ресурсов не отражают полного изъятия природной ренты. Присвоение предпринимателями части природной ренты приводит к таким отрицательным экстернали-ям, как отток капитала из России и потеря запасов ценных природных ресурсов. Переход к платежам за использование природных ресурсов на базе природной ренты также превращает их в «налог пигувианского типа».
Существующие платежи не отвечают рентной концепции природопользования. Для преодоления этого барьера необходимо включить в Налоговый Кодекс Российской Федерации новеллы об экологизации налогообложения. Они должны быть сформулированы в виде принципов стратегической политики государства по экологической модернизации, направленной на переход от косвенного к прямому природно-ресурсному налогообложению, включающему: а) последовательное замещение (полное или частичное) ресурсными платежами других налогов в доходной части бюджетов; б) осуществление мер по постепенной адаптации налогоплательщиков к новым условиям налогообложения; в) принципы совершен-
ствования национальных счетов на уровне бухгалтерских балансов предприятий.
Предлагаемые изменения в Налоговом Кодексе будут способствовать внедрению наилучших доступных технологий как решающего фактора стабильного функционирования природно-ресурсного комплекса России. Постепенное изменение структуры налогообложения с защищенными позициями по расходной части бюджета для воспроизводства природных ресурсов может затронуть другие расходные части бюджета, однако все это должно происходить при условии не превышения общего налогового бремени для налогоплательщиков.
В туристской сфере в рамках экологизации налогообложения целесообразно введение властями субъектов РФ местной туристской ренты, собираемой с туристских предприятий, за счет уменьшения других налогов. Эта рента должна быть специально предназначена для инвестирования в сохранение, восстановление и развитие рекреационных ресурсов.
При определении туристской ренты следует иметь в виду, что совокупный доход туристских предприятий состоит из предпринимательского и рентного доходов. Пользователи природных рекреационных ресурсов имеют право на предпринимательский доход, но только такой, который может рассматриваться как прямой результат их деловой активности и вложений капитала (своего и заемного), сделанных на свой страх и риск.
Экологизация налогообложения не может быть осуществлена в виде единовременной налоговой реформы и возможна лишь в рамках реализации долгосрочной государственной программы с опережающим научным обеспечением осуществляемых реформ. Переход к преимущественному налогообложению природно-ресурсного потенциала не сводится лишь к изменению налогового законодательства, регулированию и контролю. Требуются глубокие институциональные преобразования, направленные на изменение социальных приоритетов и перераспределение прав присво-
ения рентных доходов от природопользования. Такая модернизация является обеспечивающим условием развития оздоровительной рекреации всех типов.
Литература
1. Гусев А.А. Эколого-экономическая эффективность органического земледелия/экономика природопользования, 2013, №1.
2. Доклад «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» - М.: Государственный Совет Российской Федерации, 2016.
3. Евдокимова Е. Курортная аномалия // Аргументы и факты, 2015, №4 (30).
4. «Зеленая» экономика. Новая парадигма развития страны. - М.: СОПС, 2014.
5. Кудрявцева О.В., Тетерина Н.В., Яковлева Е.Ю., Ситкина К.С. Экономический анализ движения природных ресурсов в России. - М.: Проспект, 2015.
6. Основы государственной политики в области экологического развития российской Федерации на период до 2030 года. /Электронный ре-сурс.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/ (Дата обращения, январь 2013г.).
7. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. В 2 т.; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1985.
8. Сен-Марк Ф. Социализация природы. - М.: Прогресс, 1977.
9. Шевчук А.В. Государственная экологическая политика на современном этапе развития страны // Сборник трудов XIII Международной научно-практической конференции Российского общества экологической экономики RSEE - 2015 / РОЭЭ - 2015 «Теория и практика экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды».- М.: СОПС, 2015.
10. Экологический туризм: понятие и сущность. /Электронный ресурс. http://mirznanii.com/a/329902/ekologicheskiy-turizm-ponyatie-i-sushchnost. (Дата обращения, декабрь 2016г.).
References
1. Gusev A.A. Jekologo-jekonomicheskaja jeffektivnost' organicheskogo zemlede-lija//Jekonomika prirodopol'zovanija, 2013, №1.
2. Doklad «Ob jekologicheskom razvitii Rossijskoj Federacii v interesah bu-dushhih pokolenij» - M.: Gosudarstvennyj Sovet Rossijskoj Federacii, 2016.
3. Evdokimova E. Kurortnaja anomalija // Argumenty i fakty, 2015, №4 (30).
4. «Zelenaja» jekonomika. Novaja paradigma razvitija strany. - M.: SOPS, 2014.
5. Kudrjavceva O.V., Teterina N.V., Jakovleva E.Ju., Sitkina K.S. Jekonomicheskij analiz dvizhenija prirodnyh resursov v Rossii. - M.: Prospekt, 2015.
6. Osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti jekologicheskogo razvitija rossij-skoj Federacii na period do 2030 goda. /Jelektronnyj re-surs.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/ (Data obrashhenija, jan-var' 2013g.).
7. Pigu A. Jekonomicheskaja teorija blagosostojanija. V 2 t.; per. s angl. - M.: Progress, 1985.
8. Sen-Mark F. Socializacija prirody. - M.: Progress, 1977.
9. Shevchuk Л.У. Gosudarstvennaja jekologicheskaja politika na sovremennom jetape razvitija strany // Sbornik trudov XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfe-rencii Rossijskogo obshhestva jekologicheskoj jekonomiki RSEE - 2015 / Я01е1е - 2015 «Teorija i praktika jekonomicheskogo regulirovanija prirodopol'zovanija i ohrany ok-ruzhajushhej sredy».- М.: S0PS, 2015.
10. Jekologicheskij turizm: ponjatie i sushhnost'. /Jelektronnyj resurs. http://mirznanii.com/a/329902/ekologicheskiy-turizm-ponyatie-i-sushchnost. (Data obrashhe-nija, dekabr' 2016g.).