Научная статья на тему 'Экономическое содержание инфраструктуры сферы спортивных услуг'

Экономическое содержание инфраструктуры сферы спортивных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1066
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА СПОРТИВНЫХ УСЛУГ / ИНФРАСТРУКТУРА СФЕРЫ СПОРТИВНЫХ УСЛУГ / СПОРТИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / SPHERE OF SPORTS SERVICES / INFRASTRUCTURE OF THE SPHERE OF SPORTS SERVICES / SPORTS FACILITIES / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шинкевич Алексей Иванович, Ногуманов Равиль Уелович

Рынок спортивных услуг активно развивается в России и, прежде всего, за счет проведения международных спортивных соревнований. Данная сфера услуг имеет важное социально-экономическое значение для страны, поскольку способствует не только повышению уровня здоровья населения, но и развитию национальной экономики посредством оптимального распределения ресурсов (трудовых, материальных, финансовых и т.д.). В связи с этим в статье раскрывается понятие и сущность инфраструктуры сферы спортивных услуг (в том числе классификация спортивных услуг), приводится классификация спортивных инфраструктурных объектов, описывается организационно-экономический механизм функционирования рынка спортивных услуг. Кроме того, авторами составлена схема экономического механизма рынка спортивных услуг, выявлены особенности, связанные с категорией потребителей и обоснован институциональный подход к повышению эффективности управления спортивной инфраструктурой. Также затронуты вопросы финансирования и инвестирования в развитие спортивной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шинкевич Алексей Иванович, Ногуманов Равиль Уелович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic maintenance of the infrastructure of the sphere of sports services

The market of sports services is actively developing in Russia, and primarily, through the international sports competitions. This sphere of services has an important socio-economic significance for the country because it promotes not only the improvement of public health level, but also the development of national economy through the optimal distribution of resources (labor, material, financial, etc.). In this regard, the article reveals the concept and essence of the infrastructure of the sphere of sports services (including the classification of sports services), classifies sports infrastructure facilities, describes the organizational and economic mechanism of sports services market functioning. The authors also made the scheme of economic mechanism of the sports services market. We identified the features connected with the category of consumers. We also prove the institutional approach to improving the sports infrastructure management. We consider the issues of financing and investing in the development of sports infrastructure.

Текст научной работы на тему «Экономическое содержание инфраструктуры сферы спортивных услуг»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Russian Journal of Entrepreneurship

Том 18 • Номер 8 • апрель 2017 ISSN 1994-6937

>

Креативная экономика

издательство

Экономическое содержание инфраструктуры сферы спортивных услуг

Шинкевич А.И.1, Ногуманов Р.У. 1

1 Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, Россия АННОТАЦИЯ:

Рынок спортивных услуг активно развивается в России и, прежде всего, за счет проведения международных спортивных соревнований. Данная сфера услуг имеет важное социально-экономическое значение для страны, поскольку способствует не только повышению уровня здоровья населения, но и развитию национальной экономики посредством оптимального распределения ресурсов (трудовых, материальных, финансовых и т.д.). В связи с этим в статье раскрывается понятие и сущность инфраструктуры сферы спортивных услуг (в том числе классификация спортивных услуг), приводится классификация спортивных инфраструктурных объектов, описывается организационно-экономический механизм функционирования рынка спортивных услуг. Кроме того, авторами составлена схема экономического механизма рынка спортивных услуг, выявлены особенности, связанные с категорией потребителей и обоснован институциональный подход к повышению эффективности управления спортивной инфраструктурой. Также затронуты вопросы финансирования и инвестирования в развитие спортивной инфраструктуры.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сфера спортивных услуг, инфраструктура сферы спортивных услуг, спортивные объекты, организационно-экономический механизм.

введение

Развитие социальной сферы жизни общества является одним из наиболее актуальных вопросов в рамках реализации государственной политики. Качество жизни населения, а также состояние национальной экономики в определенной степени зависят от уровня развития сферы спортивно-физкультурных услуг. Несмотря на то, что «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» обозначены положительные тенденции развития спортивной сферы, существует комплекс проблем, которые российскому обществу еще предстоит решить. К числу таких проблем относятся ухудшение здоровья и физической подготовки

Economic maintenance of the infrastructure of the sphere of sports services

Shinkevich A.I.1, NogumanovR.U.1

1 Kazan National Research Technological University

населения, низкоэффективная система подготовки спортивного резерва для сборных национальных команд, ужесточение конкурентной борьбы на уровне международных соревнований, а также недостаточно конкурентоспособные инновационные спортивные технологии [10].

В рамках Стратегии центральное место занимает вопрос развития и модернизации инфраструктуры сферы спортивных услуг, способствующей эффективному достижению целей социальной политики государства. Вышесказанное свидетельствует об актуальности исследуемой тематики, охватывающей организационно-экономический механизм функционирования сферы спортивных услуг.

Экономический механизм функционирования сферы спортивных услуг

Сферу спортивных услуг принято считать составляющей национальной экономики, объединяющей все виды услуг (спортивных, оздоровительных, зрелищных), предоставляемых учреждениями физической культуры и спорта населению. В комплекс услуг входят групповые и индивидуальные спортивные занятия в пределах спортивных сооружений, спортивных лагерей, фитнес-клубов и т.д.

Алешин В.В. выделяет такие услуги стадиона, как услуги по предоставлению спортивных сооружений и помещений в аренду, групповые и персональные формы заня-

ABSTRACT:_

The market of sports services is actively developing in Russia, and primarily, through the international sports competitions. This sphere of services has an important socio-economic significance for the country because it promotes not only the improvement of public health level, but also the development of national economy through the optimal distribution of resources (labor, material, financial, etc.). In this regard, the article reveals the concept and essence of the infrastructure of the sphere of sports services (including the classification of sports services), classifies sports infrastructure facilities, describes the organizational and economic mechanism of sports services market functioning. The authors also made the scheme of economic mechanism of the sports services market. We identified the features connected with the category of consumers. We also prove the institutional approach to improving the sports infrastructure management. We consider the issues of financing and investing in the development of sports infrastructure.

KEYWORDS: sphere of sports services, infrastructure of the sphere of sports services, sports facilities, organizational and economic mechanism.

Received: 22.03.2017 / published: 30.04.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Shinkevich A.I. (ashinkevich@mai1.ru)

CITATION:_

Shinkevich A.I., Nogumanov R.U. (2017) Ekonomicheskoe soderzhanie infrastruktury sfery sportivnyh uslug [Economic maintenance of the infrastructure of the sphere of sports services]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (8). - 1413-1420. doi: 10.18334/rp.18.8.37797

тий, образовательные услуги в сфере спорта, культурно-зрелищные услуги и т.д. [1] (Aleshin V.V., Kuzmicheva E. V., 2009).

Косогорцев В.И. в своих исследованиях систематизировал классификацию услуг физкультурно-спортивных организаций по шести признакам [3] (Gorbunova M.L., Ovchinnikov V.N., 2014):

1) в зависимости от характера спортивной активности - спортивные и физкультурно-оздоровительные;

2) по характеру пассивного участия - просмотр соревнований, организационное участие в спортивных мероприятиях, покупка спортивного инвентаря;

3) по повышению качества жизни - консультативные, рекреационные и спортивно-оздоровительные и др.;

4) по отношению к спортивному инвентарю - сервисное обслуживание, ремонт и др.;

5) по характеру сопутствующих услуг - обеспечение комфортабельности просмотра спортивных мероприятий, услуги общепита, детские комнаты и др.;

6) по характеру юридической поддержки - содействие развитию бизнеса, аренда, реклама и др.

Подробная декомпозиция сферы спортивных услуг обеспечивает эффективное управление, исследование и проектирование системы услуг в целях стабильного совершенствования.

Переходя к понятию «инфраструктура сферы спортивных услуг», следует отметить, что оно занимает особое место в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [11]. С учетом положений Федерального закона инфраструктура сферы спортивных услуг - это комплекс, объединяющий инженерно-строительные объекты, специализирующиеся на предоставлении физкультурно-спор-тивных услуг и оснащенные необходимым спортивным оборудованием и инвентарем для занятий физической культурой и спортом.

Систематизируем спортивные объекты по нескольким признакам:

1) по размеру - малые (со среднесписочной численностью сотрудников менее 50), средние (100-300 сотрудников), крупные (более 300 сотрудников);

ОБ АВТОРАХ:_

Шинкевич Алексей Иванович, заведующий кафедрой логистики и управления, доктор экономических наук, профессор (ashinkevich0mai1.ru)

Ногуманов Равиль Уелович, соискатель кафедры логистики и управления (d1ogscm0kstu.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Шинкевич А.И., Ногуманов Р.У. Экономическое содержание инфраструктуры сферы спортивных услуг // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 8. - С. 1413-1420. doi: 10.18334/rp.18.8.37797

2) по форме собственности - государственные, муниципальные, частные и организации, находящиеся в собственности общественных организаций;

3) по целевой принадлежности - объекты, осуществляющие физическую и учебно-спортивную деятельность; объекты, обеспечивающие возможность для занятий спортом; объекты, оказывающие медицинское обслуживание; объекты, реализующие подготовку кадров для сферы спорта; объекты СМИ (спортивные журналы) [8] (Pereverzin I.I., 2006);

4) по отношению к прибыли - коммерческие (нацеленные главным образом на получение прибыли) и некоммерческие [1] (Aleshin V.V., Kuzmicheva E. V., 2009).

Таким образом, в настоящее время повышается интерес исследователей к изучению спортивной сферы, процессу управления спортивной инфраструктурой. Однако мы наблюдаем слабую изученность институционального подхода к повышению эффективности управления спортивной инфраструктурой. В связи с этим наше исследование сосредоточено на механизме интегрированного взаимодействия экономических субъектов в рамках спортивной инфраструктуры.

С экономической точки зрения инфраструктура рынка спортивных услуг выполняет следующие функции:

• пропаганда здорового образа жизни;

• привлечение потребителя и доведение спортивного сервисного потока до потребителя с учетом его платежеспособности;

• event-менеджмент;

• интеграция взаимоотношений между спортивными субъектами;

• упрощение коммерциализации инновационных проектов участниками рынка спортивных услуг.

Организационно-экономический механизм сферы спортивных услуг направлен на оптимизацию ресурсообеспечения (материальных, трудовых, финансовых и др. ресурсов) и имеет свои особенности. Организационный механизм способствует созданию оптимальной организационной структуры, включая участников рынка спортивных услуг и взаимодействие между ними [6] (Lugovskikh N.B., 2013). Экономический механизм направлен на развитие бизнеса и обеспечение коммерческой эффективности сферы спортивных услуг. Спрос на рынке спортивных услуг формируется со стороны двух категорий потребителей: со стороны населения и со стороны спорта высоких достижений (рис.).

В связи с этим мы полагаем, что в настоящее время логистическая система сферы спортивных услуг носит неоднозначный характер. С одной стороны, это «тянущая» система - спрос определяет предложение, организация крупных спортивных соревнований требует качественных современных помещений и сооружений (такие сооружения г. Казань, как Академия тенниса, Дворец водных видов спорта и т.д.). С другой стороны, сфера физической культуры и спорта становится полем для предпринимательской деятельности: появляются современные фитнес-центры с широким ассор-

Рисунок. Цепь поставок в сфере спортивных услуг Источник: составлено авторами.

тиментом спортивных секций, пропагандирующих здоровый образ жизни, следовательно, предложение ожидает спроса со стороны заинтересованного потребителя. В рамках «толкающего» типа организации сферы спортивных услуг центральное место занимает институт государственно-частного партнерства, суть которого состоит в государственной поддержке бизнес-сектора в виде финансирования проектов по строительству спортивных объектов.

Всех участников рынка спортивных услуг можно распределить по трем группам [6] (Lugovskikh N.B., 2013):

1) государственные органы управления, реализующие государственную политику в области спорта и физической культуры;

2) непосредственно спортивные организации, обеспечивающие проведение спортивного мероприятия и реализующие подготовку кадров для сферы физической культуры и спорта;

3) организации, обеспечивающие финансирование, транспортное облуживание, рекламное обеспечение спортивных мероприятий.

При этом каждая из сторон экономического механизма сферы спорта преследует определенные цели [2] (Aleshin D.V., 2011):

- государство стремится повысить заинтересованность населения в физической культуре и обеспечить эффективное функционирование крупных спортивных объектов;

- население заинтересовано в географической и ценовой доступности занятий спортом;

- бизнес нацелен на коммерческую выгоду от предоставляемых спортивных услуг.

Экономический механизм предполагает наличие конкуренции. Кошаев М.Н. выделяет 3 типа конкуренции в сфере спорта [5, 9] (Koshaev M.N., 2007; Skopin O.V., 2012):

1) функциональная конкуренция (между фитнес-центрами и специализированными субъектами - плавательными бассейнами, теннис-клубами и т.д.);

2) видовая конкуренция (между субъектами, предоставляющими услуги в рамках одного вида спорта);

3) маркетинговая конкуренция (спортивные субъекты, расположенные в разных районах города, но оказывающие одинаковые спортивные услуги).

Особое внимание следует уделить государственной поддержке. Государственная программа развития сферы физкультурно-спортивных услуг, рассчитанная до 2020 года, предусматривает финансирование в размере 94,33 млрд руб., из них 11,29 млрд руб. - на строительство и реконструкцию инфраструктурных спортивно-тренировочных центров [7].

Следует отметить, что инвестирование в строительство и реконструкцию инфраструктуры в рамках подготовки к крупным спортивных соревнованиям позволяет ускорить экономическое развитие региона и страны в целом. Горбунова М.Л. провела исследование, отражающее эффективность расходования затрат на строительство спортивных сооружений. Так, единица затрат на строительство спортивного объекта принесет прогрессивный уровень затрат на строительство объектов общей инфраструктуры региона. Примером могут послужить Зимние Игры в Сочи в 2014 году. Тогда 1 доллар США инвестиций в спортивную инфраструктуру обеспечил 1,96 долларов США в транспортную инфраструктуру [3] (Gorbunova M.L., Ovchinnikov V.N., 2014).

заключение

Исследование теоретической базы позволяет резюмировать, что стабильное развитие инфраструктуры сферы спортивных услуг повышает гибкость рынка услуг в целом и в результате способствует ускорению НТП. Кроме того, проведение крупных спортивных мероприятий, сопровождающееся строительством новых и модернизацией существующих спортивных сооружений, способствует созданию новых рабочих мест, генерации финансовых потоков в бюджеты различных уровней.

Авторами уточнен организационно-экономический механизм функционирования сферы спортивных услуг, а также обоснован институциональный подход к управлению спортивной инфраструктурой. Так, последняя включает участников рынка спортивных услуг, формирующих, с одной стороны, спрос, с другой стороны - предложе-

ние, конкурирующих между собой. Институт государственно-частного партнерства обеспечивает развитие инфраструктуры: государство оказывает финансовую поддержку развития инфраструктуры сферы спортивных услуг через федеральные целевые программы и способствует развитию экономики региона, частный сектор на основе государственной поддержки реализует процесс строительства и модернизации спортивных объектов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Алешин В.В., Кузьмичева Е. В. Организационно-экономические аспекты деятель-

ности спортивного комплекса. / метод, пособие. - М.: Физическая культура и спорт, 2009. - 128 с.

2. Алешин Д.В. Проблемы взаимодействия государства и бизнеса в отечественном

спорте // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2011. - № 1. - с. 57-64.

3. Горбунова М.Л., Овчинников В.Н. Международные спортивные мероприятия как

катализатор общего инфраструктурного развития и экономического роста в странах БРИКС // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4(110). - с. 39-44.

4. Косогорцев В.И. Подходы к классификации услуг физкультурно-спортивных ор-

ганизаций // Российское предпринимательство. - 2016. - № 4. - с. 573-584. - doi: 10.18334/rp.17.3.34992.

5. Кошаев М.Н. Конкуренция в сфере физкультуры и спорт // Ученые записки универ-

ситета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 11. - с. 47-50.

6. Луговских Н.Б. Формирование организационно-управленческого механизма предо-

ставления спортивно-зрелищных услуг. / автореф. дис. ... канд. экон. наук 08.00.05 / Наталья Борисовна Луговских., 2013. - 24 с.

7. Министерство спорта. - url: http://www.minsport.gov.ru/p30_21012015.pdf.

8. Переверзин И.И. Менеджмент спортивных организаций. / Учебное пособие. - М:

Физкультура и спорт, 2006. - 434 с.

9. Скопин О.В. Институциональное развитие сферы физкультурно-оздоровитель-

ных услуг // Современные технологии управления. - 2012. - № 4(16). - url: http:// sovman.ru/all-numbers/archive-2012/april2012/item/79-institutional-development-of-the-sphere-of-physical-culture-and-recreational-services.htm.

10. Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://fizvosp.ru/assets/media/d1/ ee/1370.pdf.

11. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/.

REFERENCES:

O federalnoy tselevoy programme «Razvitie fizicheskoy kultury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na 2016-2020 gody»: Postanovlenie Pravitelstva RF ot 21.01.2015 № 30 [Russian Federation Government Resolution dated January 21, 2015 No. 30 "On the Federal Target Program" Development of the Russian Federation of Physical Culture and Sport in the 2016-2020]. Ministerstvo sporta. (in Russian).

Aleshin D.V. (2011). Problemy vzaimodeystviya gosudarstva i biznesa v otechestvennom sporte [Problems of interaction between the state and business in national sport]. Sovremennye problemy servisa i turizma. (1). 57-64. (in Russian).

Aleshin V.V., Kuzmicheva E. V. (2009). Organizatsionno-ekonomicheskie aspekty deyatelnosti sportivnogo kompleksa [Organizational and economic aspects of sports complex] M.: Fizicheskaya kultura i sport. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gorbunova M.L., Ovchinnikov V.N. (2014). Mezhdunarodnye sportivnye meropriyatiya kak katalizator obschego infrastrukturnogo razvitiya i ekonomicheskogo rosta v stranakh BRIKS [International sporting events as a catalyst for overall infrastructure development and economic growth in BRICS countries].Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. (4(110)). 39-44. (in Russian).

Koshaev M.N. (2007). Konkurentsiya v sfere fizkultury i sport [Competition in the field of physical culture and sports]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. (11). 47-50. (in Russian).

Kosogortsev V.I. (2016). Podkhody k klassifikatsii uslug fizkulturno-sportivnyh organizatsiy [Approaches to the classification of the services rendered by health and fitness organizations]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 17 (4). 573-584. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.3.34992.

Lugovskikh N.B. (2013). Formirovanie organizatsionno-upravlencheskogo mekhanizma predostavleniya sportivno-zrelischnyh uslug [Creation of organizational and management mechanism for providing sports and entertainment services] Moscow. (in Russian).

Pereverzin I.I. (2006). Menedzhment sportivnyh organizatsiy [Managing Sports Organizations] M.: Fizkultura i sport. (in Russian).

Skopin O.V. (2012). Institucionalnoe razvitie sfery fizkul'turno-ozdorovitelnyh uslug [Institutional development of the sphere of sports and health services]. Modern management technologies. (4(16)). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.