Научная статья на тему 'Предпринимательство в спорте или как формируется конкурентоспособность спортивных организаций'

Предпринимательство в спорте или как формируется конкурентоспособность спортивных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3595
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ СПОРТА / SPORTS ORGANIZATIONS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / COMPETITIVENESS / ENTREPRENEURSHIP IN SPORTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Любовь Николаевна, Остроухов Сергей Алексеевич

Современная экономика способствует развитию предпринимательства в сфере физической культуры и спорта, росту числа собственников физкультурных и спортивных организаций, увеличению многообразия их организационно-правовых форм, расширению спектра и улучшению качества предоставляемых населению физкультурно-спортивных услуг. Целью представленного исследования является обоснование того, что деятельность спортивных организаций подчиняется объективным законам предпринимательской среды, а конкурентоспособность спортивных организаций детерминирована степенью использования экономического потенциала. Основу исследования составляют существующие фундаментальные концепции и подходы как зарубежных, так и отечественных исследователей по проблемам развития предпринимательства, концепции формирования конкурентоспособности предпринимательских структур, управления развитием спортивных организаций. Результатом проведенного исследования стало формирования ключевых детерминант конкурентоспособности предпринимательских спортивных организаций за счет использования возможностей развития внешней и внутренней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurship in sports or formation of competitive sport organizations

The modern economy promotes the development of entrepreneurship in sports, the growth of owners of sports organizations and diversity of legal forms. It also promotes the range expansion and improvement of quality of services. The article justifies that the activity of the sports organizations submits to objective laws of the entrepreneurial environment, and the competitiveness of sports organizations is determined by the utilization level of economic potential. We base on the fundamental concepts and approaches of foreign and domestic researchers in problems of entrepreneurship and competitiveness development. The research results in formation of the key determinants of competitiveness of the entrepreneurial sports organizations using opportunities for the development of external and internal environment

Текст научной работы на тему «Предпринимательство в спорте или как формируется конкурентоспособность спортивных организаций»

■ Гп^ РОССИвС ■ \Zs првдпр Г.™»™ РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 1 Том 18 • Номер 3 • февраль 2017 1 ISSN 1994-6937 1

. rf""" - !§=■ ^^^^ издательство Креативная экономика

ru,. Russian Journal of Entrepreneurship 1

_ 1-

Предпринимательство в спорте или как формируется конкурентоспособность спортивных организаций

Орлова Л.Н.\ Остроухов С.А.1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

АННОТАЦИЯ:_

Современная экономика способствует развитию предпринимательства в сфере физической культуры и спорта, росту числа собственников физкультурных и спортивных организаций, увеличению многообразия их организационно-правовых форм, расширению спектра и улучшению качества предоставляемых населению физкультурно-спортивных услуг. Целью представленного исследования является обоснование того, что деятельность спортивных организаций подчиняется объективным законам предпринимательской среды, а конкурентоспособность спортивных организаций детерминирована степенью использования экономического потенциала. Основу исследования составляют существующие фундаментальные концепции и подходы как зарубежных, так и отечественных исследователей по проблемам развития предпринимательства, концепции формирования конкурентоспособности предпринимательских структур, управления развитием спортивных организаций. Результатом проведенного исследования стало формирования ключевых детерминант конкурентоспособности предпринимательских спортивных организаций за счет использования возможностей развития внешней и внутренней среды.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: спортивные организации, устойчивое развитие, конкурентоспособность, предпринимательство в сфере спорта.

Entrepreneurship in sports or formation of competitive sport organizations

Orlova L.N.1, OstroukhovS.A.1

1 Plekhanov Russian University of Economics

Стратегическая направленность развития экономики Российской Федерации связана с повышением конкурентоспособности экономических субъектов всех уровней за счёт развития предпринимательских инициатив и инновационной составляющей. В развитии спортивных организаций проявляются аналогичные сложившиеся тенденции, поскольку спорт в настоящее время является одновременно и экономическим, и социальным феноменом. По мнению Галкина В.В. [1] (Galkin, 2006) подготовка высококлассных специалистов в области физической культуры и спорта «невозможна без современных знаний, в первую очередь знания экономики спорта и предпринимательства, так как

именно эти сферы являются определяющими для процветания спортивного бизнеса и спорта в целом». Физкультура и спорт оказывают интенсивное воздействие на экономическую сферу жизни государства и общества: «на качество рабочей силы, на структуру потребления и спроса, на поведение потребителей, на внешнеэкономические связи, туризм и другие показатели экономической системы». Состояние здоровья нации самым прямым и непосредственным образом сказывается на экономике через повышение производительности труда, которая, в свою очередь, зависит от качества рабочей силы (интеллектуальные, физические и др. возможности).

Современный спорт как общераспространенная и уникальная форма неутилитарных физических соревнований сформировался за период примерно в 150 лет, с начала XVIII до конца XIX века [2] (Guttman, 2013). В традиционном понимании спорт — это «составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека» [3]. Согласно Федеральному закону о спорте, спорт — это сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившихся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним [4]. Однако спорт из чисто физической категории перешел в категорию социально-экономическую и рассматривается в экономической плоскости как феномен, характеризующий развитие той или иной формации. С этой позиции выделяют два подхода к интерпретации категории спорта — узкий и широкий. В узком понимании, спорт — это спорт модерна,

ABSTRACT:_

The modern economy promotes the development of entrepreneurship in sports, the growth of owners of sports organizations and diversity of legal forms. It also promotes the range expansion and improvement of quality of services. The article justifies that the activity of the sports organizations submits to objective laws of the entrepreneurial environment, and the competitiveness of sports organizations is determined by the utilization level of economic potential. We base on the fundamental concepts and approaches of foreign and domestic researchers in problems of entrepreneurship and competitiveness development. The research results in formation of the key determinants of competitiveness of the entrepreneurial sports organizations using opportunities for the development of external and internal environment

KEYWORDS: sports organizations, sustainable development, competitiveness, entrepreneurship in sports.

Received: 01.01.2017 / Published: 16.02.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Orlova L.N. (Or1ova.LN0rea.ru)

CITATION:_

Orlova L.N. (2017) Predprinimatelstvo v sporte ili kak formiruetsya konkurentosposobnost sportivnyh organizatsiy [Entrepreneurship in sports or formation of competitive sport organizations]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (3). - P. 405-416. doi: 10.18334/rp.18.3.37454

наивысшим выражением которого является олимпийское движение. Определение, представленное в Федеральном законе о спорте, содержит узкую трактовку и понимание данной категории. В широком понимании, спорт — это практики и мероприятия, генетически связанные со спортом в узком понимании [5] (Nishukov, 2014).

В работах известного исследователя А. Гуттмана развитие современного спорта рассмотрено с позиции марксистской концепции экономических систем [2] (Guttman, 2013). Согласно марксистской материалистической концепции истории, спорт неизменно связан с организацией способов производства. В каменном веке физические упражнения изначально были одним из производительных процессов, выживание общины зависело от физической ловкости ее членов. Средневековый спорт служил интересам феодальной знати, которая была эффективным правящим классом (рыцарские турниры, охота, рыбалка). Крестьянский спорт был направлен на сохранение физической формы для выполнения тяжелых аграрных работ (забеги, борьба, бои на палках; на Руси — кулачные бои), т.е. был средством поддержки производительных сил на необходимом для эксплуатации уровне.

При капиталистическом обществе, характеризующемся неравенством в распределении богатства, возникает дифференциация спорта (элитарный спорт, массовый спорт). Элитарный спорт (теннис, парусный спорт, поло, гольф и др.) предполагает такой тип социализации, который позволяет правящему классу развивать черты характера и лидерские способности, необходимые для доминирования внутри страны и за ее пределами. Массовый спорт, спорт пролетариев (футбол, бейсбол) оказывается средством социализации другого типа. Как правило, это командные виды, которые приучают к субординации и подчинению власти, что «погружает молодежь в рутину промышленной системы и помогает вытеснить потенциально революционную энергетику из сферы политики». Развитие промышленного капитализма приводит к еще более жестким формам эксплуатации, чем феодальные. Возрастает консервативная и рекреационная роль спорта. Одним из следствий этого процесса стала повсеместная (за исключением СССР и КНДР) интенсивная коммерциализация спорта. Тенденция к преобразованию человеческого поведения в последовательность рыночных сделок превращает спорт в сферу прибыли и убытков. Структура любительского спорта предполагает продажу билетов и спонсорство, структура профессионального спорта —

ОБ АВТОРАХ:_

Орлова Любовь Николаевна, кандидат экономических наук, доцент Остроухов Сергей Алексеевич,

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Орлова Л.Н. Предпринимательство в спорте или как формируется конкурентоспособность спортивных организаций // Российское предпринимательство. — 2017. — Том 18. — № 3. . — С. 405-416. Со1: 10.18334/ гр.18.3.37454

коммерциализацию в более открытом виде — получение прибыли от предпринимательской деятельности.

В Советском ^юзе и в государствах Восточной Европы спорт продолжает служить средством социализации, но в иных формах. В дополнении рекреационной функции спорт становится фактором национальной и экономической производительности (нормы ГТО).

Таким образом, спорт, как и знания, всегда развивался вместе с социально-экономической формацией, отражая основные особенности развития, и служил достижению целей экономических субъектов. Коммерциализация спорта является главной чертой современного общества, причем этот процесс протекает на фоне его дифференциации.

Спортивные организации при осуществлении своей деятельности выполняют две основные функции: социальную и экономическую. Важно заметить, что раздельное рассмотрение этих функций не представляется возможным, поскольку именно их взаимодействие позволяет получать положительные синергетические эффекты. Экономическая функция спортивной организации заключается в частичном или полном обеспечении хозяйственных процессов. Социальная функция в свою очередь проявляется в возможности реализовывать определённые потребности человека и общества. Специфической чертой социальной функции является соревновательная компонента; общими чертами являются такие как воспитательная, оздоровительная, рекреативная, социальной интеграции и социализации личности, коммуникативная и другие компоненты. Социальная функция отражается в подготовке спортсменов, проведении спортивных мероприятий, пропаганде здорового образа жизни. Так, согласно Докладу о развитии массового спорта и физическом воспитании населения, представленного Советом при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта в марте 2014 года, стратегия развития спорта исходит из посыла о том, что физическая культура и массовый спорт являются факторами социально-экономического развития государства и повышения качества жизни граждан, а также фактором укрепления здоровья нации и развития человеческого потенциала.

Исследования Фонда «Общественное мнение» демонстрирует зависимость соотношения качества здоровья граждан и показателей распространённости оздоровительных практик, базирующихся на физической активности. Соответственно, Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года и государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» в качестве ключевых индикаторов использует такие показатели как «доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом». В экономически развитых странах мира этот показатель составляет 40%. В 2008 году в Российской Федерации спортом и физической культурой на системной основе занималось лишь 16% населения, при этом практически здоровыми являлись менее 15% учащихся старших классов, свыше 40% молодёжи допризывного возраста не соответствовали требованиям, предъявляемым армейской службой [6].

К началу XX века спортивное движение глубоко дифференцировалось и выступает в форме различных направлений. В научной литературе приведено достаточно много классификаций спорта как такового по различным признакам. Например, деление спорта на массовый, профессиональный и спорт высших достижений позволяет определять целевые установки и критерии оценки эффективности, основные функции, особенности контингента занимающихся, специфику материального обеспечения [7] (Alekseev, 2015). Согласно ФЗ также в отдельные категории выделяется студенческий и школьный спорт, армейско-служебный спорт, спорт инвалидов и лиц с ограниченными возможностями и т.д. Сформировано в настоящее время и представление о системе видов спорта. Под видом спорта понимается часть спорта, имеющая отличительные признаки и включающая в себя специальные порядок, среду занятий, используемый инвентарь, программу спортивных соревнований. В настоящее время в РФ зарегистрировано около 130 видов спорта, которые включены во Всероссийский реестр видов спорта. Для сравнения уровня достигнутых результатов как одной спортивной дисциплины, так и между различными видами спорта используется Единая всероссийская спортивная классификация [8].

Необходимо отметить, что спорт, как социально-экономическое явление, представляет собой совокупность большого количества спортивных организаций и организаций индустрии спорта. Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" физкультурно-спортивная организация определена как юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности. Однако такого определения для описания экономических отношений в сфере спорта является недостаточным.

Для более глубокого понимания социально-экономических процессов в спорте, необходимо классифицировать спортивные организации по ряду признаков: 1) по организационно-правовым формам спортивные организации бывают: коммерческие и некоммерческие; 2) по количеству участников можно выделить индивидуальных предпринимателей в сфере спорта и коллективные организации; 3) по ориентированности основных процессов: организации, занимающиеся деятельностью в области спорта и организации инфраструктурного типа. 4) по степени межсубъектной интегрирован-ности выделены полностью интегрированные, частично интегрированные и не интегрированные спортивные организации; 5) по принципу локальности: международные, национальные и региональные организации; 6) по степени проявления предпринимательской активности: организации предпринимательского типа, предпринимательски-ориентированные организации, организации социального и административного типа.

Более подробно данная классификация представлена авторами в ранее опубликованных работах [9] (Ostroukhov S.A., Orlova L.N., 2013). В рамках данной статьи рассмотрим спортивные организации с точки зрения проявления предпринимательской активности.

Организации предпринимательского типа — это организации индустрии спорта, полностью финансируемые за счет собственных источников от предпринимательской деятельности. Предпринимательски-ориентированные организации — это организации, финансирование которых осуществляется как за счет бюджетных источников, так и за счет предпринимательской деятельности. Организации социального и административного типа финансируются исключительно за счет бюджета или за счет членских взносов.

В качестве критерия деления спортивных организаций по степени проявления предпринимательской активности можно предложить использовать Коэффициент предпринимательской активности (Кпа), представляющий собой отношение доходов спортивной организации, полученных от предпринимательской деятельности, к сумме средств, полученных из источников бюджетного финансирования.

Доходы от предпринимательской деятельности

Кпа =-

Средства,полученные из источников бюджетного финансирования

Таблица 1

Значения Коэффициента предпринимательской активности

Доля доходов от предпринимательской деятельности в общих источниках финансирования 1 0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

Доля бюджетных средств в общих источниках финансирования 0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1

Коэффициент предпринимательской активности СО 9 4 2,33 1,5 1 0,67 0,43 0,25 0,11 0

В таблице 2 представлена типизация спортивных организаций исходя из критерия предпринимательской активности.

Таким образом, предпринимательски-ориентированые спортивные организации являются своеобразными индикаторами проявления современных процессов в экономике и спорте.

По мнению Ф. Хайека [10] (^ауек Б.А., 2011), предприниматель, как хозяйствующий субъект, характеризуется особым поведением, стремлением обнаружить различные возможности получения прибыли, еще не замеченные конкурентами. Предпринимательский доход зависит от двух факторов конфиденциального и специализированного личностного знания. Именно конфиденциальная информация

Таблица 2

Типизация спортивных организаций по степени предпринимательской активности

Тип организации Значения Коэффициента предпринимательской активности Примеры спортивных организаций

Организации предпринимательского типа Кпа » —> Фитнес клубы, еуеп1:-агентства, производители спортивных товаров

Предпринимательски- ориентированные организации Кпа (0-0,43] — низкий уровень предпринимательской активности Кпа (0,43 — 1,5] — средний уровень предпринимательской активности Кпа (1,5 — 9,99] — высокий уровень предпринимательской активности Спортивные клубы, ДЮСШы, СДЮШОРы, УОРы, спортивные федерации, Олимпийский комитет

Организации социального и административного типа Кпа = 0 ВАДА, общественные организации

позволяет экономическим субъектам судить о своих шансах и конкурентных преимуществах. Специализированное личностное знание является собственным ресурсом предпринимателя, используемым как фактор достижения предпринимательского успеха. По отношению к спортивным организациям можно сказать, что предпринимательская активность позволяет спортивным организациям быть конкурентоспособными. Структура конкурентоспособности спортивной организации представлена на рисунке 2.

Формирование конкурентоспособности спортивных организаций происходит под влиянием ключевых характеристик, а также зависит от качества менеджмента.

Использование возможностей государственной поддержки

Стратегия, структура, конкуренция

Разработка стратегических планов на микро- и макроуровнях

Условия использования ресурсов

Создание режима наибольшего благоприятствования

пр<

ч

Использование возможностей реализации предпринимательск их инициатив

Спрос

Пропаганда здорового образа жизни, повышение зрелищности спортивных мероприятий

Использование возможностей международных соглашений

Связанные и вспомогательные отрасли

Развитие спортивной инфраструктуры

Использование

технологии

Рисунок 2. Ромб конкурентных преимуществ спортивной организации (составлен на основе ромба конкурентных преимуществ М. Портера)

Данный процесс имеет три уровня: оперативный, тактический и стратегический. Оперативный уровень представляет собой информационную составляющую для анализа конкурентных позиций организаций. Тактический уровень предполагает разработку методического инструментария для оценки уровня конкурентоспособности организаций. Стратегический уровень подразумевает принятие обоснованных управленческих решений и разработку стратегий развития, что во многом зависит от качества менеджмента.

Модель ромба конкурентных преимуществ для спортивных организаций будет выглядеть следующим образом (рисунок 2).

Первая детерминанта представленного ромба — это формирование конкурентной среды и разработка планов стратегического развития на всех уровнях функционирования. Данная детерминанта особо важна с точки зрения обеспечения устойчивого развития спортивных организаций и спортивной индустрии в долгосрочной перспективе. Вторая детерминанта — спрос на рынке. Для спортивных организаций стимулирование спроса заключатся в ведении пропаганды здорового образа жизни, стимулировании населения к занятиям спортом, повышения зрелищности спортивных мероприятий (для обеспечения массовости зрителей). Третьей важной детерминантой является развитие спортивной инфраструктуры, обеспечивающей

нормальное функционирование спортивных организаций как социальных, так и экономических субъектов. Четвертая детерминанта определяет, как заинтересованность самих организаций в эффективном использовании ресурсов, так и заинтересованность органов государственного управления в создании условий нормального функционирования спортивных организаций. Взаимосвязь между представленными детерминантами конкурентоспособности спортивных организаций обеспечивается возможностями, которые предоставляет внешняя и внутренняя среда организации.

Формирование конкурентной среды является важным процессом для развития спорта и для развития предпринимательских инициатив в индустрии спорта. Конкурентная среда является своеобразным катализатором для развития предпринимательства. Положительное воздействие конкуренции на эффективности функционирования сопровождается синергетическими эффектами. Усилия государства по защите конкуренции и по ее активному стимулированию (проводимые структурные реформы) выражаются в процессе создания режима наибольшего благоприятствования для реализации предпринимательских инициатив. Развитие конкурентной среды со стороны предпринимательства приводит к повышению эффективности их деятельности. Оценки выигрышей от конкурентной политики делятся на две большие группы: оценка непосредственных результатов применения мер конкурентной политики (например, антимонопольных запретов) и оценка конечного результата как повышения производительности на уровне отрасли или экономики [11].

Механизмы конкурентной политики представляют собой воздействия на стимулы участников рынка. Таким образом, конкуренция не строит новых стадионов, не рождает новые виды спорта, не даёт рекомендаций относительно внедрения инноваций и новых методик и технологий, но именно она заставляет организации развиваться и прогрессировать.

Государство

(антимонопольное законодательство, поощрения реализации предпринимательских инициатив, финансирование)

Спортивные организации

(формируют конкурентную среду при осуществлении основной деятельности, так как конкуренция внутренне присуща спорту)

Рисунок 3. Концептуальная схема формирования конкурентной среды в индустрии спорта

Результативность

Развитие «вопреки» Устойчивая конкурентная позиция спортивной организации

Неустойчивая конкурентная позиция спортивной организации Кризис управленческого диссонанса

низкая высокая ->

Эффективность

Рисунок 4. Матрица определения устойчивых конкурентных позиций спортивных организаций

Для определения степени устойчивости конкурентных позиций спортивных организаций авторами была разработана соответствующая матрица, в основу которой было заложено соотношение эффективности и результативности деятельности (рисунок 4). Устойчивая конкурентная позиция спортивной организации характеризуется высокими показателями эффективности и результативности, то есть положительной динамикой результатов деятельности (в том числе спортивных достижений) при одновременном эффективном использовании ресурсного потенциала. Неустойчивая конкурентная позиция спортивной организации определяется низкими показателями эффективности и результативности, что означает низкую нацеленность спортивной организации на результат, неэффективное управление. Развитие «вопреки» характеризуется достаточно высокими показателями результативности при низких показателях эффективности, то есть развитие организации за счет внутренних резервов. Кризис управленческого диссонанса возникает при «неумении» использовать ресурсы для достижения результатов.

Представленная матрица как управленческий инструмент позволяет оценивать и принимать решения относительно перспектив развития спортивных организаций на основе индикаторных характеристик эффективности и результативности их деятельности.

Таким образом, многообразие форм и видов спортивных организаций порождает необходимость разработки комбинированных механизмов управления, связанных с реализацией как социальной, так и экономической функции.

ИСТОЧНИКИ:

1. Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес. / Учебное пособие / В.В. Галкин. — М.: КНОРУС, 2006. — 320 с.

2. Гуттман А. Капитализм, протестантизм и современный спорт // Логос. — 2013. — C. 2-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Электронный учебник по основам физической культуры в вузе URL: http://cnit.ssau. ru/kadis/ocnov set/tema6/.

4. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-Ф3 от 30 марта 2008 г № 329-Ф3 от 30 марта 2008 г.

5. Нишуков В. Понятие спорта // Логос. — 2014. — № 3. — C. 181-190.

6. Доклад о развитии массового спорта и физическом воспитании населения. [Электронный ресурс]. URL: counril.gov.rmmedia.. .41d55525484637acd8d2.pdf.

7. Алексеев С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организаций и проведение физкультурных и спортивных мероприятий. / учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент организации», «Юриспруденция», «Физическая культура и спорт» / С.В. Алексеев; под ред. П.В. Крашенникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. — 687 с.

8. Положение о Единой всероссийской спортивной классификации. Утв. Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации 21 ноября 2008 г. № 48.

9. Остроухов С.А., Орлова Л.Н. Инновационная деятельность в системе устойчивого развития спортивных организаций // Материалы конференции. VI Международный научно-практический форум «Инновационное развитие российской экономики»: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. 2013. — C. 297-300.

10. Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. / [Текст] /Фридрих Хайек; пер. с англ.О.А. Дмитриевой под ред. Р.И. Капелюшникова. — Челябинск: Социум, 2011. — 394 с.

11. Последствия слабой конкуренции: количественные оценки и выводы для политики. / (Научные доклады: экономика). — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. — 120 с.

REFERENCES:

Posledstviya slaboy konkurentsii: kolichestvennye otsenki i vyvody dlya politiki [Weak competition results: quantitative assessment and policy statements] (2013). Moscow: Izdatelskiy dom «Delo» RANKhiGS. (in Russian).

Alekseev S.V. (2015). Sportivnyy menedzhment. Regulirovanie organizatsiy i prove-denie fizkulturnyh i sportivnyh meropriyatiy [Sports management. Regulation of organizations and the holding of sports and sporting events] Moscow: YuNITI-DANA: Zakon i pravo. (in Russian).

Galkin V.V. (2006). Ekonomika sporta i sportivnyy biznes [Sports economics and sports business] M.: KNORUS. (in Russian).

Guttman A. (2013). Kapitalizm, protestantizm i sovremennyy sport [Capitalism, Protestantism and Modern Sport]. Logos. 2-42. (in Russian).

Khayek F.A. (2011). Individualizm i ekonomicheskiy poryadok [Individualism and Economic Order] Chelyabinsk: Sotsium. (in Russian).

Nishukov V. (2014). Ponyatie sporta [The Concept of Sports]. Logos. (3). 181-190. (in Russian).

Ostroukhov S.A., Orlova L.N. (2013). Innovatsionnaya deyatelnost v sisteme ustoy-chivogo razvitiya sportivnyh organizatsiy [Innovative activity in the system of sustainable development of sports organizations] Conference materials. VI International Scientific and Practical Conference. Innovative development of the Russian economy. 297-300. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.