ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОЧТОВОЙ ОТРАСЛИ И ФАКТОРЫ ЕЕ ПРОИЗВОДСТВА Мухадиева К.С.
Мухадиева Клара Советхановна - докторант DBA, кафедра экономики, Международная бизнес-школа Университет Нархоз, г. Астана, Республика Казахстан
Аннотация: высокая стоимость транспортных средств, их аренды и эксплуатации, связанная с ростом цен на энергоносители, привела к снижению частоты отправки почты железнодорожным, воздушным и автомобильным транспортом. Закрытие нерентабельных отделений связи сопровождается сокращением плотности сети почтовой связи, что, в конечном счете, негативно сказывается на скорости пересылки и качестве обслуживания.
Снижение почтового обмена обусловлено ценовыми и неценовыми детерминантами. К ценовым относятся рост тарифов на услуги почтовой связи и снижение платежеспособного спроса, связанного с падением уровня благосостояния населения. Ключевые слова: экономические технологические факторы.
В Послании главы государства народу Республики Казахстан Н. Назарбаева «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» отмечено о необходимости «масштабного внедрения цифровых технологий, таких как блокчейн, для отслеживания движения грузов в онлайн-режиме. Современные решения позволяют организовать взаимодействие всех звеньев логистики. Использование «больших данных» (Big data) позволит обеспечить качественной аналитикой, выявить резервы роста и снизить избыточные затраты. Для этих целей необходимо внедрить Интеллектуальную транспортную систему, она позволит эффективно управлять транспортными потоками и определять потребности дальнейшего развития инфраструктуры» [1].
В последние годы развитие мировых сообществ демонстрируют стремительное движение к экономике нового типа, в котором основным инструментом ее формирования становятся информационные технологии. Новые технологии оказывают огромное влияние на связь. Связь является одним из важнейших ресурсов социально-экономического развития Казахстана и его регионов. Качество и доступность современных услуг связи во многом определяет:
1. Темпы экономического роста.
2. Эффективность государственного управления.
3. Качество жизни населения.
4. Конкурентоспособность, как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне стран и наднациональных объединений.
5. Эффективность всех экономических и производственных процессов.
6. Развитие межрегиональных и межгосударственных связей.
Основными внешними факторами, влияющими на деятельность почтовой отрасли являются:
• Глобальная цифровизация;
• Падение объемов письменной корреспонденции;
• Рост рынка электронной коммерции и посылочных отправлений;
• Рост трансграничных и транзитных потоков;
• Внедрение новых технологий.
Для оценки ключевых рыночных тенденций отрасли используем PEST -анализ (таблица 1).
Таблица 1. PEST-анализ для почтовой отрасли
№ ГРУППА ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЕ +/-
1 (Р) Политические + Изменение нормативных правовых актов, в частности, регулирование финансовых и агентских услуг - Возможное сокращение государственного субсидирования - Усиление роста конкуренции с компаниями ЕАЭС
2 (Е) Экономические + Повышение потребления товаров электронной коммерции + Рост экономической активности - Снижение барьеров входа на рынок - Предоставление возможности курьерским организациям предоставлять услуги по экспресс грузам - Снижение мирового экономического роста - Рост инфляции
3 (S) Социальные + Рост урбанизации + Рост мобильности населения + Рост уровня жизни - Рост требований к качеству услуг - Изменение модели поведения клиентов
4 (Т) Технологические + Новые виды транспортных технологий + Проникновение интернета + Развитие электронной коммерции - Отставание технологического развития от конкурентов
Как видно из таблицы, внешние факторы оказывают как негативное, так и позитивное влияние на деятельность почтовой отрасли. Сокращение государственного субсидирования и усиление роста конкуренции с компаниями ЕАЭС имеют негативные последствия для отрасли. Положительным внешним политическим фактором для эффективного функционирования отрасли в целом является изменение нормативных правовых актов, в частности, регулирование финансовых и агентских услуг.
Экономическими факторами, оказывающие отрицательное значение для почтовой отрасли являются:
• снижение барьеров входа на рынок.
• предоставление возможности курьерским организациям предоставлять услуги по экспресс грузам.
• снижение мирового экономического роста.
• рост инфляции.
Технологические факторы более положительно сказываются на развитии отрасли. Помимо глобальной тенденции цифровизации, имеется ряд перспективных технологий, которые, в случае их распространения, могут кардинальным образом повлиять на деятельность почтовых операторов. Адаптивность почтовых организаций к использованию данных технологий является важным фактором их долгосрочного развития.
Также в ходе изучения развития почтовой отрасли можно выделить положительные и отрицательные стороны развития почтовой отрасли. Обширная сеть почтовых компаний позволяет обеспечить покрытие услуг по всей территории Казахстана, обеспечить эффективную интеграцию с глобальной системой почтовой связи. Вместе с тем, наряду с положительными сторонами в деятельности отрасли существуют и слабые стороны. В настоящий период нет четкого определения разделения между услугами доставки груза и услугой пересылки почтовых отправлений. В частности, предприниматели, которые осуществляют деятельность в
почтовой отрасли, вынуждены сами определять, какими нормативными правовыми актами руководствоваться. Согласно законодательства РК, компании, работающие в области связи и оказания услуг почтовой связи, должны иметь в наличии лицензию. Отсутствие четкого разделения услуг почтовой связи со смежными направлениями деятельности позволяет компаниям осуществлять лицензионную деятельность без соответствующих документов, обосновывая это тем, что оказывают, например, транспортно-экспедиционные услуги.
Почтовые компании на постоянной основе и по доступным ценам должны предоставлять качественные услуги по всей территории республики. При этом предоставление услуг в отдаленные и труднодоступные места зачастую бывают нерентабельными. Также сдерживающими факторами для эффективного функционирования предприятий является качество предоставляемых услуг.
Основными возможностями почтовой отрасли являются:
1. Возможность получения дохода не только от доставки покупок из интернет -магазинов, но и от участия во многих звеньях электронной коммерции.
2. Доход от более тесной интеграции Казахстана в глобальную экономику и развитие транзитной инфраструктуры между Китаем и Европой.
3. Возможность предоставления новых услуг, повышение охвата клиентов и снижения затрат
Ниже приведен SWOT - анализ почтовой отрасли, где выделены все слабые и сильные стороны отрасли, а также будущие возможности и угрозы.
Таблица 2. SWOT-анализ почтовой отрасли
ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ
1 .Рост рынка электронной коммерции 2.Транзитный потенциал 3.Цнфровнзацня 1 .Сжимающиеся ключевые рынки 2.Нарастающая конкуренция 3 .Урбанизация 4.Цифровая уязвимость
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
1 .Обширная сеть 2.Узнаваемый бренд • Франчайзинг • Развитие направления электронной коммерции • Внедрение цифровых технологии • Привлечение стратегических партнеров • Выход на рынок предоставления цн фровых государственных услуг
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
1 .Социальные обязательства 2 .Низкая операционная эффективность 3.Ненадежная ИТ-ин фраструктура 4.Низкое качество услуг • Операционная эффективность • Создание клиентской экосистемы • Аутсорсинг • Пересмотра перечня услуг и создания продуктов для нового цн фрового поколения • Совершен ствоваиие IT ни фраструктуры
Таким образом, проведенный анализ показал, что отрасль имеет ряд преимуществ и недостатков. С реализацией новых программ отрасль достигла значительного прогресса и стала более клиентоориентированной. Цифровая трансформация даст возможность использовать самые передовые технологии, что повысит качество предоставляемых услуг. В этой связи необходимы новые стратегические инициативы, которые повысят эффективность ее функционирования в период кризиса.
Для того чтобы сохранять сегменты рынка услуг почтовой связи и обеспечивать их конкурентоспособность, необходимы инвестиции. Ограниченность
государственной поддержки диктует предприятиям почтовой связи необходимость поиска новых механизмов эффективного функционирования.
Расценки на аренду, за эксплуатацию транспорта и конечно сама стоимость транспортных и логистических услуг растут в связи с повышением цен на энергоносители, что приводит к понижению количества отправок почтовых бандеролей и посылок посредством воздушного транспорта и соответственно и использование услуг железнодорожными и автомобильными путями перевозок. Плотность почтовой сети связи сокращается в связи с закрытием совсем нерентабельных отделений и естественно это негативно отражается на скоростях пересылок и самом качестве обслуживания.
Ценовые и неценовые детерминанты играют важную роль в снижение почтового обмена. Ценовые детерминанты включают в себя рост тарифов на услуги почтовой связи, а снижение платежеспособного спроса, связано с падением уровня благосостояния населения, соответственно и изменение структуры потребления товаров и услуг, в частности превалирующая в доли затрат на продукты питания.
Проблема, существующая в тарифной политике в почтовой отрасли, состоит по причине доминирования социальной деятельности в отрасли, которая, однозначно отражается на предложение услуг по тарифам ниже стоимости, соответственно вызывая этим финансовый дефицит, а с другой стороны, повышение тарифов на почтовые услуги находятся ниже, чем соответствующие увеличения затрат на них. Согласно законам спроса и предложения, данная ситуация в конечном счете ведет к снижению почтового обмена.
Качество почтовых услуг относится к неценовым детерминантам по изменению объемов почтовых услуг. Повышение качества почтовых услуг основывается, как на государственной поддержке в форме дотирования социально значимых услуг, так и на покрытие убытков в некоммерческих секторах рынка и финансирования развития почты, Также оно базируется на совершенствовании управления, как почтовым производством, так и качеством предоставления услуг.
Активное развитие новых технологий приводит к революционным изменениям во многих отраслях, в частности для почтовых операторов данная тенденция несет новые возможности и вливания инвестиций [3]. Чтобы обеспечить высокие показатели конкурентоспособности отрасли и финансовой самостоятельности, почтовая отрасль должна быстрыми темпами адаптироваться к рыночным условиям работы на основе маркетинга и коммерциализации деятельности, а также адекватности почтовых технологий, структуры и методов управления.
Список литературы
1. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».
2. Морозов К.В. Современный бизнес в почтовой связи. // Почтовая связь. Техника и технологии. № 2, 2000. Стр. 2-5.
3. Мухадиева К.С. Статья: Влияние роста рынка электронной коммерции на почтовую и логистическую инфраструктуры в РК. // International scientific review. № 5 (47). 2018. С. 42.