Научная статья на тему 'Экономический механизм взаимоотношений предприятий технического сервиса и сельскохозяйственных товаропроизводителей в АПК'

Экономический механизм взаимоотношений предприятий технического сервиса и сельскохозяйственных товаропроизводителей в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ПАРТНЕРСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / МЕТОДОЛОГИЯ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ПРОДУКЦИЯ / УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жевора Ю. И., Литвинов Е. А.

Раскрыта сущность и значение совершенствования организационных форм и экономических взаимоотношений предприятий агротехсервиса с заказчиками услуг с учетом взаимной заинтересованности, обеспечения материальной и правовой ответственности за выполнение услуг в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации сельскохозяйственной техники. Рассмотрен механизм реализации взаиморасчетов за отремонтированную технику в послегарантийный период. Обоснована необходимость разработки методики ценообразования на продукцию и услуги ремонтно-технических предприятий в условиях интеграции субъектов АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический механизм взаимоотношений предприятий технического сервиса и сельскохозяйственных товаропроизводителей в АПК»

РАЗВИТИЕ АПК

УДК 631.3:658.5

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ВАПК

Ю. И. ЖЕВОРА, кандидат экономических наук, доцент кафедры технического сервиса

Е. А. ЛИТВИНОВ,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры

прикладной информатики Ставропольский государственный аграрный университет (СтГАУ)

Раскрыты сущность и значение совершенствования организационных форм и экономических взаимоотношений предприятий агротехсервиса с заказчиками услуг с учетом взаимной заинтересованности, обеспечения материальной и правовой ответственности за выполнение услуг в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации сельскохозяйственной техники. Рассмотрен механизм реализации взаиморасчетов за отремонтированную технику в послегарантийный период. Обоснована необходимость разработки методики ценообразования на продукцию и услуги ремонтно-технических предприятий в условиях интеграции субъектов АПК.

Ключевые слова: экономический механизм, партнерство, сельскохозяйственный товаропроизводитель, технический сервис, методология, ценообразование, продукция, услуги.

Проблема совершенствования организационно-экономических взаимоотношений между предприятиями ремонтно-обслуживающей сферы агропромышленного комплекса (АПК) и заказчи-

ками услуг (сельскохозяйственными товаропроизводителями) всегда была актуальной и находилась в центре внимания ученых и практиков.

Современную ситуацию взаимодействия исполнителей и потребителей сервисных услуг в АПК определяет целый ряд факторов:

• усиление хозрасчетной самостоятельности как сельскохозяйственных, так и обслуживающих формирований;

• снижение объемов сельскохозяйственного производства и объемов работ по производственно-техническому обслуживанию;

• финансовый кризис в экономике АПК и страны в целом и др.

Поэтому система организационно-экономических взаимоотношений в ремонтно-обслужива-ющей сфере АПК должна строиться с учетом этих факторов.

Основой установления и совершенствования экономических взаимоотношений партнеров по организации технического сервиса является

максимальное использование рычагов товарного производства, рыночных условий хозяйствования с развитием многовариантности звеньев и связей между исполнителями и потребителями агросервисных услуг.

Совершенствование организационных форм и экономических взаимоотношений предприятий агротехсервиса с заказчиками услуг должно быть направлено:

Экономические проблемы ремонта и технического об служивания машин

Экономическая эффективность работ по обеспечению качества ремонта и технического об-

служивания

• на достижение взаимной заинтересованности,

• на обеспечение материальной и правовой ответственности за выполнение услуг в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации техники,

• на сохранение необходимых потребительских свойств машин,

• на равновыгодное сотрудничество на паритетной основе эквивалентных отношений, выбор более экономически целесообразных вариантов партнерства,

• на гарантированное обеспечение потребности в необходимых услугах.

Организационные формы связей между производителями и потребителями агросервисных услуг представлены на рис. 1. Предприятие-производитель берет на себя организацию и участие в техническом сервисе на гарантийный и послегарантийный периоды; технический сервис осуществляет предприятие-изготовитель непосредственно или через посредника, имеющего соответствующую материально-техническую базу; потребитель использует технику и организует ее ремонт и обслуживание исходя из собственных экономических интересов.

Послегарантийный период эксплуатации машин характеризуется многообразием услуг и работ по техническому сервису, значительным количеством исполнителей и посредников, поэтому могут быть различные формы взаиморасчетов. В связи с этим необходимо придерживаться следующих ориентиров [4, 5].

/Относительное снижение^ затрат на ремонт и техническое обслуживание машин

Экономические последствия обеспечения заданного уровня качества выполняемых работ

Оценка качества и эффективности технического сервиса

Рис. 1. Обобщенная схема экономической связи качества ремонта и технического обслуживания выполняемых работ в АПК

1. Если потребитель считает целесообразным воспользоваться при техническом обслуживании услугой посредника или непосредственно исполнителя, то расчеты целесообразно проводить по взаимосогласованным ценам, в основу которых должна быть положена калькуляция фактических материальных затрат и оплаты труда. Единых прейскурантов для всех исполнителей не может быть, так как у конкретного предприятия — конкретный уровень качества сервиса.

2. Переход к взаиморасчетам партнеров при капитальном ремонте машин должен быть осуществлен на принципиально новой основе. Прежде всего, потребитель покупает не услуги ремонтных предприятий, а их продукцию — отремонтированные машины. Товаром для продажи является машина вторичного производства, а не объем работ по восстановлению ее работоспособности.

Механизм реализации взаиморасчетов за отремонтированную технику в послегарантийный период должен предусматривать следующее:

1) ремонтно-технические предприятия доводят до посредников и потребителей предельные уровни цен на отремонтированные объекты, которые служат ориентирами при заключении соответствующихдоговоров и реализации продукции. Рекомендованные цены могут быть пересмотрены в течение года в зависимости от спроса и предложения, качества ремонта и других факторов;

2) ремонтно-технические предприятия могут продавать посредникам отремонтированные объекты со скидкой от рекомендованных цен, размер которой должен покрывать расходы технических обменных пунктов, связанные с транспортировкой, продажей и получением собственных доходов;

3) ремонтно-технические предприятия приобре-таютремонтный фонд у технических обменных пунктов, сельскохозяйственных предприятий и частных лиц по согласованным ценам, определенным на основе остаточной стоимости;

4) технические обменные пункты приобретают ремонтный фонд, списанные или работоспособные машины для последующей передачи по ценам, учитывающим остаточную стоимость;

5) технические обменные пункты продают ремонтный фонд ремонтно-техническим предприятиям по ценам, учитывающим собственные затраты, расходы на транспортировку и хранение, возможную прибыль от этого вида деятельности. Договорные цены могут изменяться в зависимости от стоимости ремонтного фонда и потребностей предприятий в необходимой комплектности, моделей и модификаций, сезонности поставки ремонтного фонда;

6) в переходный период необходимо сохранять существующий порядок учета во взаиморасчетах, некомплектности ремонтного фонда и отремонтированных объектов, неремонтопригодных деталей, а также использовать стандарты и технические условия на сдачу в ремонт, выпуск из ремонта машин и агрегатов, утвержденные и действующие в установленном порядке;

7) оплата транспортных расходов и их включение в скидку с цены зависят от принятой схемы организации перевозок ремонтного фонда и отремонтированных объектов. Эффективное функционирование рынка ре-

монтно-технических услуг не может быть осуществлено без государственной поддержки, подготовки

соответствующей законодательной базы и системы налогообложения.

Органы государственного управления АПК должны также оказывать бесплатные информационные, консалтинговые, юридические, аудиторские и другие виды непроизводственных услуг участникам кооперации и управленческому персоналу кооперативных предприятий по ремон-тно-техническому обслуживанию, потребность в которых возникает при их организации и в процессе хозяйственной деятельности.

Важнейшая функция органов государственного управления АПК по реализации модели кооперативного типа — это разработка и внесение на рассмотрение региональных и федеральных законодательных органов соответствующих нормативно-правовых актов, а после их принятия — контроль за их выполнением.

Для реализации модели объединения в виде ассоциации производителей и потребителей ремонтно-технических услуг необходимо законодательно оформить и выделить АПК в единый организационно-управленческий и технологический комплекс с полным воспроизводственным циклом. Это позволит специалистам органов государственного управления АПК входить в состав органов холдинга, а также освободить от налогов на добавленную стоимость, на технологическое оборудование и производственные помещения агросервисные предприятия, которые войдут в состав холдинга [3].

Должно быть также разработано и утверждено на уровне местных и федеральных законодательных органов типовое положение об ассоциации по производственно-техническому обслуживанию и типовой устав такой организации.

Государственная поддержка заключается также в оказании местными органами государственного управления АПК методической помощи по организации в сфере ремонтно-технического обслуживания кооперативов и ассоциаций.

Взаимоотношения структурных формирований технического сервиса подразумевают систему взаимоотношений основных производственных подразделений агротехсервисных предприятий друг с другом, с администрацией, а также со вспомогательными подразделениями. Эти взаимоотношения регламентируются положениями: о внутрипроизводственных отношениях, о договорах, арбитражной комиссии.

Взаимоотношения внутрихозяйственных коллективов при любых организационно-правовых

Исходная база данных

Дефектация Экспертная оценка со-

деталей стояния детали с учетом

комплектности

Ж

Цена ремонтного фонда

Цр. ф С0ст Со,

Стоимость ремонта Ср

Дополнительные затраты на повышение качества Зк

Планируемая прибыль Яп„

Сост - средняя остаточная стоимость машины, по ступающей в ремонт

С0. д - стоимость отсутствующих на машине дета лей и сборочных единиц

И

Отпускная цена

Цот = Цр. ф + Ср + Зк +

Ят

Рис. 2. Методика определения договорной цены ремонтного фонда

формах следует осуществлять на основе экономических интересов. Взаиморасчеты между коллективами за произведенную продукцию, за выполненный объем работ, услуг следует осуществлять на основе договоров по заранее установленным ценам на продукцию и услуги, которые могут быть изменены в связи с изменением цен на потребляемые ресурсы.

Во внешнепроизводственной деятельности ремонтно-технических предприятий следует искать новые формы взаимоотношений между производителями и потребителями сельскохозяйственной техники, в частности на основе лизинга.

Важную роль в решении задач экономической интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий ремонтно-технического агросервиса играют принципы ценообразования на услуги и другую продукцию ремонтно-технических предприятий. Рассматривая условия формирования цены при рыночных отношениях, следует принимать во внимание действие двух факторов — спроса и предложения. Применительно к машинам, агрегатам и деталям, бывшим в использовании, дополнительно

оказывает влияние уровень цен на новые машины и запасные части, инфляционные процессы в экономике и экономические взаимоотношения между предприятиями технического сервиса машин.

В качестве точки отсчета авторами принята остаточная стоимость ремонтного фонда, величину которой оценивают по разнице между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией на реновацию, по изменению показателей технико-экономических характеристик машин в зависимости от срока службы.

Договорная цена ремонтного фонда, продаваемого ремонт-но-техническим предприятиям, нами определяется по методике, базирующейся на дефектации деталей, а также экспертной оценке ее состояния с учетом комплектности.

В общем виде договорную цену ремонтного фонда определяют из выражения:

Ц ЛГ с ~с >

' р. ф ост о. д'

С — средняя остаточная стоимость машины

ост г

(двигателя), поступающей в ремонт, руб.; С д — стоимость отсутствующих на машине (двигателе) деталей и сборочных единиц, руб. (принимают в размере 30 % от цены соответствующих новых).

Отпускная цена Дот включает договорную цену ремонтного фонда Др ф, стоимость ремонта Ср, дополнительные затраты на повышение качества Зк, плановую прибыль П :

Ц = Ц Л,+ С + 3 + П,

^от. ^р.ф р к р'

Общая схема алгоритма данного методического подхода показана на рис. 2.

Переход на куплю-продажу отремонтированных машин, их сборочных единиц и деталей стимулирует снижение себестоимости ремонта и повышение его качества. Сельским товаропроизводителям он позволит снизить удельные затраты на ремонт, а главное — обеспечить возможность приобретения техники разного качества по договорной цене.

Таким образом, у потребителей продукции появится выбор: сдавать технику в ремонт и получать

где

ее обратно, заплатив по прейскуранту, или продать ее, а затем купить отремонтированную, причем за разную цену в зависимости от ее комплектности и качества.

В плане ценообразования существуют три возможных подхода к оплате услуг и другой продукции, а именно:

1)по свободным рыночным ценам;

2) по расчетным тарифам и ценам;

3) по регулируемым тарифам и ценам.

Рыночная экономика, к которой в последнее

время мы переходим, предполагает некоторую свободу выбора в вопросах ценообразования самого предприятия, в данном случае — ремонтно-обслуживающего. Полностью контролируемые и регулируемые свыше тарифы и расценки на продукцию (услуги) здесь будут неприемлемы, так как противоречат основополагающим принципам функционирования рынка.

Однако в современных условиях, когда еще не создана необходимая материально-техническая база и практически отсутствует конкуренция не только производителей машин и оборудования для АПК, но и обслуживающих их предприятий, не влиять на процесс ценообразования недопустимо. Этим можно добиться лишь еще большего рассогласования интересов производителей и потребителей ремонтно-технических услуг. Поэтому в ремонтно-технических предприятиях и их организациях в форме кооперативов или ассоциаций наиболее целесообразно ввести оплату их услуг и другой продукции не по свободным рыночным, а по расчетным тарифам и ценам.

При определении расчетной цены выделяют два этапа ценообразования:

1) определение базовой цены, т.е. цены без скидок, наценок, транспортных, страховых, сервисных и других затрат;

2) определение цены с учетом указанных затрат [1].

Существуют пять основных методов определения базовой цены, которые можно использовать по отдельности или в различных комбинациях:

1) методполныхиздержек;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) метод стоимости изготовления (переработки);

3) метод маржинальных (предельных) издержек;

4) метод рентабельности (доходности) инвестиций;

5) метод маркетинговых или рыночных оценок.

Вне зависимости от выбранного метода определения базовой цены, при разработке цен на услуги ремонтно-технического предприятия необходимо

учитывать следующие факторы: производственные издержки по выполнению ремонтно-технических работ; расходы, связанные с реализацией услуг по различным каналам сбыта (схемам организации их исполнения); платежи и налоги; инфляцию; цену спроса; цены возможных конкурентов.

Наиболее сложным моментом в ценообразовании является определение нормы прибыли, включаемой в цену. В условиях рыночных отношений норма прибыли саморегулируется с тенденцией к усреднению. Однако в современных условиях из-за нарушения действия закона стоимости этого происходить не будет. Поэтому предприятию по ремонтно-техническому обслуживанию важно обеспечить необходимый уровень рентабельности для образования плановых накоплений. При расчете размера плановых накоплений возможно исходить из необходимости:

1) обеспечения плановых накоплений на уровне предшествующего периода;

2) выполнения программы развития ремонтно-обслуживающего предприятия на перспективу. При этом срок развития целесообразно устанавливать на 3—5 лет, чтобы не устанавливать размера цены ежегодно.

Во втором случае составляется смета распределения прибыли на планируемый период, и рассчитывается необходимый уровень рентабельности, по которому определяется прибыль, включаемая в цену по видам выполняемых работ.

При установлении цены реализации необходимо принимать во внимание цену спроса, т. е. цену, по которой потребители услуг готовы ими пользоваться. Цена спроса определяется с учетом величины затрат при выполнении тех же работ собственными силами потребителями, уровня цен на аналогичные работы и услуги в других аналогичных предприятиях, финансовых возможностей потребителей услуг и других факторов.

Возможные конкурирующие предприятия должны рассматриваться по территориальному принципу. Но не следует замыкаться рамками границ административных районов, поскольку отдельные предприятия по ремонтно-техническо-му обслуживанию оказывают услуги клиентам за пределами своего района и даже соседних областей. При наличии конкурирующих предприятий изучаются их возможности оказания услуг по более низким ценам и сопоставляются с возможностями собственного предприятия.

Цена реализации устанавливается с учетом всех перечисленных факторов. При практичес-

ком применении этой цены необходимо предусмотреть возможность ее изменения в следующих случаях:

• изменения цен на материально-технические ресурсы. В этом случае, а также тогда, когда ремонтно-обслуживающее предприятие приобретает ресурсы по постоянно изменяющимся ценам, целесообразно производить взаиморасчеты по ценам без включения в них стоимости ресурсов, а взимать их стоимость по фактическим затратам ремонтно-обслуживаю-щего предприятия;

• изменения политики государства в вопросах налогообложения;

• необходимости приведения уровня оплаты труда в соответствие с ростом индекса цен. Правильное установление стоимости технического обслуживания и ремонта машин и оборудования играет важную роль в условиях инфляции и постоянного изменения цен на запасные части, материалы, затрат на оплату. В соответствии с рекомендациями ГОСНИТИ [2], для пересчета цен с учетом индекса их составляющих необходимо располагать данными по базовому году, когда инфляция еще не проявлялась, а также текущими ценами и их составляющими (затраты на материалы и энергоносители, заработную плату, запасные части, накладные расходы, прибыль, налоги).

В связи с дороговизной новой техники большое значение в настоящее время приобретает купля ремонтно-техническим предприятием подержанной машины и ее продажа после ремонта. При этом важно определить отпускные цены при купле и продаже машины.

Список литературы

1. Жевора Ю. И. Влияние остаточной стоимости ремфонда на цену отремонтированной техники // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 1997. №1.С. 26—27.

2. Концепция эффективного использования техники. М.: ГОСНИТИ, 1993. 62 с.

3. Основные направления инженерно-технического обеспечения АПК Краснодарского края на современном этапе / под ред. И. Г. Савина. Краснодар, 2000. 219 с.

4. Хафизов Д. Ф., Хисматуллин М.М. Сельскохозяйственная техника и повышение эффективности предпринимательской деятельности в аграрной сфере // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2006. № 3. С. 34—35.

5. Черноиванов В. И. Восстановление техники — приоритетная задача сельхозмашиностроения и ремонтной базы АПК // Техника в сельском хозяйстве. 2000. № 6. С. 9-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.