6. Немков В.С., Демидович В.Б. Теория и расчет устройств индукционного нагрева. — Л.: Энероатомиздат, 1988. - 280 с.
7. Макарова Г.В., Соловьев С.В. Теоретическое обоснование тепловой мощности в индукционном нагревателе / / Научное обеспечение развития АПК в условиях реформирования: матер. Междунар. науч.-практ. конф. / Санкт-Петербургский аграрный университет. - СПб., 2012. - С. 314-317.
References
1. Bredikhin S.A., Rashkin K.A. Teplovaya obrabotka moloka // Moloko i molochnye produkty: proizvodstvo i realizatsiya. — 2012. — № 5. - S. 40-48.
2. Kuk G.A. Protsessy i apparaty molochnoi promyshlennosti. - M.: Pishchepromizdat, 1955. - 474 s.
3. Protsenko P.P., Leonova S.V. Problemy vodopodgotovki v elektrovodogreinykh usta-
novkakh / / Mekhanizatsiya i elektrifikatsiya tekhnologicheskikh protsessov v s.-kh. proiz-vodstve. - 1998. - № 3. - S. 101-106.
4. Neiman L.R. Poverkhnostnyi effekt v fer-romagnitnykh telakh. - L: Gosenergoizdat, 1949. - 190 s.
5. Patent na poleznuyu model' RU 137709 U1. Induktsionnyi nagrevatel' zhidkosti s vy-derzhivatelem / Makarova G.V., Solov'-ev S.V., Shilin V.A., zayavleno 10.07.2013, opublikovano 27.02.2014. Byul. № 6.
6. Nemkov V.S., Demidovich V.B. Teoriya i raschet ustroistv induktsionnogo nagreva. - L.: Eneroatomizdat, 1988. - 280 s.
7. Makarova G.V., Solov'ev S.V. Teoreti-cheskoe obosnovanie teplovoi moshchnosti v induktsionnom nagrevatele // Materialy mezh-dunar. nauchn.-prakt. konf. «Nauchnoe obespe-chenie razvitiya APK v usloviyakh reformirova-niya». - Sankt-Peterburgskii agrarnyi universitet. - SPb., 2012. - S. 314-317.
УДК 621
А.Ю. Гладцын A.Yu. Gladtsyn
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
ANALYSIS OF THE STATE OF TECHNICAL SERVICE IN THE NIZHNIY NOVGOROD REGION
AND ITS FURTHER DEVELOPMENT
Ключевые слова: сельскохозяйственные организации, техника, сельское хозяйство, технический сервис, машинно-тракторный парк, ремонт, мастерская, техническое обслуживание, дилерский центр, машинно-тракторная станция.
Изучено состояние технической базы АПК Нижегородской области, как и в целом по России. Оно не отвечает современным требованиям, производство техники резко сократилось. Переход страны на рыночные рельсы и значительное ослабление рычагов государственного регулирования стало одной из основных причин глубокого кризиса всего сельского хозяйства и технического сервиса в частности. Необходимо приобретение высокопроизводительных машин, позволяющих внедрять качественно новые технологии и обеспечивать повышение рентабельности и конкурентоспособности производимой продукции. Как показывает статистика, количество ремонтно-обслуживающих предприятий только за последние четыре года снизилось более чем на 50%. Так, по данным Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, многие технические центры и мастерские общего назначения прекратили существование в результате экономических или организационно-правовых преобразований. Ни одно предприятие технического сервиса на сегодняшний день не
занимается капитальным ремонтом какой-то определенной марки машин или агрегата (кроме двигателей). Мы считаем это большим недостатком, ведь сельхозтоваропроизводитель не в состоянии сам качественно выполнять сложные текущие и тем более капитальные ремонты. Необходимо развитие ремонтно-обслуживающих предприятий разных направлений. Следует заметить, что ориентация технического сервиса на специализацию и концентрацию производства в настоящее время не целесообразна в связи с небольшим количеством техники, а значит, с незначительным объемом ремонтных работ. Реорганизация предприятий технического сервиса должна проходить по пути восстановления в районных центрах мастерских общего назначения на базе машинно-тракторных станций, т.к. они являются самыми крупными владельцами необходимого оборудования. Параллельно нужно развивать дилерские пункты, которые должны заниматься не только продажей техники и запасных частей к ней, но и проводить техническое обслуживание, ремонт сельскохозяйственной техники, причем не только гарантийной, но и послегарантийной. Районные дилерские пункты могут образовываться на базе РТП, МТС и других предприятий, возможно, и не связанных с ремонтом и обслуживанием сельскохозяйственной техники. Но пока этого не происходит. Кроме того, необходимо реформи-
ровать МТП, наполнять его новейшей современной, высокопроизводительной техникой, для этого требуется теоретическое обоснование.
Keywords: agriculture organizations, machinery and equipment, agriculture, technical service, machine and tractor fleet, repair, workshop, dealership, machine-tractor station.
The technical base of the agricultural industry of the Nizhny Novgorod region is studied; as in Russia as a whole it does not meet the modern requirements and the manufacture of machinery and equipment has dramatically decreased. According to the statistics, the number of repair and service enterprises only in the recent four years decreased by more than 50%. According to the Ministry of Agriculture and Food Resources of the Nizhny Novgorod Region, many technical centres and workshops of general purposes ceased to exist as a result of economic or organization and legal changes. At present no technical service enterprise is engaged in capital repairs of any particular make of machinery or a unit (except engines). We regard
that as an essential disadvantage because agricultural producers are not able to perform to a good quality complex operating and capital repairs. Repair and service enterprises of different directions should be developed. It should be noted that the orientation of technical service on the specialization and concentration of production is currently not feasible due to small numbers of machinery and equipment, and insignificant volume of repair work. The reorganization of technical service should involve the restoration of general purpose workshops in district centers at machine-tractor stations (MTS), because they are the largest owners of necessary equipment. Alongside, dealership centers should be developed; they would not only sell equipment and spare parts, but also offer maintenance and repair of agricultural machinery, both warranty and post-warranty. Regional dealerships may be opened on the base of repair-technological enterprises, MTS and other enterprises. But this is not the case so far. Besides, machine and tractor fleet should be reformed and replenished with latest modern, highly productive equipment. The necessary theoretical substantiation follows.
Гладцын Александр Юрьевич, к.э.н., доцент, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, г. Княгинино, Нижегородская обл. Тел.: 908-154-03-87. E-mail: gladt-syn58@mail.ru.
Gladtsyn Aleksandr Yuryevich, Cand. Econ. Sci., Assoc. Prof., Nizhny Novgorod State Engineering-Economic Institute, Knyaginino, Nizhny Novgorod Region. Ph.: 908-154-03-87. E-mail: gladtsyn58 @mail.ru.
Введение
Одним из факторов, влияющих на эффективность сельскохозяйственного производства, является техническое обеспечение сельскохозяйственных организаций современной высокопроизводительной техникой. В настоящее время состояние технической базы АПК Нижегородской области, как и в целом по России, не отвечает современным требованиям, производство техники резко сократилось.
Уменьшение производства основных видов техники, используемой в сельском хозяйстве, привело к тому, что на начало 2014 г. в Нижегородской области на 1000 га пашни имелось 3,6 трактора при минимально необходимых 13,56. В США на такую площадь приходится 37, а в странах Западной Европы — от 60 до 140 тракторов. На 1000 га посевов приходилось 3,8 зерноуборочных комбайна, при нормативе 7,62. В США и Франции эту площадь обрабатывают 19, в Англии — 13,2, в Италии — 11 зерноуборочных комбайнов.
На первых шагах перехода на рыночные рельсы нечего было и думать о контроле над ценами, т.к. именно в замене административно-командной системы хозяйствования на рыночную был единственный выход из состояния стагнации советской экономики. Но покупка сельским хозяйством средств производства по свободным рыночным ценам, а
продажа продукции по регулируемым привели к резкому изменению соотношения цен на промышленные товары и на сельскохозяйственную продукцию (табл. 1).
Так, если в 1990 г. для покупки одного трактора К-701 нужно было продать 103,5 т пшеницы III класса, при ее цене 0,2 тыс. руб., то в 2014 г. - 590 т, при стоимости зерна пшеницы 10 тыс. руб., т.е. в 50 раз больше. За трактор ВТ-90 село вынуждено платить в 7 раз больше, за МТЗ-82 — в 3 раза. Такая же ситуация и с топливом: если в 1990 г. при продаже 1 т пшеницы можно было купить 1 т бензина, то в 2014 г. за 1 т бензина нужно продать пшеницы в три раза больше.
Все это свидетельствует о неконтролируемом формировании рыночной цены на продукцию промышленности, с одной стороны, и сельскохозяйственную — с другой. Из данных же таблицы следует, что трактор К-744 в 2014 г. стал дороже в 276 раз, тогда как пшеница выросла в цене всего в 50 раз. Если механизмы формирования рыночной цены любого промышленного изделия применить к формированию цены сельскохозяйственной продукции, то стоимость зерна пшеницы в наши дни должна была бы составлять не 10 тыс. руб., а минимум 50 тыс. руб. [1, 2].
Таблица 1
Соотношение цен на продукцию промышленности и пшеницы в руб.
Продукция промышленности Стоимость единицы продукции промышленности, руб. «Бартерная» стоимость единицы продукции промышленности в зерновом эквиваленте, т
1990 г. 2014 г. 1990 г. 2014 г.
Тракторы: К-744 20700 5713480 103,5 590
ВТ-90Д 5600 2044499 28 200
МТЗ-82 4600 559692 23 60
Зерноуборочные комбайны: Дон-1500 40000 4560 000 200,0 500
СК-5 10800 2846000 54,0 300
Бензин-76 (за 1 т) 200 17000 1,0 3
Дизтопливо (за 1 т) 140 20000 0,7 3
Наблюдается снижение уровня технической оснащенности единиц основных видов техники. К главным причинам, приведшим АПК к такому положению, можно отнести снижение технической оснащенности сельскохозяйственных предприятий, диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, снижение доходности хозяйств.
Исследовательская часть
Основным объектом, наиболее полно удовлетворяющим требованиям организации производства ремонтно-обслуживающих работ, являются центральные ремонтные мастерские хозяйств, но они не в полной мере обеспечены современным ремонтно-техно-логическим оборудованием. Практически полностью отсутствуют ремонтно-техно-логическое оборудование и оснастка, приспособления и инструмент. Имеющееся оборудование требует замены (табл. 2).
Не организовано на современном уровне функционирование машинных дворов на центральной усадьбе хозяйства и в производственных подразделениях, в то время как их четкая организация могла бы обеспечить снижение затрат на содержание машинно-тракторного парка на 15%.
Состояние организации ремонтно-обслу-живающего производства хозяйств области не в полной мере удовлетворяет требованиям технологических процессов технического обслуживания и ремонта. Из-за непрофессиональной диагностики, нехватки материалов, запасных частей такой ремонт затягивается, не отличается высоким качеством, не обеспечивает отремонтированным машинам необходимого работоспособного ресурса. Более сложная техника, в том числе иностранного производства, требует привлечения специализированных средств диагностики, при котором техническое обслуживание и ремонт ее следует проводить на предприятиях фирменного технического сервиса. При резком росте цен на запасные части и другие материалы специализированные ремонтные
предприятия снижают объемы выполняемых работ, особенно капитального ремонта, и становятся убыточными [3].
Проведенная группировка сельскохозяйственных организаций по количеству проводимых технических обслуживаний свидетельствует, что только в 47 сельскохозяйственных организациях в 7 районах из 44 проводится от 70 до 100% техническое обслуживание; в 10 районах и в 68 организациях — 40-70%; в 12 районах области и в 24 организациях — до 40%; в 6 районах и в 69 организациях области техническое обслуживание не проводится совсем. Таким образом, из 44 районов Нижегородской области только в трех график технического обслуживания составлен и выполняются все виды ТО.
Как показывает статистика, количество ремонтно-обслуживающих предприятий только за последние четыре года снизилось более чем на 50%.
Так, по данным Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, многие технические центры и мастерские общего назначения прекратили существование в результате экономических или организационно-правовых преобразований (рис.).
В настоящее время в Нижегородской области существует 37 предприятий технического сервиса в 27 районах, в 17 районах области — отсутствуют. Кроме того, 5 предприятий из имеющегося количества находятся в стадии банкротства, 4 по различным причинам не работают. За 2012 г. предприятиями технического сервиса произведено услуг на 102,743 млн руб. В них работает около 1,5 тыс. чел., по расчетам производительность труда на данных предприятиях составляет 98495 руб. в год на одного работника, т.е. в среднем за месяц работник оказывает услуг на 6566 руб. Также следует отметить, что выполняются в основном работы по ремонту двигателей, топливной аппаратуры, а этого недостаточно, чтобы поддерживать сельскохозяйственную технику в работоспо-
собном состоянии. Ни одно предприятие технического сервиса на сегодняшний день не занимается капитальным ремонтом какой-то определенной марки машин или агрегата (кроме двигателей). Это большой недостаток, ведь сельхозтоваропроизводитель не в состоянии сам качественно выполнять сложные текущие и тем более капитальные ремонты.
Состояние техниче в сельскохозяйственных орган
Ремонт техники, узлов и агрегатов в области был распределен среди районных РТП. В каждом РТП существовал технический обменный пункт, где сельхозтоваропроизводитель мог сдать неисправный узел или агрегат, сразу же получив взамен исправный. Районные РТП имели в своем составе, как правило, следующие структурные подразделения:
Таблица 2
ого обслуживания
ациях Нижегородской области
Наименование районов График ТО составлен, выполняются все виды ТО График ТО составлен, ТО согласно графику не выполняется ТО не выполняется Всего
кол-во % кол-во % кол-во %
Ардатовский 11 73 4 27 15
Арзамасский 6 60 4 40 10
Балахнинский 2 100 2
Богородский 13 93 1 7 14
Б-Болдинский 1 10 9 90 10
Борский 5 42 6 50 1 8 12
Бутурлинский 6 46 3 23 4 31 13
Вадский 3 33 6 67 9
Варнавинский 4 67 2 33 6
Вачский 2 25 6 75 8
Ветлужский 9 75 3 25 12
Вознесенский 4 100 4
Володарский 3 100 3
Воротынский 2 15 11 85 13
Воскресенский 1 8 5 38 7 54 13
Выксунский 5 71 2 29 7
Гагинский 1 8 1 8 10 84 12
Городецкий 10 50 2 10 8 40 20
Д-Константин. 3 27 2 18 6 55 11
Дивеевский 1 10 9 90 10
Княгининский 6 67 1 11 2 22 9
Ковернинский 7 54 3 23 3 23 13
Краснооктябр. 20 100 20
Кстовский 5 56 4 44 9
Кулебакский 1 33 2 67 3
Лукояновский 4 25 12 75 16
Лысковский 3 27 1 9 7 64 11
Навашинский 5 100 5
Павловский 4 44 5 56 9
Первомайский 2 100 2
Перевозский 7 64 2 18 2 18 11
Пильнинский 4 29 2 14 8 57 14
Починковский 1 7 5 33 9 60 15
Сеченовский 7 47 8 53 15
Сокольский 7 58 1 8 4 34 12
Сосновский 6 100 6
Спасский 8 100 8
Тонкинский 14 100 14
Тоншаевский 1 11 8 89 9
Уренский 2 13 14 88 16
Чкаловский 5 50 5 50 10
Шарангский 3 20 3 20 9 60 15
Шатковский 19 100 19
Итого 150 31 85 18 250 51 485
- станция ТО машин и оборудования животноводческих ферм;
- станция ТО тракторов и автомобилей;
- спец. цех по ремонту машин, узлов и агрегатов;
- цех по ремонту комбайнов;
- технический обменный пункт;
- ремонтная мастерская общего назначения.
Такая детализация структуры ремонтных услуг и технического обслуживания объяснялась низкой надежностью поставляемой заводами-изготовителями техники. Вот почему производственные мощности ремонтно-обслуживающей базы намного превышали мощности иных заводов. С переходом на рыночные отношения раннее действовавшая централизованная государственная система технического сервиса рухнула, и производственные площади ремонтно-технических предприятий стали использоваться не по назначению. Технологическое оборудование, станки, грузоподъемные механизмы на некоторых районных РТП распроданы или сданы в металлолом, а те, что сохранились, ржавеют и приходят в негодность. Квалифицированные кадры ушли на другие предприятия или достигли пенсионного возраста. На сегодняшний день замены им практически нет [3].
Ремонт, проводимый в некоторых оставшихся РТП, также невысокого качества. Это связано с морально и физически устаревшим технологическим оборудованием. В то же время в условиях острого дефицита техники, ее интенсивного старения, снижения надежности большое значение приобретает максимальное использование сохранившейся части машинно-тракторного парка. Экономическое состояние хозяйств области в ближайшее время не позволит обновить машинно-тракторный парк в требуемом объеме. Списание трактора или комбайна, сдача его в металлолом — это более чем расточительство, поэтому наиболее целесообразно в этой ситуации восстановление техники производить на крупных ремонтных заводах, а по возможности — на заводах-изготовителях. В качестве ремонтного завода в Нижегородской области могут выступить множество промышленных предприятий.
В Нижегородской области проявить интерес к техническому сервису могли бы дилерские предприятия, акционированные и коллективные хозяйства, МТС, региональные ремонтные заводы, оптовые рыночные структуры и отдельные частные предприниматели.
□
тех. сервиса нет |~| 1 предпр. |~| 2 предпр. 3 предпр.
Рис. Предприятия технического сервиса в районах Нижегородской области
В условиях значительного ослабления технической оснащенности сельскохозяйственных организаций задачей первостепенной важности является обеспечение работоспособности технических средств механизации, которые имеются в наличии. Это в значительной мере зависит от применяемых форм и методов организации технического сервиса. Низкая платежеспособность сельских товаропроизводителей и МТС не способствовала сохранению многоуровневой системы технического обслуживания, им ничего не оставалось, как перейти к самообслуживанию, ремонтировать машины и оборудование собственными силами и средствами. За последние 15 лет доля участия механизаторов в проведении ремонтно-обслуживающих работ возросла с 25 до 85%. Неизбежная при этом кустарщина, отсутствие необходимых ресурсов привели к нарушению технологии производства сельскохозяйственной продукции, неэффективности использования техники, труда механизаторов и ремонтников [4].
Многие заводы-изготовители пользуются дилерскими функциями областного объединения «Нижегородагроснаб», в обязанности которого входят продажа техники, ее предпродажная подготовка, гарантийное обслуживание, продажа запасных частей. Однако в области стремительно растет число торгово-сервисных центров, работающих непосредственно от заводов-изготовителей. Примером может служить Нижегородский сервисный центр, являющийся официальным дилером немецких заводов CLAAS (трактора, кормо-и зерноуборочная техника), LEMKEN (почво-обработка), AMAZONE (техника для внесения удобрений, полевые опрыскиватели, сеялки, орудия для обработки почвы), «Вестфалия-серж» (молочное оборудование для животноводческих ферм, танки-охладители молока), GRIMME (техника для возделывания и хранения картофеля), AGREX (зерносушилки).
Сфера деятельности этих центров заключается в:
- подборе и комплектации техники и оборудования в соответствии с используемой заказчиком технологией производства;
- поставке машин и оборудования, их таможенная очистка и подготовка к работе;
- обучении будущих операторов машин и механиков из числа персонала заказчика, их сертификация;
- пусконаладочных работах под руководством высококвалифицированных специалистов;
- сервисном сопровождении в течение гарантийного срока и после его окончания;
- поставке запасных частей.
Что касается отечественной техники и техники ближнего зарубежья, то их продажа и
обслуживание осуществляются объединением «Агротехсервис» или торгово-сервисными центрами заводов-изготовителей. Таким образом, достаточно развитой дилерской сети не существует, есть только ее зачатки. Дальше областного центра ее деятельность не простирается. Дилерские услуги ограничиваются только продажей сельхозтехники, запчастей к ней и гарантийным обслуживанием [5, 6].
Выводы
Подводя итоги, можно сказать, что удовлетворительное состояние машинно-тракторного парка в АПК Нижегородской области, его работоспособность поддерживаются только за счет приобретения новых машин, хотя и в небольших количествах. К отремонтированной технике, капитально восстановленной, все еще относятся с недоверием.
Рыночные условия вынуждают ремонтные предприятия искать любые возможности увеличения загрузки, выпуская товары народного потребления, оказывая различные услуги непрофильного характера и закрывая глаза на то, что в это время теряет свою работоспособность машинно-тракторный парк, простаивает специализированное ремонтно-технологическое оборудование.
Таким образом, снижение загрузки предприятий технического сервиса, резкое сокращение количества сельскохозяйственной техники, сокращение кадрового потенциала, низкая платежеспособность, переплетаясь и взаимно дополняя друг друга, держат агро-сервис области в тисках глубокого кризиса.
Можно выделить несколько путей выхода технического сервиса из кризиса:
- государственное регулирование цен на технику и продукцию;
- насыщение предприятий технического сервиса технологическим оборудованием;
- обучение и подготовка кадров, особенно молодых специалистов;
- развитие рынка подержанной техники;
- развитие консультационно-маркетинговой платежеспособности сельхозтоваропроизводителей;
- продажа сельскохозяйственной техники по лизингу на более длительный срок и за меньшие проценты;
- увеличение заработной платы рабочих и инженерно-технических работников;
- развитие машинно-технологических станций с одновременным развитием дилерских пунктов.
Следует заметить, что ориентация технического сервиса на специализацию и концентрацию производства в настоящее время не целесообразна в связи с небольшим количеством техники, а значит, с незначительным объемом ремонтных работ. Реорганизация
предприятий технического сервиса должна проходить по пути восстановления в районных центрах мастерских общего назначения на базе машинно-тракторных станций, т.к. они являются самыми крупными владельцами необходимого оборудования. Параллельно необходимо развивать дилерские пункты, которые должны заниматься не только продажей техники и запасных частей к ней, но и проводить техническое обслуживание, ремонт сельскохозяйственной техники, причем не только гарантийной, но и послегарантийной
Районные дилерские пункты могут образовываться на базе РТП, МТС и других предприятий, важно, и не связанных с ремонтом и обслуживанием сельскохозяйственной техники. Но пока этого не происходит. Кроме того необходимо реформировать МТП, наполнять его новейшей современной, высокопроизводительной техникой.
Библиографический список
1. Агропроизводству — современную технику / / Сельскохозяйственная техника. — 2006- - № 9. - С. 15-17.
2. Алферьев В.П., Федотов А.В. Развитие рынка техники в сельском хозяйстве // Техника и оборудование для села. — 2006. — №
6. — С. 10-13.
3. Анализ состояния ремонтной базы, динамика и структура затрат на ремонт и ТО полностью. — М.: ГОСНИТИ, 1990. — 48 с.
4. Анистратов П.Н. Улучшить финансирование МТС / / Машинно-тракторная станция. — 2005. — № 10. — С. 17-19.
5. Бут Г.П., Крохта Г.М., Коноводов В.В. Формирование современной системы серви-
са в АПК / / Сельскохозяйственная техника.
- 2006. - № 3. - С. 17-19.
6. Буробкин И.И. Совершенствование системы ремонтно-технического агросервиса / / Техника для села. — 2006. - № 8. -С. 40-41.
7. Gow H., Swinnen J. Agribusiness restructuring, foreign direct investment, and hold-up problems in agricultural transition / / European Review of Agricultural Economics. — 1998. - Vol. 25 (4). - P. 331-350.
References
1. Agroproizvodstvu - sovremennuyu tekhniku // Sel'skokhozyaistvennaya tekhnika.
- 2006. - № 9. - S. 15-17.
2. Alfer'ev V.P., Fedotov A.V. Razvitie rynka tekhniki v sel'skom khozyaistve // Tekhnika i oborudovanie dlya sela. - 2006. -№ 6 - S. 10-13.
3. Analiz sostoyaniya remontnoi bazy, dinamika i struktura zatrat na remont i TO polnost'yu. - M.: GOSNITI, 1990. - 48 s.
4. Anistratov P.N. Uluchshit' finansirovanie MTS // Mashinno-traktornaya stantsiya. -2005. - № 10. - S. 17-19.
5. But G.P., Krokhta G.M., Konovo-dov V.V. Formirovanie sovremennoi sistemy servisa v APK // Sel'skokhozyaistvennaya tekhnika. - 2006. - № 3. - S. 17-19.
6. Burobkin I.I. Sovershenstvovanie sistemy remontno-tekhnicheskogo agroservisa // Tekhnika dlya sela. - 2006. - № 8. - S. 40-41.
7. Gow H., Swinnen J. Agribusiness restructuring, foreign direct investment, and hold-up problems in agricultural transition // European Review of Agricultural Economics. -1998. - Vol. 25 (4). - P. 331-350.