Научная статья на тему 'Преобразования технического потенциала АПК за рубежом и возможность адаптации к Российской практике'

Преобразования технического потенциала АПК за рубежом и возможность адаптации к Российской практике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ РЕМОНТНОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / AGROTECHNICAL SERVICE / MAINTENANCE / SPECIAL SERVICE AND SUPPLY / TECHNICAL PROGRESS / INTEGRAL PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысенко Ю. В., Трясцин М. М., Набоков В. И.

Статья посвящена развитию агросервиса в производстве сельскохозяйственной продукции и продовольствия для населения, учитывая адаптационные мероприятия, а именно технический потенциал, обеспечивающий устойчивый и оптимальный прирост гармоничного использования всех факторов аграрного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATIONS THE TECHNICAL POTENTIAL OF ABROAD AND THE POSSIBILITY OF ITS ADAPTATION IN RUSSIAN PRACTICE

The article covers the development of agro service in the producing of agricultural goods and rations for population. Taking into account the adaptive measures, namely the technical potential will ensure the stable and optimal increase of harmonious using of all factors the agrarian productions.

Текст научной работы на тему «Преобразования технического потенциала АПК за рубежом и возможность адаптации к Российской практике»

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АПК ЗА РУБЕЖОМ И ВОЗМОЖНОСТЬ АДАПТАЦИИ К РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ

Ю. В. ЛЫСЕНКО,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и управления на предприятии, Челябинский институт (филиал) Российского государственного торговоэкономического университета,

М. М. ТРЯСЦИН,

доктор экономических наук, профессор,

В. И. НАБОКОВ,

доктор экономических наук, профессор, г- Челябинс«, ул- Орджоникидзе, д. 50; тел. 8(351)237-18-66;

г j у г 'f гу e-mail: [email protected]

Уральская государственная сельскохозяйственная академия

Положительная рецензия представлена С. В. Колединым, доктором экономических наук, профессором (Челябинский филиал Уральского государственного экономического университета).

Ключевые слова: агротехнический сервис, техническое обслуживание, специализированные ремонтнотехнические предприятия, технический прогресс, интеграционный процесс.

Keywords: agrotechnical service, maintenance, special service and supply, technical progress, integral process.

Агротехнический сервис — один из наиболее прогрессивных видов комплексных услуг, оказываемых в приобретении, высокопроизводительном использовании, квалифицированном обслуживании и ремонте средств производства. При этом надо отметить, что качество изготовления машин и объемы ремонта и технического обслуживания находятся в неразрывной связи.

Машины, обладая совокупностью свойств, проявляющихся в процессе использования, требуют соответствующего технического обслуживания. Покупая машину с ее свойствами, собственник или пользователь обременяет себя необходимостью выполнения комплекса мер по поддержанию ее в работоспособном состоянии, что составляет основу агротехнического сервиса.

Лишь небольшую часть технических услуг покупатель оплачивает в момент покупки машины: гарантированное техническое обслуживание, устранение отказов и ремонт в период гарантийного срока. Остальная часть технического сервиса представляет собой добавочные расходы средств труда и средств собственника.

Качество ремонта тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин не отвечает в полной мере современным требованиям. Основная масса спец-предприятий не может выполнять установленных технических требований на ремонт главным образом потому, что они мелкие и слабо оснащенные.

В то же время необходимо признать, что концепция развития ремонтного производства не была ресурсосберегающей и эффективной. В ней отсутствовал главный экономический стержень — полная ответственность, что мешало системе ремонтных предприятий функционировать на основе самофинансирования.

Развитие агротехнического сервиса в стране и за рубежом происходит столь стремительно, что ранее разработанные теоретические основы требуют дальнейшего развития. Остается правильным и поддерживается практикой, что агротехнический сервис как система технических и организационных мер сопровождает машину с момента ее создания в течение всего периода использования вплоть до утилизации. Научно-технический прогресс в конструировании и обслуживании машин

вносит свои коррективы в технологию выполнения работ по техническому сервису, но не меняет его организационно-технической структуры и условий его обеспечения.

Практика организации ремонта и обслуживания техники силами потребителей машин и специализированными ремонтно-техническими предприятиями (РТП) без участия заводов-изготовителей не может отвечать современным требованиям научно-технического прогресса по качеству, стоимости и оперативности ремонта и обслуживания.

Одним из направлений развития технического сервиса может быть установление прямых связей отдельными РТП с заводами-изготовителями средств производства для АПК с целью дальнейшего функционирования в качестве дилерских пунктов. Кроме прочих выгод, такой подход позволит создать и развить лизинговую форму кредитования сельскохозяйственных предприятий, что приобретает еще большую важность в связи с финансовыми трудностями большинства РТП.

Отставание организации производства от уровня техники приводит к замедлению технического прогресса, к недоиспользованию возможностей техники. И наоборот, передовая организация производства (высокий уровень специализации, степени концентрации, серийности производства) стимулирует внедрение новой техники и технологии, обуславливает экономичность их использования и высокую эффективность производства.

В рыночной экономике все виды связей между субъектами принимают товарный характер, а цены и объемы продаж (связей) определяются рынком в результате отраслевой и межотраслевой конкуренции.

Роль системы материально-технического снабжения и сбыта в рыночной экономике выполняет маркетинг отдельных фирм, который должен обеспечить планомерность хозяйствования (внешних и внутренних межотраслевых связей) в условиях рынка. Необходима экономически обоснованная система крупных, средних и мелких предприятий различных форм собственности. Основой углубления институциональных преобразований в АПК и особенностью аграрной политики на перспективу должно стать развитие интеграционных и кооперационных процессов в аграрном секторе на межрегиональном и межотраслевом уровнях, на уровне всех хозяйствующих субъектов.

www.m-avu. narod. ru

101

Экономика ^Щф/

В сложившейся экономической ситуации, когда сельскохозяйственные товаропроизводители не в состоянии покупать новую технику, а ее износ нарастает и по оценкам специалистов приближается в среднем к 90 %, сохранение машинно-тракторного парка и поддержание его в работоспособном состоянии возможно только при выполнении планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта машин (орудий).

Эта система основывается на теоретических и практических выводах о необходимости вложения добавочного капитала для восстановления потребительных свойств сельскохозяйственной техники в период установленного срока ее эксплуатации и даже при его превышении. Она представляет комплекс ремонтно-обслуживающих воздействий на машину (ремонты капитальные и текущие, технические обслуживания), выполняемых в соответствии с установленной периодичностью в зависимости от наработки машины.

Проведенное обследование сельскохозяйственных предприятий свидетельствует, что в настоящее время полный перечень работ, предусмотренных при техническом обслуживании машин, не выполняется, а график их проведения не соблюдается. Ремонт техники проводится по мере ее выхода из строя.

В дореформенный период эти работы, как известно, проводили ремонтно-технические предприятия и ремонтные заводы. Проведенная приватизация предприятий в целом не способствовала улучшению экономической ситуации.

Негативные изменения, произошедшие в сфере ремонтно-технического обслуживания АПК Челябинской области, стали основной причиной неудовлетворительной эксплуатационной готовности сельскохозяйственных машин и орудий в течение всего периода полевых работ.

Изучение организационно-экономических условий в ремонтно-техническом обслуживании сельскохозяйственных предприятий показало, что на фоне их ухудшения произошли негативные изменения в целом в построении экономических отношений. Взаимоотношения ремонтных мастерских и машинных дворов с растениеводческими и животноводческими подразделениями, основанные ранее на взаимоувязанном планировании и контроле их производственных программ и затрат материально-денежных средств, в настоящее время перестали регулироваться экономическими методами. Как правило, не проводится оценка деятельности внутрихозяйственных подразделений. Это снижает их взаимную заинтересованность в работе.

Нарушены также сложившиеся договорные отношения сельскохозяйственных предприятий с ремонтно-техническими. Цены на свои услуги РТП стали устанавливать на основе фактических затрат, увеличивая при этом накладные расходы и размер плановой прибыли, исходя из снижающегося объема реализации продукции. В результате аналогичные по виду ремонтно-технические услуги на разных РТП существенно различаются по цене. Кроме того, ремонтные предприятия перестали давать гарантию на восстановленные машины (узлы), что снижает покупательский интерес клиентов.

Основной целью повышения эффективности производства является снижение его затратности. Основным затратным фактором в сельском хозяйстве (и не только в нем) можно считать схему организации управления предприятием, группой предприятий, отраслью.

Совершенствование системы управления способно существенно снизить уровень затрат, хотя и относимых на себестоимость продукции, но, по существу, остающихся непроизводительными или малопроизводительными.

Рыночные отношения разрушили прежнюю командноадминистративную систему, но не создали заменяющие ее эффективные механизмы саморегулирования. Не произошло массопроизвольного возникновения «снизу» механизма саморегулирования ресурсоиспользования. Арсенал применяемых для поиска резервов загрузки оборудования аналитических средств был узок и ординарен, не использовались балансовые построения, тонкие и совершенные статистические методы.

Процесс концентрации в первую очередь характеризует именно размер предприятия и является более узкой категорией, нежели совокупный ресурсный потенциал. Процесс концентрации является «стыковой» категорией между производительными силами и производственными отношениями. Если производительные силы играют роль «импульсов» для формирования ресурсного потенциала, то сам ресурсный потенциал, включающий в себя (так же, как и концентрация) материальный процесс, влияет на организационно-правовые формы предприятий, производственные отношения, концентрацию производства (размер предприятия).

Маркетинговые исследования спроса и предложения на услуги ремонтно-технических предприятий показывают, что для выбора между покупкой нового узла или восстановлением старого необходимо иметь информацию об удельных затратах средств на единицу восстановленного ресурса по сравнению с новым аналогом. При этом интерес потребителя выражается в том, что затраты материально-денежных средств на ремонт узла в расчете на восстановленный ресурс эксплуатации должны быть меньше или равны удельному значению стоимости нового узла в расчете на установленный заводом-изготовителем ресурс эксплуатации.

Ремонтно-техническое предприятие (РТП) при заключении договоров на выполнение ремонтно-технических услуг обязано гарантировать эксплуатацию узла до полной выработки восстановленного ресурса.

Во взаимоотношениях РТП с сельскохозяйственными предприятиями и фермерскими хозяйствами услуга в виде технических обслуживаний и ремонтно-восстановительных работ является специфической формой товара, при расчете за которую интерес РТП заключается в возмещении затрат и получении плановой прибыли в кратчайшие сроки.

У сельскохозяйственного предприятия, в виду того что производственно-финансовая деятельность обусловлена несовпадением рабочего периода с периодом производства продукции, интерес первоначально выражается в восстановлении эксплуатационной готовности техники при возможно минимальных затратах материально-денежных средств, затем, уже с помощью отремонтированной техники, производстве достаточного количества продукции, реализовав которую можно было бы обеспечить окупаемость затрат.

Возможные варианты разделения функций по ремонту и техническому обслуживанию машин и рекомендуемые виды цен на услуги зависят от различных организационно-экономических условий: уровня технической оснащенности производителей услуг; наличия квалифицированных кадров инженерной службы и ремонтных рабочих; стабильности производства

102

№№№. т-Э¥и. пагоб. ги

Экономика

продукции на сельскохозяйственном предприятии; способности РТП выполнять различные виды ремонтнотехнических работ.

Крупные сельскохозяйственные предприятия, имеющие собственную базу в виде ремонтных мастерских и машинных дворов, в большинстве своем самостоятельно осуществляют основной объем работ по текущему ремонту и техническому обслуживанию машин. Вместе с тем из-за отсутствия необходимого станочного оборудования и кадров они не могут производить капитальные ремонты машин и восстановление основных узлов и деталей.

Поэтому вынуждены выполнять данные работы в ремонтно-технических предприятиях (РТП). Экономические взаимоотношения между сельскохозяйственными и ремонтно-обслуживающими организациями обусловлены как этой причиной, так и сложившимся разделением труда. Объектом ценообразования является восстановленный агрегат, узел, деталь, полнокомплексный ремонт трактора или комбайна.

Рассматривая условия формирования цены в современных условиях хозяйствования и практики необходимости возмещения затрат, следует принимать

во внимание действие двух факторов — спроса и предложения. В качестве точки отсчета может быть принята остаточная стоимость ремонтного фонда, величину которой оценивают по разнице между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией на реновацию, по изменению показателей технико-экономических характеристик машин в зависимости от срока службы. Договорная цена ремонтного фонда, продаваемого ремонтно-техническим предприятиям, может определяться по методике, базирующейся на дефектации деталей, а также экспертной оценке ее состояния с учетом комплектности. Стоимость ремонта может быть определена по фактическим затратам, а прибыль быть нормативной или продиктованной условиями рынка. Переход на куплю-продажу отремонтированных машин, их сборочных единиц и деталей стимулирует снижение себестоимости ремонта и повышение его качества. Таким образом, у потребителей продукции появится выбор: сдавать технику в ремонт и получать ее обратно или продавать ее по остаточной стоимости, а затем купить отремонтированную, причем за разную цену в зависимости от ее комплектности и качества.

Литература

1. Виханский О. С. Стратегическое управление : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Гардарики, 2010. 296 с.

2. Кудряшов В. И., Полунин С. В. Кооперация крестьянских хозяйств: проблемы, решения, опыт. М. : Агропрогресс, 2009. 200 с.

3. Тихонов В. А. Экономика и организация применения техники в сельском хозяйстве. М. : Колос, 2005. 343 с.

4. Шаталова Т. Н., Чебыкина М. В. Ресурсный потенциал сельскохозяйственных предприятий (формирование и использование). Оренбург, 2008. 262 с.

ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ АГРОМАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. Д. МИНГАЛЕВ,

доктор экономических наук, профессор,

А. Л. ПУСТУЕВ,

доктор экономических наук, профессор,

А. Г. АХТАРЬЯНОВА,

кандидат экономических наук, Уральская государственная сельскохозяйственная академия

Положительная рецензия представлена З. Б. Хмельницкой, доктором экономических наук, профессором (Уральская государственная сельскохозяйственная академия).

Ключевые слова: агромаркетинг, агромаркетинговая деятельность, функции агромаркетинга, сегментация, продовольственный рынок, приоритетность задач, гарантированный госзаказ, агромониторинг. Keywords: agricultural marketing, agricultural marketing activities, functions of agricultural marketing, segmentation, food market, prioritize tasks, guaranteed state orders, agricultural monitoring.

Прежде всего отметим, что агромаркетинг можно представить как процесс систематического изучения продовольственного рынка, осуществляемый в режиме мониторинга на основе использования известных инструментов маркетинга с целью извлечения агропредприятиями максимальной прибыли за счет более рациональной организации агропредпринимательской деятельности, направленной на максимальное продовольственное самообеспечение регионов в условиях открытости рынка сельхозземель в пользу аграриев и

шшш.т-ауи. пагоб. ги

наличия у них собственной кооперативной оптово-розничной сферы на рынках сельхозпродукции.

При этом важнейшей задачей в агромаркетинговой деятельности является достижение оптимизации между объемами производства и сбыта (потребления) агропродукции, что обеспечивается при соответствующем управлении. Оно представляет собой процесс прогнозирования и планирования объемов производства сельскохозяйственной продукции с учетом результатов изучения конъюнктуры аграрного рынка, включающего

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.