Научная статья на тему 'Экономические направления реализации научно-технических достижений в машиностроительном комплексе'

Экономические направления реализации научно-технических достижений в машиностроительном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
562
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДВОЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭНЕРГОТЕХНОЛОГИИ. КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ENERGY TECHNOLOGIES. UTILIZATION OF TECHNOLOGICAL CAPABILITIES / ENGINEERING COMPLEX / TECHNOLOGICAL CAPABILITIES / INTER-SECTORAL SCIENTIFIC TECHNICAL CENTERS / INNOVATION / INNOVATION MANAGEMENT / INVESTMENT / INTELLECTUAL CAPACITY / STAFFING / DUAL-USE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева Зинаида Николаевна

В статье исследуются проблемы развития технологического потенциала машиностроительного комплекса. Определены задачи, решение которых позволит повысить технологический уровень ведущих отраслей машиностроения. Реализация направлений по повышению технологического потенциала возможна за счет взаимодействия государственных органов власти и предприятий машиностроительного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC DIRECTIONS OF REALIZATION OF SCIENTIFIC-TECHNICAL ACHIEVEMENTS IN THE ENGINEERING COMPLEX

In this article are researching the problems of development of technological capabilities mechanical engineering. Defined tasks that will improve the technological level of the leading engineering industries. Implementation of directions to improve the technological capacity possible by cooperation between government authorities and engineering plants.

Текст научной работы на тему «Экономические направления реализации научно-технических достижений в машиностроительном комплексе»

УДК: 338.45:621

ББК: У9(2)305.851

Яковлева З.Н.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ

Yakovleva Z.N.

ECONOMIC DIRECTIONS OF REALIZATION OF SCIENTIFIC-TECHNICAL ACHIEVEMENTS IN THE ENGINEERING COMPLEX

Ключевые слова: машиностроительный комплекс, технологический потенциал, межотраслевые научно - технические центры, инновации, инновационный менеджмент, инвестиции, интеллектуальный потенциал, кадровое обеспечение, двойные технологии, энерготехнологии. коэффициент использования технологического потенциала.

Keywords: engineering complex, technological capabilities, inter-sectoral scientific - technical centers, innovation, innovation management, investment, intellectual capacity, staffing, dualuse technologies, energy technologies. utilization of technological capabilities

Аннотация: в статье исследуются проблемы развития технологического потенциала машиностроительного комплекса. Определены задачи, решение которых позволит повысить технологический уровень ведущих отраслей машиностроения. Реализация направлений по повышению технологического потенциала возможна за счет взаимодействия государственных органов власти и предприятий машиностроительного комплекса.

Abstract: In this article are researching the problems of development of technological capabilities mechanical engineering. Defined tasks that will improve the technological level of the leading engineering industries. Implementation of directions to improve the technological capacity possible by cooperation between government authorities and engineering plants.

Темпы развития экономики страны все в большей степени зависят от отраслей, которые формируют научно-технический потенциал базовых комплексов сферы материального производства. Это в полной мере относится к машиностроительному комплексу, роль которого в ускорении НТП повышается. В этом комплексе главным фактором является совершенствование технологий, которые можно рассматривать как ведущий элемент сложной системы «научнотехнологическая революция».

Как показывают наши исследования, реформирование предприятий отечественного машиностроения в большинстве случаев не затрагивает совершенствование технологического потенциала и создание условий опережения научно-информационного, инновационного и кадрового обеспечения. И даже на относительно современных предприятиях машиностроения (например, автостроения) не проводятся работы по оценке воздействия технологической надежности

производственно-технических систем на динамику результирующих экономических показателей хозяйствования. Качественное развитие современных технологий определяется, прежде всего, повышением качества рабочей силы. Сложные проблемы качества рабочей силы вызваны закономерным процессом развития технических систем и усложнением информационного и экономического пространства. Существенное уменьшение темпов качества рабочей силы за последние 15 лет привело (как одного из важнейших факторов) к снижению темпа роста экономической эффективности машиностроительного производства. Создаваемые новые машины и оборудование не могут реализовать заложенный в них технико-

экономический и организационный потенциал, что в первую очередь проявляется в уровне производительности технологического оборудования. Отечественными и зарубежными учеными установлено, что рост автоматизации современного производства не обеспечивает

проектного экономического эффекта без опережающего темпа роста качества рабочей силы и, прежде всего, на «стыках» производите-лей-отраслей и отраслей-потребителей этих машин, когда нет единой научно обоснованной технологической стратегии, ориентированной на достижение высоких результатов хозяйствования. Отсутствие научно обоснованной программы выхода страны из неустойчивого экономического состояния сдерживает возможности реализации задела по научнотехническому потенциалу в ведущих отраслях промышленности и не создает необходимых предпосылок решения стратегических задач повышения качества рабочей силы. Выполненные учеными прогнозные оценки занятости трудовых ресурсов показывают, что в ближайшие 10-15 лет дальнейшее развитие технического и производственного потенциала реально возможно только за счет опережения темпов эффективности этих ресурсов. В крупных промышленных регионах страны есть объективные условия совершенствования организационно-правового механизма деятельности финансово-промыш-ленных групп, прежде всего, в интересах развития ведущих отраслей машиностроения. Ускорение развития материально-технической базы машиностроения предполагает повышение качества прогнозирования факторов, определяющих темпы развития базовых технологий и оборудования. Важно при этом учитывать тенденции взаимодействия отрасли энергетики и металлургических отраслей, существенно влияющих на энерготехнологическую много-укладность в системе машиностроения. Отмеченные тенденции взаимодействия являются главными в процессе управления темпами технологического потенциала машиностроительного комплекса. В этой связи необходимы усилия федеральных и региональных органов, направленных на совершенствование механизма управления НТП в системе машиностроения, которые определяют тенденции экономического развития страны. Поэтому не случайно в последние годы Правительство РФ принимает ряд важных научно-технических программ, направленных на решение задач по развитию наукоемких отраслей машиностроения. Вместе с тем, без научного инструментария их решение не дает значительных ожидаемых результатов. Только конкретные науч-

но-методические разработки в итоге позволят выйти на заданные параметры, обозначенные в научно-технических Федеральных программах. Например, это относится к автомобильной промышленности, авиастроению, станкостроению и др. Особо сложными остаются вопросы организационно-экономического характера, к которым следует отнести: отраслевое и межотраслевое научно-техническое прогнозирование, финансирование, кредитование, налоговые льготы, ценообразование, механизм материального стимулирования, кадровое, научно-методическое и информационное обеспечение.

Однако на уровне отдельных регионов очень медленно создаются межотраслевые научно-технические центры, которые бы могли, сконцентрировав научно-исследовательс-кий, информационный и кадровый потенциал и определенные материально-финансовые ресурсы, выполнять крупные НИОКР применительно к потребностям базовых машиностроительных отраслей: автомобильной промышленности, самолетостроению, станкостроению, сельхозмашиностроению и т.д. Поэтому создание Федеральных округов в стране позволит концентрировать разного рода ресурсы для ускорения НТП, эффективность которого непосредственно может зависеть от качества НИОКР при увеличении масштабов и сроков финансирования. При анализе тенденций развития предприятий машиностроения за значительный период времени могут быть использованы экспертные оценки ученых, хозяйственных руководителей. Исследование динамики технического развития машиностроения предполагает определенную систему показателей, к которым прежде всего относятся:

- рост интеллектуального капитала;

- обновление основных промышленнопроизводственных фондов (в том числе активной части);

- удельный вес важнейших видов продукции мирового уровня в общем объеме их производства (в том числе наукоемкой продукции);

- обновление выпускаемой продукции (в том числе в последние 2-3 года);

- удельный вес техники, оснащенной микропроцессами (в том числе основного производственного оборудования);

- энерго- и электровооруженность

труда работающих (в том числе рабочих основных и вспомогательных производств);

- средний возраст основного технологического оборудования (в том числе во вспомогательных цехах);

- уровень автоматизации конструкторско-технологических работ (в том числе в исследовательских организациях);

- удельный вес рабочих, занятых ручным трудом (в том числе вспомогательных рабочих);

- удельный вес инвестиций, направляемых в опытно-экспериментальную базу в объеме всех производственных инвестиций;

- коэффициент использования металла (в том числе литья, штамповок, проката, поковок);

- удельный вес заменителей металла в общем объеме конструкционных и инструментальных материалов (в том числе керамики, композитов, пластмасс и др.);

- удельный вес затрат на конструкторскую и технологическую подготовку в общем объеме затрат (в том числе на стадиях перехода к принципиально новой продукции - на этапе технологического маркетинга);

- соотношение количества конструкторов и технологов в том числе на новых и действующих машиностроительных предприятиях;

- технологическая оснащенность проТаблица 1 - Динамика научно-технологического

изводства (в том числе инструментальная оснащенность);

- количество специалистов, занятых в службах инновационного менеджмента;

- уровень информационной вооруженности работников;

- длительность производственного цикла (в том числе в цехах основных переделов);

- объем затрат на НИР по тематике технологического развития предприятия; объем технологических инноваций;

- удельный вес докторов и кандидатов наук в составе службы гл. конструктора и гл. технолога, гл. металлурга, гл. метролога и т.д.

- удельный вес затрат на НИОКР в объеме всех производственных инвестиций.

На основе предлагаемых показателей при разработке мероприятий, направленных на повышение эффективности машиностроительного производства, необходимо оценить тенденции влияния, прежде всего, факторов, определяющих темпы научнотехнологического прогресса.

Наши расчеты показывают, что с 1990 по 2005 гг. резко ухудшились почти все качественные параметры развития материально-технической базы и показатели технологического прогресса. Однако, в настоящее время отмечаются некоторые положительные сдвиги (таблица 1).

развития машиностроения РФ*

Показатели Годы

1980 1985 1990 1995 2000 2005 2010 про- гноз 2015 про- гноз

Удельный вес важнейших видов продукции мирового уровня в общем объеме их производства, % 15 14 10 6 4,5 3,0 3,6 5,0

Обновление выпускаемой продукции, % 4,1 3,8 4,3 4,0 4,4 4,8 5,0 7,0

Удельный вес техники, оснащенной микропроцессорами, % 2,0 2,2 3,4 3,2 3,2 3,5 3,7 8,0

Обновление основных промышленнопроизводственных фондов, % 6,9 6,8 4,1 0,6 1,0 1,4 1,9 2,8

Автоматизация конструкторско-технологических работ, % 4,2 6,0 13 11 11 14 17 24

Удельный вес рабочих, занятых ручным трудом, % 340 320 27 25 23 26 22 13

Удельный вес инвестиций в опытно-экспериментальную базу в объеме производственных капитальных вложений 4,5 4,6 4,3 3,0 3,0 3,4 3,8 6,0

* По материалам научно-технических журналов и реферативных сборников по отрас-

лям машиностроительного комплекса.

При увеличении инвестиций в развитие отечественного машиностроения 8-10% ежегодно, можно ожидать существенных изменений в темпах технологического развития в ближайшие 7-10 лет.

Важность развития отдельных направлений НТП диктуется инвестиционным потенциалом и реальными производственнохозяйственными условиям предприятий машиностроения. В машиностроении России за последние 20 лет произошли существенные изменения в структуре затрат на внедрение новой техники и технологии. За обозначенный период снизилась доля затрат на освоение новых видов продукции, что может свидетельствовать об уменьшении влияния факторов, определяющих потенциал конкурентоспособности. Из-за недостатка промышленных инвестиций в машиностроении России очень медленно повышается уровень комплексной автоматизации производства. По оценке специалистов, по этому показателю машиностроение России отстает от соответствующих отраслей передовых машиностроительных стран примерно на 12-18 лет.

Основными резервами дальнейшего ускорения развития машиностроительного комплекса, на наш взгляд, являются: совершенствование структуры и взаимодействия отдельных отраслей всего комплекса; формирование инженерной и производственной инфраструктуры предприятий; развитие материально-технической базы предприятий машиностроения на основе перевооружения, прежде всего «тылов» производства; коренное улучшение функциональнопроизводственных и экономических связей внутри машиностроения (в системе гражданского машиностроения и ОПК); последовательное совершенствование экономического механизма управления за счет углубления процесса приватизации; создание межотраслевых производств на базе значительных резервов производственного потенциала в машиностроительном комплексе; реализация промышленной политики, исходя из реальных возможностей инвестирования и проведения системной реструктуризации.

При анализе темпов развития технологий в машиностроении важным является оценка темпов наиболее прогрессивных способов обработки предмета труда. За последние 20-25 лет существенного прогресса здесь не отмечается, что характеризует достаточно низкий темп роста технологического потенциала предприятий машиностроения и в первую очередь энерготехнологическую оснащенность производства. Данные показывают, что пока в металлообработке преобладают классические способы воздействия на конструкционные материалы, которые не дают существенного снижения трудоемкости и материалоемкости. Большие резервы повышения эффективности машиностроения имеются в различных производствах, начиная с заготовительного. Следует учитывать и определенные закономерности роста сложности машин и оборудования с появлением «блока» регулирования (управления) как особого звена системы «человек - машина - среда». В определенной мере это связано и с локальными пока проявлениями интеграционных процессов при сопряжении технологии использования машин соответствующего класса, что характерно, прежде всего для массового машиностроения. Кадровое обеспечение технологического развития предприятий машиностроения предполагает, прежде всего, наличие высококвалифицированных специалистов в службах главного технолога, и главного конструктора, технико-

информационная вооруженность которых должна быть достаточно высокой. В структурных подразделениях должны быть: ин-женеры-системотех-ники, менеджеры по инновационной деятельности, специалисты по технологическому маркетингу. Государственная поддержка развития машиностроения в ближайшие годы может и должна быть системной и «выходить» на решение задач национального масштаба.

Создание техники новых поколений в отрасли, как считают ученые РАН, должно обеспечивать повышение ресурса до капитального ремонта машин в среднем в 1,5-1,9 раза; наработки на отказ в 2,8-3 раза; сокращение затрат на ремонт и обслуживание

машин за их жизненный цикл в 3-4 раза. Для этого требуются крупные структурные, технологические и функциональноорганизационные мероприятия на федеральном уровне.

В машиностроении применение современных технологий предполагает наличие принципиально новых средств производства, которые являются базой создания оборудования новых поколений, что обеспечивает целенаправленность и эффективность затрат на техническое развитие производства. Следует учитывать при этом наличие энерготехнологической многоуклад-ности, которая является отрицательным фактором развития технологий основных переделов машиностроительного производства.

Высокие темпы развития материальнотехнической базы машиностроения предполагают, что темп динамики развития базовых технологий должен опережать темп совершенствования собственно технических систем.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что в машиностроении особое значение (и прежде всего для предприятий ОПК) имеет потенциал двойных технологий, обеспечивающих оптимальную кадровую и организационную мобильность предприятий для перехода к выпуску новой продукции. Это обусловливается закономерным требованием цивилизованного рынка и является важным материально-техническим фактором повышения уровня экспортного потенциала предприятий. Как показывают данные, в машиностроении России реализация достижений НТР осуществляется, как правило, с привлечением значительных финансовых и других затрат, и поэтому новые технологии нуждаются в точном измерении данных затрат и результатов связанных с их развитием. Содержание понятия «новая технология», более широкое, чем «новая техника», характеризуется технологическими, экономическими, социальными и экологическими параметрами. Повышение качества, например, конструкционных материалов обусловливается широким развитием электротехнологии и, прежде всего, увеличением доли электролитья, обеспечивающего коренное улучшение качества металла,

являющегося основным конструкционным материалом (и в дальней перспективе он в машиностроении России будет занимать ведущую роль). Речь идет о перспективе на период 2025-2040 гг.

Основным фактором ускорения производственно-хозяйственной деятельности является темп развития ведущих элементов любого промышленного предприятия, в числе которых главную роль играют новые и новейшие технологии. Технологии являются как бы нематериальным элементом всего комплекса материально-вещественных исходных факторов создания промежуточного и конечного продукта. История развития технических систем показывает, что наиболее сложным является оптимальное соединение орудий и предметов труда с целью достижения максимального технического, экономического и социального эффекта. В итоге необходимо определить соответствующей уровень совокупной (интегральной) эффективности всей «цепочки» технологий в основных производствах. Разработка стратегии развития предприятий начинается с прогнозной оценки темпов технического прогресса, определяющего динамику технико-экономических показателей предприятий. Специалисты отмечают, что при постоянном росте степени механизации и автоматизации машиностроительного производства, качество технологии определяется приростом основных экономических показателей не менее чем на 70-75%. В этой связи необходимы исследования глубинных резервов повышения качества технологий в условиях значительной энерготехнологической много-укладности даже в системе относительно современных предприятий машиностроения (например, в автомобилестроении). Такого рода исследования необходимо проводить под эгидой институтов РАН, технических вузов, а в ряде случаев силами НТЦ машиностроительных предприятий самостоятельно.

Имеющиеся данные о долгосрочных тенденциях развития технологии основных переделов в машиностроении позволяют наметить движение траектории наиболее существенных изменений в производственных процессах под воздействием новых средств и предметов труда и способов их соединения в заготовительных и механооб-

рабатывающих цехах. За последние примерно 25 лет жизненный цикл технологий несколько сократился под влиянием новых открытий в области физики твердого тела и в связи с выявлением новых свойств традиционных энергоносителей, в числе которых электроэнергия «проявила» себя в нетрадиционных сферах металлообработки в системе предприятий ОПК.

Исследования закономерностей развития материально-технической базы отечественного машиностроения показывают, что условием динамики этого развития является скорость перехода к новым методам воздействия на предмет труда на основе современных энерготехнологий. Развитие современных технологии в системе «энергия-скорость-эффект» - это «соединение» физического и экономического начала управления сложными процессами. Значительный научнопрактический интерес представляет изучение взаимодействия материально-вещественных элементов на «границах» технологических укладов, которые представляют собой интеграцию вещества, энергии, информации, организационного и пространственно-временного параметров, характеризующих определенные стадии динамики НТП применительно к отраслям машиностроительного комплекса. На наш взгляд, итоговым оценочным экономическим показателем каждого технологического уклада может быть темп прироста эффективности производства. На предприятиях необходимо учитывать влияние технологических факторов изменения условий производства. Многие годы экономистами ведется поиск интегрального технологического критерия развития материальнотехнической базы машиностроительного производства, который мог бы служить реальным инструментом при обосновании цены темпов развития базовых технологии и технологических инноваций, определяющих основные тенденции эффективности научнотехнического прогресса.

Объективно существующая технологическая многоукладность для отдельных базовых отраслей сферы материального производства и прежде всего машиностроения может оцениваться по величине жизненного цикла технологий. И это в полной мере относится к традиционным методам

металлообработки путем механического воздействия на заготовку для повышения технико-экономической эффективности машиностроительного производства предприятия при осуществлении принципа технологической «гибкости» и устойчивости машиностроительного производства. Это положение становится важным в связи с проблемами обеспечения конкурентоспособности и экономической и финансовой устойчивости предприятий в условиях реально жесткой рыночной конкуренции.

В машиностроении все функционально-технологические элементы (инструмент, материалы, энергоносители) соединяются с рабочей силой только на уровне «рабочее место», что характерно и для производств, имеющих высокий уровень автоматизации. Реализация научно-технических достижений всегда «материализуется» на уровне первичного производственного элемента -рабочего места в основных и вспомогательных подразделениях. И поэтому, реальное хозяйствование предполагает всестороннюю комплексную оценку ценности рабочих мест по таким характеристикам - признакам, как: экономическая, социальная, информационная, технологическая, организационная, физическая, экологическая, инновационная, пространственная. Интегральный потенциал рабочего места, его технологический уровень являются исходными данными для разработки стратегического вариантного бизнес-плана современного предприятия. Что имеет особое значение для управления эффективностью хозяйственной деятельности на основе объективной и своевременной информации о потенциале конкурентоспособности конкретного машиностроительного предприятия. Комплексное и системное управление технологическим развитием машиностроения предполагает учет региональных факторов регулирования этапов такого развития и тенденций действия межотраслевых факторов, значение которых возрастает. Современное управление НТП предполагает выделение этапов в связи с вопросами инвестиционного характера. Поэтому необходимо определять последовательность и содержание основных этапов регулирования технологического развития машиностроения для управ-

ления потенциалом предприятий, от эффективности использования которого в основном зависит динамика конкурентоспособности производимой продукции в условиях реальной конкуренции. Известные методы прогнозирования научно-технического прогресса в машиностроении не включают в качестве самостоятельного такой элемент, как технология, что отрицательно сказывается на многих сферах деятельности машиностроительных предприятии. Дальнейшее совершенствование технологии машиностроительного производства предполагает организационно-экономическую оптимизацию развития заготовительных и обрабатывающих производств, состояние материально-технической базы которых пока не отвечает современным требованиям.

Эффективное развитие материальнотехнической базы машиностроения и, прежде всего, заготовительных производств во многом связано с энергетическим фактором, который все в большей степени определяет динамику способов воздействия на предмет труда. Энергетическая совместимость технологий по основным переделам производства является важным технико-функциональным и организационным фактором повышения эффективности, а также и главным условием комплексной автоматизации предприятий машиностроения. Достижение энергетической совместимости требует существенного перевооружения энергетических хозяйств предприятий и ведущего энергопотребляющего оборудования и, прежде всего, на заготовительной стадии. Энергетический фактор во многом определяет основные качественные параметры развития этих производств. В отрасли заготовительное производство значительно отстает от мирового уровня по масштабам применения точных заготовок примерно в 2-3 раза, изделий из металлических порошков и с упрочняющими покрытиями - в 3-5 раз. Для снижения удельной металлоемкости машин и оборудования особое значение имеет повышение качества металла. Рост качественных характеристик черных и цветных металлов является практически единственным и наиболее коротким путем интенсификации в металлургии и машиностроении. Современные легкие, прочные, коррозийно-стойкие сплавы в 2-3 раза снижают вес оборудования, в 3-5 раз сокращают расходы на

ремонт. И эффективный срок службы многих видов отечественных машин и оборудования пока значительно ниже рационального уровня. Прежде всего, это характерно для сельскохозяйственной техники и транспортных средств.

Внедрение результатов научнотехнического прогресса обеспечивает создание принципиально новых конструкционных материалов, в том числе и композиционных, особые технико-экономические параметры которых создают условия для их применения в различных отраслях машиностроения. Зарубежный и определенный отечественный опыт показывает, что большую экономию металла дает использование композитов для изготовления деталей в сложных технических системах ряда отраслей машиностроения. Новые конструкционные материалы пока еще дороги, и нет методики оценки их конечной экономико-экологической эффективности, что часто сдерживает их широкое применение. В заготовительных производствах машиностроения наиболее перспективными являются мало- и безотходные технологии. Для их внедрения необходимо решить многие проблемы и, прежде всего: значительно увеличить долю кузнечно-прессовых и штамповочных машин в парке металлообрабатывающего оборудования; широко внедрять рациональные методы раскроя металлопроката на машинах и агрегатах новейших способов резки, листовой штамповки с применением ЭВМ; ускорять развитие электронно-лучевого, лазерного и других методов обработки металлов; расширять производство порошковых и других прогрессивных материалов для получения продукции со специальными свойствами, которые необходимы в итоге конкретному потребителю.

В машиностроении практически все технологические ресурсы являются частью стратегических ресурсов предприятий, и они составляют основу производственного и экономического потенциала. И качество этих ресурсов определяет уровень качества продукции. Управление технологией производства является главным фактором изменения техникоэкономических показателей, определяющих тенденции хозяйственной результативности в условиях мобильности факторов внешней и внутренней среды предприятия (организации). Для оценки развития технологий в машиностроении следует применять коэффициент ис-

пользования технологического потенциала, динамика которого может служить ориентиром при прогнозировании темпов хозяйствования в связи с обоснованием необходимого объема инвестиций для развития материальнотехнической базы производства. Динамика данного коэффициента может быть использована при оценке результативности работы инженерных служб машиностроительного предприятия и, прежде всего, службы главного конструктора и главного технолога. Объективная оценка этого коэффициента необходима для диагностирования основных факторов повышения эффективности НТП при разработке стратегического бизнес-плана предприятий отрасли. Данные об этом коэффициенте необходимы для совершенствования деятельности в сфере инноватики, роль которой еще часто недооценивается. Например, для анализа инновационного цикла как объекта управления в сфере инновационного маркетинга на предприятиях машиностроения и научнотехнических организаций.

Пока на предприятиях машиностроения слабо осуществляется деятельность в сфере инновационного маркетинга, который позволяет накапливать опережающую информацию о новых НИР и научных организациях, интеллектуальный потенциал которых представляет реальную ценность для развития производства в отрасли. В связи с внедрением научно-технических достижений комплексное развитие технологического потенциала машиностроения предполагает совершенствование инновационной деятельности, механизмы развития которой пока задействованы недостаточно. Во многом это связано прежде всего со слабым кадровым обеспечением и отсутствием утвержденных федеральных и межотраслевых программ ускорения НТП. В сфере повышения технологического потенциала ведущих отраслей машиностроения необходимы опережающие темпы государственной фи-

нансовой поддержки реализации наукоемких проектов, которые могут обеспечивать технологическую независимость страны.

Развитие и координация инновационной деятельности в машиностроительном комплексе требует решения многих сложных задач, к которым относятся:

- согласование правовых механизмов регулирования инновационной деятельности на различных уровнях хозяйственного управления;

- организация конкурсного отбора высокоэффективных инновационных проектов для определения степени приоритетности в системе государственной поддержки (для обоснования целевого финансирования);

- развитие технологии и организации информационного обеспечения подготовки и выполнения работ в сфере инновационной деятельности;

- освоение современной методологии и инструментария оценки эффективности инновационных проектов на различных стадиях их жизненного цикла;

- подготовка специалистов по экономике, организации и управлению инновационной деятельностью на различных уровнях хозяйствования;

- разработка программ инвестиционного обеспечения инновационной деятельности на межотраслевом и региональном уровнях;

- проведение исследований в области инновационного менеджмента и маркетинга (в системе организаций РАН, вузов и НТЦ предприятий).

Решение этих задач является резервом повышения технико-экономической эффективности машиностроительного комплекса, темпы развития которого создают условия обеспечения технической независимости страны. Реализация этих условий предполагает широкое внедрение новейших достижений НТП, финансирование которых должно быть предусмотрено в бюджетах разных уровней.

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Михалко, Е.З. Внедрение новых технологий как инструмент обеспечения экономической безопасности производственной системы // Вестник машиностроения. - 2012. - № 5.

2. Сайфиева, С. Ермилина, Д. Машиностроение состояние и тенденции развития // Экономист. - 2012. - № 2.

3. Суслов, А.Г. Научные основы технологии машиностроения. - М.: Машиностроение, 2002.

4. Половинкин, В.Н. Модернизация машиностроения. Цифры тенденции и вызовы // Экспертный союз. - 2012. - № 1.

5. Петров, А.Б. Посткризисные проблемы развития отечественного машиностроения // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.