Научная статья на тему 'Технологические резервы повышения эффективности предприятий машиностроительного комплекса Казахстана'

Технологические резервы повышения эффективности предприятий машиностроительного комплекса Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МАШИНОСТРОЕНИЕ КАЗАХСТАНА / ECONOMIC GROWTH / SCIENTIFIC TECHNOLOGICAL POTENTIAL / INNOVATION DEVELOPMENT / MECHANICAL ENGINEERING OF KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рустенова Эльвира Амангельдыевна

Рост эффективности общественного производства зависит от ускорения темпов развития машиностроительного комплекса. За последние 20-25 лет существенно изменилась роль технологии в машиностроении. Классические технологии, как правило, определяют технические характеристики машин. Применение новых технологий обусловливается последовательным углублением электрификации, роль которой постоянно возрастает. Исследования тенденций развития материально-технической базы машиностроения показывают, что темп динамики развития базовых технологий должен опережать темп совершенствования собственно технических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological backlogs of increase of efficiency of enterprises of machine-building complex of Kazakhstan

Growth of efficiency of public production depends on the acceleration of rates of development of machine-building complex. For the last 20-25 years substantially the role of technology changed in an engineer. Classic technologies, as pravilo, determine technical descriptions of machines. Development of new technologies of obuslavlivaetsya successive deepening of electrification the role of which increases constantly. Researches of progress of material and technical base of engineer trends show that rate.

Текст научной работы на тему «Технологические резервы повышения эффективности предприятий машиностроительного комплекса Казахстана»

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕЙ

УДК 658.155:621(574)

Э. А. Рустенова

Технологические резервы повышения эффективности предприятий машиностроительного комплекса Казахстана

Рост эффективности общественного производства зависит от ускорения темпов развития машиностроительного комплекса. За последние 20-25 лет существенно изменилась роль технологии в машиностроении. Классические технологии, как правило, определяют технические характеристики машин. Применение новых технологий обусловливается последовательным углублением электрификации, роль которой постоянно возрастает. Исследования тенденций развития материально-технической базы машиностроения показывают, что темп динамики развития базовых технологий должен опережать темп совершенствования собственно технических систем.

Growth of efficiency of public production depends on the acceleration of rates of development of machine-building complex. For the last 20-25 years substantially the role of technology changed in an engineer. Classic technologies, as pravilo, determine technical descriptions of machines. Development of new technologies of obuslavlivaetsya successive deepening of electrification the role of which increases constantly. Researches of progress of material and technical base of engineer trends show that rate.

Ключевые слова: экономический рост, научно-технологический потенциал, инновационное развитие, машиностроение Казахстана.

Key words: economic growth, scientific - technological potential, innovation development, mechanical engineering of Kazakhstan.

Рост эффективности общественного производства зависит от ускорения темпов развития машиностроительного комплекса (МК), которому сегодня принадлежит главная роль в осуществлении достижений научно-технической революции. МК оказывает решающее влияние на развитие материально-технической базы всех отраслей экономики страны [5]. Однако масштабы и темпы развития МК за последние 15-19 лет резко замедлись, что отразилось на темпах развития всех секторов экономики Казахстана.

До распада СССР машиностроение в Казахстане не имело приоритетного значения. В разделении труда в рамках Союза Казахстан развивал черную и цветную металлургию и сельское

39

хозяйство, основанные на мощной рудной базе (Карагандинский металлургический комбинат, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый и титано-магниевый комбинаты, Зыря-новский полиметаллический комбинат, Лениногорский полиметаллический комбинат, Балхашский и Джезказганский медеплавильные комбинаты, Донской ГОК, Соколовско-Сарбайский горно-металлургический комбинат и т. д.) и больших пахотных площадях. На территории республики имелось два крупных машиностроительных завода: Павлодарский тракторный завод (годовая программа выпуска - 43 тыс. тракторов ДТ-75; тип производства - массовый; примерная численность рабочих -20 тыс. чел.), Целиноградсельмаш (производство сельскохозяйственной техники - жаток, сеялок и т. д.). В основном в структуре машиностроения были представлены средние (до 2 тыс. рабочих) и мелкие предприятия (до 500 рабочих). Эти предприятия в основном находились на севере (Петропавловск), западе (Уральск), юге (Алма-Ата) республики. Продукция была в основном оборонного характера и специального назначения, тип производства - серийный и мелкосерийный. Например, Алма-Атинский завод тяжелого машиностроения (АЗТМ) производил волочильные станы для производства проволоки (в СССР имелось два завода такого профиля), Чимкентский завод пресс-автоматов - специальные прессы инерционного винтового типа.

Заводы обладали неплохим парком универсальных станков, в том числе имелись станки с числовым программным управлением (ЧПУ), многооперационные станки с ЧПУ (обрабатывающий центр), стали появляться промышленные роботы (ПР). На заводах работали высококвалифицированные рабочие и инженеры, поскольку мелкосерийное и серийное производство предполагает достаточно частую смену вида продукции и соответствующую квалификацию. Но высокоточного машиностроения в Казахстане практически не было, такие заказы в основном выполняли в России и на Украине.

Распад СССР поставил машиностроение Казахстана на грань вымирания, практически все заводы остановились. Произошел разрыв всех связей с поставщиками сырья и комплектующих. Большая часть поставщиков оказалась в России и на Украине. Сказалось и полное отсутствие спроса на продукцию, прекращение ее сбыта. Только в последнее время стали появляться совместные компании по сборке машин, в основном с российскими партнёрами. В этой связи следует отметить, что наиболее перспективной формой машиностроительного предприятия сейчас в Казахстане является предприятие по ремонту техники и изготовлению комплектующих деталей для машин.

Таким образом, развитие МК Казахстана происходит преимущественно за счет экстенсивных факторов [3]. Отмечается падение уровня фондоотдачи, резко ухудшилось использование производственных мощностей; на предприятиях МК медленно решаются социальные проблемы, не реализованы комплексные, направленные на повышение эффективности, общегосударственные и отраслевые научно-технические программы. Материально-техническая база в МК развивается очень медленно, отмечается глубокий структурный кризис в связи с гигантоманией, монополизмом и информационнотехнологической самоизоляцией отдельных подотраслей машиностроения. В условиях НТП экономические и социальные результаты МК всё в большей степени зависят от энерготехнологических факторов [3].

Кроме того, модернизация МК связанна с огромными капитальными вложениями, что сдерживает качественные сдвиги в технологическом уровне производства. В период проведения конверсии МК Казахстана, в объеме выпускаемой продукции которого примерно 65 % занимал оборонный заказ, следовало исходить из реальных возможностей, ориентируясь на приведение в действие экономических и организационных рычагов. По нашей оценке на предприятиях и в организациях оборонного значения в составе МК в 1983-1991 гг. было занято около 60 % рабочих, 59 % основного технологического оборудования, использовано 61-63 % металла, 62 % энергоресурсов, не менее 75 % капитальных вложений. Проводимая конверсия в условиях перехода к рынку предполагала новые экономикоорганизационные решения проблем ускорения НТП на базе современных технологий, обеспечивая оптимальный уровень эффективности машиностроительного производства. Отсутствие законодательных актов по НТП, энергетике и конверсии снижало возможности развития новых организационно-правовых форм хозяйствования в системе МК. И сейчас нет единой концепции и стратегий конверсии на уровне как МК страны, так и МК отдельных регионов, что не позволяет осуществлять экономически оптимальный переход к рынку в условиях ограниченных капитальных вложений и снижения уровня конкурентоспособности предприятий машиностроения. В ВПК пока нет долгосрочной государственной научно-технической программы широкого внедрения технологий двойного назначения, эффективность которых доказана зарубежным опытом и рядом отечественных предприятий. Расширение функций машиностроения, а также растущие потребности народного хозяйства и населения страны привели к резкому увеличению номенклатуры изделий, выпускаемых предприятиями отрасли, а вне-

дрение научно-технического прогресса требует непрерывного обновления и совершенствования качества продукции машиностроения.

Установлено, что в условиях НТП под влиянием различных факторов объективно меняется организационно-структурный характер машиностроительного производства. В течение длительного времени (примерно 35-40 лет) образцом высокого технологического и организационного уровня служило массовое поточно-конвейерное производство, стабильно выпускавшее одно или несколько однотипных изделий. Массовому и крупносерийному производству с ограниченной номенклатурой, характерному для таких отраслей, как автомобилестроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство подшипников, инструмента был характерен высокий уровень специализации рабочих мест (участков). В машиностроении сейчас массовое производство занимает по объему продукции примерно 20-25 %. Остальные 75-80 % приходятся на долю изделий серийного, мелкосерийного и индивидуального производства, которое в обобщенном виде можно считать многоцелевым. В нашей стране этот тип производства характерен для транспортного и тяжелого машиностроения, судостроения, авиастроения, станкостроения, строительно-дорожного, химического машиностроения. Но граница между этими видами машиностроительного производства носит условный характер и ее не всегда можно точно провести, так как расширение номенклатуры выпускаемых изделий распространяется и на традиционные отрасли массового производства, например автомобилестроение, где базовые модели машин, как правило, выпускаются в модификациях. При обосновании целей, задач и направлений научно-технического прогресса в машиностроении следует ориентироваться на особенности многоцелевого производства, что связано с требованиями рынка (как отечественного, так и зарубежного).

За последние 20-25 лет существенно изменилась роль технологии в машиностроении [2]. Поэтому классические технологии, как правило, определяют технические характеристики машин, прежде всего их мощность, ресурс и экологические параметры. Современные технологии открывают возможность для создателей новых технических систем - как для конструкторов, так и производственников. Опережающий темп развития технологий - необходимая предпосылка создания машин на уровне мировых образцов. Учеными в нашем МК отмечается значительная технологическая многоуклад-ность, которая сдерживает возможности механизации и автоматизации производственных процессов в заготовительных и

обрабатывающих цехах. Использование новых энергоносителей создает предпосылки развития прогрессивных технологий в машиностроении, таких, например, как переход от традиционной схемы технологического процесса «материал-заготовка-деталь» к совмещенным процессам получения материала с одновременным формированием деталей. Это совмещение функций технологии и материаловедения, технологических процессов во времени и пространстве, одновременная обработка на одном операционном поле; совершенствование существующих и разработка новых технологий на основе использования высоких и криогенных температур, высоких и импульсных давлений, вакуумных, ионных, в том числе плазмы и других рабочих сред, ультразвука, ионизирующих и радиационных излучений. НТР обеспечивает возможность реализации закона концентрации энергии в производственных системах, позволяющих управлять сложной системой особого рода «энергия-скорость-эффект», потенциал которой исследован пока недостаточно. Развитие новых технологий обусловливается последовательным углублением электрификации, роль которой постоянно возрастает. В машиностроении Казахстана темпы повышения качества энергетического потенциала за счет роста доли электроэнергии в энергобалансе незначительны [3].

Совершенствование механизма стимулирования применения прогрессивных электротехнологических процессов в машиностроении требует объективного подхода к комплексной оценке их эффективности. Использование электроэнергии в технологических процессах следует рассматривать как совершенствование способа производства, а эффективность электротехнологии - как часть эффективности новой техники. Однако определение экономической эффективности использования электроэнергии непосредственно для воздействия на предмет труда в машиностроении имеет свою особенность.

Исследования тенденций развития материально-технической базы машиностроения показывают, что темп динамики развития базовых технологий должен опережать темп совершенствования собственно технических систем. Данные показывают, что в машиностроении особое экономическое значение имеет потенциал двойных технологий, обеспечивающих оптимальную организационную мобильность предприятий для перехода к выпуску новой продукции. В машиностроении реализация достижений НТР осуществляется, как правило, с привлечением значительных затрат и поэтому новые технологии нуждаются в точном измерении затрат, связанных с их развитием. В литературе само понятие «новая тех-

нология», более широкое, чем «новая техника», определяется технологическими, экономическими, социальными и экологическими параметрами. Повышение качества конструкционных материалов обусловливается ускорением развития электротехнологии и прежде всего увеличением доли электролитья, обеспечивающего коренное улучшение качества металла, являющегося главным конструкционным материалом [3].

Данные отечественных ученых показывают, что темпы прироста прочности сталей и сплавов приостановились есть теоретический предел ее использования. Поэтому возникает задача (особенно это относится к энергетическому, металлургическому машиностроению, судостроению) поиска новых перспективных конструкционных материалов на базе сложного инженерно-химического или инженернофизического комбинирования материалов с различными физикомеханическими свойствами с применениями современных энергоносителей, используя нанотехнологии. Применительно к металлообработке энергетическая составляющая в системе функциональных элементов производства все больше революционизирует весь процесс производства, что связано с закономерностью развития энергетической функции и изменениями свойств технологий. Из всей системы нематериальных элементов производства на первое место «выдвигается» технология. Системное изменение технологии производства - одновременно и следствие, и предпосылка эффективного использования новых средств и предметов труда. Здесь речь идет о переходе от дискретных (прерывных) многооперационных процессов к малооперационным технологиям. Процессы углубления электрификации способствуют сокращению длины «технологической цепочки» за счет создания принципиально новых методов воздействия на обрабатываемые материалы как на заготовительных, так и на обрабатывающих стадиях. В этой связи малооперационные технологии являются важным технико-экономическим условием развития потенциала материально-технической базы отраслей машиностроительного комплекса. Процесс интенсификации прежде всего предполагает внедрение в широких масштабах малооперационные технологии на основе комплексной электрификации на стыке смежных отраслей (например, металлургия-машиностроение). Энергия, определяя динамику технологий, оказывает революционизирующее влияние на методы создания металлообрабатывающих машин, к которым, в первую очередь, следует отнести многоцелевые, многооперационные обрабатывающие центры. Станки-центры позволяют объединять, интегрировать выполнение значительного числа операций механической

обработки на основе соединения двигателя и рабочей машины в едином блоке в результате достижений в области электромеханики, электроники, вычислительной техники, гидравлики и т. д. Гибкость и дробимость энергоносителей создают условия для совмещения операций, что приводит к сокращению рабочего цикла, высвобождению производственных площадей, уменьшению обслуживающего персонала и снижению других затрат [5]. Анализируя энергетические функции машин, применяемые в отрасли, можно заметить, что они являются постоянно действующими, всеобщими, без которых практически не осуществляются ни транспортно-технологические, ни контрольно-управляющие функции. В отрасли энергетические процессы, имеющие относительно самостоятельное значение, не могут существовать сами по себе вне вещественных факторов производства, но это не значит, что указанная зависимость энергетических производительных сил от вещественной основы не дает возможности рассматривать их в качестве самостоятельного элемента производительных сил, исходя из функционального их назначения в процессе производства. Проявляется это в особом воздействии энергетических производительных сил на характер функционирования вещественных средств труда, а во многих производственных процессах машиностроения - в специфическом воздействии на предмет труда (электрофизические методы обработки, взрывные технологии, электротермия, лазерная обработка и др.)

Выступая главным элементом современного машиностроительного производства, технологии все в большей мере «приспосабливаются» к уровню энергетической базы - главной материальной основе производства [5].

Применение новых прогрессивных технологических процессов на основе непосредственного воздействия электричества на предмет труда определило необходимость создания принципиально новых орудий труда на основе использования теории концентрации воздействия энергии. В МК получают развитие комбинированные технологии, включающие пластическое формообразование материала механическим воздействием с одновременным приложением электрического тока высокой плотности. Сейчас в условиях научнотехнического прогресса в МК все чаще рабочим механизмом служат магнитные и электрические поля, излучения, электромагнитные волны, электроискровые разряды. Это направление развития средств труда в дальней перспективе может быть определяющим. Исследования показывают, что эти виды обработки металлов лимитируются не энергией, а отсутствием необходимого оборудования. С экономической точки зрения это имеет исключительно важное на-

роднохозяйственное значение. Технологический и производственный потенциал машиностроительных предприятий будет определяться прежде всего особым потенциалом орудий труда, использующих новые энергоносители, которые способны непосредственно оказывать воздействие на обрабатываемые материалы [3]. Это обусловливается тенденцией развития новых видов энергоносителей и отсутствием потерь при их применении при воздействии на предмет труда, обеспечивая снижение технологической трудоемкости.

В МК есть и многочисленные примеры, когда традиционное оборудование, изготовляемое на основе последних достижений науки и техники, имеет высокие технико-экономические показатели их качества. В связи с этим, можно говорить лишь о преимущественно эволюционном типе развития технологий и в целом производственного аппарата в машиностроении под влиянием научнотехнического прогресса.

При этом даже значительное совершенствование механических орудий труда не заменило главных принципов технологии обработки материалов. В отличие от механических способы обработки материалов электричеством основаны на непосредственном воздействии электричества на обрабатываемый материал, что облегчает и ускоряет механизацию и автоматизацию производства. Следует отметить, что технической основой этого является универсальность электрической энергии как с точки зрения ее делимости, так и возможности к преобразованиям в процессе обработки материала. Углубление электрификации производства приводит к разнообразию способов непосредственного использования энергии. В машиностроении происходят качественные преобразования с использованием электротехнологий с заменой во многих процессах механического воздействия на предмет труда физико-химическим воздействием. Прогрессивные технологические методы «предъявляют» новые требования к орудиям труда, предметам труда, производственным помещениям. Появление новых материалов (сплавов металла, пластмасс) во многих случаях приводит к новым способам их обработки принципиально новыми орудиями труда особого рода на основе выявления все новых качеств различных методов использования электрической энергии. Меняя принципы обработки, вытесняя устаревшие и малоэкономичные механические методы обработки, новые технологические процессы на основе прогрессивных энергоносителей создают предпосылки появления принципиально новых орудий труда.

С развитием НТП в черной и цветной металлургии новые технологии позволяют получать исходные заготовки с повышенными технико-экономическими параметрами как по физико-механическим, так и другим показателям. Наибольшие структурные изменения в общем объеме металлопотребления происходят в транспортном машиностроении, роль которого существенно увеличивается. В машиностроении Казахстана одним из главных резервов повышения эффективности является заготовительное производство, роль которого не всегда объективно оценивается. В отрасли под влиянием факторов НТП происходит существенное изменение структуры базовых заготовок и прежде всего увеличивается доля комбинированных металлоконструкций (заготовок).

Эффективная реализация научно обоснованной единой технической политики развития сопряженных отраслей в рамках функционально-технологической системы «металлургия - машиностроение» является основой технологии - базы современного технологического прогресса [4].

Наши данные показывают, что темпы НТП в сфере использования металла очень незначительны, что предполагает необходимость кардинального решения многих организационно-технических и экономических задач в системе металлургии и машиностроения. Комплексное исследование факторов, определяющих тенденции металлоемкости машиностроительной продукции, предполагает их четкую классификацию. Эту классификацию факторов можно представить следующими «блоками»:

• конструкционные - рациональный выбор общих конструкторских решений; применение прогрессивных видов конструкционных материалов; повышение технологичности конструкций; выбор рациональных заготовок; стандартизация и унификация элементов конструкций и др.;

• технологические - применение прогрессивных технологических процессов; рациональный раскрой металлов; уменьшение припусков и допусков; усиление технологической дисциплины; применение экономико-математических методов; механизация и автоматизация технологических процессов и др.;

• организационно-экономические - совершенствование организации производства; совершенствование методов нормирования расхода металла; внедрение АСУ «Металлосбережение»; комплексное использование металлоотходов; экономическое стимулирование снижения металлоемкости продукции; использование механизма цен; прогнозирование снижения металлоемкости про-

дукции; развитие прогрессивных форм материально-технического обеспечения; применение функционально-стоимостного анализа конструкций машин, оборудования; применение маркетинга новых исходных конструкционных материалов и др.

Системное изучение влияния указанных факторов на динамику металлопотребления может способствовать улучшению основных технико-экономических показателей деятельности предприятий машиностроения. По оценке специалистов в области технологии машиностроения, в перспективе до 2015 г. основным по удельному весу останется парк металлорежущих станков, доля которого в настоящее время составляет почти 58 процентов. Разработка, например, долгосрочных государственных станкостроительных программ должна определяться прежде всего на основе учета динамики структурно-технологических изменений в черной и цветной металлургии, которые с достаточной степенью достоверности можно прогнозировать [1].

В машиностроении за последние 20-25 лет медленно растет доля оборудования в технологической структуре прямых капитальных вложений. Ускоренное и дальнейшее развитие заготовительных производств следует считать определяющим фактором достижения высоких конечных технико-экономических итогов работы предприятий машиностроения на базе современных достижений научнотехнического прогресса при повышении эффективности инновационной деятельности [2].

В стране ведется разработка научно-технических программ по отдельным отраслям машиностроительного комплекса, но отсутствует общая промышленная политика, которая должна быть стратегическим ориентиром при выборе конкретных направлений реализации отраслевых программ. Например, в академических научно-исследовательских институтах до сих пор нет общенациональной концепции формирования целей и программ реализации НТП в ведущих секторах экономики Казахстана.

Таким образом, несогласованность деятельности разных научно-исследовательских институтов и проектно-технологических организаций во многом не позволяет существенно повысить интеллектуальный и экономический потенциал предприятий машиностроения. В то же время машиностроительный комплекс Казахстана нуждается в четкой программе инновационной деятельности на базе сохранившегося кадрового, технологического и производственного потенциала, приращение которого требует значительных целевых инвестиционных ресурсов, которые должны быть выделе-

ны в бюджете страны в специальном разделе. Без государственной поддержки решать проблемы ускорения технологического развития машиностроения нам представляется в современных условиях невозможным.

Список литературы

1. Арсеньева Н.В. Перспективные пути преодоления кризисной ситуации на предприятиях машиностроительного комплекса // Экономика и управление в машиностроении. - № 3. - 2009. - С. 16-19.

2. Браун Т. Ключ к высоким технологиям // Промышленность Казахстана. -№ 2. - 2006. - С. 26-30.

3. Рустенова Э.А. Электроэнергия в машиностроении: моногр. - Шымкент, 2009. - 190 с.

4. Сухарев О.С. Экономика технологического развития. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 480 с.

5. Татарских Б.Я. Организационно-экономические проблемы повышения эффективности машиностроения России. - Самара: Артель, 2008. - 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.