И. А. Арыкова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Стабильное финансовое обеспечение является одной из основных проблем деятельности образовательных учреждений. В современных социально-экономических условиях развитие государственного вуза во многом зависит от того, в какой мере он вписывается в реальные рыночные отношения.
Бюджет - обязательный элемент экономического метода управления организацией нами рассматривается как форма образования и расходования денежных средств образовательного учреждения, закрепленная внутривузовскими нормативными документами.
Основными принципами построения бюджетной системы вуза являются:
- методическое единство внутренних финансовых систем;
- полнота учета доходов и расходов;
- гласность;
- распределение бюджетных полномочий по уровням руководства.
Алтайский государственный аграрный университет одним из первых в системе высшего сельскохозяйственного образо-
60000
50000
40000
30000
20000
10000 !
вания в 1988 году был включен в эксперимент по подготовке специалистов на договорной основе в рамках реализации Постановления Совмина СССР «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве».
Ученым советом АГАУ была поставлена цель перехода от одноканального финансирования из федерального бюджета к многоканальному финансированию.
Источниками формироваїпія доходной части бюджета университета в настоящее время являются:
- средства федерального бюджета (финансирование образовательного процесса, финансирование капитальных вложений и др.);
- средства краевого и местного бюджета (финансирование целевой подготовки специалистов, целевых научных программ, именные стипендии и др.);
- внебюджетные средства (плата за образовательные услуги, хоздоговорную научно-исследовательскую работу и др.
■ дополнительные источники бюджетного финансирования (аренда)
В краевой бюджет
■ средства по хоз. договорной научно-исследовательской работе
В внебюджетная деятельность АГАУ
0 федеральный бюджет
1999 2000 2001 2002
Рис. 1. Динамика источников финансирования ФГОУ ВПО АГАУ по годам
и другие виды уставной деятельности, спонсорские взносы).
Нами проанализирована динамика доходной части бюджета университета за последние 5 лет (рис. 1). Особенностью финансового менеджмента Алтайского ГАУ является, на наш взгляд, то, что в течение последних лег он входит в «пятерку» сельскохозяйственных вузов России, доля внебюджетных средств в структуре доходов которых составляет 50 и более процентов.
Основным источником привлечения внебюджетных средств являются образовательные услуги:
- плата за основные образовательные услуги (подготовка специалистов);
- плата за повышение квалификации и другие виды дополнительного образования;
- плата за довузовские образовательные услуги;
- плата за различные курсы.
образовательные услуги 93,7%
,с -•
прочие
0,1%
благотворительные взносы
0.7%
доходы по векселям
0.5%
оплата за общежитие 3,3%
платные услуги подразделений 0,7% взносы жильцов на долевое участие а строительстве жилья 0.4%
возвращение коммунальных услуг арендаторами
0.6%
Рис. 2. Поступление средств в ФГОУ ВПО АГАУ из внебюджетных источников за 2002 год
заработная плата с начислениями
54,0%
стипендия и пособия 16,5%
коммунальные
услуги
17.6%
капитальное
строительство
5,2%
текущие расходы 3,4%
капитальный ремонт 2,1%
приобретение
оборудования
1,2%
Рис. 3. Структура расходов средств из федерального бюджета в 2002 году
Структура внебюджетных источников дохода вуза за 2002 год приведена на рисунке 2.
/
Рациональное использование средств, на наш взгляд, не менее важно в повышении эффективности работы вуза, чем привлечение. Использование бюджетных средств определено лимитом бюджетных ассигнований, доведенным Министерством сельского хозяйства России. В последние два года, наряду с финансированием заработной платы, стипендий, коммунальных платежей, из бюджета выделяются и средства на капитальный ремонт, приобретение оборудования, прочие расходы (рис. 3).
Важнейшим принципом финансового менеджмента образовательного учреждения является то, что направления использования внебюджетных средств на год и структура доходов определяются ученым советом университета. Это говорит о высокой степени коллегиальности в принятии экономических решений в вузе.
Все внебюджетные средства централизуются, то есть поступают на один счет, а вклад каждого подразделения определяется посредством субсчетов. Распорядителем всех средств является ректорат, что позволяет, на наш взгляд, концентрировать ресурсы на решении наиболее важных задач. Таким образом, достигается оптимальная степень централизации в управлении финансовыми ресурсами.
Основными направлениями расходования внебюджетных средств являются:
1. Выплата заработной платы с начислениями (основной, надбавки и дополнительная оплата; стимулирующие выплаты).
2. Обеспечение организации учебного процесса:
- приобретение оборудования, инвентаря, расходных материалов;
- приобретение литературы и периодических изданий;
- командировки и повышение квалификации преподавателей;
- прочие учебные расходы.
3. Организация научно-исследователь-ской работы:
- заработная плата сотрудников, занятых научно-исследовательской работой;
- приобретение оборудования, инвентаря для выполнения научных работ;
- командировки;
- обеспечение материальной базы для выполнения исследований аспирантами.
4. Материально-техническое обеспечение деятельности университета:
- капитальный и текущий ремонт;
- текущее содержание учебных корпусов, лабораторий, общежитий;
- коммунальные платежи;
У 7
- содержание автотранспорта.
5. Капитальное строительство.
6. Организация культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы среди сотрудников и студентов.
Структура расходов внебюджетных средств за 2002 год представлена на рисунке 4.
Разработанная в АГАУ при участии автора статьи система бюджетирования предполагает назначение распорядителя средств по каждому направлению их расходования:
- ректор университета - заработная плата с начислениями;
* первый проректор - обеспечение учебного процесса;
- проректор по НИР - научно-исследовательская работа;
- проректор по МТО - материально-техническое обеспечение.
Лимит финансирования устанавливается по интервалам времени (месяц, квартал, год) по направлениям использования с разбивкой по статьям расходов. Уведомление о лимитах финансирования доводится распоряжением ректора. Это позволяет на каждый данный момент времени строго отслеживать финансовое состояние университета.
Система финансового менеджмента АГАУ предполагает- документационное обеспечение управления доходами и расходами бюджетных и внебюджетных средств. В университете разработаны и утверждены ученым советом:
- положение об оплате труда и выплаты социального характера;
расходы на оздоровительную и культурно-массовую работу 0,7%
расходы на организацию НИР 3,0%
расходы на капитальное строительство 8,8%
расходы на материально-техническое обеспечение 19,1%
Рис. 4. Структура расходов внебюджетных средств за 2002 год
расходы на коммунальные услуги 0,8%
расходы по обеспечению учебного процесса 19.1%
заработная плата с начислениями 42,1%
стипендии и пособия 0,3%
- положение о предпринимательской деятельности подразделений;
- положение об управлении средствами, полученными от внебюджетной деятельности и др.
Некоторые виды доходов, зависящие целиком от предприимчивости факультетов, кафедр и других подразделений, используются по их усмотрению, что повышает экономическую заинтересованность в эффективной деятельности. Стратегия вуза в привлечении средств, а также их расходовании обсуждается на ученом совете университета и доводится
до всех сотрудников. Ректор ежегодно представляет совету отчет о финансовой деятельности вуза.
Развитие системы экономических методов управления в образовательных учреждениях выступает, на наш взгляд, актуальным требованием сегодняшнего дня, так как образовательное учреждение является, с одной стороны, полноправным участником рынка образовательных услуг
и, с другой стороны, государственным учреждением, которое должно обеспечивать высокую эффективность использования бюджетных средств.
А. А. Фанненштилъ, М.Л. Акишина
КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Неизбежным следствием структурных изменений в экономике Алтайского края, снижения объёмов производства продукции и оказания услуг является падение спроса на региональном рынке труда, т. е. сокращение рабочих мест, и, соответственно, высвобождение работников из предприятий практически всех секторов экономики. Особенно остро проблема занятости стоит в сельской местности, которая характеризуется узостью сфер
приложения труда и низкой мобильностью населения.
Основной экономической сферой приложения труда сельского населения является сельское хозяйство. Несмотря на то, что численность лиц, считающихся трудовыми ресурсами, но не запятых в аграрном секторе экономики края, за последнее десятилетие выросла в 12 раз, многие сельскохозяйственные предприятия одновременно испытывают недо-