Научная статья на тему 'Формирование системы бюджетирования по центрам финансовой ответственности в образовательных учреждениях'

Формирование системы бюджетирования по центрам финансовой ответственности в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы бюджетирования по центрам финансовой ответственности в образовательных учреждениях»

Информационно-консультационная * служба

В рамках информационно-консультационной службы:

• Проведено 6 совместных семинаров с ООО «Общество развития Гальбштадт МБХ» с апреля по ноябрь 2001 г. по обучению специалистов сельского хозяйства с выдачей сертификата Германского университета прикладных наук Вайенштефан. Обучен 21 слушатель.

• Создана материальная база для развития информационной службы АГАУ в 2001-2002 гг.

• В 2002 году создан сайт университета с адресом www.asau.ru. В настоящее время ведется работа по дальнейшему развитию данного сайта.

• Совместно с АИПК АПК и АНИИ-ЗиС СО РАСХН учрежден фонд содействия аграрному развитию Алтайского края (ФОСАГРАЛ) в 2002 г.

• Во внутренней компьютерной сети университета создан информационный портал для общего пользования студентов и преподавателей университета. На портале размещается информация по обновляемым базам данных Госкомстата, «Кодекс» и «Консультант +», библиотечный каталог, компьютерные программы, электронные учебники и т.д.

• В рамках разработки системы менеджмента качества университета установлена программа по созданию нормативно-правовой базы вуза и в настоящее время ведется работа по её наполнению.

• Разрабатываются сайты кафедр с размещением на них информации для студентов по конкретным дисциплинам.

Считаем весьма важным и перспективным развитие взаимодействия всех подразделений дополнительного образования Сибирского региона.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ПО ЦЕНТРАМ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

И.А. Арыкова

я Финансовый менеджмент вуза является важнейшей частью системы управления вуза, представляет собой совокупность структурных подразделений и финансовых отношений между ними. Бюджет - инструмент управления финансами. Эффективная финансовая политика вуза должна обеспечивать планирование всех финансовых потоков (доходов и расходов), процессов и отношений учебного заведения.

Бюджетная система университета - совокупность взаимосвязанных бюджетов определенного формата, для которых разработана технология их составления, консолидации и реализации. Бюджетирование рассматривается как управление бюджетом, то есть его планирование, контроль и анализ исполнения, регулирование.

Бюджет может иметь место для вуза в целом, для отдельного подразделения, наделенного частично правами юридическо-

го лица, внутреннего подразделения, выделенного для отдельного финансового учета.

В ФГОУ ВПО АГАУ выделяются три уровня бюджетной системы:

- общевузовский;

- уровень отдельного подразделения;

- уровень отдельной работы, отдельного мероприятия.

Бюджетный процесс в университете можно разделить на следующие этапы (рис. I). Функция исполнения бюджетного процесса в университете возложена на управление бухгалтерского учета и финансов.

При разработке бюджета университета используются его различные форматы: бюджет доходов и расходов; бюджет движения денежных средств; управленческий баланс. Бюджеты формируются для различных уровней управления: уровень администрации вуза, уровень центров финансовой ответственности (ЦФО).

Рис. 1. Этапы бюджетного процесса в ФГОУ ВПО АГАУ

Основным объектом бюджетирования является ЦФО. В зависимости от возложенных функций в университете выделяются следующие виды ЦФО (рис. 2).

В настоящее время в АГАУ составляется консолидированный бюджет, система формирования бюджета по центрам финансовой ответственности находится в стадии становления. Так, каждое подразделение составляет проект сметы расходов. Хозрасчетные подразделения (центр дополнительного образования, научноорганизационный центр, учебно-племенная конеферма) составляют проекты сметы доходов и расходов. Сметы доходов и расходов подразделений объединяются по видам деятельности.

Рассмотрим этапы бюджетного планирования в АГАУ. Управление бухгалтерского учета и финансов разрабатывает централизованный раздел бюджета, в который включаются: бюджет оплаты труда, бюджет строительства, бюджет социальной программы, бюджет обязательных платежей по налогам. Кроме того, управление составляет планы-задания по доходам подразделений. Итогом финансового планирования является проект консолидированного бюджета доходов и расходов.

Консолидированный бюджет по всем источникам доходов и направлениям использования представляется первым проректором ученому совету на утверждение. После утверждения бюджета вуза прово-

дится работа по доведению лимита расходов по направлениям расходования и по периодам финансового года.

В университете как бухгалтерский, так и управленческий учет расходов ведется по кодам экономической классификации расходов (ЭКР), утвержденной Приказом Минфина РФ № 127н от 11.12.2002 (рис. 3). Это позволяет пользоваться едиными регистрами для целей учета и анализа.

Разработанная в ФГОУ ВПО АГАУ система бюджетирования предполагает назначение распорядителя средств по каждому направлению их расходования. ^ .

Лимит финансирования устанавливается по интервалам времени (месяц, квартал, год) по направлениям использования с разбивкой по кодам ЭКР. Уведомление о лимитах финансирования доводится распоряжением ректора. Схематично распределение лимитов по направлениям инвестирования представлено на рисунке 4.

Управление бухгалтерского учета и финансов по каждому ЦФО ведет отдельно лицевой счет, на котором отражаются доходы, расходы подразделения. Для наглядного отражения движения денежных средств на лицевом счете руководителю подразделения выдается чековая книжка.

При составлении и реализации бюджета доходов и расходов университета учитываются поступления денежных средств по каждому подразделению и по периодам финансового года. Операционное управление по схеме план - факт -анализ в бюджетной системе АГАУ осуществляется по доходам и расходам. Кроме того, оперативно и регулярно выполняется анализ наличия собственных денежных средств на лицевом счете университета, что дает возможность своевременного принятия корректирующих действий со стороны руководства.

Финансовая система университета позволяет осуществлять внутреннее кредитование ЦФО за счет централизованных средств. Одним из главных принципов финансового менеджмента является недопустимость дефицита денежных средств консолидированного бюджета университета.

Г- и ■:■■■■■ ->!У ш *• - Ї..Л 1-І | ФГОУ ВПО ЛГЛУ | Ш: я

Центр доходов, расходов, инвестиций

—— 1 Факультеты

Центры доходов и расходов в процессе реализации основной деятельности

і г

§ Кафедры

Центры расходов в процессе реализации основной деятельности

Хозрасчетные структурные

подразделе;: тия

Центры доходов и расходов в процессе реализации основной деятельности

дмииистративнъш структурные ¡подразделения

Центры расходов в процессе обеспечения основной деятельности

Обеспечивающие хоз. подразделений

Центры расходов в процессе реализации основной деятельности

1

Рис. 2. Основные виды ЦФО в структуре управления ФГОУ ВПО

Экономическая классификация

категории

группы

100000 - 200000 - 300000 - представле-

текущие капитальные ние кредитов (бюд-

расходы расходы жетных ссуд) за выче-

том погашения

_ 110100 - оплата труда

110000 - закупки товаров и оплата услуг

130000 - субси- 240000 - капитальные

дии и текущие вложения в основные

трансферты фонды

130300 - трансферты населению

110200 - начисления на оплаїу труда

110300 - приобретение предметов снабжения и расходных материалов

110400 - командировки и служебные разъезды

Предметные статьи

240100 - приобретение оборудования и предметов длительного пользования

240200 - капитальное строительство

110500 - оплата транспортных услуг

240300 - капитальный ремонт

—| 10600 - оплата услуг связи

110700 - оплата коммунальных услуг

111000 - прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг

Рис. 3. Структура расходов образовательных учреждений в соответствии с экономической классификацией

3/плата с начислениями

110100-оплата труда

___ 110200 - начисления на оплату труда

РЕКТОР УНИВЕРСИТЕТ А

обеспечение учебного процесса

110300-приобретение предметов снабже-

110400 - командировки и служебные разъезды

110600 - оплата услуг связи

111000 - прочие текущие расходы

240100 - приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования

научно-

исследовательская

работа

110300 - приобретение предметов снабжения

110400 - командировки и служебные разъезды

240100 - приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования

Материально-техническое обеспечение

110300 - приобретение предметов снабжения

110500 - транспортные услуги

110700 - оплата коммунальных услуг

111000 - прочие текущие расходы

240300 - капитальный ремонт

сю

капитальному! строительству

Социальные

программы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

111000-прочие текущие расходы

строительство

240200 - капитальное строительство

Рис. 4. Распределение лимитов по нааравлШшш инвестирования в ФГОУ ВПО АГАУ

Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 2, 2004

Доходы от образовательных услуг как основного источника формирования внебюджетной части бюджета университета поступают неравномерно. С этим связана и необходимость распределения доводимых лимитов по периодам года. На рисунке 5 представлен график поступления и расходования внебюджетных средств за 2003 г.

ю

а

о

м

ь

период

У доходы Ш расходы

Рис. 5. Динамика доходов и расходов ФГОУ ВПО АГАУ по внебюджетной деятельности £ : 4 за 2003 г.

Для регулирования финансовых потоков, рационального распределения имеющихся средств, эффективной организации бухгалтерского учета и финансового контроля составляется бюджет движения денежных средств - инструмент оперативного управления денежными потоками (рис. 6).

При составлении бюджета университета на год и поквартально дефицит денежных средств не допускается. В процессе исполнения бюджета возрастает роль контроля за исполнением сметы доходов и расходов и ежемесячного анализа как в целом по вузу, так и по каждому подразделению.

Функции внешнего контроля за финансовой деятельностью университета как бюджетного учреждения выполняют следующие организации:

■ Департамет кадровой политики и образования Минсельхоза России:

- утверждение смет доходов и расходов;

- утверждение квартальных и годовых финансовых отчетов;

- последующий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью путем проведения ревизий.

■ Управление Федерального казначейства Минфина России:

- предварительный контроль при совершении всех операций по поступлению и расходованию средств на счете университета;

- последующий контроль за использованием бюджетных средств путем проведения ревизий.

■ Контрольно-ревизионное управление Минфина России:

- последующий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью путем проведения ревизий.

Бюджет движения денежных средств

тыс. руб.

Показатели Периоды Итого за год

1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал

январь февраль март апрель І июнь июль август * аг а> о октябрь ноябрь декабрь

1. Остаток на начало периода

2. Доходы всего

в том числе 2.1. Федеральный бюджет

2.2.Внебюджетные средства

3. Расходы всего

в том числе 3.1. Заработная плата с начислениями

3.2. Стипендия и пособия

3.3. Расходы на обеспечение учебного процесса

3.4. Расходы на МТО

3.5. Расходы на строительство

3.6. Налоги

4. Остаток на конец периода

Рис. 6. Форма бланка движения денежных средств

Функции внутреннего контроля выполняет управление бухучета и финансов ФГОУ ВПО АГАУ.

Сложившаяся в университете система финансового менеджмента позволяет на каждый момент времени строго отслеживать финансовое состояние университета и дает возможность руководителю держать под контролем финансовую ситуацию. Это принцип централизованного управления финансами.

Для дальнейшего развития университета необходимо предоставить самостоятельность центрам финансовой ответственности в привлечении и использовании средств. Децентрализация управления позволит активизировать развитие структурных подразделений и повысит их ответст-

венность за принятие стратегических решений.

Развитие системы экономических методов управления в образовательных учреждениях является актуальным требованием сегодняшнего дня.

Совершенствование системы управления финансами, на наш взгляд, возможно по следующим направлениям:

1. Разработка внутривузовских нормативных документов по определению прав и ответственности центров финансовой ответственности.

2. Разработка принципов децентрали- * зации управления вуза через центры финансовой ответственности.

3. Рационализация организационной структуры управления финансами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.