Научная статья на тему 'Экономические и финансовые аспекты рационализации управления расходами бюджета региона'

Экономические и финансовые аспекты рационализации управления расходами бюджета региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
716
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / бюджет / региональный бюджет / бюджет субъекта федерации / управление региональным бюджетом / внебюджетный фонд / целевой бюджетный фонд

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кушхов Олег Ибрагимович

Раскрываются экономические и финансовые аспекты рационализации процесса управления расходами регионального бюджета на основе предпринимаемых мер по соблюдению динамики его роста оперативного реагирования на внешние изменения социально-экономического и финансово-инвестиционного характера создания условий экономической заинтересованности субъекта управления региональным бюджетом в максимальной консолидации расходов внебюджетных и целевых бюджетных фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to economic and financial aspects of rationalization of the process of cost management of the regional budget on the basis of the following points: measures taken to observe of dynamics of its growth fast reaction to the external changes of social, economic and financial environment and the creation of conditions for economic interest of the regional budget"s managing organization in the maximal consolidation of the expenses of unbudgeted and special budget funds.

Текст научной работы на тему «Экономические и финансовые аспекты рационализации управления расходами бюджета региона»

О. И. Кушхов

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДАМИ БЮДЖЕТА РЕГИОНА

Раскрываются экономические и финансовые аспекты рационализации процесса управления расходами регионального бюджета на основе предпринимаемых мер по соблюдению динамики его роста; оперативного реагирования на внешние изменения социально-экономического и финансово-инвестиционного характера; создания условий экономической заинтересованности субъекта управления региональным бюджетом в максимальной консолидации расходов внебюджетных и целевых бюджетных фондов.

Управление региональным бюджетом (бюджетом субъекта федерации), его расходами представляет собой комплексный процесс объективного и обоснованного воздействия на параметры бюджета с целью обеспечения роста финансового потенциала региона — основы социальноэкономического развития субъекта федерации.

К этому следует добавить то, что комплексность процесса управления региональным бюджетом является обязательным условием, выполнение которого определяет в целом его эффективность, представляет собой целенаправленное формирование взаимосвязи между отдельными и всеми этапами бюджетного процесса, начиная от выявления тенденций и прогнозирования базовых социальных, экономических, финансовых показателей региона, через разработку и утверждение бюджета и до его исполнения.

Каждый из этапов бюджетного процесса содержательно и кардинально отличается от других, что требует, с одной стороны, специфических методов и форм управленческих воздействий, а с другой — определения общей для всех этапов схемы управления, обеспечивающей их вза-

имную увязку и системную целостность регионального бюджетного процесса.

Объективная обоснованность управления бюджетом субъекта федерации в целом и каждого управляющего воздействия в отдельности предполагает применение современных методов исследования исходного состояния объектов управления (параметров бюджета) и, что особенно важно, той общественно-политической и социально-экономической среды, которая прямо и опосредованно это состояние определяет.

Максимально возможное исключение субъективизма в управлении вообще представляет собой фундаментальную проблему менеджмента, а в случае управления таким сложным объектом, как бюджет субъекта федерации, являющимся системным и включающим большое разнообразие элементов (подсистем), в том числе социальных по своей природе, ее решение сопряжено с особыми трудностями. Среди способов решения этой проблемы следует отметить широкое применение самых разнообразных способов моделирования систем и их отдельных частей, которые позволяют провести апробирование большого числа

вариантов проектов управленческих решений до их окончательного принятия с целью выявления из них наиболее эффективных.

Параметрами регионального бюджета, которые служат и объектами управления, на самом общем уровне являются бюджетные доходы, бюджетные расходы и бюджетный дефицит, рациональное соотношение объемов между которыми определяет не только качество самого бюджета, но и его действенность, как регулятора развития субъекта федерации. Такое представление объектов управления выражает собой только первую стадию его структурирования и, следовательно, может быть положено в основу лишь предварительного этапа процесса разработки проектов управляющих решений нормативного характера, для которых свойственно преобладание потребностей над возможностями их удовлетворения. Для придания управленческим решениям реалистического характера эти объекты должны быть подвергнуты дальнейшей дифференциации. При этом степень дифференциации должна соответствовать необходимому для обеспечения максимальной эффективности и объективности уровню представления объекта.

Важнейшее значение для качества управления объектом (структурных составляющих регионального бюджета) имеет четкое определение цели управленческих воздействий, поскольку, точно определив область необходимых изменений в развитии объекта, можно выявить то его состояние, которое эти изменения обеспечат. В этом случае необходимо учитывать, что состояние тех составляющих регионального бюджета, которые признаны объектами управления, а также оценка состояния бюджета в целом по этим традиционным параметрам не могут быть признаны конечной целью. Это утверждение автора базируется на том, что финансы и финансовые ресурсы как таковые не имеют самодовлеющего значения, а являются надстроечными элементами общей экономической системы, задачей которых является создание наи-

более благоприятных условий экономического роста, т. е. выражают собой соответственно подсистему обеспечения товарных отношений (финансы как денежные отношения) и подсистему обеспечения меновых пропорций (финансовые ресурсы).

В то же время, поскольку очевидной является и обратная связь, согласно которой структура и состояние финансовой подсистемы и ее части — бюджета являются производными структуры и состояния экономического базиса при решении задачи о целевой направленности описываемого процесса, то необходимо учитывать и его собственные цели. Сказанное позволяет утверждать, что при определении цели управления региональным бюджетом, его расходами необходимо исходить из ее сложной, многосоставной, иерархической природы. Во главу иерархии целей управления бюджетом субъекта федерации, в соответствии с нашими представлениями, следует поставить рост регионального экономического потенциала, зафиксировав, таким образом, приоритет экономики над финансами и выделив экономический базис как главный фактор уровня общего благосостояния региона.

На следующем уровне иерархии целей должен находиться финансовый потенциал региона, являющийся важнейшим, но не единственным фактором, определяющим региональный экономический потенциал. Финансовый потенциал региона невозможно оценить в количественных стоимостных показателях и, таким образом, выполнить общесистемное требование к установленной цели, как установке, имеющей количественный критерий, поскольку иерархию целей необходимо развить и ввести в нее на следующем уровне такие локальные цели управления, как финансовая продуктивность регионального бюджета, его экономическая и социальная эффективность, сбалансированность. В силу новизны некоторых из этих понятий, а также необходимости формирования методических положений, их количественной оценки, на наш взгляд, 163

целесообразно дать им более содержательное раскрытие.

Процесс управления региональным бюджетом в целом и его составной частью — расходами финансовых средств среди бюджетополучателей и объектов финансирования с системных позиций, по нашему мнению, должен рассматриваться как последовательное и поэтапное осуществление таких основных функций, как планирование, регулирование, организация, контроль и учет расходования средств, наполняемых соответствующими мерами экономического, финансового и организационного характера.

Каждая из принимаемых мер воздействия на бюджет, его доходную или расходную составляющую должна носить, прежде всего, направленность экономического, финансового, социального или организационного характера. Это объясняется тем, что целевая ориентация расходов регионального бюджета на достижение в перспективном и стратегическом периодах времени оптимального распределения финансовых ресурсов среди бюджетополучателей, экономически и социально значимых программ и инвестиционных проектов должна иметь не только социальный, но и экономический, финансовый характер в силу того, что разноуровневые субъекты управления бюджетом, выступая одними из основных представителей властных исполнительных органов, призваны государственным конституционным устройством своевременно и полно выполнять свои основные функции, связанные с обеспечением своих граждан необходимым уровнем внешней и внутренней безопасности, а также такими жизненно необходимыми социальными услугами, как образовательные, медико-диагностические и профилактические, спортивно-оздоровительные,

культурно-досуговые [1].

Принятие действенных мер экономической и финансовой направленности разноуровневым (федеральным, региональным, местным) субъектом управления бюджетом в процессе планирования объемов расходов в рамках нормативно-

правовых регулирующих, организационных и контрольных воздействий, может быть эффективным как для достижения прогнозируемых (или установленных) объемов общего дохода, так и суммарных расходов бюджета в том случае, если в процессе выполнения своих базовых (основных) функций в условиях активно развивающегося рынка федеральной центр и регионы (субъекты федерации) будут постоянно оценивать экономическую результативность, а в целом и экономическую целесообразность своего финансового участия в программах и инвестиционных проектах, сводя при этом к минимуму бюджетные расходы не только по причине предполагаемых к получению небольших экономических результатов, но и исходя из того, что участие федерального центра и регионов в тех или иных процессах экономического развития не является обязательным.

Кроме того, сокращение расходов на региональном уровне не в ущерб основным установленным бюджетным статьям возможно за счет рационализации учета и контроля на базе установления и соблюдения на высоком уровне бюджетной классификации; сокращения числа дублирования контрольных проверок федеральными и региональными органами управления экономическими и финансовыми процессами; совершенствования процедур регистрации контрактов, заключаемых бюджетополучателями, изучения и анализа условий рынка с целью установления соответствия спроса и предложении на конкретные виды товаров, услуг, работ; обеспечения транспарентности бюджета и процедур принятия бюджетных решений [2].

Осуществление основных функций в процессе управления расходами регионального бюджета может быть действенным и в значительной степени ориентированным на достижение поставленной цели в том случае, если взаимодействие федерального и регионального органов управления бюджетами основано на принципе оперативного реагирования на происходящие социально-экономические

и финансово-инвестиционные изменения посредством финансирования доступными для них средствами (например, из средств внебюджетных фондов, целевых бюджетных фондов). Такого рода финансовые взаимодействия разноуровневыми субъектами управления бюджетами в своей основе направлено не только на повышение уровня ответственности федеральных, региональных и местных органов управления бюджетами за исполнением своих базовых функций, но и на повышение экономической эффективности бюджетных расходов, рост уровня предсказуемости изменения структуры бюджетных расходов, на поддержание устойчивого финансового обеспечения бюджетополучателей и объектов инвестирования, в совокупности выступающих факторами снижения социальной напряженности, успешного экономического развития регионов, муниципальных образований [3].

Реализация субъектами управления бюджетами комплекса экономических, финансовых и организационных мер, тесное оперативное взаимодействие разно -уровневых органов управления на финансовой основе, на наш взгляд, является одним из необходимых условий рационального использования бюджетных средств, размеры которых весьма ограничены при выполнении исполнительными органами власти на всех уровнях управления бюджетом, национальной экономикой.

В этой связи целесообразно отметить особенности бюджетных расходов в процессе управления ими. Эти особенности заключаются в том, что сфера концентрации федерального и региональных субъектов управления процессом распределения бюджетных средств, в соответствии с выполнением своих базовых функций, носит социальную направленность, определяющую объемы потребления жизненно необходимых комплексных услуг, эффективное функционирование системы социальной защиты населения. Эта особенность бюджетных расходов включает сохранение приоритетной и по возможно-

сти доминирующей финансовой направленности расходов регионального бюджета на рост объемов пенсионного обеспечения; размеров оплаты труда работникам бюджетных учреждений; нормативное финансирование потребляемых бюджетными учреждениями материально-технических ресурсов; финансирование социально и экономически значимых инвестиционных проектов и финансовых ресурсов правоохранительной и судебной систем, национальной обороны [4].

Вместе с этим достижение необходимого уровня рационализации взаимодействия элементов системы управления расходами регионального бюджета возможно в условиях постоянно проводимой инвентаризации расходов бюджета и последующего мониторинга выявления и сокращения несвойственных по базовым функциям и экономически неэффективных для бюджета расходов. Такими существенными по объемам как для федерального, так и региональных бюджетов выступают расходы на жилищнокоммунальное хозяйство, средства, направляемые в дорожное строительство, субсидии отдельным хозяйствующим субъектам для воспроизводства основных фондов, пополнения размера оборотных средств.

Источником экономии расходов может выступать статья регионального бюджета по финансированию органов государственного управления. Сокращение расходов бюджетных средств по этой статье возможно за счет рационализации структуры управления, а также сокращения административно-управленческого персонала, что позволит субъекту управления регионом, его исполнительным органам власти не только получить соответствующую экономию в процессе расходования бюджетных средств, но и увеличить размеры оплаты труда государственным служащим.

Результативное в экономическом и финансовом отношении управление региональным бюджетом, в соответствии с нашими представлениями, это управление, в процессе которого соблюдается, во-

первых, динамика роста бюджета, его собственных доходов за счет налоговых и неналоговых поступлений финансовых средств, а также расходов, доминирующее увеличение которых происходит за счет концентрации и направления финансовых ресурсов в приоритетные бюджетные статьи, а во-вторых, принцип бездефицитности как основа финансовой устойчивости региона.

В этой связи необходимо отметить то, что стремление органов управления регионом, его социально-экономическим развитием к бездефицитности бюджета — это, прежде всего, укрепление экономической основы для текущего функционирования и перспективного развития региона, снижение размеров внутреннего долга, его последующая минимизация и выплаты процентных ставок в процессе обслуживания долга.

Существенной экономической предпосылкой для рационализации управления расходами регионального бюджета, на наш взгляд, выступает приведение в соответствие принимаемых субъектом управления регионом финансовых обязательств с ресурсным потенциалом на основе учета имеющихся активов, пересмотра обязательств по финансированию потребления товаров, услуг, работ естественных монополий тех хозяйствующих субъектов, которые в своем экономическом развитии способны самостоятельно финансировать данное потребление. При этом региональный бюджет не должен стоять перед решением проблемы выбора того или иного сложившегося набора финансируемых обязательств, а формироваться исходя из пересмотра структуры расходов, степени участия региона (субъекта федерации) в экономических процессах соответствующих хозяйствующих субъектов, отраслей, производственных и социальных комплексов.

Экономическая и финансовая направленность принятия рациональных и эффективных управленческих решений по расходованию средств регионального бюджета может полностью соблюдаться не только на основе предпринимаемых

мер по результатам анализа тенденций и динамики расходования средств бюджета, а также социально-экономического развития региона, но и исходя из прогностического (сценарного) моделирования экономических ситуаций, среднесрочного планирования финансового обеспечения бюджетополучателей, экономически и социально значимых программ и инвестиционных проектов в перспективном и стратегическом периодах времени.

Совершенствование функций управления расходами регионального бюджета должно быть ориентировано на:

• развитие инструментария повышения объективности планово-расчетных обоснований достижения оптимальной величины бюджетных расходов, эффективности регулирования, организации, контроля и учета распределяемых средств бюджета;

• наполнение функций управления в процессе исполнения бюджета мерами экономического и финансового характера, включая, например, такие из них, как установление ежемесячных лимитов расходования средств, своевременный и экономически целесообразный выбор источников финансирования бюджетного дефицита, определение технологической (процедурной) последовательности использования в процессе распределения бюджетных средств региона дополнительных финансовых источников.

Отметим в этой связи и то, что экономической и финансовой основой совершенствования системы управления расходами регионального бюджета также выступает:

- достижение экономических и финансовых показателей, определяемых законом субъекта федерации о бюджете на предстоящий год и среднесрочный период времени при несущественных расхождениях исполненных объемов расходования финансовых средств и плановых;

- соблюдение финансовой дисциплины менеджерами разноуровневых субъектов управления бюджетом.

Процесс рационализации управления расходами регионального бюджета в ка-

честве элементов укрепления своей экономической и финансовой основы должен иметь стабильную, приемлемую для бюджета и предпринимателей налоговую базу, высокий уровень предсказуемости структуры и объема бюджетных расходов, финансовой устойчивости всех разноуровневых систем управления бюджетом. Вместе с этим экономическая и финансовая результативность управленческих воздействий, устанавливаемая с целью оптимизации расходов регионального бюджета, непосредственно зависит от сокращения и устранения тех расходов консолидированного бюджета, уровень эффективности использования которых не достигает нормативного или эталонного среди аналогичных расходов других субъектов федерации [4].

Система управления расходами регионального бюджета может иметь дополнительные внешние и внутренние факторы влияния на повышение своей экономической и финансовой результативности в случае: создания в регионе благоприятных условий для кредитования хозяйствующих субъектов производственной и социальной сферы, индивидуальных предпринимателей; поддержания тесных и взаимовыгодных связей с международными финансовыми организациями; активного взаимодействия с внешними рейтинговыми агентствами, формирующими уровни (рейтинги) инвестиционной привлекательности регионов и в целом Российской Федерации.

Экономическая основа текущего функционирования, перспективного и стратегического развития системы управления активами в рамках регионального бюджета должна быть доминирующей при принятии решений по финансированию проектных и фондовых инвестиций. Такими должны быть управленческие воздействия на процесс приватизации государственного имущественного комплекса, прямого или доверительного управления региональными пакетами акций, а также другими фондовыми инструментами, в конечном итоге направленными на повышение объемов собственных доходов,

роста расходной части регионального бюджета.

Вместе с этим экономические элементы рационализации управления расходами бюджета региона могут выступать в форме нормативов распределения финансовых средств по отдельным статьям. Так, например, экономически целесообразной мерой в процессе совершенствования управления расходами бюджета в настоящее время можно считать нормативное финансирование расходов бюджета (в первую очередь федерального бюджета) исходя из действующей «Методики планирования и финансирования расходов бюджета на высшее профессиональное образование», нормативами в которой выступают государственные именные финансовые обязательства для участвующих в эксперименте высших учебных заведений. При этом финансовый норматив бюджетных средств определяется как частное от деления величины средств бюджета, распределяемых Министерством образования на основе финансовых обязательств, к расчетной численности контингента обучающихся по программам высшего профессионального образования в вузах.

Однако трудности нормативного метода распределения финансовых средств по статьям расходов регионального бюджета заключаются в том, что для выделения определенного объема финансовых средств из бюджета необходимо устанавливать не только норму прямого потребления средств работниками бюджетных организационно-правовых структур в виде оплаты труда, но и размеры косвенного распределения финансовых средств на материально-техническое, информационное и иное обеспечение. Установление же бюджетно-экономического стандарта (понятие «бюджетно-экономический стандарт» вводится автором в оборот впервые) по отдельным статьям (по основным или по каждой статье) регионального бюджета, отвечающего оптимальным нормам финансового потребления бюджетополучателями и имеющимся ресурсным возможностям, является труднопре-

одолимой мерой экономического и финансового характера. Тем не менее механизм бюджетно-экономической стандартизации, соответствующей своими качественными характеристиками тому или иному периоду социальноэкономического развития региона, должен создаваться, раскрывая тем самым реальные ресурсные возможности для удовлетворения бюджетополучателей и повышения эффективности использования финансовых средств, направляемых в экономически и социально значимые региональные и федеральные программы, инвестиционные проекты.

Экономический и финансовый аспекты рационализации (совершенствования) управления расходами регионального бюджета может иметь видное место и играть существенную роль в процессе разграничения расходных и налоговых полномочий региональных и местных бюджетов. При этом экономическая и финансовая результативность рационализируемой системы управления расходами регионального бюджета заключается в том, что реформируемые в настоящее время налоговая и бюджетная системы в наибольшей степени ограничены возможностью проявления совместной компетенции разноуровневых субъектов управления бюджетами, централизации налоговых полномочий. Кроме того, установление финансовых и институциональных ограничений на региональные заимствования повышает уровень эффективного и целенаправленного использования распределяемых средств регионального бюджета.

Рациональное и в экономическом, финансовом отношении более результативное управление расходами бюджета региона может быть основано на оправданном экономически и заинтересованном стремлении субъекта управления бюджетом к максимальной консолидации расходов внебюджетных и целевых бюджетных фондов; минимизации осуществления закупок товаров и услуг у одного хозяйствующего субъекта; разграничению прав собственности на государственное имущество на региональном

и местном (в рамках муниципальных образований) уровнях, позволяющему увеличивать размеры имеющегося имущественного баланса в случае роста инвестиций в экономически и социально значимые программы, проекты; реальной бездефицитности регионального бюджета при условии отсутствия долговых обязательств по оплате труда работникам бюджетной сферы, кредиторской задолженности; сбалансированности взаимоотношений с бюджетами всех уровней управления, выполнению взаимных обязательств с федеральным центром, социумом; созданию собственной казначейской системы на основе технической и методологической помощи субъекта управления федеральным бюджетом [5].

Рационализация управления расходами бюджета такого региона, как Кабардино-Балкарская Республика, в существенной мере зависит от создаваемых в народном хозяйстве республики общеэкономических предпосылок, направленных на рост деловой активности, развитие платежно-расчетных отношений между участниками общественного рынка, увеличение объема доходной части бюджета, на повышение уровня привлекательности проектного и фондового инвестирования в республике. Наметился и поступательный экономический рост Кабардино-Балкарии на протяжении достаточно длительного периода времени (19972001 годы), характеризующийся увеличением объемов валового регионального продукта на 147%, промышленного и сельскохозяйственного производства, соответственно, на 186,6 и 120%.

Предпринимаемые управленческие меры по рационализации расходования средств регионального бюджета на базе экономического роста позволили субъекту управления бюджетом его тесно коррелировать с устойчивой динамикой повышения размеров суммарного дохода и расхода консолидированных бюджетных средств, возросших с 1998 по 2000 год, соответственно, на 88 и 75%.

Отметим в связи этим и то, что рационализация взаимодействия элементов системы управления расходами регио-

168

нального бюджета должна иметь своей основой не только устойчивые темпы экономического и финансового роста, но и установленные цели, а также приоритеты социально-экономического развития.

Так, например, программно-целевая ориентация Кабардино-Балкарии на период 2002-2006 годы предусматривает динамичное развитие экономики и вместе с этим рост благосостояния народа, приближение его к уровню в социальноэкономическом и в финансовоинвестиционном отношении развитых регионов Российской Федерации, многовекторную внешнеэкономическую деятельность, сочетание регулирующих мер в процессе обеспечения благоприятных условий хозяйствования с развитием коллективно-долевого предпринимательства. В качестве ориентира достижения необходимого экономического уровня развития республики на 2006 год запланирован объем производства валового регионального продукта, равный 47 млрд рублей.

Для каждого из регионов Российской Федерации основными приоритетами экономического, финансово-инвестиционного, социального развития должны выступать экономически и социально значимые программы и инвестиционные проекты, высокая результативность реализации которых могла бы в значительной мере способствовать экономическому росту, увеличению объема потребления населением региона материальных и духовных благ. При этом направления финансовых ресурсов в приоритетные по экономической и социальной результативности программы и проекты для каждого субъекта федерации могут иметь различный характер, в существенной степени зависящий от специфики социально-экономического и финансово-инвестиционного развития региона.

Кабардино-Балкарская Республика при решении проблем финансирования воспроизводства объектов производственной и социальной сфер на 2002-2006 годы выбрала в качестве стратегических приоритетов следующие:

- полное обеспечение качественным жильем населения республики;

- покрытие существующих потребностей регионального народного хозяйства в энергоресурсах (вода, газ, электроэнергия), в автомобильных дорогах, соединяющих каждый из населенных пунктов республики со столицей — городом Нальчиком;

- финансовая поддержка крупных производителей сельскохозяйственной продукции, а также фермерских и личных подсобных хозяйств;

- в рамках амбулаторно-поликлинического обслуживания населения оказание медицинских услуг на базе многопрофильных стационарных учреждений, специализированных центров;

- предоставление гарантированной возможности получения профессионального образования на начальном, среднем и высшем уровнях, создание единых интегрированных комплексов среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

- обновление материально-технической базы учреждений культуры, сохранение историко-культурного наследия;

- создание 35000 новых рабочих мест, поддержка малого и среднего предпринимательства;

- рационализация механизма социальной защиты населения, ориентированного субъектом управления бюджетом на дифференциацию по степени оказания жизненно важных услуг населению и адресность оказания финансовой и иной помощи.

В целом должна быть сформирована тесная взаимосвязь, обеспечена рационализация взаимодействия элементов системы управления расходами регионального бюджета не только с целевой направленностью экономического роста и финансового обеспечения экономически и социально значимых программ и инвестиционных проектов, приоритетных направлений развития субъекта федерации, но и с результатами осуществляемых мер в производственной и социальной сферах, достижение которых обеспечивается сис-

169

темой управления региональным бюджетом и социально-экономическим развитием административно-территориальных образований.

Таким образом, экономической и финансовой основой рационализации системы управления расходами регионального бюджета выступает:

- соблюдение динамики его роста, собственных доходов за счет налоговых и неналоговых поступлений финансовых средств, расходов, доминирующее увеличение которых осуществляется за счет концентрации и направления финансовых средств в приоритетные бюджетные статьи;

- оперативное реагирование на происходящие социально-экономические и инвестиционные изменения в объемах финансирования доступными для регионального органа управления бюджетом средствами;

- инвентаризация расходов бюджета, мониторинг выявления и сокращения несвойственных по базовым функциям и экономически неэффективных для бюджета расходов;

- предпринимаемые меры по результатам анализа тенденций и динамики расходования средств бюджета;

- стабильная и приемлемая для бюджета, предпринимателей налоговая база, высокий уровень предсказуемости структуры и объема бюджетных расходов, финансовая устойчивость всех разноуровневых систем управления бюджетом;

- сокращение и устранение тех расходов консолидированного бюджета, уровень эффективности использования которых не достигает нормативного или эталонного среди аналогичных расходов других субъектов федерации;

- механизм бюджетно-экономической стандартизации, соответствующий своими качественными характеристиками тому или иному периоду социально-экономического развития;

- создание условий экономической заинтересованности субъекта управления бюджетом к максимальной консолидации расходов внебюджетных и целевых бюджетных фондов, минимизации закупок товаров и услуг у одного хозяйствующего субъекта, к разграничению прав собственности на государственное имущество региональных и местных (муниципальных) административно-территориальных образований, к реальной бездефицитности регионального бюджета, сбалансированности взаимоотношений с бюджетами всех уровней управления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Поляк Г. Б. Как укрепить муниципальные бюджеты // Малые города. 1996. № 1-2. С. 7-8.

2. Кушхов О. И. Концепция управления бюджетом субъекта федерации. — СПб., 2001. С. 9-10.

3. Князева Е. Реформа в Минфине // Финансовая Россия. 1998. № 10. С. 12.

4. Сабанти Б. М. Теория финансов. — М., 1998. С. 124-125.

5. Перфильев С. В., Терехин В. И. Анализ территориального неравенства и бюджетное регулирование территорий. — М., 2000. С. 67-68.

О. КтНкНоу

ECONOMIC AND FINANCIAL ASPECTS OF RATIONALIZATION OF COST MANAGEMENT OF THE REGIONAL BUDGET

The article is devoted to economic and financial aspects of rationalization of the process of cost management of the regional budget on the basis of the following points: measures taken to observe of dynamics of its growth; fast reaction to the external changes of social, economic and financial environment; and the creation of conditions for economic interest of the regional budget's managing organization in the maximal consolidation of the expenses of unbudgeted and special budget funds.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.