Финансовая аналитика: Financial Analytics:
проблемы и решения 42 (2016) 38-48 Science and Experience
ISSN 2311-8768 (Online) Экономическая политика
ISSN 2073-4484 (Print)
КОНЦЕССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАСХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ, РИСКИ*
Инна Михайловна ШОР
кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация [email protected]
История статьи:
Принята 10.10.2016 Принята в доработанном виде 24.10.2016 Одобрена 07.11.2016
УДК 334.021 JEL: L32
Ключевые слова: концессия, результативность расходов, региональный бюджет, признак, риски
Аннотация
Предмет. Проблема повышения результативности расходов регионального бюджета играет важную роль в укреплении финансов субъекта РФ и обеспечении социально-экономического развития региона. Достижение заданных показателей результативности расходов регионального бюджета во многом связано с эффективностью используемого инструментария. Одним из таких инструментов является концессия, позволяющая оптимизировать расходы, минимизировать риски и повысить доходы субъекта РФ. В статье исследуются экономическая сущность, признаки и риски концессии.
Цели. Комплексное исследование экономической сущности, рисков и принципов концессии как инструмента повышения результативности расходов регионального бюджета. Выработка научного подхода к обоснованному принятию решения о применении концессии в управлении расходами регионального бюджета.
Методология. В процессе исследования применялись методы системного анализа. В качестве инструментов научного исследования использовались методы научной абстракции, индукции и дедукции, сравнений и группировок, экспертных оценок.
Результаты. Раскрыта экономическая сущность, конкретизированы признаки и риски концессии, как современного и перспективного инструмента повышения результативности расходов регионального бюджета.
Выводы. Целью концессии на региональном уровне является привлечение инвестиционных ресурсов в экономику региона, обеспечивающее эффективность использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и результативность расходов регионального бюджета. Особую роль концессия играет в инфраструктурных отраслях, традиционно находящихся в собственности государства и необходимых для эффективного функционирования экономики (железнодорожный, водный и воздушный транспорт, автодорожное хозяйство, электроэнергетика, коммунальное хозяйство и др.). Концессии свойственны ключевые признаки государственно-частного партнерства, так как она является одной из его форм. Наряду с этим с позиции повышения результативности расходов регионального бюджета концессию характеризуют и специфические признаки. Спектр рисков, связанных с исполнением концессионного соглашения, включает в себя риски, связанные со стадией проектирования и строительного производства, возникающие на стадии эксплуатации, финансовые риски, юридические риски и др.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
В условиях ограниченности источников доходов региональных бюджетов и роста финансовых потребностей субъектов РФ особую роль приобретает эффективное и результативное использование бюджетных средств [1].
В соответствии с принципом эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ) участники бюджетного процесса с учетом установленных им полномочий в процессе составления и исполнения бюджетов должны руководствоваться достижением заданных результатов с использованием наименьшего
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Администрации Волгоградской области в рамках научного проекта № 16-12-34017.
объема средств (экономности) и (или) достижением наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Соответственно, если эффективность отражает, как или с помощью чего достигнут результат, то результативность показывает, достигнут конечный результат или нет от оказания услуг и осуществления функций органами государственной власти и местного самоуправления. Оценка эффективности использования средств бюджета предполагает соотношение затрат (объем средств бюджета) и результатов (цели и задачи оказания услуг, осуществления функций органами государственной власти и местного самоуправления), а оценка результативности расходов бюджетов формируется путем
соотношения целей и задач оказания услуг, осуществления функций органами государственной власти и местного самоуправления и результатов произведенных бюджетных расходов. Таким образом, эффективность использования бюджетных средств выступает как следствие проявления результативности расходов бюджетов.
Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что эффективность и результативность расходов регионального бюджета достигается путем выбора между двумя и более вариантами расходования средств регионального бюджета в соответствии с целями, задачами и результатами оказания услуг, осуществления функций органами власти субъекта РФ с учетом принципов законности и целесообразности. Эффективность расходования средств регионального бюджета может рассматриваться в двух аспектах - повышение качества оказания услуг и осуществление функций органами власти субъекта РФ, оптимизация связанных с ними региональных бюджетных расходов. А результативность расходов регионального бюджета рассматривается как система достижения целей и задач оказания услуг, осуществления функций органами власти субъекта РФ по показателям результатов произведенных расходов.
Руководствуясь распоряжением Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года», можно сделать вывод, что одной из общих предпосылок повышения эффективности и результативности расходов регионального бюджета является развитие государственно-частного партнерства, так как оно позволяет использовать оптимальное сочетание государственных и частных ресурсов для решения ключевых задач социально-экономического развития Российской Федерации. Расширение практики вовлечения частного бизнеса в создание и (или) реконструкцию объектов социально-экономической инфраструктуры содействует активному привлечению инвестиций и повышает эффективность бюджетных вложений.
Как показывает зарубежный опыт развития государственно-частного партнерства (ГЧП), задача частной инициативы сводится к финансированию традиционных для влияния государства сфер, которые являются для него финансово обременительными. Частная инициатива призвана обеспечить выполнение части государственных функций и принести прибыль частному инвестору - в этом состоит взаимная выгода партнерских отношений [2]. К примеру, в
США муниципалитеты активно вовлекают частных лиц в процесс решения вопросов местного уровня (водоснабжения, канализации, уборки мусора, школьного образования, эксплуатации парковок и др.), что обеспечивает органам местной власти экономию до 50% средств бюджета1.
В настоящее время имеются разные научные взгляды на определение форм ГЧП. Например, А.В. Белицкая выделяет корпоративные (инвестиционные и венчурные фонды, долевое участие государства в уставных капиталах организаций за счет предоставленных им бюджетных инвестиций) и договорные (концессионные соглашения, арендные договоры, аутсорсинговые договоры, договоры на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг, управленческие контракты, операторские соглашения, соглашения о разделе продукции) формы ГЧП [3].
По мнению В.Г. Варнавского, формами ГЧП являются: концессионные соглашения, договоры на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг, управленческие контракты, соглашения о разделе продукции, инвестиционные
контракты, акционирование, совместные
2
предприятия .
К формам ГЧП Д. Царев и А. Иванюк относят:
— инвестирование в уставные капиталы хозяйственных обществ;
— государственные корпорации;
— инвестирование в венчурные инвестиционные фонды;
— заключение и исполнение договоров (соглашений)3.
Другие экономисты представляют и более сложные классификации ГЧП, при этом прослеживается тенденция упорядочения форм с учетом степени огосударствления имущества и доходов. Так, применяется следующая типология:
— сервисные контракты (контракты на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг, контракты технической помощи);
1 Кемаева С.А., Елманова Е.Н. Актуальные вопросы учета и налогообложения объектов концессионных соглашений // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 22. С. 16-26.
2 Варнавский В.Г. Процессы институциональной адаптации частно-государственного партнерства к реальной экономике очень сложны. URL: http://viperson.ru/articles/vladimir-varnavskiy-protsessy-institutsionalnoy-adaptatsii-chastno-gosudarstvennogo-partnerstva-k-realnoy-ekonomike-ochen-slozhny
3 Царев Д., Иванюк А. Государственно-частное партнерство: правовой аспект // Финансовая газета. 2009. № 17.
— управляющие контракты (контракты на обслуживание и управление объектом, контракты «под ключ»);
— аренда и временная передача прав (лизинговые договоры, соглашение о разделе продукции, инвестиционные контракты);
— концессионные соглашения, а также акционирование, долевое участие частного капитала в государственных предприятиях (совместные предприятия) [4].
Кроме перечисленных моделей выделяют также модель планирования социально-экономического развития (информационную, структурированного роста, централизованного планирования, программного управления) [5].
Итак, анализ научных работ позволил сделать следующий вывод: представленные классификации форм государственно-частного партнерства в большей части не имеют единого классифицирующего критерия. Однако поскольку подробное изучение форм ГЧП не входит в задачи нашего исследования, необходимо отметить только то, что к одной из форм государственно-частного партнерства традиционно относится концессионное соглашение. В этом представители науки едины.
Отсутствие системы национального законодательного регулирования концессионных отношений между государством и частным лицами достаточно продолжительное время не позволяло широко применять концессию. Однако вступление в силу Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон № 115-ФЗ) помогло устранить это препятствие.
Концессия (от латинского слова сопсе88Ю -разрешение, уступка) представляет собой систему экономических отношений между государством (концедентом) и юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающих в процессе предоставления концедентом концессионеру прав пользования собственностью государства по договору, на платной и возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, составляющих государственную монополию. Соответственно с позиции управления расходами регионального бюджета концессия отражает систему экономических отношений между субъектом РФ и юридическим или физическим лицом по использованию средств регионального бюджета, возникающих на договорной, платной и возвратной основе, связанных с предоставлением субъектом РФ прав использовать его собственность и осуществлять виды деятельности, которые составляют государственную монополию.
Понятия концессионного соглашения и ГЧП можно соотнести как частное и общее: концессионное соглашение - это одна из форм ГЧП, при этом наиболее распространенная [6]. С экономической точки зрения, как считает А.И. Попов4, концессионное соглашение можно определить как видоизмененный и узконаправленный вариант арендного договора с чрезмерным императивным уклоном в защиту интересов государства, в жесткой форме определяющий все риски на стороне концессионера. Концессионное соглашение не предоставляет потенциальным инвесторам дополнительных коммерческих или юридических прав или дополнительной защиты своих интересов в сравнении с действующим законодательством, за исключением удобства в виде комплексности и возможности обоснования срока действия соглашения, накладывая при этом ряд существенных обязательств и ограничений. Его целью на региональном уровне является привлечение инвестиционных ресурсов в экономику региона, обеспечивающее эффективность использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и результативность расходов регионального бюджета.
Из легального определения понятия концессионного соглашения (п. 1 ст. 3 Закона № 115-ФЗ) следует, что в российском законодательстве закреплены два вида концессий - BOT (Build, Operate, Transfer) и ROT (Rehabilitate, Own, Transfer) [7], так как предметом соглашения выступает создание и (или) реконструкция концессионером имущественного объекта, а также последующее использование (эксплуатация) им этого объекта. Как справедливо замечает Э.А. Талапина [8], такой подход искажает публичную цель классической концессии -государство осуществляет передачу общественно значимой функции частному сектору, при этом имущество имеет второстепенное значение. Для российского законодательства такой подход наиболее предпочтителен, так как концессия ничто иное, как альтернатива приватизации [9].
По законодательству РФ сторонами концессионных соглашений являются концедент и концессионер (табл. 1), которые руководствуются различными целями и задачами [10]. К примеру, на региональном уровне это выглядит следующим образом: субъект РФ нацелен на удовлетворение публичных интересов с учетом повышения эффективности и результативности расходов регионального бюджета, а частное лицо - на извлечение прибыли. Соответственно в рамках концессионного соглашения достигается баланс интересов субъекта РФ и частного лица по
4 Попов А.И. Концессионные риски в государственно-частном партнерстве // Финансы и кредит. 2007. № 19. С. 43.
вопросу управления объектом концессии и достижения поставленных целей и задач.
Объекты концессионного соглашения представлены на рис. 1.
Концедент обязан предоставить на установленный концессионным соглашением срок права владения и пользования объектом соглашения с целью осуществления деятельности, определенной соглашением. При этом срок концессионного соглашения устанавливается исходя из объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта соглашения и срока окупаемости этих инвестиций, а также иных обязательств концессионера. Возврат затраченных концессионером средств осуществляется посредством эксплуатации объекта соглашения в коммерческих целях [11].
Соответственно другая сторона концессионного соглашения - концессионер - это частное лицо, которое принимает на себя определенные обязательства в обмен на переданные ему права, недоступные или ограниченно доступные в гражданском обороте [12]. Частное лицо за свой счет создает и (или) реконструирует объект соглашения, право собственности на который принадлежит или будет принадлежать концеденту.
К одному из финансовых условий концессионного соглашения относится концессионная плата [13], которая может быть уплачена не только в виде фиксированных платежей, но и путем передачи концессионером части имущества, продукции или доходов в пользу концедента. При этом периодичность платежей согласно действующему законодательству также вариативна. Возможно внесение концессионной платы не только в течение всего срока соглашения, но и в отдельные установленные периоды. Наряду с этим отметим, что не исключается и полное отсутствие концессионной платы.
Итак, к основным операциям, осуществляемым концессионером в ходе исполнения концессионного соглашения, относятся:
— создание и (или) реконструкция объекта концессионного соглашения;
— осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения;
— осуществление концессионной платы;
— передача объекта концессионного соглашения концеденту при прекращении концессионного соглашения.
В настоящее время каждое концессионное соглашение является пилотным проектом, поэтому
концессионеры внимательно оценивают риски, которые могут привести к увеличению затрат на строительство, эксплуатацию или финансирование, снижению доходов или нестабильному уровню доходности проекта [14]. В целом спектр рисков, связанных с исполнением концессионного соглашения, достаточно широкий. Прежде всего, речь идет о следующих рисках:
— риски, связанные со стадией проектирования и строительного производства;
— риски, возникающие на стадии эксплуатации;
— финансовые риски;
— юридические риски.
Все множество рисков концессионного соглашения классифицируем по такому основанию, как масштаб проявления. В этой связи выделим:
— общие риски (риски, присущие любому концессионному соглашению). Подразделяются на внутренние риски проекта (риски на этапе проектирования, строительства, эксплуатации) и риски, связанные с влиянием внешних факторов (макроэкономические риски, институциональные риски, риски форс-мажорных обстоятельств и др.);
— специфические риски (риски, связанные с выбранной формой концессионного партнерства). Специфические риски концессионера включают в себя риск конфискации объекта, несоблюдения государственными органами обязательств, призванных обеспечивать поддержку партнерству (предоставление субсидий, выдача в установленный срок разрешительных документов, невмешательство в реализацию проекта и др.). Соответственно к специфическим рискам концедента относятся риск «частного монополиста» [15], неэффективного расходования инвестированных средств, остановки эксплуатации объекта концессии и др.
Управление рисками концессионного соглашения предполагает применение таких методов, как сохранение, диверсификация, снижение (ограничение) и страхование.
Наиболее эффективным для проектов, реализуемых на основе концессионных соглашений, является страхование не отдельных видов рисков, а комплексное страховое сопровождение проекта. В рамках такой комплексной программы могут быть застрахованы следующие объекты:
— профессиональная ответственность проектировщиков;
— имущество, используемое в процессе выполнения работ;
— перевозка грузов;
— потеря прибыли в результате задержки ввода в эксплуатацию объекта и др.
Рисковая составляющая концессионного соглашения и отсутствие обязательств государства по существенному расходованию бюджетных средств на строительство объекта концессии приводят к тому, что привлечение частных инвесторов в концессионный проект становится крайне затруднительным, а в ряде случаев невозможным. Трудно представить себе ситуацию, когда 100% стоимости концессионного проекта финансируется частными лицами без привлечения средств бюджета. Поэтому, учитывая необходимость финансового участия государства в реализации концессионных соглашений, Закон № 115-ФЗ (ч. 13, ст. 3) определил возможность концедента частично принять на себя расходы на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта, а также предоставлять концессионеру государственные или
муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством РФ, к примеру, в целях привлечения банковского финансирования на наиболее выгодных условиях. Кроме того, Бюджетный кодекс РФ (ч. 6, ст. 79) предусматривает специальный механизм выполнения государством возложенных на него обязанностей по финансированию концессионного соглашения, а именно, осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в соответствии с концессионными соглашениями.
Итак, руководствуясь сказанным, отметим, что концессии свойственны ключевые признаки ГЧП, так как она является одной из его форм. Наряду с этим с позиции повышения результативности расходов регионального бюджета концессию характеризуют и специфические признаки (табл. 2).
На рис. 2. представлен SWOT-анализ концессии как инструмента повышения результативности расходов регионального бюджета, в рамках которого определены сильные и слабые стороны для субъекта РФ и частных лиц, а также
возможности и угрозы для данных сторон партнерства.
Подводя итоги отметим, что концессионные интересы субъекта РФ заключаются в переводе расходов по инвестированию и содержанию своего имущества на частный сектор для повышения эффективности его использования с сохранением целевого назначения и получения населением более качественных услуг. Привлечение инвестиций предусматривает переход с бюджетной на заемную и концессионную основу инвестирования отраслей с частичным бюджетным софинансированием. При этом особую роль концессия играет в инфраструктурных отраслях, традиционно находящихся в собственности государства и необходимых для эффективного функционирования экономики (железнодорожный, водный и воздушный транспорт, автодорожное хозяйство, электроэнергетика, коммунальное хозяйство и др.). К примеру, анализ опыта применения концессии в регионах Южного федерального округа показал, что по сферам реализации преобладает коммунальная сфера - в среднем 76% от общего количества концессионных проектов, далее следуют социальная (21%) и транспортная (3%) сферы (табл. 3).
При практической реализации концессионных проектов важно обеспечить повышение результативности расходов регионального бюджета и эффективности использования прямых бюджетных ассигнований, поскольку очевидно стремление субъекта РФ минимизировать свои затраты. При этом объем вложений должен быть таким, чтобы удовлетворить частного инвестора с точки зрения распределения рисков между партнерами. К примеру, приемлемой для государства и частного лица в строительстве платных участков автомобильных дорог является государственная поддержка на уровне 60-80% от стоимости проекта5. Но если в перспективе при взаимодействии бизнеса и субъекта РФ будет взаимное доверие и предсказуемость, необходимость в прямых финансовых вложениях со стороны субъекта РФ в концессионные проекты может значительно уменьшиться или вообще исключиться.
5 Максимов В.В. Анализ объема господдержки проектов государственно-частного партнерства в дорожном строительстве // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 18. С. 60-64.
Таблица 1
Субъекты концессионного соглашения Table 1
Parties to the concession agreement
Концедент Концессионер
Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти Российское или иностранное юридическое лицо
Субъект РФ, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ Два и более юридических лица, действующие по договору простого товарищества (совместной деятельности) без образования юридического лица
Муниципальное образование в лице органа местного самоуправления
Уполномоченные концедентом организации Индивидуальный предприниматель
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 2
Признаки концессии как инструмента повышения результативности расходов регионального бюджета Table 2
Indicators of concession as a tool to increase the efficiency of regional budgetary spending
Основа признака Характеристика признака
Цель Достижение результативности расходов регионального бюджета, связанных с предоставлением субъектом РФ прав использовать его собственность и осуществлять виды деятельности, которые составляют исключительную монополию государства
Объект финансирования Определение в качестве объекта расходования средств регионального бюджета собственности и монопольных видов деятельности субъекта РФ. Запрет на изменение целевого назначения и передачу объекта финансирования в залог. Возвратный характер объекта финансирования. Возложение риска повреждения или случайной гибели объекта финансирования на концессионера, если не оговорено иное
Субъекты финансирования и финансовые отношения между ними Субъект РФ (в лице соответствующих органов исполнительной власти), российское или иностранное юридическое лицо, два и более юридических лица, действующие по договору простого товарищества (совместной деятельности) без образования юридического лица, индивидуальный предприниматель. Осуществление финансирования субъектом РФ части расходов концессионера. Уплата концессионером в бюджет комиссионной платы
Нормативное обеспечение финансирования Расходование средств регионального бюджета на основе концессионного соглашения
Источник: авторская разработка
Source: Authoring Таблица 3
Анализ количества концессионных проектов в ЮФО (по состоянию на август 2016 г.)
Table 3
Analysis of the number of concession agreements in the Southern Federal District, as of August 2016
Показатель Ростовская область Астраханская область Краснодарский край Волгоградская область
Концессионных проектов, 42 13 11 7
всего
В том числе:
- в коммунальной сфере 42 1 8 4
- в социальной сфере Нет 11 3 1
- в транспортной сфере Нет 1 Нет 2
Источник: данные Единой информационной системы государственно-частного партнерства в РФ
Source: The Uniform Information System of Public-Private Partnership in the Russian Federation data
Рисунок 1
Основные объекты концессионного соглашения Figure 1
Targets of the concession agreement
Объекты концессионного соглашения
Недвижимое имущество Недвижимое и движимое иму щество, технологически связанное между собой
Реконструкция объекта госу дарственной и му ниципальной собственности Строительство объекта концессионного соглашения, право собственности на которое будет принадлежать органу госу дарственной власти и местного самоуправления
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 2
SWOT-анализ концессии как инструмента повышения результативности расходов регионального бюджета Figure 2
SWOT-analysis of concession as a tool to increase the efficiency of regional budgetary spending
Субъект РФ:
- выбор инвестора посредством проведения конкурса, планирование и контроль
за его деятельностью;
- сохранение целевого назначения государственного имущества;
- привлечение частных инвестиций в регион без потери стратегического контроля за жизненно важными системами и объектами;
- установление достаточно жестких долгосрочных юридически оформленных отношений с частным лицом;
- передача рисков частному лицу
Частные лица:
получение в долговременное управление имущества субъекта РФ
на льготных условиях платы; наличие достаточных гарантий возврата средств, поскольку субъект РФ как партнер несет определенную ответственность за обеспечение минимального уровня рентабельности; в отдельных случаях субъект РФ соглашается с условием доплаты из бюджета частному лицу при условии роста качества обслуживания
Субъект РФ: Частные лица:
- недостаточная степень - объекты
разработки инфраструктуры
стратегических имеют
программ продолжительные
по использованию сроки окупаемости
концессии; и возврата инвестиции
- недостаток
квалифицированных
кадров,
специализирующихся
на концессии
Концессионные соглашения заключаются
на длительный срок и не предусматривают
всех возможных вариантов ра звития
событий
Сильные стороны
Слабые стороны
I
Концессия
I
Возможности
Угрозы
Субъект РФ:
решение социально-экономических задач региона за счет средств частных лиц;
получение обществом более качественных услуг; создание новых рабочих мест в регионе;
обеспечение эффективного использования имущества государства;
обеспечение поступлений в региональный бюджет, снижение расходов регионального
бюджета;
возникновение права собственности на движимое (недвижимое) имущество, созданное или приобретенное концессионером при осуществлении концессионной деятельности;
поступление в государственную собственность части продукции и/или доходов, полученных концессионером в результате осуществления концессионной деятельности
Частные лица:
- увеличение прибыльности бизнеса
Субъект РФ: Частные лнца:
— невыполнение - невыполнение
обязательств обязательств
со стороны частных со стороны субъекта
лиц; РФ;
— неэффективное - административные
использование барьеры
государственных
ресурсов
Изменение начальных условий
концессионного соглашения в ре зультате
реализации значительных рисков
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Список литературы
1. Гукова A.B., Дорждеев A.B., Иншаков О.В., Шор Д.М. и др. Результативность и эффективность бюджетных расходов: монография. М.: Финансы, 2009. 720 с.
2. Билль М.В. Зарубежный опыт нормативно-правового регулирования и организации государственно-частного партнерства // Российский юридический журнал. 2014. № 6. С. 27-34.
3. Белицкая А.В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства: монография. М.: Статут, 2012. 191 с.
4. Грицай С.В. Основные принципы государственно-частного партнерства // Экономические науки. Приложение. 2005. № 6. С. 34.
5. Фильченков В.А. Организация государственно-частного партнерства в социальной сфере региона // Российское предпринимательство. 2008. № 4-1. С. 19-23.
6. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. 2004. № 6. С. 172-180.
7. Килинкаров В.В. Актуальные вопросы разрешения споров в сфере публично-частного партнерства // Закон. 2015.№ 2. С. 173-195.
8. Талапина Э.А. Концессия как форма публично-частного партнерства // Хозяйство и право. 2009. № 4. С. 69-74.
9. Богданова И.С. Осуществление государством права собственности на недвижимое имущество, составляющее его казну (на примере зданий и сооружений). М.: Юриспруденция, 2012. 280 с.
10. Кондратьева У.Д. Особенности форм государственно-частного партнерства // Современное право. 2016. № 1. С. 59-65.
11. Засыпкин Д.Ю. Понятие и признаки концессионного соглашения // Российский юридический журнал. 2011. № 2. С. 177-184.
12. Мизиковский И.Е., Кемаева С.А. Правовое и учетное обеспечение хозяйственной деятельности по концессионным соглашениям // Экономика и предпринимательство. 2014. № 3. С. 185-191.
13. Зусман Е.В., ДолгихИ.А. Концессия: анализ ключевых новелл // Закон. 2015. № 3. С. 50-59.
14. Шахов О.Ф., Миллерман А.С. Риски концессионных проектов // Финансы. 2011. № 4. С. 43- 48.
15. Спицына Т.А. Страхование инвестиционных проектов, реализуемых на основе концессионных соглашений // Организация продаж страховых продуктов. 2009. № 1. С. 89-93.
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
Economic Policy
CONCESSION AS AN INSTRUMENT TO INCREASE THE EFFICIENCY OF REGIONAL BUDGETARY SPENDING: ECONOMIC SUBSTANCE, INDICATORS, RISK
Inna M. SHOR
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 10 October 2016 Received in revised form 24 October 2016 Accepted 7 November 2016
JEL classification: L32
Keywords: concession, efficiency, expenditures, regional budget, indicator, risk
Abstract
Importance The article reviews the economic substance, indicators and risks of concession used as a contemporary and promising instrument to increase the efficiency of regional budgetary spending. Objectives The research represents a comprehensive examination of the economic substance, risks and principles of concession used to increase the efficiency of regional budgetary spending. I also elaborate a scientific approach to reasonable decision-making on the use of concession to manage regional budgetary spending.
Methods The research relies upon methods of systems analysis, scientific abstraction, induction, deduction, comparison, grouping and expert assessments.
Results I revealed the economic substance, specified indicators and risks of concessions as a contemporary and promising tool to increase the efficiency of regional budgetary spending. Conclusions and Relevance The concession mechanism, regionally, pursues raising investment resources for the region's economy to ensure the effective operation of property owned by the constituent entity of the Russian Federation, and the efficiency of regional budgetary spending. Concession is especially vital in infrastructure sectors, which are conventionally owned by the State and needed for effective economic processes. Concession demonstrates key aspects of public private partnership.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
Acknowledgments
The research was supported by the Russian Foundation for Humanities and Administration of the Volgograd Oblast as part of scientific project, No. 16-12-34017.
References
1. Gukova A.V., Dorzhdeev A.V., Inshakov O.V., Shor D.M. et al. Rezul'tativnost' i effektivnost' byudzhetnykh raskhodov: monografiya [Efficacy and efficiency of budgetary spending: a monograph]. Moscow, Finansy Publ., 2009, 720 p.
2. Bill' M.V. [Foreign experience in legislative regulation and organization of public-private partnership].
Rossiiskii yuridicheskii zhurnal = Russian Juridical Journal, 2014, no. 6, pp. 27-34. (In Russ.)
3. Belitskaya A.V. Pravovoe regulirovanie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: monografiya [Legal regulation of public-private partnership: a monograph]. Moscow, Statut Publ., 2012, 191 p.
4. Gritsai S.V. [Basic principles of public-private partnership]. Ekonomicheskie nauki. Prilozhenie = Economic Sciences. Supplement, 2005, no. 6, p. 34. (In Russ.)
5. Fil'chenkov V.A. [Organization of public-private partnerships in the social sector of the region]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2008, no. 4-1, pp. 19-23. (In Russ.)
6. Varnavskii V.G. [Public-private partnership in Russia: origination issues]. Otechestvennye zapiski = Notes of the Fartherland, 2004, no. 6, pp. 172-180. (In Russ.)
7. Kilinkarov V.V. [Current issues of dispute resolution in public-private partnerships]. Zakon = Law, 2015, no. 2, pp. 173-195. (In Russ.)
8. Talapina E.A. [Concession as a form of public-private partnership]. Khozyaistvo i pravo = Business and Law, 2009, no. 4, pp. 69-74. (In Russ.)
9. Bogdanova I.S. Osushchestvlenie gosudarstvom prava sobstvennosti na nedvizhimoe imushchestvo, sostavlyayushchee ego kaznu: na primere zdanii i sooruzhenii [The Government's exercise of its title for real estate held as part of its treasury: the case study of buildings and facilities]. Moscow, Yurisprudentsiya Publ., 2012, 280 p.
10. Kondrat'eva U.D. [Specifics of PPP forms]. Sovremennoe pravo = Modern Law, 2016, no. 1, pp. 59-65. (In Russ.)
11. Zasypkin D.Yu. [The concept and indicia of the concession agreement]. Rossiiskii yuridicheskii zhurnal = Russian Juridical Journal, 2011, no. 2, pp. 177-184. (In Russ.)
12. Mizikovskii I.E., Kemaeva S.A. [The legal and accounting framework for business operations under concession agreements]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2014, no. 3, pp. 185-191. (In Russ.)
13. Zusman E.V., Dolgikh I.A. [Concession: an analysis of key novels]. Zakon = Law, 2015, no. 3, pp. 50-59. (In Russ.)
14. Shakhov O.F., Millerman A.S. [Risks of concession projects]. Finansy = Finance, 2011, no. 4, pp. 43-48. (In Russ.)
15. Spitsyna T.A. [Insurance of investment projects implemented through concession agreements].
Organizatsiya prodazh strahovykh produktov = Organization of Insurance Product Sales, 2009, no. 1, pp. 89-93. (In Russ.)