Экономика
■ духовный стержень (идея правительница);
■ принадлежность к глобальному бизнесу;
■ обязательства по отношению к обществу и государству
- репутация сильного предприятия;
- лидер глобального рынка;
- талантливый руководитель
— быстры й п р о фессиональны й карьерн ы й рост ;
— интересная работа;
— непрерывное профессиональное обучение;
— хорошая зарплата.
Рисунок 1
Корпоративная культура — принципы меритократии и прозрачности на основе
коллективного договора
общие ценности;
— меритократия;
— коллективизм;
— предприятии для сотрудников, потом для клиентов
на рынке. Инновации «снизу» осуществляются, как правило, по согласованию с топ-менеджментом. Так что развитие корпоративной культуры происходит с запаздыванием, с разрывом во времени, с культурным «разрывом» между топменеджментом и работниками.
Одно из противоречий экономического роста состоит в том, что он производит одновременно и товары, и корпоративную культуру, но производит их в различных ритмах — ритм производства благ определяется индустриальной и экономической производительностью (техноструктурой), а ритм производства (развитие) корпоративной культуры зависит от социальной дифференциации в области знаний, умений и навыков. А так как нет границ у «потребностей» человека в качестве социального существа (процесс), ритм будет все более нарастать, т. о. время имеет значение, а сокращение «разрыва» является конкурентным преимуществом, т. к. определяет конечный срок внедрения инноваций.
Взаимосвязь корпоративной культуры с принципами меритократии и прозрачности на основе коллективного договора который регулирует не только социальнотрудовые, но и социально-экономические отношения (что является новизной данного
подхода), способствующих сокращению «разрыва» (рис. 1).
Проведенное исследование позволило обосновать концепцию «механизм управления корпоративной культурой», которая
строится на основе распределительной модели, включающей в себя непрерывный инновационный процесс и общие интересы (создание стоимости и блага для общества одновременно) как основу экономического роста.
1
Культурология изучает духовную культуру т. е. преобладание интеллектуальных интересов над материальными.
Литература
1. Спивак В. А. Корпоративная культура. СПб. : Питер, 2001. 352 с.
2. Стровский Д. А. Корпоративная культура и корпоративные ценности современной фирмы — международный опыт и российская практика. Екатеринбург, 2001. 257 с.
3. Лутфуллин Ю. Р. Рынок и культура управленческой деятельности в АПК. Уфа, 2005.
4. Багрецов Н. Д. Теоретические основы предприятия и его конкурентоспособности: системный субъектно-объектный подход // Аграрный вестник Урала. 2010. № 7. С. 11-14.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ РЕГИОНА: ДИНАМИКА И СТРУКТУРА РАСХОДОВ
О. А. БЕЛИКОВА,
620019, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта,
доцент, Уральская ГСХА д. 42; тел. 359-81-37
Ключевые слова: регион, региональная финансово-бюджетная подсистема, региональный бюджет, расходы регионального бюджета.
Keywords: region, regional fiscal subsystem, the regional budget, the costs of the regional budget.
Важным составным компонентом региональной финансово-бюджетной подсистемы являются расходы регионального бюджета. Расходная часть регионального бюджета является одной из форм воплощения перераспределительных процессов, осуществляющихся в рамках региональной экономики.
В общем виде расходы бюджетов представляют собой публичные, не создающие и не погашающие финансовых требований непрерывные затраты государства или муниципальных образований в виде строго опосредованных нормами права экономических отношений по поводу распределения и использования централизованных фондов денежных средств в целях обеспечения задач и функций государства
(Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований) [1, с. 278].
Развитие расходной части регионального бюджета прямо связано с развитием системы расходных полномочий. В последние годы в России была проведена сложная работа по более четкому разграничению расходных полномочий и ответственности между бюджетами всех уровней бюджетной системы. Осуществлена комплексная инвентаризация существующих нормативно-правовых актов, которые содержат регламентацию обязательств и полномочий по расходам. На этой основе сформирована базовая схема закрепления расходных полномочий и ответственности каждого уровня власти за предоставление и финансирование необходимых бюджетных
услуг. Уточнены расходные полномочия каждого уровня бюджетной системы. Как отмечают В. А. Слепов и В. К. Бурлачков, в настоящее время в российской экономике проявились новые факторы, активно воздействующие на развитие расходных полномочий уровней власти и предопределяющие их дальнейшую эволюцию. К этим факторам относятся:
— изменения в финансовых потребностях регионов и муниципалитетов в результате дифференциации в темпах их экономического развития;
— проявление под воздействием мирового финансового кризиса неустойчивости развития российских регионов;
— отсутствие четкости в законодательном разграничении расходных полномочий;
www. m-avu. narod. ru
57
Экономика Цф/
Таблица 1
Укрупненная структура расходов областного бюджета Свердловской области в 2006-2010 гг.1
Направления расходов Сумма, тыс. руб. Удельный вес, %
2006 2007 2008 2009 2010 2006 2007 2008 2009 2010
Общегосударственные вопросы 2966004,0 3811063,0 8450816,7 7150294,7 5178305,4 5,4 4,9 7,8 6,5 5,7
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 3993532,0 4747711,5 6847097,6 6075497,6 5670592,9 7,3 6,1 6,3 5,6 6,2
Национальная экономика 6617605,0 9681693,4 16130019,2 13917474,6 8231037,7 12,1 12,4 14,9 12,7 9,0
Жилищно- коммунальное хозяйство 532934,0 657320,0 691554,0 435487,6 256069,9 1,0 0,8 0,6 0,4 0,3
Охрана окружающей среды 346775,0 393129,0 450376,9 230761,5 232428,0 0,6 0,5 0,4 0,2 0,3
Образование 4775763,0 6582081,3 8608345,3 8832204,5 8432086,1 8,8 8,4 7,9 8,1 9,2
Культура, кинематография, средства массовой информации 678837,0 966088,0 2155351,0 1637809,3 1120476,1 1,2 1,2 2,0 1,5 1,2
Здравоохранение, физическая культура и спорт 9444386,0 13635264,7 12834685,0 11804724,7 8907222,5 17,3 17,4 11,8 10,8 9,7
Социальная политика 9581944,0 13944408,3 17933870,5 21860095,7 17370480,2 17,6 17,8 16,5 20,0 19,0
Межбюджетные трансферты 15563407,0 23887516,0 34345974,6 37420636,5 36100946,2 28,6 30,5 31,7 34,2 39,5
Итого расходов 54501187,0 78306275,2 108448090,8 109364986,7 91499645,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
1 Таблица составлена по [3, 4, 5, 6, 7].
Таблица 2
Состав и структура расходов областного бюджета Свердловской области по направлению «Национальная экономика» в 2006-2010 гг.1
Направления расходов Сумма, тыс. руб. Удельный вес, %
2006 2007 2008 2009 2010 2006 2007 2008 2009 2010
Общеэкономические вопросы 85069,0 435465,5 685787,2 774224,1 1000877,7 1,3 4,5 4,3 5,6 12,2
Топливно-энергетический комплекс - - 56000,0 30060,0 942,0 - - 0,3 0,2 0,01
Сельское хозяйство и рыболовство 1122466,0 1680473,1 2128222,0 2880991,1 1981440,3 17,0 17,4 13,2 20,7 24,1
Водное хозяйство 44111,0 55874,5 67290,2 87116,9 49452,6 0,7 0,6 0,4 0,6 0,6
Лесное хозяйство 108664,0 248802,3 508863,8 542938,7 392944,2 1,6 2,6 3,2 3,9 4,8
Транспорт 4863370,0 6736402,0 211854,0 229600,0 171014,0 73,5 69,6 1,3 1,6 2,1
Дорожное хозяйство 11724038,0 8338656,9 3945190,0 72,7 59,9 47,9
Связь и информатика 22790,0 37690,0 38085,0 32750,6 17095,0 0,3 0,4 0,2 0,2 0,2
Прикладные научные исследования в области национальной экономики 4265,0 11060,0 29930,0 25646,8 6815,0 0,1 0,1 0,2 0,2 0,1
Другие вопросы в области национальной экономики 366870,0 475926,0 679949,0 975488,9 665266,9 5,5 4,9 4,2 7,0 8,1
Итого расходов 6617605,0 9681693,4 16130019,2 13917474,6 8231037,7 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
1
Таблица составлена по [3, 4, 5, 6, 7].
— дисбаланс в расходных полномочиях уровней власти в результате изменения бюджетного законодательства;
— увеличение роли дотаций и субвенций в финансовой помощи, оказываемой из федерального бюджета региональным бюджетам, при одновременном снижении значения субсидий [2].
Формирование расходов бюджетов субъектов РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых, согласно законодательству РФ, должно происходить
в очередном финансовом году за счет средств соответствующего бюджета.
Укрупненная структура расходов областного бюджета Свердловской области представлена в табл. 1.
Одним из важнейших направлений расходования средств регионального бюджета является направление «Национальная экономика», в рамках которого происходит финансирование таких вопросов, как поддержка сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства; дорожная деятельность в отношении
автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение); содержание, развитие и организация эксплуатации аэропортов и/или аэродромов гражданской авиации, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; содержание, развитие и организация эксплуатации речных портов, на территориях которых расположено имущество, находящееся в собственности субъекта Российской Федерации; поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества, организация
Аграрный вестник Урала №7 (86), 2011 г.- -
Экономика
и осуществление региональных и межмуни-ципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества и т. д.
Динамика доли расходов по направлению «Национальная экономика» приведена в табл. 2. Основная часть расходов по данному направлению приходится на финансирование дорожного хозяйства, что предполагает финансирование содержания автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, их ремонт, в т. ч. капитальный, а также финансирование региональных целевых программ. Следует отметить, что доля расходов на содержание автомобильных дорог регионального и меж-муниципального значения во внутренней структуре расходов на дорожное хозяйство составила в бюджете на 2008 г. — 18,8 %, на 2009 г. — 42,7 %, на 2010 г. — 59,4 %. Существенная доля принадлежит и расходам на текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог регионального или межмуниципального назначения — их доля во внутренней структуре расходов на дорожное хозяйство составила в бюджете на 2008 г. 60,6 %, на 2009 г. — 50,6 %, на 2010 г. — 28,1 %. Следует отметить, что в рамках данного расходного направления происходит финансирование комплексной программы социально-экономического развития территорий сельских населенных пунктов в Свердловской области на период 2008-2015 гг. («Уральская деревня»).
Строительству новых дорог также уделяется внимание, например, в бюджете на 2010 г. предусмотрено финансирование строительства автомобильной дороги «Пермь-Серов-Ханты-Мансийск-Сургут-Нижневартовск-Томск» на участке дороги «Ивдель-Ханты-Мансийск» в пределах Свердловской области, строительство первой очереди (42 километр — 63 километр) автомобильной дороги «Екатеринбург-Тюмень», строительство автомобильной дороги «вокруг города Екатеринбурга» на участке «автомобильная дорога «Екатеринбург-Серов» — автомобильная дорога «Пермь-Екатеринбург». Следует отметить, что удельный вес расходов на финансирование региональных целевых программ снизился во внутренней структуре расходов на дорожное хозяйство с 36,9 % в 2008 г. до 6,3 % в бюджете на 2010 г.
Вторым по величине удельного веса во внутренней структуре расходов по направлению «Национальная экономика» является финансирование мероприятий по
поддержке сельского хозяйства. Доля расходов по данному направлению выросла за период 2006-2010 гг. с 17 % до 24,1 %. Основные расходы производятся в виде субсидий на поддержку животноводства, их удельный вес составил во внутренней структуре расходов на сельское хозяйство в бюджете на 2008 г. — 36,9 %, на 2009 г. — 40,3 %, на 2010 г. — 65,7 %. Рост объемов субсидирования животноводства выступил основным фактором роста расходов по данному расходному направлению в целом. Кроме указанного вида субсидий, из регионального бюджета в рамках расходов по направлению «Сельское хозяйство и рыболовство» производятся следующие субсидии:
— субсидии на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм и крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2004-2010 гг. на срок от 2 до 10 лет;
— субсидии на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2005-2010 гг. на срок до 8 лет;
— субсидии на поддержку элитного семеноводства;
— субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями;
— субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений;
— субсидии на поддержку племенного животноводства;
— субсидии на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и
организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2007-2010 гг. на срок до 1 года;
— субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химической защиты растений и средств химизации.
Анализ представленных данных показывает, что в рассматриваемом периоде существенно выросли расходы по разделу «Общеэкономические вопросы» за счет активизации мероприятий по реализации государственной политики занятости населения. Так, если в бюджете на 2008 г. объем расходов на реализацию государственной политики занятости населения был предусмотрен в размере 427,5 млн руб., то на 2009 г. он увеличился до 510,7 млн руб., в 2010 г. составил 812,2 млн руб. Осуществление полномочий в области содействия занятости населения предусматривает:
— выполнение функций бюджетными учреждениями;
— выполнение функций государственными органами;
— организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
— организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
— информирование населения и работодателей о положении на рынке труда;
— организацию общественных работ;
— организацию временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
— социальную адаптацию безработных граждан на рынке труда;
— организацию содействия самозанятости безработных граждан;
— организацию временного трудоустройства безработных граждан от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
— профессиональное обучение безработных граждан и профессиональную ориентацию.
Отметим, что по остальным подразделам расходного направления «Национальная экономика» в рассматриваемом периоде произошло сокращение объемов расходов вследствие влияния финансово-экономического кризиса.
Литература
1. Крохина Ю. А. Финансовое право России. М., 2008. 278 с.
2. Слепов В. А., Бурлачков В. К. Разграничение расходных полномочий в системе межбюджетных отношений // Финансы и кредит. 2009. № 4 (340). С. 19-24.
3. Об областном бюджете на 2006 год : областной закон от 10 декабря 2005 г. № 106-0З. Информационная справочная правовая система «Консультант-Плюс».
4. Об областном бюджете на 2007 год : областной закон от 8 декабря 2006 г. № 82-ОЗ. Информационная справочная правовая система «Консультант-Плюс».
5. Об областном бюджете на 2008 год : областной закон от 29 октября 2007 г. № 101-0З. Информационная справочная правовая система «Консультант-Плюс».
6. Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов : областной закон от 19 декабря 2008 г. № 119-ОЗ. Информационная справочная правовая система «Консультант-Плюс».
7. Об областном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов : областной закон от 29 ноября 2009 г. № 96-ОЗ. Информационная справочная правовая система «Консультант-Плюс».