УДК 377
М.П. ПРОХОРОВА1, А.А. СЕМЧЕНКО2
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
2Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье раскрыто значение инновационной деятельности преподавателя вуза в решении проблем повышения качества профессиональной педагогической подготовки. Представлено содержание понятия качества педагогического образования как основного требования реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и основополагающие идеи подготовки учителей в соответствии с Профессиональным стандартом педагога и Концепцией поддержки развития образования. Обобщены современные требования к профессиональной подготовке учителей в высших учебных заведениях, основное из которых -формирование учителя-универсала, способного непрерывно обучаться и обучать других. Раскрыты содержание понятия инновационная деятельность преподавателя и основные тенденции в изменении содержания традиционной преподавательской деятельности: возрастание роли методической, научно-исследовательской, проектной деятельности. Систематизировано содержание инновационной деятельности преподавателя педагогического вуза, описаны деятельность по обновлению содержания образовательных программ и совершенствованию организации образовательного процесса, деятельность по применению инновационных образовательных и оценочных технологий, деятельность по обеспечению сетевого взаимодействия и академической мобильности. Сделаны выводы о значительном влиянии инновационной деятельности преподавателя педагогического вуза на качество профессиональной подготовки студентов.
Ключевые слова: инновационная деятельность, преподаватель вуза, качество, профессиональное образование, инновация.
M.P.PROKHOROVA1, A.A. SEMCHENKO2
' Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation 2 Sankt-Peterburgsky state economic university, St. Petersburg, Russian Federation
INNOVATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS FACTOR OF QUALITY OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Abstract. In article value of innovative activity of the teacher of higher education institution in the solution of problems of improvement of quality of vocational pedagogical training is opened. The content of concept of quality of pedagogical education as main requirement of implementation of Federal state educational standards and fundamental ideas of training of teachers according to the Professional standard of the teacher and the Concept of support of a development of education is submitted. Modern requirements to vocational training of teachers in higher educational institutions, basic of which - formation of the teacher versatile person capable continuously to be trained and train others are generalized. Innovative activity of the teacher and the main tendencies in change of the content of traditional teaching activity are opened the content of concept: increase of a role of methodical, research, design activity. The content of innovative activity of the teacher of pedagogical higher education institution is systematized, activities for updating of the maintenance of educational programs and improvement of the organization of educational process, activities for application of innovative educational and estimated technologies, activities for ensuring network
interaction and the academic mobility are described. Conclusions are drawn on considerable influence of innovative activity of the teacher of pedagogical higher education institution on quality of vocational training of students.
Keywords: innovative activity, teacher of higher education institution, quality, professional education, innovation.
В настоящее время педагогическое образование находится на пути значительных трансформаций, связанных с изменением статуса и функций учителя в информационном обществе, необходимостью повышения качества профессиональной педагогической подготовки, развитием путей и способов вхождения в педагогическую профессию.
Среди требований к подготовке современного педагога на первое место выходит необходимость подготовки учителя-универсала, способного к самостоятельному и непрерывному самообразованию, профессиональной мобильности, различным видам не только образовательной и воспитательной, но и научной, исследовательской, проектной деятельности. В итоге это выражается в структурных и содержательных трансформациях системы педагогического образования, в основе которых лежит реализация требований Федеральных государственных образовательных стандартов [2, 6, 14, 16, 20].
Можно с полным правом утверждать, что реализация необходимых требований к качеству профессиональной подготовки и процессу его реализации невозможна без высокого уровня инновационной активности всех участников образовательного процесса, в первую очередь, преподавателей педагогических вузов. Инновационная деятельность преподавателей выступает основным фактором, обеспечивающим качество профессиональной подготовки будущих учителей.
Для начала определим содержание понятия качества профессионального образования.
В общем смысле качество образования представляет собой характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Под качеством профессионального образования можно понимать определенный уровень владения содержанием образования, освоение методически важных, долгоживущих и инвариантных элементов человеческой культуры, способствующих развитию и реализации творческого потенциала обучающихся, обеспечение нового уровня их интеллектуальной и духовной культуры, формирование способности к адаптации в новых социально-экономических и технологических условиях, взращивание внутренней потребности личности к саморазвитию и самообразованию [15, С.127]. Таким образом, качество профессионального образования, в том числе педагогического, оценивается посредством измерения степени удовлетворения образовательных потребностей личности.
В основе качества профессионального образования лежат концептуальные идеи, которые определяют общий контур требований к процессу и результату профессиональной подготовки.
Как уже отмечалось, в настоящее время происходит значительная трансформация системы педагогического образования, изменяются цели, требования, механизмы подготовки педагогов. Какие же современные требования закладываются в основу качества педагогического образования?
Основополагающие идеи инновационного развития педагогического образования и требования к профессиональной подготовки учителей сформулированы в настоящее время в проектах Профессионального стандарта педагога и Концепции поддержки развития образования. Первый документ содержит целевые ориентиры для формирования образа современного педагога, второй - раскрывает содержательные и организационные способы преобразования педагогического образования.
Согласно проекту Профессионального стандарта педагога, для повышения качества профессиональной подготовки педагогов необходимо руководствоваться рядом
общенациональных требований, с возможностью их дополнения региональными требованиями, которые могут включать социокультурные, демографические и другие особенности региона, и требованиями внутреннего стандарта образовательного учреждения в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.). Поэтому программы профессиональной подготовки учителей должны обладать высокой гибкостью с позиций «настройки» под условия региона и конкретного образовательного учреждения.
Главной целью педагогического образования становится, согласно профессиональному стандарту, формирование у учителя способности постоянно учиться. Это качество он должен постоянно демонстрировать своим ученикам. Это качество определяет готовность педагога к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям и педагогическому творчеству, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Формирование такого умения предполагает, прежде всего, усиленную практическую подготовку, активную самостоятельную работу, широкое использование элементов научно-исследовательской работы в процессе обучения.
Кроме того, стандарт усиливает требования к психолого-педагогической подготовке учителя, что отражено в совокупности метапредметных компетенций, среди которых можно назвать инновационные виды педагогической деятельности, такие как формирование системы универсальных учебных действий учащихся и норм поведения в виртуальной среде. В связи с этим возрастает значимость профессиональной ИКТ-компетентности будущего учителя, которая предполагает квалифицированное применение средств ИКТ при осуществлении педагогической деятельности.
В соответствии с новыми требованиями Профессионального стандарта педагога изменяются также методы оценки качества подготовки учителей. Для этой цели предполагается использование интегративных показателей оценки деятельности учителя с учетом уровня образования, склонностей и способностей учащихся, особенностей их развития и реальных учебных возможностей. Предаваемые механизмы оценки качества подготовки педагогов основаны на обратной связи с потребителями педагогической деятельности конкретного учителя - самими учащимися и их родителями. Соответственно, образовательные результаты студентов - будущих педагогов также должны оцениваться не только с позиций выполнения требований образовательного учреждения, но и с позиций удовлетворенности учащихся результатами педагогической деятельности студента [8, 18].
Целевые установки, заложенные в Профессиональном стандарте педагога, диктуют необходимость разработки и применения инновационных механизмов реализации программ педагогической подготовки. Концептуальные основания и общие контуры возможных механизмов реализации инновационного педагогического образования раскрываются в проекте Концепции поддержки развития педагогического образования.
Основной идеей Концепции поддержки развития педагогического образования является установка на подготовку «универсального» учителя, который ориентируется не только в узкой предметной области, но и может обеспечить освоение учащимися педагогически адаптированных основ наук, различных видов социального опыта в соответствии с потребностями учащегося. Это обеспечит рост престижа педагогической профессии, усиление прагматической направленности программ педагогической подготовки
[5].
Для реализации предложенной концепции предполагается решение следующих основных задач:
- повышение гибкости и вариативности системы педагогического образования за счет создания возможности освоения педагогической профессии людям, уже имеющим базовую профессиональную подготовку в другой области;
- развитие системы «универсального бакалавриата», предполагающего возможность выбора педагогической профилизации на последних курсах обучения;
- повышение практической направленности содержания педагогической подготовки и усиление её технологической составляющей;
- развитие сетевого взаимодействия вузов, учреждений среднего профессионального образования и школ для повышения качества подготовки учителей;
- создание системы независимой профессиональной сертификации педагогов, включая развитие системы сопровождения выпускников и развития карьеры учителя, а также создание общественно-профессиональной системы оценки качества педагогических программ [5, 17].
Таким образом, в основе качества педагогического образования лежат идеи универсальности профессиональной подготовки современного учителя, вариативности путей получения педагогического образования и оценки его качества различными субъектами.
Кроме того, многие требования к достижению необходимого качества профессиональной подготовки педагогов можно с полным правом отнести к инновационным, не используемым в широкой образовательной практике или не имеющим разработанных общеизвестных механизмов практической реализации. К таковым, например, относятся разработка программ «универсального бакалавриата», оценка удовлетворенности выпускников качеством полученной подготовки, внедрение системы независимой профессиональной сертификации педагогов. В настоящее время активно протекает процесс разработки и внедрения этих общесистемных инноваций в педагогическом образовании. Эффективное освоение перечисленных новшеств с целью достижения необходимого уровня качества педагогического образования возможно только при условии активной инновационной деятельности преподавателей педагогических вузов.
Для описания содержания и особенностей инновационной деятельности преподавателей педагогических вузов раскроем понятие инновационная деятельность в профессиональном образовании.
Инновационная деятельность преподавателя представляет собой комплексный интегративный вид педагогической деятельности, направленный на обеспечение инновационного развития и повышение качества профессионального образования за счет разработки и применения разнообразных новшеств в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Другими словами, это целенаправленная деятельность по использованию разнообразных инноваций для повышения качества профессиональной подготовки [9, 10].
Инновацией в таком случае выступает процесс и результат целенаправленных, эффективных изменений на основе новшеств, обеспечивающих качественное обновление и развитие отдельных компонентов и целостной системы профессионального педагогического образования [12, с .13].
При этом новшество понимается как идея, результат прикладных и фундаментальных исследований, экспериментальных и теоретических разработок в сфере образования, воспитания, управления, информационных технологий, который при его освоении приводит к повышению эффективности и развитию системы педагогического образования.
Следовательно, инновационная деятельность преподавателя состоит в непрерывном обновлении образовательных программ и путей их освоения за счет разнообразных новшеств, что приводит, в конечном итоге, к повышению качества профессиональной подготовки и развитию педагогического образования в целом.
Инновационная деятельность преподавателя выступает условием его непрерывного личностного и профессионального развития и становится главным инструментом качественного изменения системы педагогического образования, в основе которого лежит отказ от стереотипов в профессии, выход за рамки действующих механизмов, нахождение новых оригинальных способов решения профессиональных задач [4, 11].
Основной тенденцией, определяющей направленность инновационной деятельности преподавателя педагогического вуза, в настоящее время выступает смещение его функции с чисто преподавательской на консультационную, направляющую. Современный
преподаватель становится не транслятором знаний и образцом умений, а организатором самостоятельной работы студентов, экспертом-консультантом, оценивающим проявления разнообразной индивидуальной активности учащегося.
В первую очередь это приводит к трансформации содержания преподавательской деятельности:
- наблюдается снижение значения традиционных академических лекционных и практических форм работы. Это, в частности, нашло отражение в появлении и законодательном закреплении контактных форм работы, требующих изменения структуры рабочего времени преподавателей и учебной нагрузки учащихся;
- значительно возрастает необходимость методической и научно-исследовательской работы;
- усиливается внимания к формированию у учащихся универсальных компетенций, позволяющих выпускнику успешно осваивать практически любой вид профессиональной деятельности;
- возрастают требования к индивидуализации, гибкости и вариативности учебного процесса, в основном за счет широкого использования современных информационных технологий в образовательном процессе;
- возникает необходимость обеспечить академическую мобильность учащихся [1, 4,
17].
Таким образом, повышение качества педагогического образования предполагает активизацию инновационной деятельности преподавателей педагогических вузов. Перечисленные требования к преподавательской деятельности позволяют сформулировать основные виды инновационной деятельности преподавателя при реализации программ педагогической подготовки:
1. Деятельность по обновлению содержания образовательных программ
Усложнение системы научных знаний, их интеграция и дифференциация требуют от
преподавателей расширения и углубления квалификации за счет умения создавать междисциплинарные программы, объединяющие различные дисциплины, предполагающие различные уровни усвоения и возможности реализации различных образовательных маршрутов. Этот вид деятельности обеспечит переориентацию деятельности преподавателя от информационной к организационной - по руководству самостоятельной учебно-познавательной, научно-исследовательской и профессионально-практической деятельностью студентов.
Данный вид деятельности подразумевает непрерывное совершенствование содержания профессиональной педагогической подготовки с учетом региональных требований, запросов самих учащихся, их родителей, сетевых партнеров. В таком случае проектирование инновационных учебных курсов и модулей осуществляется от образовательных результатов.
Достижение поставленных целей по обновлению содержания педагогического образования невозможно без участия преподавателя в научно-исследовательской деятельности. В настоящее время научно-исследовательская деятельность «сращивается» с образовательной, что выражается в регулярном участии преподавателя в исследовательских проектах, привлечении студентов к различным видам исследовательской работы, широком применении проектных методов обучения [19].
2. Деятельность по совершенствованию организации образовательного процесса
Эта деятельность направлена на обеспечение гибкости, доступности, непрерывности
образовательных программ и подразумевает активное включение преподавателя в проектирование и планирование образовательного процесса. В первую очередь, преподаватель должен обеспечить условия для реализации студентами индивидуальных образовательных траекторий, повышения доступа к образовательным продуктам посредством информационных технологий и сетевых ресурсов. Преподаватель должен не
только разрабатывать востребованный конкурентоспособный образовательный продукт, но и предлагать различные траектории овладения необходимыми компетенциями.
3. Деятельность по применению инновационных образовательных и оценочных технологий
Современное профессиональное образование, в том числе педагогическое, должно быть технологичным, т.е. обеспечивать гарантированное овладение необходимыми компетенциями с использованием современных образовательных технологий. Особенно актуально это утверждение в связи с возрастанием значимости практического обучения. Качественная педагогическая подготовка в соответствии с Профессиональным стандартом педагога предполагает отработку усвоенных методов и приемов профессиональной деятельности в условиях специально организованной учебно-лабораторной среды. Поэтому инновационная деятельность преподавателя будет включать освоение и использование в образовательном процессе таких технологий, как проблемное обучение, дискуссии, тренинги, работа в малых группах, проектное обучение, деловые игры, кейс-стадии пр. [3].
Реализация в педагогическом образовании компетентностной модели, ориентированной на личностное развитие будущих учителей, формирование у них способности к саморазвитию, выдвигает также новые требования к оценке их учебных достижений. К этим требованиям следует отнести: переход от оценки успеваемости студента (в основном на экзаменах и зачетах) к оценке овладения им совокупностью компетенций, предусмотренных основными образовательными программами; определение успешности студента относительно собственных результатов за предыдущие периоды; использование разнообразных средств взаимо- и самооценки; открытость характера оценивания для всех обучающихся и др. [7, с.223].
Это требует от преподавателя освоения инновационных оценочных технологий и средств оценивания результатов сформированности необходимых компетенций учащихся, таких как рейтинговая система, тестирование, портфолио, экспертные оценки, маршрутный лист, самоанализ, оценочный лист и др.
4. Деятельность, направленная на обеспечение сетевого взаимодействия и академической мобильности
Сетевое взаимодействие - это устойчивое, организационно оформленное взаимодействие образовательных организаций между собой и с субъектами внешней среды в целях повышения эффективности использования их совокупного потенциала, оптимизации используемых ресурсов и достижения высокого качества подготовки выпускников, соответствующего требованиям рынка труда [13].
В современных условиях качественная педагогическая подготовка возможна только при условии развитого сетевого взаимодействия. Участие преподавателя в сетевом взаимодействии дает возможности для реализации совместных образовательных, исследовательских и др. проектов, учета образовательных потребностей сетевых партнеров, создает возможности для профессионального развития самого преподавателя.
Возрастание требований к качеству профессиональной подготовки повышает также необходимость академической мобильности преподавателя.
Под академической мобильностью преподавателя понимается перемещение кого-либо, имеющего отношение к образованию, на определенный (обычно до года) период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований. Академическая мобильность преподавателя создает необходимые условия для обмена педагогическим опытом, освоения новых образовательных программ и технологий, повышения культурного уровня.
Реализация инновационной деятельности преподавателя педагогического вуза существенно повышает требования к уровню его профессиональной подготовки, личностным и профессиональным качествам. Для этого преподаватель должен обладать такими качествами как:
- способность идентифицировать новшества в своей профессиональной области и совершенствовать её;
- способность к самообразованию, непрерывному самосовершенствованию;
- способность организовать сетевое взаимодействие, обмен опытом, установить разносторонние контакты;
- умение работать в команде для реализации образовательных, исследовательских, профессиональных проектах, в том числе в сетевых;
- умение планировать индивидуальную траекторию развития, чтобы оставаться востребованным в изменяющихся условиях.
Необходимо остановиться также на вопросе оценки инновационной деятельности преподавателя педагогического вуза.
Значительное изменение содержания традиционной преподавательской работы, появление новых функций и компетенций преподавателя вуза требует новых подходов к определению качества педагогической деятельности. В этом плане происходит смещение центра оценивания: если раньше оценка преподавательской деятельности производилась по формальным показателям (учебная нагрузка, количество публикаций), то постепенно добавляются комплексные виды оценивания, предполагающие учет мнений выпускников, работодателей, сетевых партнеров, экспертов.
Примером комплексной оценки может служить рейтинговая оценка, комплексно оценивающая активность преподавателя педагогического вуза в учебно-методической (совершенствование образовательных программ, повышение квалификации, участие в экспертной деятельности, разработка электронных курсов), научно-исследовательской (разработка объектов интеллектуальной собственности, грантовая, проектная деятельность, публикационная активность, научно-исследовательская работа студентов) деятельности, сетевом взаимодействии (реализация образовательных программ в сетевой форме) [20].
В заключении можно утверждать, что инновационная деятельность преподавателя вуза выступает одним из основных факторов повышения качества педагогического образования, поскольку:
- позволяет полноценно реализовать востребованные образовательные программы педагогической подготовки с использованием современных технологий;
- обеспечивает высокую степень удовлетворенности результатами профессиональной подготовки всех заинтересованных лиц;
- обеспечивает высокий уровень формирования необходимых компетенций и освоения трудовых действий в постоянно меняющейся среде;
- способствует совершенствованию образовательного процесса и развитию образовательной организации в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бонюшко Н.А., Семченко А.А. Современные модели систем качества в обеспечении качества образовательных услуг // Омский научный вестник. 2012. №2 (106). С. 53-56.
2. Ваганова О.И. Педагогические технологии в условиях уровневой системы высшего профессионального образования. Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2012.
3. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2015. №3.
4. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования // Вестник Мининского университета. 2013. №2 (2). С. 14.
5. Концепция поддержки развития педагогического образования (проект) [Электронный ресурс] // Минобрнауки.рф: [сайт]. [2011]. URL: Ы*р://минобрнауки.рф/документы/3871/файл/2676/Концепция поддержки развития педагогического образования 11 12 13.doc (дата обращения 16.07.2015).
6. Маркова С.М., Седых Е.П. теоретические основы проектного управления образовательными системами // Наука и школа. 2011. № 3. С. 8-10.
7. Нигматов Г. З. Современные средства оценивания образовательных результатов // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2013. №6. С. 220-227.
8. Профессиональный стандарт педагога (проект) [Электронный ресурс] // Минобрнауки.рф: [сайт]. [2011]. URL: Ы*р://минобрнауки.рф/документы/3071 (дата обращения 16.07.2015).
9. Прохорова М. П. Инновационная деятельность педагога профессионального обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14. №1. С. 68-72.
10. Прохорова М. П. Инновационная деятельность педагога профессионального обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2008. №1. С. 6872.
11. Прохорова М. П. Этапы инновационной деятельности педагога профессионального обучения // Академический журнал Западной Сибири. 2008. №1. С. 27.
12. Прохорова М.П. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе: автореферат дисс. ...к.п.н. Нижний Новгород, 2004. 23 с.
13. Сахарова В. И. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений как ресурс развития системы профессионального образования // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2012. №8. С. 38-40.
14. Седых Е.П. Стратегическое управление образовательной деятельностью в вузе // European Social Science Journal. 2013. №11-1 (38). С. 43-48.
15. Семченко А.А. Основные направления развития качества высшего образования // актуальные проблемы экономики и управления. 2014. №4. С.126-131.
16. Собкин В.С., Ткаченко О. В. Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы. Труды по социологии образования. т. XI-XII. вып. XXI. М.: Центр социологии образования РАО, 2007. 200 с.
17. Фильченкова И. Ф. Воронин Д. И. Инновационные подходы к управлению основными образовательными программами высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. №1. С. 31
18. Шабанова Т.Л., Новик И.Р. Анализ представлений учителей о педагоге будущего как основание для разработки модели обучения студентов новым педагогическим профессиям в системе разделения педагогического труда // Вестник Мининского университета. 2015. №3.
19. Юртаева Т.С. Подготовка педагогических кадров профессионального образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2013. №3.
20. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal 2014; 11(11s): 489-493. (ISSN:1097-8135)
http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/111 26041life1111s14 489 493.pdf REFERENCES
1. Bonjushko N.A., Semchenko A.A. Sovremennye modeli sistem kachestva v obespechenii kachestva obrazovatel'nyh uslug [Modern models of quality systems in ensuring quality of educational services. Omskij nauchnyj vestnik, 2012. no. 2 (106), pp.53-56. (In Russian)
2. Vaganova O.I. Pedagogicheskie tekhnologii v usloviyakh urovnevoy sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya [Pedagogical technologies in the conditions of-level system of higher education]. Nizhniy Novgorod, 2012. (In Russian)
3. Vaganova O.I., Ermakova O.E. Ocenka obrazovatel'nyh rezul'tatov bakalavrov professional'nogo obuchenija [Assessment of educational results of bachelors of a vocational education]. VestnikMininskogo universiteta, 2015, no. 3. (In Russian)
4. Koldina M.I. Deyatel'nost' prepodavatelya vuza v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya. [Activity of the teacher of higher education institution in the conditions of modernization of education]. VestnikMininskogo universiteta, 2013, no. 2 (2), p. 14. (In Russian)
5. Kontseptsiya podderzhki razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya (proekt) [Concept of support of development of pedagogical education (project)]. Available at: http://www.minobrnauki.rf/dokumenty/3871/fayl/2676/Kontseptsiya%20podderzhki%20razvitiya% 20pedagogicheskogo%20obrazovaniya%2011%2012%2013.doc (accessed 15.09.2015).
6. Markova S.M., Sedykh E.P. Teoreticheskie osnovy proektnogo upravleniya obrazovatel'nymi sistemami [Theoretical bases of project management by educational systems]. Nauka i shkola, 2011, no. 3, pp. 8-10 (in Russian).
7. Nigmatov G.Z. Sovremennye sredstva ocenivanija obrazovatel'nyh rezul'tatov [Modern means of estimation of educational results]. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 2013, no. 6, pp. 220-227 (in Russian).
8. Professional'nyy standart pedagoga (proekt) [Professional standard of the teacher (project)]. Available at: http:// http:/^Ho6pHaym^/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD% D1%82%D1%8B/3071 (accessed 15.09.2015).
9. Prokhorova M.P. Innovatsionnaya deyatel'nost' pedagoga professional'nogo obucheniya. [Innovative activity of the teacher of vocational training]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika, 2008, vol. 14, no. 1, pp. 68-72. (In Russian)
10. Prokhorova M.P. Innovatsionnaya deyatel'nost' pedagoga professional'nogo obucheniya. [innovative activity of the teacher of vocational training]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova, 2008, vol. 14, no. 1. (In Russian).
11. Prokhorova M.P. Jetapy innovacionnoj dejatel'nosti pedagoga professional'nogo obuchenija [Stages of innovative activity of the teacher of a vocational education]. Akademicheskij zhurnal Zapadnoj Sibiri, 2008, no. 1, pp. 27. (In Russian).
12. Prokhorova M.P. Podgotovka pedagogov professional'nogo obucheniya k innovatsionnoy deyatel'nosti v vuze. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Training of teachers of a vocational education for innovative activity in higher education institution. Cand. ped. sci. diss.]. Nizhny Novgorod, 2004. 23 p. (In Russian)
13. Sakharova V. I. Setevoe vzaimodeystvie obrazovatel'nykh uchrezhdeniy kak resurs razvitiya sistemy professional'nogo obrazovaniya. [Network interaction of educational institutions as resource of development of system of professional educationy. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2012, no. 8, pp. 38-40. (In Russian)
14. Sedykh E.P. Strategicheskoe upravlenie obrazovatel'noy deyatel'nost'yu v vuze. [Strategic management of educational activity in higher education institutiony. European Social Science Journal, 2013, no. 11-1 (38), pp. 43-48. (In Russian)
15. Semchenko A.A. Osnovnye napravlenija razvitija kachestva vysshego obrazovanija [Main directions of development of quality of the higher education]. Aktual'nye problemy jekonomiki i upravlenija, 2014, no. 4, pp. 126-131. (In Russian)
16. Sobkin V.S., Tkachenko O. V. Student pedagogicheskogo vuza: zhiznennye i professional'nye perspektivy. Trudy po sociologii obrazovanija [Pedagogical high school student: the life and career prospects. Works on the sociology of education]. T. XI-XII. Vol. XXI, Moscow, Tsentr sotsiologii obrazovaniya RAO Publ., 2007, pp. 200. (In Russian)
17. Fil'chenkova I. F. Voronin D. I. Innovatsionnye podkhody k upravleniyu osnovnymi obrazovatel'nymi programmami vysshego obrazovaniya [Innovative approaches to management of the main educational programs of the higher education]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 1, pp. 31. (In Russian)
18. Shabanova T.L., Novik I.R. Analiz predstavlenij uchitelej o pedagoge budushhego kak osnovanie dlja razrabotki modeli obuchenija studentov novym pedagogicheskim professijam v
sisteme razdelenija pedagogicheskogo truda [The analysis of ideas of teachers of the teacher of the future as the basis for development of model of training of students in new pedagogical professions in system of division of pedagogical work]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 3. (In Russian)
19. Jurtaeva T.S. Podgotovka pedagogicheskih kadrov professional'nogo obrazovanija v vuze [Training teachers of vocational training in high school]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2013, no. 3. (In Russian)
20. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal 2014; 11(11s): 489-493. (ISSN:1097-8135)
http://www.lifesciencesite.com/lsi/life1111s/111 26041life1111s14 489 493.pdf © Прохорова М. П., Семченко А. А., 2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Прохорова Мария Петровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Семченко Анжелика Ахмеджановна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Prokhorova Mariya Petrovna - the candidate of pedagogical sciences, the associate professor of innovative technologies of management, Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (Minin university), Nizhny Novgorod, Russian Federation, email: [email protected]
Semchenko Anjelica Akhmedzhanovna - Candidate of Economic Sciences, the associate professor of economy and quality management, Sankt-Peterburgsky state economic university, St. Petersburg, the Russian Federation; e-mail: [email protected].