<
Басангова К.М.
Экономическая интеграция как фактор развития Арктической зоны Российской Федерации
Басангова Кермен Маратовна
Государственная полярная академия (Санкт-Петербург) о
Первый проректор, заведующий кафедрой государственного, муниципального и организационного управления Кандидат экономических наук, доцент [email protected]
РЕФЕРАТ
В статье исследуются проблемы и предпосылки устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации, анализируются предпосылки развития арктических регионов в контексте концепции устойчивого развития, рассматриваются научно-практические рекомендации по обеспечению экономической устойчивости Арктического региона.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
экономическая интеграция, устойчивое развитие, регион, концепция устойчивого развития, Арктическая зона Российской Федерации, стратегия, региональное управление
Basangova K. M.
Economic Integration as Factor of Development of the Arctic zone of the Russian federation
Basangova Kermen Maratovna
State Polar Academy (Saint-Petersburg, Russian Federation)
First Vice-Rector, Head of the Chair of the Public, Municipal аnd Organizational Management
PhD in Economic, Associate Professor
ABSTRACT
In the article problems and prerequisites of a sustainable development of the Arctic zone of the Russian Federation are investigated. Prerequisites of development of the Arctic regions in a context of the concept of a sustainable development are analyzed. Scientific and practical recommendations on ensuring economic stability of the Arctic region are considered.
KEYWORDS
economic integration, sustainable development, region, concept of a sustainable development, Arctic zone of the Russian Federation, strategy, regional government
Значение северных регионов России в новых социально-экономических условиях неуклонно растет, и связано это в основном с разработкой и добычей на их территории ресурсов [1].
Территория Арктической зоны Российской Федерации (далее — АЗ РФ) как объект государственного регулирования имеет сложную структуру. Она включает в себя территории северных субъектов Российской Федерации, а также земли и острова, указанные в Постановлении Президиума Центрального исполнительного комитета СССР от 15 апреля 1926 г., и прилегающие к ним внутренние морские воды, территориальное море, исключительную экономическую зону и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом.
АЗ РФ является стратегической сырьевой базой Российской Федерации, поскольку располагает колоссальными запасами углеводородов, цветных и драгоцен-
2 ных металлов. Это обстоятельство делает регион исключительно важным для ^ российской и мировой экономики. В недрах арктического шельфа России содер-о жится более 90 млрд т углеводородов (в нефтяном эквиваленте) — это почти 20% о мировых запасов. В западной части арктического шельфа установлено три крупных со бассейна нефтегазонакопления: Центрально-Баренцевский и Южно-Карский газо-х конденсатные и Печороморский нефгегазоконденсатный. Здесь, без учета аквато-н- рий внутренних морских вод, открыто три уникальных и семь крупных месторож-< дений нефти и газа.
т Здесь находятся предприятия газового комплекса, которые обеспечивают добычу более 80% российского газа, цветной металлургии, входящие в состав горнопромышленного комплекса, рыбного комплекса, которые поставляют на рынок более 30% рыбы и морепродуктов России. По данным Н. П. Юшкина, в Арктической зоне России сконцентрирована подавляющая доля общероссийских запасов золота — 40%; нефти — 60%; газа — 60-90%; хрома-марганца — 90%; платиновых металлов — 47%; коренных алмазов — 100%; угля, никеля, меди, кобальта, олова, вольфрама, апатита, ртути — 50%. Общая стоимость минерального сырья арктических недр превышает 30 трлн долл. [5].
Арктика обладает огромным потенциалом, поскольку органично включает в себя все основные компоненты экономической деятельности. Прежде всего — уникальную транспортную сеть с портами, расположенными в непосредственной близости, с одной стороны, к перспективным месторождениям нефти, газа на шельфе и иным природным ресурсам, а с другой стороны — к европейскому и американскому рынкам.
Помимо этого открываются бескрайние просторы для предпринимательской инициативы и развития многоотраслевого диверсифицированного хозяйства. Уже заложены предпосылки для расширения горнопромышленного производства, включая минерально-сырьевую базу Полярного Урала, уникальные месторождения Якутии и Чукотки. В силу этих обстоятельств социально-экономическое развитие АЗ РФ находится в центре внимания не только региональных, но и общегосударственных органов управления. Помимо общих для всех российских регионов мер государственного регулирования к АЗ РФ применяются меры прямого действия, такие как государственные и региональные программы и проекты, законодательные акты и т. п.
В разные периоды времени были подготовлены законопроекты «О районировании (зонировании) территории Севера России» (1998 г.), «Об Арктической зоне Российской Федерации» (1999 г.), которые так и не были приняты1.
Приведем состав основных документов, регулирующих развитие АЗ РФ: «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», «Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», «Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», «Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера Российской Федерации», подпрограмма «Освоение и использование Арктики» федеральной целевой программы «Мировой океан», «Стратегическая программа действий по охране окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации», Федеральный закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов
1 Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года: [Электронный ресурс]. Ш_: ИП:р://\мм\м/81Ыо.ги/81:^ед1а/81:гс1ос.рЬ|р.
Г"
Факторы внешней среды прямого воздействия
♦ Поставщики ресурсов
♦ Законодательные органы страны, региона и муниципалитета
♦ Потребители социальных благ и услуг
♦ Конкуренты
о <
♦ Общее состояние национальной экономики
♦ Уровень технологий
♦ Социокультурные потребности
♦ Политическая обстановка
I Факторы внешней среды косвенного воздействия
Структура среды организации социальной сферы АЗ РФ
Российской Федерации», Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
На территории АЗ РФ функционирует социально-экономическое хозяйство макрорегиона, которое включает в себя большое количество предприятий, организаций, учреждений, общественных организаций и союзов и т. п. Конечным продуктом их деятельности являются социальные блага и услуги, создающие условия для активной экономической деятельности и нормальной жизнедеятельности населения региона. В совокупности они формируют экономические, правовые, общественные, этические и другие институты пространства АЗ РФ (рисунок) и обеспечивают его инвестиционную привлекательность.
Характеризуя особенности социально-экономической системы АЗ РФ, следует отметить ее открытость к внешним региональным и международным социальным и экономическим взаимодействиям. Это обстоятельство привело к кардинальным трансформациям в социальной сфере АЗ РФ, которые выражаются в разрушении традиционного жизненного уклада, формировании современных бытовых и трудовых стандартов, возрастании роли образования, культуры и т. п. Общим для всех
2 регионов АЗ РФ является наличие ярко выраженных социальных проблем, таких ^ как неравномерность развития территорий макрорегиона по уровню жизни и зао нятости, дефицит на рынке труда, зависимость системы жизнеобеспечения от о состояния транспортных коммуникаций, обеспечивающих связи АЗ РФ с другими со российскими регионами.
х Регионам АЗ РФ присуща значительная неоднородность как по природно-кли-н- матическим факторам, так и по состоянию и условиям социально-экономического < развития. Относительно мягкий климат в европейской части АЗ РФ под влиянием т Гольфстрима сочетается даже в границах прибрежной зоны с суровым, жестко континентальным климатом азиатской части. Уровень освоенности территории АЗ РФ, который традиционно оценивается по показателю плотности населения, сильно различается. На Европейском Севере он почти повсеместно превышает 4 человека на 1 км2, а на азиатском составляет менее 1 человека на 1 км2. Не меньшие различия имеются и по уровню развития производительных сил, выражаемому, например, через валовый региональный продукт.
Особенности социальной сферы АЗ РФ связаны как с этногенезом и этнической историей народов Севера, формированием специфических особенностей их культуры и быта, географическими и экологическими условиями, так и с неравномерностью распределения природных богатств.
Современная социальная политика АЗ РФ направлена на повышение качества жизни на территории макрорегиона и предполагает создание условий для трудовой миграции, повышение уровня жизни населения, предоставление льгот для компенсации условий труда и жизни и т. д. Большое внимание уделяется сохранению национальной культуры, национальных традиций, экологическим проблемам, обострившимся под влиянием активной экономической деятельности. На состояние социальной сферы АЗ РФ, а следовательно, и на формирование и реализацию ее социальной политики влияет большое количество факторов. Это территориальные, экономические, политико-правовые, демографические, природно-экологические и социально-культурные факторы.
Поскольку любая территория в составе макрорегиона обладает уникальными этническими, геологическими, природными, экологическими, географическими особенностями, указанные факторы имеют различное значение для регионов АЗ РФ. Данное обстоятельство, с одной стороны, требует дифференцированного подхода к разработке их программ социально-экономического развития, с другой стороны, создает условия для эффективных внутрирегиональных взаимодействий.
Прежде всего география региона предопределила их традиционную социально-экономическую взаимосвязь друг с другом. Благодаря этому внутри региона сложилось территориальное разделение труда, четко определились специализация регионов, их место в народном хозяйстве АЗ РФ и России. Наличие демографических, социально-экономических, экологических и других отличий в жизнедеятельности входящих в АЗ РФ регионов и территорий не только не помешало установлению тесных экономических взаимосвязей между ними, но и в определенной степени способствовало их развитию. В результате этих обстоятельств для регионов АЗ РФ характерны внутрирегиональная специализация, устойчивые социально-экономические связи, территориальное разделение труда [4].
Развитие межрегиональных взаимодействий предполагает расширение партнерства с экономическими субъектами за пределами региона. Масштабы межрегиональных взаимодействий зависят от политических и географических факторов, а не только от инициативы хозяйствующих субъектов, причем оба фактора могут оказывать дестимулирующее воздействие на стремление субъектов к взаимодействию. Взаимодействие субъектов хозяйствования внутри АЗ РФ стимулируется как географическим фактором, так и исторически сложившимся разделением труда. Внут-
рирегиональные взаимодействия по отношению к межрегиональным выполняют 2 инфраструктурные функции, формируя внутреннюю хозяйственную среду макро- | региона. Таким образом, они составляют основу межрегиональных взаимодействий. о Сверхзадачей арктического сотрудничества является формирование новых и со- о вершенствование существующих институтов управления Арктической зоной мира т в условиях новых рисков [Там же]. х
С другой стороны, в силу территориальных и природно-климатических особен- н ностей для АЗ РФ характерна зависимость от межрегиональных связей, оказыва- «с ющих существенное влияние как на условия жизнедеятельности населения, так и т на эффективность экономической деятельности субъектов хозяйствования. По ряду направлений совокупный объем межрегиональных связей сопоставим с масштабами производства и потребления, например, по обеспечению населения продуктами питания.
В отличие от других регионов РФ макрорегион имеет большое количество барьеров, затрудняющих межрегиональные взаимодействия, поэтому он только по формальным признакам является открытой системой. Для преодоления барьеров взаимодействий, проявляющихся в форме высоких транзакционных издержек, необходимо партнерство государства и бизнеса. Заинтересованность государства в повышении степени открытости АЗ РФ связана с происходящими в Арктике международными процессами, оказывающими влияние на политическую и экологическую ситуацию. Такое положение дел отличает АЗ РФ от других регионов России, которые в значительной степени утратили заинтересованность в межрегиональных взаимодействиях.
По степени экономической зависимости территории АЗ РФ относятся к группе устойчивых, поскольку сложившиеся тенденции в области межрегиональных взаимодействий сохранятся при любых сценариях развития национальной экономики. Это означает, что для АЗ РФ наиболее перспективной стратегией экономического развития является региональное фритредерство1, основу которого формируют добывающие отрасли промышленности макрорегиона. Развитие этих отраслей неизбежно приведет к повышению открытости региона, переходу к взаимовыгодному международному сотрудничеству на основе мировых цен, усилению взаимодействий с другими российскими регионами.
Становление международных экономических взаимодействий в АЗ РФ связано с процессами глобализации и интеграции. АЗ РФ является полноправным участником процессов интеграции на Севере Европы, которые проявляются через формирование новых союзов, международных объединений и т. п. К Северной Европе принадлежат такие страны Скандинавского полуострова, как Норвегия, Швеция, Финляндия, и прилегающие к ним Дания, островное государство Исландия, три страны Балтии, Россия, а также частично Польша и Германия. На Европейском Севере созданы и активно действуют в течение длительного времени многочисленные международные союзы и организации (см. таблицу). Наиболее эффективным является сотрудничество северных стран по вопросам развития Северного морского пути, экологии, культуры.
Наиболее значимыми для экономики региона являются: Совет Баренцева/Евро-арктического региона (СБЕР), Совет министров северных стран, Арктический совет, Северный совет. Консолидирующую роль в деятельности северных стран сыграло принятие в 2006 г. Европейской комиссией инициативы «Северное измерение», которое усилило значение Российской Федерации в развитии международного
1 Фритредерство (от англ. free trade — свободная торговля) — 1) экономическое течение, выступающее за свободу торговли и невмешательство государства в хозяйственную жизнь;
2) свободная торговля.
< Таблица
2 Международные, региональные и национальные организации,
о занимающиеся вопросами Арктики
Организации Страны-участницы
1 2
Арктический совет — создан в 1996 г. Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция и ряд неправительственных организаций
Политические организации
Совет Баренцева/Евроарктического союза — учрежден как форум регионального сотрудничества Постоянные члены: Дания, Исландия, Норвегия, Россия, Финляндия и Швеция, а также Комиссия Европейских сообществ. Наблюдатели: Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, Франция, США, Япония
Конференция парламентариев Арктического региона — парламентская организация Состоит из делегаций парламентов стран Арктического региона, а также представителей Европейского парламента. В качестве наблюдателей принимают участие делегаты от коренных народов региона
Северный совет — организация для координации сотрудничества между парламентами и правительствами стран Северной Европы Государства Северной Европы
«Северное измерение» Евросоюза — программа «Северное измерение» призвана работать над упрочением диалога и сотрудничества между ЕС и странами, входящими вместе с ЕС в Европейскую экономическую зону, и Российской Федерацией ЕС, Норвегия и Исландия, Россия
Совет министров северных стран (СМСС) — организован в 1971 г. и является межправительственным органом сотрудничества пяти северных стран. Имеет разветвленную сеть подразделений и институтов по различным направлениям сотрудничества северных стран, финансирование которых производится через СМСС в рамках формируемого бюджета Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция
Финансовые учреждения
• Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), • Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), • Инвестиционный банк стран Северной Европы (ИБСЕ), • Экологическая финансовая корпорация стран Северной Европы (ЭФКСЕ), • Проектный фонд стран Северной Европы (ПФСЕ)
Экологические организации
ЮНЕП — программа ООН по окружающей среде, Международный союз сохранения природы,
Всемирный фонд дикой природы (специализированная программа по Арктике), Консультационный комитет по защите морей, Союз сохранения циркумполярных областей
о <
Социально-экономическое развитие региона Арктики
Северный форум — международная неправительственная организация северных регионов, созданная 8 ноября 1993 г. Его целью является улучшение качества жизни на Севере (через сотрудничество в области науки и здравоохранения), а также поддержка туризма и осуществление инициатив в сфере социально-экономического сотрудничества между северными регионами. Внимание уделяется области альтернативной энергетики. ПРООН — программа ООН по развитию ЮНЕСКО — программа ООН по культуре и науке
Представители северных регионов мира
Организации по правам коренных народов
Циркумполярная конференция инуитов. Международная ассоциация алеутов, Совет саамов,
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктический совет атабасканов, Международный совет гвичинов,
Международная рабочая группа по делам коренных народов, Арктический циркумполярный маршрут, Всемирная ассоциация пастухов северного оленя
Организации, целью которых является изучение Арктики
Международный комитет по арктическим наукам. Международный союз циркумполярного здоровья,
Исследовательская сеть по северным регионам,
Университет Арктики,
Институт Арктики и Антарктики (РФ),
Североамериканский Арктический институт (Канада),
Исследование проблем прибрежных территорий (Великобритания),
Датский институт международных исследований,
Французский полярный институт,
Институт Нансена,
Институт всеобщей истории РАН (РФ), Норвежский институт по изучению проблем обороны, Московский институт (университет) международных отношений, Норвежский институт международных отношений, Норвежский полярный институт,
1
2
Исследовательский совет Норвегии,
Шведское агентство по исследованию проблем обороны, Комиссия исследований по Арктике (США), Университет Тромсе (Норвегия),
Национальный институт полярных исследований (Япония), Институт полярных и морских исследований Альфреда Вегенера (Германия), Институт полярных исследований им. Скотта (Великобритания), Институт полярных исследований Китая
1
2
сотрудничества в Арктическом регионе. В сферу деятельности «Северного измерения» входят такие проблемы, как экономическое сотрудничество, внешняя и внутренняя безопасность, демократические свободы, развитие системы правосудия, культуры, образования, здравоохранения и т. п.
• Повышение роли России в развитии североевропейского региона связано, прежде всего, с крупными международными энергетическими и транспортными проектами, в результатах которых заинтересованы все страны северного региона. К ним относятся строительство североевропейского газопровода, разработка Штокмановского газо-конденсатного месторождения, являющегося пятым по мощности газовым месторождением в мире, Балтийская нефтепро-водная система (BOPS), Балтийская электропередающая система (BALTEL, транспортные проекты «коридор 9 А» и «Виа Балтика»). Помимо этого Россия участвует в реализации международных транспортных проектов в Баренцевом (Евроарктическом) регионе, в освоении Северного морского пути и т. п. Характеризуя стратегию Европейского союза в области развития северного региона, отметим, что она направлена на создание условий для территориальной сплоченности макрорегиона в целях повышения его конкурентоспособности, мировой интеграции и устойчивого развития. Решение этих проблем предполагает скоординированные действия всех северных стран и регионов, в том числе Российской Федерации.
Специфика межрегионального и международного разделения общественного труда АЗ РФ связана с конкретной специализацией макрорегиона. В ее формировании большое значение имеет и географический фактор, поскольку социально-экономическое положение АЗ РФ связано с Северным Ледовитым океаном, системообразующей ролью Северного морского пути, уровнем освоения и эксплуатации его богатейшей морской природно-ресурсной базы.
Современный характер экономики АЗ РФ, ее место в системе территориального разделения труда определяются преимущественно сырьевой специализацией, обусловившей рост добывающей промышленности в нефтегазовом и металлургических секторах. К другим активно развивающимся отраслям деятельности относятся электроэнергетика, машиностроение, рыболовство, строительство, торговля, а также транспорт и связь. Несмотря на крайне незначительную долю АЗ РФ в общероссийских показателях численности населения и занятых в экономике, на нее приходится 5,86% всего объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг.
Уникальное географическое положение АЗ РФ создает для России возможность развития транспортно-логистической деятельности в глобальном масштабе. При реализации данной возможности АЗ РФ перестанет быть только центром добывающей промышленности, а превратится в конкурентоспособный транзитный регион с устойчивыми международными взаимодействиями. Это позволит повысить эко-
номическую устойчивость за счет развития сферы транспортно-логистических услуг. 2 На основе масштабной реализации транспортно-транзитного потенциала АЗ РФ | сможет не только развить систему международных транспортных коридоров под о юрисдикцией Российской Федерации, но и сформировать внутреннюю транспортную о инфраструктуру, обеспечивающую взаимодействие труднодоступных приарктических т населенных пунктов. х
Для экономики АЗ РФ большое значение имеют интегрированные хозяйственные н единицы, представленные финансово-промышленными группами, крупными компа- «с ниями, кластерами и т. п., динамично развивающимися на всем пространстве мак- т рорегиона. На их основе в АЗ РФ повышается эффективность инвестиций финансового, промышленного и торгового капитала, создаются условия для реализации крупных национальных инвестиционных проектов, государственных и региональных программ, создания мегакластеров. В настоящее время в АЗ РФ представлены подразделения «Газпрома», «Лукойла», «Транснефти», Росатома, «Норильского никеля» и «Архморторгпорта», Администрации Севморпути и ряд других компаний. Их деятельность способствует повышению конкурентоспособности экономики АЗ РФ не только на региональном, но и на международном уровне.
Уровень инвестиционной привлекательности АЗ РФ в условиях сложившейся макроэкономической конъюнктуры зависит от ее способности формировать и поддерживать конкурентные преимущества, максимально полно используя для этих целей как свой внутренний экономический потенциал, так и средства государственной поддержки. Последнее направление в условиях обострения глобального экономического кризиса имеет особенно большое значение для снижения экономических и политических рисков реализуемых крупномасштабных проектов. В связи с этим государство будет играть ведущую роль в реализации на территории АЗ РФ крупномасштабных инфраструктурных проектов и ее перехода на инновационную траекторию экономического роста. Особую роль играет инновационная деятельность как один из важнейших способов удовлетворения потребностей производства и других сфер человеческой деятельности путем создания эффективной организации [3].
Для повышения конкурентоспособности макрорегиона на международном рынке большое значение имеет выделение свободных экономических зон. Это позволяет создать наиболее благоприятные условия для иностранных инвестиций, способствует увеличению и диверсификации экспорта. Данное направление повышения устойчивости АЗ РФ позволяет, с одной стороны, реализовывать крупные и мега-проекты и за счет этого снижать высокие издержки, характерные для деятельности экономических субъектов в АЗ РФ. С другой стороны, обеспечивает льготный режим налогообложения, гибкую тарифную, таможенную, кредитную, бюджетную, страховую политику для проектов с высокой трудоемкостью и капиталоемкостью, длительными сроками окупаемости и пр. Кроме того, в условиях финансового кризиса это направление способствует диверсификации источников финансирования перспективных направлений развития макрорегиона и приоритетных комплексных проектов.
Поскольку на территории АЗ РФ реализуется большое количество государственных и региональных программ и подпрограмм, для ее социально-экономического положения большое значение имеет механизм бюджетного взаимодействия субъектов Российской Федерации. Это связано с наличием у общегосударственных межведомственных проектов федерального уровня четкой региональной направленности и пространственной привязки, что требует хорошей взаимоувязки с программными документами, утверждаемыми на республиканском, краевом или областном уровнях. Только в этом случае возможно обеспечить полномасштабное финансирование межведомственных и межотраслевых проектов за счет привлече-
2 ния дополнительных инвестиций в рамках межрегионального и международного ^ сотрудничества.
о В настоящее время в АЗ РФ реализуются следующие государственные програм-о мы: ГП «Воспроизводство и использование природных ресурсов», ГП «Развитие со рыбохозяйственного комплекса», ФЦП «Мировой океан», ФЦП «Развитие транспорт-х ной системы России (2010-2020 годы)», ФЦП «Развитие гражданской морской техн- ники», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на < период до 2013 года». Практикуется выделение субсидий из федерального бюджет та бюджетам субъектов РФ на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ
Задачи инновационного развития АЗ РФ решаются в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы, ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы», «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» и др.
Осуществляется обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей Арктической зоны Российской Федерации с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала и формирования центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости. Осуществляется выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, обеспечивающих устойчивость развития региональной экономики в долгосрочной перспективе при растущих глобальных рисках. Кроме федерального и региональных бюджетов при реализации арктических проектов активно используются механизмы государственно-частного партнерства, позволяющие за счет сочетания интересов государства и частного сектора эффективно использовать ресурсы государственных и частных институтов развития, в том числе привлекать иностранные инвестиции.
Усиление роли России в решении глобальных проблем Арктики, восстановление ее в статусе мировой арктической державы невозможно без серьезных научных исследований. Современные полярные исследования во многом имеют международный характер. Они выходят за рамки одной страны, осуществляются международными исследовательскими коллективами, совместными усилиями нескольких стран, институтов, организаций. Это означает, что они приобретают сетевой характер, обусловливающий необходимость грамотного согласования и координации усилий, оперативной коммуникации для их инициирования и проведения.
Сетевые взаимодействия с международными партнерами предполагают совместное создание и финансирование арктической научной инфраструктуры. В этой схеме Россия максимально полно участвует в международных проектах, вносит свою лепту в их организацию и реализацию, но собственные полярные исследования по своей национальной программе при этом минимизируются. Данная схема существенно снижает затраты на проведение исследований, но требует хорошего юридического сопровождения и четкого отстаивания национальных интересов. Хотя у этой схемы есть как преимущества, так и недостатки, она представляется нам более перспективной и соответствующей современному состоянию развития арктической науки. Реализуя эту схему, следует выдвигать больше собственных исследовательских инициатив, опираясь на международные финансовые ресурсы, чтобы закрыть российские пробелы в исследованиях.
В заключение отметим, что для устойчивого развития АЗ РФ необходимо создание и развитие механизмов управления интеграционными процессами на региональном и общегосударственном уровне с целью повышения их эффективности и снижения связанных с ними рисков, а также решение экологических вопросов,
сведение к минимуму рисков от человеческой деятельности при разработке недр 2
на Севере Европы [2]. |
Литература ^
1. Басангова К. М. Параметры и порядок определения потенциала освоения северных тер- х риторий // Проблемы современной экономики. СПб., 2012. № 1 (41). н
2. Басангова К. М. Проблемы развития циркумполярных территорий России // Общество. ^ Среда. Развитие. СПб., 2009. № 4. ^
3. Басангова К. М. Системный анализ рисков, инвестиционных и инновационных решений // Экономическая кибернетика: системный анализ в экономике и управлении: Сб. науч. тр. Вып. 19. СПб.: СПбГУЭФ, 2009.
4. Селин В. С., Васильев В. В., Широкова Л. Н. Российская Арктика: география, экономика, районирование. Апатиты: Изд-во Кольского науч. центра РАН, 2011.
5. Юшкин Н. П. Арктика в стратегии топливно-энергетических перспектив // Энергетика России: проблемы и перспективы: Труды науч. сессии РАН / Под. ред. В. Е. Фортова, Ю. Г. Леонова. М.: Наука, 2006.
References
1. Basangova K. M. Parameters and order of determination of potential of development of northern territories [Parametry i poryadok opredeleniya potentsiala osvoeniya severnykh territorii] // Problems of modern economy [Problemy sovremennoi ekonomiki]. SPb, 2012. N 1 (41).
2. Basangova K. M. Problems of development of circumpolar territories of Russia [Problemy raz-vitiya tsirkumpolyarnykh territorii Rossii] // Society. Environment. Development [Obshchestvo. Sreda. Razvitie]. SPb., 2009. N 4.
3. Basangova K. M. System risk analysis, investment and innovative solutions [Sistemnyi analiz riskov, investitsionnykh i innovatsionnykh reshenii] // Economic cybernetic: the system analysis in economy and management: collection of scientific works [Ekonomicheskaya kibernetika: sistemnyi analiz v ekonomike i upravlenii: sb. nauch. tr.]. Vol. 19. SPb.: SPb SUEF [SPb GUEF], 2009.
4. Selin V. S., Vasilyev V. V., Shirokova L. N. Russian Arctic: geography, economy, regionalization [Rossiiskaya Arktika: georgafiya, ekonomika, raionirovanie]. Apatity: Publishing House of Kola Scientific Center of Russian Academy of Sciences [Izd. Kol'skogo nauchnogo tsentra RAN], 2011.
5. Yushkin N. P. Arctic in strategy of fuel and energy prospects [Arktika v strategii toplivno-ener-geticheskikh perspektiv] // Power industry of Russia: problems and prospects. Works of scientific session of the Russian Academy of Sciences [Energetika Rossii: problemy i perspektivy. Trudy nauchnoi sessii RAN] / Under edition of V. E. Fortov, Yu. G. Leonov. M.: Science [Nauka], 2006.