Научная статья на тему 'Духовно-интеллектуальное пространство Арктики: концепт, структура, факторы формирования'

Духовно-интеллектуальное пространство Арктики: концепт, структура, факторы формирования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
528
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АРКТИКА / SPIRITUAL CULTURE / SPACE / INTELLECTUAL POTENTIAL / THE ARCTIC

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Cоколова Флёра Харисовна

статье раскрывается сущность понятия «духовно-интеллектуальное пространство», определяется его содержание и структура, в контексте возрастания геополитической роли Арктики в современном мире актуализируется проблема формирования арктической солидарности, выявляются факторы и предпосылки сближения народов Арктического региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual and Intellectual Space of the Arctic Region: Concept, Structure and Forming Factors

The article deals with the essence of the notion «spiritual and intellectual space». The content and structure of the notion are being defined; the problem of forming Arctic solidarity in the context of the growing geopolitical role of the Arctic in the modern world is being actualized; the factors and preconditions for closer relations between peoples living in the Arctic region are being determined.

Текст научной работы на тему «Духовно-интеллектуальное пространство Арктики: концепт, структура, факторы формирования»

УДК [39+008](98)(045)

СоколовА Флёра Харисовна, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой регионоведения и международных отношений, заместитель директора по науке и инновациям Института управления и регионологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 88 научных публикаций

духовно-интеллектуальное пространство Арктики: концепт, структура, факторы формирования

В статье раскрывается сущность понятия «духовно-интеллектуальное пространство», определяется его содержание и структура, в контексте возрастания геополитической роли Арктики в современном мире актуализируется проблема формирования арктической солидарности, выявляются факторы и предпосылки сближения народов Арктического региона.

ключевые слова: духовная культура, пространство, интеллектуальный потенциал, Арктика.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков Арктика становится объектом повышенного внимания ученых, политиков, предпринимателей, жителей арктической и приарктической зоны, многих держав мира. Основой пристального интереса к региону является прогнозируемое потепление климата, которое может иметь непредсказуемые негативные последствия для жителей региона и, возможно, всего человечества. Как сообщает РИА «Новости», возглавляющий Русское географическое общество С. Шойгу в преддверии форума «Арктика - территория диалога», который прошел в Москве 22-23 сентября 2010 года, заявил, что из-за таяния арктических льдов в зоне чрезвычайной ситуации могут оказаться около 800 млн чел. По предварительным расчетам ученых, прогнозируемое возрастание уровня Мирового океана на 57-60 м вызовет затопление значительной части освоенных и обжитых человеком прибрежных территорий1.

С другой стороны, при благоприятном стечении обстоятельств вышеназванный фактор может обернуться значительными благами

для тех, кто займет лидирующие позиции в Арктике. А именно: возможное подтопление льдов Северного Ледовитого океана позволит превратить в оживленные трансконтинентальные транспортные артерии Северо-западный и Северный морские пути, сделает доступными для освоения и добычи огромные природные ресурсы, обнаруженные в Арктике.

В условиях истощения запасов природных ресурсов на Земле именно этот регион может стать основным ее резервуаром для человечества. Геополитическая и геоэкономическая роль Арктики в мировом развитии может возрасти многократно в свете последних политических событий во многих странах арабского мира, которые наряду с Россией являются ключевыми поставщиками нефти на мировой рынок. Арабские страны могут на многие десятилетия стать зоной политической нестабильности, базой исламского радикализма и фундаментализма, что, несомненно, будет влиять на состояние мирового нефтяного рынка.

В свете вышеизложенного в современном мире резко обострилась конкурентная борьба

© Соколова Ф.Х., 2012

за господство в Арктике, его передел и приоритетное право на освоение ресурсов как между самим арктическими странами, так и многими государствами мира.

Легитимное обоснование своих претензий ведущие державы мира видят в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которое ограничило территориальные воды морских держав 12-мильной зоной и установило для них 200-мильные экономические зоны со свободным судоходством, но исключительными правами на использование минеральных и биологических ресурсов2. Это позволяет многим государствам мира и крупным транснациональным компаниям считать огромные природные ресурсы Арктики общемировым достоянием и предъявлять свои претензии на их освоение. Так свою заявку на освоение ресурсов Арктики представили Япония и Германия, обладающие инновационными технологиями исследования и использования морского дна3. О своих интересах в Арктике сегодня заявили Китай, Южная Корея, Австралия, Бразилия и целый ряд европейских стран.

Жестокая борьба за лидерство в Арктике, хищническая эксплуатация природных ресурсов могут иметь следствием уничтожение всей среды обитания населения региона: биоресурсов, сложившейся системы хозяйствования и всей культуры в целом в широком цивилизационном смысле этого слова.

Резко обострившаяся конкуренция в Арктике вызывает повышенную озабоченность стран северного циркумполярного мира и вынуждает их, несмотря на имеющиеся межгосударственные противоречия, искать пути сближения и объединения усилий в целях предотвращения техногенной катастрофы в регионе и обеспечения взаимоприемлемого режима освоения Арктики при сохранении естественной среды обитания для 4,3 млн жителей арктических областей.

Основы сотрудничества были заложены еще в 1989 году, когда восемь стран северного циркумполярного мира: Финляндия, Канада, Дания, Исландия, Норвегия, Швеция, СССР и США, консолидировали усилия в борьбе за сохранение окружающей среды в этом регионе.

В июне 1991 года (г. Рованиеми, Финляндия) и

16 сентября 1993 года (г. Нуук, Гренландия) состоялись встречи министров окружающей среды восьми стран, где были подписаны Декларации по охране окружающей среды в Арктике и одобрена стратегия совместной деятельности по защите уникальной экосистемы Арктики4.

В сентябре 1996 года в Оттаве (Канада) был создан Арктический совет. В плане его действий указывается, что он учрежден в качестве межправительственного форума высокого уровня для содействия решению проблем Арктики, особенно в области устойчивого развития и защиты окружающей среды. Согласно учредительной Декларации в качестве наблюдателей в его работе могут участвовать неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также организации универсального и регионального характера, включая и неправительственные5.

Докладом о развитии человека в Арктике, который был инициирован на встрече министров Арктического Совета в Инаре (Финляндия) в октябре 2002 года и одобрен на совещании Совета в Исландии в 2004 году, интеграция усилий стран региона переходит на качественно новую ступень развития. В частности, сотрудничество в экологическом поле перерастает в осознание необходимости некой объединяющей идеологемы, которая могла бы стать ценностным основанием и духовным стержнем региональной идентичности северян всей Арктической зоны.

В основе доклада лежит идея комплексного развития человека Арктики, сохранения и развития его уникальной среды обитания, форм экономической жизнедеятельности, особенностей политической самоорганизации, культуры, уровня образования и научного потенциала. Как справедливо отмечает член-корреспондент РАН, редактор русского издания настоящих материалов А.В. Головнев, доклад фокусирует внимание на человеке - жителе Севера, тем самым северянин выступает не исполнителем экономических и политических программ, а их целью и смыслом6. Действительно,

ценность доклада заключается в том, что идея развития человека в Арктике становится своего рода платформой для самоидентификации северян, северной идеологеммой, а сам арктический регион начинает ассоциироваться с целостным политическим, экономическим, культурным и духовно-интеллектуальным пространством.

В свою очередь вызывает множество вопросов повышенное внимание авторов доклада исключительно к так называемым коренным народам Арктики (туземцам, аборигенам), ибо главный лейтмотив доклада всесторонне развитие именно этой части северного социума. Создание благоприятных условий жизнедеятельности и всестороннее развитие культуры чрезвычайно малой части населения Арктики вряд ли может выступать всеобщей объединяющей идеей. По подсчетам автора, в арктической зоне земного шара в настоящее время проживает 4,3 млн чел., из них 359,5 тыс. чел., что составляет 8,4 %, относятся к так называемыми аборигенам. Удельный вес последних в структуре населения превышает 40% только в Арктической Канаде, Гренландии и Республике Сахе (Якутии).

Чрезмерное внимание к нуждам и проблемам чрезвычайно малой группы населения, при игнорировании интересов преобладающей ее части может породить этнический эгоизм малых народов и способствовать не объединению, а напротив, разъединению жителей региона, породить ситуацию конфликта. Это особенно актуально для арктических субъектов Российской Федерации, где общий уровень жизни населения чрезвычайно низок.

Кроме того, в настоящее время в научной мысли нет единых подходов относительно того, кого следует считать прародителями Арктики и, соответственно, ее коренными жителями. Согласно одной из них Арктика впервые была заселения протоарийскими племенами7. О первых жителях Арктики - представителях древнейшей северной цивилизации Гипербореи - рассказывает другой миф8. В споре за право называться коренным народом той или иной территории, человечество может уйти в глубь веков и даже тысячелетий, так и не установив истину.

В настоящее время в зоне Северного полярного круга проживает множество народов, чья история пребывания в регионе насчитывает не одно тысячелетие. Это, к примеру, финно-угорские и карельские племена, поморы и многие другие группы. Можно ли их считать коренными жителями или эмигрантами? По сути, сегодня нет четких и единых критериев и алгоритмов расчленения населения той или иной территории на коренных и укорененных жителей.

Наконец в исследуемом регионе не одно десятилетие проживает большое количество людей, по обстоятельствам, не зависящим от них, или по доброй воле избравших местом постоянного жительства районы Крайнего Севера. Это бывшие политические ссыльные и их потомки, жители центральных регионов страны, приехавшие на новостройки ХХ века и многие другие. Оказавшись в регионе, они неизбежно проходили процесс региональной адаптации, усваивали присущие жителям данного региона ценностные установки и общепринятые модели поведения. К какой категории населения следует относить их - вопрос, требующий всестороннего научного анализа и обоснования.

На основе вышеизложенного отметим, что, несомненно, необходима единая идейно-духовная основа, которая будет содействовать консолидации всего арктического сообщества в условиях обострения внешней угрозы, и эта идеологемма, действительно, должна содействовать комплексному развитию региона и всего регионального социума, но во всем его этническом многообразии. Поиск основ региональной идентичности актуализируется и в свете наблюдающегося сегодня во многих странах мира кризиса политики мультикультурализма.

Попытаемся более детально остановиться на вопросах сущности и содержания духовно-интеллектуального пространства Арктического региона, факторах его формирования, что позволит более рельефно вычленить общее и особенное в ценностях, мировоззренческих установках, стереотипах общественного сознания, моделях поведения и социального взаимодействия, присущих жителям исследуемого региона.

Обозначенный концепт предполагает определение авторского взгляда на проблемы сущности и содержания понятий «пространство», «Арктика», «духовная культура».

Дефиницией «пространство» длительное время оперировали только философы и представители естественных наук. Однако уже в XVIII - XIX веках в научном мире начинают активно развиваться идеи и мысли, что под пространством следует понимать не только форму существования физических тел (материи), но и всю область человеческого бытия. Еще И. Кант отмечал, что понятия пространства и времени были превращены в физические величины лишь для удобства вычислений, что они есть априорные формы чувственного созерцания и вечные категории сознания9.

Концепция множественности нефизических форм пространства и времени сегодня оживленно обсуждается в научной литературе. С учетом многообразия форм человеческого бытия и человеческой деятельности, включающих в себя весь предметный мир, который человек создает и обновляет в своей деятельности, систему социальных норм, связей и отношений, все формы общественного сознания, ее сторонники справедливо полагают, что наряду с «физическими» пространством и временем существуют качественно отличные от них «социальное пространство», «культурное пространство», «образовательное пространство», «духовное пространство» и многие другие формы пространства и время.

К основным свойствам пространства принято относить: гомогенность (однородность) и протяженность (наличие определенной системы координат или неких границ, которые отличают данное пространство от другого, определенный промежуток существования во времени).

По вопросу о протяженности и границах Арктики единого концептуального видения сегодня не сложилось. В настоящее время мы имеем более 60 определений. Однако в целом ее границы проводят в пределах 60-66,33° с. ш. Различия во взглядах обусловлены тем, что местами арктические условия проявляются в гораздо более южных районах. В частности, южная граница Арктики нередко связывается с положением

изотермы наиболее теплого месяца +10 °С (изотерма - линия на географической карте, соединяющая места с одинаковой средней температурой). Последнее значение соответствует линии Северного Полярного круга.

Водное арктическое пространство включает Северный Ледовитый океан, его моря, многочисленные проливы и заливы. К числу стран, имеющих территории суши в арктической зоне, относят восемь государств: США, Канаду, Россию, Норвегию, Данию, Исландию, Швецию, Финляндию.

В частности, к северному циркумполярному миру10, по версии авторов «Доклада о развитии человека в Арктике», относятся следующие регионы: Аляску (США), Канаду к северу от 60° с. ш. с северным Квебеком и Лабрадором (провинции Юкон, Нунавут, Северо-Западные территории), всю Гренландию (Дания), Фарерские острова и Исландию, северные провинции Норвегии (Тромс, Финнмарк, Нурланд), Швеции (Норрботтен) и Финляндии (Лапландию). Пространство Российской Арктики, по их мнению, охватывает Мурманскую область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Таймырский и Чукотский автономные округа, города Воркуту в Республике Коми, Норильск и Игарку в Красноярском крае, а также те районы Республики Саха, границы которых близки к Полярному кругу11.

Российское видение собственной Арктической зоны нашло отражение в решении Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 года, где в нее включены полностью или частично Мурманская и Архангельская области, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Таймырский и Чукотский автономные округа, а также земли и острова Северном Ледовитом океане, расположенные к северу от побережья РФ12.

В свете исследуемой проблемы вряд ли имеет смысл проводить разграничительные линии внутри единых исторически сложившихся и нередко отличающихся культурной общностью регионов России. В связи с чем при изучении исследуемого объекта под Российской Арктикой

будут подразумеваться все субъекты РФ, имеющие выход к северному морскому побережью.

Содержательное наполнение духовного пространства напрямую связано с понятием «духовная культура». Историография вопроса свидетельствует, что в отечественной науке единых подходов к определению понятия нет. Сегодня можно встретить интерпретацию концепта как в узком, так и широком смысле. Сторонники теологической концепции связывают духовную культуру исключительно с религией, соответственно под духовным пространством подразумевают религиозное. К примеру, В.Д. Исаев считает, что духовность реализуется в мире культуры как религия, что религия есть необходимый, главный элемент структуры культурного пространства13.

С подобными утверждениями можно согласиться лишь отчасти. Действительно, на протяжении многих веков в жизни конкретных человеческих сообществ ведущую роль играла та или иная система религиозных ценностей. Она влияла на духовные предпочтения народа, его мировоззренческие установки, определяла общественные ориентиры и модели поведения человека данной культуры.

Вместе с тем в условиях современного мира, когда отличительными чертами всех стран и регионов являются секуляризация общественного сознания, многонациональность, полиэтничность, многоконфессиональность и поликультурность, религия доминирующего этноса не может стать стержневой национальной идеей, идеологемой, обеспечивающей единение общества.

В данном контексте представляется более правомерной расширительная трактовка духовной культуры как совокупности нематериальных элементов культуры, многослойного образования, включающего в себя всю систему созданных в обществе идей, знаний, ценностей, норм и являющихся результатом научнопознавательной, духовно-нравственной, художественной, политико-правовой, научной и образовательной деятельности. Они во многом и сегодня определяют ценностные и мировоззренческие ориентиры социума, уровень его

интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития.

В контексте вышеизложенного вводимое в настоящей работе понятие «духовно-интеллектуальное пространство Арктического региона» по своей сущности может быть интерпретировано как целостная совокупность смыслообразующих, общемировоззренческих взглядов, установок и позиций, присущих социуму данного региона.

Духовно-интеллектуальное пространство -это система, состоящая из отдельных структурных элементов, которые обеспечивают функционирование и развитие всей целостности. Соответственно структурно и содержательно духовно-интеллектуальное пространство включает в себя:

- совокупность созданных ценностей духовной культуры, о чем было сказано выше;

- субъектов (создателей) и объектов (потребителей) духовной культуры, т.к. от уровня развития их творческого потенциала, общекультурного кругозора, эстетических потребностей напрямую зависит степень развития духовной культуры социума;

- систему социальных институтов и учреждений, которые определяют политику в области развития духовной культуры и создают условия для оптимизации духовной деятельности в обществе;

- саму духовно-интеллектуальную деятельность (научно-познавательную, образовательную, нравственную, художественную, политико-правовую, религиозную), т. е. события и процессы и продукты этой деятельности, которые материализуются в произведения литературы, изобразительного, музыкального, театрального и иных видов искусства, научно-технический продукт и др.;

- всю совокупность культурных связей и взаимодействий, которые связывают воедино все элементы системы и тем самым содействуют формированию единого поля духовной культуры;

- культурно-исторические традиции, обеспечивающие преемственность в развитии духовной культуры.

На первый взгляд, духовное пространство Арктического региона чрезвычайно многообразно, т.к. представлено различными религиозными,

образовательными, политико-правовыми системами, многоцветьем художественной культуры и эстетического видения, различными мировоззренческими и нравственными ориентирами.

Здесь сохранились языческие религиозные верования, сосуществуют различные ветви христианства: римско-католическая, лютеранство, протестантизм, никонианское православие, старообрядчество и др. (табл. 1) Традиционная общинная самоорганизация общества соседствует с конституционными монархиями

и республиканской формой правления. Традиционная народная культура, православное, католическое, исламское религиозные искусства, светская элитарная, массовая и маргинальная культура - явления духовной жизни региона. Непрогрессивная форма существования общества, типичная для так называемых коренных народов, соседствует с циклической (восточный тип ментальности) и прогрессивной (западная цивилизация) формами общественного развития.

Таблица 1

религиозная структура арктического пространства

Арктические территории Религиозные системы удельный вес среди населения, %

Фарерские о-ва1 Язычество Лютеранство Протестантизм Нет св. Нет св. 80

Исландия2 Евангелическое лютеранство Римское католичество 82 2,4

Гренландия3 Язычество эскимосов Лютеранство Римское католичество Нет св. 38,2 23

Протестантизм 7

Язычество эскимосов Нет св.

Аляска4 Православие Ислам Католицизм Баптисты Нет св. Нет св. 10 0,6

Методисты 21,7

Язычество инуитов Нет св.

Арктическая Канада5 Римское католичество Протестантизм Другие 46 36 18

Язычество саамов Нет св.

Арктическая Норвегия Евангелическое лютеранство Православие 82,7 0,18

Арктическая Швеция6 Язычество саамов Лютеранство в. о Н СІ е7 Не7

Язычество саамов Нет св.

Арктическая Финляндия7 Евангелическое лютеранство Православие 87,8 1,1

Арктическая Россия8 Язычество коренных народов Православие официальное Католицизм Протестантизм Старообрядчество Нет св. 75 Нет св. Нет св. Нет св.

Довольно разнообразен этнический состав, а соответственно, облик носителей культуры региона (табл. 2).

Все многообразие культурно-духовных характеристик Арктики кажутся несовместимыми с такими свойствами пространства, как целостность и гомогенность.

Вместе с тем даже беглый взгляд в историческое прошлое циркумполярных народов, анализ истории и мест их расселения, среды обитания, сложившихся форм экономической дея-

тельности, системы культурных взаимосвязей и контактов, особенностей политической жизни и политического самосознания, специфики и сущности присутствующих религиозных систем, форм искусства позволяют найти много общего в культуре, мировоззрении, системе ценностных предпочтений, стереотипов и моделей поведения, присущих кажется столь разным народам. Они могут стать основой для оформления общеарктических ценностей.

Таблица 2

этнический состав жителей Арктики

Арктические территории всего населения в тыс. человек Этносы удельный вес среди населения, %

Фарерские о-ва1 47,5 Фарерцы Датчане Гренландцы Новержцы 91,7 5,8 0,3 0,2

Исландия2 288 Исландцы (потомки викингов) Датчане Норвежцы Нет св. 90 Нет св.

Гренландия3 57 Гренландские эскимосы Европейцы (датчане) 88 8

Аляска4 627 Европейцы (уроженцы США) «Коренные» жители (индейцы, эскимосы, алеуты) Потомки русских 75 15,6/19 Нет св.

Арктическая Канада5 130 Англо-канадцы и франкоканадцы «Коренные» жители: эскимосы/ инуиты, индейцы, метисы Нет св. 50,8

Арктическая Норвегия6 463 Саамы Норвежцы Русские Нет св. 10,8 Большинство

Арктическая Швеция7 254 Саамы Шведы Финны Нет св. 11,8 Большинство

Арктическая Финляндия8 188 Саамы Финны Шведы Нет св. 3,7 Более 90

Российская Арктика 2089 Нет св.

Мурманская область9 842 Русские Украинцы Белорусы Саамы 85.3 6,4 2.3 0,2

Архангельская область10 1295 Русские Украинцы Белорусы Поморы Ненцы Коми 95,21 2,05 0,77 0,49 0,12 0,1

Ненецкий АО11 42 Русские Ненцы Коми 62,4 18,7 10,9

Республика Коми12 113 Русские Коми Украинцы Белорусы Немцы 59,6 25,2 Нет св. Нет св. 0,9

Таймырский (Долгано-Ненецкий) район Красноярского края13 39,8 Русские Долганы Ненцы Энцы Нганасаны Эвенки 58,6 13.9 7,7 0,5 1.9 0,8

Ямало-Ненецкий АО Тюменской Области14 546,5 Русские Украинцы Ненцы Татары 58,9 13,03 5,21 5,47

Чукотский АО15 49 Русские Чукчи Эскимосы Эвены Чуванцы 51,9 23,4 2,8 2,6 1,8

Корякский АО16 21 Русские Коряки Чукчи Ительмены Эвены 50.6 26.7 5.6 4.7 3

Республика Саха (Якутия), арктические районы17 37 Русские Украинцы Якуты Эвенки Эвены 41,1 3,65 45,5 1,9 1,2

Детальное и всестороннее изучение духов- лообразующих ценностей - задача сложная и но-интеллектуального пространства Арктиче- предполагает интеграцию усилий специалистов ского региона, выявление стержневых смыс- различных областей гуманитарного знания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем в рамках настоящей работы попытаемся обозначить факторы и условия, содействующие интеграции региона в некое целое, и одновременно выявить идеи и ценностные ориентиры, присущие всему арктическому социуму. Среди них:

- идентичные суровые природно-климатические условия, что содействовало формированию общих для всех северян, вне зависимости от страны проживания, личностных качеств, черт характера, мировоззренческих ориентиров, стереотипов и моделей поведения, правил взаимоотношения в обществе, необходимых для адаптации и выживании в условиях экстремальной среды проживания;

- преимущественно колонизационный характер освоения северных территорий, куда первоначально по разным мотивам приезжали на постоянное жительство смелые, свободные духом, предприимчивые люди;

- неразвитость форм крупного феодального землевладения, соответственно преобладание в структуре населения среднего городского и сельского населения и, как следствие, не столь ярко выраженная социальная дифференциация в обществе, наличие в общественном сознании идей социального равенства. В качестве примеров можно привести не только советское прошлое российского Севера, но и североевропейские общества всеобщего благоденствия (Норвегия, Швеция, Финляндия), где партии социалистической направленности (Норвежская рабочая партия, Шведская социал-демократическая партия, Социал-демократическая партия Финляндии) длительное время находились/находятся у власти, сегодня широко представлены в парламенте и правительствах названных стран. Идеи социального равенства присущи и малым народам Севера;

- примерное сходство форм экономической жизнедеятельности, которые тесно связаны прежде всего с морем, лесом, дарами природы, торгово-промысловой деятельностью;

- многовековые торгово-экономические и культурные связи, которые заложили основы для взаимовлияния, взаимопроникновения и взаимообогащения культур. Общеизвестно,

что в освоении Аляски активно участвовали русские. История освоения Гренландии, Исландии, стран Северной Европы, Финляндии и России тесно связана с эпохой норманнов -викингов, которые оставили свой культурный след практически на всей территории региона. Финляндия входила с состав Российской империи более века (1809-1917 годы);

- преобладающее большинство населения, чья история пребывания в регионе превышает тысячу лет, принадлежит к индоевропейской (кельты, германцы, славяне) и финно-угорской группе народов;

- единые христианские корни и взаимопроникновение различных ветвей христианства в соседние страны и регионы. Представители различных ветвей католичества и православия встречаются во многих регионах Арктики. На Аляске 10 % населения исповедует православие. Довольно широко представлено православие в скандинавских странах и Финляндии. В свою очередь давние торговые контакты Европейского Севера России с североевропейскими странами содействовали проникновению в регион различных форм католицизма;

- довольно позднее распространение христианства в регионе. Начало христианизации Арктики связано с Х веком, а утверждение с XIV-XV веками, что обусловило живучесть языческих культурных традиций и симбиоз язычества с христианством. Отметим, что сущность языческих верований, заключающаяся в обожествлении окружающей природы, поклонении природным стихиям, фетишизм, анимизм, тотемизм и заложенная в языческой мифологии мировоззренческая основа являются объединяющей основой для всех этносов региона, включая так называемые коренные/малые народы;

- точки соприкосновения можно обнаружить и в политико-правовой культуре арктических народов. Среди них: отдаленность от центров активной политической жизни. Центральная власть всех арктических государств практически вплоть до начала ХХ века слабо вмешивалась в политическую жизнь своих полярных территорий, где мы обнаруживаем общинную самоорганизацию социума, которая в условиях

необходимости совместного выживания в тяжелых климатических условиях оказалась довольно живучей. Общинное самоуправление в усовершенствованном виде до сих пор встречается не только среди малых народов, но в коммунах Норвегии и Швеции, общинах Финляндии и Исландии, бывших российских крестьянских общинах/ колхозах, российских коллективных обществах с ограниченной ответственностью. Живучесть общинных установок в России очевидна, чрезвычайно малая доля сельских жителей основывают свои индивидуальные фермерские хозяйства, предпочитая им коллективные формы хозяйствования и жизнедеятельности.

Современные процессы глобализации, единые мирохозяйственные связи содействуют культурному взаимопроникновению и мировоззренческому сближению, казалось бы, столь разительно отличающихся друг от друга представителей различных культур, живущих в Арктике. Мы сегодня являемся очевидцами как ценности западной цивилизации (идеи демократии, гражданского общества, личностного развития, рыночных форм хозяйствования) активно усваиваются представителями восточных культур. В свою очередь, запад актуализировал присущие востоку ценности: гармонизация отношений с природой, командные (считай коллективные) формы жизнедеятельности общества.

Одновременно, как свидетельствуют материалы Доклада о развитии человека в Арктике, ценности преобладающего этноса циркумполярного мира начинают интенсивно усваиваться малыми народами Севера. В свою очередь, попытка представителей европейского мира взглянуть совершенно по-новому на проблемы малочисленных народов, актуализация проблем преемственности в развитии культуры, сохранения их культурных традиций является свидетельством начала взаимного диалога и уважительного отношения друг к другу между представителями прогрессивной (западной) и непрогрессивной (традиционной) форм общественного развития. Все это свидетельствует о начале сближения взглядов и позиций, о формировании единых подходов к проблемам развития региона и мира в целом.

С другой стороны, неизбежным следствием интеграционных процессов являются процессы регионализации, которые несут двойственную смысловую нагрузку. С одной стороны, регионализация как формирование межрегиональных коммуникаций есть начало формирования более глобальных транснациональных связей, с другой - она проявляется в качестве стремления сохранить свою региональную идентичность и культуру в условиях глобализации.

Процессы регионализации в пространстве Севера в ХХ веке набирают темпы, но ее корни уходят в глубь веков. Истоки ее следует искать в культурных контактах Европейского Севера со странами Северной Европы. На современном этапе они находят выражение в расширении сотрудничества между странами и регионами арктического пространства, в создании межрегиональных организаций и объединений. Среди них, упомянутое ранее создание Арктического Совета. С января 1993 года успешно функционирует Баренцев Евро-Арктический регион (БЕАР)1, целью которого является развитие всестороннего сотрудничества и взаимодействия преимущественно между арктическими странами и регионами Севера Европы. Это уникальное содружество подтверждает ценность взаимодействия на разных уровнях -между правительствами, регионами и людьми.

С ноября 1993 года концепт «Север», идеи улучшения качества жизни на Севере через сотрудничество и обмен опытом, знаниями и технологиями объединяют участников международной неправительственной организации северных регионов «Северный Форум»2. Основным ядром Форума являются все страны и регионы Арктики.

Процессы интеграции и интернационализации находят выражение в расширяющемся из года в год научном и культурном сотрудничестве между странами арктического региона. К примеру, по инициативе Северного Форума в 2011 году Арктическим Советом учрежден университет Арктики, призванный стать ядром единого научно-интеллектуального и образовательного пространства Арктики3. В числе его приоритетных задач обозначены: создание общих

знаний, связанных с циркумполярным Севером, и формирование общего регионального самосознания при сохранении разнообразия отдельного региона. Университет Арктики - по сути международный проект, объединяющий в единую сеть все университеты, научные академические учреждения и другие организации, работающие в сферах высшего образования и исследовательской деятельности в Арктическом регионе.

Осознание необходимости поиска культурно-духовных основ единения четко прослеживается в «Плане действий по культурному сотрудничеству в Баренцевом регионе на 2003-2006 годы», утвержденном в ходе встречи Регионального совета БЕАР в Архангельске

3 октября 2002 года. Здесь в числе основных целей культурного сотрудничества обозначено: «создавать горизонты сознания идентичности региона и реализовывать северное направление культуры»4. В настоящее время международное сотрудничество в рамках программы «Культура Баренцев Евро-Арктического региона» продолжает расширяться и находит выражение в реализации множества проектов в области развития изобразительного и театрального искусства, традиционной народной культуры и др.

Согласимся с утверждением Ю.Ф. Лукина о том, что пока рано говорить о некой интернациональной общности в Арктике, что в настоящее время для отражения интеграционных процессов в регионе следует использовать термин «арктическая солидарность». Критериями, способствующими сближению арктических территорий и формированию единого международного макрорегиона в Арктике, действительно, как указывает Ю.Ф. Лукин являются: а) единое природно-климатическое пространство, территориальная, географическая близость; б) исторически сложившиеся и развивающиеся сегодня социально-экономическое сотрудничество; в) длительные социокультурные связи и отношения; г) экология, забота

о сохранении арктической природной среды; д) векторы арктической политики каждой страны. Меры доверия в военно-политической сфере. Образование межгосударственных союзов, межрегиональное взаимодействие5.

Вместе с тем, они закладывают серьезную основу для формирования региональной идентичности и оформления общей арктической идеологеммы, в центре которой, несомненно, должно быть развитие человека в Арктике вне зависимости от этнической принадлежности и длительности пребывания человека в регионе.

В числе находящих свое выражение общих мировоззренческих ценностных ориентиров, присущих всем жителям региона, по мнению автора, можно выделить следующие:

- Арктика и Север - это общая среда обитания и следует обеспечить ее экологическую безопасность:

- защита окружающей природы возможна только общими усилиями;

- расширение прав и самостоятельности территорий Арктической зоны в решении вопросов собственного регионального развития;

- развитие безопасных для региона форм экономической жизнедеятельности;

- укрепление доверия и взаимопонимания между людьми, Арктика - территория диалога;

- развитие культуры и расширение сотрудничества в области культуры.

Как справедливо отмечает А.Н. Медушев-ский, осмысление региона как некой целостности возможно на основе трех подходов: онтологическом (регион - целостная исторически сложившаяся географическая единица), конвенционалистском (регион - результат субъективного конструирования реальности, следствие договоренности) и социально-психологическом (регион - социально-психологическая реальность, отличающаяся общностью ментальной географии)6. В данном контексте Арктика как целостное духовно-интеллектуальное пространство пока, скорее, результат субъективного конструирования политиков, ученых, но с другой стороны, в его основе лежат и общие историко-культурные факторы, ценности, взаимосвязи и взаимодействия, что при систематической деятельности по сближению взглядов и позиций может в последующем привести к социально-психологическому осознанию общности.

примечания

1 Льды Арктики угрожают почти миллиарду человек. URL: http://oko-planet.su/pogoda/pogodaartik/48948-ldy-arktiki-ugrozhayut-pochti-milliardu-chelovek.html (дата обращения: 25.02.2011).

2 Лукин Ю.Ф. Статус Российской Арктики // Европейский Север: проблемы территориального управления и развития: сб. науч. ст. / отв. ред. С.И. Шубин. Архангельск, 2010. С. 175.

3 Арктика сегодня. URL: http://www.arctictoday.ru/russ/facts/20000 (дата обращения: 08.02.2011); Арктика: перспективы развития. URL: http://www.perspektivy.info/rus/ekob/arktika_perspektivy_razvitija_2009-04-24.htm (дата обращения: 27.02.2011); Нуукская декларация «Об окружающей среде и развитии в Арктике». URL: http:// www.eclife.ru/laws/inter/1993/04.php (дата обращения: 27.02.2011).

4 Лукин Ю.Ф. Великий передел Арктики. Архангельск, 2010. С. 65-66.

5 Доклад о развитии человека в Арктике (ДоРЧА): пер. с англ. Екатеринбург; Салехард, 2007. С. 7.

6 Лукин Ю.Ф. Указ. соч. С. 287.

7 Терновая Л.О. Геокультурные образы Севера: роль в определении геополитических координат // Русский Север в системе геополитических интересов России: сб. материалов конф. / отв. ред. В.И. Голдин, В.А. Михайлов. М.; Архангельск, 2002. С. 63.

8 Цит. по: Мешкова И.Н. Понятийная составляющая концепта пространства и времени. URL: http://www. countries.ru/library/philosophy/duo.htm (дата обращения: 23.02.2010).

9 Циркумполярные области земного шара - это области, опоясывающие его в непосредственной близости от полюсов. Они включают Арктику, Антарктиду, а также прилегающие регионы, характеризуемые сходными кли-магическими, экологическими, демографическими особенностями // Данилова B.C. Влияние циркумполярных поясов Земли на формирование нообиогеосферы и нообиогеосферной личности. URL: http://www.philosophy. nsc.ru/journals/philscience/3_03/00_Danilova.htm (дата обращения: 01.03.2011).

10 Доклад о развитии человека в Арктике. С. 17-18.

11 Лукин Ю.Ф. Указ. соч. С. 158-159.

12 Исаев В.Д. Человек в пространстве цивилизации и культуры. URL: http://www.niv.ru/doc/culture/isaev/020. htm (дата обращения:: 10.01.2011); Айрапетян Л. Духовное Пространство. Монреаль, 2005. URL: http://zhurnal. lib.ru/a/ajrapetjan_l_g/soulspace.shtml#Introduction (дата обращения: 10.01.2011).

13 Анохин ГОДА И. Фарерцы. Скандинавский сборник X. Таллин: Ээсти Раамат, 1965. URL: http://ulfdalir.ru/ literature/735/737 (дата обращения: 01.03.2011); Религия Фарерских островов. URL: http://www.activeclub.com. ua/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=6083 (дата обращения: 03.03.2011).

14 Население Исландии. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Население_Исландии (дата обращения: 01.03.2011); Культура Исландии URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_Исландии (дата обращения: 03.03.2011); История Исландии. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Исландии (дата обращения: 03.03.2011).

15 История Исландии. URL: http://wiki.ya1.ru/index.php/История_Гренландии (дата обращения: 03.03.2011); Религия Гренландии URL: http://www.activeclub.com.ua/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=6240 (дата обращения: 03.03.2011).

16 Аляска. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Alaska (дата обращения: 01.03.2011).

17 Канада. URL: http://www.visavi.ru/canada/ (дата обращения: 01.03.2011).

18 О религии и церкви в шведском обществе.

19 URL: http://www.humanism.su/ru/magazine.phtml?issue=2010.54-03 (дата обращения: 03.03.2011).

20 Финляндия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Finland (дата обращения: 03.03.2011).

21 Религии России. URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Религии_России (дата обращения: 03.03.2011).

22 Жизнь людей на Фарерских островах. URL: http://archive.travel.ru/faroe/people/ (дата обращения: 02.03.2011).

23 История Исладндии. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Исландии (дата обращения: 01.03.2011).

24 Гренландия. URL http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/3992/ГРЕНЛАНдИя (дата обращения: 01.03.2011).

25 Аляска. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Alaska (дата обращения: 01.03.2011).

26 Северная Канада. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Северная_Канада (дата обращения: 01.03.2011).

27 Саамы. URL http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%E0%EC%FB (дата обращения: 01.03.2011).

28 Там же.

29 Там же.

30 Мурманская область. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Mурманская_область (дата обращения: 01.03.2011).

31 Архангельская область. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Поморский_край (дата обращения: 01.03.2011).

32 Ненецкий автономный округ. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ненеция (дата обращения: 01.03.2011).

33 Республика Коми. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Республика_Коми (дата обращения: 01.03.2011).

34 Таймырский автономный округ. URL: http://m.wikipedia.org/wiki/Таймырский_автономный_округ (дата обращения: 01.03.2011).

35 Ямало-Ненецкий автономный округ. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ЯНАО (дата обращения: 01.03.2011).

36 Чукотский автономный округ. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Чукотский_АО (дата обращения: 01.03.2011).

37 Корякский автономный округ. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Корякский_округ (дата обращения: 01.03.2011).

38 Якутия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Якутия (дата обращения: 01.03.2011).

39 Голдин В.И. Международные процессы и развитие международного сотрудничества в Европе и на Европейском Севере в сфере науки и высшего образования // Россия и Европейский Север в XX-XXI веках: процессы регионализации и глобализации: сб. науч. ст. / отв. ред. С.И. Шубин, П.С. Журавлев, А.О. Подоплекин. Архангельск, 2007. С. 194 (С. 193-203); Зарецкая О.В. Формирование регионализма в Северной Европе: создание Баренцева Евро-Арктического и Балтийского регионов // Русский Север и Север Европы в XVII-XX веках: проблемы изучения истории регионов и межрегиональных отношений: Материалы второй российской методологической школы аспирантов и молодых преподавателей. Архангельск, 2005. С. 167-170.

40 Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. URL: http://www.severcom.ru/ cooperation/inter_orgs/item7.html (дата обращения: 28.02.2011).

41 Николаев М.Е. Университет Арктики - проект современности. URL: http://www.1sakhapresident.ru/index. php/ru/2008-11-03-06-53-24/660-2010-06-02-04-36-54 (дата обращения: 10.03.2011).

42 Голдин В.И. Международное сотрудничество в Баренцевом Евро-Арктическом регионе: десять лет истории и взгляд в будущее // Баренцев журнал. 2003. № 1(3). С. 7.

43 Лукин Ю.Ф. Великий передел Арктики. Архангельск, 2010. С. 73.

44 Медушевский А.Н. Региональная история в глобальном измерении // Рос. история. 2009. № 2. С. 5.

Sokolova Flera Kharisovna

Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov, Institute of Management and Regional Studies

spiritual and intellectual space of the arctic region: concept, structure and forming factors

The article deals with the essence of the notion «spiritual and intellectual space». The content and structure of the notion are being defined; the problem of forming Arctic solidarity in the context of the growing geopolitical role of the Arctic in the modern world is being actualized; the factors and preconditions for closer relations between peoples living in the Arctic region are being determined.

Key words: spiritual culture, space, intellectual potential, the Arctic.

Контактная информация: e-mail: [email protected]

Рецензент - Лукин Ю.Ф., доктор исторических наук, профессор, директор Института управления и регионо-логии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.