2 Басангова К. М.
1 Теоретико-методологический анализ предпосылок
W Ж W
2 устойчивого развития регионов Арктической зоны х Российской Федерации
< Басангова Кермен Маратовна
со Государственная полярная академия (Санкт-Петербург)
Первый проректор, заведующий кафедрой государственного, муниципального и организационного управления
Кандидат экономических наук, доцент
РЕФЕРАТ
В статье исследуются теоретико-методологические аспекты развития арктических регионов в контексте концепции устойчивого развития, рассматриваются научно-практические рекомендации по обеспечению экономической устойчивости Арктического региона.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
методология устойчивого развития, социо-эколого-экономическая система, концепция устойчивого развития, Арктическая зона Российской Федерации, региональное управление, модернизация
Basangova K. M.
Theoretical Methodological Analysis of the Conditions for Sustainable Development of Arctic Regions of the Russian Federation
Basangova Kermen Maratovna
State Polar Academy (Saint-Petersburg, Russian Federation)
First Vice-Rector, Head of the Chair of the Public, Municipal аnd Organizational Management
PhD in Economic, Associate Professor
ABSTRACT
The article examines theoretical and methodological aspects of development of the Arctic regions in the context of sustainable development; scientific practical recommendations on the sustainability of the Arctic region's economy.
KEYWORDS
methodology of sustainable development, social ecological economic system, concept of sustainable development of the Arctic zone of the Russian Federation, regional management, modernization
Устойчивое региональное развитие предполагает создание возможностей для сбалансированного использования региональных ресурсов, в том числе рациональное природопользование. Иными словами, решение экономических и социальных проблем должно осуществляться с учетом требований, предъявляемых экологической системой региона. Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, можно утверждать, что несоблюдение требований устойчивого развития разрушительно сказывается не только на жизнедеятельности конкретного региона, но и приводит к разрушительным последствиям национального масштаба. Поэтому исследование проблематики устойчивого развития региона должно проводиться с позиции системности и комплексности.
Современные подходы к проблемам регионального управления предполагают рассмотрение региона как открытой системы, интегрированной в социо-эколого-
экономическую систему страны [3]. Проблема устойчивого регионального развития 2 обострилась в Российской Федерации после развала СССР в результате транс- | формации ее экономической системы, приведшей к возрастанию роли добывающих о отраслей. В связи с этим возникла необходимость четко определить место реги- о ональной экономической системы со всей совокупностью воспроизводительных т отношений [2]. Учитывая открытый характер региональных систем, для решения х данной проблемы необходимо рассматривать регионы с учетом их межрегиональ- н ных и внешнеэкономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. «с
Только в этом случае страна сможет создать зоны опережающего роста, которые т позволят ей включиться в глобальные цепочки добавленной стоимости. Создание для регионов условий для межрегиональной и международной интеграции приведет к росту их конкурентоспособности на мировых рынках и превратит их в полноправных участников глобального экономического пространства и происходящих в нем научно-технических, социально-экономических, финансовых и производственных изменений. Усиление роли российских регионов в глобальном экономическом пространстве повысит роль России в международном разделении труда и позволит ей и ее регионам занять лидирующие позиции в мировой экономической системе.
Необходимость усиления внимания к проблематике устойчивого развития российских регионов связана также с тем, что механизм взаимодействия бизнеса и власти реализуется на региональном уровне через программы поддержки малого и среднего бизнеса, региональные экологические программы, систему государственного заказа и т. д. При разработке проблематики устойчивого регионального развития необходимо учитывать дифференциацию регионов, вызванную особенностями их пространственного размещения, наличием или отсутствием факторов производства на территории региона, способностью привлекать и эффективно использовать эти факторы. Формируя цепочки добавленной стоимости, регион не только определяет свое место в системе международного и межрегионального разделения труда, но и формирует условия для возникновения глобальных цепочек добавленной стоимости на территории страны [4]. Это утверждение подтверждается усилением интеграционных процессов в российской экономике и выражается в создании межрегиональных торгово-посреднических, финансовых, информационных, научно-технических связей, росте прямых цепей поставок, создании совместных предприятий, региональных кластеров, открытии филиалов промышленных и финансовых международных корпораций и т. п. Развитие интеграционных процессов приводит к тому, что практически все регионы прямо или опосредованно становятся участниками международных экономических отношений.
Концепция устойчивого регионального развития базируется на необходимости взаимной согласованности и сбалансированности экономических, экологических и социальных факторов. В отечественной науке общепризнанным является необходимость комплексного исследования проблемы устойчивого развития регионов. В качестве инструмента решения проблемы повышения устойчивости может рассматриваться сценарный подход, учитывающий многовариантный характер развития региональной народно-хозяйственной системы. Опираясь на мировой опыт, можно утверждать, что роль государства в решении проблемы региональной устойчивости заключается в осуществлении координационных и представительских функций.
При этом можно выделить следующие направления формирования государственной региональной экономической политики [5]: децентрализация системы государственного управления, направленная на усиление самостоятельности регионов, путем передачи им значительной части властных полномочий и распределения ответственности; избирательная система целевой поддержки регионов с целью выравнивания уровней их социально-экономического развития; включение регионов в реализацию государственных планов, программ, стратегий на основе принципов
2 индикативного планирования; формирование долгосрочных концепций и стратегий ^ регионального развития, согласованных с национальными концепциями и страте-о гиями.
о Последнее направление в настоящее время используется и в российской практи-го ке. Применительно к современным российским условиям государственная региональ-х ная политика должна быть направлена на решение следующих проблем региональ-н- ного развития, характерных для большинства российских регионов: формирование < условий для эффективного функционирования реального сектора экономики; повыло шение инвестиционной привлекательности российских регионов; стимулирование рационального природопользования; создание условий для развития интеграционных процессов, в том числе на основе региональных, межрегиональных, международных кластеров и платформ; создание условий для роста инновационной активности на региональном уровне; участие в реализации крупных инфраструктурных проектов; формирование конкурентной среды, развитие рыночных отношений, вовлечение регионов в международные проекты и программы.
Решение этих проблем должно осуществляться в рамках взаимодополняющих механизмов регионализации и межрегиональной интеграции. Механизм регионализации основывается на учете региональной специфики и роли регионов в общероссийской экономической политике. Реализация механизма предполагает разработку программ социально-экономического развития регионов с учетом их специфических особенностей. Механизм межрегиональной интеграции направлен на создание условий для развития крупных межрегиональных проектов в сфере логистики, энергетики, телекоммуникаций, внешнеэкономических связей и т. п. За счет механизма регионализации у регионов появляется возможность для производства и продвижения уникальных региональных продуктов, в то же время механизм межрегиональной интеграции обеспечивает формирование региональных рыночных взаимодействий.
В настоящее время проблематика устойчивого развития является наиболее востребованной в контексте разработки народно-хозяйственных стратегий и программ развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Уникальность природной среды и пространственное размещение Арктических регионов определяют приоритетный характер проблемы устойчивого развития АЗРФ. Для достижения этих целей необходимо обеспечить эффективное использование природных ресурсов; поддержку традиций коренного населения АЗРФ; повышение качества жизни и улучшение здоровья населения; восстановление разрушенных природных систем и создание действенной системы охраны окружающей среды; поддержку существующих и формирование новых «точек роста»; развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей связь АЗРФ и других регионов России и мира, включая формирование новых транспортных коридоров и модернизацию Северного морского пути; укрепление национальной безопасности России в Арктике; создание условий для формирования единого экономического пространства на основе межрегиональной и международной интеграции, партнерства и территориального разделения труда; создание благоприятных условий для ведения экономической деятельности во всех регионах АЗРФ с целью сокращения разрывов в уровне жизни, величине валового регионального продукта, обеспеченности объектами производственной и социальной инфраструктуры и т. п.; развитие научных исследований, международного научно-технического сотрудничества в области устойчивого развития Арктики.
Реализация концепции устойчивого развития АЗРФ предполагает соблюдение принципов гармонизации, экологичности, распределения прав и полномочий и некоторых других. Принцип гармонизации означает, что для обеспечения устойчивого развития необходима гармонизация экономической, социальной и экологической
его составляющих, направленная на сохранение уникальной экосистемы и рацио- 2 нальное природопользование. Принцип экологичности подразумевает, что принятию | политических и экономических решений должно предшествовать проведение эко- о логических экспертиз, направленных на оценку отдаленных экологических послед- о ствий, и согласования программ природоохранных мероприятий. го
Учитывая неравномерность развития регионов АЗРФ и ее стратегическое зна- х чение для государства в целом, мы считаем необходимым предложить принцип н распределения и законодательного закрепления прав, обязанностей и ответствен- «с ности между федеральными, региональными и местными органами власти и при- т родопользователями в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов и народонаселения [6].
Основными задачами в указанных областях являются создание условий для устойчивого социально-экономического развития районов Арктики, сокращение региональных различий по уровню жизни населения, борьба с бедностью, духовное и культурное развитие коренных малочисленных народов Севера с учетом собственного потенциала и традиционных знаний, повышение уровня и доступности образования, предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера, создание условий для увеличения продолжительности жизни и снижения заболеваемости коренных малочисленных народов Севера, реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса.
Для этого необходимо решение ретроспективных проблем социально-экономического развития, связанных с унаследованной от советского периода деформированной и неэффективной структурой экономики Арктики; создание условий для адаптации хозяйства и населения высокоширотных районов к новым экономическим условиям и бесперебойного обеспечения отоплением и электроэнергией, экологически безопасными продуктами питания; оценка и снижение экологических и технологических рисков здоровья населения при авариях на трубопроводах и других объектах промышленного и коммунального хозяйства; переход арктического хозяйственного комплекса на использование высокоэффективных автоматизированных технологий, применение вахтовой и ротационной системы ведения работ; оптимизация численности и структуры населения в Арктике путем проведения целенаправленной миграционной политики, развития рынка труда и систем подготовки и переподготовки кадров, обеспечения внутренней и внешней мобильности населения, использование договорных форм найма работников бюджетной сферы, применение вахтового метода; создание условий для традиционного природопользования малочисленных народов Севера, сохранения традиционного образа жизни, самобытной культуры и развития потенциала на базе традиционных знаний; внедрение инноваций в градостроительной сфере, направленное на комплексное освоение арктических территорий, их развитие; усиление региональной составляющей образовательных программ, сочетая в них задачи освоения современных знаний, навыков и умений с традиционными для региона навыками и знаниями, обеспечивающими возможность полноценной жизни в экстремальных природных условиях, приоритетное внедрение в Арктике дистанционных методов обучения.
Основными задачами научного обеспечения устойчивого развития АЗРФ являются активизация фундаментальных и прикладных исследований в таких областях, как сохранение арктических экосистем и обеспечение экологической безопасности, устойчивого ресурсопользования в условиях вечной мерзлоты и уязвимых экосистем; влияние арктической природной среды на жизнедеятельность человека; создание прогрессивных технологий жизнеобеспечения; изучение Арктической экосистемы и влияния на нее хозяйственной деятельности; организация крупномасштабных и комплексных научных проектов с привлечением представителей мирового научного сообщества; внедрение и широкое использование дистанционных методов исследо-
2 вания Арктики и формирования баз данных на основе ГИС-технологий; разработка и ^ внедрение новых наукоемких технологий с целью повышения эффективности осу-о ществляемой в Арктике производственной деятельности, обеспечения ее конкурен-о тоспособности, повышения экологичности хозяйствования и снижения рисков техно-го генных и природных катастроф.
х Оценивая усилия государства по развитию АЗРФ, следует отметить, что они н- направлены на создание базовых условий, обеспечивающих возможность гармо-< низированного, внутренне сбалансированного функционирования основных компот нентов устойчивого развития в российской Арктике — природы, населения, народного хозяйства. При этом разработка и принятие решений на всех уровнях управления осуществляются с учетом народнохозяйственных приоритетов и оценки последствий реализации этих решений в экономической, социальной, экологической сферах.
В сфере оценки качества жизни населения арктических регионов это могут быть показатели продолжительности жизни, состояния здоровья, загрязнения окружающей среды, образовательного уровня, уровня безработицы и занятости. Для оценки нагрузки хозяйственной деятельности на окружающую среду целесообразно использовать показатели, характеризующие объемы потребления природных ресурсов, а также нормы компенсации за нанесение вреда арктической экосистеме [5]. Они должны ориентировать государственные и коммерческие структуры на решение проблем безопасности арктических регионов в экономическом, политическом, экологическом и других направлениях. Необходим также постоянный мониторинг запасов природного сырья и разработка прогнозов его потребления в долгосрочной перспективе [1].
Расчет этих показателей целесообразно осуществлять как в абсолютном, так и в удельном выражении (на единицу конечной продукции, на душу населения и пр.). Для оценки достигнутого уровня устойчивости социально-экономического развития можно использовать такие показатели, как потребление энергии и других ресурсов в расчете на душу населения, единицу валового регионального продукта, а также показатели, характеризующие производство и утилизацию отходов.
С учетом специфики АЗРФ для поддержания устойчивого развития необходима актуальная информация о состоянии окружающей среды, экосистем и охраняемых территорий (показатели качества атмосферы, вод, почв, состояния многолетне-мерзлых грунтов, восстанавливаемости экосистем после негативного воздействия на них, территорий и акваторий континентального шельфа и т. п.).
Резюмируя вышесказанное, отметим, что реализация любых коммерческих проектов на территории АЗРФ оправдана только в том случае, если выгода от нее превышает ущерб природной среде и имеется возможность запустить необходимые компенсационные механизмы. Данное положение представляется нам основным условием обеспечения устойчивости развития АЗРФ. В связи с этим возникает важная народно-хозяйственная задача разработки системы целевых нормативов по показателям, характеризующим социально-экономическое развитие АЗРФ с учетом данного требования.
Литература
1. Арктика на пороге третьего тысячелетия (ресурсный потенциал и проблемы экологии) / Ред. И. С. Грамберг, Н. П. Лаверов, Д. А. Додин. СПб.: Наука, 2000.
2. Басангова К. М. Теоретико-методологические основы государственного управления экономическим развитием северных территорий в условиях современной России / Гос. поляр. акад. СПб., 2012. 140 с.
3. Басангова К. М. Основы социально-экономической, экологической и правовой безопас-
ности северных регионов России: Коллективная монография. СПб.: Лемма, 2012. <
4. Басангова К. М. Основные проблемы стратегии экономического развития северных терри- ^ торий: социальный аспект // Экономическая кибернетика: системный анализ в экономике д и управлении: Сб. науч. тр. Вып. 24. СПб.: СПбГУЭФ, 2012.
5. Павленко В. И. Опыт и перспективы политического и экономического сотрудничества при- 2 арктических стран в целях обеспечения безопасности в Арктике // Вестник Совета безопас- ® ности Российской Федерации. 2011. Окт. № 5.
6. Пилясов А. Н. Сообщества северной периферии на этапе постиндустриальной трансфор- н мации // Север: проблемы периферийных территорий. Сыктывкар, 2007. С. 35-57. <
References
1. The Arctic on a threshold of the third millennium (resource potential and environmental problems) [Arktika na poroge tret'ego tysyacheletiya (resursnyi potentsial i problemy ekologii)] / Edition I. S. Gramberg, N. P. Laverov, D. A. Dodin. SPb.: Science [Nauka], 2000.
2. Basangova K. M. Theoretical and metodological bases of public administration of economic development of northern territories in the conditions of modern Russia [Teoretiko-metodologicheskie osnovy gosudarstvennogo upravleniya ekonomicheskim razvitiem severnykh territorii v usloviyakh sovremennoi Rossii] / State Polar Academy [Gos. polyar. akad.]. SPb., 2012. 140 p.
3. Basangova K. M. Bases of social and economic, ecological and legal safety of northern regions of Russia [Osnovy sotsial'no-ekonomicheskoi, ekologicheskoi i pravovoi bezopasnosti severnykh regionov Rossii]. SPb.: Lemma, 2012.
4. Basangova K. M. Main problems of strategy of economic development of northern territories: social aspect [Osnovnye problemy strategii ekonomicheskogo razvitiya severnykh territorii: sotsial'nyi aspect] // Economic cybernetics: the system analysis in economy and management [Ekonomicheskaya kibernetika: sistemnyi analiz v ekonomike i upravlenii]. Vol. 24. SPb.: SPbSUEF [SPbGUEF], 2012.
5. Pavlenko V. I. Experience and prospects of political and economic cooperation of the subarctic countries for safety in the Arctic [Opyt i perspektivy politicheskogo i ekonomicheskogo sotrud-nichestva priarkticheskikh stran v tselyakh obespecheniya bezopasnosti v Arktike] // Messenger of Security Council of the Russian Federation [Vestnik Soveta bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii]. 2011. Oct. N 5..
6. Pilyasov A. N. Communities of the northern periphery at a stage of post-industrial transformation [Soobshchestva severnoi periferii na etape postindustrial'noi transformatsii] // North: problems of peripheral territories [Sever: problemy periferiinykh territorii]. Syktyvkar, 2007. P. 35-57.