МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
6. Кузнецова Я.В. Совершенствование организации оплаты труда работников предприятия / Я. В. Кузнецова // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 369-374.
7. Модорский А.В. Стимулирующая функция заработной платы в системе функций заработной платы / А.В. Модорский // Вестник пермского университета. - 2014 - Вып. 1(20) - С. 97-102
8. О внесении изменения в статью 1 ФЗ № 408 от 01.12.2014г. «О минимальном размере оплаты труда».
9. Постановление Совета министров Республики Крым от 13 мая 2015 года № 261 « Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Крым за I квартал 2015 года»
10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 13.07.2015).
© Семененко В.С., 2015
УДК 65.01
С.В.Слуцкая
к.т.н., преподаватель Колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии
Санкт-Петербургский государственный университет
Л.В.Чебыкина
преподаватель Колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии
Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербург, Российская Федерация.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА КАК ИНСТРУМЕНТ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Аннотация
В статье представлена модель диагностического обследования предприятия, проводимого с целью объективной оценки эффективности деятельности хозяйствующего субъекта, рассмотрены ее преимущества и особенности применения.
Ключевые слова
Стратегическое управление, внешняя и внутренняя среда предприятия, мониторинг, экономическая диагностика, модель диагностического обследования предприятия.
Эффективность хозяйствования, как известно, напрямую зависит от правильного выбора соответствующей стратегии и тактики развития предприятия.
Стратегическое управление в целом опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Стратегический менеджмент представляет совокупность процессов разработки, анализа, выбора и реализации стратегий, а также контроля за их эффективностью.
Одним из важнейших этапов стратегического планирования и управления хозяйствующим субъектом является совокупный анализ факторов внешней и внутренней среды, характеризующих состояние предприятия в момент выбора и принятия управленческих решений.
Процесс сбора (путем постоянного мониторинга) и обработки достаточно полной и достоверной информации о состоянии управляемого объекта представляет экономическую диагностику хозяйствующего субъекта, являющуюся, таким образом, инструментом объективной оценки эффективности бизнесдеятельности.
128
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
Методология экономической диагностики предприятия по основным направлениям его финансовохозяйственной деятельности может быть представлена в виде комплексной модели диагностического обследования на всех стадиях деловой активности: от разработки коммерческой идеи до завоевания конкретной рыночной ниши (таблица 1).
Таблица 1
Модель диагностического обследования
Этапы Диагностика Исследование Цель
1 Финансовая Финансовый анализ, анализ себестоимости выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, методика их проведения. Анализ результатов и оценка состояния функции «Управление - финансы», изучение финансовой политики, оценка средств функции «Управление -финансы», аудит методов учета и управления, анализ окружения и активности финансовой политики Оценка финансового состояния, определение финансовой устойчивости, платежеспособности, эффективности использования капитала. Измерить качество финансовой политики и эффективности методов управления
2 Функциональная (рыночная) а) оценка коммерческой деятельности, изучение коммерческой политики и маркетинг - плана, оценка средств и организации коммерческой деятельности, аудита методов ее управления б) оценка достижения в снабжении и управлении запасами, изучение политики снабжения, оценка средств и организации функций снабжения, аудит методов закупок и управления запасами, сама снабженческая деятельность а) развить мощности маркетинга, измерить коммерческие достижения маркетинга б) измерить собственные достижения, проанализировать место и роль функции снабжения
3 Техническая Анализ результатов производственной функции и промышленных достижений, изучение промышленной политики, оценка средств и организации технической функции, аудит методов управления производством, анализ окружения производственной функции Измерить технические достижения фирмы, измерить промышленный потенциал
4 Социальная Анализ результатов и оценка социальных достижений, изучение политики в различных областях, касающихся персонала, оценка средств и организации в выполнении персоналом своих функций, аудит методов управления персоналом, анализ окружения социальной функции (рынок труда, социальная политика государства, национальные и региональные особенности и т. д.), анализ социальных проблем предприятия Развить возможности кадровой составляющей, кадровый потенциал. Измерить социальные достижения
5 Менеджмента и организации Анализ результатов и оценка работы руководства и аппарата управления предприятия, оценка организации менеджмента, аудит систем и методов руководства Составить заключение о диагностике менеджмента и предложить конкретные рекомендации
6 Внешней среды Изучение экономической коммерческой внешней среды, технологического окружения, социальнокультурной внешней среды, административной и финансовой среды предприятия, политического окружения Оценить зависимость предприятия от колебаний факторов внешней среды, спрогнозировать различные варианты развития
7 Стратегическая (обобщающая) Исследуются сегменты стратегии, концепции и модели стратегического анализа, осуществляется прогнозирование финансово-коммерческой деятельности и возможного банкротства предприятия Выработка стратегии предприятия.
В условиях высокой волатильности факторов внешней и внутренней среды, а также жесткого ограничения ресурсной базы экономическая диагностика, финансовый учет и анализ позволяют сформулировать практические рекомендации по совершенствованию бизнес-деятельности за счет принятия оптимальных управленческих решений, в том числе по финансовому оздоровлению (с использованием приемов антикризисного управления) и повышению конкурентного статуса хозяйствующего субъекта.
В целом, подобное разбиение диагностического исследования на этапы в какой-то степени носит искусственный характер, так как одна функция диагностики предприятия является точкой отсчета другой
129
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
функции. То есть вышеприведенные функции взаимосвязаны и влияют друг на друга, воздействуя на конечный результат деятельности анализируемого объекта одновременно.
Существенным фактором эффективности управления предприятием является система мониторинга ситуаций развития бизнеса с учетом факторов внешней и внутренней среды. Такая система представляет собой специально организованные действия по определению вероятности и реальности наступления кризисной ситуации и необходима для ее своевременного обнаружения и распознавания (этап 7 модели - см. таблицу 1). Особую важность представляют выбор и обоснование критериев для оценки получаемых фактических результатов. При этом текущее состояние предприятия необходимо оценивать не только на основании сравнения показателей нынешних и предыдущего периодов, но и в сравнении с предприятиями-конкурентами в данной сфере экономики.
Список использованной литературы:
1. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. 8-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2010. 448 с.
2. Пашкус В.Ю. Современные подходы к моделированию принятия решений в условиях Новой экономики // Проблемы современной экономики. Евразийский экономический журнал. 2010. № 1. С. 103-108.
3. Шебаров А.И. Индикаторы инновационного потенциала и инновационной активности промышленного предприятия // Вестник машиностроения. 2010. № 2. С. 85-89.
© С.В.Слуцкая, Л.В.Чебыкина, 2015
УДК 336.744
А.И. Сметанина
Аспирант кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградский государственный технический университет г. Волгоград, Российская Федерация
ПРОТИВОРЕЧИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА МИРОВОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ
Аннотация
В статье выявлено противоречие электронных платежных средств, заключающееся в их способности одновременно выступать инструментом интеграции и инструментом дезинтеграции, причиной кризиса и антикризисным инструментом, а также разработано Золотое правило использования электронных платежных средств.
Ключевые слова
Электронные платежные системы, мировой финансовый рынок, инфраструктура рынка, мировая
экономика, международные расчеты.
В последнее время все большую популярность приобретают электронные платежные средства, представляющие собой инновационные финансовые инструменты, первоначально создававшиеся для осуществления международных расчетов, а сегодня служащие для совершения любых безналичных расчетов, как в рамках национальной платежной системы, так и вне ее [4].
Важной особенностью электронных платежных средств являются упрощенные требования к их эмиссии и возможность небанковских организаций выступать их эмитентами, а также привязка к электронной платежной системе, в рамках которой они созданы. Российские потребители активно используют иностранные электронные платежные средства [5].
Возрастание зависимости экономики России от иностранных электронных платежных средств, активно использующихся в предпринимательстве, делает ее уязвимой к изменениям конъюнктуры мирового
130