_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК31
Мельник А.И., Перевозова О.В.,
Финансовый университет при Правительстве РФ, ( Челябинский филиал) , г. Челябинск Melnik A.I., Perevozova O.V., Financial university at Government of Russian Federation,
Chelyabinskbranch
СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО АУДИТА
Аннотация
Социальный аудит в современной России и теоретически, и практически переживает этап становления, хотя и в одном, и в другом направлениях уже сделано немало шагов.
Социальный аудит - процесс оценки, подготовки отчёта, повышения эффективности функционирования и стиля работы организации, средство измерения её воздействия на общество в целом. При помощи социального аудита можно измерить степень корпоративной социальной ответственности. Им оцениваются прежде всего формальные и неформальные правила поведения внутри организации, мнения сторон, заинтересованных в деятельности компании, с целью выбора условий, благоприятных для менеджмента качества и развития человеческих ресурсов.
В статье рассмотрены сущность, основные функции и задачи социального аудита; изучены цель, объект и предмет социального аудита, этапы проведения социального аудита, эффект от проведения социального аудита.
Ключевые слова
Аудит, социальный, этапы социального аудита, функции и задачи социального аудита
Социальный аудит - процесс оценки, подготовки отчёта, повышения эффективости функционирования и стиля работы организации, средство измерения её воздействия на общество в целом. При помощи социального аудита можно измерить степень корпоративной социальной ответственности. Им оцениваются прежде всего формальные и неформальные правила поведения внутри организации, мнения сторон, заинтересованных в деятельности компании, с целью выбора условий, благоприятных для менеджмента качества и развития человеческих ресурсов. Подобно внутреннему финансовому аудиту, социальный аудит требует чёткой постановки критериев исследования: каких результатов компания стремится достичь, мнение каких групп общественности влияет на успех её бизнеса и в каких показателях будет измеряться её эффективность [6, с. 116].
Цель социального аудита - получение объективной информации о характере социо-экономических отношений в выбранной области исследований (т.е. оценка способности организации разрешать социальные проблемы, которые возникают внутри и за ее пределами, и управлять теми из них, которые оказывают непосредственное влияние на трудовую деятельность человека) [7, с. 13].
Объект социального аудита на предприятии - социально-трудовые отношения в контексте разработки, принятия и реализации трех- и двухсторонних соглашений и коллективных договоров.
Предметом социального аудита на предприятии является достоверная и эффективная информация о состоянии социально-трудовой дисциплины на предприятии, поступающая со всех уровней обследования социально-трудовых отношений на предприятии через анализ существующей документации на предприятии в отношении социально-трудовых договоров, а также через опросы, мониторинг, статистические данные [1].
Социальный аудит выполняет определенные задачи и функции. Социальный аудит не только исследует особенности социо-экономических отношений в обществе, но и предлагает практический инструментарий и методологию. Технология проведения социального аудита представляет собой совокупность методов сбора,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_
изучения, анализа, обработки полученной информации.
Разработка, конструирование технологии проведения социального аудита имеет несколько этапов [4,
с. 9]:
- теоретический: определение цели и объекта, разделение объекта на составляющие и выявление внутренних и внешних связей;
- методологический: выбор методов и средств получения информации, ее обработки и анализа;
- процедурный: организация практической деятельности (включает в себя также разделение социального процесса на фазы, этапы, периоды, операции и т.д.).
Что конкретно изучает социальный аудит на уровне предприятия и что он дает предприятию? На уровне предприятия исследуются следующие вопросы, касающиеся конкретных характеристик качества трудовой жизни:
1. Аудит трудового потенциала: профессионализм; образование; этнокультура; психофизическое состояние.
2. Аудит мотивационного поля: отношение к собственности; содержание труда; материальное стимулирование труда; моральное стимулирование труда; социальная защищенность труженика; эргономика; участие труженика в управлении; корпоративная культура.
3. Психологический фон, имеющийся в трудовом коллективе: положительный, который порождает энтузиазм, воодушевление, сплоченность, благожелательную атмосферу, желание к труду и т.д. и отрицательный, который приводит к безразличию, враждебности, намеренному замалчиванию проблем, неискренности и т.д.
Иными словами, анализируется влияние психологических особенностей людей на социальный климат и мотивацию к труду. Следовательно, улучшение социального климата следует рассматривать как один из важнейших факторов увеличения эффективности деятельности предприятия.
Таким образом, социальный аудит является одним из важнейших факторов увеличения эффективности деятельности предприятия.
Проведение социального аудита дает следующий эффект [3, с. 10]:
- сокращает операционные расходы;
- улучшает имидж и репутацию (сегодня только 30% рыночной стоимости предприятия отражаются в балансе, остальное-имидж, репутация, организация труда, ноу-хау и т.д.);
- повышает продажи и лояльность потребителей;
- снижает текучесть кадров (здесь хотелось бы добавить, что организация ведения бизнеса на предприятии влияет на конкурентоспособность управления кадрами. При наличии выбора большинство потенциальных сотрудников, в том числе лучшие выпускники вузов, не будут заинтересованы в работе компаний, которые не придерживаются передовых стандартов корпоративного управления. В процессе выбора работы, при условии интереса со стороны конкурентов и нехватки квалифицированных специалистов, они сделают выбор в пользу компании с более высокими стандартами в работе);
- повышает лояльность персонала, повышает мотивацию сотрудников (система мер по мотивации персонала - это мощное оружие, позволяющее повысить прибыльность работы предприятия);
- повышает мотивацию сотрудников - сокращает давление со стороны проверяющих органов;
- предоставляет доступ к капиталу.
И в совокупности все это приводит к увеличению финансовых показателей предприятия.
Выводы по исследованию.
Социальный аудит не только исследует особенности социоэкономических отношений в обществе, но и предлагает практический инструментарий и методологию.
Социальный аудит при наличии государственной воли и общественной поддержки позволяет создать реальную систему диагностики общественного прогресса и сформировать один из каналов адекватной и неангажированной информации для органов статистики.
Социальный аудит стал одним из глобальных явлений в современной системе социальных отношений, став не только теорией, но и признанной практикой в системе регулирования человеческих ресурсов. Это
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070
инструмент регулирования социоэкономических отношений посредством добровольного социального диалога всех сторон, заинтересованных в достижении социального консенсуса.
Особую актуальность СА представляет для России. Россия в настоящее время переживает качественно новый этап своего социально-экономического развития, когда стратегическими задачами стали борьба с бедностью, реализация приоритетных национальных программ (образование, здравоохранение, жилищное строительство, развитие сельского хозяйства).
В условиях глобализации социоэкономических отношений Россия может обеспечить устойчивое и долгосрочное развитие, занять более достойное место в мировом сообществе только на основе инновационной экономики, в которой решающую роль должны сыграть человеческие ресурсы. Список использованной литературы:
1. Базина А.С. Особенности социального аудита в России / А.С.Базина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(21). -URL:http://sibac.info/archive/economy/6(21).pdf (дата обращения: 17.05.2017).
2. Батаева Б.С. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие России: Монография / Б.С.Батаева.-М.: ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2015.
3. Галиев Г.Т. Роль социального аудита в оптимизации социально-трудовых отношений / Г.Т. Галиев // Социально-правовые исследования. - 2012. - №3.
4. Емелин В.Н. Социальный аудит как метод повышения эффективности деятельности предприятия / В.Н. Емелин, Ю.Н.Скворцова // Молодой ученый.-2013. - №7.
5. Кузнецова Н.В. Социальный аудит как метод диагностики социальной безопасности персонала / Н.В. Кузнецова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. - №6.
6. Социальный аудит: учебник / под общ. ред. д.э.н., проф. А.А. Шулса, д.э.н. Ю.Н. Попова. - М.: АТИСО, 2013.
7. Шулус А.А. Социальный аудит как инструмент управления человеческими ресурсами / А.А. Шулус, Ю.Н. Попов // Народонаселение.- 2014. - №3.
© Мельник А.И., Перевозова О.В., 2017
УДК31
А.И. Рафиков
Магистр 2 курса ВШЖиМК, СПбГУ г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ В СМИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЫ)
Аннотация
В данной статье проанализирован образ современного потребителя в СМИ на примерах роликов современной отечественной телевизионной рекламы. Выявлено, каким образом обыгрываются социальные роли и статусы рекламных персонажей, их социальное окружение.
Ключевые слова «Образ потребителя», «СМИ», «Телевидение».
Анализ рекламных роликов, демонстрируемых по телевидению, показал, что в действиях персонажей рекламы так или иначе прослеживается зависимость от общества и мнения конкретных людей. Так, для рекламы целого ряда товаров характерно показывать персонажей с высоким социальным статусом. Такая реклама говорит нам: «если ты хочешь быть таким же, как этот герой в рекламе, приобрести такой же