Научная статья на тему 'Экономическая деятельность как важнейшее условие формирования экономической культуры школьников'

Экономическая деятельность как важнейшее условие формирования экономической культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
520
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / KEY WORD: ECONOMICAL CULTURE / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ECONOMICAL EDUCATION / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CONTENT OF EDUCATION / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ETHNOREGIONAL FEATURES / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMICAL ACTIVITY / ECONOMICAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Досбенбетова Анара Шаймахановна

Статья посвящена актуальной проблеме современной системы образования — формированию экономической культуры учащихся. Экономическая деятельность рассматривается не только как важное средство формирования экономической культуры, но и как условие, обеспечивающее интеграцию обучения, науки и производства. В данной статье приводятся примеры из опыта работы общеобразовательных школ Южно-Казахстанской области по организации школьного минипредприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Досбенбетова Анара Шаймахановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is devoted to the actual problem of modern education system — the schoolchildren’s economical culture formation. The economical activity is considered not only as an important mean of economical culture formation, but also as the condition that provides integration of education, science and manufacture. Some examples of comprehensive schools experience on organization of mini manufacture at school in South Kazakhstan region are given here.

Текст научной работы на тему «Экономическая деятельность как важнейшее условие формирования экономической культуры школьников»

зался рожденным для того, чтобы быть судьей, мудрецом, прорицателем... Ясно, что слепота означала бы тогда совсем другую социальную судьбу для человека и из дефекта стала бы достоинством» (1, с. 128). Все сказанное позволяет утверждать: реабилитационная работа российских библиотек должна быть направлена на оптимизацию социального самочувствия читателей с

ограниченными возможностями, ведь они приходят в библиотеку не только за книгой, но ищут там дружескую поддержку, надеются на душевное тепло, стремятся обрести единомышленников. Это направление библиотечной работы значимо и для общества, так как способствует гуманизации социальных настроений, утверждает идеалы альтруизма.

Примечания

1. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб., 2003. - 656 с.

2. Ярошевский, М. Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии / М.Г. Ярошевский. - СПб., 1993. - 300 с.

Экономическая деятельность как

важнейшее условие формирования экономической культуры школьников

А. Ш. Досбенбетова

Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова (Казахстан)

Статья посвящена актуальной проблеме современной системы образования — формированию экономической культуры учащихся. Экономическая деятельность рассматривается не только как важное средство формирования экономической культуры, но и как условие, обеспечивающее интеграцию обучения, науки и производства. В данной статье приводятся примеры из опыта работы общеобразовательных школ Южно-Казахстанской области по организации школьного мини-предприятия.

Ключевые слова: экономическая культура, экономическое образование, экономическое воспитание, содержание образования, этнорегиональные особенности, экономическая деятельность. The paper is devoted to the actual problem of modern education system — the schoolchildren's economical culture formation. The economical activity is considered not only as an important mean of economical culture formation, but also as the condition that provides integration of education, science and manufacture. Some examples of comprehensive schools experience on organization of mini manufacture at school in South Kazakhstan region are given here.

Key word: economical culture, economical education, economical upbringing, content of education, ethnoregional features, economical activity.

«Реформа образования - это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана. Нам нужна современная система образования, соответствующая эко-

номической и общественной модернизации», - говорится в Послании Президента Казахстана «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» (3).

Глубокие социально-экономические

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 149-153 149

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^

изменения в Казахстане, переход к рыночной экономике ставят перед обществом важную педагогическую задачу - сформировать экономическую культуру молодого человека.

Изучение массового педагогического опыта общеобразовательных учреждений показывает, что выпускники школы не готовы к труду в новых социально-экономических условиях, характеризующихся процессами перехода экономики на рыночные отношения.

Традиционные формы и методы воспитательной работы в школе не обеспечивают достаточно качественную экономическую подготовку. Требуются иные, адекватные новым социально-экономическим условиям методы экономического образования и воспитания учащихся: разнообразные активные формы включения школьников в реальные экономические отношения посредством организации хозрасчетного, самоокупаемого школьного производства.

Мы разделяем точку зрения Т.В. Боровиковой, рассматривающей экономическую деятельность не только как важное средство формирования экономической культуры, но и как условие, обеспечивающее интеграцию обучения, науки и производства. Воспитание интереса к предпринимательству, экономической деятельности в целом станет эффективным тогда, когда школьники будут участвовать в практической экономической деятельности (4, с. 257).

Интересным для нас является суждение Н.А. Соколовой, что если теоретические знания не совпадают с эмпирическими, то возникающие противоречия переориентируют экономическое мышление в сторону хозяйственного опыта. Если же они совпадают, то образуются устойчивые и эффективные принципы экономического поведения (7, с. 24). Данное утверждение полностью относится и к вопросу формирования экономической культуры в процессе практической деятельности, поскольку экономическое мышление входит как ключевая составляющая в понятие экономической культуры.

Нам представляется, что в соответствии с принципом развития личности в деятель-

ности, в процессе организации внеурочной работы в школе необходимо обеспечить условия для вовлечения старших подростков в активную практическую деятельность экономического характера. Преимущество данного подхода, на наш взгляд, заключается в том, что личность рассматривается как активный субъект своей социализации. Одними только лекциями, беседами, игрой нельзя воспитать экономическую культуру, необходимо чтобы личность имела собственный опыт экономической деятельности. Эту мысль можно подтвердить словами профессора И.Н. Ерошенкова: «... никакая самая искусная просветительная работа не сможет дать положительного результата, если человек не будет участвовать в той или иной деятельности, не познает на практике характер того или иного вида труда» (5, с. 91).

Вовлечение подростков и старшеклассников в практическую деятельность экономического характера занимает особое место в поэтапном формировании экономической культуры личности. Как показывают исследования Т.В. Боровиковой (4), Н.А. Соколовой (7), А.А. Махониной (6) на данном возрастном этапе школьники уже психологически готовы к освоению необходимого объема знаний и профессиональным пробам.

Из сказанного следует, что с дидактической точки зрения перспективным средством формирования экономической культуры выступает реальная экономическая деятельность.

Одним из важнейших педагогических условий формирования экономической культуры учащихся в нашем опыте являлось включение их в практическую экономическую деятельность школьного мини-предприятия,, организованного в средней школе №25 г. Шымкента, №4 им. Сат-паева г. Ленгера, № 9 им. Д. Нурпеисовой Сайрамского района, № 10 Сарыагашского района Южно-Казахстанской области, № 169, 171 Кызыл-Ординской области.

Законодательно-правовой базой для организации деятельности школьного мини-предприятия являются нормативные документы, действующее законодательство

Республики Казахстан, в первую очередь статья 22 о «Дееспособности несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет» Гражданского кодекса Республики Казахстан (1), статья 43 об «Уставе организации образования», статья 49 пункт 9 о предоставлении товаров (работ, услуг) на платной основе Закона Республики Казахстан «Об образовании» (2), а также школьные приказы об открытии учебного практикума по экономике «Школьное мини-предприятие». Многие социальные, производственные проблемы решаются в таком органе самоуправления школы, как школьное предприятие, в котором происходит формирование у детей умения пользоваться деньгами, начиная от способов их зарабатывать до умения разумно потратить. Школьные предприятия средней школы № 25, №4 г. Ленгера Толебийского района Южно-Казахстанской области, № 169, № 171 Кызыл-Ординской области специализировались на выпуске товаров для населения: изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства, национальной одежды, пошиву лоскутных одеял (курак-корпе), сувениров, изготовлении национальных столиков и других предметов домашней утвари. Школьные предприятия средней школы № 9 Сайрамского района и № 10 Сарыагашского района ЮКО специализировались на производстве сельскохозяйственных культур в полевых и парниковых условиях.

Используя полученные на уроках экономики и технологии знания, учащиеся создают собственную фирму. Основным принципом является: «Все делают всё». Все члены школьного предприятия, включая и управленческий аппарат, принимают участие как в процессе производства, так и в реализации продукции. Школьники проходят все стадии формирования акционерного общества: проводят учредительное собрание, готовят учредительные документы, выпускают и распространяют акции, занимаются управлением и производством, сбытом продукции и распределением дивидендов. Исследуя рынок, члены компании выпускают только ту продукцию, которая пользуется спросом и

обеспечивает гарантированный успех в деятельности, то есть прибыль.

Школьное мини-предприятие управляется Советом, в состав которого входят директор и руководители групп, у каждого свои обязанности: финансы, работа с персоналом, производство продукции, маркетинг. Совет организует и координирует работу школьных мастерских, кружков, изготовление изделий дома, досуг учащихся, выпуск школьной газеты, организацию «День предпринимательства», ярмарки-распродажи, работу школьного киоска по продаже канцтоваров, экскурсии на производство, посещение выставок, тестирование и анкетирование. Деятельность школьного мини-предприятия направлена на поддержание материально-технической базы школы, на осуществление социально значимой деятельности. Денежные средства, вырученные учебно-трудовыми группами, идут на выплату поощрений учащимся за труд, покупку призов и подарков, аренду помещения, организацию школьных праздников, оформление актового зала, приобретение канцтоваров и др. Здесь важна не сумма денежных средств, а приобретение учащимися в результате деятельности экономического, жизненного опыта, выработка предпринимательского характера.

В основе такой учебно-воспитательной системы находится важнейший всеобъеди-няющий экономический элемент - труд. Ибо имеет место четкая и логическая связь познания и практической реализации знаний, которую можно представить формулой: познай экономику на уроке - сделай изделие на школьном предприятии - эффективно реализуй изделие - справедливо распредели доход - квалифицированно управляй этим процессом.

Участие школьников в практической предпринимательской деятельности обеспечивается функционированием школьного предприятия, которое на основании бизнес-планов предоставляет ряд услуг населению, осуществляет торгово-закупочную, коммерческую деятельность, производство целого ряда товаров для народного потребления. В условиях школьного предприятия уча-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^

щиеся имеют возможность проследить движение товара от производителя к потребителю, сегментацию рынка в случае инфляции, безработицы, растущей конкуренции. Школьное предприятие позволяет изучить виды рынка (свободный, деформированный, смешанный, государственный).

В поддержку школьного предприятия администрации экспериментальных школ организовали производственный участок, оборудовали мастерские (швейные и столярные), выделили опытных педагогов-мастеров.

В положении о школьном предприятии оговорены имущественные отношения, условия распределения прибыли и другие вопросы.

Такое обучение школьников, с одной стороны, обеспечивает преемственность с образовательными программами соответствующих средних специальных и высших учебных заведений, а с другой стороны, обладает определенной самодостаточностью, так как ликвидирует экономическую неграмотность и повышает экономическую компетентность выпускников, их конкурентоспособность.

Школьное предприятие формирует творческую активность учащихся. Здесь учащиеся реально включаются в полный цикл рыночных отношений: производство - распределение - обмен - потребление. В школьном предприятии происходит практическое освоение учащимися основ предпринимательства. Это позволяет на практике увидеть тот комплекс качеств, который необходим работнику в условиях рынка, понять особенности и противоречия реального рынка нашей страны. Здесь формируются и тесные связи с рыночными структурами района, города, что значительно упрощает процесс адаптации выпускников к жизни и профессиональной деятельности в условиях рынка.

Школьное предприятие является своеобразной экономической лабораторией, или бизнес-лабораторией, которая дает понимание таких теоретических законов и экономических концепций, как спрос, предложение, переменные и постоянные издержки, производительность, налоги и др. Работая вместе, школьники учатся применять зако-

ны экономики для решения реальных проблем бизнеса.

Для определения влияния школьного предприятия на его участников нами был предложен опросник «Школьное предприятие».

Что дает подрастающему поколению участие в школьном предприятии?

1. Возможность применить и оценить теоретические знания в сфере предпринимательства - 98%.

2. Научиться планировать - 85%.

3. Изготавливать конкретную продукцию - 100%.

4. Производить анализ эффективности, хозяйственной деятельности - 63%.

5. Мыслить самостоятельно и неординарно, генерировать идеи и принимать решения - 57%.

6. Узнать о своих деловых способностях - 78%.

7. Самостоятельно зарабатывать деньги - 100%.

8. Появилось желание пополнить свои экономические знания и профессиональный уровень - 96%.

Эти результаты констатируют, что в экспериментальной группе (ЭГ-2) повысился интерес учащихся к экономической деятельности, качество профессиональных умений и навыков увеличилось в 1,7 раза, развились деловые способности, усилилась мотивация к профессиональному образованию. Полученный опыт выявляет у школьников организационные навыки, чувство ответственности, точности, пунктуальности.

Таким образом, экономическая деятельность создает предметную основу для актуализации и закрепления полученных знаний и общетрудовых умений, осознания общественной значимости своего труда, формирования культуры труда и трудового общения, воспитывает чувство ответственности, общественного долга, коллективистскую направленность личности, технологическую грамотность, организаторские способности, навыки самоконтроля и другие характеристики личности, определяющие ее экономическую культуру. Опыт работы школьных предприятий свидетельствует о

том, что у учащихся в процессе практической экономической деятельности снижается социально-экономическая напряженность, тревога за свое будущее, появляется

уверенность в себе, своих возможностях. Все это в будущем помогает молодому человеку найти свое место в условиях конкуренции на рынке труда.

Примечания

1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть). Комментарий : в 2 кн. / отв. ред. М.К. Сулейменов, Ю.Г. Басин. - Алматы, 1997. - Кн. 1. - 416 с.

2. Закон Республики Казахстан «Об образовании» // Казахстанская правда. - 2007. - 15 августа. -С. 5-7.

3. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира : [послание президента Республики Казахстан народу Казахстана] // Казахстанская правда. - 2006, март. - С. 1-3.

4. Боровикова, Т. В. Педагогические основы формирования экономической культуры школьников: дис. ... докт. пед. наук / Т.В. Боровикова. - Пермь, 2000. - 379 с.

5. Ерошенков, И. Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками / И.Н. Ерошенков. - М.: Просвещение, 1982. - 160 с.

6. Махонина, А. А. Формирование налоговой культуры старших подростков в системе экономического воспитания учреждений дополнительного образования: автореф. . канд. пед. наук / А.А. Махонина. - Волгоград, 2002. - 24 с.

7. Соколова, Н. А. Социально-педагогическая адаптация старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей: монография / Н.А. Соколова. - Челябинск, 2000. - 66 с.

енностно-смысловой компонент формирования готовности к профессиональной адаптации менеджера социально-культурной деятельности

Л. А. Северова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье раскрыто содержание ценностно-смыслового компонента формирования готовности к профессиональной адаптации менеджера социально-культурной деятельности. Ключевые слова: менеджер социально-культурной деятельности, ценности, профессиональное образование, культура.

In article the maintenance of a value-semantic component of formation of readiness for professional adaptation of the manager of welfare activity is opened.

Key words: the manager of welfare activity, value, vocational training, culture.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 153-156 153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.