Научная статья на тему 'Учет этнорегиональных особенностей в содержании экономического образования учащихся профессионально-технических школ'

Учет этнорегиональных особенностей в содержании экономического образования учащихся профессионально-технических школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ECONOMICAL CULTURE / ECONOMICAL EDUCATION / ECONOMICAL UPBRINGING / CONTENT OF EDUCATION / ETHNOREGIONAL FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Досбенбетова А. Ш.

В статье автор приводит определение понятия «экономическое образование школьников» и рассматривает основные принципы содержания экономического образования. Основной акцент делается на принцип учета этнорегиональных особенностей в процессе формирования экономической культуры школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Досбенбетова А. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is a definition of “economical education of pupils” and main principles of economical education content in the article. Main accent is the principle of power regional peculiarity account in process of forming economical culture of pupils.

Текст научной работы на тему «Учет этнорегиональных особенностей в содержании экономического образования учащихся профессионально-технических школ»

УЧЕТ ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ШКОЛ

А.Ш.Досбенбетова

В статье автор приводит определение понятия «экономическое образование школьников» и рассматривает основные принципы содержания экономического образования. Основной акцент делается на принцип учета этнорегиональных особенностей в процессе формирования экономической культуры школьников. Ключевые слова: экономическая культура; экономическое образование; экономическое воспитание; содержание образования; этнорегиональные особенности.

The account of etnoregional features in the content of economical education of the students of the professional technical schools. There is a definition of "economical education of pupils" and main principles of economical education content in the article. Main accent is the principle of power regional peculiarity account in process of forming economical culture of pupils. Key words: economical culture; economical education; economical upbringing; content of education; ethnoregionalfeatures

Переход общества к рыночной экономике, изменение экономических отношений в стране, расширение экономических возможностей граждан обусловили необходимость принципиальных изменений в организации, содержании и методике экономического образования, так как общепризнанной стала идея о том, что экономические знания делают продуктивной деятельность людей в любой сфере.

В этих условиях возрастает роль и ответственность профессиональной школы, призванной обеспечить формирование нового экономического мышления учащихся. В этом процессе образованию принадлежит ведущая роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека есть результат воспитания и обучения.

Предпринятый нами анализ сущности понятия «экономическое образование» дает нам основание считать возможным и обязательным направленность экономического образования на формирование экономической культуры школьников как одного из основных личностных качеств.

Вслед за Е.В.Анкундиновой под экономическим образованием мы понимаем развитие экономической культуры учащихся через усвоение ими экономических знаний, умений и навыков, выработку элементов научного экономического мышления и рационального поведения в различных ситуациях воспитание человека культуры, мыслящего экономическими категориями [1].

Смысл экономического образования заключается в том, что учащиеся должны овладеть нормами поведения (компетентностный подход), которые помогут в будущей трудовой жизни

проявить деловитость, бережливость, предприимчивость и многие другие качества, необходимые в современных условиях.

В своем исследовании мы определили экономическое образование как целенаправленный процесс и результат усвоения учащимися основ экономических знаний, овладения экономическими умениями и навыками, процесс и результат формирования качеств конкурентоспособной личности в условиях рыночной экономики.

Обновление содержания экономического образования в профессионально-технических школах Казахстана взаимосвязано с необходимостью ее развития на основе возрождения языка, национальных ценностей и самобытности культуры, традиций, обычаев казахского народа, учета особенностей экономического развития республики.

Актуальность учета этнорегиональных особенностей в процессе экономической подготовки учащихся обусловлена рядом социально-значимых факторов. Среди них - гуманизация, гуманитаризация, демократизация процесса обучения; необходимость учета социально-экономических особенностей республики и её регионов, культурно-исторических ценностей, традиций казахского народа при формировании содержания экономического образования и др.

От учета этих факторов во многом зависит раскрытие огромных потенциальных возможностей личности.

«Учебно-воспитательный процесс - целостный процесс, охватывающий обучение, воспитание и развитие детей. Обучение любому предмету, в процессе которого у учащихся формируются личностные качества, является составной частью целого. Так как на учебно-воспитательный процесс оказывают влияние национальные особенности, то они присущи обучению каждому предмету. Если национальные особенности могут оказывать влияние на процессы и явления общественной жизни, то можно утверждать, что национальные особенности учебно-воспитательного процесса в целом и обучения предмету оказывают существенное влияние на духовное развитие детей, на практику преподавания» [2].

При формировании содержания экономического образования учащихся профессионально-технических школ и учебно-методического обеспечения данного процесса, мы опирались на общеизвестные дидактические принципы: научности, систематичности, последовательности, связи теории с практикой и др., а также мы руководствовались принципом учета этнорегиональных особенностей Казахстана.

Вместе с тем, к принципам, определяющим формирование экономической культуры учащихся как личностного качества в процессе экономического образования, следует отнести:

- принцип соответствия содержания экономического образования этнорегиональным особенностям. Данный принцип предполагает возможность использования в образовательном процессе воспитательного потенциала среды (родного края, школы, семьи), традиций народной педагогики, региональной специфики. Указанные институты при этом должны быть не просто объектами изучения детьми на уроках, но, и кроме того, активными субъектами воспитательного процесса;

- принцип воспитывающего обучения, который предполагает его этическую направленность и формирование нравственного содержания экономических отношений, опирающихся на этнические и общечеловеческие ценности, чтобы избежать криминализации экономики и экономических отношений;

- принцип прикладной направленности обучения, то есть ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения, показ возможностей применения полученных знаний на практике.

Совокупность знаний об основных экономических явлениях, законах и закономерностях -основополагающий и существенный компонент экономической культуры, однако более востребованы в наше время не просто знания человека, а способность осмысливать экономические явления, познавать их, усваивая и соотнося экономическую теорию с реальностью, выстраивая на этой основе свою экономическую деятельность.

В связи с этим, мы разработали учебную программу по экономике для учащихся профессионально-технических школ, включив в нее этнорегиональный компонент.

В таблице 1 представлен фрагмент из учебной программы по курсу «Основы экономических знаний» с «этнорегиональным блоком».

Таблица 1

Учебная программа по экономике с учетом этнорегиональных особенностей

Казахстана (фрагмент)

№№ Названия разделов и тем Содержания экономических знаний Этнорегиональные особенности Кол- во часов

1 2 3 4 5

1 Потребитель Потребитель, его поведение, источники доходов, сбережения, бюджет семьи, выбор, расходы, потребительский кредит, страхование. «Потребительская корзина» Казахстана, особенности потребительского кредитования в Казахстане. Экономика семьи. 6

2 Производство и труд Цели экономики, необходимость производства товаров и услуг для населения, производство и материальные блага, духовная сфера, факторы производства, экономии-ческие ресурсы, трудо-вые ресурсы, виды труда, производительность труда, заработная плата, разделение труда. Пословицы и поговорки о труде; виды хозяйственно -трудовой деятельности казахского народа. 12

3 Природные ресурсы Природа, потребность а природе, воздействие человека и общества на природу, влияние природы Природные ресурсы Казахстана, сравнение с другими странами мира, нефть и металлы 6

на общество, на здоровье человека, нации, содержание собственности на природные ресурсы, НТП и природа, необходимость охраны природы, экологически чистые технологии, оптимизация природопользования. Казахстана, экология Казахстана, экологически неблагоприятные районы - Арал, Семей и т.д., использование инновационных методов в производстве с целью снижения вреда природе, использование интенсивных методов развития экономики Казахстана.

4 Предпринимательство Причины появления бизнеса, виды бизнеса, основные формы организации бизнеса, предприниматель-бизнесмен. Предпринимательство: его содержание и формы Политика поддержки предпринимательства в РК, рациональное использование труда, земли и капитала в бизнесе, АО и товарищества в РК, индивидуальные предприятия. Практикум: «Предпринимательство в нашем городе». «Духовность и предпринимательство» 5

5 Рыночная экономика Определение и характеристика рыночной экономики, виды рынков, сущность конкуренции, сущность монополии, совершенная, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия, конкуренция и государство, государственное регулирование рыночной экономики, средства преодоления монополии, типы рынков. Рыночная экономика в РК, рыночные механизмы в РК, государственное регулирование рыночной экономики в Казахстане, типы рынков в РК, Законы РК «О конкуренции и ограничении монополистической Деятельности» от 19.01.2001 года и «О естественных монополиях» от 09.07.1998 года. Примеры фирм -монополистов в Казахстане. 10

6 Денежная система Обмен и появление денег, определение денег, как всеобщего товарного эквивалента, средства обращения, мера стоимости товара, деньги и торговля, история возникновения денег, дензнаки, наличные и безналичные деньги, торговля без денег, денежные чеки, роль денег в экономике страны, деньги и Появление денег на территории Казахстана, роль денег в товарообороте страны, роль денег в ценообразовании, первая национальная валюта Казахстана, электронные деньги в Казахстане, наличный и безналичный расчет в экономике РК 7

цена

7 Международные экономические отношения Формы международных экономических отношений: международная торговля, зарубежные инвестиции, кредитно-денежные отношения. Казахстан -исторический отрезок ВШП (Великий шелковый путь). Экспорт и импорт Казахстана, вклад зарубежных инвесторов в экономику Казахстана, международная кредитная система. 7

«Предпринимательство и основы бизнеса»

8 Экономическая система в условиях рынка Экономика и ее структура. Микроэкономика и макроэкономика, основные субъекты экономических процесссов, маркетинг, его функции и цели, стратегия и тактика, управление маркетингом, анализ рыночных возможностей, реклама и ее виды, менеджмент и его функции, организация структуры управления, менеджер и его роль на предприятии. Проблемы, изучаемые макро- и микроэкономикой, субъекты экономики Казахстана, маркетинговая политика предприятий Казахстана, анализ рыночной ситуации Казахстана. Экономическое развитие ЮКО на современном этапе. Урок-конференция. 13

Всю систему занятий по данной программе условно можно разделить на три блока. К первому блоку занятий относятся темы №1-3, изучение которых способствует накоплению у учащихся знаний в области экономики, развитию умений решать учебные экономические задачи; этот аспект обусловливает развитие когнитивного компонента экономической культуры; также на данных занятиях учащиеся учатся обосновывать свою точку зрения по экономическим вопросам, анализировать и обобщать учебные и реальные экономические ситуации, что позволяет развивать практический компонент экономической культуры.

Второй блок занятий включает темы № 4-6, на которых учащимся предлагаются деловые игры, моделирующие реальные экономические ситуации, например:

Деловая игра «Семья в мире экономики».

Деловая игра «Мы открываем свою фирму».

Деловая игра «Прибыльное производство».

Данные занятия способствуют развитию практического и когнитивного компонентов экономической культуры через формирование различных типов экономического поведения и систематизацию полученных экономических знаний [4].

Современное понимание образования отличается от тех представлений, которыми руководствовались еще в недавнем прошлом. Значительное внимание уделено характеристике экономики Казахстана. Во всех рассматриваемых темах приведены современные статистически данные, дающие представления о фактическом состоянии и тенденциях развития экономики

нашей страны последнего десятилетия. Каждая тема сопровождается логическими схемами, рисунками, таблицами, которые помогут закрепить изученный материал или несколько расширить его.

Таким образом, экономическое образование учащихся рассматривается нами как учебно-воспитательно-развивающий процесс. Содержание образования определяется следующими структурными компонентами:

1) качества личности, инвариативные предметной стороне деятельности (направленность личности, коммуникабельность, познавательные, трудовые, экономические и др. качества);

2) опыт предметной деятельности, дифференцируемый по принципу теория-практика (знания и умения);

3) опыт личности, дифференцируемый по творческому признаку (репродуктивная и творческая деятельность).

Литература:

1 Анкундинова Е. В. Воспитание экономической культуры учащихся: учеб. пособие. Комсомольск на-Амуре, 2005. -137 с.

2 Утеева К. А. Методические условия учета национальных особенностей в обучении математике в начальной казахской школе: дис. ... канд. пед. наук:13.00.02. Алматы, 1994. С.82

3 Аганина К.Ж. и др. Основы экономических знаний. Учебная программа // Основы экономики. 2004. №4 (4). С.28-38.

4 Досбенбетова А. Ш., Айгазиева А. Т. Учет этнорегиональных особенностей Казахстана в процессе экономического образования школьников: методическое пособие. Шымкент: ОЦВНТ, ПКиППК, 2009. 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.