том, что у учащихся в процессе практической экономической деятельности снижается социально-экономическая напряженность, тревога за свое будущее, появляется
^ Образование в сфере культуры
уверенность в себе, своих возможностях. Все это в будущем помогает молодому человеку найти свое место в условиях конкуренции на рынке труда.
Примечания
1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть). Комментарий : в 2 кн. / отв. ред. М.К. Сулейменов, Ю.Г. Басин. - Алматы, 1997. - Кн. 1. - 416 с.
2. Закон Республики Казахстан «Об образовании» // Казахстанская правда. - 2007. - 15 августа. -С. 5-7.
3. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира : [послание президента Республики Казахстан народу Казахстана] // Казахстанская правда. - 2006, март. - С. 1-3.
4. Боровикова, Т. В. Педагогические основы формирования экономической культуры школьников: дис. ... докт. пед. наук / Т.В. Боровикова. - Пермь, 2000. - 379 с.
5. Ерошенков, И. Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками / И.Н. Ерошенков. - М.: Просвещение, 1982. - 160 с.
6. Махонина, А. А. Формирование налоговой культуры старших подростков в системе экономического воспитания учреждений дополнительного образования: автореф. . канд. пед. наук / А.А. Махонина. - Волгоград, 2002. - 24 с.
7. Соколова, Н. А. Социально-педагогическая адаптация старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей: монография / Н.А. Соколова. - Челябинск, 2000. - 66 с.
ЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЕНЕДЖЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л. А. Северова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье раскрыто содержание ценностно-смыслового компонента формирования готовности к профессиональной адаптации менеджера социально-культурной деятельности. Ключевые слова: менеджер социально-культурной деятельности, ценности, профессиональное образование, культура.
In article the maintenance of a value-semantic component of formation of readiness for professional adaptation of the manager of welfare activity is opened.
Key words: the manager of welfare activity, value, vocational training, culture.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 153-156 153
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^
Образование, согласно своей качественной характеристике, представляет собой не только ценность, систему или процесс. Это ещё и результат, фиксирующий факт приобщения личности ко всем тем ценностям, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния государства, общества и каждого человека (2). В последние годы в России очень часто обсуждаются пути реформирования отечественной системы образования, предлагаются различные проекты и концепции. Это и понятно, ведь от качественного образования зависит будущее страны.
Система профессионального образования неразрывно связана с основами общественного устройства, социально-экономической и политической организацией, с характером и доминирующей направленностью общественной жизни, адаптация специалистов к которым составляет существенную задачу образования в целях формирования ценностных оснований для их личностной и профессиональной самореализации.
В современной отечественной философской науке изучению проблемы ценностных оснований адаптации личности уделено значительное внимание. Этой проблеме посвящены исследования E.B. Бондаревской, О.И. Зотовой, Н.И. Лапина, Д.А. Леонтьева, А.Г. Харчева и др.
Одним из понятий, определяющих стратегию адаптации специалиста, мы считаем понятие «готовность к профессиональной адаптации», отражающее потенциальную способность специалиста к адекватным действиям в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.
Готовность к профессиональной адаптации - это личностное качество специалиста, формируемое в процессе профессионального образования и являющееся основной предпосылкой для успешной профессиональной адаптации выпускника вуза в условиях производственной деятельности.
Готовность к профессиональной адаптации определяется сочетанием сформированной системы мотивации к профессиональной деятельности, развитой адаптив-
ности как личностного качества, а также системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализации личностью поведенческих стратегий, обеспечивающих скорейшую интеграцию нового сотрудника в организацию, создание у него мотивации для дальнейшей успешной работы и повышение эффективности его деятельности. Мотивационный компонент готовности к профессиональной адаптации очень тесно связан с ценностно-смысловым контекстом социального и личностного развития, конкретизированного в ценностных ориентациях будущего специалиста.
В подходе Б.Г. Ананьева однопорядко-вым с термином «ценностная ориентация» являются такие понятия, как общность целей деятельности, жизненная направленность, мотивация поведения людей (1). Значимыми идеями Б.Г. Ананьева в контексте анализа ценностно-смыслового аспекта процесса профессиональной адаптации менеджера социально-культурной деятельности для нас являются следующие:
• с одной стороны, основой для формирования ценностных ориентации является сформированная система личностных свойств, наиболее важными из них являются те свойства, которые связаны с активностью, направленностью на внешние объекты действительности. Эти личностные свойства обуславливают поведение, направленное на освоение, переживание и воспроизводство ценностей жизни и культуры;
• с другой стороны, все сферы мотивации и ценностей детерминированы общественным становлением личности, то есть совокупностью определённых позиций, ролей и функций, которые формируются путём присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения.
Рассматривая эти идеи Б.Г. Ананьева, мы обращаем внимание на то, что именно в процессах воспитания и образования у всех формирующихся личностей складываются «типичные характеры эпохи», социально ценные свойства поведения и интеллекта, основы мировоззрения.
По мнению Б.Г. Ананьева, стратегии достижения далёких целей, общих идей и принципов мировоззрения осуществляются посредством тактик поведения, приспособленных к отдельным ситуациям. Этот механизм называется стратегической организацией поведения.
Таким образом, ценностно-смысловой контекст раскрывается в двух измерениях: непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации выпускников вуза чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.
На всех этапах процесса адаптации существенные изменения происходят в системе ценностных ориентаций личности. Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека.
Жизненные позиции как совокупность оценок, мнений, ценностных установок могут рассматриваться в качестве результата социокультурной адаптации выпускников вузов культуры и искусства. Противоречивость, неоднородность преобразований, происходящих в современной России, отражаются на содержании жизненных позиций выпускников социально-культурной сферы. Согласно результатам социологических исследований, это проявляется в сосуществовании противоположных оценок, установок, ценностей, в частности: коллективизм и индивидуализм, альтруизм и эгоизм, стремление к взаимопомощи и ориентация на прибыль, пассив-
^ Образование в сфере культуры
ность и предприимчивость.
В условиях рыночной экономики на первом месте оказывается качество подготовки выпускников социально-культурной деятельности - формирование саморазвивающихся творчески мыслящих людей, имеющих высокий культурный уровень, способных к совершенствованию и обновлению своих трудовых умений и навыков, поиску неординарных креативных решений.
Когда в обществе трансформируются социально-экономические условия, люди с различными личностными характеристиками по-разному адаптируются к новой социальной среде, изменяя свои приоритеты в ценностных ориентациях. Кроме того, в условиях преобразования общества появляются новые социальные нормы и ценности, правила и образцы социального поведения, преобразовываются социальные представления, ожидания и идеалы, на которые личность и различные социальные группы в целом начинают ориентироваться, по-другому их оценивать.
Итак, под профессиональной адаптацией обычно понимают «вживание» сотрудника в новую для него рабочую обстановку, взаимоотношения в коллективе. Поскольку профессиональная адаптация включает самоидентификацию с новой ролью, статусной характеристикой и принятие культуры и ценностей профессиональной среды, то вопрос ценностного содержания является ключевым - от того, как будущий специалист «встраивается» в ценностно-смысловой контекст профессиональной и трудовой деятельности, зависит успешность его адаптации. Следовательно, и готовность к профессиональной адаптации имеет существенную аксиологическую наполненность, определение которой составляет суть педагогической работы со студентом в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Этим наш подход отличается от других разработок, имеющихся в педагогике профессионального образования. Так, например, Д.В. Новиков, разрабатывая модель готовности к педагогической адапта-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^
ции, выделил такие её компоненты: моти-вационный компонент (мотивы, связанные с выработкой профессионально значимых качеств, с содержанием учения, с отношением к педагогической деятельности), когнитивный компонент (специализированные знания, психолого-педагогические знания, знания о способах и организации профессиональной деятельности), ко-нативный компонент (способность к саморегуляции, к самодеятельности, к педагогическому творчеству) (3). Однако ценностно-смысловой компонент остался вне поля зрения исследователя, что существенно снижает объяснительный потенциал его модели.
На наш взгляд, ценностно-смысловой компонент проявляется в профессионально-гуманистической направленности личности, характеризующейся убежденностью в значимости рассматриваемой профессиональной деятельности, сознательным и эмоциональным принятием избранной профессии, ее самодостаточных и инструментальных ценностей и в оптимальном комплексе профессиональных ценностей и смыслов, обеспечивающих эффективность, устойчивость и непрерывность адаптационных процессов в профессиональной среде.
Особое значение ценностно-смысловой компонент имеет в системе подготовке менеджера социально-культурной деятельности, поскольку социально-культурная деятельность обладает уникальной дея-тельностной природой, предметным характером и, собственно, человекосообраз-ным ценностно-смысловым содержанием, отвечающим многообразию культурных мотивов, интересов и потребностей людей (4, с. 16). Менеджер должен быть под-
готовлен к свободной и творческой работе в ценностно-смысловом пространстве социально-культурной деятельности, что, в свою очередь, актуализирует необходимость особой педагогической работы по формированию адаптационной готовности к профессиональной деятельности.
Анализ современной литературы, рассматривающей ценности, дает основания утверждать, что сегодня выделяются три основные формы существования ценностей, переходящих одна в другую:
1. Общественные идеалы, выработанные общественным сознанием, и присутствующие в них обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни.
2. Предметное воплощение этих идеалов в поступках или произведениях конкретных людей.
3. Мотивационные структуры личности, побуждающие ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов (4, с. 21).
Профессиональная деятельность менеджера социально-культурной деятельности в полной мере интегрирует каждую из этих трех форм существования ценностей. Поэтому стратегия и тактика вузовской подготовки менеджера социально-культурной деятельности нуждается в существенном обновлении, основанном на обращении к культуротворческой и культуроохранной функциям социально-культурной деятельности. Посредством трудового поведения менеджер не только сам приспосабливается к трудовой среде, но и преобразует ее в соответствии со своими профессиональными установками, ценностями и смыслами.
Примечания
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 338 с.
2. Лапин, Н. И. Ценности в кризисном социуме / Н.И. Лапин // Ценности социальных групп и кризис общества / отв. ред. Н.И. Лапин. - М.: ИФАН, 1991.
3. Новиков, Д. В. Формирование у будущего учителя готовности к профессиональной адаптации в условиях региональной системы образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Д.В. Новиков. - Тула, 2003. - 149 с.
4. Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в условиях современной России : коллективная монография / под науч. ред. Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2012. - 220 с.