Bor'ba s organizovaimoy prestupnost'yu v sfere ekonomiki: infonnatsionnyy aspekt [Combating Organized Crime in the Economic Sphere: information aspect] // ВогЪа s organizovaimoy prestupnost'yu. Minsk: MVD BSSR; CherkasovV.N. (1992) Komp'yuterizatsiya i ekonomicheskaya prestupnost' / [monografiya] [Computerization and Economic Crime / [monograph]. ]. Moscow: Akademiya MVD RF; CherkasovV.N. (1995) Osnovnyye tendentsii vozdeystviya protsessa informatizatsii na prestupnost' v sfere ekonomiki [Major Aspects of the Impact of the Informatization Process on Economic Crime] // Áktual'nyye problemy bor'by s korruptsiyey i organizovaimoy prestupnost'yu v sfere ekonomiki. Mate-rialy nauclmo-prakticheskoykonferentsii. V\ p. 1. Moscow: NliRIO Mosk. in-ta MVD Rossii.
3. Черкасов B.H. Методологические и правовые проблемы информатизации. Saarbrücken : LAMBERT Academic Publishing, 2013.; Быков B.M., Черкасов B.H. Преступления в сфере компьютерной информации: криминологические, уголовно-правовые и криминалистические проблемы. М.: Юрлитинформ, 2015.
Cherkasov V.N. (2013) Metodologicheskiye i pravovyye problemy informatizatsii [Methodological and Legal Aspects of Informatization]. Saarbrücken : LAMBERT Academic Publishing.; BykovV.M., CherkasovV.N. (2015) Prestupleniya v sfere komp'yuternoy informatsii: kriminologicheskiye, ugolovno-pravovyye i kriminalisticheskiye problem [Cybercrime: Criminal, Legal and Forensic Aspects]. Moscow: Yurlitinform.
4. Черкасов B.H. Рабочая программа по дисциплине «Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности» для специальности 010200 (спецкурс по специализации 220600 - Организация и технология защиты информации). Саратов : СГУ, 2006.
Cherkasov V.N. (2006) Rabochaya programma po distsipline «Organizatsioimo-pravovoye obespecheniye infor-matsionnoybezopasnosti» dlya spetsial'nosti 010200 (spetskurs po spetsializatsii 220600 - Organizatsiya i tekhnologi-ya zashcliity informatsii) [Course Guide "Organizational and Legal Support of Information Security" for Students of 010200 Program (Special Couse for 220600 - Management and Information Security Technology)]. Saratov: SSU.
5. Черкасов B.H. Экспертная профилактика правонарушений в сфере компьютерных преступлений // Материалы X международной конференции «ИПС-2001». М. : Академия управления МВД РФ, 2001; Черкасов В.Н. Системный подход к классификации компьютерных экспертиз и объектов // Труды международной конференции «Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов». М. : Академия управления МВД России, 2003.
CherkasovV.N. (2001) Ekspertnayaprofilaktika pravonarusheniyvsfere komp'yuternykh prestupleniy [Effective Ways of Preventing Computer Crime]// Materialy X mezhdunarodnoy konferentsii «IPS-2001». Moscow : Akademiya upravleniya MVD RF; Cherkasov V.N. (2003) Sistenmyy podkhod k klassifikatsii komp'yuternykh ekspertiz i ob'yektov [A Systematic Approach to the Classification of Computer Forensics and their Facilities] / / Trudy mezhdunarodnoy konferentsii «Informatizatsiya i informatsionnaya bezopasnost' pravookliranitel'nykli organov». Moscow: Akademiya upravleniya MVD Rossii.
УДК 336
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ АСПЕКТЫ
ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA: ASPECTS OF FINANCE AND CREDIT
Нестеренко Екатерина Анатольевна
Nesterenko Yekaterina Anatolyevna
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова
PhD (Economics), professor, head of the department of finance, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
В статье отражен комплекс современных проблем формирования основ экономической безопасности России, раскрыты основные направления стабилизации экономической безопасности государства в финансово-кредитной сфере.
Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовая система, финансово-кредитная сфера, финансовые риски, финансовый мониторинг.
The paper identifies a number of current problems in building the foundations of economic security of Russia and reveals main ways of stabilizing economic security of the state in the financial sphere.
Keywords: economic security, financial system, financial-credit sector] financial risks, financial monitoring.
В современном мире трудно переоценить влияние экономической безопасности стран на уровень их суверенитета и в конечном итоге территориальной целостности.
Проводимые странами денежно-кредитная политика, валютное и налоговое регулирование составляют основу финансовой системы государства. Можно ли серьезно рассуждать о независимости и суверенитете стран, не контролирующих свою финансовую систему? Риторический вопрос для профессионалов. Тем не менее, многие действительно недопонимают значение независимости в области финансов. Рассуждения о глобальности мира и мировых финансов не отменяют, а лишний раз подчеркивают значение финансовой системы для защиты национальных интересов страны.
В своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин отметил: «в мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».
В условиях трансформации мировой финансовой архитектуры и обострения глобальной конкуренции Россия испытывает новые финансово-экономические шоки, вызывающие разбалансирование стрессоустойчивости национальной безопасности и стабильного развития России.
Результаты осуществления социально-экономических реформ в России убедительно свидетельствуют о наличии серьезных проблем в экономическом развитии государства начиная с 1990-х гг. Это обуславливает необходимость комплексной организации противодействия росту угроз и новых вызовов экономической и финансовой безопасности России. Негативные явления в национальной экономике и, в первую очередь, в ее финансовом секторе не позволяют достичь необходимого уровня экономического развития и выступают фактором-блокатором осуществления реформ в сфере экономики, а также инвестиционной, торговой и внешнеэкономической деятельности России.
Экономическая безопасность в финансово-кредитной сфере рассматривается как сложная
категория, составляющие которой также могут и должны являться предметом специальных исследований.
К данным составляющим следует отнести: бюджетную безопасность, налоговую безопасность, банковскую безопасность, безопасность денежной системы, безопасность фондового рынка страны и ряд других составляющих.
Нарастающие опасности, сопровождающиеся увеличением связанного ущерба финансовой системе и сфере социально-экономического развития страны, требуют анализа финансовых угроз с двух позиций:
- во-первых, как факторы, создающие опасность, наносящие ущерб финансовой системе и разрушающие ее как систему;
- во-вторых, как факторы продуцируемые самой финансовой системой и наносящие ущерб сфере социально-экономического развития России.
Ключевым фактором формирования действенного механизма обеспечения экономической безопасности и противодействия теневым и криминальным процессам в финансово-кредитной сфере является модернизация существующей финансовой системы и системы денежного обращения РФ. Нормативно-правовое и институциональное совершенствование данной сферы лежит в основе эффективной организации управления всей экономикой и снижения уровня ее негативных составляющих - теневого и криминального секторов.
Питательной средой развития теневого и криминально-коррупционного сектора экономики являются, прежде всего, потоки наличных денег, движение которых в силу их природы - практически ненаблюдаемый процесс, что и является ключевым условием функционирования рассматриваемого сектора экономики. Вместе с тем рациональная организация безналичного обращения позволяет сохранять достаточно полный и эффективный контроль над движением денежных средств и, как следствие, над осуществляемой экономической деятельностью.
Реализация современных экономических реформ и приоритетных национальных проектов на основе инновационной экономики прямо и непосредственно зависит от решения финансовых проблем в этой сфере. Общей проблемой в области финансирования инно-
Научно-практическгш журнал. ISSN 1995-5731
вационной составляющей российской экономики в настоящее время является сокращение удельного веса в инвестициях потребительского и инновационно-инвестиционного секторов, в том числе машиностроения, продукция которого вытеснялась с рынка импортными аналогами. За последние годы произошло снижение инвестиционного потока в высокотехнологичный сектор из-за оттока капитала в добывающий сектор. По данным Росстата России, удельный вес инвестиций в высокотехнологичный сектор экономики только за последние годы упал на 6 %, при этом удельный вес инвестиций в сырьедобывающий сектор вырос на 5 % [1].
Мировой опыт финансирования инновационной деятельности показывает, что инновационный процесс может успешно развиваться за счет как частного, так и государственного финансирования, в связи с этим особая роль в организации механизма финансирования инноваций должна принадлежать такой форме, как государственно-частное партнерство.
Реальной угрозой финансовой безопасности социально-экономического развития страны является недостаточный уровень качества планирования и эффективности выполнения доходной части бюджета.
Серьезные угрозы финансовой безопасности государства, источник которой находится в финансово-бюджетной сфере, создают сохраняющиеся в настоящее время следующие негативные явления:
- уклонение от налогообложения в результате умышленного сокрытия доходов. Налоговые преступления представляют собой специфическую форму казнокрадства и выводят эту проблему в разряд острейших не только налоговых, но и социально-экономических и политических;
- сохранение широкой зоны теневой и криминальной экономики, «освобождающей» себя от налогообложения посредством разработки и реализации изощренных и постоянно совершенствуемых финансовых, правовых, учетных, информационных и организационно-технических мероприятий и технологий [5];
- широкие масштабы укрытия капиталов, прибылей и финансовых оборотов не только от налоговых органов, но и от трудовых коллективов, являющихся одним из собственников средств производства, трудом которых создаются доходы, а также широкой массы акционеров, денежные средства которых используются в обороте юридических лиц.
В силу того, что проводимая государством денежно-кредитная политика лежит в основе финансовой системы страны, вопрос о безо-
пасности в финансово-кредитной сфере в настоящее время встает наиболее остро.
Финансовая система России - основное звено регулирования экономических процессов, развивающегося национального рынка. Она представляет собой объект, весьма уязвимый со стороны его использования преступными элементами, конкурирующими международными корпорациями, заинтересованными международными кланами и государствами в обеспечении своих интересов в России в ущерб ее социально-экономическим и национальным интересам.
Национальная финансово-кредитная система в современном ее состоянии, к сожалению, не обеспечивает достаточным объемом денежных средств не только расширенное, но и простое воспроизводство. Следует отметить, что финансовые и денежно-кредитные инструменты недостаточно скоординированы между собой как по срокам разработки, так и в части определения базовых инструментов. Так, размеры денежной массы, необходимой для обращения, определяются в структуре денежно-кредитной политики, которая разрабатывается в конце календарного года. Бюджетная политика, особенно в части долгосрочного стратегического инвестирования, разрабатывается гораздо раньше, не имея под собой базовой основы в виде прогнозных значений объема денежной массы.
Наиболее существенные аспекты экономической безопасности в финансово-кредитной сфере - это, в первую очередь, проблемы отмывания денег, полученных преступным путем.
Термин «отмывание» денег (money laundering) впервые был использован в 1980-х гг. в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные.
Отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов, которые затем маскируются так, чтобы казаться имеющими законное происхождение.
Правовой основой, регулирующей сферу противодействия легализации доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма на международном уровне составляют:
- Страссбургская Конвенция об отмывании, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.);
- Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.);
- Конвенция ООН (1988 г.) «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ».
Все они ратифицированы федеральными законами.
Проблема легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма остается в XXI в. одной из трудноразрешимых. Противодействие многочисленным схемам отмывания «грязных» денег стало одним из важнейших условий обеспечения целостности и устойчивости национальной финансовой системы.
Важным этапом в борьбе с «отмыванием» доходов, полученных преступным путем, стало создание в РФ эффективной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Ключевым звеном этой системы является Федеральная служба по финансовому мониторингу. В ходе повседневной деятельности сотрудники Росфинмониторинга и правоохранительных органов встречаются с довольно сложными изощренными способами отмывания преступных доходов.
В выявлении признаков преступления, связанных с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, состоит главная задача сотрудников Росфинмониторинга или, как ее еще называют, финансовая разведка. Сотрудники Росфинмониторинга, а также правоохранительных органов должны четко представлять механизм (этапы, методы) легализации преступных доходов, источники и каналы финансирования терроризма.
К важнейшим целям противоправной деятельности по легализации преступных доходов можно отнести:
- сокрытие следов происхождения доходов;
- создание видимости законности получения доходов;
- сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания;
- уклонение от уплаты налогов;
- обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для их безопасного использования;
- создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.
Для предупреждения, выявления и пресечения операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма необходимо сочетание усилий правоохранительных органов, финансово-кредитных институтов и компетентных государственных органов.
В 2001 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [3], однако в современных реалиях наблюдается явный недостаток информационно-аналитической базы, раскрывающей специфику финансовых операций, связанных с легализацией (отмыванием) незаконно полученных денежных средств.
В настоящее время финансово-кредитная система является крайне привлекательной для нелегального капитала, а коммерческие банки и небанковские кредитные организации активно используются в схемах легализации преступных доходов.
Благодаря совместным усилиям Банка России и Федеральной службы по финансовому мониторингу в Российской Федерации создана национальная «антиотмывочная» система, которая включает в себя три базовых блока:
- «регулирование»;
- «профилактика»;
- «пресечение».
В блок «регулирование» входят основные нормативно-правовые акты, направленные на создание правовых условий минимизации рисков отмывания денежных средств и финансирования терроризма, такие как:
- ФЗ от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- ФЗ от 28 июня 2013 г. № 134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»;
- ФЗ от 28 апреля 2014 г. № 173-Ф3 «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;
- ФЗ от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» и др.
Блок «профилактика» включает в себя реализацию мероприятий по своевременному информированию ЦБ России и органов государственной власти, а также рассмотрение вопросов на заседаниях специальных комиссий, экспертных групп федерального и регионального уровней.
Деятельность блока «Пресечение» заключается в приостановке функционирования площадок по обналичиванию денежных средств и замораживанию счетов и активов лиц, имеющих отношение к терроризму.
На базе Федеральной службы по финансовому мониторингу создан и активно действует
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
Национальный Центр оценки рисков. Функциональное наполнение Центра - выявление, анализ, оценка рисков, возникающих в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, распространения оружия массового уничтожения, а также разработка мер по устранению выявленных рисков и оценка эффективности принятых мер.
По мнению экспертов, основными секторальными рисками на сегодняшний день являются: международно-правовые риски; риски деятельности финансово-кредитных институтов; бюджетные риски; риски в отраслях экономики; региональные риски; риски финансирования терроризма и экстремизма.
Благодаря формированию регулярных «Риск-отчетов» сотрудников Центра по различным секторам и отраслям российской экономики в настоящее время существует возможность выявления основных рисков, требующих минимизации в ближайшее время, а именно: риски снижения стабильности финансово-банковской системы и усиления спекуляции на валютном рынке; риски вовлечения финансовых институтов в незаконные финансовые операции и их криминализация; риски нецелевого расходования государственного бюджета, в том числе направленные на обеспе-
чение финансовой устойчивости в условиях кризиса; отраслевые, секторальные, региональные риски; риски срыва реализации налоговой амнистии и возврата капитала.
Тесное взаимодействие ЦБ РФ с Федеральной службой финансового мониторинга имеет цель минимизации рисков и угроз, связанных с отмыванием денежных средств на основе использования многочисленных нелегальных схем. В них могут вовлекаться как коммерческие банки, так и различные микрокредитные организации. Зачастую используемые схемы носят названия по месту их географического применения. Например, эксперты выделяют «дагестанскую» или «молдавскую» схемы, а также те схемы, которые вовлекают в механизм легализации и вывода денежных средств за пределы государства систему микрокредитных организаций и биржевую торговлю ценными бумагами.
Таким образом, для стабилизации положения в финансово-кредитной сфере, на наш взгляд, необходимо объединить усилия научного сообщества, академической и отраслевой науки, специалистов Финансового мониторинга, работников Следственного комитета и оперативные службы ФСБ и МВД в целях противостояния подрыву нашего финансового суверенитета и независимой экономической политики России.
Библиографический список (References)
1. Башарова Р.А. Экономическая безопасность и криминализация экономики в Российской Федерации. М., 2009.
Basharova R.A. (2009) Ekonomicheskaya bezopasnost' i kriminalizatsiya ekonomiki v Rossiyskoy Federatsii [Economic Security and Criminalization of the Economy in the Russian Federation]. Moscow.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям : федер. закон РФ от 28 июня 2013 г. № 134~ФЗ-
О vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii v chasti protivodeystviya neza-konnym finansovym operatsiyam : feder. zakon RF ot 28 iyunya 2013 g. № 134-F3 [On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation Concerning Combating Illegal Financial Transactions: Federal Law of the Russian Federation June 28, 2013 № 134].
3. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : федер. закон РФ от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ.
О protivodeystvii legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu ter-rorizma : feder. zakon RF ot 07 avgusta 2001 g. № 115-FZ [On Combating Legalization (Laundering) of Proceeds from Crime and Financing Terrorism: Federal Law of the Russian Federation August 7, 2001 № 115].
4. О Следственном комитете Российской Федерации : федер. закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 4°3~ф3-О Sledstvennom komitete Rossiyskoy Federatsii : feder. zakon RF ot 28 dekabrya 2010 g. № 403-F3 [On the
Investigative Committee of Russia: Federal Law of the Russian Federation December 28, 2010 № 403].
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: www.gks.ru. Ofilsial'nyy sa_\ I Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki [The Official Website of the Federal Service of
State Statistics.]. URL: www.gks.ru.