УДК 343-132
ЧЕМУ УЧИТЬ «ЭКОНОМИЧЕСКИХ» СЛЕДОВАТЕЛЕЙ?
WHAT SHOULD BE TAUGHT ТО "CORPORATE CRIME" INVESTIGATORS?
Черкасов Валерий Николаевич
Cherkasov Valeriy Nikolayevich
кандидат технических наук, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заместитель главного редактора научно-практического журнала «Информационная безопасность регионов» Саратовского социально-экономического института (филиала) РЭУ им. Г. В. Плеханова, г. Саратов.
Cand. Sc. (Engineering), PhD (Economics), professor, Honored Scientist of Russia, deputy chief editor of the scientific journal "Information Security of the Regions" Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются дискуссионные вопросы подготовки следователей в сфере экономической преступности. Предлагая свое видение приоритетов элементов обучения, автор опирался как на свой многолетний опыт практической работы расследования такого рода преступлений, так и на теоретические разработки.
Ключевые слова: экономика, преступность, судебная бухгалтерия, аудит, компьютерные технологии, экспертиза, информационная безопасность, обучение.
The paper considers debatable questions of training investigators in the field of economic crime. The author relies on many years of practical experience of investigating economic crimes as well as on theoretical ideas to offer an original vision of the priorities in training economic crime investigators
Keywords: economy, crime, forensic accounting, auditing, computer technology, expertise, information security, training.
Как бы ни менялись времена, виды и способы совершения преступлений, квалификация преступников и сыщиков, пропасть между расследованием «по линии УР» (назовем это так) и экономическими преступлениями есть сейчас и, наверняка, будет всегда. Любому практику это известно. Теоретику - тоже. Но когда речь заходит об учебных программах, мы продолжаем готовить некоего «общеюриста»-следователя.
В чем главная разница работы по этим очень разным группам преступлений?
В первом случае, как правило, известен факт преступления - убийство, разбой, грабеж, изнасилование и пр. Задача - найти преступника и доказать его вину.
Во втором - преступления, собственно, как бы и нет вообще пока оно не выявлено. Задача -доказать сам факт его наличия. Преступников, как правило, искать не надо, они прекрасно известны. Нужно лишь доказать, что они таковыми являются.
Кстати, именно поэтому всегда различались и главные критерии оценки работы сотрудников соответствующих служб: «уголовные» - процент раскрытых, «экономы» -количество выявленных.
А для их выявления и расследования гораздо важнее уметь поставить задачу для аудита, уметь, читая бухгалтерский баланс, понимать, что происходит на объекте; и вообще, хорошее знание бухучета (судебной бухгалтерии) зачастую полезнее, чем знание УК и УПК вместе взятых (не говоря уже о Теории государства а права).
Предельно кратко задачи обучения, по нашему мнению, можно сформулировать следующим образом. Будущий следователь-экономист должен:
- иметь представление об уголовном праве и оперативно-розыскной деятельности;
- знать уголовный процесс и бухучет;
- уметь поставить задачу для аудита и компьютерной экспертизы* и принять решение по их результатам [5].
Теоретические дисциплины, разумеется, может читать любой юрист-теоретик (даже уголовное право). Но преподавать процесс должен, на наш взгляд, только тот, кто сам задерживал преступников, проводил обыски,
* В современных условиях компьютерно-техническая экспертиза - неотъемлемый элемент расследования любого экономического преступления.
вел допросы, составлял обвинительные заключения и пр. Пересказ знаний, полученных из литературы, даже самый добросовестный, ничему не научит.
В еще большей степени это относится к оперативно-розыскным дисциплинам. Для дела здесь полезнее опытный практик, не имеющий никакой ученой степени, чем профессор, не имеющий практического опыта. Конечно, лучше всего, когда есть и то и другое, но это, к сожалению, бывает не часто.
Опыт показывает, что «практик» начнет свою лекцию приблизительно так: «Учебник по ОРД читали? Закройте и забудьте. На самом деле...». Ужасно непедагогично, но таковы реалии.
Представляется, что суть нашей позиции достаточно понятна.
Кратко остановимся на двух очень важных особенностях современных экономических преступлений, и, как следствие, на особенностях современного обучения будущих следователей.
1. Во-первых, вся деятельность по расследованию экономических преступлений в настоящее время должна учитывать высочайший уровень компьютеризации всей экономической деятельности.
Опыт показывает, что компьютеризация всех сторон жизни общества резко снижает безопасность информации по ряду причин:
- существенно увеличиваются объемы информации, накапливаемой и хранимой в автоматизированных системах и средствах вычислительной техники. В единых базах данных сосредотачивается информация различного уровня конфиденциальности и различной принадлежности;
- происходит расширение масштабов и усложнение технологий обработки информации, в том числе с применением сетей;
- расширяется круг лиц, имеющих доступ к сетевым ресурсам, и растет их квалификация.
Побочным эффектом внедрения новых информационных технологий стало возникновение новых видов преступлений, совершаемых в киберпространстве, например, заражение компьютерными вирусами, искажение или уничтожение информационных массивов, ограничение доступа законных пользователей, подавление информационного обмена в сетях, дезорганизация работы аппаратуры и компьютерных систем. Мы пытались обратить внимание на эту опасную тенденцию еще сорок лет назад [2] и продолжаем эту работу по сегодняшний день [3].
Следует отметить тот факт, что массовая компьютеризация способствовала совершенствованию «традиционных» видов преступлений. Такие преступления, как воровство, мошенни-
чество, вымогательство, шпионаж, терроризм совершаются теперь при помощи вычислительных систем, новейших средств телекоммуникации и связи и т. д.
В настоящее время можно утверждать, что все более широкое распространение получает и террористическая деятельность в сфере информационных технологий. Возникло такое понятие, как компьютерный терроризм, или кибертерроризм, под которым следует понимать преднамеренную мотивированную атаку на компьютерную информацию, компьютерную систему или сети, создающую опасность для здоровья и жизни людей, причиняющую значительный имущественный ущерб либо иные общественно опасные последствия, если эти действия были совершены с целью нарушения общественной безопасности, запугивания населения, провокации военного конфликта.
Последствия компьютерных преступлений могут быть самыми разными - это не только нарушение неприкосновенности интеллектуальной собственности, разглашение сведений о частной жизни граждан, но и потеря репутации фирмы, различные виды нарушений в работе предприятия или даже отрасли.
Компьютерным преступлениям присуща определенная специфика: универсальность, скрытность, разнообразие способов программно-аппаратной реализации, радикальность воздействия, возможность выбора времени и места совершения, экономичность в организации и проведении, легкость уничтожения следов преступления. Все эти факторы делают их чрезвычайно опасными. Именно поэтому совершенно справедливо то, что компьютерные преступления в Уголовном кодексе включены в раздел «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка».
Важную роль в предотвращении негативных последствий информатизации общества, раскрытии и расследовании преступлений в этой сфере должна играть высокая профессиональная подготовка специалистов на всех уровнях.
Очень четко сформулировал этот критерий Д.А. Медведев: «Чиновник, не владеющий элементарными навыками пользования компьютером, не может эффективно работать. А стало быть, должен искать себе иное место приложения труда. Или учись, или, что называется, "до свидания". Мы же не принимаем на работу людей, которые не умеют читать и писать. Владение компьютером сегодня - это то же самое» [1].
Эти слова, на наш взгляд, относятся как к обучаемым, так и научно-педагогическому коллективу. Именно профессорско-преподавательский состав должен задавать тон всей обра-
Научно-практическгш журнал. ISSN 1995-5731
зовательной работе, а подчас сам педагог весьма слабо владеет компьютером. Он знает, как правильно провести следственные действия, знает правовые основы указанной деятельности и считает, что этого вполне достаточно. Но этого сегодня мало. Он еще должен знать компьютерные технологии, уметь использовать информационно-справочные компьютерные системы, владеть навыками работы в интернете.
Для решения этой задачи требуется контроль над четким исполнением поставленных задач. А эти задачи можно сформулировать так.
1. Знание профессорско-преподавательским составом вуза компьютерных технологий не на уровне «рядового» пользователя, а как минимум на уровне, как говорят специалисты-компьютерщики, «продвинутого» пользователя.
2. Имеющиеся знания компьютерных технологий научно-педагогическим составом, их умения и навыки в рассматриваемой сфере должны непременно подтверждаться сданными зачетами или экзаменами.
3. Эти знания компьютерных технологий непременно должны отражаться в каждой аттестации каждого сотрудника, начиная с рядового преподавателя без ученой степени и звания и заканчивая профессурой.
Хотелось бы сказать два слова и о послевузовской подготовке. По нашему мнению, целесообразно внимательно изучить (и реализовать) полезный опыт Республики Беларусь в этой сфере. В Белорусии по решению ВАК РБ все соискатели ученых степеней, независимо от будущей научной специальности сдают четвертый кандидатский минимум - «Информационные технологии». И это совершенно логично. Можно ли быть современным ученым без владения современными информационными технологиями?
2. Есть еще один аспект расследования современных преступлений в экономике, который, насколько нам известно, вообще выпал из поля зрения криминалистов. Следует учитывать, что будущему следователю будут противостоять не просто «жуликоватые» бухгалтеры, а профессиональные менеджеры по безопасности. Разумеется, их официальная функция - защита предприятия/банка от преступников внешних и внутренних. Но не следует забывать, что в случае криминальной направленности организации все меры защиты в полном объеме будут противодействовать работе по раскрытию и расследованию.
А методика защиты весьма серьезна. Вот, например, некоторые элементы программы обучения руководителей службы безопасности:
- современная концепция защиты объекта и принципы построения систем безопасности;
- экономическая безопасность предприятия (фирмы);
- обеспечение информационной безопасности;
- особенности работы с кадрами в негосударственной сфере охраны и безопасности.
Вот пример перечня вопросов из программы подготовки таких менеджеров: «Определение уровня развития мыслительных процессов, внимания, памяти, личностных особенностей, эмоционально-волевой (нервно-психической) устойчивости, свойств и типа темперамента. Оценка индивидуальных свойств нервной системы и функциональных резервов организма. Порядок использования формализованных методик: "Тест возрастающей трудности Д. Равена", "Методика исследования особенностей мышления (МИОМ)", "Оценка структуры темперамента", "Нервно-психологическая устойчивость личности" и "Шкала самооценки" (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина).
Структура и содержание профессионально-психологического отбора сотрудников охраны и безопасности. Оценка индивидуальных свойств нервной системы и функциональных резервов организма с помощью рекомендуемых методик. Оценка результатов исследования и вынесение заключения о профессиональной пригодности».
Темы о каналах утечки информации: «Объекты конфиденциальных интересов (промышленного шпионажа). Источники конфиденциальной информации: люди, документы, публикации, технические носители, технические средства обеспечения производственной и трудовой деятельности, продукция, промышленные и производственные отходы».
Вот фрагмент программы о способах несанкционированного доступа к конфиденциальной информации: «Инициативное сотрудничество. Склонение к сотрудничеству. Выпытывание, выведывание. Подслушивание переговоров. Негласное ознакомление со сведениями и документами. Хищение. Копирование. Подделка (модификация, фальсификация). Уничтожение (порча, разрушение). Незаконное подключение к каналам и линиям связи и передачи данных. Перехват. Визуальное наблюдение. Съемка. Сбор и аналитическая обработка данных. Технические средства промышленного шпионажа. Виды. Принципы действия. Техническая характеристика».
А ведь знание и применение всех указанных способов и методов - это защита и от нашего расследования!
Может быть, для противостояния подобным специалистам «по защите», будущему следователю стоило бы пройти такого рода подготовку[4].
Bor'ba s organizovaimoy prestupnost'yu v sfere ekonomiki: infonnatsionnyy aspekt [Combating Organized Crime in the Economic Sphere: information aspect] // ВогЪа s organizovaimoy prestupnost'yu. Minsk: MVD BSSR; CherkasovV.N. (1992) Komp'yuterizatsiya i ekonomicheskaya prestupnost' / [monografiya] [Computerization and Economic Crime / [monograph]. ]. Moscow: Akademiya MVD RF; CherkasovV.N. (1995) Osnovnyye tendentsii vozdeystviya protsessa informatizatsii na prestupnost' v sfere ekonomiki [Major Aspects of the Impact of the Informatization Process on Economic Crime] // Áktual'nyye problemy bor'by s korruptsiyey i organizovaimoy prestupnost'yu v sfere ekonomiki. Mate-rialy nauclmo-prakticheskoykonferentsii. Vyp. 1. Moscow: NliRIO Mosk. in-ta MVD Rossii.
3. Черкасов B.H. Методологические и правовые проблемы информатизации. Saarbrücken : LAMBERT Academic Publishing, 2013.; Быков B.M., Черкасов B.H. Преступления в сфере компьютерной информации: криминологические, уголовно-правовые и криминалистические проблемы. М.: Юрлитинформ, 2015.
Cherkasov V.N. (2013) Metodologicheskiye i pravovyye problemy informatizatsii [Methodological and Legal Aspects of Informatization]. Saarbrücken : LAMBERT Academic Publishing.; BykovV.M., CherkasovV.N. (2015) Prestupleniya v sfere komp'yuternoy informatsii: kriminologicheskiye, ugolovno-pravovyye i kriminalisticheskiye problem [Cybercrime: Criminal, Legal and Forensic Aspects]. Moscow: Yurlitinform.
4. Черкасов B.H. Рабочая программа по дисциплине «Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности» для специальности 010200 (спецкурс по специализации 220600 - Организация и технология защиты информации). Саратов : СГУ, 2006.
Cherkasov V.N. (2006) Rabochaya programma po distsipline «Organizatsioimo-pravovoye obespecheniye infor-matsionnoybezopasnosti» dlya spetsial'nosti 010200 (spetskurs po spetsializatsii 220600 - Organizatsiya i teklinologi-ya zashcliity informatsii) [Course Guide "Organizational and Legal Support of Information Security" for Students of 010200 Program (Special Couse for 220600 - Management and Information Security Technology)]. Saratov: SSU.
5. Черкасов B.H. Экспертная профилактика правонарушений в сфере компьютерных преступлений // Материалы X международной конференции «ИПС-2001». М. : Академия управления МВД РФ, 2001; Черкасов В.Н. Системный подход к классификации компьютерных экспертиз и объектов // Труды международной конференции «Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов». М. : Академия управления МВД России, 2003.
CherkasovV.N. (2001) Ekspertnayaprofilaktika pravonarusheniyvsfere komp'yuternykh prestupleniy [Effective Ways of Preventing Computer Crime]// Materialy X mezhdunarodnoy konferentsii «IPS-2001». Moscow : Akademiya upravleniya MVD RF; Cherkasov V.N. (2003) Sistenmyy podkhod k klassifikatsii komp'yuternykh ekspertiz i ob'yektov [A Systematic Approach to the Classification of Computer Forensics and their Facilities] / / Trudy mezhdunarodnoy konferentsii «Informatizatsiya i informatsionnaya bezopasnost' pravookliranitel'nykli organov». Moscow: Akademiya upravleniya MVD Rossii.
УДК 336
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ АСПЕКТЫ
ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA: ASPECTS OF FINANCE AND CREDIT
Нестеренко Екатерина Анатольевна
Nesterenko Yekaterina Anatolyevna
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова
PhD (Economics), professor, head of the department of finance, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
В статье отражен комплекс современных проблем формирования основ экономической безопасности России, раскрыты основные направления стабилизации экономической безопасности государства в финансово-кредитной сфере.