Научная статья на тему 'Применение риск-ориентированного подхода в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем'

Применение риск-ориентированного подхода в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1424
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
риск / угроза / экономическая безопасность / риск-ориентированная модель / легализация (отмывание) преступных доходов / «антиотмывочная» система / национальная оценка рисков отмывания преступных доходов. / risk / threat / economic security / risk-oriented model / legalization (laundering) of criminal proceeds / «anti-washing» system / national assessment of risks of laundering of criminal proceeds.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ирина Викторовна Филатова

Представлен анализ системы национальной оценки рисков отмывания преступных доходов. Делается вывод, что противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма выступает необходимым условием повышения экономической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF A RISK-BASED APPROACH TO COUNTERACT THE LEGALIZATION (LAUNDERING) OF PROCEEDS FROM CRIME

The article analyzes the system of national assessment of the risks of money laundering. The author concludes that countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism is a necessary condition for improving the economic security of the country.

Текст научной работы на тему «Применение риск-ориентированного подхода в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»

УДК 658 ББК 65.261.8

DOI 10.24411/2073-0454-2019-10055

© И.В. Филатова, 2019

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность)

ПРИМЕНЕНИЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ,

ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Ирина Викторовна Филатова, кандидат экономических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Аннотация. Представлен анализ системы национальной оценки рисков отмывания преступных доходов. Делается вывод, что противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма выступает необходимым условием повышения экономической безопасности страны.

Ключевые слова: риск, угроза, экономическая безопасность, риск-ориентированная модель, легализация (отмывание) преступных доходов, «антиотмывочная» система, национальная оценка рисков отмывания преступных доходов.

APPLICATION OF A RISK-BASED APPROACH TO COUNTERACT THE LEGALIZATION (LAUNDERING) OF PROCEEDS FROM CRIME

Irina Viktorovna Filatova, candidate of economic sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Annotation. The article analyzes the system of national assessment of the risks of money laundering. The author concludes that countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism is a necessary condition for improving the economic security of the country.

Keywords: risk, threat, economic security, risk-oriented model, legalization (laundering) of criminal proceeds, «anti-washing» system, national assessment of risks of laundering of criminal proceeds.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Филатова И.В. Применение риск-ориентированного подхода в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(1):233-6.

В современных условиях развития экономики в соответствии с Рекомендациями ФАТФ страны должны на постоянной основе проводить оценку рисков легализации (отмывания) денег и финансирования терроризма для формирования адекватного понимания на национальном уровне рисков и угроз, наносящих урон экономической и финансовой системам.

Риск отмывания денег представляет собой возможность нанесения ущерба финансовой системе и экономике в целом путем совершения финансовых

операций (сделок) в целях легализации (отмывания) преступных доходов, в связи с реализацией угрозы и (или) наличием уязвимости.

Последствия для финансовой системы и экономики означают влияние или вред, которые могут быть оказаны или причинены рисками отмывания денег, и включают влияние связанной с этим преступной деятельности на финансовую систему и учреждения, а также на всю экономику в целом. Они также отражаются на населении, конкретных группах людей, дело-

вой среде или на национальных или международных интересах, а также на репутации и привлекательности финансового сектора страны.

Основными уязвимыми местами Российской Федерации на сегодняшний день являются: сохранение достаточно высокой доли теневой экономики и оборота наличных денежных средств в экономике; сокрытие денежных средств и активов, полученных в результате совершения преступлений в иностранных юрисдикциях; использование номинальных юридических лиц (фирм-однодневок), вовлеченность отдельных представителей финансового сектора в оказание высокорисковых финансовых услуг; несовершенство отдельных норм действующего законодательства в части противодействия незаконному выводу денежных средств за рубеж и обналичиванию; недостаточная информированность отдельных субъектов исполнения законодательства о ПОД/ФТ о рисках и угрозах ОД; отсутствие регулирования и государственного надзора за выпуском и обращением виртуальных валют; несовершенство законодательства, регулирующего процедуры закупок для государственных нужд (конфликт интересов, аффилированность заказчиков с подрядчиками); длительное рассмотрение запросов о правовой помощи и сложности с получением такой помощи, а также информации в отношении конечных бенефициаров от компетентных органов отдельных стран.

В связи с этим, особое значение в современных условиях развития финансовых отношений приобретает одно из перспективных направлений системы финансового мониторинга — управление рисками и минимизация их последствий.

Ключевыми задачами, стоящими перед системой национальной оценки рисков отмывания преступных доходов, являются: определение наиболее часто используемых методов отмывания преступных доходов и слабых мест национальной антиотмывочной системы; формирование единообразного понимания рисков среди всех участников антиотмывочной системы; а также выработка конкретных мер и эффективное распределение ресурсов для минимизации выявленных рисков1.

Следует отметить, что противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) выступает необходимым условием повышения экономической безопасности2.

Отмывание денег на сегодняшний день является одной из самых серьёзных транснациональных проблем, наносящих тяжкий урон для экономики страны. Доходы, получаемые вследствие различных финансовых махинаций, переводы на офшорные счета, умышленное занижение стоимости активов и акций, а также масса других механизмов направлены на получение незаконной прибыли и уклонение от налоговых обязательств.

Полученные в результате данного рода операций денежные средства имеют вполне законное происхождение и, как следствие, они способны легально оборачиваться в экономике.

По оценкам иностранных экспертов, в общем мировом масштабе эта проблема имеет тенденцию к обо-

стрению. Росту объемов легализуемых преступных доходов способствует развитие новых информационных технологий и появление нового цифрового товара в виде биткоинов и других «криптовалют».

По итогам 2017 года чистый отток капитала из России в частном секторе за 2017 год вырос на 58% по сравнению с предыдущим годом и достиг отметки в 31,3 млрд долларов. В денежном выражении он стал больше на 19 млрд долларов. В 2017 году с учетом материалов Росфинмониторинга арестовано за рубежом активов на сумму около 10 млрд руб.

В связи с этим, для своевременной нейтрализации выявленных рисков совершения операций (сделок) и ликвидации угроз национальной экономической безопасности без привлечения дополнительных ресурсов, повышения уровня прозрачности экономики, а также снижения уровня террористической угрозы в обществе, Президент Российской Федерации утвердил 30 мая 2018 года Концепцию развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма3.

Концепция определяет основные риски в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, задачи, приоритетные направления развития и реализации национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов.

В настоящее время выявлены следующие основные риски совершения операций (сделок) в целях ПОД/ФТ:

а) риски совершения операций (сделок) в кредитно-финансовой сфере: осуществление фиктивной финансово-экономической деятельности; перевод безналичных денежных средств в теневой наличный оборот; незаконный вывод денежных средств и иных активов за рубеж; осуществление руководством и сотрудниками банков противоправной деятельности, направленной против интересов банков и их клиентов, в том числе создание условий для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;

б) риски совершения операций (сделок) в бюджетной сфере: хищение бюджетных средств при осуществлении поставщиками (подрядчиками, исполнителями) закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; неэффективное расходование бюджетных средств, в особенности при исполнении заданий государственного оборонного заказа;

в) коррупционные риски совершения операций (сделок): легализация доходов, полученных в результате совершения коррупционных преступлений, несоблюдение ограничений и нарушение запретов, установленных законодательством о противодействии коррупции;

г) риски совершения операций (сделок), связанные с преступлениями, совершаемыми в целях систематического получения крупного дохода: легализация доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсо-

ров, в том числе с использованием новых финансовых инструментов и технологий; легализация доходов, полученных вследствие уклонения от уплаты налогов;

д) риски совершения операций (сделок), связанные с финансированием терроризма: возникновение новых очагов террористической активности по периметру границ Российской Федерации и внутри страны; переход террористов к новой тактике — совершению индивидуальных террористических актов, требующих минимальных финансовых затрат; использование для финансирования террористической деятельности новых финансовых инструментов и технологий, в том числе позволяющих обеспечить анонимность участников финансовой операции или основанных на принципе кра-удфандинга; использование для финансирования терроризма средств, полученных из законных источников;

е) риски совершения операций (сделок) в сфере международных отношений: эскалация международной напряженности, в том числе посредством одностороннего введения ограничительных экономических мер одними государствами против других государств; применение отдельными государствами национальных норм права в отношении лиц и организаций других государств на основе принципа экстерриториальности; попытки политизации деятельности международных экспертных структур; препятствование экономической деятельности российских резидентов и их зарубежных контрагентов в иностранных юрисдикциях, в том числе возвращению капиталов в Российской Федерации.

В перечень основных задач, согласно принятой Концепции, входят такие как: формирование государственной политики в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; совершенствование механизма участия в деятельности национальной системы организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистов, входящих в эту систему; снижение уровня преступности, связанной с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, коррупцией, финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения; расширение участия России в международном сотрудничестве в данной сфере.

Проведенный анализ Концепции показывает, что основными задачами по формированию государственной политики в области ПОД/ФТ являются: совершенствование нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики в сфере деятельности, связанной с использованием современных электронных технологий, предупреждения экономической преступности, коррупции, терроризма и экстремизма и борьбы с ними; развитие национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам; адаптация законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики к рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) с учетом вносимых в них изменений.

Основополагающим блоком задач по совершенствованию механизма участия в деятельности национальной системы организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистов, входящих в эту систему, эксперты называют: обеспечение применения риск-ориентированного подхода в деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистов, входящих в национальную систему, проведение ими оценки угроз и уязвимостей, возникающих вследствие деятельности их клиентов, обеспечение принятия мер по предотвращению или минимизации негативных последствий и прозрачности финансовых операций, деятельности хозяйствующих субъектов, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистов, входящих в национальную систему, в соответствии с международными стандартами в сфере ПОД/ФТ; совершенствование правоприменительной практики по выявлению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистами, входящими в национальную систему, бенефициарных владельцев хозяйствующих субъектов, находящихся на обслуживании у этих организаций и специалистов; обеспечение неукоснительного выполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистами, входящими в национальную систему, за счет повышения эффективности контроля (надзора) за выполнением ими таких требований с применением риск-ориентированного подхода, а также усиление работы по разъяснению норм законодательства в данной сфере; развитие системы государственных органов, обеспечивающих контроль (надзор) за соблюдением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, и специалистами, входящими в национальную систему, законодательства в сфере ПОД/ФТ, оптимизация полномочий таких органов; принятие законодательных и иных мер, направленных на недопущение лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступления, совершенные в сфере экономики, отдельные преступления против общественной безопасности и общественного порядка, преступления против государственной власти, преступления против мира и безопасности человечества, к бенефициарному владению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом; формирование в соответствии с рекомендациями ФАТФ перечня публичных должностных лиц; повышение финансовой грамотности населения и предпринимателей в целях недопущения их вовлечения в совершение незаконных финансовых операций.

К основным задачам по снижению уровня преступности, связанной с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, коррупцией, финансированием терроризма, относятся: развитие методик выявления, расследования и раскрытия преступлений; совершенствование механизмов конфискации и иных

форм изъятия доходов, полученных преступным путем, у лиц, совершивших преступления, а также возмещения ущерба, причиненного противоправными деяниями государству, организациям и гражданам; введение для следователей, судей и прокуроров специализации по расследованию и рассмотрению уголовных дел, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, коррупцией и финансированием терроризма, по поддержанию от имени государства обвинения в суде по таким уголовным делам, а также повышение их квалификации в этой области; совершенствование деятельности государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений) в целях повышения эффективности экспертного сопровождения при расследовании и рассмотрении данных уголовных дел; развитие системы профилактики преступлений; совершенствование деятельности органов, уполномоченных в области оказания международной правовой помощи по уголовным делам, и деятельности в рамках международного сотрудничества по предупреждению, пресечению и расследованию преступлений в сфере экономики, в том числе по возвращению из-за рубежа незаконно перемещенных активов; расширение правоприменительной практики по своевременному выявлению и блокированию (замораживанию) активов, предназначенных для финансирования терроризма; совершенствование механизмов контроля за надлежащим расходованием бюджетных средств при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе посредством казначейского и банковского сопровождения контрактов.

Совершенствование деятельности национальной системы предполагается достичь путем: расширения информационно-технологических возможностей Росфинмониторинга по сбору, своевременной обработке, анализу, хранению и передаче необходимой информации на международном, федеральном и региональном уровнях; создания специализированных аналитических подразделений при государственных органах и организациях, участвующих в ПОД/ФТ; развития единой информационной системы в сфере ПОД/ ФТ; обеспечения координации деятельности органов, организаций и специалистов, входящих в национальную систему, и усиление взаимодействия между ними; определения научно-обоснованных количественных и качественных критериев и показателей оценки эффективности функционирования национальной системы, ее отдельных элементов и механизмов; развития в целях обеспечения ПОД/ФТ системы государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора; повышения профессиональной подготовки кадров в целях ПОД/ФТ; а также обеспечения информационной открытости национальной системы4.

Основным итогом реализации Концепции должно стать приведение системы противодействия финансированию терроризма в соответствие международным стандартам.

Подписанный документ на сегодняшний день является одним из важнейших принятых нормативно-правовых актов, так как позволит выявлять, а главное упреждать появление новых схем финансирования терроризма и отмывания незаконных доходов. Он направлен на укрепление сотрудничества по линии ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег — RT).

Концепция вводит понятие «национальной системы» противодействия, охватывающего все федеральные органы исполнительной власти, а также ряд других структур, прежде всего Центрального Банка Российской Федерации и определяет новые риски, связанные с преступными проявлениями.

Несмотря на то что, Концепция является технически проработанным документом, на наш взгляд, необходимо продолжать работу по совершенствованию законодательства в данной сфере, потому что на сегодняшний день все равно просматриваются недостатки.

Если исследовать проблему легализации доходов, полученных преступным путем, в контексте обеспечения экономической безопасности России , то важно учитывать особенности теоретического и юридического определения доходов, полученных преступным путем, и преступных доходов.

Противодействие легализации преступных доходов, по нашему мнению, должно быть комплексным. Для повышения его результативности необходимы не только экономические, но и политические, следственные и оперативно-разыскные меры. Преступно добытые доходы нужно лишить возможности поступать в легальное обращение. Усилия всех ветвей власти, а также всех участников системы ПОД/ФТ (государственных органов и частного сектора) должны быть направлены на предупреждение преступления по легализации преступных доходов, с учетом использования в практическом аспекте применения риск-ориентированного подхода.

1 См.: Публичный отчет «Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов 2017-2018 гг.» // URL: http://www.fedsfm.ru// (Дата обращения: 05.08.2018).

2 См.: Кузнецова Е.И., Гамоненко С.С. Финансовый мониторинг как метод контроля в управлении экономической безопасностью // Вестник Московского университета МВД России. — 2015. — №1. С.185-189.

3 Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Президентом Российской Федерации 30.05.2018) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://kremlin.ru/ по состоянию на 19.06.2018.

4 См.: Кузнецова Е.И. Конкурентные рыночные отношения и экономическая безопасность государства // Современная конкуренция. 2007. № 2. С. 50-57; Экономическая безопасность: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Н.Д. Эриашвили и др.; под ред. С.С. Маиляна, Н.Д. Эриашвили - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.