ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 33 ББК 65
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА: РИСКИ И ИХ ОЦЕНКА
ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА КУТУКОВА,
кандидат экономических наук Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
СКайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Экономическая безопасность как неотъемлемая часть национальной безопасности включает в себя множество компонентов, в связи с чем, объектами экономической безопасности могут быть: государство в целом; отдельный регион; предприятие; домашнее хозяйство, индивид. Экономическая безопасность регионов, входящих в состав государства, экономическая безопасность предприятий и домашних хозяйств в целом образуют экономическую безопасность национального государства. Таким образом, экономическая безопасность государства — интегральный показатель, который складывается из множества составляющих.
Ключевые слова: экономическая безопасность регионов, виды экономической безопасности, угрозы экономической безопасности, социальная безопасность, риски.
Annotation. Economic security as an integral part of national security includes many components, in connection with which, the objects of economic security can be: the state as a whole; separate region; company; household, individual. The economic security of the regions that make up the state, the economic security of enterprises and households as a whole form the economic security of the national state. Thus, the economic security of the state is an integral indicator, which consists of many components.
Keywords: economic security of regions, types of economic security, threats to economic security, social security, risks.
Единого подхода к определению экономической безопасности региона (субъекта Российской Федерации) в настоящее время не существует. Так, В.А. Смышляев предлагает под экономической безопасностью региона понимать состояние региональной экономики, характеризующееся устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутреннего и внешнего дестабилизирующего влияния на социально-экономическое развитие региона.
Таким влиянием выступают: эффективность бюджетной политики, которая определяет объемы межбюджетных трансфертов инструмента вывода региона из кризиса; механизм распределения ресурсов; экономическая политика государства в целом; политическая ситуация; уровень инфляции; стабильность денежной единицы; уровень внешнеэкономической открытости экономики; структура экономики; эффективность государственного управления и др.
Среди факторов выделяют такие как: уровень доходной части местного бюджета; уровень ресурсного потенциала; геополитическое положение; уровень инвестиционной привлекательности; наличие инно-
вационноактивных предприятий; эффективность регионального управления.
Дестабилизирующее влияние факторов на социально-экономическое развитие региона может проявляться через недостатки и ошибки в выборе и реализации стратегии социально-экономического развития региона; несогласованности интересов между центром и регионом, экономической нестабильности, что приводит к кризису регионального развития и снижает покупательную способность населения, вызывает повышение уровня заболеваемости населения из-за неэффективной системы здравоохранения, ухудшение демографической ситуации и др.
Вышеизложенное предполагает, что органы регионального управления должны взвешенно подходить к анализу и оценке этих факторов для минимизации рисков появления кризисных ситуаций социально-экономического развития региона.
Оценка риска обеспечения социально-экономической безопасности региона. Риски возникают под влиянием внешних и внутренних факторов. Но из-за разной их направленности действия и нескоордини-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
рованности стратегии социально-экономического развития региона по достижению равновесного социально-экономического регионального развития возникают риски обеспечения безопасности. Перед органами регионального управления возникла необходимость предупреждения и минимизации рисков в зависимости от глубины воздействия дестабилизирующих факторов.
Поэтому актуальное значение в сегодняшних условиях приобретают вопросы установления причин возникновения рисков, составление, систематизация и поиска эффективных механизмов управления ими со стороны органов региональной власти, а также детальной оценки факторов, обусловивших их появление.
При этом имеет значение постепенная трансформация риска от момента его возникновения до принятия взвешенных управленческих решений по его устранению или минимизации; здесь необходимо раскрывать содержание регионального менеджмента с позиции предупреждения кризисных ситуаций и их устранения.
Разработка мероприятий по минимизации и нейтрализации рисков обеспечения безопасности региона. Поскольку риски поддаются управлению (управление, регулирование, прогнозирование рисков и др.), то целесообразной является разработка действий по их нейтрализации или устранению в зависимости от условий их возникновения и действий во избежание нежелательных деструктивных процессов социально-экономического развития региона. При этом, региональные органы власти должны осознать значимость возникновения рисков как неотъемлемого явления, особенно при условии наличия мирового финансово-экономического кризиса и общественной реальности, закономерно возникающего и требующего дальнейшего отслеживания для предупреждения и минимизации их деструктивного влияния с одновременным стимулированием их положительного действия.
Управление рисками требует обоснования и принятия качественных управленческих решений, которые имеют определенный предел компромисса, но ориентированы на достижение целей регионального развития.
Вышеизложенные меры представляют собой последовательную цепочку действий, которые при условии успешной реализации обеспечат экономическую безопасность отдельного региона и позволят сформировать меры по повышению основных агрегированных экономических показателей на регио-
нальном уровне. В свою очередь, процессы социализации экономических отношений приводят к формированию социальной безопасности как подсистемы системы национальной безопасности макро- и мезо-уровней. Это определяет необходимость трансформации целевых ориентиров развития общества в целом, системы экономической безопасности государства и входящих в его состав территориальных образований, а также адаптации инструментов управления рисками к закономерностям социального воспроизводства, применения интегрального подхода к оценке эффективности функционирования системы экономической безопасности.
Система социальной безопасности государства трактуется автором как структурно-функциональное образование, в составе которого выделяются структура функций, вмененных уровням системы социальной безопасности государства, организационная структура и структура процессов социальной сферы. Выделение структуры социальных процессов в качестве самостоятельной структуры системы социальной безопасности государства обусловлено трансформацией роли индивидов в формировании системы целевых ориентиров ее функционирования и определении инструментов их реализации. Социальные индикаторы рассматриваются в качестве интегральных результатов функционирования системы социальной безопасности на всех ее уровнях. Каждая из выделенных структур представлена множеством элементов, которые взаимосвязаны с элементами других структур [3]. Отсутствие взаимосвязей или установление неэффективных взаимосвязей препятствует формированию действенной системы управления рисками. Для установления состава взаимосвязей между структурами используем матричный подход, реализация которого позволит разработать модель, состоящую из следующих матриц: матрица, отражающая взаимосвязь между организационной структурой и структурой социальных процессов; матрица, отражающая взаимосвязь между структурой функций, вмененных уровням системы социальной безопасности государства, и структурой социальных процессов. Количество строк и столбцов матрицы определяется количеством конечных ветвей деревьев соответствующих структур. Применение матричного подхода и инструментария теории матриц предполагает расчет суммы столбцов и строк матрицы. Сумма строк или столбцов, равная 0, свидетельствует о наличии
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ошибки, которая заключается в отсутствии взаимосвязи между элементами структур системы социальной безопасности.
В мировой и российской практике для анализа уровня экономической безопасности используют пороговые значения отдельных показателей, характеризующих социально-экономическую, политическую и др. жизнь государства. Но при этом, не существует единой системы показателей, применяемой в мировом экономическом пространстве; способы диагностики ситуаций, представляющих угрозу для экономической безопасности территории, варьируются под влиянием множества факторов. Эффективность и своевременность применения инструментария обеспечения экономической безопасности региона позволяет оперативно реагировать на возникающие опасности. Пороговые значения характеризуют предельные границы, ниже (выше) которых определенная экономическая система выходит из состояния равновесия и переходит в опасную для дальнейшего функционирования и развития зону. Игнорирование такими пределами может вызвать разрушительные тенденции в обеспечении и повышении конкурентоспособности региона, негативно отразится на уровне человеческого развития. В свою очередь, индикаторы — это ориентиры развития, определяющие границу негативных процессов, подавая сигналы участникам рынка о возможных неблагоприятных факторах, снижении глобального уровня национальной безопасности. Они позволяют количественно оценить и сигнализировать о грядущей опасности, осуществить комплекс программно-целевых мероприятий по стабилизации ситуации. За пороговые значения обычно принимают международные эталонные пороговые значения, значения экономически развитых стран, наилучшие значения по совокупности регионов, стран, мировых и отечественных экспертов, максимальные или минимальные из всей совокупности показателей.
Традиционно в качестве критериев социальной безопасности выделяют:
1) предупреждение ситуации социального взрыва;
2) недопущение деградации социальной структуры, что проявляется в форме выравнивания или углублении дифференциации;
3) обеспечение устойчивости социальной структуры при наличии эффективных социальных лифтов;
4) создание системы ценностей с учетом общечеловеческих идей и целевых ориентиров развития обще-
ства, имплантация указанных представлений в систему индивидуальных ценностей с участием государства.
Одним из направлений повышения уровня социально-экономического развития региона и обеспечения его социальной безопасности является учет и оценка демографических и воспроизводственных процессов. Фактическими считаются те демографические угрозы, с которыми государство уже столкнулось, а потенциальные обычно по времени своего проявления носят отложенный характер. Демографический фактор оказывает существенное воздействие на региональное развитие, поскольку определяет количество и качество региональных трудовых ресурсов. В составе демографических угроз содержится достаточно много компонент, которые приобретают форму опасностей для государства не сразу, а только по прошествии определенного, иногда достаточно длительного, периода времени (предположим, сокращение удельного веса детей в общей численности жителей).
Управление экономической безопасностью региона предполагает необходимость выявления перечня угроз, определения инструментов их оценки, разработку системы показателей и пороговых индикаторов, обоснование субъектов управления, разработку и внедрение инструментов управления рисками в систему регионального менеджмента [2]. В свою очередь, социальная безопасность выступает подсистемой системы безопасности государства (региона), определяется совокупностью самостоятельных факторов, находит отражение в собственной системе индикаторов и предполагает необходимость разработки и реализации мер управления рисками и предотвращения угроз с учетом особенностей социального воспроизводства.
Разработка эффективного механизма обеспечения социально-экономической безопасности Российской Федерации и ее регионов предполагает выявление факторов, которые создают угрозу национальной безопасности в целом [1]. По мнению Е.Г. Лесных, явление экономической безопасности является социальным, в отличие от технической безопасности, поэтому субъектная структура экономической безопасности общества — это комплекс взаимосвязанных элементов (частных проявлений безопасности): глобальная, международная региональная, национальная безопасность, региональная безопасность страны, безопасность административно-территориальных образований, безопасность организации, безопасность инди-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
вида. Традиционно принято выделить внутренние и внешние угрозы национальной безопасности как региона, так и государства.
Внешние угрозы не зависит от действий государственных и региональных органов; между тем, они способны оказывать существенное воздействие на уровень национальной безопасности.
Среди внешних угроз национальной безопасности Российской Федерации и ее регионов, актуальных для настоящего этапа развития, как правило, выделяют:
1) снижение цен на энергоносители. Вторая половина 2014 г. ознаменовалась значительным падением мировых цен на нефть, обусловленным ростом мирового производства нефти в условиях относительно слабого спроса. Снижение цен на российский природный газ на мировом рынке было обусловлено следующими факторами:
♦ снижение цен на нефтепродукты, к которым привязаны цены на газ;
♦ увеличение предложения газа на европейском рынке со стороны других газодобывающих стран;
♦ более низкий уровень оптовых цен на газ по сравнению с ценами долгосрочных контрактов.
2) отсутствие оптимальной структуры внешней торговли с превалированием в экспорте минеральных продуктов;
3) сохранение или расширение текущих торговых санкций. Введение санкций западными странами в 2014 г. и ответные контрсанкции Правительства Российской Федерации затормозили развитие российской внешней торговли, привели к сокращению закупок товаров за рубежом;
4) высокая подвижность капитала, которая привела к существенному его оттоку;
5) трансформация на национальный финансовый рынок глобальных угроз, среди которых:
♦ неустойчивость мировой финансовой системы;
♦ неспособность современных финансовых институтов эффективно контролировать кризисные явления в мировой экономике.
6) растущая автономизация субгосударственных субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью, их влиянием на хозяйственные комплексы отдельных стран;
7) взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которые имеют высокий уровень зависимости от мировых финансов;
8) чрезмерная уязвимость национальных экономик ввиду высокой степени зависимости от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала;
9) повышение международного статуса юаня. Данная угроза приведет к тому, что российская экономика окажется крайне уязвимой при сохранении тенденции превалирования сырьевого экспорта, поскольку создаются барьеры для импортозамещения, провоцируется рост вывоза капитала.
Таким образом, неразвитость или отсутствие многих внешнеэкономических институтов, включая экс-пертно-аналитическое и информационное обеспечение внешнеэкономической политики, необходимых для формирования приоритетов в данной области, создает существенные ограничения для реализации Российской Федерацией имеющихся и создания новых конкурентных преимуществ на мировом рынке. Поскольку российский финансовый рынок синхронизирован с мировым и сильно зависим от него, рыночные шоки, возникающие на внешних рынках, будут с усилением передаваться на российский финансовый рынок в виде бегства капиталов, падения индексов и капитализации фондового рынка, давления на рубль, роста инфляции, дефолтов хозяйствующих субъектов, сокращения объема инвестиций в реальный сектор.
Мы согласны с авторами, которые считают, что в целом санкции не грозят крахом российской экономике, но потребуют пересмотра экономической модели страны.
Перечисленные внешние угрозы национальной безопасности выступают одновременно угрозами социальной безопасности, поскольку они с неизбежностью приводят к падению реальных доходов населения, снижению качества жизни, деградации социальной структуры общества и формированию социальной напряженности.
К основным внутренним угрозам национальной безопасности Российской Федерации и ее регионов относится:
1) незначительная доля ВВП РФ в валовом мировом продукте;
2) воспроизводственные, региональные и отраслевые диспропорции в национальной экономике;
3) низкая инновационная активность отечественных предприятий. Более 90% предприятий добывающей промышленности не занимаются инновациями, обрабатывающей — более 85%. Наиболее высокая инновационная активность характерна для сферы
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
производства нефтепродуктов, производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования (27%);
4) низкая инвестиционная привлекательность российской экономики;
5) недостаточная монетизация экономики. Отношение денежной массы (М2) к ВВП в 2014 г. достигло 45% при оптимальном значении 50—70%. При низкой степени насыщенности денежной массой экономика не может эффективно развиваться. Недостаточная монетизация экономики обусловливает низкую ликвидность банков;
6) неравномерность распределения доходов; доходы 10% высокодоходных слоев населения в 16 раз выше, чем у 10% низкодоходных слоев на протяжении последних пяти лет.
Анализ представленных угроз свидетельствует, что их наличие также ведет к изменениям в социальной структуре общества и в содержании социальных процессов, которые приводят к отклонениям от критериев социальной безопасности.
Анализируя внутренние и внешние угрозы экономической безопасности регионов Российской Федерации следует отметить, что их возникновение связано с разными группами факторов. Так, возникновение внутренних угроз экономической безопасности регионов связано с последствиями проведения государственной экономической политики. В свою очередь, наличие внешних угроз экономической безопасности регионов обусловлено экономической и политической ситуацией на мировом уровне.
Констатация данной зависимости определяет роль органов государственной власти и местного самоуправления в реализации мер, направленных на нейтрализацию угроз социальной безопасности. Социальная безопасность региона определяется не только особенностями развития региона в целом, но и характеристиками экономики муниципальных образований, входящих в состав региона. В связи этим целесообразным, на наш взгляд, является выделение не только угроз социальной безопасности региона, но и угроз социальной безопасности муниципального района.
Обеспечение муниципальной социально-экономической безопасности осуществляется через совокупность факторов, обеспечивающих стабильность, устойчивость и способность к обновлению и развитию.
Таким образом, угрозы социальной безопасности существуют на микро-, мезо- и макроуровнях; каждый уровень предполагает собственный механизм обеспечения социальной безопасности, однако взаимосвязанность уровней социально-экономического развития предполагает использование схожего инструментария на всех уровнях управления экономикой. Экономическая безопасность муниципальных образований является необходимым условием социальной безопасности региона в свою очередь, социальная безопасность субъектов Российской Федерации является основой социальной безопасности государства в целом.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // СПС «Консультант Плюс».
2. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие // Институт экономики РАН. М., 2008.
3. Хадисов М-Р.Б., Даурбеков С-Э.С. Индекс качества жизни населения — индикатор экономической безопасности региона // Экономическая безопасность. 2015. № 5.
References
1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 31 dekab-rya 2015 g. № 683 «Strategiya natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 g.» // SPS «Konsul'tant Plyus».
2. Senchagov V.K. Ekonomicheskaya bezopasnost': geopolitika, globalizatsiya, samosokhranenie i razvitie // Institut ekonomiki RAN. M., 2008.
3. KhadisovM-R.B., DaurbekovS-E.S. Indeks kac-hestva zhizni naseleniya — indikator ekonomicheskoy bezopasnosti regiona // Ekonomicheskaya bezopasnost'. 2015. № 5.