Старикова О. В. ее
Теоретико-методологические основы экономическом безопасности региональном экономической системы
Старикова Ольга Владимировна
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Аспирант кафедры макроэкономического регулирования [email protected]
РЕФЕРАТ
Способность государства обеспечить свою экономическую безопасность является крайне важным обстоятельством в контексте активных преобразований в стране, нацеленных на повышение уровня ее социально-экономического развития.
Автором выделены две концепции понимания экономической безопасности: американская и российская. Рассматривая структуру национальной безопасности, автор выделил восемь взаимосвязанных структурных элементов, помимо экономической безопасности, к ним также относятся: демографическая безопасность, духовно-нравственная безопасность, информационная безопасность, экологическая безопасность, политическая безопасность, оборонная (военная) безопасность и социальная безопасность. Экономическая безопасность государства представляет собой многоуровневую систему, одним из уровней в этой системе является региональный. На уровне региона экономическая безопасность отражает состояние региональной экономической системы. Это состояние должно быть таким, чтобы за счет внутренних ресурсов регион был способен обеспечить требуемый уровень жизни, полную занятость, устойчивость экономического развития, и самостоятельно нейтрализовывать экзогенные воздействия внешней среды. Для оценки состояния экономической безопасности предлагается создать систему критических параметров, которая позволит определить «болевые точки» и общее состояние экономики.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
экономическая безопасность, региональная экономическая безопасность, американская концепция экономической безопасности, отечественная концепция экономической безопасности, уровни экономической безопасности, пороговые значения
Starikova O. V.
Theoretical and Methodological Bases of Economic Security of Regional Economic System
Starikova Olga Vladimirovna
North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, russian Federation) Graduate Student of the Chair of Macroeconomic regulation [email protected]
ABSTRACT
Ability of the state to ensure the economic security is the extremely important circumstance in the context of the active transformations in the country aimed at increase of level of its social and economic development.
In a format of the this subject studying of various approaches to definition of economic security created in the latest time and which laid the foundation for modern approaches and instruments of providing economic security is of special interest.
Now it is possible to allocate two concepts of understanding of economic security: American and Russian.
Considering structure of national security, we can allocate eight interconnected structural elements, besides economic security them also treat: demographic safety, spiritual and moral safety, information security, ecological safety, political safety, defensive (military) safety and social safety.
Economic security of the state represents multilevel system, the region is one of levels in this system.
Regional economic security represents a condition of regional economy at which at the expense of internal resources the demanded standard of living, a full employment, stability of economic development, compensation of exogenous influences of environment is provided.
In the context of administrative-territorial division of our country we understand the territorial subject of the Russian Federation as the region.
In modern conditions for ensuring due level of economic security both certain regions, and the country in general it is extremely important to be guided by critical indicators of threats, their such values which achievement predetermines destructive processes in economy.
Critical parameters are formed on the basis of estimates of crisis situations and show how profitable or this or that field of activity is unprofitable.
Development of critical parameters (threshold values) of economic security, exit out of which limits is a call to emergence of threat of economic security, allows to create the tool for an assessment of a condition of regional economy.
KEYWORDS
Economic security, regional economic security, American concept of economic security, Russian concept of economic security, levels of economic security, threshold value
Наиболее острый интерес к проблемам укрепления экономической безопасности проявляется в переломные периоды жизни общества. В контексте современных политико-экономических условий и выбранного курса на импортозамещение вышеуказанные вопросы выходят на первый план.
Как известно, существует несколько подходов к трактовке понятия «экономическая безопасность». На сегодняшний день можно выделить две концепции — американскую (западную) и российскую. Согласно первой концепции, экономическая безопасность должна соответствовать трем минимальным признакам: во-первых, сохранению экономической самостоятельности страны, ее способности в собственных интересах принимать решения, касающихся развития хозяйства; во-вторых, возможности страны сохранить уже имеющийся уровень жизни населения и его дальнейшее повышение; в-третьих, весь мир должен являться сферой национальных интересов США, поскольку влияние США простирается далеко за их территориальные пределы.
По мнению американских специалистов, ключевой характеристикой экономической безопасности является обеспечение суверенитета государства в принятии решений, как во внутренней, так и во внешней политике. Согласно этой позиции, экономическая безопасность прежде всего представляет собой защищенность интересов страны [5, а 12], а также, в случае США, отражение угроз со стороны внешних сил, противостоящих американскому гегемонизму.
Суть второй, отечественной, концепции заключается в том, что экономическая безопасность определяется в основном процессами политической и социально-экономической трансформации, происходящими в России. Повышенный интерес к проблемам укрепления экономической безопасности в нашей стране возник в последнем десятилетии ХХ в., и вызвано это как началом экономических преобразований, так и системным кризисом российской экономики. Российские ученые, предлагая концептуальные подходы к исследованию проблем безопасности в сфере экономики и разработке механизмов защиты от угроз, действующих в данной сфере, исходят из различных определений терминов и структурных составляющих экономической национальной безопасности.
Для полного понимания такой категории, как «экономическая безопасность», следует определить, что представляет собой безопасность в целом. Существует несколько определений термина «безопасность», мы под безопасностью будем
иметь в виду состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.1 Экономическая безопасность является одним из наиболее приоритетных функциональных направлений безопасности, но в настоящее время в мировом научном сообществе не выработано единого мнения, что же включает в себя категория экономической безопасности. Приведем некоторые определения экономической безопасности, предложенные отечественными авторами.
Академик В. К. Сенчагов в своей работе «О сущности и основах стратегии экономической безопасности России» говорит о том, что мы можем констатировать экономическую безопасность только в таком случае, когда экономические и властные институты способны обеспечивать гарантированную защиту национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов [8, с. 99]. Таким образом, экономическая безопасность является совокупностью таких характеристик, как защищенность национальных интересов, способность институтов власти создавать механизмы развития отечественной экономики и поддержания социально-политической стабильности общества.
По мнению академика С. Ю. Глазьева, экономическая безопасность представляет собой такое состояние экономики и производительных сил общества, при котором возможно самостоятельное обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны, поддержание необходимого уровня национальной безопасности государства, а также должного уровня конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобальной конкуренции [2, с. 113].
В свою очередь, В. Паньков, рассматривая категорию экономической безопасности, придерживается позиции устойчивости и акцентирует внимание на поддержании конкретных характеристик функционирования экономической системы при наличии неблагоприятных факторов [7, с. 24]. Если придерживаться вышеизложенной позиции, то экономическую безопасность можно представить в виде такого состояния экономической системы, при котором данная система устойчива к влиянию внутренней и внешней среды, факторы которых при определенных условиях нарушают ее нормальное функционирование, разрушая систему изнутри, и становятся угрозой существования мегасистемы (государства).
Академик Л. И. Абалкин представляет экономическую безопасность в качестве совокупности условий и факторов, которые обеспечивают независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, ее способность к постоянному обновлению и совершенствованию [1, с. 38].
В области исследований экономической безопасности сложилось несколько концептуальных подходов к определению сущности данного термина. Первый подход, отраженный в трудах Л. И. Абалкина, А. Д. Архипова, А. Е. Городецкого предполагает определение экономической безопасности через самостоятельность экономической системы в обеспечении устойчивого социально-экономическое развития страны [6, с. 41]. Авторы второго подхода, представителями которого являются С. Ю. Глазьев и В. А. Сенчагов, основываются на том, что экономическая безопасность страны эквивалентна состоянию экономики, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов. Третий подход, отраженный в основном в работах В. Л. Тамбовцева, предполагает, что экономическая безопасность представляет собой совокупности свойств состояния производственной подсистемы, которые обеспечивают возможность достижения целей всей системы [6, с. 40].
1 О безопасности: Федеральный закон от 05 марта 1992 г. № 2446-1 // Российская газета. 1992. 6 марта.
Большинство исследователей экономической безопасности склонны рассматривать эту категорию в качестве важнейшей качественной характеристики экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать в границах нормы условия жизни населения, стабильное обеспечение ресурсами народного хозяйства и последовательную реализацию национальных государственных интересов. В Российской Федерации в настоящее время в официальных государственных документах (таких, как Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390 «О безопасности»; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537; «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации», утвержденная Указом Президента РФ от 29 апреля 2996 г. № 608; Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года) определение данного термина отсутствует.
Трактовать понятие экономической безопасности с правовой точки зрения через определение термина «безопасность» не представляется возможным, так как в новом Федеральном законе «О безопасности» отсутствует само определение «безопасности». Основываясь же на определении данного термина в контексте ранее действующего Федерального закона «О безопасности» от 05 марта 1992 г. № 2446-11, можно дать следующее определение экономической безопасности: это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в экономической сфере. Таким образом, суть отечественной концепции заключается в том, что экономическая безопасность определяется в основном процессами политической и социально-экономической трансформации, происходящими в России.
Основным официальным документом, определяющим позиции Российской Федерации по проблемам национальной безопасности, является «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Согласно этому документу, силы обеспечения национальной безопасности совместно с институтами гражданского общества в целях обеспечения экономической безопасности ориентируются на поддержание государственной социально-экономической политики, которая имеет четыре основных направления.
Во-первых, социально-экономическая политика государства должна быть направлена на усовершенствование структуры производства и экспорта, антимонопольное регулирование и поддержку конкуренции. Во-вторых, для обеспечения экономической безопасности во внутренней сфере необходимо реализовывать политику, способствующую развитию национальной инновационной системы, что подразумевает под собой реализацию высокоэффективных проектов и приоритетных программ развития высокотехнологичных секторов экономики. В-третьих, политика государства в социально-экономической сфере должна придерживаться курса укрепления финансовых рынков и повышения ликвидности финансовой системы. И наконец, устойчивое социально-экономическое развитие государства, как, впрочем, и обеспечение его экономической безопасности, невозможно без усиленной интеграции науки, образования и производства. Последнего, согласно стратегии, можно достичь путем формирования системы научного и технологического прогнозирования и реализации научных и технологических проектов2.
Следовательно, обеспечение национальной безопасности за счет экономического роста достигается путем развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений Российской Фе-
1 Там же.
2 О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета. 2009. 19 мая.
дерации. Таким образом, развитие экономики подразумевает обеспечение ее безопасности.
Основными объектами экономической безопасности являются личность, общество и государство. Основными же субъектами экономической безопасности выступают государство, посредством уполномоченных государственных институтов, органы местного самоуправления, общественные организации и отдельные граждане [4, с. 19]. Также необходимо отметить, что основные объекты экономической безопасности в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать в качестве субъектов, и наоборот.
Объекты экономической безопасности могут находиться в двух состояниях: защищенности и незащищенности. Для обеспечения состояния защищенности объектов экономической безопасности государством, посредством законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, создается и в дальнейшем поддерживается система правовых норм, определяются ключевые направления деятельности государственных органов в этой сфере, формируются и модернизируются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Экономическая безопасность может быть представлена как многоуровневая система отношений общества и государства и, следовательно, основным подходом к изучению проблем экономической безопасности должен являться системный. На основании этого подхода принято выделять пять уровней экономической безопасности (рис. 1). На наш взгляд, основываясь на административно-территориальном делении нашей страны, целесообразно выделить шесть взаимосвязанных уровней экономической безопасности (рис. 2). В соответствии с системным подходом объект (система) рассматривается как целостный комплекс взаимосвязанных элементов.
Элементы системы, в свою очередь, определяют ее свойства в целом, а взаимодействие элементов позволяет поддерживать ее как единое целое.
Государство представляет собой единую систему, элементами которой выступают 9 федеральных округов, 85 субъектов Федерации (регионы РФ), города, предприятия и, наконец, личность.
Все элементы системы взаимосвязаны между собой; в первую очередь, это проявляется в том, что, к примеру, экономическое состояние градообразующего предприятия влияет на экономическое состояние города, на территории которого оно расположено; в свою очередь, экономическое состояние города напрямую отражается на состоянии региона и т. д.
Также взаимосвязь элементов проявляется в схожей сущности процессов, влияющих на разные уровни экономической безопасности.
По сути, экономическая безопасность — это целостная система, которая отражает экономическую независимость объекта, его стабильность и устойчивость, способность к саморазвитию.
В условиях современного мирового хозяйства экономическая независимость на уровне государства не носит абсолютного характера. В настоящее время мы можем говорить о взаимозависимости национальных экономик друг от друга, что вызвано в первую очередь международным разделением труда. Таким образом, экономическая независимость представляет собой возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня эффективности производства и качества продукции, который будет обеспечивать ее конкурентоспособность на внешних рынках и в обмене научно-техническими достижениями.
Рассматривая стабильность и устойчивость объекта на примере государства, мы определяем с помощью этих характеристик состояние национальных экономик. Стабильность и устойчивость национальной экономики выражается во многих показателях, в том числе в отношениях собственности, условиях для предпринимательской деятельности, состоянии теневой экономики, структуре распределения
Рис. 1. Уровни экономической безопасности
Рис. 2. Уровни экономической безопасности с учетом административно-территориального деления РФ
доходов и т. д. Способность к саморазвитию, а в идеальных условиях, к прогрессу, на уровне государства в первую очередь определяется созданием благоприятного климата для инвестиционной и инновационной деятельности. Также эта характеристика экономической безопасности выражается регулярной модернизацией производства, повышением качества рабочей силы и т. п.
На уровне государства экономическая безопасность является одним из восьми взаимосвязанных структурных элементов национальной безопасности. Также в качестве структурных элементов национальной безопасности можно выделить: демографическую безопасность, духовно-нравственную безопасность, информационную безопасность, экологическую безопасность, политическую безопасность, оборонную (военную) и социальную безопасность.
Рассмотрим политический фактор. Его характерной особенностью является влияние управленческих решений в политической сфере на показатели в экономической
сфере и на степень уязвимости экономической системы в целом. Политическая безопасность влияет на экономическую посредством внутренних угроз, выражающихся, в первую очередь, в реализации органами власти мероприятий в сфере экономической политики, которые дестабилизируют экономическую систему. Также ощутимое воздействие на экономику оказывают социально-политические кризисы и внешние угрозы, выраженные, к примеру, внешними экономическими санкциями с целью оказания политического давления.
Оборонная (военная) безопасность взаимосвязана с экономической в части милитаризации экономики, последствием которой является неустойчивость всей системы национальной безопасности. В то же время, при сокращении обороноспособности возрастает вероятность экспансии различной природы, что может затронуть все сферы жизни общества.
Информационная безопасность на уровне государства, прежде всего, акцентирует свое внимание на функционировании системы сохранения сведений, которые составляют государственную, промышленную, предпринимательскую, коммерческую и личную тайну. Социальный фактор представляет собой оценку социальной напряженности, результатом которой могут быть сильные социальные взрывы, перерастающие в гражданские войны. Столь сильные социальные потрясения, естественно, сказываются и на экономике, в таком случае мы уже можем говорить о состоянии незащищенности ее объектов.
Проявление демографического фактора выражается во влиянии на экономику демографических показателей (безработица, уровни рождаемости и смертности, здоровье населения и др.). Духовно-нравственная составляющая безопасности выражается в защите государства от негативного воздействия агрессивно настроенных социальных институтов, которые прямо или косвенно влияют на сознание и нравственность граждан.
Экономическая безопасность является особым элементов в структуре национальной безопасности. Это обусловлено зависимостью остальных видов безопасности от экономической, так как ни один из них не может быть в полной мере реализован без экономического обеспечения. Как уже отмечалось выше, экономическая безопасность государства представляет собой многоуровневую систему, и одним из уровней в этой системе является регион. На уровне региона экономическая безопасность, прежде всего, отражает состояние региональной экономической системы. Это состояние должно быть таким, чтобы за счет внутренних ресурсов регион был способен обеспечить требуемый уровень жизни, полную занятость, устойчивость экономического развития и самостоятельно нейтрализо-вывать экзогенные воздействия внешней среды [3].
В современных условиях, в целях обеспечения должного уровня экономической безопасности, как отдельных регионов, так и страны в целом, важно опираться на критические показатели угроз. Значение этих показателей должно быть таким, чтобы мы могли предопределить разрушительные процессы в экономической системе. Прежде всего, критические величины экономических показателей указывают на необходимость своевременного вмешательства органов управления в экономическую систему с целью нейтрализации опасных тенденций. В связи с этим введение общепризнанных пороговых значений, которые отражают дестабилизацию в экономике, позволяет прийти к единому целеполаганию различных хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти и политических сил.
Критические параметры формируются на основании оценок кризисных ситуаций и показывают, насколько рентабельной или убыточной является та или иная сфера деятельности. Для оценки состояния экономической безопасности любого уровня необходимо создать такую систему критических параметров, которая позволит определить болевые точки и общее состояние экономики. Такая система строится
на индикативном анализе и дает возможность разрабатывать не только инструменты оценки состояния экономической системы, но и методы преодоления возникающих угроз.
Основой при разработке подобной системы являются параметры, с помощью которых и осуществляется выявление проблем региональной экономической безопасности. Таким образом, достижение порогового значения в нижнем его пределе является проявлением конкретной социально-экономической проблемы, влияющей на экономическую безопасность того или иного уровня. В настоящее время в экономической науке существуют разнообразные подходы к составу показателей экономической безопасности. Нет единого мнения и в отношении того, какие показатели необходимо использовать, и какие пороговые значения этих показателей будут характеризовать кризисные процессы в экономике. Такая разобщенность во мнениях затрудняет изучение вопросов экономической безопасности на любом ее уровне.
В целях обеспечения региональной экономической безопасности, на наш взгляд, представляется необходимым разработать единую систему оценок и законодательно закрепить ее. Показатели, из которых, по нашему мнению, должна состоять система оценок, представлены в таблице.
Таким образом, одним из приоритетных направлений деятельности в области обеспечения экономической безопасности является разработка и законодательное закрепление универсальной системы показателей. Также необходимо отметить, что
Показатели состояния экономической безопасности региона
№ Показатель Уровень пороговых значений
1 2 3
ВРП
1 Валовый региональный продукт (ВРП), млрд руб.
2 Темп роста ВРП, % 110-112
3 Структура ВРП по видам экономической деятельности (процент расходов на образование и здравоохранение в ВРП) Пороговое значение — 10%
4 Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета, % 50
Производственная сфера
5 Индекс промышленного производства, % 106-108
6 Доля муниципалитетов региона в объеме промышленного производства в %
7 Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности
8 Отгруженная инновационная продукция, в % ко всей промышленной продукции 15
9 Индекс производства продукции сельского хозяйства, % 136
10 Объем оборота розничной торговли, в % к ВРП 40
11 Доля инвестиций в основной капитал в ВРП, % 25
1 2 3
Финансовая сфера
12 Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года, % 105-107
13 Кредиторская задолженность предприятий и организаций,
14 Сальдированный финансовый результат предприятий и организаций
Социальная сфера
15 Уровень официальной безработицы, % 10
16 Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % 8
17 Обеспеченность жильем, м2 на 1 чел. 20
Демография
18 Коэффициент рождаемости 8-15
19 Коэффициент смертности 10
20 Естественная убыль населения на 1000 жителей 1-9
21 Сальдо миграции
22 Продолжительность жизни населения 70 лет
23 Уровень преступности Количество преступлений на 100 тыс. населения
наличие единого (общепринятого) определения понятия «экономическая безопасность» является крайне важным при формировании нормативно-правовой базы и при проведении исследований в сфере обеспечения экономической безопасности.
Литература
1. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 2009. № 12. С. 38-41.
2. Глазьев С. Ю. Безопасность экономическая // Политическая энциклопедия. Т. 1. М. : Мысль, 1999. С. 113-117.
3. Дамаскин О. В. Развитие федерализма и региональные проблемы экономической безопасности Российской Федерации / О. В. Дамаскин // Современное право. 2011. № 11. С. 3-6.
4. Корнилов М. Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования. М. : Изд-во РАГС, 2010.154 с.
5. Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства : монография. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 239 с.
6. Леснякова Е. Н. Механизм реализации национальной безопасности современной России, экономический аспект // Сфера услуг: инновации и качество. 2012. № 8. С. 36-51.
7. Паньков В. Экономическая безопасность. Интерлинк. 1992. № 3. С. 114-120.
8. Сенчагов В. К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. Вопросы экономики. 1995. № 1. С. 99-105.
References
1. Abalkin L. I. Economic security of Russia: threats and their reflections [Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: ugrozy i ikh otrazhenie] // Economy Questions [Voprosy ekonomiki]. 2009. N 12. P. 38-41.
< 2. Glazyev S. Yu. Economic Security. [Bezopasnost' ekonomicheskaya]// Political encyclopedia z [Politicheskaya entsiklopediya]. V. 1. M. : Thought [Mysl'], 1999. P. 113-117.
-J 3. Damaskin O. V. Development of federalism and regional problems of economic security of the Russian Federation [Razvitie federalizma i regional'nye problemy ekonomicheskoi bezopas-nosti Rossiiskoi Federatsii] / O. V. Damaskin // Modern law [Sovremennoe pravo]. 2011. N 11. P. 3-6.
4. Kornilov M. Ya. Economic security of Russia: bases of the theory and methodology of research [Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: osnovy teorii i metodologii issledovaniya]. M. : Publishing house RAGS [Izd-vo RAGS], 2010. 154 p.
5. Kuznetsova E. I. Economic security and competitiveness. Formation of economic strategy of the state [Ekonomicheskaya bezopasnost' i konkurentosposobnost'. Formirovanie ekonomicheskoi strategii gosudarstva] : monograph. M. : YUNITI-DANA, 2012. 239 p.
6. Lesnyakova E. N. Mechanism of realization of national security of modern Russia, economic aspect [Mekhanizm realizatsii natsional'noi bezopasnosti sovremennoi Rossii, ekonomicheskii aspect] // Services sector: innovations and quality [Sfera uslug: innovatsii i kachestvo]. 2012. N 8. P. 36-51.
7. Pankov V. Economic security [Ekonomicheskaya bezopasnost']. Interlink. 1992. № 3. P. 114-120.
8. Senchagov V. K. On the essence and bases of strategy of economic security of Russia [O su-shchnosti i osnovakh strategii ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii] // Economy questions [Voprosy ekonomiki]. 1995. N 1. P. 99-105.