УДК 338.23
DOI: 10.24411/1813-3528-2018-10026
Ахмедуев ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Абас МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ Шапиевич БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Аннотация: в статье рассматриваются основные теоретико-методологические вопросы формирования механизма обеспечения экономической безопасности региона. В работе исходя из положения Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2020 года раскрыты сущность понятий экономическая безопасность и угроза экономической безопасности региона, определена структура потенциальных угроз. В работе предложен механизм и обоснованы основные направления противодействия угрозам экономической безопасности РД. Обоснована необходимость формирования при Совете безопасности РД специального органа и Межведомственной комиссии для мониторинга состояния, и управления экономической безопасностью Дагестана.
Ключевые слова: регион, экономическая безопасность, стратегия экономической безопасности, угроза экономической безопасности, механизм.
Akhmeduyev A. Sh. Theoretical and methodological basis of the mechanism of ensuring economic security of the region
Abstract: In article the main teoretiko-methodological questions of formation of the mechanism of ensuring economic security of the region are considered. In work proceeding from the provision of Strategy of economic security of the Russian Federation until 2020 economic security and threat of economic security of the region are disclosed essence of concepts, the structure ofpotential threats is defined. In work the mechanism is offered and the main directions of counteraction to threats of economic security ofRD are proved. Need of formation at the Security council ofRD ofspecial body and the Interdepartmental commission for monitoring of a state and management of economic security ofDagestan is proved.
Keywords: region, economic security, strategy of economic security, threat of economic security, mechanism.
В современных условиях глобализации, резкого обострения конкуренции на мировом рынке, перманентных кризисов и нарастания неустойчивости развития мировой экономики экономическая безопасность становится одной из острейших факторов обеспечения национальной безопасности и общественно-политической стабильности государства и его регионов. Для России обеспечение экономической безопасности стало одним из ключевых вызовов современности в связи с экономическими санациями и определенными мерами отдельных стран по политической и экономической изоляции Российской Федерации.
Именно поэтому весьма своевременным является Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [1]. Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения. Причем Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях [1]. Это, по нашему мнению, предполагает формирование и реализацию государственной политики обеспечения экономической безопасности каждого субъекта Российской Федерации. В условиях глобализации и открытого мирового рынка не только общероссийский, но и региональные рынки невольно становятся сегментами мирового рынка. Каждый регион вынужден обеспечить конкурентоспособность экономики на общероссийском и мировом рынках, гарантировать свою экономическую безопасность.
Главный научный сотрудник ИСЭИ ДНЦ РАН д.э.н., профессор г. Махачкала
Поэтому проблему экономической безопасности надо ставить и решать не только на федеральном, но и региональном уровне. Каждому субъекту Российской Федерации целесообразно разработать Стратегию экономической безопасности региона и соответствующий механизм ее реализации.
Экономическая безопасность и устойчивое развитие субъектов Российской Федерации являются основой экономической и национальной безопасности государства. Так, академик Абалкин Л.И. подчеркивал необходимость идентификации интересов субъектов Федерации и их населения с интересами укрепления и защиты российской государственности, оговаривая, что «экономическая безопасность может выступать как высшая ценность лишь при условии, что она гарантирует стабильность и устойчивый рост в каждом из регионов» [2].
Экономическая безопасность территориального образования (области, республики или региона) представляет собой совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, органически интегрированной в экономику Российской Федерации, как относительно самостоятельной структуры [3, 4]. Экономическая безопасность рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое развитие экономики и реализацию национально-государственных интересов [5]. «Выделение регионального уровня экономической безопасности обусловлено самим федеративным устройством Российской Федерации» [6, с. 3]. Экономическая безопасность региона характеризуется способностью региональной экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, обеспечить устойчивый экономический рост, приемлемые условия жизни и развития личности. Кроме того, экономическая безопасность на региональном уровне характеризуется способностью экономики противостоять дестабилизирующему воздействию внутренних и внешних социально-экономических факторов, при этом не создавая угроз для других элементов региона и внешней среды (других субъектов РФ, для Российской Федерации и т.д.).
Экономическая безопасность региона должна рассматриваться как проекция общей проблемы национальной экономической безопасности на региональный уровень в плане обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от различного рода внутренних и внешних угроз [7, 8]. Экономическая безопасность на региональном уровне обеспечивается путем выявления и предотвращения действия внешних и внутренних угроз в различных сферах жизни региона: социально-экономической, экологической, информационной, общественной и других. Это позволяет выделять на региональном уровне следующие основные составляющие экономической безопасности, в каждом из которых функционирует специфический механизм в рамках общего механизма обеспечения экономической безопасности:
- производственная, характеризуемая наличием ресурсной базы, условиями, обеспечивающими интеграционные процессы, сформированностью системы воспроизводства в объективно сложившейся в регионе специализации, устойчивым (эффективным) функционированием отдельных субъектов хозяйствования, находящихся на территории, независимо от их формы собственности и вида деятельности;
- финансовая, характеризуемая устойчивостью финансовой и, прежде всего, региональной бюджетной системы, ее способностью обеспечить социально-экономическую стабильность и развитие региона, успешное противостояние различным угрозам;
- научно-техническая, характеризуемая динамикой внедрения инноваций -результатов НТП в социально-экономическую сферу, степенью модернизации производства, квалификацией и численностью персонала, занятого исследованиями и разработками;
- энергетическая, характеризуемая стабильностью энергетической системы региона, ее способностью обеспечивать регион энергетическими ресурсами;
- информационная, определяемая состоянием защищенности информационных систем и информационных ресурсов от угроз, препятствующих эффективному использованию информации гражданами, обществом и государственными органами управления;
- социально-демографическая, характеризуемая уровнем социальной дифференциации общества, уровнем бедности, депопуляции населения, доступности образования, культуры, медицинского обслуживания, жилья, услуг связи и пр.;
- продовольственная, характеризуемая уровнем обеспеченности региона продовольствием, качеством продуктов питания;
- общественная, нарушения которой выражаются в увеличивающейся криминализации общества, теневой экономики и коррупции;
- экологическая, нарушения которой проявляются в превышении предельно допустимых норм загрязнения окружающей среды, в больших затратах на ликвидацию последствий техногенных катастроф;
- инфраструктурная, рассматриваемая как устойчивое функционирование отраслей, образующих производственную, социальную и институциональную инфраструктуру;
- природно-ресурсная (сырьевая безопасность), выражающаяся в нерациональности использования местной минерально-сырьевой базы, в недостаточном развитии геологоразведочных работ.
На состояние экономической безопасности оказывает влияние множество различных факторов, которые либо препятствуют, либо способствуют обеспечению безопасности. При неправильном или несвоевременном регулировании воздействия фактора происходит его переход из относительно управляемого состояния в новое, дестабилизирующее и часто непредсказуемое, которое рассматривается как угроза экономической безопасности. Следовательно, любой своевременно неурегулированный или неподдающийся управлению фактор, оказывающий влияние на состояние экономической безопасности, может перерасти в ее угрозу. Под угрозой экономической безопасности региона следует понимать совокупность условий и факторов, явлений и процессов, происходящих во внутренней и внешней среде, приводящие к нежелательным изменениям состояния экономической безопасности, создающие прямую или косвенную опасность нанесения ущерба жизненно важным интересам региона.
Своевременное вмешательство в развитие факторов экономической безопасности должно приводить к предотвращению кризисных ситуаций, что является наиболее благоприятным развитием событий. Если же фактор перерос в угрозу безопасности, то необходимо обеспечить минимизацию возможного ущерба.
Меры по обеспечению экономической безопасности региона целесообразно осуществлять в следующей последовательности:
- выявление и классификация факторов, оказывающих влияние на состояние экономической безопасности;
- идентификация угрозы, если данный фактор вышел из-под контроля;
- разработка мер по ее преодолению;
- осуществление принятых мер.
Для обеспечения экономической безопасности Республики Дагестан, предотвращения и преодолевания возможных угроз прежде всего необходимо разработать концепцию и стратегию обеспечения экономической безопасности региона. Концепция и стратегия обеспечения экономической безопасности должны определять решение конкретных задач и направления работ по созданию целостной региональной системы экономической безопасности. Эта система в зависимости от состояния и уровня развития экономики и социальной сферы должна предусматривать мероприятия по основным направлениям и сферам жизнедеятельности, определяющим экономическую безопасность региона. В ней должна быть дана объективная оценка экономического состояния региона, раскрыты ключевые проблемы и угрозы, определены основные цели и направления вывода его из
опасной зоны, показатели и их пороговые значения критической зависимости как всей экономики, так и по отдельным отраслям и сферам жизнеобеспечения.
Согласно Указу Президента РФ о Стратегии экономической безопасности [1] в целях своевременного выявления вызовов и угроз экономической безопасности, оперативного реагирования на них, выработки управленческих решений и рекомендаций формируется система управления рисками. Одной из основных задач системы управления рисками является выявление и оценка существующих и потенциальных вызовов и угроз экономической безопасности. Для этого по установленным для региона показателям оценки состояния экономической безопасности необходимо определить количественные параметры индикаторов и пороговых значений. Пороговые значения представляют собой крайние значения показателей, нарушение (повышение или снижение) которых создает угрозу экономической безопасности [9]. Именно установление и действенный контроль за достижением и соблюдением пороговых значений является важной функцией системы управления экономической безопасностью региона.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что обеспечение экономической безопасности Республики Дагестан - это функция именно его органов власти. Разумеется, при этом в необходимых случаях для решения сложных вопросов совместного ведения и т.д. подключаются соответствующие федеральные органы власти, властные структуры других субъектов Федерации. Но республиканские и муниципальные органы власти должны в полной мере нести всю ответственность за экономическое положение и экономическую безопасность Республики Дагестан, так как это одна из важнейших их функций.
В структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан нет органа управления по обеспечению экономической безопасности республики. В функцию министерств, комитетов, агентств, других органов и служб не входит прогнозирование развития, мониторинг и оценка состояния подведомственной сферы с позиций экономической безопасности, а также предотвращение и преодоление возможных угроз.
Именно отсутствие компетентного функционального органа, ответственного за объективную оценку состояния и долгосрочных перспектив развития с позиций обеспечения экономической безопасности, является одним из основных факторов депрессивного состояния и отставания социально-экономического развития Дагестана.
Совет безопасности Республики Дагестан в настоящее время только борется с преступностью и не занимается устранением ее экономических и социальных причин, хотя общеизвестно, что экономическая безопасность является основным условием и социальной базой стабильности и национальной безопасности и в стране, и в ее регионах.
По нашему мнению, целесообразно создать специальный орган для обеспечения экономической безопасности, в функцию которого входят:
- определение основных тенденций и экономических и социальных процессов, представляющих угрозу экономической безопасности;
- установление основных критериев и показателей, отражающих эти процессы и тенденции, а также их пороговых значений;
- прогнозирование динамики основных показателей и возможных угроз экономической безопасности в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
- мониторинг и оценка состояния и динамики основных показателей экономической безопасности в сравнении с пороговыми значениями;
- разработка правовых, организационных, экономических и социальных мер по предупреждению и предотвращению возможных, а также преодолению возникших угроз экономической безопасности.
Выполнение данных функций требует мобилизации усилий и координации деятельности не только всех органов власти, но и всех хозяйственных звеньев. Для этого необходим профессиональный аппарат, который организовал бы и контролировал реализацию стратегии экономической безопасности. Такое специальное подразделение целесообразно создать при Совете безопасности Республики Дагестан. Наряду с этим при Совете безопасности республики следовало бы сформировать постоянно действующую
Межведомственную комиссию по экономической безопасности, утвердить ее состав, определить функции и порядок функционирования. Такая комиссия с широкими полномочиями создана при СБ Российской Федерации.
Специальный орган обеспечения экономической безопасности, опираясь на федеральные и республиканские органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и с их участием, на наш взгляд, должен осуществлять деятельность в следующих основных направлениях:
- создание информационной базы состояния экономики республики, осуществление объективного мониторинга и оценки экономических показателей и критериев, выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз экономической безопасности;
- разработка комплекса текущих и долговременных мер по подъему экономики республики до требований экономической безопасности, предотвращению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
- организация и координация деятельности всех звеньев по реализации республиканской стратегии экономической безопасности, комплекса намеченных мер по обеспечению экономической безопасности;
- экспертиза принимаемых законодательных и иных нормативно-правовых актов, хозяйственных решений, инвестиционных проектов, программ социально-экономического развития и т.д. с позиции экономической безопасности Республики Дагестан.
Разработка и использование на практике предлагаемого механизма, по нашему мнению, будет способствовать подъему экономики республики на новый уровень, обеспечит ее сбалансированное развитие и экономическую безопасность.
Список источников:
1. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
2. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-13.
3. Басангова К.М. Обеспечение экономической безопасности и стабильности развития региона в современных условиях. Монография. - СПб.: «Астерион», 2005. 166 с.
4. Гук С.В., Исаева Л.А. Экономическая безопасность: региональный анализ. Монография. - Владивосток: Мор. гос. ун-т. 2008. - 116 с.
5. Аралбаева Г.Г., Афанасьев В.Н. Экономическая безопасность и качество жизни в Оренбургской области // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007. № 2(28). С. 5-9.
6. Ахмедуев А.Ш., Абдулаева З.З. Экономическая безопасность региона: проблемы и механизм обеспечения. - Махачкала: ИД «Наука плюс», 2011. - 172 с.
7. Глазьев С. Обеспечение экономической безопасности страны // Российский экономический журнал. 1997. № 1. С. 3-10.
8. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России. теория и практика. Москва. 2001. С. 216.
9. Сенчагов В.К., Иванов Е.А., Колонвагина Е.В. Критерии и пороговые значения экономической безопасности // Экономические науки. 2007. № 7(32). С. 16-26.