ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Новикова Татьяна Анатольевна
заведующий МБДОУ № 351 «Крепыш» г. Екатеринбург
J
V
ЭКОЛОГОВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л____________________________________________г
Аннотация. в статье описываются результаты внедрения проекта формирования экологовалеологической компетентности педагогов дошкольного образования. Рассмотрены основные экологовалеологические компетенции педагога дошкольного образования, приведены результаты мониторинга их формирования.
Ключевые слова: оздоровления воспитанников дошкольного учреждения, здоровье, экологовалеологическое образование, экологовалеологическая компетентность педагогов дошкольного образования.
ВФедеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 19 говорится следующее: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».
Главной задачей детского сада является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
С целью создания необходимых организационно-содержательных условий для системного оздоровления воспитанников в детском саду в рамках работы ФЭП АПК и ППРО (г. Москва) [3,4,5,21] был внедрен инновационный проект «Экологовалеоло-гичекий подход к здоровьесбережению всех субъектов дошкольного образования», в основе которого лежит деятельностный подход по формированию экологовалеологического сознания всех субъектов дошкольного образования, развитию экологовалеоло-гически направленной деятельности, закладке основ здорового образа жизни, осуществлению охраны и укрепления физического и психического здоровья [2,6,8,9,11,17].
Одной из составляющей инновационного проекта являлась работа по формированию экологовалеоло-гической компетентности у педагогов. Формирование экологовалеологической компетентности педагога дошкольного образования основывается на соответствующей подготовке, которая является проекцией экологовалеологии как науки на общую профессионально-педагогическую подготовку будущих педагогов. Тем самым рассматриваемые виды подготовки и формирования компетентности ориентированы в нашем исследовании на фундаментальную эколо-говалеологическую идею достижения гармоничных,
коадаптивных взаимоотношений человека с природой, биоэко-социальной средой и самим собой, которая является важным мировоззренческим фактором [8,9,10,11,18,20].
Постановка проблемы, связанной с реализацией компетентностного подхода в решении заявленной проблемы, обусловлена тем, что при достижении целей системы дошкольного образования, решении педагогических задач, выполнении предписанных функций большое значение имеет наличие высокого уровня компетентности педагога дошкольного образования. Предпосылками этого являются: ориентация на потребителей образовательных услуг; потребность общества в формировании физически, нравственно и психологически здоровых детей; поиск условий для личностного роста, непрерывного духовного развития детей; необходимость создания развивающей воспитательной среды в дошкольных образовательных учреждениях; необходимость подготовки детей к систематическому обучению в общеобразовательных учреждениях [6,8].
Основой последних предпосылок являются требования к личности и деятельности педагога дошкольного образования, которые предполагают наличие определенных компетенций в области профессиональной деятельности. Совокупность различных компетенций в целом составляют профессиональную компетентность педагога дошкольного образования [9].
Мы рассмотрим взаимосвязь между этими понятиями следующим образом: компетентность для определенного периода жизни и развития индивида представлена как определенный состав компетенций с четко установленными уровнями развития каждой компетенции. Новые подходы с приведенными понятиями компетенции и компетентности позволяет установить определенный уровень подготовленности
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014
37
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
на границах между периодами развития индивида как уровень компетентности, в свою очередь состоящий из определенного набора компетенций, соответствующих четко установленным уровням их измерения [7].
Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области; знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать); знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям); знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия жизни в социальном контексте) [1].
Общие компетенции: способность к анализу и синтезу, способность к организации и планированию, базовые общие знания, базовые знания по профессии, коммуникативные навыки в родном языке, элементарные компьютерные навыки, навыки управления информацией, способность решать проблемы, способность принимать решения [7].
На основе освоенных компетенций формируется профессиональная компетентность педагога.
Профессиональная компетентность педагога -качественный результат действий педагога, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п. методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик, осуществление оценочно-ценностной рефлексии [6,12,19].
Под экологовалеологической компетентностью педагога дошкольного образования понимается совокупность качеств педагога, которая основана на знаниях о валеологической и экологической культуре и основах безопасной жизнедеятельности, а также способностью решать различные жизненные задачи на основе этих знаний и имеющая результат в практической деятельности [20].
При подборе компетенций мы учитывали, что педагог готов к введению инноваций, умеет работать в команде, способен к получению и отдаче новых знаний, имеет возможность проанализировать правильность подачи информации и усвоение ее детьми
[14,15,16].
К экологовалеологическим компетенциям педагога дошкольного образования относятся способность и готовность:
• к самостоятельному поиску, интерпретации и анализу естественнонаучной информации, трансформированию естественнонаучных знаний в учебные;
продемонстрировать знание основ и истории экологического образования в ДОУ;
продемонстрировать понимание общей структуры естественнонаучных дисциплин, связей между их разделами, а также междисциплинарных связей; логично и последовательно представить освоенное знание методики экологовалеологического образования детей дошкольного возраста, наглядно продемонстрировать освоенные умения и навыки; ориентироваться в научных концепциях современного естествознания, объясняющих многообразие подходов к интерпретации природных явлений с целью понимания сущности явления, протекающих в природе и оценивать качество исследования в этой области; к критике педагогических технологий здоровьесбережения и самокритике личностного развития; различать основные закономерности, типичные явления социальной и природной жизни; реализовывать преемственность образования детей дошкольного, младшего школьного, осознавая самоценность возрастных периодов детского развития, а также самостоятельно выделять психологическую проблему, ситуацию или недостатки личностного развития и девиации в поведении детей данного возраста и подбирать соответствующие коррекционно-развивающие средства;
характеризовать специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и географических условии, в которых осуществляется воспитательно-образовательный процесс; использовать общенаучные и специальные методы и способы анализа, обеспечивающую эффективную экологовалеологическую деятельность, творческую активность и познавательный интерес детей дошкольного возраста;
адаптироваться к новым условиям и порождать новые идеи в организации экологизированной и развивающей образовательной среды в соответствии с заданными образовательными результатами с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
к работе в команде по усвоению программы эколого-валеологического образования в области дошкольной педагогики и психологии;
применять знания теоретических основ и технологий к реализации собственного творческого потенциала в педагогической деятельности;
выбирать и использовать оптимальные приемы и методы обучения предметно-практической деятельности, обеспечивающие эффективную образовательную деятельность, творческую активность, познавательный интерес детей дошкольного возраста, в том числе с применением информационных технологий;
к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности воспитателя ДОУ; к исследовательской деятельности в области эколого-валеологического образования [9,13,19].
38
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Таблица 1
«Суммарная» экологовалеологическая компетентность педагогов до и после внедрения проекта
Суммарная компетентность
Показатель началь- итоговый прирост
ный этап этап
1.1. Использование воспитателем в образовательном процессе современных образова- 52,3 80 +27,7
тельных технологий и методик
1.2. Использование ИКТ в воспитательном процессе 1) использование дистанционных технологий 19 35 +16
2) использование цифровых ресурсов 19 50 +31
1.3.показатель: использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне 62 90 +28
1.4. организация воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей
воспитанников
1) организация воспитательной деятельности с учетом возрастных особенностей 62 90 +28
2) наличие системы работы с одаренными детьми 14 25 +11
1.5. позитивная динамика эффективности воспитательного процесса 38 55 +17
1.6. участие воспитанников, лично подготовленных данным воспитателем в конкурсах, соревнованиях, фестивалях т.д. 39 60 +21
1.7. участие в тематических экскурсиях, посещении музеев вне образовательного учреждения 25 60 +35
1.8. доля воспитанников, вовлеченных в дополнительное образование 50 70 +20
1.9. доля общих мероприятий, подготовленных воспитанниками данного воспитателя 53 90 +37
1.10. повышение качества профессиональной деятельности 48 70 +22
1.11. участие в семинарах, конференциях
- международный уровень 71 71
- региональный уровень 14 20 +6
- муниципальный уровень 14 40 +26
1.12. участие в опытно-экспериментальной деятельности - муниципальный уровень 100 100
1.13. наличие программы работы с родителями воспитанников 47 100 +53
1.14. профессиональная экспертная деятельность 0 20 +20
Оценить экологовалеологическую компетентность педагога можно с помощью совокупности методик. Выделенные показатели диагностического мониторинга компетентности педагогов ДОУ позволили проследить уровень сформированности от начала эксперимента до конца, и количественно констатировать динамику развития и совершенствования. Анализ результатов исследуемого процесса подтверждает целесообразность и эффективность данного мониторинга (табл. 1). Показатели анкеты «Профессиональная компетентность и результативность деятельности воспитателя образовательного учреждения» оценивались в баллах следующим образом: 0 - отсутствие, 1- частичное соответствие, 2 -полное соответствие (п.п. 1.1-1.10, 1.13, 1.14); муниципальный уровень -1, региональный - 2, федеральный - 3, международный - 4 (п.п. 1.11, 1.12).
Из табл. видно, что в среднем уровень компетентности педагогов повысился на 18%.
Наиболее высокие результаты: имеются программы по работе с родителями воспитанников по эко-логовалеологическому направлению, доля мероприятий, проведенных с воспитанниками.
Для получения более высокого результата была проведена следующая работа:
• организована психогимнастика, релаксотерапия, тренинги на межличностные отношения в коллективе;
• проведен конкурс на лучший проект сотрудников и родителей «Цветущий детский сад»;
• организованы повышение квалификации сотрудников: круглый стол на тему «Экологовалеологический подход к здоровьесбережению детей дошкольного возраста», семинар по созданию здоровьесберегающей среды, курсы повышения квалификации, взаимопосещение НОД;
• проведены проблемный педсовет «Здоровье ребенка сегодня», общее собрание трудового коллектива «Здоровый образ жизни», анкетирование для педагогов и родителей «Будущее наших детей».
За счет активности, деятельности педагога стала эффективной работа с родителями, связь со сторонними организациями. У детей стала разнообразнее жизнь в детском саду. Родителей и детей все больше объединяют идеи организации работы ДОУ, появляется все больше форм взаимодействия. Дети выезжают на конкурсы районного и городского мас-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014
39
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
штаба. Выявление одаренных детей и работа с одаренными детьми имеет положительный результат. В основной общеобразовательной программе была усилена экологовалеологическая составляющая, которая показала, что за период с 2010 по 2011 г.г. 47,6% воспитанников усвоили экологовалеологи-ческое содержание, а за 2011-2012 учебный год -68,2% воспитанников.
Работа с педагогическим коллективом по повышению квалификации в экологовалеологическом образовании строилась в двух направлениях: во-первых, через теоретическую подготовку (проблемные курсы), где преимущественно осуществляется лекционная форма работы в сочетании с дискуссиями за круглым столом и, во-вторых, через научно-методическую работу, где доминируют семинары по освоению основ экологии, практикумы по решению экологических задач, моделирование экологической среды, организационно-деятельностные игры, отрабатывающие реализацию функций при исполнении профессиональных ролей. Вся работа выстраивалась на основе дифференцированного подхода, отслеживания хода и результатов уровня профессионализма и мастерства в экологовалеологической деятельности.
Таким образом, результаты мониторинга подтвердили, что в дошкольном учреждении стал благоприятным психологический климат в педагогическом коллективе; создана атмосфера творчества, благоприятная для развития среды; выстроились субъект-субъектные отношения; появилась доброжелательность, возможность педагогам активно задавать вопросы и совместно со специалистами искать на них ответы, поощрять высказывания оригинальных идей, возможность упражнения и практики. Актуализировалась ситуация самопознания, самообучения, самовыражения. Организован процесс осознания личностью своей неповторимости, выработки круга жизненных ценностей, лежащих в гуманистической парадигме, ответственности перед собой и другими за выбор жизненного пути; сохранения старых и создание новых традиций. Создана ситуация выбора в различных сферах жизнедеятельности с последующим анализом, произошло повышение самооценки педагогов.
Литература
1. Акмеологический словарь // Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2005. 161 с.
2. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.
3. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. С.49-55.
4. Дюков В. М. О моделях трансляции инновационного опыта дошкольных образовательных учреждений // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С.16-24.
5. Дюков В. М. Процесс трансляции инновационного опыта дошкольных образовательных учреждений // Образование и наука. 2012. № 7. С.135-139.
6. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе современной школы: Учебное пособие / Гл. редактор Л. В. Моисеева. Екатеринбург: изд. АМБ, 2010.
7. Лайл М. Спенсер-мл А. и Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе. Пер. с англ. М.: HIPPO, 2005. 384 с.
8. Моисеева Л. В. Экологическое здоровье личности // Наша новая школа - путь к культуре граждан и развитию общества: науч.попул.изд.: в 6 т. / под общ. ред. А. Ф. Аменда. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. Т. 5. Воспитание в общеобразовательных учреждениях будущего гражданина России. С.377-385.
9. Моисеева Л. В., Моисеева И. И. Электронный учеб-
но-методический комплекс по курсу «Общая экология» в подготовке педагогических кадров для дошкольного и начального образования // Международный журнал экспериментального образования. 2009. № 4.
10. Никитина Е. А. Взаимодействие детского сада и начальной школы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.48-53.
11. Пивоваров Д. В. Три парадокса прогнозирования будущего // Образование и наука. 2012. № 4.С.118-125.
12. Сальников В. А., Ревенко Е. М., Бебинов С. Е. Индивидуальность личности в системе инновационного физического воспитания // Образование и наука. 2012. № 8. С.123-131.
13. Самсонова М. В. Планирование процесса формирования компетенций в высшем профессиональном образовании, г. Ульяновск, ГОУ ВПО Ульяновский государственный технический университет. 2011. С.123-125.
14. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности - к исследованию // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.2-15.
15. Сиденко А. С. Планирование экспериментальной работы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1. С.58-65.
16. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Целеполагание: от ос-
мысления к деятельности» // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 5.
17. Сикорская Г. П. Основные методологические подходы к содержанию экологического образования // Образование и наука. 2009. № 9.С.11-19.
18. Смирнов Н. К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. М.: АРКТИ, 2008. 288 с.
19. Третьякова Н. В., Федоров В. А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: понятийный аспект // Образование и наука. 2013. № 4. С.112—132.
20. Тюмасева З. И. Формирование эколого-педагогической компетентности будущих педагогов дошкольного образования. Екатеринбург: УрГПУ, 2011. с.134—143.
21. Яковлева Г. В. Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.3—6.
40
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014