2. Берулава, М. Н. Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации / М. Н. Берулава // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. - № 2 (195).
3. Гидрович, С. Р. Игровое моделирование экономических процессов (деловые игры) / С. Р. Гидрович. -М. : Экономика, 1976. - 116 с.
4. Емельянов, С. В. Метод деловых игр / под ред. С. В. Емельянова, В. Н. Буркова, А. Г. Ивановского. -М., 1976. - 58 с.
5. Иванова, С. В. Образование в организационно-гуманистическом измерении / С. В Иванова. - М. : РУДН, 2007. - 240 с.
6. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах на уроках математики, физики, информатики, химии, биологии, географии, экономики / авт.-сост. В. М. Симонов. - Волгоград, 2005. - 114 с.
7. Качалова, Л. П. Педагогические технологии : учеб. пособие / Л. П. Качалова, Е. В. Телеева. -Шадринск : ШГПИ, 2001. - 220 с.
8. Мищенко, А. И. Гуманистический кризис образования и пути его преодоления / А. И. Мищенко // Оптимизация и интенсификация педагогического процесса в вузе и школе. - Ишим, 1994. - С. 58 - 60.
9. Педагогика : большая соврем. энцикл. / сост. Е. С. Рапацевич - Минск : Соврем. слово, 2005. - 720 с.
10. Педагогический словарь / под ред. Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова. - М., 2000. - 176 с.
11. Хруцкий, Е. А. Организация проведения деловых игр : учеб. - метод. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений / Е. А Хруцкий. - М. : Высшая школа, 1991. - 320 с.
УДК 371.7
Л.И. Пономарева, Е.В. Варавина, г. Шадринск
Эколого-валеологическая аттракция современного образования
В статье рассматривается проблема эколого-валеологической аттракции в рамках модернизации образования, обозначена необходимость включения в структуру готовности к профессиональной деятельности эколого-валеологического компонента.
Эколого-валеологическое образование, эколого-валеологическая готовность, аттракция
L.I. Ponomareva, E.V. Varavina, Shadrinsk
Ecological-valeological attraction of modern education
The article deals with the problem of eco-valeological attraction in the framework of modernization of education, the necessity of including the eco-valeological component in the structure of readiness for professional activity is indicated.
Keywords: Ecological-valeological education, eco-valeological readiness, attraction
Комплексная проблема разработки теоретических основ формирования эколого-валеологического образования проявляется, прежде всего, в методологии такой разработки, которая определяется следующими принципами:
Во-первых, если рассматривать эколого-валеологию как интеграцию экологии и валеологии, то необходимо исходить из того, что существуют многие десятки наук с подобными названиями. Поэтому должны быть определены условия, допускающие возможность такой интеграции при выбранном конкретном определении экологии и валеологии. Для этого целесообразно упорядочить уровни общности этих определений.
Во-вторых, выделенная в отдельную науку эколого-валеология должна иметь свой специфический предмет изучения, который адекватен определённому реальному явлению. Однако, историко-логический анализ проблемы показал, что такое био-эко-социальное явление существует и, более того, развивалась соответствующая область знаний и деятельности (без использования терминологии) - на протяжении всего процесса социально-исторического развития и самого человека и его отношений с природой, социальными группами и самим собой [4].
Развиваясь в направлении к эколого-валеологическому обоснованию и обеспечению рациональных отношений человека с природой и обществом, эта естественная интеграция предпосылок экологии и валеологии приобрела не только прикладное, но и теоретическое, научное значение.
Одним из основных факторов, определивших в последние годы интерес к эколого-валеологической проблематике, явилась разработка новых подходов к проблеме «человек-среда и охрана природы». Разрабатываются концептуальное обоснование и технологическое обеспечение формирования чувственных, познавательных и рационально-потребительских взаимоотношений человека с окружающей средой [1].
В настоящее время взаимосвязь всех составляющих здоровья (физического, духовного, социального) соотносится со всем многообразием взаимоотношений человека и окружающей среды (когнитивных, перцептивных, практических, объективных и субъективных). Это следует из того, что на данном этапе осознается значение феномена эколого-валеологической аттракции благополучия не только человека, но природных и социальных систем, в частности, процессов обучения, воспитания, развития и, в целом, образования. Этот феномен проявляет свойства интегрированного фактора устойчивого развития и безопасности образовательной деятельности, природосообразного и здоровьесохраняющего образования, а также эффективного оздоровления образовательными средствами [6]. Пересечение экологической и валеологической областей знаний обуславливает необходимость и целесообразность сформировать комплексную эколого-валеологическую методологию изучения экологических, валеологических и экосоциальных систем [4].
Это обстоятельство обуславливает сущностную взаимосвязь экологии и валеологии в виде интеграции, порождающей эколого-валеологическую аттракцию.
Аттракция (от лат. айгаЬеге - привлекать, притягивать). Применительно к настоящему исследованию, аттракция - процедура выбора предпочтений (в определенном смысле или относительно определенных критериев) траектории развития некоторого процесса, явления. Таким образом, аттрактор - одна из возможных траекторий развития динамической системы [6].
Эколого-валеологический аттрактор обусловливается тем, что на почве здоровья сопрягаются предметы и методы экологической и валеологической наук; сам же этот аттрактор обусловливает общность экологических и валеологических проблем, причем проблем не только научного свойства, но и околонаучного, которые можно отнести к категории стихийных бедствий [4].
Анализ изучаемых вопросов позволяет говорить о том, что различным аспектам эколого-валеологического образования педагогическая наука уделяла и уделяет самое пристальное внимание (С.В. Абдуллина, Р.И. Айзман, И.И. Брехман, С.В. Васильев, С.Н. Горбушина, Н.Н. Моисеев, Д.В. Натарова, И.Л. Орехова, В.И. Прокопенко, Н.Ф. Реймерс, З.И. Тюмасева и др.). Изучение вопросов эколого-валеологического образования и готовности педагогов к его реализации представляет несомненный интерес для исследователей, так как от степени сформированности эколого-валеологической готовности сначала педагогического коллектива, а затем и детей зависит перспективное личностное становление, социализация, мобильность в окружающем социальном мире.
Под эколого-валеологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития эколого-валеологической культуры, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к окружающей природной среде, личному здоровью и здоровью окружающих людей [2].
Одной из главных задач эколого-валеологического образования является формирование знаний экологии человека, раскрывающих взаимоотношения человека с окружающей средой, и валеологических знаний, способствующих становлению ответственного отношения человека к своему здоровью [3].
Эколого-валеологическая аттракция образование дает учащимся более полное представление о мире, в котором они живут, учатся и работают, а также обеспечивает их теоретической основой, помогающей принимать важные, выверенные в нравственном отношении решения (А.К. Маркова, Я.Л. Мархоцкий).
Несмотря на актуальность и приоритетность эколого-валеологической аттракции образования, развитие массового эколого-валеологического образования в системе российского общего образования сдерживается рядом объективных и субъективных причин:
- системное кризисное состояние экономики, экологии, социального устройства общества, духовности, образования, здоровья;
- деформация социальных и личностных ценностей;
- укореняющиеся потребительские отношения к природе, обществу и благополучию человека;
- недостаточная подготовленность современного российского образования к реализации системной эколого-валеологической составляющей;
- отсутствие педвузовской системы формирования у будущих педагогов эколого-валеологической готовности;
- эколого-валеологическое обеспечение обучения, воспитания и развития детей не стало еще безусловным фактором образования.
В контексте названных причин рассматривается и актуализируется проблема формирования эколого-валеологической готовности педагогов в системе высшего профессионального образования, которая сопрягается с общей проблемой эколого-валеологического образования и которая должна рассматриваться как упреждающая при создании системы непрерывного эколого-валеологического образования.
В психолого-педагогической литературе готовность как таковую определяют и как психическое и психологическое состояние личности (Н.Д. Левитов, А.Ф. Линенко, А.А. Понукалин), и как качество личности (А.А. Деркач, М.А. Котик и др.), и как условие выполнения деятельности (А.С. Белых, М.И. Дьяченко), и как установку личности (М.В.
Левченко), и как признак установки (Ш.А. Надирашвили, Д.М. Узнадзе, Н.К. Шеляховская и др.), и как уровень личностной ориентации (В.А. Ядов), и как синтез качеств личности, мотивов и ситуаций (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и др.).
Развивая проблему готовности, многие авторы (А.С. Белых, Д.И. Дьяченко и др.) отмечают, что она является фундаментальным условием любой деятельности, причем, данное условие находится в прямой зависимости от содержания задач деятельности, их трудности, новизны, обстановки, а также от характера самой деятельности.
Результаты исследования этих авторов позволили нам сделать вывод, что готовность отражает предстоящую деятельность и отношение личности к этой деятельности. Готовность является смысловой характеристикой деятельности и зависит от личностных качеств человека.
В рамках педагогики высшего образования готовность к выполнению профессиональной деятельности можно определить как интегративное свойство личности, обеспечивающее реализацию профессиональной деятельности. Это свойство отражает уровень соответствия требованиям выполняемой деятельности системы
профессиональных знаний, умений и навыков, способов и приемов самообразования, взглядов и убеждений, общественно значимых качеств личности, определяющих ее профессиональное поведение.
Носителем готовности как свойства является личность. Поэтому главная задача общего образования - это формирование и развитие личности, а задача профессионального образования - развитие профессиональной готовности личности.
Важнейшими составляющими профессиональной деятельности педагога является здоровьесберегающая и природоохранная деятельность. Эта деятельность предусматривает сохранение и укрепление здоровья учащихся и формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде.
Под призмой эколого-валеологической аттракции образования мы выделяем основные принципы формирования эколого-валеологической готовности педагогов:
• гуманизация эколого-валеологической подготовки - утверждаются права человека на жизнь и личное благополучие, здоровье и благоприятную окружающую среду (во всём многообразии её проявлений);
• научность - предполагается достаточный уровень достоверной информации об устойчивом развитии человека, природных и социально-природных систем;
• прогностичность - актуализируются заботы о будущем, способности прогнозировать возможные пути развития жизни, человечества, здоровья человека - на пути перехода биосферы в состояние ноосферы;
• непрерывность - постепенность и этапность формирования развивающегося здоровья человека, экологической и эколого-валеологической ответственной личности;
• систематичность - обеспечение системной организации эколого-валеологической подготовки педагогов - на основе всех её компонентов: целей, содержания, методов и приёмов, средств образования, а также форм организации различных видов образовательной деятельности - в аспекте общей профессионально-педагогической подготовки педагогов.
Разделяя мнение ученых, которые рассматривают формирование как процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности, эколого-валеологическую готовность педагога как стремление, мотивированная необходимость, способность
осуществлять эколого-валеологическую деятельность в условиях педагогического процесса, следовательно, формирование эколого-валеологической готовности педагогов мы понимаем, как процесс становления личности, позволяющий педагогу эффективно осуществлять эколого-валеологическую деятельность.
Целевая установка процесса формирования эколого-валеологической готовности педагога задает следующие критерии аттракции образования: природосообразность, здоровьеразвитие и последовательное здоровьесозидание, что возможно при создании оздоравливающей образовательной среды в отдельном образовательном учреждении.
Современный педагог, работающий в системе здоровьесберегающего образования, должен быть: эколого-валеологически образованным педагогом; воспитателем, под руководством которого формируется личность здорового образа жизни; методистом, творчески организующим учебно-воспитательный процесс в школе на основе природосообразности.
Таким образом, аттракция эколого-валеологического образования в настоящее время имеет архи важное социальное и профессионально-педагогическое значение и определяется возросшими требованиями государства и общества к профессиональной компетентности будущих педагогов в области создания условий сохранения и укрепления здоровья подрастающего человека, изменением отношения к здоровью и оздоровлению субъектов образования, потребностью теоретического обоснования формирования эколого-валеологической готовности педагогов, недостаточной разработанностью проблемы формирования эколого-валеологической готовности педагогов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Колбанов, В.В. Валеология. Основные понятия, термины и определения / В.В. Колбанов. - СПб. : ДЕАН, 1998. - 232 с.
2. Моисеев, Н.Н. Экология и образование / Н. Н. Моисеев. - М. : ЮНИСАМ, 1996. - 192 с.
3. Нагавкина, JI.C. Валеологические основы педагогической деятельности / Л.С. Нагавкина, Л.Г. Татарникова. - СПб. : КАРО, 2005. - 272 с.
4. Пономарева, Л.И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования / Л.И. Пономарева. - Шадринск, 2009. - 463 с.
5. Реймерс, Н.Ф. Экология. (Теория, законы, правила, принципы и гипотезы) / Н.Ф. Реймерс. - М. : Россия молодая, 1994. - 365 с.
6. Тюмасева, З.И. Эколого-валеологические тайны модернизации современного образования : словарь -справочник / З.И. Тюмасева, В.П. Стариков. - Сургут : СГУ, 2004. - 312 с.
УДК 371.385
Л.Г. Светоносова, г. Шадринск
Виды и принципы организации самостоятельной работы студентов
педагогического вуза