Боголюбов Сергей Александрович,
заведующий отделом аграрного, экологического
и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации (г. Москва)
ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ КАЗАХСТАНА, РОССИИ И БЕлАРуСИ
Преодоление последствий мирового финансового и экономического кризисов предполагает привлечение внимания к эколого-правовым приоритетам членов Союза независимых государств, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза, Единого экономического пространства. В связи с глобализацией природопользования, особенно добычи минеральных ресурсов, обострением проблем охраны окружающей природной среды заметное место в политике стран приобретают гуманитарные, общечеловеческие вопросы экологии, которая неминуемо присутствует в программах развития Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Беларусь, стремящихся быть социальными, правовыми, демократическими.
Первым актом Содружества Независимых Государств в 1992 г. был договор о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды и природопользования, по которому участники готовились обмениваться экологической информацией, предупреждать друг друга об аварийных выбросах и загрязнениях, оказывать помощь друг другу для ликвидации их последствий, для восстановления природы и рационального использования природных ресурсов.
В настоящее время большинство государств активизировали свои усилия по обеспечению
суверенных прав на недра, воды, леса и другие природные ресурсы, разумному и достаточному сочетанию национальной экологической политики с мировыми природоохранными мерами и стандартами, чему посвящено немало исследований в РК1, в РФ2, в РБ3.
Представляют интерес выработка и реализация экологических приоритетов Казахстана, России и Беларуси, которые базируются на основных и иных законах Казахстана, России и Беларуси, других законодательных актах с учетом природных, национальных, правовых, социальных особенностей государств. Немаловажным является обеспечение выполнения экологических задач и принципов, заложенных в национальных стратегиях социально-экономического развития РК, РФ и РБ, рассчитанных на десятилетия.
Согласно ст. 6 Конституции РК, в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом. При этом земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной
1 См. например, Елюбаев Ж.С. Проблемы правового обеспечения государственной экологической политики в Казахстане //Недропользование и право. - 2011. - № 2. - С. 77-79; Еркинбаева Л.К. Проблемы правовой охраны окружающей среды от загрязнения упаковочными отходами в Республике Казахстан. Там же. С. 82 - 87.
2 См. Залиханов М.Ч, Степанов С.А. Технологические и политические аспекты современной экологической политики России // Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России». - 2010. - № 5; Боголюбов С.А. Право и единая государственная экологическая политика //Журнал российского права. - 2011. - № 3. - C. 5-8; Боголюбов С.А. Отражение в праве экологической политики // Сб. «Держава и право. У свитли сучастной юридичной думки». - Киев: НАН Украины. Юридична Думка. - 2010. - С. 347-357.
3 См. Карпович Н.А. Реализация экологической функции государства в деятельности местных органов власти; Лаев-ская Е.В. К вопросу о самозащите права на благоприятную окружающую среду //Право в современном белорусском обществе. Сб. научных трудов. Вып. 6. Минск: Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. - 2011. - С. 323-329; 343-351.
собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.
В Указе Президента РК от 3 декабря 2003 г. № 1241 «О Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004 - 2015 годы», в Послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан - 2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» (город Астана, 10 октября 1997 года), в Экологическом кодексе РК от 9 января 2007 г № 212-111 определяются эколого-правовые ориентиры развития общества и государства.
Сфера экологии предусматривается в статье 71 (наряду с программами в области государственного, экономического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации) и статье 114 (как функция правительства по проведению единой государственной политики наряду с культурой, наукой, образованием, здравоохранением, социальным обеспечением) Конституции Российской Федерации. Принципы, направления и средства охраны окружающей среды устанавливаются в Федеральном законе от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» и других федеральных законах, в Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года от 30 апреля 2012 г., в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Немало экологических принципов и норм заложено в Конституции Республики Беларусь, согласно ст. 55 которой предусматриваются обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к земле и иным природным богатствам, и эта доктрина сочетания экологических прав и обязанностей служит краеугольным камнем экологической политики.
В Законе Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды» предусматриваются специальные статьи 4 «Основные принципы охраны окружающей среды» и 7 «Основные направления государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды», среди которых присутствуют обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду, международное сотрудничество, создание правового и экономического механизмов, стимулирующих рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов. Постановлением Верховного Совета РБ от 6 сентября 1995 г. утверждена Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
В рассматриваемых государствах можно обнаружить общее и особенное в эколого-право-вых системах, заимствовать полезный опыт правотворчества и правоприменения. Составляющие экологическое законодательство природоохранное и природоресурсное законодательства динамично развиваются, заметно экологизируя другие отрасли права и законодательства.
Экологическая безопасность зачастую включается в национальную безопасность, объединяется с общественной безопасностью (см. Распоряжение Президента Республики Казахстан от 30 апреля 1996 г. № 2967 «О концепциях общественной и экологической безопасности Республики Казахстан» (утратило силу согласно Указа Президента РК от 3 декабря 2003 г. № 1241). Эко-лого-правовые приоритеты могут дополняться соответствующими и подходящими к данному случаю положениями концепций национальной безопасности РК, РФ, РБ.
Приоритетными в области мониторинга и охраны окружающей среды могут стать создание единой системы информационного взаимодействия, разработка основополагающего стандарта в области охраны окружающей среды и улучшения использования природных ресурсов, реестра и базы данных по природоохранным, ресурсосберегающим, малоотходным и безотходным технологиям, выработка норм и правил регулирования трансграничных перевозок озоноразрушающих и других опасных веществ. Эти положения могут быть примером для других публично-правовых образований международного характера.
Понятно, что совместные эколого-правовые приоритеты Казахстана, России и Беларуси не должна быть механической суммой слагаемых -экологических положений законодательств РК, РФ и РБ, которые имеют немало общих черт ввиду, во многом, исторической, этнической, географической, политической и иной общности, но и некоторые различия, обусловленные масштабом территорий, состоянием экономик, характером государственного и политического устройства, уровнем социального развития и обеспечения, обеспеченностью ресурсопотребления, степенью правореализации.
Кроме того, сближение экологических законодательств и приоритетов Казахстана, России и Беларуси должно учитывать их участие в более чем в трех десятках международных природоохранных, в том числе различных по своему содержанию, конвенций4.
Так, в РК и РБ утверждена Конвенция о до-
4 См. Колбасов, О.С. Завещание экологам //Журналроссийского права. - 2000 №5/6. С. 89; Пахарева Г.В. Теоретические и практические проблемы гармонизации экологического законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь. Дисс. канд. юрид. наук. - М.: ИЗиСП, 2009.
ступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция), в то время как Россия, активно участвовавшая в разработке и обсуждении ее проекта, от подписания воздержалась. В Казахстане и Беларуси немало сделано для ее реализации - созданы центры соответствующего мониторинга, принимаются меры к расширению экологической информации, в том числе о залежах полезных ископаемых и выставлении их на торги, осуществляется специализация судей и др.; в настоящее время в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ вновь обсуждается вопрос о ратификации Орхусской конвенции.
Совместные экологические приоритеты Казахстана, России и Беларуси, как крупнейших государств евразийского континента, призваны иметь новое качество, приобретать конструктивный, конкретный и перспективный характер, устраняющий декларативность, коньюнктур-ность, учитывающий создание единого экономического, правового, таможенного, оборонительного, экологического пространства, в том числе с рядом других стран. Заслуживают внимания наработанные и обоснованные предложения о необходимости отражения в документах и подлинной реализации справедливого и социального характера природопользования, нормировании ресурсопотребления, ответственности государств, народов и государственных образований за состояние окружающей среды на их территориях.
Могут быть предложены приоритеты, обусловленные соседством и единой исторической судьбой наших государств; разумеется, они не исключают и других составляющих природопользования, учитывающих национальное самосознание и идентификацию народов, суверенное развитие стран, возможность вхождения их в различные союзы политического и экономического свойства, возможную разницу в мировоззрениях элит.
Восприятие традиций и системы континентального права в Российской империи и в Советском Союзе формировали утрированное представление населения о превосходстве и всесилии правовых актов и нормативно-правовой базы, спускаемых сверху. Систематически вносятся предложения об их дальнейшем совершенствовании, изменении, дополнении, принятии новых законов вместо прежних, о создании концепций, доктрин, стратегий, которые, якобы, только и могут решать возникающие проблемы.
В большинстве случаев их авторы не всегда вникают в существующие нормативные правовые акты, в документы на ту же тему, не обременяют себя проверкой их исполнения либо изучением причин бездействия, что требует определенной квалификации, терпения, усердия, времени, умения, навыков. Написать новый текст на заданную тему порой легче, чем изучить предыдущий текст и провести анализ эффективности либо неэффективности его предписаний.
Одним из основных правовых аспектов природопользования можно рекомендовать перенести центр внимания с подготовки и принятия новых нормативных правовых актов на инвентаризацию имеющихся, анализ их норм и хода их соблюдения, исполнения, использования, применения, на выявление причин и оснований слабой эффективности предписаний, наличие в актах пробелов, несогласованностей, коллизий, дублирования, на их устранение. Некоторые меры в направлении обеспечения действия актов принимаются. Например, в постановлении Совета Министров РБ от 19 мая 2010 г. №755 рассматриваются меры по реализации Закона РБ от 9 ноября 2009 г. «О государственной экологической экспертизе»5.
Перенесение усилий не на принятие, а на неуклонную и всеобщую реализацию нормативных правовых актов сократит их количество, повысит исполняемость, авторитет и эффективность закона, обеспечит законность и надлежащий мониторинг правоприменения, придаст дополнительный вес представительным и исполнительным органам государств.
Второе, вытекающее из первого, приоритетное предложение сводится к упрочению прав собственности на природные ресурсы в наших государствах, где в конституциях признаются и защищаются государственная, частная и иные формы собственности. В части 1 статьи 9 Конституции РФ предусматривается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В статье 8 Конституции РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом всех форм собственности.
В представлении большинства граждан термин священности и неприкосновенности относится преимущественно к частной собственности, что вырабатывалось веками по мере ее нарождения и развития в условиях преодоления
5 Национальный центр правовой информации РБ. - Минск. 2011.
феодализма и крепостничества. Но обозначенное в конституциях равное отношение к формам собственности, предусмотренные также в гражданских кодексах многочисленные средства и способы ее защиты относятся как к частной, так и к государственной и иным формам собственности.
Поэтому возникшее в два последних десятилетия многообразие форм собственности предполагает оформление и соответствующее укрепление, упрочение не только нарождающейся, восстанавливаемой и, как бы требующей повышенной охраны частной, но и государственной, иных публичных форм собственности, прежде всего, на природные ресурсы и объекты.
Применительно к разным природным ресурсам и природным объектам имеются различные сочетания видов владения, пользования и распоряжения ими. Частная собственность получает наибольшее распространение в сфере земельных отношений, где десятки миллионов граждан и юридических лиц являются собственниками земельных участков, хотя и здесь наибольшие их площади относятся к государственной собственности. Гражданский оборот земельных участков регулируется в земельном, гражданском и ином законодательстве РК, РФ и РБ достаточно четко и подробно.
В Водном кодексе РФ 2006 г. предусматривается возможность нахождения в частной собственности прудов и обводненных карьеров, иных водоемов, расположенных на земельном участке, находящемся в частной собственности. Остальные водные объекты, а их подавляющее большинство, принадлежат Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Объекты животного мира, согласно Федеральному закону «О животном мире» 1995 г. и ГК РФ, могут быть в частной собственности, если они находятся в полувольных условиях или изъяты из окружающей природной среды и стали домашними животными. Лесные участки в соответствии с Лесным кодексом РФ 2006 г. находятся в государственном лесном фонде и могут сдаваться в аренду. Исключительно государству принадлежат в РК, РФ и РБ их недра.
Земельный, Лесной, Водный кодексы РК и РБ, их законы о недрах, о животном мире также содержат основополагающие положения о собственности на природные ресурсы и объекты. Земельный кодекс РК и Кодекс РБ о земле для лучшего понимания и толкования текста включают разъяснение основных терминов и понятий, дающих представление о характере регулирования, балансе публичных и частных интересов в сфере земельных отношений, что немаловажно
для правоприменения и охраны окружающей среды.
Так, в ст. 12 ЗК РК предусматриваются приоритетные понятия, важные для экологии и полезные для правореализации:
специальный земельный фонд - резервные земли, образуемые за счет угодий сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков, не используемых по назначению либо используемых с нарушением законодательства Республики Казахстан, и земель, от которых отказались обладатели условных земельных долей и землепользователи;
единый государственный реестр земель - итоговый документ учета земельных участков в составе государственного земельного кадастра, содержащий правовые, идентификационные, экономические и другие характеристики;
земля - территориальное пространство, в пределах которого устанавливается суверенитет Республики Казахстан, природный ресурс, всеобщее средство производства и территориальная основа любого процесса труда;
земельные правоотношения - правоотношения по использованию и охране земли, связанные с управлением земельными ресурсами, закреплением земельных участков за отдельными субъектами, осуществлением права собственности и иных прав на землю;
классификатор целевого назначения земельных участков - группировка видов целевого использования земельных участков по типу и виду функционального назначения (использования) территории участка и расположенных на нем зданий и сооружений (помещений) в соответствии с зонированием территории;
правоустанавливающий документ на земельный участок -документ, подтверждающий наступление юридических фактов (юридических составов), на основании которых возникают, изменяются или прекращаются права на земельный участок, в том числе договоры, решения судов, правовые акты исполнительных органов, свидетельство о праве на наследство, передаточный акт или разделительный баланс при реорганизации негосударственных юридических лиц, владеющих земельным участком на праве собственности или выкупивших право временного возмездного землепользования (аренды);
идентификационный документ на земельный участок - документ, содержащий идентификационные характеристики земельного участка, необходимые для целей ведения земельного, правового и градостроительного кадастров;
залог земельного участка или права землепользования, основанный на договоре залога
либо на основании законов Республики Казахстан способ обеспечения исполнения обязательств, в силу которого кредитор (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного земельного участка или права землепользования преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит этот земельный участок или право землепользования (залогодатель), за изъятиями, установленными Гражданским кодексом Республики Казахстан;
самовольное занятие земельного участка - занятие чужого земельного участка без разрешения собственника земельного участка или землепользователя, а также занятие земельного участка, находящегося в государственной собственности и не предоставленного в землепользование, без соответствующего решения Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа;
почвенный слой - поверхностный слой суши земли, особое природное образование, обладающее только ему присущим строением, составом и свойствами;
Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. для лучшего понимания и толкования текста предписаний включает разъяснение таких терминов и понятий, как аукцион, близкие родственники, вид земель, государственные нужды, государственный земельный кадастр, государственный контроль за использованием и охраной земель, деградация земель, земельно-информационная система РБ, земельный контур, кадастровая оценка и стоимость земель и земельного участка, решение об изъятии или предоставлении земельного участка, равноценный земельный участок, эффективное использование земельного участка.
К основным принципам земельных отношений в РК, РФ и РБ относятся государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, в том числе установления единого порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одной категории в другую; приоритет использования сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, связанных с назначением этих земель; гласность и учет общественного мнения при принятии решений об изъятии и предоставлении земельных участков, изменении их целевого назначения, установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки,
в том числе сервитутов, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан.
Так, согласно ст. 1 ЗК РК от 20 июня 2003 г. № 442-11 земельный фонд Республики Казахстан в соответствии с целевым назначением подразделяется на категории. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием земель (территории). На территории Республики Казахстан по природным условиям выделяются зоны.
В соответствии со ст. 2 ЗК РК отнесение земель к категориям, а также перевод земель из одной категории в другую в связи с изменением их целевого назначения производятся Правительством Республики Казахстан, местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения), акимом города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа в пределах их компетенции по предоставлению и изъятию земельных участков, в том числе для государственных нужд, установленной законодательными актами Республики Казахстан.
Государственное управление земельным фондом означает, в том числе, целевое использование земель и их зонирование, под которым понимается определение территории земель с установлением их целевого назначения и режима использования. Организацию зонирования земель на уровне областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) осуществляют соответствующие уполномоченные органы областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения). Проект (схема) зонирования земель утверждается соответствующими представительными органами областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения).
Классификатор целевого назначения земель разрабатывается на основе проектов (схем) зонирования земель и утверждается местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения). Целевой режим использования территории, определенный при зонировании земель, является для субъектов земельных правоотношений обязательным. Зонирование земель проводится по решению местных исполнительных органов и осуществляется за счет бюджетных средств.
В РБ не только не отказываются от государ-
ственного участия в регулировании землепользования путем установления контроля над его целевым назначением, как это предлагается рядом экспертов в РФ, но и законодательно закрепляются его контуры. Согласно ст.45 ГК Республики Беларусь указание в учредительных документах юридического лица цели его деятельности, в том числе в области использования земель и аграрного производства, является обязательным и, согласно ст. 174 ГК РБ сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями его деятельности, признается судом недействительной.
В соответствии с Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования в ред. 2007 г. юридическое лицо может указывать виды деятельности в заявлении о регистрации; если организация хочет заниматься новыми видами деятельности, не указанными в учредительных документах либо в заявлении о регистрации, она обязана до начала ее осуществления письменно уведомить об этом регистрирующий и налоговый органы.
При нарушении этих требований деятельность субъектов хозяйствования согласно п.6 Положения прекращается. Можно полагать, что такое ограничение правоспособности сельскохозяйственных организаций служит в ряде случаев тормозом их аграрной деятельности, но известен довод и о том, что хозяйствование на земле должно ограничиваться целевым и рациональным их использованием, охраной земель, особенно сельскохозяйственных угодий.
Общей тенденцией экологического развития становится повышение социальной значимости природоохранного законодательства, дальнейшая модернизация материальных норм и совершенствования обеспечительных форм их реализации. Наиболее актуальными проблемами становятся соотношение экологического, граж-
данского, гражданского процессуального и иных отраслей права и законодательства, сочетание публичных и частных методов регулирования природоохранных, земельных и иных природо-ресурсных отношений. Имеются неисследованные проблемы, в частности такие, как соотношение правового положения земельного, водного, лесного участка, иного природного объекта, являющегося частью природы, окружающей среды и, одновременно, объектом имущественного оборота6. Здесь важны конкретные нормативные установления, определяющие баланс эколого-правовых приоритетов7.
Небезынтересными являются законодательные положения о роли обычаев и значении международных договоров, как источников права наших стран, являющихся частью мирового сообщества. Это не должно ослаблять действия принятых в законном порядке вышеуказанных источников права и содержащихся в них позитивных правовых норм, контроль за исполнением и применением которых поручен государству и его органам8.
Согласно конституциям, государство призвано соблюдать и защищать права граждан, в том числе экологические. Объективно, критически рассматривая состояние реализации экологических и иных универсальных прав граждан в тесной взаимосвязи с выполнением ими соответствующих обязанностей, надо признать неудовлетворенность существующим положением9.
Принятие в РК законов «О нормативных правовых актах» и «Об административных процедурах» способствовали совершенствованию организации управленческой деятельности, обеспечению бесперебойного функционирования государственных органов, соблюдению прав и свобод граждан, защите государственных интересов, недопущению использования служащими своих полномочий во внеслужебных целях ставило важную и актуальную задачу - регулярно
6 Б.Ж. Абдраимов, С.А.Боголюбов. Земельное право России и Казахстана: проблемы развития, процессуальные формы реализации. М. Юристъ. 2007; Боголюбов С.А. Соотношение земельного и гражданского законодательства //Журнал российского права. - 2010. - № 1.
7 См. Правила экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды, утвержденные постановлением Правительством РК от 27 июня 2007 г. №535 //Казахстанская правда от 10 июля 2007 г. № 104; Материалы по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по экологическим вопросам» (30 ноября 2010 года) //Информационная система «Параграф». 2011.
8 См. Правила реализации преимущественного права Республики Казахстан на приобретение полезных ископаемых, утвержденные постановлением Правительства РК от 28 января 2011 г. № 38; Битабарова Ж.А. Возмещение экологического вреда: внутригосударственные и международно-правовые аспекты. Дисс. на соискание академической степени «доктор философии» (PhD) по специальности международное право. - Алматы, 2010; Еркинбаева Л.К. Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» и проблемы совершенствования экологического законодательства //Материалы Девятой Международной Атырауской правовой конференции. - Атырау, 2011. - С. 13-18.
9 Боголюбов С.А. Общее в обеспечении экологических прав и обязанностей в Казахстане и России // Проблемы развития и унификации экологического и аграрного законодательства Казахстана и стран СНГ в контексте интеграционных процессов. Материалы международной научно-практической конференции. - Алматы. КазГУ-Евразийский нац. университет им. Л.Н.Гумилева. Вып. 7. 2008.
принимать действенные меры по неуклонной реализации их предписаний, эффективно обеспечивающих благополучие граждан.
Привлечение внимания к выполнению эколого-правовых обязательных требований, реализации государственной и иных прав собственности на природные ресурсы и объекты - приоритетное направление развития правовых систем.
Список литературы
1. Б.Ж. Абдраимов, С.А. Боголюбов. Земельное право России и Казахстана: проблемы развития, процессуальные формы реализации. - М.: Юристъ, 2007.
2. Битабарова Ж.А. Возмещение экологического вреда: внутригосударственные и международно-правовые аспекты. Дисс. на соиск. акад. степени «доктор философии» (PhD) по специальности «международное право». - Алматы, 2010.
3. Боголюбов С.А. Право и единая государственная экологическая политика // Журнал российского права. - 2011. - № 3. - C. 5-8
4. Боголюбов С.А. Отражение в праве экологической политики // Сб. «Держава и право. У свитли сучастной юридичной думки». - Киев: НАН Украины. Юридична Думка, 2010. - С. 347-357.
5. Боголюбов С.А. Соотношение земельного и гражданского законодательства // Журнал российского права. - 2010. - № 1.
6. Боголюбов С.А. Общее в обеспечении экологических прав и обязанностей в Казахстане и России // Проблемы развития и унификации экологического и аграрного законодательства Казахстана и стран СНГ в контексте интеграционных процессов. Материалы международной научно-практической конференции. - Алматы. КазГУ-Евразийский нац. университет им. Л.Н.Гумилева. Вып. 7. 2008.
7. Елюбаев Ж.С. Проблемы правового обеспечения государственной экологической политики в Казахстане. - С. 77-79.
8. Еркинбаева Л.К. Проблемы правовой охраны окружающей среды от загрязнения упаковочными отходами в Республике Казахстан // Недропользование и право. - 2011. - № 2. - С. 82-87.
9. Еркинбаева Л.К. Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» и проблемы совершенствования экологического законодательства // Материалы Девятой Международной Аты-рауской правовой конференции. - Атырау, 2011. - С. 13-18.
10. Залиханов М.Ч, Степанов С.А. Технологические и политические аспекты современной экологической политики России // Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России». -2010. - № 5.
11. Карпович Н.А. Реализация экологической функции государства в деятельности местных органов власти // Право в современном белорусском обществе. Сб. научных трудов. Вып. 6. Минск. Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. - 2011. -С. 323-329.
12. Колбасов О.С. Завещание экологам // Журнал российского права. - 2000. - №5/6. - C. 89.
13. Лаевская Е.В. К вопросу о самозащите права на благоприятную окружающую среду // Право в современном белорусском обществе. Сб. научных трудов. Вып.6. - Минск: Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, 2011. - С. 343-351.
14. Пахарева Г.В. Теоретические и практические проблемы гармонизации экологического законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь. Дисс... канд. юрид. наук. - М.: ИЗиСП, 2009.
Казахстан, Ресей жэне Беларусьтщ экология-щущыщтыщ басымдъщтардыц цурылысы мен мазмунын гылыми щамтамасыз ету1, сонымен б1рге оларда рационалдыщ реттде табигатты пайдалануды уйымдастыру, цщыщтыц рвлг ^шейет1н жагдайда цогамныц экономикалыщ пен экологиялыщ мYдделерiн циыстырудыц гылыми неггздеуг щажет.
ТYйiн свздер: Казащстан, Ресей жэне Беларусьте ортасын щущыщтыщ цоргау.
Предстоит научное обеспечение форм и содержания эколого-правовых приоритетов Казахстана, России и Белоруссии, организации в них рационального природопользования и охраны окружаю-
щей среды, научное обоснование совмещения экономических и экологических интересов общества, где роль права возрастает.
Ключевые слова: правовая охрана окружающей среды в Казахстане, России и Белоруссии.
The scientific support for the form and content of environmental and legal interests of Kazakhstan, Russia and Belarus, organizations are environmental management and environmental protection is to be conducted, scientific study of combining economic and environmental interests of the society, where the role of the law increases.
Keywords: legal environment protection in Kazakhstan, Russia and Belarus.
Сергей Александрович Боголюбов,
Ресей Федерациясы YKÍMeTÍ жанындагы Зац шыгару жэне салыстырмалы ^¥^ыщтану институты Аграрлыщ, экология жэне табиги-ресурстыщ зацнама бeлiмiнщ мецгерушю, з.г.д., профессор, Ресей Федерациясыныц гылымга ецбеп сщген ^айраткерi (Мэскеу
^азакстанныц, Ресейдщ жэне Беларусьтщ экологиялык-к^кыктык; басымдык;тары
Боголюбов Сергей Александрович,
заведующий отделом аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации (г. Москва)
Эколого-правовые приоритеты Казахстана, России и Беларуси
Bogolyubov Sergey Aleksandrovich,
head of the department of agricultural, environmental and natural resources legislation, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation (Moscow)
Environmental and legal priorities of Kazakhstan, Russia and Belarus