НАУКИ О ЗЕМЛЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (108) 2012
%
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
УДК 504.0615711 Л. Н. ГИЛЁВА
Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина
ЭКОЛОГО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗОНИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
В статье освещены вопросы эколого-хозяйственного зонирования территории как мероприятия по обеспечению устойчивого развития и оптимизации земле- и природопользования северных территорий. Дана методология проведения эколого-хозяйствен-ного зонирования, представлены разработанные эколого-хозяйственные зоны на территории Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
Ключевые слова: устойчивое развитие, эколого-хозяйственное зонирование, экологизация земле- и природопользования, оптимизация природопользования, территории традиционного природопользования, коренные малочисленные народы Севера.
В последние годы происходит усовершенствование эколого-экономических критериев земле- и природопользования, в связи с чем появляется понятие «устойчивое развитие» (sustainable development), которое было введено в обиход в 1987 году после доклада Гро Харлем Брундтланд «Наше общее будущее» (Our common future) и получило широкую огласку после конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году.
Устойчивое развитие представляет собой длительный непрерывный процесс удовлетворения общественных потребностей на основе такого уровня и
таких темпов развития экономики, которые не влекут за собой необратимых экологических последствий. Вместе с тем это развитие без разрушения, которое возможно при совершенствовании техносферы в условиях стабильности окружающего природного комплекса, без сокращения экологического разнообразия и ущемления прав будущих поколений, базирующееся на применении научно обоснованной стратегии взаимодействия со средой. Задачей устойчивого развития является удовлетворение потребностей нынешних поколений без угрозы для будущих поколений, без ущерба для экономического
и общественного прогресса в настоящем. Основные принципы устойчивого развития сформулированы в документах Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию 1992 г., в Повестке дня на XXI век, в августе 2002 г., в Йоханнесбургской декларации по окружающей среде и развитию в августе 2002 г., в материалах «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» 1996 г., в материалах Национальной оценки прогресса Российской Федерации при переходе к устойчивому развитию, рекомендованных к представлению Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Йоханнесбурге.
Особые территории, которые в мировом масштабе на сегодняшний день могут обеспечить устойчивое развитие планеты в целом, — это северные территории, которые являются эколого-географическим резервом в силу еще сохранившейся и нетронутой цивилизацией разнообразной природы, где надо создавать особо охраняемые природные территории и зоны экологически необходимого ограничения хозяйственного использования. Значение северных территорий возрастает в связи с ожидаемыми климатическими сдвигами. Предполагаемое «глобальное потепление» затронет северную область планеты, что может вызвать серьезные изменения климатообразовательных процессов планеты. Велико значение Севера и как территориального резерва в силу огромной незаселенной площади. Северные районы России насчитывают по площади около 11 млн кв. км, что составляет 64% всей территории страны. Крайний Север тянется на всем протяжении РФ с запада на восток, от Скандинавии до границ с Америкой. Северные территории — это основные нефтегазоносные районы углеводородного сырья, где сосредоточено около 20 % мировых запасов. Очевидно и особое историко-культурное наследие северных территорий, связанное с многообразным историческим наследием, главными компонентами которого являются язык, национальные обряды, обычаи, традиции, фольклор, устойчивые взаимоотношения с природноресурсным потенциалом, прежде всего по использованию биоресурсов и сохранению биоразнообразия тундры. Условия жизни народов и общин на Севере, а их в РФ около 200 тыс. человек, чрезвычайно трудны, являются уникальными и служат одним из факторов устойчивого развития Севера России.
Существующее земле- и природопользование с акцентом на интенсивное развитие нефтегазодобывающих отраслей вносят изменения в условия существования коренных малочисленных народов: природа — непосредственная основа их существования — находится в критическом состоянии. Анализируя сложившуюся эколого-экономическую ситуацию о критическом положении Российского Севера в обобщающем труде, составленном под руководством А. В. Яблокова, утверждается, что если ничего не изменится, то «через 30 — 50 лет страна может лишиться практически всех природных богатств обширного Арктического региона и будет уже не в состоянии спасти хотя бы часть природы Арктики, ее население, особенно малочисленные народы».
Устойчивое развитие северных территорий зависит, прежде всего, от смены приоритетов общественного развития, экологизации земле- и природопользования, вложения крупных средств в мероприятия по реализации концепции устойчивого развития. Наиболее доступными представляются мероприятия, направленные на увеличение площади особо охраняемых природных территорий. Сейчас они занимают
лишь 2 — 3 % всей площади, а, по мнению ученых-североведов, оптимальная величина для Российского Севера — около 25 %. Специфика Севера, ранимость его природы заставляет думать о совершенствовании нормативно-законодательной природоохранной базы этого региона с учетом длительности восстановления нарушенной природы.
Сложные природно-климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность коренных народов Севера обусловили необходимость формирования особой государственной политики в отношении их устойчивого развития, предусматривающей системные меры по сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания этих народов.
Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в отношении деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере обеспечения устойчивого развития малочисленных народов Севера [1]. Устойчивое развитие малочисленных народов Севера предполагает укрепление их социальноэкономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе целевой поддержки государства и мобилизации внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и будущих поколений. Концепция направлена на объединение усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества, включая объединения малочисленных народов Севера, для решения вопросов устойчивого развития этих народов.
В обеспечении устойчивого развития территории большое значение имеет проведение различного рода зонирования территорий. Зонирование представляет собой процесс идентификации участков территории с различной интенсивностью проявления какого-либо явления или признака, пространственного отграничения этих территорий и представляет большой интерес для землеустройства, т.к. дает возможность проводить кластеризацию участков, выявлять и изучать особенности организуемых территорий, принимать правильные решения по использованию природных ресурсов [2].
При организации устойчивого землепользования на конкретной территории актуальным видом зонирования является эколого-хозяйственное зонирование территории, которое может применяться при разработке концепции социально-экономического развития административного района, плана управления территорией, ценового зонирования территории. Эколого-хозяйственное зонирование территории призвано определять регламенты и режимы земле-и природопользования, а также хозяйственного развития территории, исходя из её ресурсно-экологических возможностей. В результате проведения эко-лого-хозяйственного зонирования территории разрабатывается схема, при наличии которой может быть обеспечен объективный подход к решению задачи обеспечения устойчивого развития территории. Результаты эколого-хозяйственного зонирования используются для определения ограничений в использовании для конкретных территорий и природных объектов, подготовки лицензий (разрешений) и договоров на природопользование, определения границ
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (108) 2012 НАУКИ О ЗЕМЛЕ
НАУКИ О ЗЕМЛЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (108) 2012
%
территорий с особым режимом хозяйственной деятельности, установления платы за природные ресурсы, выделения административно-территориальным единицам дотаций, повышения обоснованности управленческих решений при переходе на модель устойчивого социально-экономического развития при сохранении благоприятного состояния окружающей среды.
Эколого-хозяйственное зонирование территории проводится с целью оптимизации природопользования и обеспечения устойчивости территорий и природных объектов к антропогенным нагрузкам и позволяет обеспечить благоприятную среду жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, защиту территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предотвратить чрезмерную концентрацию, загрязнение окружающей среды, сохранение особо охраняемых природных территорий и ландшафтов, охрану памятников истории и культуры, сельскохозяйственных, лесных угодий, территорий традиционного природопользования.
В методологическом подходе проведения экологохозяйственного зонирования территории можно выделить три этапа:
1. Постановка цели зонирования. Цели зонирования могут быть разные, и для реализации каждой будет соответствовать свой подход и система зон.
2. Установление объекта таксономизации. Объектами таксономизации могут быть различные элементы и явления — экологические, социальные, экономические, а также различные сочетания этих элементов и явлений.
3. Отбор критериев и достоверность исходной информации. Правильность отбора критериев достигается соблюдением принципов зонирования.
Методологии зонирования присуще использование целевого и системного подхода, т. е. рассмотрение всех элементов и явлений в их единстве.
В соответствии с данной методологией было выполнено эколого-хозяйственное зонирование Пуров-ского района Ямало-Ненецкого автономного округа, на территории которого представлены типы природопользования в широком диапазоне: от зон со статусом особоохраняемых природных территорий (заповедники, заказники) и территорий традиционного природопользования до промышленных и транспортных производственных комплексов с интенсивной хозяйственной и антропогенной измененной природной средой. Такое разнообразие типов природопользования предполагает проведение экологохозяйственного зонирования с целью оптимизации природопользовании и обеспечения устойчивости территорий к антропогенным нагрузкам в связи с интенсивным промышленным развитием административного района.
В процессе эколого-хозяйственного зонирования выполняется обобщение территорий, сходных по проявлению или наличию ландшафтных, природоохранных, средообразующих, хозяйственных процессов и их пространственное отграничение. Объектом таксономизации определены зоны и подзоны. Для каждой зоны разрабатываются режимы использования, позволяющие регламентировать любую деятельность в пределах зоны и осуществлять контроль за рациональным природопользованием. В процессе эколого-хозяйственного зонирования территории Пуровского района выявлены территории различного функционального назначения: хозяйственные, ресурсовоспроизводящие, природоохранные, средо-
стабилизирующие, что позволяет сочетать производительные и средообразующие функции природы.
При выделении эколого-хозяйственных зон использованы материалы обследования и оценки растительного и почвенного покрова, структуры ландшафтов, а также тематические карты, содержащие эту информацию в графическом виде. В процессе эколого-хозяйственного зонирования был проведен анализ исходных картографических материалов и результатов различных обследований. Анализируя материалы почвенного обследования Пуровского района можно сделать вывод, что почвенный покров территории района неоднородный. На севере района, в тундровой зоне, на водоразделах преобладают болотно-тундровые торфянисто-глееватые и торфяно-глеевые почвы. В лесотундровой зоне массивы тундровых глеевых почв перемежаются с глееватослабоподзолистыми и слабоподзолистыми иллювиально-железистыми почвами. Почвы кислые, бедны гумусом, подвижными соединениями фосфора и калия. В северной и средней тайге наиболее распространены таежно-поверхностно-глеевые и подзолистые почвы. Иллювиально-гумусовые подзолы отмечаются в пределах Ненецкой возвышенности в бассейне верхнего течения рек Ямсавэй, Ягенетта, Ты-дыотта, Хыльмигъяха. На водораздельных поверхностях Пур-Тазовской возвышенности, особенно на Часельско-Хадырьяхском междуречье, более типичны подзолисто-аллювиально-глеевые почвы. До 80 % территории района в подзоне северной тайги покрыто почвами болотного ряда: торфяно-перегнойно-гле-евыми в комплексе с торфяно-глеевыми и торфяными верховыми на торфяниках.
По результатам анализа геоботанических карт можно сделать вывод, что растительный покров района не отличается богатством флоры и, так же как и почвенный, имеет зональные черты. В тундровой зоне преобладают кустарники-ерники и ивняки, а также кочкарные (осоково-пушицевые) тундры. В лесотундровой зоне растительность представлена лиственническими редколесьями, которые приурочены к речным долинам, наиболее хорошо дренируемым участкам склонов, надпойменными террасам. В более южной части этой зоны редколесья занимают почти все повышенные элементы рельефа. В северной части зоны лесотундры занимают 10 — 20 % территории, в южной — до 40 — 45 %. Почти везде в рединах и редколесьях встречаются вкрапления ели и березы. Широко распространены растительные комплексы высохших и осушенных озер (хасыреев). В северной тайге растительность представляет собой сочетание елово-лиственничных лесов с комплексами плоскокрупнобугристых и грядово-мочажин-ных болот и заболоченных редкостойных еловолиственничных лесов. В долинах ручьев и рек встречаются густые, типично таежные леса, а на песчаных террасах — сосново-лишайниковые боры. На водоразделах развиты елово-лиственничные леса со значительной примесью березы бородавчатой.
Проанализировав почвенный и растительный покров района, в качестве ведущих факторов при выделении зон и подзон в процессе эколого-хозяй-ственного зонирования приняты: однородность ландшафтно-экологических условий, пригодность к хозяйственному использованию, выполнение средостабилизирующих, природоохранных функций. Зоны и подзоны включают ландшафтные структуры однородные по экологическому состоянию или имеющие одинаковый режим использования, в соответствии с выполняемыми функциями. В целях регла-
Эколого-хозяйственное зонирование территории Пуровского района
Зоны, подзоны Режим использования Площадь зоны, подзоны, тыс. га Соотношение площади зоны, подзоны к общей площади района, %
I. Сельскохозяйственного использования (оленеводство) регулируемый 2 898,110 27,1692
I — 1 зимние оленьи пастбища регулируемый 543,590 5,0960
I — 2 весенние оленьи пастбища регулируемый 411,600 3,8587
I — 3 летние оленьи пастбища регулируемый 653,404 6,1255
I — 4 осенние оленьи пастбища регулируемый 722,677 6,7749
I — 5 Особо ценные оленьи пастбища охранный регулируемый 260,691 2,4439
I — 6 Запасные оленьи пастбища регулируемый 306,148 2,8701
II. Недропользования регулируемый 875,072 8,2036
III. Традиционного природопользования охранные регулируемый 1 229,535 11,5266
Ш—1 Охотодобыча охранные регулируемый 1 094,193 10,2578
Ш — 2 Рыбодобыча охранные регулируемый 114,238 1,0710
Ш — 3 Сбор дикоросов охранные регулируемый 21,104 0,1978
IV Особо охраняемых территорий и объектов особо охраняемый 555,019 5,2032
IV — Нерестовые полосы заповедный 44,660 0,4187
^ — 2 Историко-археологическая заповедный 0,174 0,0016
^ — 3 Парк природы «Река Толька» заказный 55,485 0,5202
^ — 4 Ареалы распространения дикого северного лося заказный 454,700 4,2627
V Водоохранная охранный регулируемый 148,839 1,3953
VI Прибрежная полоса заповедный 44,652 0,4186
VII Охранная зона нефтегазовых месторождений охранный регулируемый 336,510 3,1547
VIII Зелено-защитная ограниченный регулируемый 63,439 0,5947
VIII — 1 Вдоль автомобильных и железных дорог ограниченный регулируемый 44,625 0,4184
VIII — 2 Вокруг населенных пунктов ограниченный регулируемый 18,814 0,1764
IX Рекреационная рекреационный 22,300 0,2091
IX— 1 Внешняя рекреация рекреационный 0,196 0,0018
!Х—2 Внутренняя рекреация рекреационный 22,104 0,2072
X Утилизации ограниченный регулируемый 0,030 0,0003
Итого по району б 173,506 57,875
ментации землепользования в пределах зон и подзон разработаны режимы использования земель исходя из требований природоохранного законодательства. Результаты эколого-хозяйственного зонирования территории Пуровского района ЯНАО представлены в табл. 1.
Эколого-хозяйственные зоны являются информационной базой для организации земле- и природопользования района. Установленные по эколого-хо-зяйственным зонам режимы использования регла-
ментируют характер и направления использования земельных угодий. Эколого-хозяйственное зонирование позволяет: регламентировать режимы использования земель исходя из их природных свойств и назначения использования; устанавливать допустимые параметры природопользования; регулировать интенсивность их использования; разрабатывать систему мероприятий по улучшению производительных свойств земель. При современном земле- и природопользовании зонирование территорий является
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (108) 2012 НАУКИ О ЗЕМЛЕ
НАУКИ О ЗЕМЛЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (108) 2012
%
одним из лучших способ обеспечения их устойчивого развития, рационального земле- и природопользования, охраны земель.
Библиографический список
1. Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года №132-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ttp://www.seveгcom. гu/law/item28-1.html (дата обращения: 09.11.2011).
2. Кочергина, З. Ф. Ландшафтоведение (Курс лекций) : учеб. пособие / З. Ф. Кочергина. — Омск : ОмГАУ, 2004. — С. 45-63.
ГИЛЁВА Лариса Николаевна, старший преподаватель кафедры землеустройства.
Адрес для переписки: 644008, г. Омск, Институтская пл., 2.
Статья поступила в редакцию 05.03.2012 г.
© Л. Н. Гилёва
УДК 911.375.5:504(571.13) З. Ф. КОЧЕРГИНА
Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ АНТРОПОГЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ ПРИГОРОДНОЙ ЗОНЫ г. ОМСКА,
ИХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Выполнены исследования по формированию структуры антропогенных ландшафтов пригородной зоны г. Омска в пространственно-историческом аспекте. Разработаны оптимальные параметры по соотношению основных классов антропогенных ландшафтов.
Ключевые слова: антропогенные ландшафты, структура ландшафтов, оптимальные параметры, классы ландшафтов.
На территории пригородной зоны крупных городов, к которым относится и город Омск, сформировалась специфическая система антропогенных ландшафтов.
Природно-территориальные комплексы образуют иерархию ландшафтных комплексов разного уровня не только взаимообусловленностью природных явлений земной поверхности в своих пространственных изменениях и историческом развитии, но и многообразием воздействия антропо-техногенных факторов. Таким образом, пространственно и исторически на территории пригородной зоны формируется огромное количество многообразных антропо-природных, антропо-техногенных, техногенно-природных территориальных комплексов. Изучение особенностей такой ландшафтной структуры, выявление их экологического состояния имеет огромное значение для рационального использования земельных угодий, в целом территории зоны, оптимизации типов земле- и природопользования.
Отсутствие реально действующей системы мониторинга земель, материалов специальных видов обследования, характеризующих состояние основных компонентов ландшафтов, а главное бессистемное использование земель пригородной зоны привело к усилению деградации земель. В то же время более интенсивное использование земель пригородной зоны вызвано концентрацией населения в крупных
городах, возросшею потребностью в более комфортном экологически чистом загородном жилье, формированием коттеджной застройки, интенсивным размещением объектов малого бизнеса. Это вызывает расширение границ города, увеличивается интенсивность и плотность застройки, и уменьшается площадь самой пригородной зоны, изменяются ее эко-лого-средообразующие функции.
Пригородная зона имеет многообразное функциональное назначение. В ее пояс входит зеленая зона, выполняющая средообразующую функцию в целом для города. В то же время пригородная зона выполняет и социально-экономическую функцию, являясь гарантией достижения продовольственной безопасности и внутреннего устойчивого источника потребления продовольствия и сырья.
Для нахождения паритетов между социальноэкономическими, экологическими, рекреационными и другими функциями этой зоны требуется разработка специального документа схемы комплексного земле- и природопользования пригородной зоны. Разрабатываемые схемы территориального планирования имеют свои цели и задачи и проблемы комплексного использования территории и ресурсов пригородной зоны с учетом ландшафтно-экологических особенностей, природно-ресурсного потенциала решить не могут. На наш взгляд, важным моментом в планировании и организации использования земель