УДК 34.096
Анатолий Анохин1, Валерий Мякиненков2
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОГО ЗОНИРОВАНИЯ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И АРКТИКИ
MAIN URBAN POLICY AND FUNCTIONAL PLANNING ZONING
IN THE FAR NORTH AND ARCTIC
Север - это особая природная и экономическая зона, требующая особой политики и методов организации всех сфер экономики и среды жизнедеятельности, дифференцированной по отдельным подзонам и регионам с учетом степени экстремальности природных условий для жизнедеятельности и особенностей функционирования отраслей экономики, степени «ранимости» северной природы. С учетом этого, обычно выделяются подзоны - Ближний, Средний и Дальний Север (в т.ч. Арктика).
Градостроительная политика на Севере определяет направленность разрабатываемых градостроительных прогнозов и программ, нормативных документов, тематику научных исследований и последовательность разработки документации. Основной целью функционально-планировочного зонирования является обеспечение градостроительными средствами благоприятных условий жизнедеятельности населения, устойчивого функционирования и развития разнородных территорий. На основе зонирования разрабатывается градостроительная политика. Зонирование производится с учетом комплексной оценки территории, а также предложений по ее планировочной организации.
Ключевые слова: градостроительство, территория, устойчивое развитие, политика, зонирование, планировочная организация, производительные силы, размещение, Арктика, Крайний Север, коренные народности концепция, стратегия, региональный подход.
1 Анохин Анатолий Александрович, доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail: [email protected]
Anokhin Аnatoly, Doctor of Geographical Sciences, Head of Department, Professor, Saint-Petersburg.
2 Мякиненков Валерий Михайлович, кандидат географических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail: [email protected]
Myakinenkov Valery, Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor, Saint-Petersburg.
The North is a special natural and economic zone, requires special policies and methods of the organization in all spheres of economy and environment, differentially modified for individual sub-areas and regions, taking into account the degree of extreme natural conditions for the life activity and characteristics of branches of the economy, the degree of «vulnerability» of the Northern nature. With this in mind, there are usually Sub-middle, Middle and Far North (including the Arctic) territories.
Urban policy in the North determines the direction of the developed urban forecasts and programs, regulatory documents, research themes and consistency of documentation.
The main purpose of functional-planning zoning is the provision of urban means of favorable living conditions of the population, sustainable functioning and development of heterogeneous areas. On the basis of zoning urban policy is developed. Zoning takes into account the complex assessment of territory, as well as proposals for its planning organization.
Keywords: urban planning, territory, sustainable development, policy, zoning, planning organization, productive forces, placing, Arctic, Far North, indigenous peoples concept, strategy, regional approach.
Важнейшим практическим направлением внедрения географических знаний является обоснование наиболее эффективных форм территориальной организации общественной деятельности, в том числе среды жизнедеятельности, применительно к разнообразным природно-географическим ситуациям [1]. При этом критерием эффективности таких форм является степень обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов и устойчивого развития территории.
Для географической науки наиболее важен последний принцип, так как предусматривает взаимодействие природы и общества при формировании среды жизнедеятельности [10]. В тоже время устойчивое развитие территории является главным принципом градостроительной деятельности в частности территориального планирования [2, 3].
Градостроительный кодекс РФ (особенно его последние изменения от 20 марта 2011 г.) предусматривает взаимосвязь стратегического планирования, обеспечивающего устойчивое социально-экономическое развитие, и территориального планирования, способствующего устойчивому развитию территории.
Правовое закрепление связи стратегий и программ социально-экономического развития и документов территориального планирования обеспечено путем введения в действие Федерального закона от 28 июня 2014 года, № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В этом законе, в частности, предусмотрен новый вид документа - Стратегия пространственного развития Российской Федерации (статья 20). Этот документ разрабатывается в соответствии с основами государственной политики регионального развития Российской Федерации и определяет приоритеты, цели и задачи регионального развития. Эта стратегия должна учитываться при подготовке документов стратегического планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Основу этой Стратегии составляют
предложения по совершенствованию системы расселения и приоритетным направлениям размещения производительных сил.
Градостроительная политика является важной составной частью такой Стратегии и политики регионального развития в целом. Такая политика имеет особое значение для районов Крайнего Севера и Арктики. Однако в проекте «Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации» нет упоминания о специфике северных территорий и о государственной политике градостроительной деятельности в них [4]. Хотя в других областях государственного управления действуют законодательные акты, ведется мониторинг и статистический учет, финансируются из государственного бюджета расходы для решения многих задач развития районов Крайнего Севера и Арктики.
В связи с этим назрела необходимость разработки «Концепции территориальной организации Крайнего Севера и Арктики», в которой были бы разработаны основы градостроительной политики, обоснованы мероприятия по территориальному планированию, направленные на реализацию задач федерального значения. Разработка градостроительной политики, учитывающей экономические, социальные и экологические особенности территории, а также приоритетные направления внедрения достижений научно-технического прогресса, должна вестись в тесной увязке с политикой, экономической, экологической, социальной сферами развития.
Градостроительная политика на Севере определяет, по нашему мнению, направленность разрабатываемых градостроительных прогнозов и программ, нормативных документов, тематику научных исследований и последовательность разработки документации [6].
К стратегическим, долгосрочным целям градостроительной политики относятся:
1. Создание условий и предпосылок развития рационального природопользования на базе принципов экологического равновесия;
2. Оптимизация территориальной организации хозяйственной деятельности и численности населения;
3. Обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности для коренного и привлекаемого на Север населения.
К ближайшим краткосрочным целям относятся:
1. Реализация мер по оптимизации состава населения Севера и расселению северян выезжающих в другие регионы страны;
2. Комплексное решение градостроительных проблем в районах с кризисной социально-экономической и экологической ситуацией;
3. Обеспечение градостроительных условий освоения новых месторождений сырья и топлива, в том числе в Арктической зоне.
В соответствии с этими целями нами сформулированы следующие задачи градостроительной политики.
Экономические:
1. Создание градостроительных предпосылок для экономии живого труда.
2. Формирование оптимальной структуры инвестиций с приоритетом социальной сферы.
3. Совершенствование механизма учета и сокращения общих градостроительных затрат.
4. Оптимизация связей мест проживания и мест приложения труда.
Социальные:
1. Рациональное использование трудовых ресурсов в градостроительных системах.
2. Закрепление кадров, сохранение здоровья населения.
3. Обеспечение высокого уровня социально-культурного обслуживания.
4. Формирование благоприятного социально-психологического климата.
Экологические:
1. Разработка эколого-экономических нормативов с учетом допустимых нагрузок на окружающую среду.
2. Сохранение традиционных видов природопользования местного населения.
3. Минимизация возможных негативных последствий изменения климата на развитие территории [7].
Архитектурно-планировочные:
1. Формирование полноценной градостроительной среды населенных мест.
2. Повышение эстетических качеств застройки, создание уникального облика каждого населенного места.
Градостроительные решения должны базироваться на основных принципах развития Севера:
- приоритет трудо- и ресурсосберегающих решений, что связано с большим удорожанием всех видов общественного производства и обустройства привлекаемого на Север населения;
- минимизация численности привлекаемого к общественному производству населения и ограничение сроков его пребывания на Севере, особенно в экстремальных условиях путем использования уже имеющихся на Севере трудовых ресурсов, в том числе с учетом требований сохранения здоровья человека на Севере;
- надежность и устойчивость функционирования градостроительных систем с учетом местных условий, ограниченных сроков эксплуатации многих видов ресурсов, конъюнктурности (неопределенности) перспектив развития экономической базы, неустойчивости северных природных экосистем;
- дифференцированный подход к расселению и градостроительству для привлеченного и коренного населения (в т.ч. малочисленных народов) в связи с необходимостью учета социально-этнических особенностей, характера организации труда и природопользования пришлого и коренного населения;
- последовательность проработки экологических проблем на всех стадиях
и видах градостроительной деятельности с учетом экологической уязвимости природной среды Севера, долговременных и необратимых последствий ее нарушения, что требует предварительных эколого-ресурсных обоснований для любых видов градостроительного проектирования;
- экспериментальное моделирование градостроительных систем в соответствии с разработанными сценариями перспективных социально-экономических и территориальных направлений развития.
Научные и предплановые разработки РАН, СОПС, Госкомсевера, многолетний опыт градостроительных институтов позволил сформулировать следующие основные подходы к освоению Севера:
1. Север - это особая природная и социально- экономическая зона, требующая особой политики и методов организации всех сфер экономики и среды жизнедеятельности, дифференцированной по отдельным подзонам и регионам с учетом степени экстремальности природных условий для жизнедеятельности и особенностей функционирования отраслей экономики, степени «ранимости» северной природы. С учетом этого, обычно выделяются подзоны - Ближний, Средний и Дальний Север (в т.ч. Арктика).
2. Помимо этого зонирования, учитывающего постепенное усложнение природных условий и определяющего удорожание и специфичность всех хозяйственных и градостроительных решений (по широтным зонам), а также последовательность (с юга на север) этапов комплексного крупномасштабного освоения территории Севера, необходим региональный подход, связанный с учетом экономических условий, а именно удорожанием всех видов затрат в стране с запада на восток, что определяется увеличением транспортных и других инфраструктурных затрат, коэффициентов к зарплате и т.д.
Оба эти подхода (зональный и региональный) определяют круг рентабельно развиваемых отраслей хозяйства, масштабы заселения, рекомендуемые сроки проживания, приемы расселения, организации трудовой деятельности и обслуживания населения в отдельных частях Севера. В то же время региональный подход должен учитывать вхождение северных территорий в тот или иной федеральный округ, крупный экономический район, так как экономические и инфраструктурные связи северных территорий сильно зависят от территорий, расположенных южнее.
Влияние удорожающих факторов при зональном и региональном подходе выражается в постепенном сужении круга рентабельно развиваемых отраслей и увеличении значимости критерия «выборочности» освоения территорий по мере смещения к северу и востоку страны, и, соответственно, увеличения роли внедрения трудосберегающих и капитало-(ресурсо-) сберегающих технологий и методов организации хозяйства. При этом повышается степень нуждаемости северных территорий в материально-техническом снабжении со стороны опорной полосы освоения Севера.
Эти положения позволяют сформулировать следующие зональные цели и приоритеты социально-экономической и градостроительной политики (табл. 1).
Таблица 1
Зональные цели и приоритеты социально экономической и градостроительной политики
Подзоны Севера
Социально-экономическая политика
Градостроительная политика и стратегические направления территориального развития
3 £
3 Л Л И ^ и ^
О
м
а &
о
1. Обеспечение потребностей макрорегионов страны в массовых видах сырья (лес, минеральное, горнохимическое сырье и др.)
2. Интеграция формирующихся производственных комплексов с соседними экономическими районами и внутри северных регионов.
3. Охрана природы.
1. Комплексное использование всех видов природных ресурсов, полное использование земельного фонда.
2. Постепенное обживание всей территории.
3. Создание многопрофильных больших и средних городов на основе формирующихся территориально-производственных комплексов.
4. Развитие сельского хозяйства традиционного типа и сети сельских поселений.
5. Развитие рекреации и лесного хозяйства
р
л <
г а
о а
др
Я «е рв
° 3
а Кра
1. Эксплуатация ресурсов преимущественно федерального и экспортного значения (нефть, алмазы, золото, уголь (Якутия), выработка электроэнергии на основе гидроресурсов и вторичных энергоресурсов.
2. Комплексное использование природных ресурсов, составляющих основу жизнедеятельности коренных народов
3. Широкомасштабное развитие транспортного и трубопроводного строительства.
4. Использование курортологических и туристских ресурсов, развитие международного туризма, охрана окружающей среды.
1. Выборочное освоение территории с учетом разделения функций Севера и опорной полосы его освоения, интересов территорий приоритетного природопользования коренных народов.
2. Концентрация населения преимущественно в больших существующих поселениях, с развитием внутрирегиональной вахты (в восточных районах).
3. Диверсификация структуры занятости в городских и сельских поселениях проблемных и депрессивных районов.
4. Формирование экологического каркаса, применение принципа «поляризации» ландшафтов.
£
.ч.
н
(в р
ер в
ев С
н
Реализация преимущественно федеральных интересов:
- эксплуатация ограниченного круга ресурсов федерального и экспортного значения (нефть, газ);
- реализация геополитических интересов в военной и внешнеторговой деятельности;
- приоритет сохранения среды жизнедеятельности и природопользования коренных малочисленных народов;
- реализация глобальных задач сохранения уникальной и ранимой природы Арктики
Активизация государственной поддержки градостроительной деятельности:
- регулирование процесса выезда населения в другие регионы;
- комплекс мер по недопущению возникновения «мертвых» городов;
- внедрение передовой техники, технологий, транспортных средств в северном исполнении, трудосберегающих методов при обустройстве и эксплуатации ресурсов;
- введение жестких природоохранных ограничений в хозяйственной деятельности;
- ограничения на градостроительную и хозяйственную деятельность территорий приоритетного природопользования коренных народов
Не менее важен и региональный подход к градостроительной политике,
связанный с включением зоны Севера в крупные экономические районы страны (Северный, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный), обладающие собственными приоритетами развития и соответствующими системами планирования их экономического и социального развития. Формирующиеся в пределах зоны Севера комплексы тесно связаны с южными частями этих экономических районов и при разработке градостроительных программ развития необходимо четкое разграничение функций между ними.
Важное социально-политическое значение имеет разработка особой градостроительной политики для районов проживания народностей Севера. Стержнем этой политики должно стать создание условий для развития национальной культуры и сохранения традиционных видов занятости населения, территорий традиционного природопользования на основе конвенции ООН об аборигенных народах и соответствующей федеральной программы.
Значительные природно-климатические, социально-экономические отличия отдельных территорий в пределах зоны Севера, особенности их подготовленности к освоению определяют специфику градостроительной политики для каждого региона.
Градостроительная политика на Европейском Севере должна строиться с учетом ограниченного и сбалансированного развития новых ресурсных отраслей хозяйства, повышения народнохозяйственной эффективности существующей промышленности, улучшения условий проживания коренного и привлеченного населения, совершенствования кадрового состава и демографической структуры жителей региона, высвобождения и перераспределения трудящихся между предприятиями и организациями производственных и инфраструктурных отраслей, а также оттоком незанятого населения в другие районы страны.
Градостроительная политика на севере Западной Сибири связана с системой мероприятий, обеспечивающих более комплексное развитие нефтегазового комплекса, диверсификацию хозяйства, с учетом сохранения условий для традиционных форм хозяйствования в этом регионе. Она предполагает использование вахтовых и вахтово-экспедиционных методов организации труда, формирование каркаса инженерных и транспортных коммуникаций, опорной полосы расселения с комплексами перерабатывающей промышленности и развитым аграрным сектором, перераспределение нетрудоспособного и неэффективно занятого населения внутри региона.
Градостроительная политика на севере Восточной Сибири должна быть ориентирована на стабилизацию промышленного потенциала в Норильском ТПК, эффективное наращивание энергетических мощностей и упорядочение территориальной организации промышленно развитых узлов, наращивание сети постоянных транспортных коммуникаций и реализацию комплекса подготовительных мероприятий для будущего хозяйственного развития. Градостроительная политика в северной зоне Восточно-Сибирского экономического района в ближайшей перспективе должна носить стабилизационный характер, предусматривать возможность ограничен-
ного хозяйственного развития за счет использования местных трудовых ресурсов с эффективным внедрением новых форм организации труда и улучшением условий жизни населения [5].
Градостроительная политика на севере Дальнего Востока должна обеспечить возрождение среды обитания коренных народов, совершенствование территориальной организации расселения трудящихся, занятых в рыболовстве и горнодобывающих отраслях хозяйства. Необходимо обеспечить соответствие архитектурных форм и приемов планировки населенных мест своеобразию дальневосточной природы, условиям труда и быта населения. Особое значение для градостроительной политики в регионе должно иметь формирование эколого-планировочного каркаса, состоящего из сети охраняемых территорий, а также обеспечение роста промышленного потенциала в зоне влияния БАМ.
Градостроительная политика в каждом северном регионе формируется на сочетании общих государственных и зональных установок с приоритетами народнохозяйственного развития данного крупного экономического района, входящих в его состав территориально-производственных комплексов и промышленных районов.
Основной целью функционально-планировочного зонирования является обеспечение градостроительными средствами благоприятных условий жизнедеятельности населения, устойчивого функционирования и развития разнородных территорий. На основе зонирования разрабатывается градостроительная политика. Зонирование производится с учетом комплексной оценки территории, а также предложений по ее планировочной организации.
Планировочная организация территории включает опорный планировочный каркас и основные функционально-планировочные зоны. Основными задачами формирования опорного планировочного каркаса для зоны Севера являются:
- укрепление каркаса опорной полосы освоения Севера, постепенное приближение опорных центров к районам Севера;
- дальнейшее продолжение на Север сложившихся и создание новых планировочных осей межрегионального значения (железных и автодорог), соединение ими опорных центров и базовых городов на Севере;
- превращение Северного Морского Пути в круглогодичную транспортную магистраль, повышение ее функциональной значимости, в том числе как транзитной и экспортно-импортной магистрали, что, кроме того, повысит значение организационно-хозяйственных центров на побережье Северного Ледовитого океана;
- развитие региональных планировочных осей за счет повышения качества автодорожной сети, развития воздушного, внедорожного и речного транспорта.
Совершенствование планировочного каркаса опорной полосы освоения Севера будет в основном определяться формированием новой планировочной оси федерального значения - Северо-Евразийской магистрали, основными частями которой являются существующая трасса Байкало-Амурская магистраль (БАМ), новые участки - Северосиб, Баренцкомур, Белкомур, а также Сахалинская магистраль.
Продолжение на Север (в основном в меридиональном направлении) осей межрегионального значения имеет целью связать каркас опорной полосы освоения Севера с основными планировочными центрами Крайнего Севера и Арктики (опорными и базовыми городами). Первоочередными направлениями являются соединение Якутска с БАМом, строительство железной дороги на Ямал; сооружение участков железных дорог Лабытнанги - Новый Уренгой и Новый Уренгой-Норильск.
В дальнейшем развитие планировочного каркаса будет определяться:
- строительством указанных участков Северо-Евразийской магистрали (Белко-мур и Баренцкомур, железной дороги на Сахалин);
- созданием транспортного коридора (железной и автодороги) Лесосибирск-Но-рильск, а также Братск-Якутск, автодорожной магистрали Якутск-Магадан, которая в более отдаленной перспективе может быть продолжена на Чукотку и затем на Аляску.
Для Арктической зоны важнейшее планировочное значение имеет Северный Морской Путь (СМП), который после превращения его в круглогодичную магистраль повысит свою значимость как основной планировочной оси не только для береговой зоны, но и глубинных районов Арктики. В Европейской и Западно-Сибирской частях Арктической зоны СМП будет активно взаимодействовать с указанными выше магистралями межрегионального значения, а в Восточно-Сибирской и Дальневосточной частях - с региональными планировочными осями, представленными постоянными и сезонными магистралями (крупными реками, автодорогами, автозимниками, авиалиниями) [11].
Создание на Севере единого планировочного каркаса, состоящего из дублирующих планировочных осей, магистралей постоянного и сезонного действия, повысит устойчивость и надежность территориальной организации и обеспечит стабильность функционирования населенных мест.
Система планировочных центров формируется в основном в узлах (пересечениях) планировочных осей разного ранга и представлена инфраструктурными центрами (опорными, базовыми и организационно-хозяйственными), выполняющими административные и управленческие функции и функции обслуживания соответствующих систем расселения.
Функциональное назначение и режимы использования территории во многом будут определяться рангами узлов планировочной структуры.
Более активное освоение будет осуществляться вдоль основных планировочных осей, а ограниченный режим хозяйственной и градостроительной деятельности - в удаленных и периферийных частях регионов, особенно на территориях с уникальными природными ландшафтами и в районах традиционных видов жизнедеятельности коренных народов. Функциональное использование территорий должно учитывать также возможности и интересы различных уровней управления и форм собственности (федеральные, региональные, муниципальные, общинные, родовые и частные). В основу зонирования должно быть положено рациональное и комплексное использование земельных и других природных ресурсов, возможности организации на
этой основе дифференцированной экономической структуры при одновременном учете всех видов ограничений.
Основу функционального зонирования будут составлять зоны с различной степенью активности хозяйственной и градостроительной деятельности. Другим критерием является степень ограничения (прежде всего по природоохранным и экологическим требованиям) каких либо видов деятельности. Вдоль главных планировочных осей и, особенно, в районах влияния крупных базовых и организационно-хозяйственных центров формируются зоны активного, комплексного хозяйственного и градостроительного развития, в которых помимо основных промышленных объектов развивается пригородное сельское хозяйство, загородный отдых, формируются узлы инфраструктурных объектов и коммуникаций.
В зонах экстенсивного (монопрофильного) хозяйственного и градостроительного развития формируются организационно-хозяйственные центры, либо (в случае целесообразности) с широким развитием вахтовых форм организации труда (в районах промышленного освоения), либо местные системы расселения на базе районных центров и центров муниципальных образований (в районах традиционных видов хозяйства).
Основу зон ограниченного хозяйственного и градостроительного развития составят территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, особо охраняемые природные и историко-культурные зоны и объекты, туристско-рекреационные зоны.
Соотношение зон с различной степенью активности хозяйственной и градостроительной деятельности и ограничений на эти виды деятельности во многом определяются результатами комплексной оценки территории, по которой, в частности, обосновывается оптимальное соотношение изменяемых и сохраняемых природных ландшафтов. Для Арктики - зоны ограниченной хозяйственной и градостроительной деятельности должны преобладать абсолютно. Хотя региональная специфика вносит существенные коррективы, в частности федеральные интересы, требуют более активного освоения этой зоны в Европейском и, частично в Западно-Сибирском секторах. В них большое значение будут иметь ареалы освоения нефтегазовых ресурсов, территории объектов оборонного значения, новых федеральных коридоров транспортно-инженерных коммуникаций и т.д. В Восточно-Сибирском и Дальневосточном секторах Арктики значительную часть территории будут занимать территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов, другие особо охраняемые природные территории с высокой степенью ограничений на другие виды хозяйственной деятельности.
Для некоторых секторов Арктики актуально первоочередное внедрение нового вида планирования - морского пространственного (акваториального) планирования, тесно связанного с планированием прилегающих территорий [8, 9].
Литература
1. Анохин, А.А. Актуальные прикладные проблемы экономической и социальной географии России / А.А. Анохин, В.М. Мякиненков // Известия Русского географического общества. - 2013. - Т. 145. - С. 20-30.
2. Варгина, Т.В. Градостроительный кодекс РФ / Т.В. Варгина, В.М. Мякиненков // Управление развитием территорий. - 2008. - № 1. - С. 17-20.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации. - Москва : Эксмо, 2011 г. - 171 с.
4. Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.minregion.ru/ (дата обращения: 01.04.2015).
5. Лачининский, С.С. Проблемы изменения геоэкономического пространства Красноярского края в условиях глобализации : материалы международной научно-практической конференции «География, история и геоэкология на службе науки и инновационного образования» / С.С. Лачининский. - Красноярск, 2011. - Том 1. -С. 124-126.
6. Мякиненков, В.М. Задачи градостроительной политики в освоении ресурсов Севера / В.М. Мякиненков // Современное экономическое и социальное развитие стран СНГ на рубеже 21 века. - Москва,1999.
7. Мякиненков, В.М. Возможные последствия изменения климата для территориальной организации экономической и социальной деятельности на сибирском Севере / В.М. Мякиненков // Материалы международной научно-практической конференции «География, история и геоэкология на службе науки и инновационного образования». - Красноярск, 2011. - Том 1. - С. 138-139.
8. Мякиненков, В.М. Основные подходы к формированию инструментария и методические особенности морского пространственного планирования / В.М. Мякинен-ков // Балтийский регион. - 2013. - №1. - С. 99-115.
9. Мякиненков, В.М. Вопросы функциональной совместимости территориального и морского планирования / В.М. Мякиненков // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. сер. 7. Геология, география. - 2013. - №3. - С. 153-160.
10. Указ Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. № 236.
11. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 8 сентября 2008 года № пр-1969.
References
1. Anokhin, А.А., Myakinenkov, У.М. Actual applied problems of economic and social geography of Russia / А.А. Anokhin, У.М. Myakinenkov // Proceedings of the Russian Geographical Society. - 2013. - vol. 145. - P. 20-30
2. Vargina, T.V., Myakinenkov, У.М. Town Planning Code of the RF / T.V. Vargina, У.М. Myakinenkov // Development Management territory. - 2008. - No 1. - P. 17-20.
3. Town Planning Code of the Russian Federation. - Moscow: Jeksmo, 2011. - 171 p.
4. The concept of perfection of regional policy in the Russian Federation // http://www. minregion.ru/
5. Lachininskii, S.S. Problems changing geo-economic space of the Krasnoyarsk kray in the context of globalization / S.S. Lachininskii // Materials of the international scientific-practical conference "Geography, history and geo-ecology in the service of science and innovative education". - Krasnoyarsk, 2011. - vol. 1. - P. 124-126.
6. Myakinenkov, V.M. The objectives of urban policy in the development of resources in the North / V.M. Myakinenkov // Collection of scientific papers "Current economic and social development of the CIS countries at the turn of the 21st century". - Moscow, 1999 r.
7. Myakinenkov, V.M. Possible impacts of climate change on the territorial organization of economic and social activity in the Siberian North / V.M. Myakinenkov // Materials of the international scientific-practical conference "Geography, history and geo-ecology in the service of science and innovative education". - Krasnoyarsk, 2011. - vol. 1. - P. 138-139.
8. Myakinenkov, V.M. Key Strategies of Development of Research Tools and Methods for Marine Spatial Planning / V.M. Myakinenkov // Baltic Region. - 2013. - No 1. - P. 99-115.
9. Myakinenkov, V.M. Functional compatibility of territorial and marine planning V.M. Myakinenkov // Vestnik of St. Petersburg State University. Series 7: Geology. Geography. - 2013. - No 3. - P. 153-160.
10. Presidential Decree B.N. Yeltsin's "State Strategy of the Russian Federation for Environmental Protection and Sustainable Development" on February 4, 1994 No 236.
11. Principles of State Policy of the Russian Federation in the Arctic for the period till 2020 and beyond. Approved by the President of the Russian Federation D.A Medvedev September 8, 2008 No Pr-1969.