ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ИНТЕГРАЦИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
УЧРЕЖДЕНИЙ СПО
М. А. Заборина (Калужский железнодорожный техникум — филиал Московского государственного университета путей сообщения)
Обосновывается необходимость интеграции экологического образования в учебно-воспитательный процесс учреждений среднего профессионального образования. Прослеживается взаимосвязь экологического воспитания и нравственного развития личности.
Ключевыге слова: образование; экологическое образование; экологическое воспитание; нравственные ценности и убеждения; интеграция экологического образования в учебно-воспитательный процесс.
Образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникает с появлением общества и развивается вместе с трудовой деятельностью, мышлением, языком. Это прежде всего социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании оно выступает как неотъемлемая сторона жизни всех без исключения индивидов. Особой сферой социальной жизни образование стало с того времени, как процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием [4, с. 290].
Экологическое образование как элемент общего образования связано с овладением учащимися, студентами научными основами взаимодействия природы и общества, природы и человека, с формированием системы научных знаний, взглядов и убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности [5]. Оно представляет собой целенаправленно, планомерно и систематически организованный процесс овладе-
ния обучающимися экологическими знаниями, умениями и навыками и призвано способствовать формированию у них нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали бы выходу из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития.
Неотъемлемой частью экологического образования является экологическое воспитание, т. е. система воздействия на личность, побуждающая поступать в соответствии с принципом гармонизации взаимоотношений природы и человека. Экологическое воспитание достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения [2, с. 546].
Экологическое воспитание — это социокультурный феномен, педагогическая интерпретация которого способствует свободному развитию интеллектуальной и духовной сферы личности в микро- и макросреде ее обитания, формированию научного мировоззрения, опыта социальных отношений и системы ценностей во взаимоотношениях с природой, окружающей средой и людьми, что ориентирует человека на осознанную деятельность по сохранению жизни на Земле для будущих поколений. Целью и конечным результатом экологического воспитания является сформированная эколого-миро-воззренческая позиция личности.
Сущность экологического воспитания определяется прежде всего его задача© Заборина М. А., 2011
111!111Й1И1!Ш № 2,
ми, которые предполагают формирование у воспитанников:
— потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;
— установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
— убеждения в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;
— потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы и пропаганде экологических знаний [1, с. 54].
Первостепенной задачей экологического воспитания выступает воспитание нравственности по отношению к природе, так как безнравственная по отношению к ней деятельность человека уже привела его на грань гибели. Формирование нравственной культуры, в частности студентов СПО, неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием. При этом наблюдается взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во-первых, комплексное воздействие на формирование отношения студентов к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во-вторых, собственно нравственное воспитание, в широком смысле, в целях формирования у студентов эстетического, экологического отношения к действительности вообще и природе как ее части. В совокупности оба плана осуществляются средствами «природного содержания» учебного познания, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а также воздействием нравственных свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.
Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, но и активным фактором нравственного воспитания, формирования его действенногуманистической позиции и культуры поведения.
При анализе проблемы экологического воспитания нельзя не отметить, что, гармонизуя отношения человека с окружающей природой, мы неизбежно придем к необходимости гармонизации отношений человека в обществе с другими людьми. По сути дела, традиционное нравственное воспитание есть не что иное, как воспитание экологическое. Ведь нравственность — чрезвычайно важная категория, отражающая весь жизненный опыт существования человечества, его взаимодействия не только с обществом, но также с живой и неживой природой.
Необходимыми условиями для формирования эколого-мировоззренческой позиции современного человека выступают личностные качества, определяемые экологической культурой гармонического типа: самоуважение, уверенность в себе, свобода в выборе деятельности, чувство ответственности за свои дела и поступки. Развитие этих качеств невозможно без создания эффективной системы обучения и воспитания, так как формирование нужной мотивации зависит от организации учебной деятельности. Такую систему может обеспечить интеграция экологического образования в учебно-воспитательный процесс.
Интегративный подход позволит направить экологическое образование на всестороннее развитие студента, становление его как труженика, разумного потребителя, будет способствовать процессу формирования таких нравственных качеств по отношению к природе, как доброта, порядочность, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность.
Сегодня в системе СПО наметилась тенденция интеграции педагогического процесса посредством комплексного взаимодействия учебных дисциплин. Чаще всего это взаимодействие носит характер междисциплинарных связей и отражает стремление преподавателей сформировать у студентов целостную научную картину мира.
Интегративный подход к реализации экологического образования в процессе воспитания студентов осуществляется в Калужском железнодорожном технику-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ме. Здесь разработаны и проводятся интегрированные уроки «физическая культура — экология», «физика — экология», «литература — экология», «охрана труда — экология»,«безопасность жизнедеятельности — экология», «экология на железнодорожном транспорте», которые способствуют реализации личностно ориентированного подхода в образовательном процессе, более полному раскрытию воспитательных и образовательных функций учебных дисциплин. Все это позволяет преподавателям техникума на практике реализовать принципы построения системы экологического образования.
Принцип гуманизации исходит из права человека на благоприятную среду жизни и выражает идею формирования человека, способного к экологически целесообразной деятельности, с установкой на сохранение жизни на Земле, спасение человечества от экологических катастроф. Этот принцип предписывает обязательное отражение в содержании экологического образования нравственных и правовых нормативов.
Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации об организованности биосферы как среды жизни человечества, раскрытие объективных законов и закономерностей устойчивого развития природных и природно-социальных экосистем. Решение экологических проблем, опирающееся на данный принцип, лежит в плоскости космопланетарных знаний о физических, биологических и географических аспектах биосферы.
Принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у студентов чувства предвидения и заботы о будущем, способности прогнозировать возможные пути развития жизни и человечества, проектировать условия сохранения генофонда биосферы и здоровья человеческих популяций.
Принцип взаимосвязанного раскрыг-тия глобалъныгх, региональные и ло-калъныгх аспектов экологии позволяет затронуть как чувства, так и интеллект обучаемых, развить способность мыслить глобально, действовать локально. Этот принцип нацелен на выявление ис-
токов экологических проблем как следствия неадекватного действия людей, пренебрегающих экологическим императивом. Различные пространственные уровни экологических явлений рассматриваются во взаимосвязи с экосистем-ной целостностью.
Принцип интеграции естественно-научныгх, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовыгх аспектов экологических взаимодействий обеспечивает взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащейся молодежи.
Принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности формирования экологической ответственности личности. Он предписывает организацию обучения, воспитания и развития подрастающего поколения по вопросам окружающей среды на всех этапах образования, в их преемственной связи и развитии.
Принцип систематичности предполагает системную организацию экологического образования на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приемов, средств обучения, а также форм организации различных видов деятельности [3, с. 7—8].
Таким образом, процесс интеграции экологического образования в учебновоспитательный процесс неразрывно связан с формированием всесторонне развитой личности, непрерывным взаимодействием мыслительных процессов анализа и синтеза, при помощи которых совершается механизм активного мышления, или «анализа через синтез» [4].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дежникова, Н. С. Экологическое воспита-
ние в контексте социокультурной динамики / Н. С. Дежникова // Педагогика. — 2002. —
№ 10. — С. 51—56.
2. Коробкин В. И. Экология : учеб. для вузов / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. — Ростов н/Д : Феникс, 2001. — 576 с.
3. Программно-методические материалы: Экология / сост. В. Н. Кузнецов. — 5-е изд. — М. : Дрофа, 2002. — 224 с.
4. Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сласте-нин. — М. : Изд. центр «Академия», 2006. — 576 с.
Поступила 09.12.11.