Научная статья на тему 'Непрерывное экологическое образование в условиях общественных объединений'

Непрерывное экологическое образование в условиях общественных объединений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ / ECOLOGICAL EDUCATION / MODEL OF CONTINUOUS ECOLOGICAL EDUCATION / SOCIAL ECOLOGICAL ASSOCIATION OF STUDYING YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ненилин С. Н., Скалон Н. В.

Статья посвящена проблемам непрерывного экологического образования учащейся молодежи в условиях общественных объединений. Обсуждается модель экологического образования учащейся молодежи, разработанная на базе Междуреченской городской экологической общественной организации «Зелёные». Модель разрабатывалась в период с 2003 по 2006 годы и прошла апробацию в период с 2007 по 2011 годы в образовательных учреждениях города Междуреченска Кемеровской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ненилин С. Н., Скалон Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUOUS ECOLOGICAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF PUBLIC ASSOCIATION

The article is devoted to the problems of continuous ecological education of studying youth in the conditions of public associations. The model of ecological education of the studying youth, developed on the basis of Mezhdurechensk city ecological public organization "Green" is discussed. The model was developed during the period from 2003 till 2006 and has passed approbation during the period in 2007 2011 in educational institutions of the city of Mezhdurechensk in the Kemerovo region.

Текст научной работы на тему «Непрерывное экологическое образование в условиях общественных объединений»

студентом в силу боязни освоения незнакомой деятельностью или, наоборот, желания заниматься тем видом творчества, которым уже в достаточной мере овладел ранее, на аудиторных занятиях, мы предоставляем возможность кратко познакомиться с различными видами художественной деятельности в виде презентаций и небольших мастер-классов. Такой подход позволяет создать мотивацию у студентов к освоению художественными техниками и технологиями и попробовать силы в тех из них, которые казались трудными и неинтересными.

Дальнейшее практическое овладение выбранным видом изобразительной деятельности и художественного труда студенты осуществляют самостоятельно. Студенты регулярно посещают консультации преподавателей, на которых показывают свои достижения и получают рекомендации по дальнейшему совершенствованию техники изображения или изготовления продукта художественного труда.

В помощь для самостоятельной работы мы подготовили методические материалы как в электронном виде, так и в печатном [7, 8, 9, 10, 11 и др.]. Так же студенты пользуются библиотечной системой вуза и информационными ресурсами Интернета.

Таким образом, целенаправленное, систематическое изучение потребностей и реального уровня художественно-творческого развития

будущих руководителей этнокультурных центров позволяет повысить качество учебного процесса в вузе — эффективно использовать учебное аудиторное время и продуктивно осуществлять руководство самостоятельной работой студентов.

1. Ершова Л. Н. Теоретические и методические основы подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе на материале народного декоративно-прикладного искусства России: Автореф. дис. канд. пед. наук.

— М., 1989. — 16 с.

2. Конышева Н. М. Содержание и структура профессиональной готов-но-сти учителя к эстетическому воспитанию школьников. // Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования.. - М : МГПИ им. В.И. Ленина, 1979. - С. 78-90.

3. Петрова Г. А. Профессиограмма учителя в области эстетической подготовки // Тезисы 7 Всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 24-27 июня 1999 г.). — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1999. — С. 106-107.

4. Соловьева О. Н. Формирование профессиональной готовности студентов педагогических вузов к работе по эстетическому воспита-нию младших школьников : Автореф. дис. канд. пед. наук. — М. : 1988. — 230 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 071500 «Народная художественная культура», утвержденный приказом Мин. обр. и науки РФ от 22.12.2009 № 791.

6. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. — М.: ТЦ СФЕРА, 2010 - 160 с

7. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла : Уч.-метод. пос. для педагогов ДОУ и студентов педагогических вузов по специальности 071301 — «Народное художественное творчество» / Н. В. Шайдурова— СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВА «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 176 с.

8. Шайдурова Н. В. Традиционные народные промыслы. - СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВА «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. — 32 с.

9. Шайдурова Н. В. Учимся делать открытки. — СПб. : Детство-Пресс,

2008. — 64 с

10. Шайдурова Н. В. Веселые матрешки. — СПб. : Детство-Пресс, 2010. — 48 с

11. Шайдурова Н. В. Методические рекомендации по приобщению детей к искусству мандалы. - Барнаул : АлтГПА, 2011. - 47 с.

12. Шайдурова Н. В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам. — СПб, «Детство-пресс», 2009 — 64 с

13. Шайдурова Н. В. Подготовка будущих специалистов дошкольного образования к управлению процессом эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2000. - 208 с.

УДК / ийС С. Н. Ненилин, аспирант кафедры зоологии и экологии Кемеровского

371.84:574 государственного университета, Кемерово, Россия, [email protected]

Н. В. Скалон, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой зоологии и экологии Кемеровского государственного университета, Кемерово, Россия, [email protected]

Sergey Nenilin, postgraduate student of the Chair of Zoology and Ecology of Kemerovo State University, Kemerovo, Russia, [email protected] Nikolay Skalon, Doctor of Pedagogy, Professor, head of the Chair of Zoology and Ecology of Kemerovo State University, Kemerovo, Russia, [email protected]

НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

continuous ecological education in the conditions of public association

Статья посвящена проблемам непрерывного экологического образования учащейся молодежи в условиях общественных объединений. Обсуждается модель экологического образования учащейся молодежи, разработанная на базе Междуреченской городской экологической об-

щественной организации «Зеленые». Модель разрабатывалась в период с 2003 по 2006 годы и прошла апробацию в период с 2007 по 2011 годы в образовательных учреждениях города Междуреченска Кемеровской области.

The article is devoted to the problems of

continuous ecological education of studying youth in the conditions of public associations. The model of ecological education of the studying youth, developed on the basis of Mezhdurechensk city ecological public organization «Green» is discussed. The model was developed during the period from 2003 till 2006 and has passed approbation during the period in 2007 - 2011 in educational institutions of the city of Mezhdurechensk in the Kemerovo region.

Ключевые слова: экологическое образование, модель непрерывного экологического образования, общественное экологическое объединение учащейся молодежи.

Key words: ecological education, model of continuous ecological education, social ecological association of studying youth.

Вхождение России в европейское образовательное пространство, подписание Болонского соглашения на уровне министров образования 29 европейских государств (1999 г.] вызвали необходимость изменений в системе образования, связанных с поиском стратегий ее модернизации.

В настоящее время стал очевидным разрыв между индивидуальными образовательными потребностями учащейся молодежи и возможностью их удовлетворения. Существующая образовательная система, как России, так и большинства стран мира, продолжает транслировать в будущее ценности индустриальнопотребительского общества, неустойчивого образа жизни, не принимая во внимание приближение глобальной экологической катастрофы. В данных условиях все более осознается экологическая недостаточность традиционного образования, необходимость формирования образовательной системы, которая способствовала бы выходу из кризисного состояния. На эти проблемы обращает внимание большинство ведущих специалистов в области экологического образования (1, 7, 9, 10, 11, 16].

В качестве стратегического решения данной проблемы Международной комиссией по окружающей среде и развитию была предложена концепция устойчивого развития (Sustainable development] (13]. В 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро, была принята программа действий по реализации концепции устойчивого развития «Повестка 21». Она была одобрена главами большинства стран мира, включая Россию. На 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН десятилетие 2005-2014 гг.

было объявлено «Декадой образования в интересах устойчивого развития». В 2005 году Европейская экономическая комиссия ООН приняла Стратегию в области образования в интересах устойчивого развития, суть которой состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к способности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур (22). В настоящее время образование в интересах устойчивого развития продолжает формироваться в качестве всеобъемлющей программы, позволяющей решать вопросы индивидуализации образования, а также связанные между собой экологические, социальные и экономические проблемы. Это подтверждено принятием в 2009 году Боннской декларации в рамках Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (2).

Современный этап экологического образования в Российской Федерации характеризуется как экологическое образование в интересах устойчивого развития (23). В 2007 году был разработан проект Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития (16). Образование в интересах устойчивого развития расширяет содержание экологического образования, ориентирует его на широкий круг вопросов,связанных с обеспечением условий жизнедеятельности людей и управлением факторами риска (3, 7, 12, 13, 17).

Экологическое образование в интересах устойчивого развития в образовательных учреждениях уже не сводится только к охране природы и рациональному природопользованию, а рассматривается как общекультурное образование, построенное на интеграции естественнонаучных, гуманитарных, технических предметов (4, 5). Особая роль в данной ситуации отведена системе дополнительного образования, которая выполняет над- и межпредметную функции в образовании, способствуя формированию системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащейся молодежи, то есть ключевых компетенций, которые рассматриваются, в отличие от традиционных знаний, умений и навыков, в качестве результативноцелевой основы современного образования (6, 18, 19, 20).

Принятые в России программные докумен-

ты последних лет - «Стратегия 2020», а также современные федеральные государственные образовательные стандарты - призваны возродить преемственность и системность в непрерывном экологическом образовании от детского сада до высшего учебного заведения.

Молодежные общественные объединения, функционирующие самостоятельно или в системе дополнительного образования, являются наиболее восприимчивыми и мобильными в системе непрерывного экологического образования. Актуализация проблемы исследования, связанного с развитием экологического образования в условиях общественной экологической организации, определяется и характером трансформации социальных основ нашей жизни. Так, с одной стороны, общественное развитие российского общества характеризуется ослаблением воспитательных функций государства, низким социальным и материальным статусом преподавателя. А с другой стороны, включение в систему экологического образования общественных молодежных объединений еще не отработано полностью. Вместе с тем эффективное функционирование экологических объединений как единого эколого-образо-вательного пространства отмечается в работах российских ученых, а также общественных деятелей (13, 14, 15, 21).

Наши исследования проводились в системе дополнительного образования учащейся молодежи на протяжении 15 лет на базе ряда учреждений дополнительного образования Кемерова, Междуренска, Юрги, Березовского и др. Особый интерес представляет работа молодежных общественных организаций Междуреченска, где успешно функционирует Междуреченская городская экологическая общественная организация «Зеленые».

Педагогами разработана и внедрена в практику модель непрерывного экологического образования учащейся молодежи в условиях молодежного общественного объединения, которая разрабатывалась в период с 2003 по

2006 годы и прошла апробацию в период с

2007 по 2011 годы на фокус-группах обучающихся начального и среднего профессионального образования города Междуреченска.

Основополагающими принципами модели непрерывного экологического образования учащейся молодежи в условиях молодежного общественного объединения являются целостность и непрерывность эколого-образователь-ной среды для формирования экологической ответственности учащейся молодежи, а также гражданских качеств, востребованных в новых

социальных условиях.

Экологическое образование в условиях молодежного общественного экологического объединения строится на основе дополнительных образовательных программ (начальная ступень

- программа «Я - гражданин», вторая ступень

- программа «Зеленый дом», третья ступень

- программа «Юный телерепортер», «Основы журналистики»), а также через реализацию обязательного набора практических программ и мероприятий, способствующих социальной интеграции учащейся молодежи в социуме. Обязательной частью обучения учащейся молодежи является проектирование эколого-об-разовательного пространства в интересах и условиях местного сообщества. При этом происходит объединение социального заказа общества на подготовку экологически грамотного и ответственного члена социума и собственных потребностей к обучению и развитию экологически ориентированной личности.

Деятельности молодежного общественного экологического объединения интегрирована в существующую систему дополнительно образования: практико-ориентированная деятельность с использованием поисково-исследовательских методов, способствующих обогащению краеведческих, экологических знаний, развитию глобального и национального мышления, изменению ценностных ориентаций обучающихся в сторону их экологизации. Усвоение учащейся молодежью базовых экологических и этических норм, ценностей и отношений происходит через реализацию различных проектов, овладение информационными технологиями в обучении и воспитании.

Руководители организации уделяют большое внимание развитию экологических ценностей и приобщению к ним учащейся молодежи, подходя к ним с позиции педагогики сотрудничества, педагогики воспитания в коллективе.

Общественная организация активно развивает социальное партнерство с педагогическими, научными, природоохранными организациями и учреждениями не только Кемеровской области, но и с организациями всероссийского и международного уровней, что во многом также способствует реализации непрерывного экологического образования.

Основными индикаторами успешной реализации разработанной модели непрерывного экологического образования учащейся молодежи в условиях молодежного общественного объединения являются:

- процент охвата учащейся молодежи принявшей участие в природоохранных акциях, ме-

роприятиях, месячниках;

- результативность проектной деятельности учащейся молодежи в сфере экологического образования (уровень, количество и качество реализованных грантовых проектов);

- успешность выступлений на научно-практических экологических конференциях городского, областного и всероссийского уровней;

- реализация медиапроектов экологической направленности (телевизионные и радиопрограммы, проекты, видеоролики, сайты и т. д.);

- участие родителей в эколого-просвети-тельской работе молодежного общественного объединения;

- наконец, процент обучающихся, успешно поступивших в высшие учебные заведения, в особенности на экологические, естественнонаучные, медицинские, педагогические профессии.

В ходе внедрения и апробации модели непрерывного экологического образования учащейся молодежи в условиях молодежного общественного объединения в период с 2006 по 2011 годы охват участников мероприятий (акций, конкурсов, экологических десантов и т. д.] эколого-образовательной и просветительской направленности составил около 10000 человек. Активную роль в процессе непрерывного экологического образования обучающихся играли родители, которые вместе с молодежью принимали участие в различных общественнозначимых мероприятиях (закладке памятных городских аллей, экологических десантах, молодежных научно-практических исследованиях и т. д.).

Междуреченской городской общественной организацией «Зеленые» реализовано более 10 международных, федеральных, областных и городских проектов экологической направленности. Среди наиболее значимых следует отметить три президентских проекта: «Зеленый автобус» (2007), «Росток» (2009), «Зеленая волна» (2010), ориентированных на экологическое образование и просвещение молодежи. По результатам участия в международном проекте «Золотая десятка Сибири» (2010) Междуре-ченская городская экологическая общественная организация «Зеленые» вошла в десятку лучших молодежных экологических организаций Сибири и Дальнего Востока.

В рамках эколого-образовательной деятельности на протяжении пяти последних лет члены организации «Зеленые» реализуют медиапроекты - ведут городские телевизионные программы «Зеленое яблоко» и «Экологический вестник», ориентированные на экологическое

просвещение не только молодежи, но и взрослого населения.

Данные проекты - лауреаты международных телевизионных конкурсов по экологической журналистике «Волшебный фонарь» (2011) и «Спасти и сохранить» (2011). Члены организации являются победителями и лауреатами областных и городских научно-практических конференций, конкурсов «Интеллектуальный потенциал России» (2009) и «Шаг в будущее» (2010).

За время внедрения и апробации модели непрерывного экологического образования в условиях молодежного общественного объединения только по эколого-краеведческому, социально-педагогическому, журналистскому направлениям успешно поступили в высшие учебные заведения более 100 выпускников организации.

Результаты деятельности педагогов в рамках модели непрерывного экологического образования учащейся молодежи в условиях молодежного общественного объединения позволяют сделать следующие выводы:

1. Реализация модели непрерывного экологического образования учащейся молодежи в условиях молодежного общественного объединения является эффективным механизмом экологического образования обучающихся.

2. Молодежное общественное объединение является открытой образовательной системой, имеющей самые широкие возможности для организации и реализации непрерывного экологического образования учащейся молодежи.

3. В молодежном общественном объединении создается особая неформальная эколо-го-образовательная среда, позволяющая мотивировать учащуюся молодежь на познание окружающего мира, практическую природоохранную деятельность, тиражирование успешной экологосообразной деятельности.

4. Молодежное общественное объединение способно мобильно и оперативно реагировать на запросы социальной среды и выполнять заказы на эколого-образовательные услуги, активно функционируя в системе дополнительного образования.

5. Практико-ориентированная эколого-об-разовательная деятельность молодежного общественного объединения позволяет учащейся молодежи не только успешно интегрироваться и адаптироваться в социуме, но и занять активную, ответственную, экологосообразную позицию по отношению к окружающей природной и социальной среде.

1. Алексеев С. В. Экология. - СПб: СМИО Пресс, 2001. - 240 с.

2. Боннская декларация участников Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию и устойчивому развитию. - М., 2009. - 6 с.

3. Глазачев С. Н., Кашлев С. С., Марченко А. А. Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, диагностика. - М.: Горизонт, 2004. - 137 с.

4. Дежникова Н. С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика - 2002. - № 10. - С. 54-62.

5. Дерябо В. Д., Ясвин В. А. Психология отношения к природе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 476 с.

6. Добрецова Н. В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного обучения. СПб: КАРО, 2005. - 160 с.

7. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н.Экологическая компетенция - новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2007. - № 3. - С. 3-8.

8. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Проблема проектирования образования в интересах устойчивого развития // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2007. - № 1. - С. 3-6.

9. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Надпредметность школьного экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2007. - № 4. - С. 9-17.

10. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе // Россия в окружающем мире

- 2008. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика: Аналитический ежегодник. - М.: МНЭПУ, 2008. - С. 144-170.

11. Кавтарадзе Д. Н. Образование для устойчивого развития должно учить действиям // На пути к устойчивому развитию России. - 2007. - № 38. - С. 3-5.

12. Кавтарадзе Д. Н., Овсянников А. А. Природа в жизни, ценностях, и доктринах современного общества (проблемы сохранения биоразнообразия и современное общество) // Социально-экономические и правовые основы сохранения биоразнообразия. Учебные программы по разделам курса «Сохранение и восстановление биоразнообразия». - М.: НУМЦ, 2002. - С. 50-53.

13. Мамедов Н. М. Устойчивое развитие как парадигма современного образования. Методические рекомендации по организации экологического образования в интересах устойчивого развития. - М.: Центр «Школьная книга»,

2009. - С. 38-69.

14. Марфенин Н. Н. Основные задачи и проблемы развития образования для устойчивого развития. Методические рекомендации по организации экологического образования в интересах устойчивого развития. - М.: Центр «Школьная книга», 2009. - С. 8-38.

15. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): Пер. с англ. / Под ред. и с послесл. С. А. Ев-теева и Р. А. Перелета - М.: Прогресс, 1989. - 120 с.

16. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития / Под. ред. А. Н. Захлебного, Е. Н. Дзятковской, А. Ю. Либерова, И. В. Вагнер. - М.: РАО, 2010. - 15 с.

17. Прутченков А. С. Ключевые компетенции в экологическом образовании // Школьные технологии. - 2008. - № 6. - С. 46.

18. Симонова Л. П. Об экологизации в системе школьного и дополнительного образования младших школьников и подростков // Дополнительное образование. - 2001. - № 9. - С. 8

19. Самотесов Е. Д. Методология и основы организации общественного участия в процессе принятия экологически значимых решений / Е. Д. Самоте-сов, Г. П. Тощева, Н. Г. Рыбальский, Ю. Ю. Галкин. - М.: РЭФИА, 2001. - 266 с.

20. Скалон Н. В. Экология города в школьном // Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сб. научн. трудов / Под ред. Ю. И. Дика и А. В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2001. - С. 86-89.

21. Скалон Н. В. Международное сотрудничество в области экологического образования в Алтае-Саянском регионе: опыт реализации проекта ПРООН/ ГЭФ в Кузбассе // Экологическое образование в рамках Десятилетия образования в интересах устойчивого развития ООН (глобальные и региональные аспекты): тр. III Всероссийской научно-практической конференции (11-13 июня 2008 г., г. Ханты-Мансийск). Ханты-Мансийск: АтрМедиа, 2008. - С. 170-171.

22. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития] // Образование для устойчивого развития: материалы семинара «Экологическое образование и образование для устойчивого развития» / Под ред. Н. С. Касимова. - М.- Смоленск, 2004. - 80 с.

23. Ягодин Г. А. Экологическое образование в условиях модернизации российского образования / Г. А. Ягодин, Н. М. Чернова, М. В. Аргунова, Т. А. Плюснина, Д. В. Моргун - М.: МИОО, 2009. - 224 с.

УДК / UDC И. О. Калашникова, заведующая отделением

ГОУ СПО «Профессиональный колледж г. Новокузнецка», г. Новокузнецк, Россия, pk57@mail/ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Inessa Kalashnikova, head of the educational and methodical department of the Professional College of the city of Novokuznetsk, Novokeznetsk, Russia, pk57@mail/ru

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

TECHNOLOGICAL CONDIDTIONS OF DEVELOPMENT OF TEACHERS'S

PROFESSIONAL COMPETENCE

В статье определяются технологические условия развития профессиональной компетентности педагогов учреждения среднего профессионального образования. Охарактеризованы теоретико-педагогические основы деятельности колледжа по организации применения IT-технологий в профессиональной подготовке студентов, условия развития профессиональной компетентности педагогов к использованию IT-технологий и условия участия студентов в разработке компьютерных средств учебного назначения. Обоснована разработка и реализация структурно-функциональной модели информатизации колледжа.

The paper defines technological conditions for

development of professional competence among teachers of secondary professional education academic organizations. Characteristics are given to: theoretical and teaching basis of the college activity in organization of applying IT-technologies in students’ professional training, conditions of the development of the teachers' professional competence forusinglT-technologies inthecollege students’ professional training and organization of the students participation in developing computer means of studying. Structural and functioning model of development and using of the college informatization is given.

Ключевые слова, новые информационные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.