Научная статья на тему 'Экологический аудит в российской федерации: состояние правового регулирования и перспективы применения'

Экологический аудит в российской федерации: состояние правового регулирования и перспективы применения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
416
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фисун Алина Витальевна

Статья посвящена вопросам правового регулирования экологического аудита в РФ. Рассмотрены его теоретические и нормативное определения. Изучена история развития правового регулирования экологического аудита, его действующая правовая база. Приведены примеры зарубежных стран, в которых осуществляется экологический аудит. Сделаны выводы о наличии ряда преимуществ от осуществления экологического аудита по сравнению с существующими процедурами и о необходимости принятия федерального закона об экологическом аудите.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологический аудит в российской федерации: состояние правового регулирования и перспективы применения»

УДК 349.6

Фисун Алина Витальевна

студентка, Волгоградский

государственный университет [email protected]

Alina V. Fisun

Student,

Volgogorad State University [email protected]

Экологический аудит

в российской федерации: состояние правового регулирования и перспективы применения

Ecological audit

in the russian federation: condition of legal regulation and prospects of application

Аннотация. Статья посвящена вопросам правового регулирования экологического аудита в РФ. Рассмотрены его теоретические и нормативное определения. Изучена история развития правового регулирования экологического аудита, его действующая правовая база. Приведены примеры зарубежных стран, в которых осуществляется экологический аудит. Сделаны выводы о наличии ряда преимуществ от осуществления экологического аудита по сравнению с существующими процедурами и о необходимости принятия федерального закона об экологическом аудите.

Ключевые слова: экологический аудит, экологический контроль, экологическая безопасность, окружающая среда, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза.

Annotation. The article is devoted to the issues of legal regulation of environmental auditing in the Russian Federation. Its theoretical and regulatory definitions are considered. The history of the development of legal regulation of environmental auditing, its current legal framework have been studied. Examples of foreign countries in which environmental audits are carried out are given. The conclusions are made about the presence of a number of benefits from the implementation of environmental audits compared to existing procedures and the need to adopt a federal law on environmental auditing.

Keywords: environmental auditing, environmental monitoring, environmental safety, environment, environmental impact assessment, environmental impact assessment.

В связи с постоянным ростом производственных отходов и отходов, образующихся в результате деятельности человека, вопросы обеспечения экологической безопасности, являющейся частью национальной безопасности [9, с. 59], являются первостепенными во внутренней политике государства. Для осуществления экологического контроля используются различные процедуры. В России к ним относятся оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. В данной статье пойдёт речь о такой процедуре, как экологический аудит.

Аудит (лат. audit - слушание) первоначально означал действия, направленные на проверку финансовой документации. В связи с расширением спектра аудиторских услуг появились и другие его виды. Экологический аудит представляет собой относительно новое явление для РФ, и, как заметил Пинаев В.Е., «все еще не получил надлежащих законодательных рамок» [3].

Чхутиашвили Л.В. определяла экологический аудит как вид экологического контроля, целью проведения которого «является не просто выявление нарушений, но и выработка и внедрение

практических рекомендаций по устранению нарушений в области охраны окружающей среды и повышению экологической безопасности во избежание подобных правонарушений в будущем» [8, с. 158]. Кроме того, как писала Чуйкова Л.Ю., «экологический аудит - это не только проверка отчетности, но и сравнение экологической ситуации с требования законодательно-нормативной документации, это и анализ возможных экологических рисков, это и оценка деятельности предприятия в области обеспечения экологической безопасности и т.п.» [7, с. 121]. Из анализа теоретических определений экологического аудита следует, что он действительно позволяет привносить изменения в работу предприятий с целью понижения их негативного воздействия на окружающую среду.

За рубежом процедура экологического аудита существует достаточно давно. Повсеместно она стала появляться в странах Европы и Северной Америки (в Великобритании, Германии, США и др. [2]) начиная с 70-х годов ХХ века. Эта перемена была вызвана участившимися случаями привлечения предприятий к ответственности за нанесение ущерба окружающей среде в результате их деятельности, что сопровождалось для

них дополнительными финансовыми потерями. Указанное обстоятельство обусловило необходимость оценки соответствия осуществляемой этими компаниями деятельности нормам законодательства об охране окружающей среды с целью её оптимизации. Впервые процедура экологического аудита была применена в США [5, с. 170].

Первые упоминания об экологическом аудите в РФ относятся к 1993 году, когда экологический аудит был официально отмечен во Временных правилах выполнения работ и услуг экологического назначения в транспортно-дорожном комплексе России и во Временном положении об экологическом аудировании в транспортно-дорожном комплексе России [2]. В истории развития правового регулирования экологического аудита в России И. Г. Иутин выделял три этапа:

1) начало 90-х гг. XX в., на котором полностью отсутствовала правовая база экологического аудита в Российской Федерации;

2) с 1993 по 1998 гг., который был отмечен принятием нормативных правовых актов, достаточно комплексно урегулировавших отношения в области экологического аудита, закрепивших основополагающие положения;

3) с начала 2000 г. по настоящее время. Характеризовался «отстранением государства от регулирования отношений в области экологического аудита и развитием последнего главным образом в рамках системы управления охраной окружающей среды предприятий» [2].

В настоящее время правовую базу экологического аудита представляет ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой экологический аудит представляет собой «независимую, комплексную, документированную оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности» [6].

Отсюда следует, что осуществление экологического аудита носит характер текущего контроля за соблюдением хозяйствующим субъектом норм природоохранного законодательства, в то время как оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза имеют превентивное значение и «сориентированы на предотвращение негативных воздействий хозяйственной деятельности, только планируемой к осуществлению» [5, с. 170]. Поэтому перспективы применения процедуры экологического аудита в сфере экологического контроля достаточно велики, а необходимость в ней с учётом стабильно ухудшающейся экологической ситуации в РФ более чем очевидна.

Между тем, отсутствует правовая база экологического аудита, за исключением его законодательного определения, приведенного выше, анализ которого даже не даёт понять, какие лица могут выступать в качестве субъектов, обладающих правом инициирования процедуры экологического аудита.

Помимо этого, обязанность проводить экологический аудит не предусмотрена ни одним нормативным актом. Найти же информацию о случаях проведения экологического аудита за весь постсоветский период развития России практически невозможно. В настоящее же время, как отмечала Денисенко Г.В., экологический аудит проводится, как правило, в случае привлечения иностранных инвестиций в развитие промышленного производства, и не отечественными аудиторскими компаниями, а иностранными [1, с. 81].

Экологический аудит необходим в регионах с сложной экологической ситуацией, обусловленной развитием некоторых видов промышленных производств. Так, например, к выводу о необходимости формирования системы экологического аудита в Красноярском крае пришла Денисенко Г. В. на основе исследования динамики видов промышленного производства данного региона и связанных с этим экологических проблем [1, с. 81].

Таким образом, на основе проведённого исследования можно сделать вывод о значительных перспективах экологического аудита. Экологический аудит позволяет оперативно осуществлять контроль за экологичностью деятельности предприятий и по его итогам корректировать процесс их работы с целью соблюдения природоохранных норм, чего лишены такие давно известные процедуры, как оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. Они позволяют оценить возможный уровень влияния на окружающую среду лишь на этапе планирования хозяйственной деятельности, однако контроль уже осуществляемой деятельности с целью установления её соответствия правовым нормам совершенно не входит в их рамки.

Не урегулирование вопросов проведения экологического аудита является одним из существенных пробелов отечественного законодательства. В этой связи принятие федерального закона, устанавливающего правовые основы экологического аудита, нам представляется необходимым, поскольку его отсутствие существенно сдерживает развитие экологического аудита в России [10]. В настоящее время есть законопроект, устанавливающий субъектов экологического аудита; случаи проведения обязательного и добровольного экологического аудита; требования к заключению экологического аудита, ответственность за дачу заведомо ложного заключения; права и обязанности субъектов экологического аудита, и другие положения об экологическом аудите. Однако, он так и не был внесён в Государственную думу.

Литература:

1. Денисенко Г.В. Необходимость экологического аудита в Красноярском крае // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. № 4(91). 2014. С. 77-82.

2. Заславская Н.М. Экологический аудит: история и современное правовое регулирование // Экологическое право. 2015. № 6. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

3. Пинаев В.Е. Обзор российских публикаций по экологическому аудиту // Отходы и ресурсы. 2017. Т. 4. № 1. URL : https://resources.today/PDF/ 02RRO117.pdf (дата обращения: 08.02.2019 г.).

4. Пинаев В.Е. Экологический аудит в Российской Федерации - современные реалии. // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2016. Т. 8. № 5. URL : http://naukovedenie.ru/PDF/ 06EVN516.pdf (дата обращения: 08.02.2019 г.).

5. Худяева О.И. Становление экологического аудита в России и зарубежных странах. // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2011. Т. 2. № 7. С. 170.

6. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. // Доступ из СПС «Консультант Плюс».

7. Чуйкова Л.Ю. Экологический аудит (курс лекций по экологическому аудиту для студентов вузов экологических специальностей ) // Астраханский вестник экологического образования. № 1. 2011. С. 120-144.

8. Чхутиашвили Л.В. Защита и гарантии экологических прав граждан в экологическом аудите // Вестник университета имени О.Е. Кутафина. № 2 (30). 2017. С. 158-162.

9. Чхутиашвили Л.В. Экологический аудит в системе государственного экологического надзора. // Учет. Анализ. Аудит. 2015. № 6. С. 58-63.

10. Чхутиашвили Л.В. Экологический аудит как форма финансового контроля за эколого-хозяйственной деятельностью предприятий // Вестник профессиональных бухгалтеров. 2015. № 5. URL : https://www.ipbr.org/vestnik/editions/ 2015/5/chkhutiashvili/

Literature:

1. Denisenko G.V. The need for environmental auditing in the Krasnoyarsk Territory // Bulletin of the Krasnoyarsk State Agrarian University. № 4 (91). 2014. P. 77-82.

2. Zaslavskaya N.M. Ecological audit: history and modern legal regulation // Environmental Law. 2015. № 6. Access from ATP «Consultant Plus».

3. Pinaev V.E. Review of Russian publications on environmental audit // Waste and resources. 2017. Vol. 4. № 1. URL : https://resources.today/PDF/ 02RRO117.pdf (access date: 02/08/2019).

4. Pinaev V.E. Ecological audit in the Russian Federation - modern realities. // Internet journal «SCIENCE». 2016. Vol. 8. № 5. URL : http://naukovedenie.ru/PDF/06EVN516.pdf (appeal date: 02/08/2019).

5. Khudyaeva O.I. Formation of environmental audit in Russia and foreign countries. // Actual problems of aviation and astronautics. 2011. № 7. Vol. 2. P. 170.

6. Federal Law «On Environmental Protection» dated January 10, 2002. № 7-03. // Access from ATP «Consultant Plus».

7. Chuikova L.Yu. Environmental audit (a course of lectures on environmental audit for students of universities of environmental specialties) // Astrakhan Bulletin of Environmental Education. 2011. № 1. P. 120-144.

8. Chkhutiashvili L.V. Protection and guarantees of the environmental rights of citizens in the environmental audit // Bulletin of the University O.E. Kutafina. 2017. № 2(30). P. 158-162.

9. Chkhutiashvili L.V. Environmental audit in the system of state environmental supervision. // Accounting. Analysis. Audit. 2015. № 6. P. 58-63.

10. Chkhutiashvili L.V. Environmental audit as a form of financial control over the environmental and economic activities of enterprises // Bulletin of professional accountants. 2015. № 5. URL : https://www.ipbr.org/vestnik/editions/2015/5/chkhuti ashvili/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.