Научная статья на тему 'Экологический аудит в Российской Федерации - современные реалии'

Экологический аудит в Российской Федерации - современные реалии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
793
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ / СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА / ОХРАНА ТРУДА / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЫБРОСЫ / СБРОСЫ / ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ / ОПАСНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА / ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ / ENVIRONMENTAL AUDIT / MODERN PRACTICES / LABOR SAFETY / FIRE SAFETY / INDUSTRIAL SAFETY / EMISSION / DISCHARGE / WASTE TREATMENT / HAZARDOUS CHEMICAL SUBSTANCES / INDUSTRIAL HAZARDOUS OBJECTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пинаев Владимир Евгеньевич

В статье представлено исследование современного состояния экологического аудита в Российской Федерации на современном этапе. Рассмотрены вопросы неоднозначности требований регулирования экологического аудита, как инструмента минимизации воздействия на окружающую среду. Рассмотрены основные аспекты с которыми стакивается экологический аудитор на практике выбросы загрязняющих веществ, физические воздействия, сбросы загрязняющих веществ, обращение с отходами, опасные вещества, опасные производственные объекты, вопросы охраны труда и пожарной безопасности. Приведены основные действующие правовые акты, на которые опирается аудитор при подготовке заключения. Подробно рассмотрен вопрос проверки расчета платы и применения коэффициентов индексации. Сделаны выводы о необходимости скорейшего принятия закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и утверждении нормативными актами перечней вопросов по всем аспектам экологического аудита, а также по вопросам охраны труда и пожарной безопасности. Предложено включить деятельность экологического аудитора в состав лицензируемых видов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental audit in Russian Federation - modern relies

The article represents research of modern state of environmental audit in Russian Federation present times. Uncertainty of legal requirements is discussed regarding the environmental audit as instrument of impact minimization on environment. Main aspects, which environmental auditor is facing are reviewed emission of polluting substances, physical impacts, discharge of pollutants, waste processing, hazardous substances, industrial hazardous objects, labor safety and fire safety questions. Main legal acts, used by environmental auditor during report preparation are listed. Question of environmental fees calculation is reviewed in detail, as well as use of indexation coefficients. Conclusion on need of federal law project “On environmental audit, environmental audit activities and on improvement of certain legal acts of RF” approval is done. Need of legal approval of environmental auditor question list, including aspects on labor and fire safety is done. Proposed to include activities of environmental auditor into list of licensed activities.

Текст научной работы на тему «Экологический аудит в Российской Федерации - современные реалии»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 8, №5 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/06EVN516.pdf Статья опубликована 08.09.2016. Ссылка для цитирования этой статьи:

Пинаев В.Е. Экологический аудит в Российской Федерации - современные реалии // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №5 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/06EVN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 330.15

Пинаев Владимир Евгеньевич

ФГОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», Россия, Москва1

Экономический факультет, кафедра «Экономики природопользования»

Докторант

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: pinaev-ve@mail.ru

Экологический аудит в Российской Федерации -

современные реалии

Аннотация. В статье представлено исследование современного состояния экологического аудита в Российской Федерации на современном этапе. Рассмотрены вопросы неоднозначности требований регулирования экологического аудита, как инструмента минимизации воздействия на окружающую среду. Рассмотрены основные аспекты с которыми стакивается экологический аудитор на практике - выбросы загрязняющих веществ, физические воздействия, сбросы загрязняющих веществ, обращение с отходами, опасные вещества, опасные производственные объекты, вопросы охраны труда и пожарной безопасности. Приведены основные действующие правовые акты, на которые опирается аудитор при подготовке заключения. Подробно рассмотрен вопрос проверки расчета платы и применения коэффициентов индексации. Сделаны выводы о необходимости скорейшего принятия закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и утверждении нормативными актами перечней вопросов по всем аспектам экологического аудита, а также по вопросам охраны труда и пожарной безопасности. Предложено включить деятельность экологического аудитора в состав лицензируемых видов деятельности.

Ключевые слова: экологический аудит; современная практика; охрана труда; пожарная безопасность; промышленная безопасность; выбросы; сбросы; обращение с отходами; опасные химические вещества; опасные производственные объекты

В настоящее время в Российской Федерации экологический аудит все еще переживает период своего становления - федеральный закон об экологическом аудите, который

1 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, МГУ, д. 1, стр. 46, каб. 930 1

регламентировал бы деятельность экологических аудиторов все еще обсуждается2 и экологические аудиторы вынуждены работать в частичном правовом вакууме [1].

Однако история экологического аудита в РФ может иметь более давние традиции3, чем это традиционно считается - не 90-е годы XX, а 1892 год [2].

В свете все более усиливающихся тенденций в направлении развития «зеленой экономики» и стратегической экологической оценки [3], вероятно экологический аудит займет свое место в ряду инструментов способствующих охране окружающей среды, не смотря на некоторые нормативно правовые коллизии в законодательстве [4, 5], в тоже время тенденцией последних лет является совмещение экологического аудита с аудитом охраны труда, пожарной и промышленной безопасности [6].

Таким образом, на практике аудитор руководствуется существующими нормативными - правовыми актами.

Рассмотрим некоторые аспекты, с которыми сталкивается практикующий экологический аудитор.

Выбросы загрязняющих веществ

главным документом, определяющим количественные и качественные характеристики выбросов предприятия является Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух4. Данное разрешение выдается в органах МПР РФ на основа разработанного тома Предельно допустимых выбросов (ПДВ) в котором учитываются все источники выброс в предприятии и фоновое состояние атмосферного воздуха. Помимо разрешительных документов аудитор должен рассмотреть документы по мониторингу и контролю выбросов загрязняющих веществ - План уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и отчёт о ходе выполнения этого плана в целях достижения нормативов ПДВ, План-график производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ на год, согласованный в составе нормативов ПДВ. Также особое внимание уделяется вопросам предупреждения и устранения аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также ликвидации последствий его загрязнения5. При детальном рассмотрении документации аудитор сопоставляет разрешенные объемы выбросов и их совпадение с результатами замеров. Вопросы физических воздействий (шумовое, тепловое и электромагнитное загрязнение) вместе с вопросами санитарно-защитной зоны (СЗЗ) на практике часто рассматриваются вместе с аспектами выбросов загрязняющих веществ. К основным вопросам СЗЗ, особенно, в случае если предприятие граничит с жилой застройкой относятся -

2 Проект Федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Сайт МПР РФ [Электронный ресурс] http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=128103.

3 Газета «Русски Въдомости» от 13 февраля 1894 г. № 44, стр. 2 / Отдел газет Российской государственной библиотеки.

4 Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" // Информационно справочная система «Техэксперт: Интранет».

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.2001 N 31 "Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха" // Информационно справочная система «Техэксперт: Интранет».

установка и соблюдение границы СЗЗ предприятия6, соблюдение графика контроля нормативов ПДВ на границе СЗЗ и соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха.

Сбросы загрязняющих веществ

В части сброса загрязняющих веществ со сточными водами существует два взаимосвязанных направления - сброс загрязняющих веществ в канализацию и сброс загрязняющих веществ водный объект. Отметим, что сброс, даже очищенных стоков на рельеф в настоящее время не урегулирован законодательно и фактически запрещен. Для канализационных стоков рассматриваются следующие аспекты - соблюдение нормативов сброса сточных вод и их качества в приемные сети канализации и осуществление платежей за сбросы сточных вод в приемные сети канализации по договору7. Сброс8 ливневых сточных вод должен осуществляться, при необходимости, после очистки.9 Кроме того отдельным аспектом является получение разрешения на сброс загрязняющих веществ водоем, выдаваемое по результатам рассмотрения проекта Нормативы допустимого сброса10. осадки получаемые при очистке сточных вод относятся к отходам и обращение с ними регламентируется соответствующим требованиями.

Обращение с отходами

Аспекты касающиеся обращения с отходами аудитору следует рассматривать в свете наличия утвержденных ли нормативов образования отходов и лимитов на их размещение11, разработанных на основе Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Особое внимание следует уделить наличию лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.12 Уточняется - прошли ли лица, которые допущены к обращению с отходами 1-ГУ класса опасности, профессиональную подготовку; соблюдаются ли требования к временному складированию отходов; осуществляется ли первичный учет отходов; осуществляются платежи в области обращения с отходами. Вопросы обращения с отходами, безусловно, требуют очного посещения объекта аудита.

6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» // Информационно справочная система «Техэксперт: Интранет».

7 Постановление Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации // Информационно справочная система «Техэксперт: Интранет».

8 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Информационно справочная система «Техэксперт: Интранет».

9 Федеральный закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ Водный кодекс Российской Федерации // Информационно справочная система «Техэксперт: Интранет».

10 Приказ Минприроды РФ от 17.12.2007 г. № 333 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" // Информационно справочная система «Техэксперт: Интранет».

11 Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" // Информационно справочная система «Техэксперт: Интранет».

12 Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Информационно справочная система «Техэксперт: Интранет».

Опасные вещества

К типичным опасным веществам относятся горюче-смазочные материалы, асбест хризотиловый (амфиболовый запрещен к использованию), полихлорированные бифенилы в составе оборудования, люминесцентные лампы. Данные перечень опасных веществ и оборудования содержащего опасные вещества не является исчерпывающим и варьируется. Отработанные люминесцентные лампы подлежат специальному хранению до передачи на переработку13, проверяется наличие наборов для демеркуризации, используемых при сборе боя люминесцентных ламп. Вопросы использования хризотил асбеста, обычно может быть обнаружен в котельных, регламентируются единственным документом14 - аспект асбеста особенно бывают актуальны при работе с иностранным заказчиком, так как иностранный заказчик зачастую не различает виды асбеста15.

Опасные производственные объекты

Требования промышленной безопасности к опасным производственным объектам регламентируются соответствующим одноименным законом16. К опасным производственным объектам относятся объекты атомной энергетик; гидротехнические сооружения первого и второго классов; сооружения связи; линии электропередачи напряжением 330 киловольт и более; объекты космической инфраструктуры; объекты авиационной инфраструктуры; объекты железнодорожного транспорта; метрополитены; морские порты; тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше; подвесные канатные дороги. Каждый вид объектов проверяется на выполнение требований соответствующих подзаконных актов и подлежит регистрации. Следует также учитывать изменения внесенные приказом 74н от 19/02/2016 г.17 в документы регламентирующие вопросы электробезопасности.

Охрана труда

Ключевые требования охраны труда на предприятии определены в Трудовом Кодексе РФ.18 К ним относятся - наличие службы охраны труда на предприятии в соответствии с установленными требованиями; определение ли должностных / профессиональных обязанностей в области охраны труда руководителей, специалистов, работников рабочих

13 Постановлении Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» // Информационно справочная система «Техэксперт: Интранет».

14 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 01/07/2011 г. N 87 "Об утверждении СанПиН 2.2.3.2887-11 «Гигиенические требования при производстве и использовании хризотила и хризотилсодержащих материалов» // Информационно справочная система «Техэксперт: Интранет».

15 Всемирная организация здравоохранения / вопросы асбеста [Электронный ресурс] http://www.who.int/ipcs/assessment/public_health/asbestos/ru/.

16 Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21/07/1997 г. № 116-ФЗ // Информационно справочная система «Техэксперт: Интранет».

17 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.02. 2016 года № 74н «О внесении изменений в Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минтруда России от 24.07.2013 № 328н» // Информационно справочная система «Техэксперт: Интранет».

18 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30/12/2001 г. № 197-ФЗ // Информационно справочная система «Техэксперт: Интранет».

профессий; проведение проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах; выполнение мероприятий по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования и другое. Кроме того, значительная часть требований содержится в подзаконных актах. Например - наличие знаков безопасности19; работы повышенной опасности20; порядок обучения работников вопросам охраны труда21.

Пожарная безопасность

Основным документом, регламентирующим вопросы пожарной безопасности, является постановление «О противопожарном режиме».22 В нем содержатся основные требования к пожарной безопасности на предприятии: документально подтвержденное назначение лиц, обеспечивающих соблюдение выполнение правил пожарной безопасности; наличие во всех помещениях на видных местах табличек с указанием номера телефона вызова пожарной охраны; установление в организации противопожарного режима; наличие плана эвакуации людей из помещений каждого этажа; наличие на путях эвакуации знаков пожарной безопасности; проведение перекатки пожарных рукавов на новую скатку (не реже одного раза в год) и другие конкретные мероприятия. Следует отметить, что не соблюдение, практически любого требования по пожарной безопасности может привести к значительному штрафу23.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды

При проведении экологического аудита часто возникают вопросы корректности расчета платы за загрязнение компонентов окружающей среды, особенно в свете постоянных изменений законодательства. Собственно с процессом расчета платы за загрязнение не возникает, вопросов так как указный процесс детально прописан в нормативных документах24, то с применим корректных коэффициентов возникают коллизии [7]. Возможность ошибки кроется в комбинации двух величин - величины платы за загрязнение25 и величины коэффициента индексации. Величина возможной ошибки приведена в таблице 1 ниже.

19 ГОСТ 12.4.026-01 ССБТ. «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная» // Информационно справочная система «Техэксперт: Интранет».

20 ПОТ РО 14000-005-98 «Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения» // Информационно справочная система «Техэксперт: Интранет».

21 Постановление Минтруда России и Минобразования России «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» от 13/01/2003 г. № 1/29 // Информационно справочная система «Техэксперт: Интранет».

22 Постановления Правительства РФ от 25/04/2012 г. № 390 "О противопожарном режиме" // Информационно справочная система «Техэксперт: Интранет».

23 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30/12/2001 № 195-ФЗ // Информационно справочная система «Техэксперт: Интранет».

24 Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» от 28/08/ 1992 г. № 632 // Информационно справочная система «Техэксперт: Интранет».

25 Постановление Правительства РФ «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» от 12/06/ 2003 г. № 344 // Информационно справочная система «Техэксперт: Интранет».

Таблица 1

Коэффициенты для нормативов принятых в разные годы и величина ошибки при

неверном использовании коэффициента

Год применения коэффициента Коэффициент для нормативов, установленных в году Величина ошибки при неверном использовании коэффициента (%) Документ, утверждающий коэффициенты на год

2003 2005 2003 вместо 2005 (переплата) 2005 вместо 2003 (недоплата)

2017 2,67 2,16 24 19 Постановление Правительства РФ от 19/11/ 2014 г. № 1219

2016 2,56 2,07 24 19 Постановление Правительства РФ от 19/11/ 2014 г. № 1219

Источник: расчеты автора

Величина ошибки в денежном выражении масштабе государства может быть значительной [8].

Следует отметить, что вышеперечисленный список аспектов не является исчерпывающим - каждое предприятие имеет свои особенности в зависимости от индустрии, к которой оно принадлежит [9].

Помимо разрешительной документации и текущих документов предприятия много информации аудитор может почерпнуть из документации по инженерно-экологическим изысканиям и оценки воздействия на окружающую среду [10].

Дополнительным аспектом, который не всегда учитывается при экологическом аудите, является накопленный ущерб от прошлой хозяйственной деятельности [11].

В заключении следует отметить, что пока МПР РФ ведет активную работу по утверждению закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» представляется целесообразным утвердить перечни вопросов по всем аспектам экологического аудита, а также по вопросам охраны труда и пожарной безопасности.

Помимо совершенствования нормативно - правовых актов, используемых аудитором в своей деятельности, по мнению автора, ощущается дефицит практических учебных пособий [12] и программ подготовки аудиторов [13], направленных на освоение практических аспектов экологического аудита - единообразных и утвержденных на федеральном уровне. Представляется также целесообразным сделать деятельность экологического аудитора лицензируемой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иутин И.Г. Экологический аудит: Роль сущность и вопросы требующие правового регулирования / Журнал российского права № 2. 2008. с. 94-101.

2. Кудрявцева О.В., Пинаев В.Е., Чернышев Д.А. История, становление и современное состояние экологического аудита в РФ (статья) / Журнал «Экономика природопользования» Номер: 4. Год: 2014. С. 59-66.

3. Ледащева Т.Н., Пинаев В.Е. Развитие "зеленой экономики" и стратегическая экологическая оценка (статья) / Интернет-журнал «Науковедение» (учредитель журнала НОУ ВПО ИГУПИТ) № 1 (20) выпуск январь-февраль 2014 режим доступа http://naukovedenie.ru/PDF/64EVN114.pdf.

4. Чистов И.В., Григорьев А.В. Обоснование необходимости использования процедуры экологического аудита в хозяйственной деятельности / Вестник военного университета 2011. № 2 (26). с.117-121.

5. Марьин Е.В. Экологический аудит как средство преодоления административных барьеров (статья) / Ладожская хроника [Электронный ресурс] http://www.ladoga-park.ru/a081005025937.html.

6. Ледащева Т.Н., Пинаев В.Е. HSE-аудит - практика и тенденции в РФ (статья) / Актуальные проблемы экологии и охраны труда: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Юго-Зап. гос. ун-т. Курск. 2012 - 336 с. (с. 156-158).

7. Кудрявцева О.В., Ледащева Т.Н., Пинаев В.Е. Особенности исчисления платы за загрязнение окружающей среды в России (статья) / «Вестник Университета» теоретический и научно-методический ж-л М., ГУУ, 2013, № 21. с. 153-161.

8. Кудрявцева О.В., Ледащева Т.Н., Пинаев В.Е. Особенности исчисления платы за загрязнение окружающей среды в Российской Федерации (статья) / Журнал «Справочник Эколога» № 5 (17) май 2014 М., стр. 61-68.

9. Кудрявцева О.В., Ледащева Т.Н., Пинаев В.Е. Развитие экологического аудита в России (статья) / Журнал «Государственный надзор» № 3 (15) 2014 г. Екатеринбург. с. 201-203.

10. Шахин Д.А., Пинаев В.Е. Оценка современного состояния окружающей среды в рамках экологического сопровождения проектов (монография) / М., МАКС Пресс 2013. 216 с.

11. Пинаев В.Е., Чернышев Д.А. Анализ отечественной нормативно-правовой базы, регулирующей сферу экологического ущерба от прошлой хозяйственной деятельности (статья) / Интернет-журнал «Науковедение» (учредитель журнала НОУ ВПО ИГУПИТ) № 5 (24) выпуск сентябрь-октябрь 2014 режим доступа http://naukovedenie.ru/PDF/175EVN514.pdf.

12. Кудрявцева О.В., Ледащева Т.Н., Пинаев В.Е. Особенности проведения экологического (HSE) аудита на предприятии в современных условиях: Учебное пособие. - М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2016. -112 с. [Электронный ресурс] http://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=31132&p =attachment.

13. Ледащева Т.Н., Пинаев В.Е. Элементы учебно-методического комплекса по дисциплине «Экологический аудит» (статья) / Интернет-журнал «Мир Науки» Выпуск 4 (6) 2014 (октябрь — декабрь) ISSN 2309-4265 режим доступа http://mir-nauki.com/PDF/07PMN414.pdf.

Pinaev Vladimir Evgen'evich

M.V. Lomonosov Moscow state university, Russia, Moscow

E-mail: pinaev-ve@mail.ru

Environmental audit in Russian Federation - modern relies

Abstract. The article represents research of modern state of environmental audit in Russian Federation present times. Uncertainty of legal requirements is discussed regarding the environmental audit as instrument of impact minimization on environment. Main aspects, which environmental auditor is facing are reviewed - emission of polluting substances, physical impacts, discharge of pollutants, waste processing, hazardous substances, industrial hazardous objects, labor safety and fire safety questions. Main legal acts, used by environmental auditor during report preparation are listed. Question of environmental fees calculation is reviewed in detail, as well as use of indexation coefficients. Conclusion on need of federal law project "On environmental audit, environmental audit activities and on improvement of certain legal acts of RF" approval is done. Need of legal approval of environmental auditor question list, including aspects on labor and fire safety is done. Proposed to include activities of environmental auditor into list of licensed activities.

Keywords: environmental audit; modern practices; labor safety; fire safety; industrial safety; emission; discharge; waste treatment; hazardous chemical substances; industrial hazardous objects

REFERENCES

1. Iutin I.G. Ekologicheskiy audit: Rol' sushchnost' i voprosy trebuyushchie pravovogo regulirovaniya / Zhurnal rossiyskogo prava № 2. 2008. s. 94-101.

2. Kudryavtseva O.V., Pinaev V.E., Chernyshev D.A. Istoriya, stanovlenie i sovremennoe sostoyanie ekologicheskogo audita v RF (stat'ya) / Zhurnal «Ekonomika prirodopol'zovaniya» Nomer: 4. God: 2014. S. 59-66.

3. Ledashcheva T.N., Pinaev V.E. Razvitie "zelenoy ekonomiki" i strategicheskaya ekologicheskaya otsenka (stat'ya) / Internet-zhurnal «Naukovedenie» (uchreditel' zhurnala NOU VPO IGUPIT) № 1 (20) vypusk yanvar'-fevral' 2014 rezhim dostupa http://naukovedenie.ru/PDF/64EVN114.pdf.

4. Chistov I.V., Grigor'ev A.V. Obosnovanie neobkhodimosti ispol'zovaniya protsedury ekologicheskogo audita v khozyaystvennoy deyatel'nosti / Vestnik voennogo universiteta 2011. № 2 (26). s.117-121.

5. Mar'in E.V. Ekologicheskiy audit kak sredstvo preodoleniya administrativnykh bar'erov (stat'ya) / Ladozhskaya khronika [Elektronnyy resurs] http://www.ladoga-park.ru/a081005025937.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ledashcheva T.N., Pinaev V.E. HSE-audit - praktika i tendentsii v RF (stat'ya) / Aktual'nye problemy ekologii i okhrany truda: sbornik statey IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Yugo-Zap. gos. un-t. Kursk. 2012 - 336 s. (s. 156-158).

7. Kudryavtseva O.V., Ledashcheva T.N., Pinaev V.E. Osobennosti ischisleniya platy za zagryaznenie okruzhayushchey sredy v Rossii (stat'ya) / «Vestnik Universiteta» teoreticheskiy i nauchno-metodicheskiy zh-l M., GUU, 2013, № 21. s. 153-161.

8. Kudryavtseva O.V., Ledashcheva T.N., Pinaev V.E. Osobennosti ischisleniya platy za zagryaznenie okruzhayushchey sredy v Rossiyskoy Federatsii (stat'ya) / Zhurnal «Spravochnik Ekologa» № 5 (17) may 2014 M., str. 61-68.

9. Kudryavtseva O.V., Ledashcheva T.N., Pinaev V.E. Razvitie ekologicheskogo audita v Rossii (stat'ya) / Zhurnal «Gosudarstvennyy nadzor» № 3 (15) 2014 g. Ekaterinburg. s. 201-203.

10. Shakhin D.A., Pinaev V.E. Otsenka sovremennogo sostoyaniya okruzhayushchey sredy v ramkakh ekologicheskogo soprovozhdeniya proektov (monografiya) / M., MAKS Press 2013. 216 s.

11. Pinaev V.E., Chernyshev D.A. Analiz otechestvennoy normativno-pravovoy bazy, reguliruyushchey sferu ekologicheskogo ushcherba ot proshloy khozyaystvennoy deyatel'nosti (stat'ya) / Internet-zhurnal «Naukovedenie» (uchreditel' zhurnala NOU VPO IGUPIT) № 5 (24) vypusk sentyabr'-oktyabr' 2014 rezhim dostupa http://naukovedenie.ru/PDF/175EVN514.pdf.

12. Kudryavtseva O.V., Ledashcheva T.N., Pinaev V.E. Osobennosti provedeniya ekologicheskogo (HSE) audita na predpriyatii v sovremennykh usloviyakh: Uchebnoe posobie. - M.: Ekonomicheskiy fakul'tet MGU imeni M.V. Lomonosova, 2016. - 112 s. [Elektronnyy resurs] http://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=31132&p=attachment.

13. Ledashcheva T.N., Pinaev V.E. Elementy uchebno-metodicheskogo kompleksa po distsipline «Ekologicheskiy audit» (stat'ya) / Internet-zhurnal «Mir Nauki» Vypusk 4 (6) 2014 (oktyabr' — dekabr') ISSN 2309-4265 rezhim dostupa http://mir-nauki.com/PDF/07PMN414.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.