Научная статья на тему 'Экологическая рента как инструмент устойчивого развития'

Экологическая рента как инструмент устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
994
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юг России: экология, развитие
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕНТА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ГЕОСИСТЕМА / ECOLOGICAL RENT / STABLE DEVELOPMENT / GEOSYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедова Лейла Шапиевна

Рассматриваются вопросы назначения природной экологической ренты как элемента рационального землепользования в Республике Дагестан. Предложен авторский вариант назначения природной экологической ренты вконкретном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF NATURAL ECOLOGICAL RENT AS AN ELEMENT OF RATIONAL LAND USE IN DAGHESTAN ARE REVEALED IN THE WORK

Problems of natural ecological rent as an element of rational land use in Dagestan are revealed in the work.

Текст научной работы на тему «Экологическая рента как инструмент устойчивого развития»

УДК. 502.33

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕНТА КАК ИНСТРУМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

© 2010. Ахмедова Л.Ш.

Дагестанский государственный университет

Аннотация: Рассматриваются вопросы назначения природной экологической ренты как элемента рационального землепользования в Республике Дагестан. Предложен авторский вариант назначения природной экологической ренты вконкретном регионе! II I

Annotation: Problems of natural ecological rent as an element of rational land use in Dagestan are revealed in the work. Ключевые слова: экологическая рента, устойчивое развитие, геосистема. Keywords: ecological rent, stable development, geosystem.

Современное состояние окружающей среды и тенденции ее развития требуют выработки эффективной системы мероприятий, стимулирующих бережное отношение к экологическим ресурсам и обеспечению устойчивого развития территорий. Действующий закон РФ «Об охране окружающей среды» предусматривает широкий набор методов по экономическому и административному регулированию в области охраны природы. Основу этих мероприятий составляют платежи хозяйствующих субъектов за негативное воздействие на окружающую среду, а также налоги на использование природных ресурсов. Экологическая доктрина РФ рекомендует существенно расширить этот список, включая вопрос о необходимости перехода в сфере природопользования к системе рентных платежей.

В самом общем виде рента представляет собой дополнительный доход, получаемый не за счет предпринимательской деятельности, а более благоприятных условий по сравнению с другими участниками аналогичной деятельности. В последнее время экологически ориентированные экономисты и партии активно продвигают идею о введении в стране природной ренты на добывающие (нефть, газ, уголь, руда) и лесопромышленные отрасли производства. Предложение вполне приемлемое как фискальный инструмент изъятия в пользу госбюджета части дохода, не зависящего от эффективности труда предприятий. Например, одно дело добыча той же нефти вдали от транспортных магистралей и на глубинах 4-6 км и совершенно другие затраты потребуются на ее добычу с глубин до 1 км и вблизи от потребителей и транспортных магистралей.

Тема о природной ренте весьма популярна в последние годы среди экономистов страны, в частности работа известного специалиста в этой области Н.Н. Лукьянчикова (2004). Однако и в его работе и других публикациях природная рента рассматривается в сугубо экономическом контексте по видам ресурсов и хозяйственной деятельности (земля и недропользование, гидротехническое строительство, лесное и рыбное хозяйство) как средство восстановления справедливости в использовании общественного блага, плата за привилегию использования гражданской собственности ограниченным числом лиц. Несмотря на очевидные преимущества перехода на рентные платежи в ресурсопотреблении, проблема не вышла за пределы научных дискуссий, в которой наибольшую активность проявляют известные ученые-экономисты (С.Ю. Глазьев, А.И. Голубова, Д.С. Львов, Ю.В. Разовский и др.). Предлагается включить в круг текущей дискуссии и вопрос о целесообразности введения экологической ренты по следующим соображениям:

1. Экологическая рента не только экономическая, но и духовная, нравственно-этическая категория, стимулирующая повышение качества жизни современников и заботу о благополучии потомков.

2. В состав экологической ренты может быть интегрирована и обсуждаемая в настоящее время природная рента.

3. Предложенная в работе методика оценок антропогенной нагрузки и устойчивости геосистем прозрачна, объективно отражает экологическую ситуацию по административно-территориальным образованиям, и рента легко может быть назначена в количественном выражении на основе индексов устойчивости.

4. В отличие от сугубо фискальных экологических налогов и платежей, экологическая рента предусматривает поощрительные меры в отношении регионов, соблюдающих устойчивость геосистем и меры стимулирования регионов по снижению антропогенной нагрузки на основе соответствующей энерго-демографической политики. Таким образом, в систему экологических платежей будут вовлечены не только природопользователи, но и администрации местных и региональных органов власти.

5. По согласованию с федеральными органами власти экологическая рента может быть введена на территории РД в качестве федерального эксперимента.

По нашим представлениям экологическая рента может оказаться важнейшим, а может быть и единственным инструментом, которого ищут ученые и политики в разрешении экологических проблем, обеспечения устойчивости геосистем всех уровней власти до биосферы в целом. Учитывая это обстоятельство, рассмотрим кратко классическое определение понятия «рента», ее происхождение и виды, а также особенности и место экологической ренты в системе общественных и экономических отношений. Рента и рентные платежи существуют с древнейших времен, в основном в земельных правоотношениях, а затем распространились и на другие виды ресурсов. Основы теории ренты были заложены классиками политической экономики (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) и развиты многими поколениями последующих ученых вплоть до настоящего времени.

В самом общем виде рента - дополнительный доход, регулярно получаемый с капитала, имущества или природного ресурса, не требующий от получателя повышенной предпринимательской деятельности.

В трудах современных экономистов природная рента определяется как дополнительный доход, получаемый в результате эксплуатации лучших природных ресурсов по качеству, местоположению, экологическим, другим естественным и социально-экономическим условиям производства (Лукьянчиков, 2004). Поскольку все эти условия меняются от места к месту и во времени, такой доход различается в широком диапазоне величин и поэтому его называют дифференциальной природной рентой.

Следовательно, дифференциальная природная рента возникает вследствие неустранимых с помощью технического прогресса различий в естественных факторах использования ресурсов природы, что существенно влияет на издержки производства и получаемый доход. Ввиду очевидной ограниченности природных ресурсов и неизбежного исчерпания части из них в исторической перспективе, дифференциальная рента с одной стороны стимулирует использование ресурсов среднего и низкого качества, а с другой - выравнивает условия экономической деятельности ресурсопользователей.

В настоящее время вся острота дискуссии среди политиков и экономистов вращается вокруг вопроса о механизмах изъятия дифференциальной природной ренты в пользу общества - собственника всех природных ресурсов по территориальной принадлежности. Стратегическая цель понятна и очевидна: «Доход, получаемый без труда и предпринимательской деятельности в результате эксплуатации лучших природных ресурсов... принадлежит каждому гражданину России в равной степени и должен расходоваться на благо всего народа, а не отдельных физических лиц» (Лукьянчиков, 2004, стр. 109).

Современная теория дифференциальной природной ренты склоняется к идее полного изъятия такого, в сущности нетрудового дохода, в пользу общества согласно принципу: природные ресурсы - общественная собственность, поэтому природная рента должна изыматься у физических и юридических лиц во благо и пользу народа. Данный принцип имеет широкое общественное признание и в настоящее время исследуются в основном вопросы расчета дифференциальной ренты и ее принадлежности.

По мере абсолютного и относительного (подушевого) истощения природных ресурсов и совершенствования рыночных отношений роль природной ренты в экономике природопользования будет все более возрастать.

Перспектива реального перехода на устойчивое развитие страны дает надежду на то, что удастся преодолеть сопротивление представителей сектора экономики (в основном -недропользователей) и включить природную ренту в систему социально-экономических отношений. Значительно меньше оптимизма вызывает судьба экологической ренты, которая могла быть наиболее эффективным инструментом устойчивого развития геосистем по всей масштабной вертикали.

В текущей дискуссии о природной ренте понятие экологической ренты практически не обсуждается, не говоря о разработке методов ее расчета, изъятия и использования. Более того, в разрабатываемой теории природной ренты экология рассматривается в числе ограничивающих факторов формирования дифференциальной природной ренты. Между тем экологическая рента при соответствующей разработке методов расчета, а также механизмов изъятия и использования может превратиться в интегральный платеж за привилегию использования ресурсов природы, поглощающий и часть природной ренты.

Решение всех трех задач (расчет, изъятие, использование) должно опираться на следующие принципы и правила:

1. Экологический ресурс - не вся энергия геосистем, а только разрешенная к использованию ее часть (расчетная емкость), равная 1 % от мощности первичной продуктивности. Остальная продукция распределяется между другими группами гетеротрофов, обеспечивающим стабильность геосистем. Превышение расчетной емкости ведет к угнетению остальных гетеротрофов, «проеданию» основного капитала геосистем, за что и надо платить ренту.

2. Экологический ресурс - общественная гражданская собственность, переданная в распоряжение, а лучше сказать - в доверительное управление власти соответствующего уровня.

3. Экологический ресурс находится во временном пользовании современников и передается потомкам в работоспособном состоянии самовоспроизводства. Основным инструментом выполнения этой ответственности является экологическая рента.

4. Экологическая рента - интегральный количественный показатель, способный консолидировать в себе все виды природной ренты в едином платеже за превышение антропогенной нагрузки над емкостью геосистем. Вследствие ограниченности данного ресурса и его подушевого сокращения по мере роста численности населения, экологическая рента должна включать в себя не только дифференциальную, но и абсолютную ренту.

5. Экологическая рента должна работать на благо не только современников, но и потомков. Для этого она должна быть вписана в новую стратегию национального и международного экоразвития, адекватно реагирующую на актуальные и ожидаемые экологические вызовы.

6. В соответствии с пунктом 2, плательщиком экологической ренты является администрация вертикально интегрированной системы от муниципальной до республиканской. Рекомендуется следующая система изъятия экологической ренты: на уровне администраций районов и правительства республики создаются специальные территориальные фонды устойчивого развития (ФУР), куда зачисляются все виды платежей за использование природных ресурсов (рента) и загрязнение окружающей среды; из консолидированного фонда администрация района платит в республиканский ФУР расчетную экологическую ренту согласно индексу устойчивости геосистем района; если будет создана рекомендованная рядом ученых мировая вертикально-интегрированная система фондов устойчивого развития, платежи ренты могут быть продолжены снизу вверх от республики в национальный фонд, а затем и в Международный фонд устойчивого развития (Макар, 1998; Лукьянчиков, Потравный, 2002; Лукьянчиков, 2004).

Данная субординированная система изъятия экологической ренты жизнеспособна, если средства фондов соответствующего уровня будут использоваться и работать во благо народа по правилу частного присвоения ренты, т.е. рента по закону справедливо и в равных долях распределяется между всеми гражданами, используется в интересах каждого гражданина. Достичь такой справедливости можно, только если экологическая рента, консолидированная в фондах соответствующего уровня, будет использована для выполнения межрайонных и республиканских проектов по снижению антропогенной нагрузки до экологической емкости геосистем. В соответствии с принятой в работе энерго-демографической концепцией достичь преследуемых целей можно, действуя в двух взаимосвязанных направлениях: 1) снижение энергопотребления

и энергоемкости продукции в сфере материального производства, повышение доли возобновимых ресурсов в энергетике (бестопливной), децентрализация или перепрофилирование ресурсоемких предприятий и 2) грамотная, гуманная демографическая политика, направленная на сокращение плотности и численности населения косвенными методами его стимулирования и самопланирования семьи (Гасанов, 1999). Первая проблема актуальна для всех стран и народов, активно разрабатывается в технологически развитых странах, и в этом направлении достигнуты обнадеживающие результаты. Резервы в этом направлении разнообразны и велики: в ряде стран с высокой долей топливной энергетики (Россия, Китай, Индия и др.) энергоемкость единицы продукции в пять и более раз выше, чем в странах ЕС; в промышленных масштабах рекомендуется программа замены моторного топлива на возобновимое биотопливо (метанол) или их смеси, вводится система торговли правами на выбросы парниковых газов и др.

Более сложна в разрешении и не менее актуальна для большинства стран и мира в целом вторая проблема - депопуляция населения до порога устойчивости биосферы по двум основным видам воздействия: 1) биопотребление - до 1 % от биопродукции (0,01 Рь) и 2) антропогенное энергопотребление - не более 1-1,5 % от климатически запрещенного предела в 100 ТВт (Горшков, 1995).

Экологическая рента может оказаться эффективным инструментом решения проблем устойчивого развития, если она будет поощрительной для одних территорий, обременительной для других в зависимости от доли потребляемых ресурсов биосферы. Для этого методика расчета ренты должна опираться на объективные параметры.

Предлагаемый метод расчета экологической ренты конструируется из следующих обобщенных характеристик:

(Jsd - 1) - рентное число, мера превышения антропогенной нагрузкой емкости геосистем, интегральный показатель энергетических и демографических характеристик территории;

г - коэффициент, характеризующий отношение площади исследуемой территории (района) к площади республики и выше по иерархии (район/РД; РД/РФ; РФ/мир), доли единицы;

К - базовая цена одного балла индекса устойчивости геосистем, руб./балл; устанавливается в законодательном порядке (страна, республика) или по международному соглашению на уровне мира в целом.

В соответствии с изложенными исходными параметрами, размер дифференциальной экологической ренты определяется по формуле

R = rK (Jsd - 1)

Ставка платежа (цена балла) не должна быть обременительной для бюджета районов и вместе с тем достаточной для выполнения межрайонных (бассейновых) и республиканских программ по восстановлению устойчивости геосистем территорий.

Развивая предложение Н.Н. Лукьянчикова (2004) о создании Международного фонда устойчивого развития, считаем целесообразным создание не одного фонда, а вертикально структурированной системы фондов устойчивого развития от района до мира в целом (при ООН).

В предлагаемой системе базовым уровнем формирования и «движения» экологической ренты вверх по вертикали является административно-территориальный район, где аккумулируются все налоги и платежи за использование природных ресурсов (природная рента), платежи и штрафы за нормативные и сверхнормативные сбросы/выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и т.п. Рентные платежи по районам и городам аккумулируются в республиканском фонде устойчивого развития и в установленном порядке республиканский фонд рассчитывается с федеральным. Таким образом, могут формироваться фонды устойчивого развития на трех уровнях: республиканский, федеральный и международный. При переходе от одного уровня на другой должна меняться цена балла устойчивости.

Предположим, установлены по закону (соглашению) следующие нормативные ставки рентных платежей:

по районам К = 1 млн. руб./балл; по республике К = 100 млн. руб./балл; по стране К = 1 млрд. руб./балл.

В качестве примера расчета мы предлагаем три района Республики Дагестан, расположенных в разных природно-географических поясах:

Высокогорный Дагестан (Тляратинский район):

8 = 1,61 тыс. км2; г = 1,61 ■ 103/50,3 ■ 103 = 0,032;

= 1,6

Я = 0,032 ■ 106 (1,6 - 1) = 19,2 тыс. руб. Среднегорный Дагестан (Сергокалинский район): 8 = 528,4 км2; г = 530/50,3 ■ 103 = 0,011; ■к = 5,4

Я = 0,011 ■ 106 (5,4 - 1) = 46,2 тыс. руб. Столица республики - г. Махачкала: 8 = 458 км2; г = 458/50,3 ■ 103 = 0,009; ■к = 80,4

Я = 0,009 ■ 106 (80,4 - 1) = 723 тыс. руб. Республика Дагестан в целом: 8 = 50,3 тыс. км2; г = 50,3 ■ 103/17 ■ 106 = 0,003; Я = 0,003 ■ 108 (4,8 - 1) = 1 млн. 140 тыс. руб. Государство - Российская Федерация: 8 = 17 ■ 106 км2; г = 17 ■ 106/130 ■ 106 = 0,13; Я = 0,13 ■ 109 (3,6 - 1) = 338 ■ 106 руб.

Выборочные расчеты обобщенных параметров энергетики геосистем и экологической ренты приведены в табл. 1. Ее анализ показывает влияние на индекс устойчивости геосистем сложного сочетания основных параметров мощности геосистем, плотности населения, а также размеров и географического положения стран, регионов и районов. В приведенном списке индекс устойчивости двух стран (Монголия и Казахстан) ниже единицы, поэтому они не только не должны платить экологическую ренту в Международный фонд, но могут рассчитывать на преференции в поддержку высокого уровня устойчивости геосистем на своих территориях. В целом индекс устойчивости показывает, какую долю экологических ресурсов (емкости) потребляет та или иная страна, регион, а экологическая рента и ее размер представляют собой плату за привилегию сверхнормативного пользования ресурсами природы.

Таблица 1

Обобщающие параметры для расчета устойчивости геосистем и экологической ренты

(по данным за 1995 год)

Мир Страна Регион Площадь, S тыс.км2 Население N тыс. чел. Плотность, n чел/км2 Мощность^3 кВм2 Мощность фотосинтеза 1ф, кВт/км2 Экол-я емкость P-v кВм2 Ан-троп. нагрузка Pa-кВм2 Норми- ров плотн.на с. 0n чел/км2 Индекс устой- чи вости Jsd Эколог. рента R тыс.ру б.

Io 1фар

Мир 130103 5,8-106 44,6 157 81,6 816 24,5 245 21,5 10,5

Монголия 1566,5 2,3-103 1,46 148 77,2 772 23,2 3,7 20,4 0,16 1,01-10 3

Казахстан 2670,7 15,6-106 5,8 161 84,0 840 25,2 8,6 22,1 0,34 1,34-10 3

Азербайджан 86,6 7,76-103 39,6 162 84,2 842 25,3 285,2 22,2 11,3 686,0

Индия 2983,2 945-103 317,0 222 115,7 1157 34,7 507,0 30,4 14,6 31,210 3

США 9159,1 268-103 29,3 162 84,5 845 25,4 363,3 22,3 14,3 94-103

Россия 16888,5 148103 8,7 115 60,1 601 18,0 65,0 15,8 3,6 34-103

Дагестан 50,3 1997 39,7 160 83,2 832 25,0 120,8 22,0 4,8 1,14-10 3

Рутульский р-он 2,118 17,6 8,3 166 86,3 863 26,0 28,4 22,8 1,1 4,2

Тляратинский р-он 1,61 19,8 12,3 168 87,4 874 26,2 42,1 23,0 1,6 19,2

Кизлярский р-он 3,05 52,1 17,1 153 79,6 796 24,0 58,5 21,1 2,44 87,3

Сергокалин-ский р-он 0,53 20,7 39,1 159 82,7 827 24,8 133,7 22,0 5,4 46,2

Махачкала 0,458 371,2 810,5 154 80,1 801 24,0 1929 21,1 80,4 723,0

По своему содержанию и целям экологическая рента в изложенном виде представляет собой реальный инструмент выполнения требований концепции устойчивого развития, направленной на повышение качества жизни современников и подлинной заботе об интересах потомков. В современном понимании качество жизни - это не только социальный статус и экономический успех гражданина, но и качество окружающей среды, богатство и разнообразие окружающего мира как духовной и нравственно-этической категории.

В заключение заметим, перспектива устойчивого развития территорий, стран, народов -в последовательной реализации основных постулатов и требований геосферной концепции, включении всех механизмов совершенствования природно-хозяйственных отношений (рента!), в сбалансированном сокращении био- и энергопотребления до границ устойчивости биосферы, включении сил и тенденций развития общества в фундаментальные законы развития биосферы в режиме выполнения принципа Ле Шателье-Брауна, преодолении стратегий развития цивилизации и природы по расходящимся векторам.

Только на этих условиях можно обеспечить подлинную заботу об интересах будущих поколений, повышение качества жизни современников и потомков без нарушения естественных прав человека и общепринятых норм морали. На уровне профессиональной подготовки специалистов, данное пособие содействует достижению высоких целей устойчивого развития.

Библиографический список

1. Абдурахманов Г.М., Урсул А.Д., Мунгиев А.А. Социально-экологическая реабилитация и устойчивое развитие Республики Дагестан (концепция и программа). - Махачкала, 1995.

2. Гасанов Ш.Ш. Структурная экология. - Махачкала: ИД «Наука плюс», 2005. - 200 с.

3. Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. - М.: ВИНИТИ, 1995, XXVIII. - С. 472.

4. Лукьянчиков Н.Н., Потравный И.М. Экономика и организация природопльзования: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2002.

5. Лукьянчиков Н.Н. Природная рента и охрана окружающей среды: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

6. Макар С.В. Основы экономики природопользования. - М.: ИМПиЭ, 1998.

Bibliography

1. Abdurakhmanov G.M., Ursul A.D., Mungiev A.A. Social ecological rehabilitation and stable development of Dagestan republic (concepts and program). - Makhachkala, 1995.

2. Gasanov Sh.Sh. Structural ecology. - Makhachkala, 2005. - 200 p.

3. Gorshkov V.G. Physical and biological bases of life sustainability. - Moscow, 1995, XXVIII - 472 p.

4. Lukjanchikov N.N., Potravny I.M. Economics and nature use organization: 2nd edition, Moscow, 2002.

5. Lukjanchikov N.N. Natural rent and environment protection. Manual for students. - Moscow, 2004.

6. Makar S.V. Base of economics of natural use. - Moscow, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.