УДК 336.226.44
Е.Р.ХУДЕШЕНКО
Экономический факультет, студентка группы ЭГУ-96,
ассистент профессора
ПЛАТЕЖИ В ВОДОПОЛЬЗОВАНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
РЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Три четверти нашей планеты занимают водные поверхности океанов, морей, рек и озер. Россия, располагая 20 % всех мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод, несет огромную ответственность перед мировым сообществом за их рациональное использование и защиту от антропогенного влияния.
В функции платного природопользования, в том числе платного водопользования, входит: 1) улучшение экологической обстановки, воспроизводства водных ресурсов, восстановления водных объектов и качества водных ресурсов путем аккумулирования необходимых финансовых средств на реализацию соответствующих природоохранных мероприятий и стимулирование природопользовате-лей к более рациональному и экономному использованию природных (водных) ресурсов; 2) обеспечение субъектам собственности реальных экономических выгод от использования природных ресурсов и выравнивание влияния на финансовые результаты предприятий-природопользователей продуктивности природных ресурсов, физико- и экономико-географических условий водопользования и природных качеств водных объектов.
В настоящее время рентный доход частично изымается через акцизы и налог на прибыль. Система сборов, налогов и платежей при пользовании водными объектами должна отражать положение каждого конкретного водопользователя, учитывать особенности использования водных ресурсов и возможности получения дифференциальной ренты. Образование водной ренты возможно в следующих отраслях экономики: сельское хозяйство, промышленность, объекты теплоэнергетики, использующие русловые водохранилища как оборотные системы водоснабжения, транспорт, рекреация.
Three fourth of our planet are occupied with water surface of oceans, seas and lakes. Russia, having in its disposal twenty per cent of world's stock of fresh surface and underground water, is greatly responsible in the face of world community for the recourses conservation and protection against man's impact.
The functions of chargeable nature management and in particular paid water consumption include:
1. Ecological situation improvement, water supply reproduction, restoration of water bodies and of water supply quality by accumulating necessary financial assets for realization of proper environmental actions and stimulation of nature consumers to more rational; and economical utilization of natural (water) recourses.
2. To provide subjects of property with real economic benefit from natural recourses utilization and to level the influence on financial results of enterprises - nature consumers of physico- and economico-geographicai conditions of water consumption; of productivity of natural recourses; and of water bodies' natural qualities.
- 151
Санкт-Петербург. 2002
At present rental income is partly taken through excises and income tax. Tax, levy and payment system while using water bodies should reflect the conditions of each concrete water consumer, consider peculiarities of water bodies utilization and possibilities of getting a differential rent.
Water rent formation is possible in the following branches of economics: agriculture, industry, objects of heat and power engineering, which utilize channel basins as reused system of waterwork; transportation, recreation.
Целью исследования является разработка метода формирования экологических и ресурсных платежей. Установление рентных отношений при пользовании природными ресурсами, в том числе водными, неразрывно связано с формированием системы платного природопользования, которая включает и водопользование.
Три четверти нашей планеты занимают водные поверхности океанов, морей, рек и озер.
По величине водных ресурсов наша страна занимает одно из первых мест в мире. Суммарный запас пресных вод в РФ порядка 44000 км3 (без подземных вод). Водные ресурсы всех рек в РФ равны 4270 км3/год, что чуть менее 10 % суммарного стока рек земного шара. В среднем с 1 км2 территории РФ стекает порядка 6,2-6,3 л/с воды, что составляет в год 200 тыс.м3
Россия, располагая 20 % всех мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод, несет огромную ответственность перед мировым сообществом за их рациональное использование и защиту от антропогенного влияния.
Функции платного природопользования, в том числе платного водопользования, можно свести к двум основным целям:
1. Улучшение экологической обстановки, воспроизводства водных ресурсов, восстановления водных объектов и качества водных ресурсов путем аккумулирования необходимых финансовых средств на реализацию соответствующих природоохранных мероприятий и стимулирование природо-пользователей к более рациональному и экономному использованию природных (водных) ресурсов.
2. Обеспечение субъектам собственности на природные ресурсы реальных экономических выгод от их использования и выравнивание влияния на финансовые резуль-
152 _
таты предприятий-природопользователей продуктивности природных ресурсов, физико-географических, экономико-географических условий водопользования и природных качеств водных объектов.
В настоящее время рентный доход частично изымается через акцизы и налог на прибыль. При таком частичном изъятии ренты потери бюджетов всех уровней составляют более 10 млрд руб. как минимум.
Система сборов, налогов и платежей при пользовании водными объектами должна отражать положение каждого конкретного водопользователя, учитывать особенности использования водных ресурсов и возможности получения дифференциальной ренты.
Под дифференциальной рентой понимается рентный эффект, который достигается предприятием при использовании данного природного ресурса (объекта) благодаря его естественным (природным) и экономико-географическим особенностям и выражающийся в том, что индивидуальные затраты, т.е. затраты предприятия на производство и реализацию продукции с использованием этого ресурса (объекта), оказываются ниже общеотраслевых затрат.
В мае 1998 г. принят Закон РФ «О плате за пользование водными объектами», которым на территории Российской Федерации введена плата за пользование природными ресурсами, а в июле 1998 г. постановлением Правительства РФ № 818 от 22.07.98 утверждены минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам. Введенная плата за водопользование является эффективным средством обеспечения экономного использования и надежной охраны водных объектов и их ресурсов и в России, как и в большинстве стран, стала неотъемлемым элементом хозяйственного механизма в сфере водопользо-
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.150. Часть 1
вания. Но ставки платы установлены для всех водопользователей (организаций, предприятий) без учета их экономического состояния: рентабельности, получения фактического или возможного значительного дохода при использовании водных ресурсов.
Платежи за пользование водными объектами не могут учитывать водную ренту, так как плата в качестве водного налога вносится всеми водопользователями и учитывается в себестоимости продукции (услуг), а рентные платежи (водная рента) вносятся только теми водопользователями, которые получают дополнительную прибыль от использования водных ресурсов.
Государство как собственник водных объектов вправе претендовать на получение ренты, которая должна взиматься за счет дополнительной прибыли, получаемой водопользователем при пользовании ресурсом, являющимся государственной собственностью.
Проблема определения водной ренты при использовании водных ресурсов должна решаться с учетом изъятия рентных доходов, полученных при пользовании водными объектами, которые различаются по признакам, относимым как к природным факторам (качество воды, удаленность от потребителя), так и к связанным с ними экономическим факторам (затраты на содержание и восстановление гидротехнических сооружений, затраты на улучшение качественного состояния водных объектов).
Образование водной ренты при пользовании водными объектами возможно в следующих отраслях экономики:
• сельское хозяйство - орошаемое земледелие;
• промышленность - водоемкие отрасли, и особенно гидроэнергетика, которая использует водные объекты как носители потенциальной энергии;
• объекты теплоэнергетики, использующие русловые водохранилища в качестве оборотных систем водоснабжения;
• транспорт - водный транспорт, эксплуатирующий водные объекты в качестве самых выгодных путей сообщения для внутренних грузоперевозок;
• рекреация - использование оздоровительных, эстетических свойств водных объектов. Водные объекты, используемые для рекреации, имеют высокую потребительскую стоимость, что служит источником высоких доходов при использовании водных объектов в целях рекреации.
В настоящее время в литературе встречаются предложения ряда авторов по расчету способов изъятия ренты в отраслях при-родоресурного комплекса, в том числе при пользовании водными ресурсами. Одним из таких предложений по расчету рентного платежа является предложение первого заместителя министра природных ресурсов Н.Н.Михеева и сотрудников ВИЭМСа.
Согласно этому предложению рентный доход для расчета рентного платежа определяется как разница между максимальным и минимальным доходами за 6-10-летний период и исключением из доходов налоговых платежей и сборов и годовых инвестиций на восстановление основных фондов и с учетом коэффициента, исчисленного исходя из нижнего предела рентабельности*:
ДР=ЛДК,
где Др - рентный доход; АД - разница между максимальным и минимальным доходами за 6-10-летний период; К - коэффициент, равный нижнему пределу рентабельности.
Нижние пределы рентабельности для расчета рентного дохода принимаются в следующих размерах, %: для гидроэнергетики - 25, водного транспорта - 6, рекреации на водных объектах 25, орошения овощей, садов - 5, орошения риса - 10.
Водная рента определяется как отношение рентного дохода к продукции, услугам, получаемым за счет использования водных ресурсов, устанавливается по группе водопользователей исходя из показателей чистого дохода (прибыли) на единицу продукции (услуг) и относится на единицу объема продукции (услуг)*:
* Михеев H.H. Внедрение рентных отношений в водопользовании / Н.Н.Михеев, А.Н.Шпагина, И.В.Куприянов // Природно-ресурсные ведомости. 2001. № 7.
* Там же.
- 153
Санкт-Петербург. 2002
Рентные платежи по отдельным пользователям водных ресурсов
Пользователи водных ресурсов Единица измерения Чистый доход (прибыль) Водная рента
1. Гидроэнергетика коп./(кВтч) 4-20 0,12-2
2. Водный транспорт
(внутренние грузоперевозки) коп./(т-км) 0,8-11 0,05-0,5
3. Рекреация на водных объектах коп./(чел-день) 55-150 4-23
4. Орошение риса руб./т 50-185 1-8
5. Орошение овощей и садов руб./т 100-630 5-45
6. Бутилирование пресной воды руб./л 1-12 0,3-2,3
р=дР/а,
где 0, - объем продукции, услуг, получаемых за счет использования природных ресурсов.
Система рентных платежей при пользовании водными объектами отражает экономическое положение каждого конкретного водопользователя и учитывает особенности использования водных ресурсов. Водная рента образуется только при высокорентабельном использовании водных ресурсов, изымается только из прибыли и подлежит уточнению в зависимости от изменения цен в сфере материального производства и услуг. В таблице представлена ориентировочная водная рента при использовании водных ресурсов в расчете на единицу продукции (услуг) по отдельным пользователям водных ресурсов. Исходные данные в приведенных расчетах приняты условно.
Только при должном правовом и экономическом оформлении системы рентных отношений возможно такое перераспределение части рентного эффекта сырьевых предприятий, при котором почти не задействованная сейчас рента с природных ресурсов способна стать значительным источником доходов для российских регионов и страны в целом. Введение непосредственных рентных платежей в основных ренто-носных отраслях экономики позволит направить в федеральный, региональные и местные бюджеты именно ту часть доходов предприятий, которая возникает на основе использования высокоэффективных природных ресурсов, характеризующихся благоприятными экономико-географическими
факторами (непропорционально затратам труда и капитала), и необоснованно присваивается ныне главным образом как самими этими предприятиями, так и в еще большей мере - контролирующими их коммерческими финансовыми структурами.
Поэтому чрезвычайно важно определить такие необходимые правовые и экономические основания, которые позволяли бы исполнительной власти региона при заключении договора на право пользования ценными природными ресурсами (объектами), способными давать рентный эффект, оговаривать специальные условия для изъятия дополнительной прибыли (ренты) в бюджеты всех уровней.
В заключение хочу отметить, что внедрение рентных отношений в водопользование позволит создать систему рационального водопользования, предусматривающую взимание платы за пользование водными объектами, размер которой зависит от объема изъятия и условий использования водных ресурсов.
От эффективности функционирования системы платежей за водопользование в значительной степени зависит обеспечение оптимальных условий водопользования, поддержание качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям, защита водных объектов от загрязнения, засорения и истощения, а также поддержание продуктивности водного объекта, гарантирующей всем пользователям водных ресурсов необходимое количество, качество и режим водопользования.
Научный руководитель профессор, д.э.н. Е.А.Соловьева 154 ___
ТБвЫ 0135-3500. Записки Горного института. Т.150. Часть 1